на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Подростки из неполных семей в МЛС


- каковы основания постановки ребёнка на учёт;

- какие структуры работают с несовершеннолетним;

- какая работа проводится для разрешения проблемы;

- что ещё можно предпринять для разрешения данной проблемы.

2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, включённых в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики. Данная функция необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребёнка и параметров его проблемной ситуации. Специалист изучает индивидуальные особенности ребёнка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребёнка.

3. Разработка индивидуальной программы улучшения жизненной ситуации ребёнка. По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем и, опираясь на банк технологических подходов, подбирает психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.

Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются для оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребёнку, находящемуся в социально опасном положении. Групповые программы — для решения проблем определённой группы подростков, выявленных в ходе диагностики.

Индивидуальные программы должны предусматривать вовлечение ребёнка и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребёнком позитивного опыта разрешения проблем.

Реализация индивидуальных программ по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних. Данная функция предполагает, что специалист как посредник между учащимся и образовательным учреждением, семьёй, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов выступает одновременно в нескольких ролях:

- распределяет (сообразно целям и задачам программы) участие

и ответственность всех привлечённых к реализации программы сторон;

- способствует активизации и развитию личностных ресурсов ребёнка и его семьи, формирует и поддерживает мотивацию на преодоление возникших трудностей;

- организует и исполняет индивидуальные социально-педагогические программы, методы и формы работы с ребёнком и его окружением по улучшению трудной жизненной ситуации;

- осуществляет представительство и защиту прав ребёнка и семьи в учреждениях системы профилактики;

- содействует в получении ребёнком необходимых видов помощи и поддержки в разрешении трудной жизненной ситуации;

- отслеживает результаты и вносит корректировку в реализацию программы.

Ведущие методы реализации индивидуальных программ: социальный патронат, метод биографии, консультирование и т.д.

Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы — улучшение положения и качества жизни ребёнка, устранение источников неблагополучия, расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.

Представленные выдержки из текстов закона, анализ закона в целостности позволяют сказать, что общегосударственный подход не только не противоречит, но и совпадает с ключевыми категориями и понятиями современной социально-педагогической науки как области знания и сферы практики. С одной стороны, направления профилактики, выделенные законодателем, очень точно описывают содержание ведущей категории социальной педагогики — "социального воспитания".

Социальное воспитание определяется М.А. Галагузовой как "педагогически ориентированная и целесообразная система помощи в образовании и воспитании детей, нуждающихся в ней в период их включения в социальную жизнь" [25,c.145].

С другой стороны, законодатель ввёл в употребление профессиональные понятия и термины педагогики, социальной педагогики и социальной работы в качестве рабочего инструментария разрешения проблем детей и семей, оказавшихся в социально-опасной ситуации. Индивидуальная профилактическая работа как разновидность профессиональной деятельности/направленной на оказание адресной помощи человеку в процессе выведения его из трудной жизненной ситуации и дальнейшей социализации и самореализации в обществе, является разновидностью социально-педагогических технологий.

У специалистов сферы профилактики появился легитимный инструмент организации индивидуального взаимодействия с несовершеннолетним, оказавшимся в проблемном поле.

Подтверждение единства правового и социально-педагогического полей профилактики свидетельствует о необходимости пересмотра стандарта подготовки специалиста — социального педагога в области право-обеспечения применяемых им технологий, приведения его функционала в соответствие с нормативными актами и положениями. Именно за счёт этого возможно целостное, педагогически обоснованное развитие системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Таким образом, на законодательном уровне педагогические понятия "группа риска", "дети, склонные к ПАВ", "несовершеннолетние правонарушители" и т.д. конкретизируются определениями "беспризорный", "безнадзорный", "социально опасное положение". Эти определения становятся критериальными признаками для включения ребёнка и его семьи в систему защиты прав. В профилактической работе произошла смена приоритетов. Наказание и ответственное воздействие на несовершеннолетнего, совершившего противоправные действия, уступили место социально-педагогической работе по выявлению и предвосхищению причин и действий, которые могли бы квалифицироваться как противоправные, антиобщественные.

