![]() |
|
|
Курсовая работа: Методы продвижения чтения в детских библиотекахКурсовая работа: Методы продвижения чтения в детских библиотекахСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ПРОДВИЖЕНИЕ ЧТЕНИЯ: ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ 1.1 Проблемы чтения современных детей и подростков 1.2 Визуальная форма продвижения чтения 1.3 Роль СМИ в продвижении чтения 1.4 Социальное партнерство библиотек 2. ОПЫТ ПРОДВИЖЕНИЯ ЧТЕНИЯ В ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕКАХ 2.1 Зарубежный опыт 2.2 Отечественный опыт 2.3 Опыт библиотек Чувашии 2.3.1 Деятельность регионального Центра чтения 2.3.2 Продвижение чтения в библиотеках Чувашской Республики ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ На рубеже веков чтение детей и взрослых стало осознаваться властью и обществом как государственная проблема. На высоком уровне было принято решение о разработке долгосрочной Национальной программы развития чтения в России. Фундаментом реализации этой программы являются библиотеки, а основой для поддержки чтения детей и семей – школы и библиотеки, работающие с детьми. В современной России действуют развитая сеть школьных и уникальная в мировой практике система специализированных детских библиотек, включающая более 70 библиотек на федеральном и региональном уровнях; более 4 тыс. детских библиотек работают в городах, поселках и селах. В течение последних 10–15 лет детское чтение переживает явный кризис и многим группам пока что читающих детей угрожает опасность отторжения от книжной культуры. О кризисе детского чтения говорят данные двух последних международных исследований образовательных достижений учащихся, в которых анализировалась читательская грамотность школьников-подростков (PISA-2000, PISA-2003), а также результаты многочисленных исследований досугового чтения детей и подростков, проводимых в разных регионах России детскими библиотеками. В содержании и качестве детского чтения сегодня отразились все наши проблемы отношения к детству и духовной культуре общества. Это чуткий индикатор общественного развития, отношения государства к культуре и детству. Очевидно, что перспективы развития страны во многом связаны с состоянием чтения детей и подростков, поскольку именно интеллект, образование и культура подрастающего поколения будут особенно востребованы в развивающемся информационном обществе – «обществе знаний». [1] 1. ПРОДВИЖЕНИЕ ЧТЕНИЯ: ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ 1.1 Проблемы чтения современных детей и подростковО «катастрофе чтения» взрослого населения в России в течение последних лет говорят и пишут различные средства массовой информации. Согласно данным международных исследований педагогов, в которых приняла участие и наша страна, в России падает «грамотность чтения» школьников: они стали читать гораздо хуже, чем раньше. В ряде периодических печатных изданий утверждается, что «дети не читают». Те, кто работает с детьми, – педагоги, воспитатели, библиотекари, – знают, что все дети школьного возраста читают, поскольку должны подготовить школьные задания. Но читают ли они для себя, для собственного развития? На этот вопрос могут ответить библиотекари, работающие в детских и школьных библиотеках. Дети – одна из самых больших групп посетителей библиотек. Но в целом, сегодня они читают иначе, чем их сверстники два десятилетия назад. Часть их стала читать меньше, изменились читательские потребности и предпочтения. Однако есть многие дети и подростки, которые любят читать и, как правило, регулярно посещают библиотеки. Сложившуюся ситуацию необходимо внимательно исследовать: без системного анализа детского чтения, мониторинга и оценки происходящих процессов, выделения целевых аудиторий читателей библиотекарям и учителям крайне сложно выстроить новую стратегию взаимодействия с юными гражданами. Детские библиотеки в стране проводят много различных исследований, посвященных разным аспектам взаимодействия детей с информацией. Они изучают детское чтение и литературу для детей, чтение в семье, информационные потребности детей, их отношение к библиотекам, роль «руководителей детским чтением» – учителей, воспитателей, а также библиотекарей и многое другое. Одним из крупномасштабных проектов изучения детского досугового чтения является комплексное исследование «Сельский ребенок: чтение, книжная среда, библиотека», которое было проведено Российской государственной детской библиотекой совместно с центральными региональными детскими библиотеками в 2002–2005 гг. в 17 регионах России (в областях: Амурской, Иркутской, Калининградской, Кемеровской, Липецкой Московской, Мурманской, Нижегородской, Рязанской, Псковской, Пермской, Самарской, Саратовской, Томской, Тюменской, а также на Ставрополье и Краснодарском крае). В исследовании было опрошено 2448 подростков 11–15 лет. Опрос проводился осенью 2002 г. и весной 2003 г. в школах и библиотеках. Полученные результаты