на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Крестный ход Курской губернии в освещении отечественной исторической науки и культуре


Если на основании вышесказанного о значительной урбанизации данного региона в ранне-русский период его развития вычесть как минимум лет 10 из 1034 ориентировочно года появления Феодосия с родителями в Курске, получается середина 1020-х гг. как гипотетическое время придания этому поселению древнерусского облика. Выходит отрезок времени сразу после победоносной для Мстислава битвы при Листвене, когда он получил в свое законное владение всё Левобережье. Наступившая тогда и поразившая летописца «тишина великая в стране» оказалась исключительно благоприятна для градостроительства, темпы которого, судя по археологическим данным, заметно возросли и на правом, и на левом берегах Днепра. Этот событийный контекст представляется мне гораздо убедительнее в качестве исторического старта города Курска, чем куда более абстрактные предположения об эпохе Владимира I как его создателя, преобладающие до сих пор в исторической и краеведческой литературе.

Таким образом, на роль основателя курских церквей и прочих парадных строений, построменских укреплений здесь первым кандидатом является именно Мстислав (заказчиками официальных, особенно каменных зданий в домонгольской Руси были почти исключительно князья, реже епископы). А прослеженная в исторической литературе близость дат гибели этого князя и приезда родителей Феодосия в Курск подтверждает предположение о «властелине» «Жития» как уже не черниговском, а киевском посаднике, назначенном сюда Ярославом Мудрым сразу после окончательного присоединения Левобережья к его державе. Во всяком случае, к моменту полного перехода под юрисдикцию Киева у руководителей этого города были время и средства построить «хоромы» для своего «властелина» и церкви для христиан первых поколений среди здешнего населения.

Мстислав Владимирович отличался от прочих Рюриковичей той эпохи повышенными симпатиями к христианской церкви. Даже своего сына он назвал не двумя, а одним, сразу христианским именем - Евстафием. Это единственное христианское "родильное" имя среди Рюриковичей этого поколения - многочисленных внуков Владимира I (ещё одно такое имя в упомянутом ряду - Илья всё же содержит языческий оттенок, если учесть, что Святой Илья сменил Перуна в роли покровителя дружины).

В том же духе утрированной приверженности христианству стоит и тамга этого внука Владимира Святого - найденная при раскопках Таманского городища костяная накладка на лук содержит изображение трезубца Рюриковичей, которое отличается от родственной тамги Мстислава двумя знаками креста – на среднем зубце и на основании. Далее, по обету, данному в поединке с Редедей, сам Мстислав построил в Тмутарака церковь в честь Богородицы. Заложенный Мстиславом в Чернигове Спасский собор по размерам соперничал с Новгородской и Киевской Софьями. Вряд ли случайно в тот же самый период с территории Северского Левобережья вышли такие светочи православия, как Святой Антоний и Святой Феодосий, и, похоже, Даниил Паломник.

Предполагать в игумене Данииле жителя юга Руси, скорее всего, - уроженца Черниговского княжества, исследователей заставляет предпринятое этим писателем проникновенное сравнение палестинской реки Иордана со Сновой рекой . Комментаторы этого места памятника указывают на реке Снова, приток Десны, впадающий в неё в районе Чернигова, а исток берущий возле г. Стародуба. Обращу внимание на то, что этот гидроним не одиночен на Днепровском Левобережье. Так, речка Снова течёт по Курской земле; беря свой исток рядом с Окой и Очкой и впадая справа в реку Тускарь. Еще одна Снова, правый приток Дона, протекает в Липецкой области. Обе указанные мной реки расположены в тех местах речной сети Посеймья и Подонья, что активно использовались как торговые и вообще путешественные маршруты, начиная с раннего Средневековья. Именно Доном начинал свой путь в Святую землю другой известный паломник, уже XIV в. – митрополит Пимен. Прозрачна славянская этимология данного гидронима . А славянский пласт левобережной гидронимии исторически позднейший, относится к сравнительно малым потокам (самые крупные получили иранские и балтийские названия от предшественников славян на этих землях). Поэтому неудивительна особая гордость за родную речку у русского паломника.