2.3 Психокоррекция нарушений социальной адаптации осужденных из неполных семей и сирот

В России на протяжении последних 10-15 лет отмечается тенденция к социальной и нравственной деградации молодого поколения — рост подростковой и молодёжной преступности, наркозависимости, алкоголизма, проституции, заболеваний СПИДом и др. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, важно определить первопричину асоциальных проявлений, создать перспективную концепцию воспитания и социализации человека, разработать и реализовать с учётом этой концепции систему социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.

В результате проведённых в последние годы исследований определён основной личностно-психологический фактор, обусловливающий предрасположенность людей к асоциальному поведению, — это деформации в их мотивационной и смысловой сфере. Они выражаются в том, что у человека вытесняются базовые потребности в саморазвитии, самопознании, самоопределении и доминирующими становятся ложные — потребности в "острых ощущениях негативного свойства". А деформации в смысловой сфере проявляются в противопоставлении ценностей (познания, творчества, здоровья, счастья и др.), которые у воспитанного человека гармонично связаны между собой. Деформации в побудительной (мотивационной и смысловой) сфере, в свою очередь, отрицательно сказываются на личностном развитии; социальном поведении, отношении к собственному здоровью и часто выражаются в самовредительстве и вредительстве другим людям.

Полученные данные дают основания считать, что предрасположенность людей к асоциальному поведению обусловлена главным образом их недостаточным или неправильным воспитанием в детстве, отрочестве и юности. В значительной мере это относится к традиционной школе, где, как правило, не занимаются воспитанием детей, а продолжают настойчиво формировать знания, умения и навыки. Такой подход противоречит базовым потребностям человека, поэтому деформирует его мотивационную, а затем и смысловую сферу. Важно также отметить, что в школе не мотивируют детей вести культурный (здоровый) образ жизни. В содержании школьного образования нет, по существу, самого главного предмета — "Культуры здоровья" [16,c.56].

Не лучше обстоит дело с воспитанием детей в современной семье. В так называемых благополучных семьях (где есть папа и мама, и ребёнок не испытывает ощутимых материальных трудностей) родители, как правило, стремятся воспитать своё чадо с заранее заданными качествами — "подогнать его под собственные желания". Поэтому воспитание в такой семье мало чем отличается от традиционного обучения в школе, а значит, только усугубляет положение. О качестве же воспитания детей в неблагополучных (в том числе неполных) семьях вообще говорить не приходится. Даже если мать (как единственный родитель) будет "очень стараться", у неё мало что получится, так как основополагающая роль в воспитании ребёнка в семье принадлежит вовсе не женщине, а мужчине (отцу), о чём, к сожалению, знают немногие родители.

Таким образом, процесс воспитания (социализации) личности человека (особенно в детстве и отрочестве) часто не соответствует его потребностям, что приводит к формированию психопатологических наклонностей, вредных привычек, которые становятся причиной асоциальных поступков. Соответственно, встаёт педагогическая задача перевоспитания и социализации личностей с отклоняющимся поведением.

О сложности такой задачи свидетельствуют результаты проведённого нами обследования несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих наказание в подростковой воспитательно-трудовой колонии. Среди них встречаются четыре личностно-психологических стереотипа:

♦ стереотип преступника-рецидивиста (с выраженными психопатологическими чертами), склонного к продолжению преступной деятельности даже в условиях колонии (данный стереотип обнаружен примерно у 20% несовершеннолетних правонарушителей, реабилитация которых практически невозможна);

♦ стереотип усугубляющейся психической деградации личности (30%, реабилитация сильно затруднена);

♦ приспособленческий стереотип личности, направленный на поддержание любыми путями благоприятного для себя психоэмоционального настроя, в том числе в колонии (40%, реабилитация затруднена);

♦ стереотип личности, ориентированный преимущественно на творческое самовыражение и семейные ценности (10%, возможна полная реабилитация).

Эти данные свидетельствуют о том, что у абсолютного большинства молодых людей, отбывающих наказание в колонии, проявляются неблагоприятные для их личностного развития наклонности, которые в будущем, к сожалению, могут только усугубляться. Соответственно, актуальной становится задача реабилитации тех из них, кто ещё не достиг "стадии преступника-рецидивиста" и способен (с помощью эффективной воспитательной программы) вернуться к нормальной жизни.

В настоящее время складывается новый "потребностно-информационный" подход к воспитанию (социализации) личности. На этой новой педагогической основе, по нашему мнению, можно строить реабилитацию несовершеннолетних правонарушителей, а в более широком плане — перевоспитание и социализацию подростков с отклоняющимся поведением, что даёт возможность сохранить и развить их позитивные качества, а значит, приостановить рост преступлений рецидивов.

Потребностно-информационная концепция воспитания (социализации) личности

В рамках "потребностно-информационного" подхода воспитание рассматривается как процесс формирования побудительных (мотивационных и смысловых) основ исполняемой деятельности, что невозможно без учёта и удовлетворения актуализирующихся (доминирующих) у детей потребностей.

Четыре этапа воспитания (социализации) личности соответствуют четырём видам потребностей, актуализирующимся в процессе роста и развития человека.

Первый этап — младенческий и преддошкольный возраст (от рождения до 3 лет). В этом возрасте у детей доминируют витальные биологические (или соматические) потребности в самосохранении (в пище, сне, тепле и др.), в физическом (на уровне органов чувств) ощущении себя и окружающего мира. Их удовлетворение в значительной степени зависит от того, как в этот период жизни ребёнка за ним ухаживает мать. Забота о маленьком беспомощном ребёнке носит преимущественно гигиенический характер.

Второй этап — дошкольный и младший школьный возраст (3-10 лет). В этот период жизни актуализируются (становятся доминирующими) биологические (более высокого порядка, чем витальные) потребности в игре и подражании (они составляют основу другой, ещё более сложной биологической потребности в физическом и психическом саморазвитии), а также дополнительные потребности в свободе (автономии) и вооружённости (опытности, компетентности). Соответственно, основные средства воспитания в этом возрастном периоде — примеры положительного поведения людей (или сказочных героев), вызывающие у них подражательные действия, а также игры и творческие акты. Причём непременным условием правильного воспитания ребёнка должна быть свобода выбора им объекта подражания, игрового действия, вида и содержания творческой активности. Наблюдения показывают, что игровые и творческие занятия на данном этапе развития доставляют детям большое удовлетворение (чего нельзя сказать о традиционных занятиях по формированию навыков и усвоению знаний).

Третий этап — подростковый возраст (10-15 лет). В этом возрасте доминирующее значение сохраняют дополнительные потребности в свободе и вооружённости, а также актуализируются идеальные (или психические) потребности в самопознании и поиске смысла. Идеальные потребности тесно связаны между собой: только благодаря активному самопознанию (познанию своих индивидуальных особенностей) у подростков формируется смысловая сфера (правильное понимание) собственной жизнедеятельности. Удовлетворить идеальные потребности могут различные виды продуктивной творческой деятельности (организованной на добровольной основе), общение с друзьями (вообще со сверстниками), различного рода испытания и тестирования, позволяющие подросткам провести самоанализ и самооценку, определить свою "особенность", "уникальность" (непохожесть на других людей), а также смыслотворческие акты, направленные на понимание ими сущности отдельных предметов, явлений и самой жизни.

Четвёртый этап — юный и зрелый возраст (15 лет и старше). В юношеском возрасте у человека актуализируются социальные потребности в самовыражении, самоутверждении, самосовершенствовании, которые интегрируются в более сложную социальную потребность в самоопределении. Социальные потребности остаются доминирующими у человека и во взрослом состоянии (до тех пор, пока он занимается общественно полезной деятельностью). Социальные потребности "вырастают" из соответствующих биологических потребностей: потребность в самовыражении — из потребности в подражании, потребность в самоутверждении — из потребности в игре, потребность в самосовершенствовании — из потребности в саморазвитии. В свою очередь, дополнительные потребности в этот период также преобразуются в потребности более высокого порядка: саморегуляции деятельности и креативности (творческой активности). Средства удовлетворения этих потребностей — различные виды образовательной, культурной и практической деятельности, связанные с самоопределением человека в профессии, браке, культурных увлечениях, других сферах жизни. Чтобы процесс воспитания протекал нормально, деятельность должна строиться на творческой основе, при обязательном праве человека на выбор содержания, способов реализации и оценки её результатов.

Кроме перечисленных социальных потребностей, осознаваемых человеком в качестве своих прав, в юношеском возрасте актуализируются и другие социальные потребности (потребности "для других"), которые воспринимаются им как обязанности. Среди последних с валеологической точки зрения наибольшее значение имеют потребности, связанные с соблюдением нравственных норм поведения и заботой о здоровье окружающих людей. Формирование этих потребностей во многом зависит от реализации в подростковом и юношеском возрасте внутренних побуждений человека к самопознанию, смыслотворчеству, самовыражению и т.д. В процессе осознания своей ценности и индивидуальности, а также самоопределения и саморегуляции деятельности у него формируются такие важные человеческие свойства, как сознательность и ответственность, которые обусловливают всё его поведение [16,c.245].

Если при воспитании человека не учитываются (не удовлетворяются) его доминирующие потребности, то происходит деформация его побудительной сферы, а значит, и личности. Соответственно, встаёт задача социально-педагогической реабилитации, сущность которой состоит в прохождении взрослеющим человеком основных этапов воспитательного процесса заново — на значительно углублённой мотивационной основе.

"Потребностно - информационный" подход к воспитанию и перевоспитанию позволяет определить основные этапы непрерывной социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей и подростков с отклоняющимся поведением. Непрерывность реабилитации обеспечивается за счёт восстановления и формирования мотивационной сферы воспитанников посредством удовлетворения (прежде всего педагогическими средствами) их базовых потребностей: на первом этапе — витальных (соматических), на втором — идеальных (психических), а на третьем — социальных.

Этап "соматической" реабилитации

Продолжительность этапа — примерно 2 года. Его цель — нормализация функционального состояния организма воспитанников путём удовлетворения материальными (трудовыми физическими) и гигиеническими средствами их витальных потребностей (а через это — смягчение у них внутрипсихических противоречий и предупреждение рецидивов отклоняющегося поведения).

Для достижения цели необходимо:

♦ вовлекать воспитанников в трудовую коллективную (доступную, социально значимую, формирующую ответственность) физическую деятельность, построенную в соответствии с "трудовым кодексом" (приёмом на работу, соблюдением режима труда и производственных отношений, мерами поощрения и социальной защиты, материальным вознаграждением и т.п.);

♦ обеспечить их регулярным и здоровым питанием (частично за счёт заработанных денег);

♦ предоставить им возможность полноценно отдыхать (высыпаться ночью), заниматься самообразованием, соблюдать в полной мере личную гигиену, культурно проводить свободное время — прежде всего с членами своего трудового коллектива, что способствует укреплению социальных отношений.

Для практической реализации этапа "соматической" реабилитации нужно создать реабилитационный центр с производственными мастерскими, собственным пищеблоком (столовой), медицинским кабинетом, общежитием гостиничного типа, спортивным (тренажёрным) залом, кабинетом психологической разгрузки, библиотекой, кинозалом, учебным классом и другими подразделениями.

Соматическую реабилитацию несовершеннолетних правонарушителей следует осуществлять посредством трудовой (физической) деятельности как наиболее доступной для них формы социальной активности.

Решение этой задачи осуществляется поэтапно;

Первый этап — выявление трудовых стремлений ("потребностного состояния") воспитанников, выбор ими вида труда, переориентировка и структурирование их трудовой мотивации.

Отношение несовершеннолетних правонарушителей к трудовой деятельности чаще всего носит противоречивый характер: одни из них хотят заняться каким-то видом труда, но понимают что этот труд им не по силам; другие хотят трудиться, но их желание носит "размытый" характер (они мало что знают о видах трудовой деятельности, не знают своих наклонностей и боятся показаться неумелыми). При этом все они не хотят трудиться принудительно — по указке взрослых.

Анализ "потребностного состояния" несовершеннолетних правонарушителей проще всего осуществлять методом опроса (в устной или письменной форме) об их увлечениях и "творческих" достижениях. Правда, в практическом плане этот опрос мало что даёт. Но он имеет психологическое значение — направляет внимание воспитанников на себя (собственные наклонности и способности), то есть актуализирует их потребности. Далее им необходимо предложить различные виды труда — от несложных технологических операций до сложных и творческих видов деятельности (разработка настольных игр в конструкторском бюро СП, технический контроль готовой продукции, работа в столярном цехе и др.). Знакомство воспитанников с разнообразием видов труда и собственный выбор активизируют их трудовую мотивацию.

Второй этап — формирование у воспитанников предметной трудовой мотивации.

После выбора вида (предмета) труда мастеру производства (совместно с психологом или врачом-психотерапевтом) следует заняться усилением заинтересованности воспитанников в выбранной трудовой деятельности (показать её привлекательные стороны, социальную значимость и возможность её исполнения).

Приоритетное место занимают мастерские по разработке и выпуску (комплектации и упаковке) детских настольных игр, поступающих в магазины города (этот вид трудовой деятельности оказался наиболее востребованным подростками). Социально-педагогическая ценность выбранного производственного труда обусловлена многими факторами. Во-первых, это коллективный труд, он сплачивает воспитанников и формирует у них ответственность. Во-вторых, он технологически несложен, экономически выгоден, а главное — его конечный продукт (настольная игра) интересен подросткам в личностном плане (это формирует трудовую мотивацию). Кроме того, этот вид труда носит характер законченного производственного цикла, что позволяет воспитаннику увидеть и оценить собственный трудовой вклад, испытать чувства удовлетворения и социальной значимости. Наконец, хорошая работа материально вознаграждается — подростки получают заработную плату и премиальные (это воспитывает в них самостоятельность).

Третий этап — усиление трудовой мотивации воспитанников. На этом этапе мастеру производства (в содружестве с психологами и педагогами вечерней школы) следует активно помогать подросткам приобретать конкретные трудовые навыки, расширять свои операционально-технические и личностные возможности, чтобы потом продолжить (если появится мотивация) образование — сначала в общеобразовательной школе нового типа, а затем в профессиональном учебном заведении (по выбранному профилю).

Важным позитивным фактором восстановления личности подростков (на всех этапах их трудового воспитания) является их "полная занятость" и хорошее социально-гигиеническое обеспечение. Режим дня включает 5-6 -часовой производственный труд, занятия в вечерней (пока ещё традиционной) школе, совместный досуг, трёхразовое полноценное питание. Подросткам предоставляются качественное медицинское обеспечение и психологическое сопровождение. Ребята, которые испытывают дискомфорт дома, могут жить в общежитии гостиничного типа.

Многолетний опыт нашей работы показал, что благодаря включению подростков в трудовую физическую деятельность в их психике (прежде всего в побудительной сфере), а также в социальном поведении происходят позитивные перемены (например, в неформальных отношениях они начинают отдавать предпочтение товарищам по трудовому коллективу, нежели "уличным друзьям"). А главное, многие из них (примерно 40%) проявляют желание продолжить образование в общеобразовательной школе, профильном колледже или вузе.

Согласно разработанной концепции социально-педагогической реабилитации, завершают начатое "дело" этапы "психической" и "социальной" реабилитации. На этих этапах главенствующей для несовершеннолетних должна стать уже не трудовая (физическая), а общеобразовательная деятельность, предпрофессиональная и профессиональная подготовка.

Этап "психической" реабилитации

Продолжительность этапа — 3 года. Цель - формирование способности подростков к регуляции своих переживаний, мыслей и поступков. Итогом этого этапа должно стать улучшение психического статуса воспитанников в результате удовлетворения педагогическими средствами их идеальных потребностей в самопознании и смыслотворчестве. Для достижения цели необходимо:

♦ вовлекать подростков в творческую (с учётом их наклонностей) коллективную или индивидуальную деятельность;

♦ дать им возможность получить (с учётом базовых потребностей) общее образование, в том числе по культуре здоровья (валеологии);

♦ создать условия для полноценного отдыха, соблюдения личной гигиены, самообразования, культурного досуга.

В практическом плане это предполагает организацию учебного заведения нового типа, включающего в себя общеобразовательные классы, творческие (в том числе, производственные) мастерские, а также собственную столовую, медицинский кабинет, общежитие (гостиницу), спортивный (тренажёрный) зал, кабинет психологической разгрузки, библиотеку, киноконцертный зал и другие подразделения.

Этап "социальной" реабилитации

Продолжительность этапа — 3 года. Цель — подготовка юношей и девушек к профессиональной деятельности и семейной жизни посредством удовлетворения педагогическими средствами их социальной потребности в самоопределении. Для достижения цели необходимо:

♦ предоставить юношам и девушкам выбор образовательных программ и видов творческой (или практической) деятельности, связанных с будущей профессией;

♦ обучение валеологическим основам семейной жизни (по экспериментально проверенной программе);

♦ создать условия для полноценного отдыха, самообразования, соблюдения личной гигиены, культурного досуга.

В практическом плане это предполагает организацию учебного комплекса предпрофессиональной и профессиональной подготовки, включающего "Школу самоопределения" и вуз (колледж) социально-педагогического (или индустриально-педагогического) профиля, собственную столовую, медицинский кабинет, общежитие (гостиницу), спортивный (тренажёрный) зал, кабинет психологической разгрузки, библиотеку, киноконцертный зал и другие подразделения.

Концепция и структура современной школы

Школа работает в соответствии с государственными образовательными стандартами, но обучение в ней строится на основе учёта базовых потребностей учеников. Это обеспечивает интерес к обучению, активность, психический комфорт, качество знаний и воспитание чувства собственного достоинства, ответственности, долга, патриотизма и др.

Внутренний распорядок школы строится на дисциплине, которая формируется благодаря правильной организации образовательной деятельности школьников (то есть с учётом их базовых потребностей).

Важный структурный компонент школы — служба здоровья, которая призвана обеспечить:

♦ сохранение и укрепление здоровья обучающихся благодаря физическому воспитанию, а также включению в учебный план самостоятельного предмета "культура здоровья (валеология)";

♦ разработку и реализацию "здоровьесберегающих" и "здоровьесозидающих" педагогических технологий;

♦ создание и реализацию персональных оздоровительных программ;

♦ гигиенические условия обучения, профилактику заболеваний и асоциальных поступков;

♦ консультирование родителей по вопросам воспитания детей в семье.

Образование в школе включает две ступени.

В "Школе самопознания" (5-8-е классы) созданы условия для осознания подростками своей уникальности (особенности). Ученикам предлагается решение не частных (рутинных, навязанных учителем) задач (как это происходит в традиционной школе), а свободный творческий поиск, связанный с самопознанием и пониманием сущности как отдельных явлений и процессов, так и самой жизни. Главная задача "Школы самоопределения" (9-11-е классы) — помочь подросткам в профессиональном самоопределении и подготовке (на основе качественных знаний) к продолжению образования.

Основные этапы создания школы. Этап подготовки (2-3 месяца): знакомство педагогов (в форме повышения квалификации) с концепцией школы; овладение существующими "здоровьесберегающими" и "здоровьесозидающими" педагогическими технологиями; разработка и апробация моделей уроков по различным предметным областям в соответствии с заявленной концепцией и содержанием образования; подготовка учителей для преподавания новых и обновлённых курсов, для организации творческих мастерских.

Этап реализации (4 года): разработка методологии преподавания учебных дисциплин, обеспечивающей реализацию заявленной концепции; проведение образовательных курсов, открытых уроков, методических семинаров, научно-практических конференций; подготовка к изданию методических рекомендаций "Школа нового поколения: педагогическая теория, методика и практика"; дополнительное образование родителей школьников по программе "Семейная педагогика".

Таким образом, процесс воспитания (социализации) личности человека (особенно в детстве и отрочестве) часто не соответствует его потребностям, что приводит к формированию психопатологических наклонностей, вредных привычек, которые становятся причиной асоциальных поступков. Соответственно, встаёт педагогическая задача перевоспитания и социализации личностей с отклоняющимся поведением.


Заключение

Условия, в которых находятся несовершеннолетние, должны отвечать требованиям уважения достоинства человека. Всем несовершеннолетним разъясняются правила, регулирующие внутренний распорядок исправительного учреждения, цели и методы предоставляемого ухода, дисциплинарные требования и процедуры, иные разрешенные способы получения информации и подачи жалоб, а также все другие необходимые вопросы, позволяющие им в полной мере понять свои права и обязанности в период содержания в исправительном учреждении. Несовершеннолетние должны содержаться только в условиях, которые полностью учитывают их особые потребности, статус и особые требования в соответствии с их возрастом, индивидуальностью, полом и видом правонарушения, а также психическим и физическим состоянием и которые максимально защищают их от вредного влияния и попадания в опасные ситуации.

Таким образом, оптимально подобранные условия, воздействующие на процесс социализации осужденных, пошаговое, последовательное, претворение продуманной управленческой модели, мониторинг результатов на каждом этапе, коррекция действий, согласованность со смежными службами и наблюдением за обучающимися дали положительный эффект. Представляется, что сегодня необходимо изменить сам подход к управлению системой образования в учреждениях УИС. Формирование готовности человека к жизни после отбывания наказания становится основным процессом и объектом наблюдения управленцев.

Социальную работу в пенитенциарных учреждениях следует рассматривать не как часть какой-либо другой работы, а как самостоятельный вид деятельности, предусматривающий защиту интересов и прав наказуемого всеми разрешенными законом способами. Однако при проведении социальной работы необходимо учитывать интересы иных видов деятельности и соотносить ее с определенной режимной, воспитательной, образовательной или иной нагрузкой.

Отсутствие в семье не просто отца, а прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Таким образом, дефицит мужского влияния в ходе взросления подростка существенно затрудняет его развитие, социальную адаптацию, осложняет формирование у него навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразится на его социальной и семейной жизни.

На законодательном уровне педагогические понятия "группа риска", "дети, склонные к ПАВ", "несовершеннолетние правонарушители" и т.д. конкретизируются определениями "беспризорный", "безнадзорный", "социально опасное положение". Эти определения становятся критериальными признаками для включения ребёнка и его семьи в систему защиты прав. Таким образом, в профилактической работе произошла смена приоритетов. Наказание и ответственное воздействие на несовершеннолетнего, совершившего противоправные действия, уступили место социально-педагогической работе по выявлению и предвосхищению причин и действий, которые могли бы квалифицироваться как противоправные, антиобщественные.

Таким образом, процесс воспитания (социализации) личности человека (особенно в детстве и отрочестве) часто не соответствует его потребностям, что приводит к формированию психопатологических наклонностей, вредных привычек, которые становятся причиной асоциальных поступков. Соответственно, встаёт педагогическая задача перевоспитания и социализации личностей с отклоняющимся поведением.


Список литературы

1.  Аистова Л.С. Квалификация хулиганства: Учеб.-практ. пособие. СПб., 1998.-264 с.

2.  Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000.-326 с.

3.  Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. М.: ПЕНАТЕС-ПЕНАТЫ, 2000. -428 с

4.  Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990. —276 с.

5.  Афанасьева Т.М. Семейные портреты. М.: Знание, 1985.- 226 с.

6.  Базаров Р.А. Уголовно-правовая характеристика преступлений против жизни: Учеб. пособие. Челябинск, 1998.-347 с.

7.  Беляев В.Г. Применение уголовного закона: Учеб. пособие. Волгоград, 1998.-248 с.

8.  Безруких М. Я и другие, или Правила поведения для всех. М.: Маяк, 1991.- 348 с.

9.  Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.-464 с.

10.  Бородицкий А.А. Некоторые особенности чувства одиночества у подростков. Дипл. работа. - 2000.

11.  Бернер А.Ф. Учебник уголовного права. Части Общая и Особенная. Т.1. Часть Общая. СПб., 1995.-326 с.

12.  Бытко Ю.И. Преступление и преступность: Лекция. Саратов: Сарат. гос. акад. права, 1999.-216 с.

13.  Бытко Ю.И. Учение о рецидиве преступлений в российском уголовном праве: История и современность. Саратов, 1998.-224 с Бородицкий А.А. Некоторые особенности чувства одиночества у подростков. Дипл. работа. - 2000.

14.  Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2001. -228 с.

15.  Векленко С.В. Уголовно-правовые меры борьбы с хулиганством: Учеб.-практ. пособие. Омск: Омск. юрид. ин-т МВД РФ, 1998.-362 с.

16.  Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. М., 1984.-348 с.

17.  Долгинова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте. Дис. канд. психол. наук. - СПб. Нева, 1996.

18.  Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. 1998. №2.- с. 65-68.

19.  Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. М., 1996. -436 с.

20.  Еникеев М.И. Юридическая психология. М.: Норма, 2003. -346 с.

21.  Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение. 1980. - 207 с.

22.  Кудрявцев В.Н. О противоправности преступлений // Правоведение. 1999, № 1.

23.  Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. М., 2001.-326 с.

24.  Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М. Медицина, 2000.-279 с.

25.  Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л. Основы психологии для сотрудника правоохранительных органов: Учеб. пособие. М.: Щит-М, 2004.-459 с.

26.  Лидерс А.Г. Три модуса групповой психологической работы с подростками // Журнал практического психолога. - 2000. - № 10-11. - С. 68-238 с.

27.  Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.-358 с.

28.  Малышева С.В. "Образ Я" и представление о сверстнике у подростков, переживающих одиночество. Автореф. канд. психол. наук. - М., 2003. – 265с.

29.  Нравственность, агрессия, справедливость // Вопр. психологии. 1992. № 1.

30.  Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1998.-296 с.

31.  Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М.: Ось-89, 1998. -338 с.

32.  Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально- психологической адаптации подростков. - М.: Генезис, 1997. - 287 с.

33.  Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. А.М. Столяренко. М., 2001.-362 с.

34.  Психология: Словарь. Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. -468 с.

35.  Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Николаенко М., 2001.-336 с.

36.  Психология для юристов. М.: Омега –Л, 2005. -300 с.

37.  Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982.-337 с.

38.  Практическая психология образования. \ Под ред. Дубровиной И.В,- М.: ТЦ "Сфера",1997.-528 с.

39.  Первин Л, Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М., 2000.-438 с.

40.  Прохоров В.С. Преступление и ответственность. Л., 2000.-346 Романов К. М. Практикум по общей психологии. – М., 2004.

41.  Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопр. психологии. 2002. № 5-6.

42.  Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопр. психологии. 2001. № 1. с. 34.

43.  Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Эксмо, 1999.-315 с.

44.  Ремшилдт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994. – 317 с.

45.  Романов В.В. Юридическая психология. М.: ЮРИСТЬ, 2006.-342 с.

46.  Рождественская Н.А. Как понять подростка. - М.: Знание, 1995. - 74 с

47.  Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Уч. пособие. Под ред. Л.А. Головиной, - СПб, "Речь", 2002. -604 с.

48.  Савельева С.А. Семья. Социально-психологические и этические проблемы.- М.: Маяк, 2005.-265 с.

49.  Севрюков А.П. Личность преступника, осужденного за грабеж // Закон и право , 2001 , N 5.

50.  Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявление у детей подросткового возраста // Метод. рекомендации. М., 1991.-356 с.

51.  Социальная психология / Под ред. A.M. Столяренко. М., 2001.-354 с.

52. Трунов И. Грабеж в условиях бедствия // Домашний адвокат , 2004 , № 23.

53.  Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник для вузов / Под общ. ред. Н.Г. Кадникова. – М.: Книжный мир, 2006.-328 с.

54.  Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева.- изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М: КОНТРАКТ, 2006.-388 с. 12.

55.  Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.

56.  Фрейд 3. Я и Оно. (Психология бессознательного). М., 1990.

57.  Фурманов И.А. Агрессивность и ее проявление в детском возрасте. Минск, 1994.

58.  Фурманов И.А. Детская агрессивность: аффективно-динамический подход // Психология. 2005, № 5.

59.  Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. М., 2004. — 351 с.

60.  Фромм А. Азбука для родителей. М., 2003.

61.  Филатов Ф.Р. Общая психология. Ростов н/Д: "Феникс", 2003.-372с.

62.  Юридическая психология: Хрестоматия /Сост. В.В. Романов, Е.В. Романова. М., 2000.-462 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.