позволяют увидеть проблемы и состояние детского чтения сельских детей и подростков, которые сегодня являются группами «читательского риска», – больших социальных групп будущих граждан страны, особенно нуждающихся в помощи государства на фоне процессов развития в России информационного общества. Сегодня состояние чтения детей и взрослых вызывает тревогу: по данным социологов Аналитического центра Юрия Левады сегодня 52% россиян не покупают книг, а не читают – 37%. При этом 34% населения России не имеют дома книг. Жителям сел и городов с населением менее 100 тыс. человек книжно-журнальная продукция стала фактически недоступна [5]. Мир детства изменился и продолжает испытывать личные трансформации; детское сообщество, так же как и взрослое, стало крайне дифференцированным. Стало очевидным, что «детей вообще» нет; существуют различные группы детей, испытывающие на себе влияние разнообразных социально-культурных факторов. Назовем основные из них. 1. Социально-экономические факторы: степень стратификации и социального расслоения общества; уровень доходов и уровень бедности населения. 2. Социокультурные факторы: развитость системы всеобщего среднего образования (в том числе – обучение «читательской грамотности»); доступность образования; уровень образования и культуры населения (в том числе – наличие грамотных «руководителей детским чтением» – учителей, воспитателей, библиотекарей; наличие традиции чтения в семье); развитость социокультурной и образовательной среды (в том числе – «книжной» – книжных магазинов, киосков, домашних библиотек, оснащенных обновленными книжными фондами и компьютерной техникой общедоступных, детских и школьных библиотек). 3. Информационно-коммуникационные факторы: развитость и доступность различных систем связи и каналов коммуникации (телевидения, телефонии и др.); доступность и развитость художественной визуальной культуры (видеотехника, кинотеатры); развитость и доступность Интернета. Состояние чтения детей и подростков зависит от сложного взаимодействия всех этих факторов, причем в различных ситуациях и условиях проживания какой-либо из них оказывает наиболее сильное влияние. Так, в столице и крупных городах на детское чтение особенно сильно влияет фактор развитости социокультурной среды (других возможностей проведения досуга), а также степень развития визуальной – «электронной культуры». Для малых городов и сел особенно значимы факторы развитости книжной среды и существования образованных и грамотных «руководителей детского чтения» (прежде всего, учителей и библиотекарей). Произошло ухудшение состояния книжной среды во многих регионах России (в том числе в результате снижения комплектования детских, школьных, сельских общедоступных библиотек – организаций, традиционно поддерживающих детское чтение). Недостаточная обеспеченность многих семей привела к тому, что книги и журналы стали слишком дороги и непосильны для семейного бюджета. Следствием разрушения системы продажи и распространения книг стало закрытие книжных магазинов во многих городах и селах. Очевидна также деформация репертуара книгоиздания, что привело к резкому сужению репертуара актуальных книг для подростков (в том числе почти не издаются новые отечественные авторы, выходит крайне малое количество переводных изданий лучшей детской и подростковой литературы). На репертуаре и качестве детской литературы сказалось также и отсутствие государственной поддержки писателей, издателей, критиков детской и подростковой книжной культуры. Какие же книги хотят читать подростки? В ходе исследования респонденты назвали: приключения 43,7%), о природе (41,5%), фантастика и фэнтези (39,7%), юмор и «веселые» книги (37,7% и 27,4%), ужастики (35%), книги о путешествиях (34,7%), романы о любви (32,1%, читают девочки), книги о спорте (31,2%, читают мальчики), комиксы (30,6%), а также книги о компьютерах, детские детективы, книги о сверстниках, сказки. Кроме того, подростки читают литературу о профессиях, технике, истории, войне, космосе и мн. др. Но поэзию и русскую классику предпочитает лишь один человек из десяти (преимущественно девочки). Диспропорции в издании литературы для детей и юношества привели к тому, что в литературный процесс мало попадают современные отечественные писатели, в связи с чем репертуар чтения художественной литературы подростков и юношества пока что обновляется за счет западной литературы – таких жанров, как триллеры (ужасы), детские детективы и фэнтези. Актуальная художественная литература для подростков и юношества, где бы говорилось о современных проблемах, замещается, таким образом, частично – журналами, частично – детективами и любовными романами для взрослых, частично – фэнтези. [1] 1.2 Визуальная форма продвижения чтенияВизуальные образы имеют реальное воздействие на новые поколения, которые наиболее подвержены внешнему влиянию, остро ощущают на себе воздействие окружающей среды, связанное с более глубоким