на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Крестный ход Курской губернии в освещении отечественной исторической науки и культуре


Курсовая работа: Крестный ход Курской губернии в освещении отечественной исторической науки и культуре

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Курский государственный медицинский университет

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

(ГОУ ВПО КГМУ РОСЗДРАВА)

Факультет: Клиническая психология

Кафедра философии

КУРСОВАЯ РАБОТА:

Крестный ход Курской губернии в освещении отечественной исторической науки и культуре

Выполнила: студентка 1 курса 1 группы

Хасанова Кристина Наильевна

Проверила: к. ист.н., доц.

Кравцова Елена Сергеевна

Курск 2010


Содержание

Введение

Глава 1. Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»: дискуссии вокруг курской святыни

1.1 История обретения иконы

1.2 Художественно-историческая экспертиза иконы и споры ученых

Глава 2. Роль Курской Коренной пустыни на развитие Курского края: исторический обзор

Глава 3. Крестный ход: особенности церемониала

Глава 4. Освещение Крестного хода в русской культуре

Заключение

Список используемой литературы

 


Введение

Христианство начало свой путь на земле через апостольские проповеди. Не избежала этой участи и русская земля. Древнее предание говорит нам о том, что в начальные века российской истории со своими проповедями побывал у нас святой Апостол Андрей. Это он заронил в души наших далеких предков первые искры христианства и любви к Господу Богу.

Для создания яркой и красочной картины развития христианства на Руси недостает множества документов и свидетельств. Но и по имеющимся ныне в хранилищах нашей страны и в других государств документам, мы можем составить довольно полную картину распространения Веры Христовой среди славян, в том числе и в Курском крае.

В 50-х годах IX века Святым Синодом было предложено создать ученые комиссии в основном из преподавателей семинарий для поиска и исследования документов издания на их основе очерков по истории каждой из российской епархий.

В Курской епархии началась интенсивная работа по созданию её истории. Были найдены многие документы из прошлого: рукописи женского Троицкого монастыря в Курске, диплом Преосвященнейшего Феоктиста, избрании его членом Российской Академии наук, описание жизни Святителя Иосафа, рукописи о явлении Курской Коренной чудотворной иконы Знамения Пресвятой Богородицы и многие другие.

В начале 1863 года преподаватель Курской семинарии Матвей Петрович Архангельский выразил согласие составить историю Курской епархии, что он сделал в 1856 году. К сожалению после смерти автора рукопись была утеряна. Благодаря подвижничеству многих ученых-богословов Курска и губернии до революции был накоплен и опубликован достаточно интересный материал по истории Курской епархии, освящающий самые различные стороны духовной жизни.

Именно эти источники помогли мне подготовить материал об истории великого Крестного хода в Курской губернии.

Одним из источников для создания данной работы является книга иеромонаха Леонида «Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни», в которой он описывает начало крестных ходов с чудотворной иконой «Знамения» Божией Матери из Курского Богородицкого монастыря в Коренную пустынь. Устное и письменное предание относят к 1618 году, ко времени возрождения обители и освящения новопостроенного в ней храма; причем срок пребывания иконы в пустыни увеличивался[1].

В.Н. Лысых в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери Знамения» пишет: «Нельзя изобразить, с каким живым чувством веры, с каким сердечным умилением весь народ сопровождает чудодейственный образ Богоматери. Кроме внутренней преданности к святыни, каждый старается выразить её и внешним образом.

По сему всякий бдительно заботиться или участвует в несении киота, в коем помещается святой образ, или, за множеством ревнующих о том, чтобы только коснуться его. Все предметы, употребляемые в крестном ходе, как- то: большие фонари, наполненные горящими свечами, церковные хоругви, цеховые значки…, - несутся богомольцами с теплым усердием»[2].

Со стороны гражданского начальства как указывает Т.Н. Арцыбашев в книге «Православный Курский край» предписывалось соблюдать во время крестного хода от Курска до Коренной пустыни и обратно установленный порядок, необходимый потому, что этот ход обыкновенно сопровождало несколько тысяч народа, стекавшегося для поклонения чудотворной иконе даже из отдаленных губерний, так что богомольцы, по крайней мере, занимали пятиверстное пространство. Вдоволь сказать, что подобного стечения народа нельзя было встретить не только в России, но и во всей Европе. 1860 году в этом ходе участвовало более 60 тысяч человек»[3].