Отмеченный ряд выходцев с Днепровского Левобережья – выдающихся христиан должен быть пополнен и отцом нашего героя. В своём «Послании о вере латинской» Феодосий называет себя «в чистой и правоверной вере рождённым и воспитанным добре в законе правоверным отцом и матерью христианкой». Для представителя старшей дружины князя на Руси начала XI в. это уже обычное состояние.

Ярким аргументом в пользу опережающего темпа христианизации Левобережья по сравнению с остальными центрами формирующейся Руси служит недавняя находка изображения креста, которым оказался отмечен наконечник копья, происходящий из знаменитого кургана - черниговской Чёрной могилы.

Так что те церкви, в которых подвизался в Курске и его округе Феодосий Печерский, скорее всего, воздвигались там по инициативе христианнейшего князя Мстислава. Причём в нашем распоряжении имеются фактические данные, позволяющие с определённой долей уверенности предполагать название старейшей церкви города Курска (хотя в письменных источниках её имя не названо).

Первые храмы Курской земли должны были относиться к Черниговскому епископству Киево-Русской митрополии, которое отмечается третьим по времени возникновения и значению после Белгородской и Новгородской. Причем «Черниговская и Переяславская епархии получили на некоторое время в 60-х годах XI в. статус титулярных митрополий. Следовательно, епархии должны были существовать здесь и раньше», что косвенно и подтверждается, в частности, резюмированным мной археологическим и житийным материалами первой половины XI в. Насаждение церквей и приходов на дальнем юго-востоке Древнерусского государства непосредственно вслед официального принятия им христианства подготавливало церковно-административное возвышение данного региона, находящегося, как-никак, поближе к Византии. После крещения Руси роль Константинополя в культурно-идеологическом развитии родины Феодосия стала эквивалентна влиянию скандинавского Севера.

Г.В. Вернадский предположил даже, что ещё Мстислав, будучи в Тьмутаракани, учредил там особую архиепископию, которой подчинялась в церковном отношении отошедшая этому князю часть Руси. А установление в Киеве митрополии объясняется ответным шагом Ярослава в борьбе этих сводных братьев-Владимировичей за верховную власть в стране. Такое предположение не слишком отличается от вышесказанного, если смотреть на ситуацию с точки зрения обращаемых в новую веру северян Посеймья.

В пользу реальной возможности вневизантийских, а может быть даже внекиевских истоков первоначальной христианизации этого региона могут свидетельствовать новые данные о распространении христианства в Хазарии: на её коренной территории, в Прикаспии при раскопках недавно обнаружены неожиданно многочисленные христианские символы. Среди них выделяются остатки четырёх богато декорированных христианских церквей VI-VIII вв. на кладбище древнейшей столицы каганата - Беленджера. Христианские храмы, хазары-христиане отмечены письменными источниками и в других хазарских городах IX-X вв., ближе расположенных к Днепровскому Левобережью. Указанное обстоятельство облегчило, как видно, переход части разгромленной Святославом Хазарии под своеобразный протекторат Руси. Недаром впоследствии один из внуков Ярослава Мудрого, князь черниговский и тьмутараканский Олег Святославич (умер в 1115 г.) носил титулы кагана и вдобавок «архонта Матрахи, Зихии и всей Хазарии» по актовой печати-булле. А идейное влияние Хазарии на крайний юго-восток ее славянского пограничья неоднократно отмечалось исследователями этого последнего района. В конфессиональном отношении он вполне мог первоначально «тянуть» к северным епархиям Хазарской митрополии. Церковная организация мировых религий всегда имеет тенденции «переползать» политические границы ради миссионерства.