проникновением видеокультуры в современную жизнь. Развитие мультимедийных средств во многом меняет подход библиотекарей к привлечению читателей к книге. Продвижение книги и чтения с использованием средств визуальной культуры все более уверенно входит в практику работы российских библиотек. Наши будни скрашивают театр, музыка и литература, которые формируют ценности и смысл жизни, наполненной и состоящей из обязанностей выполнения общепринятых норм повседневности. Но научились ли мы разумно сочетать классическую книгу и «сливки» прогресса в виде креативных информационных технологий? В самом деле, в стране уже идет эксперимент по продвижению электронных читалок. Классика из-за дорогостоящих затрат возможно не будет переиздаваться, будет перенесена на электронные носители. По сути дела чтение книг в оригинале может стать дорогостоящей редкостью. Современным детям не хватает дисциплины и чтения. Подрастающему поколению необходимо демонстрировать чтение на примере читающих взрослых. Оказывается исследователи доказали, если в семье отец читающий, то интеллект мальчика из этой семьи на 10% выше обычных его сверстников. [3]. За последние годы возникли проекты, направленные на создание собственной видеопродукции. Так, в 2006 г. МЦБС имени М.Ю. Лермонтова г. Санкт-Петербурга создала фильм-репортаж «Время читать! Или следствие ведут библиотекари». Этот фильм получил широкое распространение в профессиональной среде, демонстрировался на многих крупных совещаниях и конференциях, используется как учебное и информационное пособие, и вызвал волну подобных проектов. Созданы фильмы в рамках проекта «Год библиотек» в Курской области, по итогам Года чтения в Челябинской области – «Челябинск читающий», по итогам акции «Большое чтение» в Саратовской области. Ведется работа над видеофильмом «Читающая Орловщина». Ряд фильмов, посвященных продвижению чтения, создан библиотеками Москвы. Появились видеоролики, посвященные библиотекам, например, мультимедийный видеоролик «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина», созданный в 2007 г., подчеркивает масштабность проекта и позволяет говорить о «Библиотеке Президента» как о национальном информационном портале. В последние годы библиотеки все чаще не только заказывают, но и создают видеоролики самостоятельно. Роликов, посвященных разным аспектам библиотечной деятельности, создано уже довольно много. Их количество позволяет классифицировать продукты по тематике, целевому назначению. Весомый блок составляют и видеоролики, посвященные продвижению книги и чтения. Созданная библиотеками продукция охватывает как комплексные проекты и акции, так и отдельные мероприятия, в т.ч. растет количество рекламных видеороликов. Например, еще в 2006 г. Кемеровская ОНБ создала видеоролик, посвящённый кузбасской акции «Подари книгу сельской библиотеке». Видеоролики выставлены в библиотечных блогах, например, в блоге «Библиотекари Беларуси» есть раздел «Видеоролики о любви к библиотеке». Появились статьи и материалы, в которых даются методические и практические рекомендации по их созданию. Демонстрация фильмов и роликов входит в практику проведения профессиональных библиотечных мероприятий различного уровня. Мультимедийные презентации (созданные с использованием технологии Flash или при помощи Microsoft Power Point) – один из наиболее актуальных на сегодняшний день способов представления информации. Это продукт, который может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, диаграммы, звуковое оформление, видеофрагменты. Это соединение смысловой нагрузки с простотой восприятия информации особенно эффективно в пропаганде книги и чтения. Таких продуктов в библиотечной практике разработано много. Важным направлением деятельности библиотек является проведение конкурсов творческих работ среди населения, направленных на создание видеопродукции в поддержку чтения. Так, в 2006 г. Новосибирская ОЮБ провела областной конкурс социальной рекламы чтения «Читать престижно!», направленного на привлечение молодых людей к продвижению чтения в молодежной среде. Участникам конкурса в возрасте от 14 до 30 лет было предложено создать видеоролик, сценарий аудиоролика, макет баннера, электронную видеопрезентацию обращенные к молодежной аудитории и создающие привлекательный имидж чтения и «человека читающего». В 2007 г. в Чувашской Республике (Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека) был проведен Республиканский конкурс на лучшую мультимедийную презентацию «Любимые книги моей семьи». В результате были определены лучший видеоролик, рекламный плакат, а также читающая семья. В 2009 г. Самарская областная универсальная научная библиотека проводит конкурсе социальной рекламы «Время читать», среди номинаций которого – сценарии видеороликов. Массив накопленного опыта и актуальность работы позволяют поставить вопрос о необходимости осмысления достигнутого, выборе ориентиров и определении тенденций дальнейшего развития.