Нельзя не упомянуть о прекрасном Знаменском монастыре в работе А. Г. Шпилева «Знаменский монастырь», эта обитель возникла в годы смуты в 1613 году. Монастырь, называвшийся первоначально Рождество Богородицким, был обетным, т.е. основанный курянами в знак своей благодарности божественным силам за заступничество во время осады города польскими войсками в 1612 году. Знаменский монастырь расположен в самом центре Курска – на высоком обрывистом мысу при слиянии рек Тускарь и Кур. Огромный кирпичный храм в стиле классицизма, выстроенный в 1816-1826 на месте кирпичного храма XVII в. Крестообразное в плане здание увенчано большим сферическим куполом на световом барабане, с трапезной и шестиколонными боковыми портиками. Четыре малых барабана образуют каноническое пятиглавие, над западными углами трапезной стояли парные колокольни. Приделы Александра Невского, Митрофана Воронежского, на хорах Николая Чудотворца и Тихона Задонского. Малыекупола и колокольни разобраны, перестроены под кинотеатр. В 1943 выгорел, в 1949-1956 реконструирован. В 1992 передан церкви, в 1999-2001 отремонтирован в формах, близких к первоначальным[4].

О монастыре Коренная пустынь написано в книге А. Фирсова «Коренная пустынь». Это место обретения Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» Курской Коренной. И город Курск, и знаменитая Коренская ярмарка своим существованием обязаны святыне. Монастырь основан в 1597 году по указу царя Федора Иоановича. Среди древних русских обителей одной из самых известных с давних пор была Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Пустынь. Это один из первых монастырей в курском крае. Коренная пустынь расположена на правом берегу реки Тускарь в 30 километрах от Курска по направлению на север. В темной синеве обширного коренского леса сияли золотом кресты монастырских церквей, белокаменные своды стройными уступами спускались к реке и церкви Живоносного Источника, напоминая сходы в пещеры Киево-Печерской лавры или прибрежные афонские монастыри. Не случайно было избрано это место для спасения душ человеческих. Сама Царица Небесная указала на него чудесным явлением Своего Образа на опушке глухого леса. С тех самых пор уже более семи столетий не умолкает здесь молитва.

Несколько лет назад в центральной части монастыря был установлен памятник преподобному Серафиму Саровскому. Великий подвижник православия – наш земляк, уроженец города Курска. Он не раз бывал в монастыре, а от чудотворной иконы «Знамение» Курской Коренной получил в 10-летнем возрасте исцеление от тяжелой болезни. Автор скульптуры – Вячеслав Клыков. Такая же скульптура установлена и недалеко от города Сарова, возле одной из дальних пустынек, где совершал свои духовные подвиги батюшка Серафим. Коренная пустынь, как и в прежние века, являет собой пример живоносного источника, питающего российский народ живительными силами православной веры[5].

История обретения иконы Божией Матери, именуемой «Знамение» и возникновение крестного хода всегда было, есть и будет актуальным для людей верующих, так как эта вера даёт силы и помогает преодолеть жизненные трудности.

Работая над этой темой я хотела раскрыть ту важнейшую ценность, которой богата наша Святая Курская земля.


Глава 1. Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»: дискуссии вокруг русской святыни

1.1  История обретения иконы

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, иконы Божией Матери Курская коренная сидящую и молитвенно подъемлющую руки свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никией,» VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение» появились на Руси в ХI-ХII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. Другая, подобная икона, явилась около г. Курска в 1295 году, носит название Курско-Коренная. О ней мы подробно расскажем в следующей главе. В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, – враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили. Воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря. Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие[6].

Курская икона «Знамение» Божией Матери – одна из замечательнейших и древнейших икон православной Руси. История этой иконы весьма поучительна и исполнена такого множества благодатных знамений и чудес, что вызывает невольное благоговение к дивной святыне. В 13-м столетии, в страшную годину татарского погрома, когда почти вся Русь лежала в развалинах, Курская область не избежала общей участи русских городов: вся она пришла в полное запустение, и ее главный город Курск, разоренный полчищами Батыя, превратился в дикое, пустынное место, заросшее дремучим лесом и заселенное дикими зверями. Жители уцелевшего от погрома города Рыльска часто ходили сюда на охоту для ловли зверей. Один из охотников зашел однажды на берега реки Тускарь, недалеко от разоренного Курска. Высматривая здесь добычу, случайно заметил он лежавшую на земле при корне дерева икону, обращенную ликом вниз к земле. Охотник поднял ее и увидел, что она по изображению подобна Новгородской иконе «Знамения». При этом явлении иконы совершилось и первое чудо от нее: едва только охотник-зверолов поднял святую икону с земли, как тотчас из того места, на котором она лежала, с силою забил чистый и многоводный источник. Это было 8-го сентября 1295-го года. Зверолов не решался после этого оставить икону в ее прежнем месте. Он построил здесь небольшую деревянную часовню и в ней поставил новоявленный образ Богоматери. Вскоре об этом узнали жители Рыльска и стали посещать место явления для поклонения новой святыне, которая с течением времени все более и более прославлялась чудотворениями. Узнав об этом, Рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести ее в Рыльск. Икона была торжественно встречена всеми жителями, вышедшими за город навстречу иконе. Один только князь Шемяка уклонился от этого торжества. За это он в самый день прибытия иконы в Рыльск был наказан слепотой. Князь сознал свою вину, раскаялся и, совершив усердное молебствие пред святою иконою, получил исцеление. Умиленный этим чудом, Шемяка соорудил в Рыльске церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В этом храме была поставлена чудотворная икона, и в день явления ее, 8-го сентября, установлено ежегодное ее празднование. Но икона пребывала здесь недолго: чудотворным образом она исчезла из храма и возвратилась на место своего явления, на берега реки Тускарь. Жители Рыльска неоднократно брали ее отсюда и ставили в Рыльске, но всякий раз она непостижимо возвращалась на прежнее место. Тогда они поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления своей иконы, и оставили ее здесь в часовне. Многочисленные богомольцы стекались сюда для поклонения святыне, от которой обильно происходили чудеса. Молебствия для богомольцев совершал один благочестивый священник по прозванию Боголюб, который добровольно, по особому усердию и благоговению к Богоматери, явился сюда и жил здесь, упражняясь в подвижничестве. В 1383-м году Курская область подверглась новому разграблению со стороны татар. Татары, встретив на своем пути часовню, взяли священника в плен, а часовню решили сжечь. Но часовня, несмотря на все усилия, не загоралась, хотя они обложили ее хворостом. Суеверные варвары накинулись на Боголюба, подозревая его в волшебстве, которым они объясняли свою неудачу. Благочестивый иерей обличил их неразумие и указал на икону Божией матери, находящуюся в часовне. Озлобленные татары схватили святую икону, рассекли ее на две части и бросили их в разные стороны, а часовню сожгли. Иерей Боголюб был отведен в плен. В плену неверных благочестивый старец сохранял свою христианскую веру: несмотря на увещания татар принять их религию, он остался непреклонен, возлагая все свое упование на Пресвятую Богоматерь. И эта надежда не обманула его. Однажды он пас овец и услаждал себя в тяжкой неволе пением церковных молитв и славословий в честь Богоматери. Проезжавшие к хану послы московского царя, услышав это пение, узнали в пастухе-старце русского священника и выкупили его из плена. Боголюб вернулся в свое отечество и поселился опять на своем прежнем месте, где стояла часовня с иконой. Здесь он скоро нашел расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их вместе, и они тотчас же срослись настолько плотно, что не осталось никакого следа от этого повреждения; только в том месте, где была расколота икона, показалась «аки роса». Жители Рыльска, узнав об этом чуде, прославили Бога и Его Пречистую Матерь. Обновив церковь Рождества Богородицы, построенную Шемякою, жители Рыльска снова попытались перенести сюда святую икону, но последняя опять чудесным образом возвратилась на место своего явления. Тогда здесь была выстроена новая часовня, в которой икона «Знамение» и пребывала около 200 лет, непрестанно источая чудеса[7].

Город Курск, бывший в запустении после разорения полчищами Батыя, был восстановлен в 1597 году повелением московского царя Феодора Иоанновича. Благочестивый царь, слышавший много рассказов о чудесах иконы, выразил желание увидеть ее, и она была доставлена в Москву. Царь встретил ее сам с патриархом Иовом, со всем священным собором, ближними боярами и войском и по совершении пред ней молебного пения приказал сделать на верхней части иконы изображение Господа Саваофа с исходящим из недр Его Святым Духом, на остальных же сторонах – изображения ветхозаветных пророков в различных одеждах, по различию происхождения и звания, со свитками в руках. Лики пророков обращены к изображению Богородицы, имеющей в недрах своих Эммануила. На правой стороне иконы изображен царь и пророк Соломон; в правой руке его свиток с изречением: «Премудрость создала себе дом», а за ним книзу следует пророк Даниил; в левой руке него свиток с изречением: «Аз видах гору каменную.» За сим – пророк Иеремия со свитком в левой руке, на котором изречение: «Се, дни грядут, глаголет Господь». Внизу – пророк Илия со свитком в обеих руках, на котором изречение: «Ревнуя о Господе». На левой стороне вверху царь и пророк Давид со свитком в левой руке, на котором изречение: «Воскресни Господи в покой твой». Ниже – пророк Моисей со свитком в обеих руках, на нем изречение: «Аз видах купину огни….» За ним – пророк Исаия со свитком в правой руке с изречением: «Се дева во чреве приимет.» За сим – пророкГедеон со свитком в левой руке, на котором изречение: «Сни де яко дождь на руно». На нижней части иконы изображен пророк Аввакум со свитком в обеих руках, содержащим изречение: «Бог от юга приидет.» Изображение именно этих пророков имеет прямое отношение к изображению Пресвятой Богородицы, которое называется «Знамением.» На иконе изображено зачатие Сына Божия, Эммануила, во чреве Пресвятой Девы Богородицы; а это величайшее чудо, по пророчеству св. Исаии, было знамением царскому дому Давида, что он не прекратится до воплощения Сына Божия. Но о том же чуде воплощения Сына Божия предвозвестили и другие ветхозаветные пророки; поэтому изображения и этих пророков со свитками, в которых содержатся их пророческие изречения, также помещены на иконе «Знамения» Пресвятой Богородицы как их общее согласное свидетельство об истинности чудесного знамения, данного Богом чрез пророка Исаию. Изображение Богородицы, Господа Саваофа и пророков по царскому приказанию были украшены сребропозлащенным окладом, жемчугом и драгоценными камнями. Царица Ирина Федоровна украсила святую икону богатою ризою с жемчугом, драгоценными камнями и атласною пеленою, шитою золотом. Икона затем была возвращена, и в том же году, при ближайшем содействии царя, на месте часовни был основан монастырь и воздвигнута церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Первым игуменом был Рыльский священник Георгий, в монашестве Евфимий. В том же году была построена другая церковь во имя «Живоносного Источника» под горою, у самой реки, над тем источником, который образовался при обретении иконы. Ново основанный монастырь стал называться Коренной Пустынью в память явления иконы при корне дерева.

1.2 Художественно-историческая экспертиза иконы и споры ученых

При нашествии крымских татар на южные пределы России икона для большей безопасности была перенесена из Коренной Пустыни в Курск, в соборный храм. В 1611-м году Пустынь была разорена татарами. Царь Борис Годунов питал большое благоговение к этой иконе и в благодарность за спасение Курска от голода, свирепствовавшего при нем почти повсеместно, сделал много ценных пожертвований на украшение иконы. Благоговение русских православных людей к иконе «Знамение» было настолько велико, что даже Самозванец, желая привлечь к себе внимание и сочувствие окружающих, оказывал почитание этой иконе; он приказал перенести ее из Курска в свой лагерь в Путивле, а затем взял ее с собою в Москву и поставил в царских хоромах, где она оставалась до 1615-го года. Во время отсутствия иконы благодатная помощь Богоматери не оставляла Курск. В 1612-м году польский полководец Жолнерский с большим войском осадил Курск. При самом начале осады некоторые граждане видели осеняющую город Богоматерь с двумя светлыми иноками. Пленные поляки рассказывали, что они также видели на стенах города жену с двумя светлыми мужами, которая грозила в сторону осаждавших. Во время осады жители неоднократно совершали крестные ходы вокруг города и дали обет в случае освобождения от вражеского нашествия построить в городе монастырь в честь Пресвятой Богородицы и поставить в нем чудотворную икону «Знамение». Неприятели вскоре сняли осаду и отступили от Курска с большими потерями. В благодарность Небесной Заступнице курские граждане построили монастырь во имя Знамения Пресвятой Богородицы. В 1615-м году, по особому прошению курских жителей, царь Михаил Федорович повелел возвратить чудотворный образ из Москвы в Курск и поставить его в курском соборном храме. В 1618-м году с дозволения царя Михаила Федоровича икона была перенесена в собор Знаменского монастыря, где она все время до революции и пребывала[8].

После чудесного обретения Чудотворной иконы несколько дней перед ней совершались непрерывные моления. В середине октября генерал Кутепов дал понять епископу Феофану, управлявшему Курской епархией, что Курск может быть временно оставлен Добровольческой армией, и предложил ему выехать на юг, обещав обеспечить проезд. Епископ Феофан собрал духовенство и разрешил желающим воспользоваться предложением генерала, тем более, что последний уверял, что Курск будет оставлен только на короткое время. Тогда епископ Феофан с наместником монастыря, архимандритом Иеронимом (впоследствии архиепископом Детройтским), и с пожелавшим духовенством отправились поездом в Белгород, а Курскую чудотворную икону было благословлено с иноками Знаменского монастыря и Коренной Пустыни, отвезти в город Обоянь, в 60-ти верстах на юг от Курска, куда икону давно приглашали. В случае же приближения фронта к Обоянипоручено было отбыть с иконой в Белгород. Сопровождали икону следующие иноки: Варнак,настоятель Коренной Пустыни, иеромонахи Аристарх, Смарагд, Герман, Михаил, Августин, архидиакон Иоанникий и четыре иеродиакона. Остальная братия решила оставаться в Курске. Перед отбытием иконы отслужили в Знаменском соборе молебен с акафистом Божией Матери, на который собралась оставшаяся братия и немногие богомольцы, всего около 50-ти человек. Ровно в 9 часов вечера, 31-го октября 1919 года, чудотворная икона покинула Знаменский монастырь. Из-за рано наступившей суровой зимы пришлось везти икону в санях. До первой остановки в селе Медведка ее держал на руках иеромонах Гермоген, впоследствии – архимандрит. В уездном городе Обоянь нашли приют в местном мужском монастыре. Это было в ночь на воскресенье. На другой день отслужили литургию и молебен перед иконой. В тот же день отправились дальше, чтобы не попасть в руки красных. Все эти дни бушевала страшная метель, и идти было очень тяжело. На санях сидел,только держащий икону, все остальные должны были идти пешком. После трехдневного чрезвычайно тяжелого пути, иноки с Чудотворной иконой добрались до Белгорода и поставили ее, по благословению епископа Феофана, в мужском монастыре, где почивали мощи Святителя Иосифа. Там икона пробыла около двух недель, все время посещая дома белгородцев, как бы прощаясь с родным курским краем. 18-го ноября, в отдельном вагоне, икона покинула курские пределы и отбыла в Таганрог, куда и прибыла 20-го ноября, в канун праздника Введения ,во храм Пресвятой Богородицы. Три недели пробыла икона в Таганроге, имея пребывание на Афонском подворье и почти ежедневно посещая дома усердствующих. Дальнейшие кратковременные этапы: Ростов, Екатеринодар, Новороссийск. Монахам с иконой часто приходилось голодать и холодать. Наконец, 1-го марта 1920-го года, на пароходе «Святой Николай» Курская чудотворная икона в сопровождении епископа Феофана и иноков, не пожелавших с ней расстаться, покинула берега России и из Новороссийска через Константинополь прибыла с Салоники. 2-го апреля икона прибыла в древнюю столицу Сербии, город Ниш, где ее с великим торжеством встретил Нишский сербский епископ Досифей, со всем своим духовенством и множеством народа. Епископ Досифей был великим другом русского народа и оставался таковым до самой кончины. Умер он в сане митрополита Загребского во время 2-й мировой войны. По усердной просьбе генерала Врангеля, удерживавшего после Новороссийской эвакуации с горстью воинов-патриотов последний свободный клочок русской земли – Крым, – Курская чудотворная икона из Сербии отбыла туда для ободрения воинов. Прибыла она в Крым на пароходе «Святой Георгий» 14-го сентября 1920-го года, в день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Крым в то время уже агонизировал, и черная туча большевизма окончательно заволокла русскую землю. Вместе с остатками армии и со всеми желающими покинуть Крым и уйти от большевиков на чужбину, 29-го октября 1920 года, на дредноуте «Генерал Алексеев»почти ровно через год после отбытия из Курска, чудотворная икона снова, теперь уже надолго, покинула русскую землю[9].

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.