Все эти соображения помогают объяснить явно повышенную для середины XI в. концентрацию храмов и прихожан в районе Курска, лежащем где-то на полдороге от тьмутараканского Приазовья к Чернигову. Как уже говорилось, заказчиками большинства древнерусских каменных зданий, в том числе храмов выступали князья, реже епископы. Это соображение дополнительно указывает на Мстислава как на более вероятного первостроителя курских церквей - раз к его последней столице и центру выпестованного им диоцеза Чернигову новорожденный Курск располагался поближе.

Мстислав заложил свой главный – Спасский собор в Чернигове за один-два года до своей кончины, коли эта новостройка к её моменту возвышалась, по наблюдению летописца, «в высоту, сколько можно, стоя на коне, достать рукой». Если согласиться с уточненной выше датой его смерти – примерно 1034 г., то закладка черниговского Спаса приходится на самое начало 1030-х годов. Примерно в это время могло начинаться строительство христианских храмов и в Посеймье[22].


Глава 4. Освещение Крестного хода в русской культуре

На Всероссийской научно практической конференции «V Дамиановские чтения», которая состоялась в Курске, много шуму наделал доклад заведующего группой исторической библиографии Российской национальной библиотеки кандидата исторических наук Алексея РАЗДОРСКОГО. Он поставил под сомнение официально принятую Русской православной церковью датировку обретения чудотворной иконы «Знамение Божьей Матери» Курской Коренной, являющейся главной святыней Русской православной церкви за рубежом.

— Алексей Игоревич, реакция представителей Курской епархии на ваш доклад была довольно бурной. Вы знаете об этом?

— Да. Я видел по телевидению вечерний выпуск местных новостей, в котором представители Курской епархии заявили, что я сомневаюсь в подлинности и чудотворности самой иконы! Не берусь судить, была ли эта подмена понятий произведена сознательно или же они просто не поняли сути вопроса. Речь идет не о чудотворности иконы, а о достоверности официальной даты ее обретения! Это совершенно разные вещи!

— Почему, по-вашему, 8 сентября 1295 года — недостоверная дата обретения иконы?

— В исторической науке, говоря о фактах и событиях прошлого, принято опираться на первоисточники. Единственным первоисточником, повествующем об истории обретения иконы, является «Повесть о граде Курске», созданная неизвестным автором в середине XVII века. Несколько лет назад я начал работу по подготовке этого историко-литературного памятника к публикации.

В Российской национальной библиотеке в Петербурге, в Российской государственной библиотеке и Государственном историческом музее в Москве удалось обнаружить 8 разновременных списков «Повести». Ни в одном из них даты обретения иконы нет, хотя автор «Повести» тщательным образом собрал все известные ему устные и письменные свидетельства об истории иконы.

— Откуда же появилась дата?

— В «Описании Курского наместничества» С. И. Ларионова, изданном в 1786 году, в рассказе об обретении иконы имеется примечание, что дата этого события приведена на гравированных листах с изображениями икон Богоматери. Такие гравюры, содержащие изображения десятков почитавшихся на Руси икон, появились только в XVIII веке и сами по себе никак не могут считаться достоверными источниками сведений о событиях. Кроме того, историко-искусствоведческие исследования подобных гравюр показали, что даты обретения икон в них зачастую указаны неверно. При их изготовлении и тиражировании происходили опечатки. В результате даты, относящиеся к одним иконам, нередко попадали под изображения совсем других.

— То есть вы считаете, что эта дата — следствие ошибки гравера XVIII века?

— Весьма вероятно. Но не исключено, что она была вымышлена сознательно. Такое случалось в начале ХVIII столетия.

Известно, например, что в 1715–1716 годах сторож Кремлевского Благовещенского собора (эта должность была тогда весьма почетной) Симеон Моховиков на основе широкого круга документов составил рукописный сборник под названием «Солнце Пресветлое», содержащий исторические сведения о 136 иконах. В процессе работы выяснилось, что даты обретения многих икон неизвестны и сведений на этот счет нет. В этих случаях даты были вымышлены автором. Кстати, в отношении даты обретения курской иконы в сборнике Моховикова значится вообще 1697 год, что совершенно не соответствует действительности. Этот факт, однако, свидетельствует, что дата «8 сентября 1295 г.» на тот момент не была зафиксирована в церковных источниках, имевшихся, без сомнения, у Моховикова под рукой.

— Когда же, по-вашему, на самом деле была обретена икона?

— В конце ХV или в начале ХVI века. В «Повести о граде Курске» — нашем первоисточнике — прямо сказано о том, что рыльские охотники, нашедшие икону на берегу Тускари, вернулись домой и рассказали о произошедшем своим землякам. Молва об иконе дошла до рыльского князя Василия Ивановича Шемячича, и он приказал перенести чудотворный образ в Рыльск. Известно, что Шемячич княжил в Рыльске в конце ХV — начале ХVI века и умер в 1529 году. Все дальнейшие события, связанные с иконой, о которых идет речь в «Повести», представляют нам реалии исключительно XVI-ХVII веков.

— Почему же до сих пор достоверность даты «1295 год» не вызывала сомнений?

— Вызывала! Одним из первых, кто усомнился в официальной датировке обретения иконы, был великий русский историк Василий Ключевский. Он считал, что это событие произошло не раньше XV века. Ко второй половине XV века относил время обретения иконы замечательный курский краевед и церковный историк Николай Сенаторский, посвятивший истории чудотворного образа специальное исследование.

— Но ведь прямых доказательств ошибочности нынешней датировки все равно нет?

— Для этого специалистам в области древнерусского искусства необходимо провести комплексное исследование самой иконы с использованием всего спектра современных технологий. Если окажется, что образ написан позднее XIII века, то вопрос о достоверности даты «1295 год» отпадет сам собой.

— Но это одна из самых почитаемых святынь. Допустим ли подобный сугубо научный подход применительно к ней?

— Безусловно! Она ведь не только главная святыня Курского края и Русского Зарубежья, но одновременно и выдающийся памятник отечественной истории и культуры! Икона Владимирской Богоматери, например, изучена искусствоведами самым тщательным образом, но от этого она, согласитесь, не перестала быть одной из главных святынь всей Русской земли[23].


Заключение

Великие беды Курского края длились почти до конца XIII века. Заметим, что вплоть до 1295 года никаких летописных сведений о крае не имелось, казалось, что курская сторона Руси и в самом деле погибла. Но не оставила курян их вера и надежда на Господа Бога нашего и Пречистую Матерь Его. Верные заветам Христа куряне молили его о пощаде. 8 сентября 1295 года в окрестностях Курска на берегу реки Тускарь в лесной чаще была явлена чудотворная икона Знамения пресвятой Богородицы.По преданию, икона была найдена жителем Рыльска в 1295 году в лесу, на месте ее появления забил святой источник. В 1383 году монголо-татары пытались сжечь святыню, но она не загорелась, а когда рассекли мечом соединилась снова. В 1597 году икону взяли в Москву, и в тот же год царь Федор Иоаннович издал Указ о сооружении на месте явления иконы мужского монастыря Коренная пустынь. В 1613 году икону вернули в Курск. Образ помогал русским ратникам – его изображения украшали полковые знамена в Крымском походе в 1689 году. В 1812 году список с чудотворной иконы куряне отправили в действующую армию Михаила Кутузова.

Ежегодно25 сентября православные верующие Курска переносят крестным ходом чудотворную икону Божией Матери "Знамение" Курскую Коренную из монастыря Коренная пустынь на зимнее хранение в Знаменский кафедральный собор.

Крестный ход начался с Божественной литургии, которую отслужил архиепископ Курский и Рыльский Герман. Руководитель пресс-службы Курской епархии Людмила Штукина сообщила ИТАР-ТАСС, что поклониться святыне прибыли паломники из соседних областей, а также Белоруссии, Приднестровья, Украины и Сербии.

Первый крестный ход со святыней состоялся в 1618 году. Праздник стал традиционным, проходил два раза в год. В настоящее время крестный ход с иконой является одним из самых значимых событий в жизни курских православных верующих. В прошлом году в нем участвовали более 70 тыс. человек.

В 2010 году верующие отмечают 100 лет со дня рождения Серафима Саровского. В детстве он излечился от тяжелого недуга, прикоснувшись к Коренной иконе.

В Курске прошел 25-тысячный Крестный ход с Коренной иконой Знамения Божьей Матери. Этот образ считается одной из главных святынь Русской Православной Церкви. Образ Знамения Божией Матери «Курская Коренная» был обнаружен в конце ХIII века у корня дуба, отсюда и название – Коренная. Во времена татарского нашествия, когда вся Русь испытывала величайшее бедствие, город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение. В окрестностях города один охотник заметил лежавшую у корней дерева икону. Он поднял ее и увидел, что изображение иконы подобно иконе «Знамение» Новгородской. Одновременно с явлением этой иконы совершилось и первое чудо. Как только охотник поднял святую икону с земли, тотчас на этом месте забил источник чистой воды. Это произошло 8 сентября 1259 года. Особая помощь Божией Матери через эту икону связана с важными событиями в истории России: освободительной войной русского народа во время польско-литовского нашествия 1612 года и Отечественной войной 1812 года. Ею благословляли русские войска перед сражениями. Каждый год в девятую пятницу после Пасхи верующие, по традиции, несут чудотворную икону из Знаменского собора в монастырь Коренная пустынь. В этом году верующие отмечают 100 лет со дня рождения Серафима Саровского. В детстве он излечился от тяжелого недуга, прикоснувшись к Коренной иконе. Поклониться святыне в Курск приехали паломники из разных городов России и зарубежья. С 25 мая 2010 года Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение», со времен Гражданской войны являющаяся главной православной святыней русского зарубежья, вновь находилась на исторической родине - в Курске.

В сентябре 2009 года она впервые после 90-летней разлуки была принесена в пределы Отечества и сначала пребывала в Москве, в храме Христа Спасителя, а затем до 2 октября - в Курске, где сотни тысяч курян и паломников из других регионов России смогли прикоснуться к легендарному древнему образу Богородицы.

И вот во вторник святыня вновь оказалась на курской земле, только на этот раз она была доставлена с Украины: с 13 по 22 мая ей поклонялись киевляне, затем жители Сумской области. А на Украину икона прибыла из Мюнхена – она постоянно странствует по миру, посещая русские православные приходы в разных странах на всех континентах. На границе икону «Знамение» встретила курская делегация во главе с архиепископом Курским и Рыльским Германом и губернатором Александром Михайловым, а в Курске, – как и в прошлый раз, редкостное многолюдье. Священнослужители установили святыню на украшенные цветами носилки, и торжественная процессия прошествовала по улице Ленина от площади Перекальского к Знаменскому собору. Накануне по всей улице Ленина реклама на растяжках была заменена изображениями Курской Коренной иконы, а путь ее был выстлан цветами и свежескошенной травой. На площади перед собором начались первые богослужения около святыни, установленной на постаменте…

На курской земле древняя икона оставалась до 8 июня. В основном она была круглосуточно доступна для паломников в Знаменском соборе (издревле своем «зимнем» доме), а 4 июня, – как всегда, в девятую пятницу после Пасхи – возглавила знаменитый крестный ход из Курска в Коренную пустынь[24]. Необходимо сказать, что Промыслом Божиим крестные ходы помогали народу преодолевать все трудности жизни.


Список литературы

1.  Арцыбашева Т.Н. Православный Курский край. Курск, 2002. 142 с.

2.  Лысых В.Н. Курская Коренная икона Божией матери Знамение. М.,

2007. 168 с.

3.  Шпилев А.Г. Знаменский монастырь. Курск, 2000 .24с

4.  Бугров Ю. История Курской епархии. Курск ,1989.103с

5.  Рождество Богородской пустыни. СПб., 1876. 217с

6.  Курская святыня. СПб., 1899 .103с

7.  Фирсов А. Коренная пустынь. М.,2000.930 с.

8.  Сенаторский И.П. Исторические сведения о Курской чудотворной иконе Знамения Пресвятой Богородицы. М., 1913.105 с.

9.  Плотников А.А. Из истории монастырей и храмов Курского храма. Курск, 1998 .221 с.

10.  Кулагин В. Святая Курская земля. Курск, 2004 .263 с.

11.  Путешествия по Курскому краю: маршруты экскурсий и туристических походов по историческим и памятным местам. Курск, 2004 .103 с.

12.  Пахомова А.Н. Курщина в процессе формирования государства и права Древней Руси. Курск, 2006. 291с.

13.  Коренная пустынь 4 века (1957-1997 гг.), 48с.

14.  Материалы интернет сайтов: www.korennaya.ru, http//www. Museum.ru / M 2246, http//foto.rambler.ru/users//arnosha/23/.

15.  Щавелев С..П. Феодосий Печерский – курянин. М., 2008. 280с.

16.  Раздорский А.И. Курская епархия. М., 1897. 25с.

17.  Иванов А.Н. Курский край. М., 1899. 243с.

18.  Королев Н.А. Крестный ход. М., 1999. 54с.


[1] Иеромонах Леонид. Историческое описание Коренной Рождество - Богородицкой пустыни. М,1998.С.24.

[2] Лысых В.Н. Курская Коренная икона Божией матери Знамения, Русский ренессанс. М., 2007.С.13.

[3] АрцыбашеваТ.Н. Православный Курский край. Курск, 2002.С.142.

[4] Шпилева А.Г. Знаменский монастырь. Курск,2000. С.48

[5] Фирсов А.Коренная пустынь, М.,2004.С.234.

[6]Лысых В.Н.Курская - Коренная икона Божией матери Знамения, М.,2007.С.48.

7 Сенаторский И.П. Исторические сведения о Курской чудотворной иконе Знамения Пресвятой Богородицы. М., 1913.С.105.

[8] Лысых В.Н.Курская - Коренная икона Божией Матери Знамение. М.,2007.С.168.

9 Кулагин В.Святая Курская земля. Курск ,2004.С.236.

[10] Шпилев А.Г.Знаменский монастырь. Курск,2003 .С.24.

[11]Шпилев А.Г.Знаменский монастырь. Курск,2003.С.56.

[12]Кулагин В.Святая Курская земля .Курск,2004.С.345.

[13]Кулагин В. Святая Курская земля. Курск, 2004.С.235.

[14]Лысых В. Н.Курская - Коренная икона Божией матери Знамение. М.,2007.С.56.

[15]Арцыбашева Т.Н.Православный Курский край. Курск,2002.С.212.

[16]Бугров Ю.История Курской епархии. М.,2000.С.123.

[17]Кулагин В. Святая Курская земля. Курск,2004.С.153.

[18]Фирсов А. Коренная пустынь. М.,2000.С.135.

[19]Пахомова А. Н.Курщина в процессе формирования государства и права Древней Руси. Курск,2006.С.324.

[20]Шпилев А.Г.Знаменский монастырь. Курск,2002.С.13.

[21]Фирсов А.Коренная пустынь.М.,2000.С.92.

[22]ЩавелевС.П.Феодосий Печерский-курянин. М.,2008.С.157.

[23]РаздорскийА.И. Курская епархия. М.,1897.С.34.

[24]Кулагин В. Святая Курская земля. Курск,2004.С.146.


Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.