[4] 1.3 Роль СМИ в продвижении чтенияБиблиотеки в своей деятельности так или иначе обращаются к рекламе. Целями проводимых рекламных компаний являются: • Привлечение в библиотеку новых пользователей; • Привлечение читателей к более активному чтению; • Поиск новых партеров и спонсоров; • Привлечение внимания библиотекам со стороны организаций, влияющих на развитие организаций. Партнерство библиотек зачастую имеет своей целью привлечение новых пользователей в библиотеку. По определению, данному профессионалами, рекламная кампания - это комплекс рекламных мероприятий, объединенных целью (целями), для реализации маркетинговой стратегии рекламодателя путем побуждения заданного круга потребителей к действию с помощью рекламных обращений. Рекламная кампания содержит в себе все элементы системы управления рекламной деятельностью: планирование, организацию и контроль. При правильной организации реклама очень эффективна. Но для того, чтобы реклама работала, нужно разработать стратегию рекламной кампании. Особенно это важно для того, чтобы разумно и экономно направить средства, выделенные библиотеками на рекламную компанию. Основной источник разработки стратегии рекламной кампании – общая программа деятельности организации. Исходя из этого и формируются цели рекламной кампании. Результаты от такой рекламной кампании могут привести к внедрению и распространению новых услуг, предоставляемых библиотеками, к стимулированию пользователей к чтению, или увеличению посещаемости мероприятий, к созданию благоприятного образа библиотеки в регионе и за его пределами, к обеспечению стабильности представлений о данной библиотеке у ее читателей, коллег и партнеров. Общественная (социальная) реклама передает сообщение, пропагандирующее какое-либо позитивное явление. Профессионалы создают ее бесплатно (корректнее говорить об этической позиции отказа от прибыли), место и время в СМИ также предоставляются на некоммерческой основе. Библиотеки, как учреждения, создающие рекламу не с коммерческой целью, должны пользоваться социальной рекламой. Конечно, нам не предоставят такую услугу для изготовления рекламной продукции, но размещать объявления с приглашением посетить библиотеку, или информацию о новых услугах или проводимых мероприятиях мы можем. Виды рекламы, используемые библиотеками: 1. Реклама на радио. Этот вид рекламы остается самым распространенным для библиотек для слепых. Как показывает практика, наши пользователи активно слушают этот доступный для них источник информации. А работники радиоканалов с удовольствием сотрудничают с библиотеками, оказывая эти услуги бесплатно. Анализ, проведенный сотрудниками нашей библиотеки, показал, что большая часть пользователей, потерявши зрение во взрослом возрасте, обратились в библиотеку, услышав объявления по радио. И не обязательно это объявления, приглашающие читателей в библиотеку. Любая информация, в которой звучит сообщение о библиотеке, вызывает резонанс – звонки от людей, которые спрашивают, как записаться в библиотеку. 2. Реклама в Интернет. Сегодня это уже довольно распространенный вид рекламы, число пользователей сетью постоянно растет. Библиотеки размещают на сайтах информацию о библиотеке, услугах, электронные каталоги, предоставляют возможность произвести заказ книг по электронной почте. В Интернете существует возможность динамического отслеживания хода рекламной компании. Способ оценки результатов рекламной кампании в Интернете зависит от ее целей. Это может быть и увеличение количества пользователей, расширение сферы услуг, и рост посещаемости сайта. 3. Выпуск рекламной продукции. На сегодняшний день рынок предлагает огромное разнообразие различных продуктов. Выбор зависит от целей, к которым стремится библиотека, целевой аудитории, на которую направлена реклама. Самая простая рекламная продукция – это памятки и листовки. Их можно даже изготавливать своими силами, небольшими тиражами, имея компьютер и принтер. Удобно то, что библиотеки могут изготавливать их дополнительно укрупненным шрифтом и по системе Брайля. Это может быть перечень услуг, список новых изданий, выпущенных библиотекой, дополнительная информация к литературным выставкам, организованным библиотеками. Наш опыт показал, что выпуск таких листков по системе брайля делает выставку боле доступной и наглядной для незрячих читателей, вызывает дополнительный интерес к определенной литературе. Плакаты – это более сложная в изготовлении продукция. Библиотеками плакаты используются, чтобы привлечь внимание прохожих к библиотеке, крупным мероприятиям, проблемам инвалидов и инвалидности. Главное для плаката – броскость, яркость, оригинальность композиции. Так, например, в свое время специалистами библиотеки были разработаны плакаты с десятью заповедями для приятного общения с незрячими. Позже я получила подарок от коллег из Гавайской специальной библиотеки – плакат с теми же заповедями, но сделанными в виде комиксов. Конечно, такой плакат привлечет внимание, вызовет интерес у прохожих, его захочется почитать. Что касается календарей, то они, как правило, пользуются наибольшим спросом и обладают лучшим рекламным эффектом. Календарь всегда нужен и, каждый раз обращаясь к нему, одновременно читаешь и то, что на нем написано. Календари могут быть настенными, настольными, карманными. Довольно распространенный вид рекламной продукции – буклеты и иллюстрированные брошюры. Важным при выпуске буклетов является ориентирование на целевую аудиторию. В зависимости от этого и подбирается материал, определяется стиль буклета. Для читателей важнее набор услуг, контактная информация, часы работы. Для партнеров важно знать о цели, с которой мы к ним обращаемся и контактная информация. Как показывает практика, люди не любят читать подробную информацию, поэтому, по возможности, необходимо определить эту цель в одну емкую фразу, вынеся ее на первый план, и далее разметить контактную информацию. В нашей практике был такой опыт, для съезда руководителей управлений культуры районов специалистами библиотеки был подготовлен буклет «Библиомост в область», содержащий краткую информацию об услугах библиотеки, оказываемых жителям области и контактную информацию библиотеки и ее филиалов. Такой прием способствовал развитию нового уровня взаимоотношений с районами области, как у библиотеки, так и у ее филиалов. Не менее интересна и такая продукция, как сумки, футболки, бейсболки, брелки, значки, вымпелы, открытки, сувениры. Это достаточно сложный в изготовлении и дорогостоящий вид продукции. Но профессионалы рекламного дела считают, что реализация сувенирной продукции может приносить доход. Нужно помнить, что это рентабельно только в случае достаточно больших тиражей. При разработке любой рекламной продукции важно уделить внимание разработке слогана. Слоган - рекламный лозунг или девиз, содержащий сжатую, легко воспринимаемую, эффектную формулировку рекламной идеи. Слоган несет эмоциональный смысл всей рекламной кампании; Некоторые эксперты считают, что 90% эффективности рекламы заключено в слогане. Зачастую люди проводят массу времени, создавая и редактируя тексты объявлений, статей, - вместо того, чтобы «вложиться» в слоган. Это большая ошибка, ведь если люди не прочтут что-то занимательное, они не прочтут и всего остального. Рекламная продукция – это наш личный представитель перед читателями и партнерами. В зависимости от профессионализма исполнения зависит ее эффективность. В работе над любой рекламной продукцией в первую очередь оценивают аудиторию, где она будет представлена, и только после этого приступают к непосредственной разработке. [5] 1.4 Социальное партнерство библиотекОдним из демократических институтов, обеспечивающих баланс интересов различных структур общества на сегодняшний день является институт социального партнерства, развивающийся в России последнее десятилетие. Происходит оформление интересов и прав социальных, корпоративных и региональных групп, формирование адекватных им институтов представительства, нормативно-правовой базы, наработка практики коллективного договорного регулирования. Библиотечно-информационные учреждения как составляющая часть социокультурного пространства подчиняются объективным законам общественного развития. Коммуникативные связи «библиотека-общество» имеют перспективу в развитии именно в виде системы социального партнерства, причем по ряду объективных причин библиотека зачастую становится движущей силой развития партнерских отношений. Определение позиций библиотеки в социальном партнерстве в настоящее время, когда происходит реформирование системы местного самоуправления, имеет приоритетное значение. Перед муниципальными библиотеками стоит задача трансформации направлений деятельности в соответствии с наиболее актуальными проблемами местного сообщества. Решение этой задачи способствует преодолению обществом стереотипа видения библиотек только как досуговых учреждений и осознание общественностью их возможностей как ресурсов развития гражданского общества. Одним из аспектов стратегического планирования развития библиотек является формирование социального партнерства во внутреннем и внешнем библиотечном пространстве. Среди объективных факторов участия библиотек в системе социального партнерства можно выделить: во-первых, наличие гражданского общества и устойчивой тенденции развития демократии. Это условие является определяющим для возникновения всей системы социального партнерства в целом. Институт социального партнерства находится в России в состоянии зарождения именно из-за недостаточного развития гражданского общества. С другой стороны, без консолидации региональных и местных сообществ, их активного сотрудничества невозможно построение гражданского общества; во-вторых, наличие субъектов, взаимозаинтересованных в партнерских отношениях. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |