на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Подростки из неполных семей в МЛС


Каждый несовершеннолетний должен иметь право на достаточное свободное время для ежедневных физических упражнений, причем если позволяют погодные условия, то на открытом воздухе и в течение этого времени, как правило, следует обеспечивать занятия соответствующими оздоровительными или физическими упражнениями. Для этих мероприятий надлежит обеспечивать соответствующие помещения, принадлежности и оборудование. Каждый несовершеннолетний должен иметь дополнительное время для ежедневного досуга, часть которого следует отводить по желанию несовершеннолетнего на занятия искусством и ремеслами. Исправительному учреждению следует обеспечивать, чтобы каждый несовершеннолетний был физически способен участвовать в предлагаемых ему программах физической подготовки. Для несовершеннолетних, нуждающихся в лечебной физкультуре и терапии, обеспечивается соответствующий курс под медицинским надзором.

Каждому несовершеннолетнему следует разрешать удовлетворять свои потребности, связанные с религиозной и духовной жизнью, в частности, посещать службы и собрания, проводящиеся в данном исправительном учреждении, или же участвовать в службах в соответствии с обрядами его религии, а также пользоваться необходимыми книгами или предметами религиозного культа и обучения в соответствии со своим вероисповеданием. Если в исправительном учреждении содержится достаточное число несовершеннолетних, исповедующих какую-либо определенную религию, то следует назначать или допускать в него одного или нескольких служителей культа этой религии для проведения регулярных служб и посещения несовершеннолетних по их просьбе в конфиденциальной обстановке в религиозных целях. Каждый несовершеннолетний должен иметь право на встречу с квалифицированным представителем любой религии по своему выбору, а также право участвовать в религиозных службах и свободно отказываться от религиозного обучения, религиозных наставлений или проповеди.

Каждый несовершеннолетний должен иметь право на регулярные и частые свидания, в принципе, раз в неделю и не менее раза в месяц, в условиях, учитывающих потребность несовершеннолетнего в уединении, контактах и неограниченном общении со своей семьей и защитником.

Каждый несовершеннолетний имеет право на переписку или телефонную связь с каким-либо лицом по своему выбору при отсутствии правовых ограничений и получать необходимую ему помощь для фактического осуществления этого права

Таким образом, оптимально подобранные условия, воздействующие на процесс социализации осужденных, пошаговое, последовательное, претворение продуманной управленческой модели, мониторинг результатов на каждом этапе, коррекция действий, согласованность со смежными службами и наблюдением за обучающимися дали положительный эффект. Представляется, что сегодня необходимо изменить сам подход к управлению системой образования в учреждениях УИС. Формирование готовности человека к жизни после отбывания наказания становится основным процессом и объектом наблюдения управленцев.

1.3 Психолого-педагогические проблемы социальной адаптации несовершеннолетних осужденных в МЛС

Большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам.

В связи с этим Пленум Верховного Суда обратил внимание судов на то, что отдельные действия подростков, внешне схожие с кражей и другими преступлениями, по своей субъективной стороне не образуют состава преступления, так как они носят характер озорства [54,c.183].

Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность — такова поведенческая основа подросткового возраста, которую нельзя не учитывать в следственно-судебной практике.

В то же время следует иметь в виду, что 60 % преступников-рецидивистов свое первое преступление совершили в подростковом возрасте.

В человеческой жизни имеется ряд переломных этапов. Однако самым проблемным из них является этап отрочества, когда существо 14-16 лет уже не ребенок, но еще и не взрослый. Это возраст "социального импритинга" — повышение внимательности ко всему тому, что делает человека взрослым.

Существует ряд поведенческих стереотипов, характерных для этого возрастного периода [23,c.165].

1.  Реакция оппозиции. Вызывается завышенными претензиями к деятельности и поведению подростка, излишними ограничениями, невнимание к его интересам со стороны окружающих взрослых. Эти реакции проявляются в прогулах, бравировании опьяненным состоянием, побегах из дома, города и в антисоциальных действиях.

2.  Реакция имитации. Проявляется в подражании определенному лицу, чаще всего – отцу. Иногда образцом может стать и антисоциальный "герой". Известно, какое влияние оказывает на подростковую преступность возвеличивание "преступника-супермена". Распространившаяся в последнее время детективная "литература" может оказать косвенное отрицательное влияние на самосознание подростка.

3.  Реакция отрицательной имитации — поведение, нарочито противоположно направленное навязываемой "модели".

4.  Реакция компенсации — восполнение неудач в одной области подчеркивается успехом в другой области. Неуспехи в учебе могут компенсироваться "взрослым" поведением.

5.  Реакция гиперкомпенсации — настойчивое стремление к успеху в нарочно трудной для себя области деятельности. Присущая подростку робость может побудить его к отчаянному поведению. Крайне чувствительный и застенчивый подросток выбирает мужественный вид спорта (бокс, карате и т. п.).

6.  Реакция эмансипации — стремление высвободиться из-под навязчивой опеки старших, самоутвердиться. Крайнее проявление — отрицание общепринятых ценностей, норм закона, бродяжничество.

7.  Реакция группирования — объединение в группы сверстников. Подростковые группы отличаются одноплановостью, однородной направленностью.

Все эти реакции, являясь социо-психологическими особенностями подросткового возраста, могут служить и основой для возникновения разнообразных нарушений поведения (А.Е.Личко).

Специфика социальной работы в учреждениях исправительной системы для несовершеннолетних состоит в следующем:

— она ведется внутри социальных организмов с высокой степенью закрытости и изолированности;

— ее объектом являются лица с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью;

— социальная работа проводится в обстановке противоборства двух непримиримых этико-правовых концепций (назовем их менталитетом "тюремного персонала" и менталитетом "тюремного мира", при этом их представители не рассматривают социальную работу как неотъемлемый и необходимый элемент тюремной жизни, часто не понимают ее значения и роли);

— социальная работа неразрывно связана с исполнением уголовного наказания, имея, по сути, те же конечные цели, что и этот социально-правовой институт;

— социальная работа в условиях пенитенциарной системы не должна прекращаться с окончанием исполнения наказания, так как бывший заключенный нуждается в ресоциализации и адаптации к внешнему миру, его правилам и нормам; в отличие от других сотрудников пенитенциарного персонала социальный работник объективно вынужден занимать особое место; он является посредником не только между властью и гражданином, но и между философией наказания и враждебной ей философией преступного мира, заставляя приверженцев этих философий искать социально приемлемые точки соприкосновения.

Социальная работа занимает особое место среди других: видов воздействия на заключенных. В ст. 6 Исправительно-трудового кодекса перечислено шесть основных направлений исправления и перевоспитания заключенных:

— режим отбывания наказания, т. е. система правоограничений и дополнительных обязанностей, возложенных на осужденного и направленных на достижение целей наказания;

— общественно полезный труд как обязанность осужденного и право лица, содержащегося под стрижей;

— воспитательная работа (культурно-воспитательная, духовно-воспитательная работа, а также самовоспитание); общеобразовательная подготовка; профессиональная подготовка; оперативная работа, направленная на раскрытие совершенных и предотвращение готовящихся преступлений. Каждое из этих направлений содержит компоненты социальной работы. Однако социальную работу необходимо рассматривать как самостоятельную деятельность, которая не является средством исправления и перевоспитания заключенных, а обеспечивает успешное развитие этих процессов.

Таким образом, социальную работу в пенитенциарных учреждениях следует рассматривать не как часть какой-либо другой работы, а как самостоятельный вид деятельности, предусматривающий защиту интересов и прав наказуемого всеми разрешенными законом способами. Однако при проведении социальной работы необходимо учитывать интересы иных видов деятельности и соотносить ее с определенной режимной, воспитательной, образовательной или иной нагрузкой.

Современная российская пенитенциарная система — это места предварительного заключения:

— изоляторы временного содержания (бывших КПЗ). В них содержатся люди, подозреваемые в совершении преступлений. Срок содержания — до 10, а по некоторым наиболее опасным видам преступлений,— до 30 суток;

— следственные изоляторы (СИЗО), предназначенные для содержания обвиняемых, в том числе и тех, кто уже является подсудимым, а также осужденных, приговоры в отношении которых еще не вступили в законную силу. Кроме того, в пределах 7% от общей численности содержащихся под стражей в СИЗО могут составлять лица, осужденные на срок до 3 лет за нетяжкие преступления;

— учреждения, исправляющие наказание:

— исправительно-трудовые колонии (ИТК)— основной вид учреждений для лиц, лишенных свободы. ИТК делятся на мужские (общего, строгого и особого), т. е. самого жесткого режима) и женские (общего и строгого режима);

— воспитательно-трудовые колонии (ВТК), предназначенные для содержания несовершеннолетних, совершивших преступления в возрасте от 14 до 18 лет (однако по рекомендации администрации колонии определением" суда в интересах перевоспитания и исправления в ВТК могут быть оставлены осужденные в возрасте до 21 года). Существуют ВТК для мальчиков и для девочек. ВТК для мальчиков имеют 2 вида режима — общий и усиленный. На усиленный режим переводятся несовершеннолетние, совершившие преступление либо неоднократные грубые нарушения в ВТК общего режима. Тюрьмы — учреждения с наиболее суровым режимом содержания. В тюрьмах установлено два вида режима — общий и строгий — в пределах одного учреждения;

— исправительно-трудовые колонии (поселения) — места исполнения более мягкого наказания, чем лишение свободы. Они делятся на категории: для осужденных за неосторожные преступления; для лиц, осужденных за умышленные преступления, и осужденных не более чем на 5 лет; для лиц, твердо вставших на путь исправления и переведенных из исправительно-трудовых учреждений (ИТУ) общего и строгого режима.

В большинстве западных стран пенитенциарная система состоит из закрытых, полузакрытых: и открытых тюрем. При этом то, что у нас называется видом режима, предусмотрев но в рамках одного учреждения, более того, мужчины и женщины отбывают наказание в изолированных секторах одного учреждения. Такая организация отбытия наказания позволяет экономить на перевозках и не удалять осужденного слишком далеко от семьи и постоянного места жительства.

Уголовный кодекс РФ предусматривает создание еще двух видов пенитенциарных учреждений в России: арестных домов для исполнения ареста на срок от 1 до 6 месяцев; мест отбытия ограничения свободы. Этими учреждениями ведает Главное управление исполнения наказания (ГУИН) — одно из 12 главных управлений в системе МВД.

Основными задачами социальной работы в учреждениях исправительной системы России являются:

— развитие и укрепление социально-полезных связей между заключенными и внешним миром;

— повышение и развитие социального статуса заключенного по месту предварительного заключения или отбытия наказания, помощь в установлении социально-позитивных горизонтальных связей с другими лицами, помощи в изменении социального статуса;

— помощь в построении такого типа горизонтальных и вертикальных отношений, которые, с одной стороны, соответствовали бы целям предварительного заключений под стражу или исполнения уголовного наказания, а с другой — влекли бы наименьшие физиологические, психологические, этические и социальные издержки для наказуемого;

— содействие в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий предварительного заключения и отбытия наказания;

— помощь в социальном развитии заключенного, включая повышение его социальной культуры, развитие социальных потребностей, изменение нормативно-ценностной ориентации, повышение уровня социального самоконтроля;

— содействие заключенным в получении помощи специалистов, в частности в области психологии, психиатрии и т.д.;

— организация и обеспечение социальной защиты тех категорий заключенных, которые нуждаются в ней (пенсионеры, инвалиды и т. д.);

— помощь заключенным в поиске социально приемлемой для них среды, точки социального интереса (работа, семья, религия, искусство и т. д.);

— помощь в разрешении и изображении конфликтных ситуаций;

— социальное развитие и прогноз развития учреждения;

— содействие социально-правовой защищенности персонала.

Этот перечень свидетельствует о том, что некоторые задачи свойственны только социальной работе, другие являются пограничными между социальной работой и оперативной деятельностью, воспитательной и образовательной работой, психологией и психиатрией.

Основными документами, в которых изложены правила, касающиеся условий содержания несовершеннолетних, являются "Минимальные стандартные правила обращения с заключенными", "Европейские тюремные правила", "Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы", "Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних" (Пекинские правила), ключевая идея которых заключается в том, что несовершеннолетним в исправительных учреждениях должен быть обеспечен уход, защита и вся необходимая помощь — социальная, психологическая, медицинская, физическая, а также помощь в области образования и профессиональной подготовки, которые им помогут потребоваться с учетом их возраста, пола и личности, а также интересов их полноценного развития. Условия содержания несовершеннолетних в исправительных заведениях очень важны для сохранения здоровья, достоинства и обеспечения безопасности.

В этих документах обращается внимание на необходимость строгого учета всех несовершеннолетних, которые прибывают в учреждение. Администрации предписывается позаботится о том, чтобы уведомить родителей или опекунов о месте нахождения несовершеннолетнего.

Социальная работа в воспитательных колониях для несовершеннолетних является инструментом сохранения социально-полезных связей.

При изучении детского коллектива, позиции каждого ребёнка полезные сведения может дать метод социометрии. Однако необходимо иметь в виду, что это констатирующий, диагностический метод, который выявляет какую-то особенность отдельного ребёнка или коллектива, но не играет активной педагогической роли.

Глубокое и разностороннее изучение школьников, сопоставление полученных результатов позволит наиболее правильно понять каждого из них и выбрать наиболее действенные формы и методы индивидуального подхода.

Работа школы с педагогически запущенными детьми — это процесс, который должен отвечать определённым требованиям:

* единство целевых установок в деятельности всех участников процесса, связь целей, задач перевоспитания с содержанием, средствами и методами воздействия на подростка;

* целесообразность перевоспитания в конкретных условиях (обоснованность, необходимость, эффективность педагогических мер);

* единство действий школы, семьи и общественности, координация работы наставников, сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних и других воспитательных учреждений.

Предупредить ошибки в работе с педагогически запущенными детьми поможет:

* конкретность воспитательной работы, чёткость в распределении обязанностей, планирование действий педагогов и школьников, личная ответственность каждого воспитателя;

* координация воспитательной работы, направленной как на детей, так и на их родителей;

* сочетание всех видов планирования (общее, классное, индивидуальное, перспективное, текущее; рабочее) и система контроля за осуществлением плана;

* максимальное привлечение к воспитательной работе (планированию, организации, проведению) самих детей.

Социально-психологическая дезадаптация — характеризует круг нарушений, которые могут возникнуть у ребёнка под влиянием сложных социальных условий, обстоятельств его жизни и развития (фактическое или социальное сиротство, потеря одного или обоих родителей, развод или конфликты в семье, изменение места жительства или привычной обстановки, длительная болезнь, физический недостаток и т.д.).

Таким образом, социальную работу в пенитенциарных учреждениях следует рассматривать не как часть какой-либо другой работы, а как самостоятельный вид деятельности, предусматривающий защиту интересов и прав наказуемого всеми разрешенными законом способами. Однако при проведении социальной работы необходимо учитывать интересы иных видов деятельности и соотносить ее с определенной режимной, воспитательной, образовательной или иной нагрузкой.


Глава 2. Особенности технологий социальной работы и исправления несовершеннолетних осужденных из неполных семей и сирот

2.1 Индивидуально-личностные особенности осужденных из неполных семей и сирот

Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов.

Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери.

Возможным последствиям потери родителей в детстве и влиянию их смерти на "интимное равновесие" в семье посвящены работы американского психолога Дж. Биртчнелла. Он считает, что смерть родителя изменяет ориентацию семьи в целом, пути ее развития, внутрисемейную ситуацию: может возникнуть более сильная зависимость и привязанность к ребенку оставшегося родителя, что может повлечь за собой ненормальное развитие в будущем, когда он, став взрослым, не в состоянии оставить мать или отца ради создания собственной семьи [24,c.142].

А.Т. Бек и Г. Браун, изучив взаимосвязь между потерей родителя в детстве и нарушением психического здоровья в зрелом возрасте, пришли к заключению, что последующее развитие личности может быть детерминировано смертью близкого человека и вылиться в различные виды депрессии (невротическую, психотическую, психофизиологическую и др.). Некоторые авторы полагают, что существует зависимость между утратой ребенком матери и последующим развитием у него неврозов и психозов; они также склоняются к мысли о том, что причиной правонарушительного поведения может стать подобная травма, полученная в раннем возрасте.

К. Деннехи попыталась обнаружить связь потери родителя в детском возрасте с алкоголизмом и наркоманией у взрослых, а также с шизофренией. На основании своих исследований она установила, что возникновение депрессии связано у мужчин с потерей матери, а у женщин — с потерей отца. Среди мужчин и женщин, больных шизофренией, больше таких, которые потеряли мать в возрасте до пяти лет, а для мужчин-шизофреников особенно специфична потеря отца в период от пяти до десяти лет. Риск заболеть алкоголизмом связан у мужчин с потерей обоих родителей, а у женщин — с потерей только матери. Наркомания среди мужчин, как утверждает К. Деннехи, специфично связана с потерей отца, а среди женщин — со смертью матери.

Судя по проведенным за рубежом исследованиям, потеря в детстве одного из родителей существенно влияет на развитие личности ребенка и может обусловливать разнообразные патологии у взрослого человека. Кроме того, многие авторы отмечают: отсутствие в семье представителя старшего поколения (бабушки, дедушки) затрудняет нормальное компенсаторное развитие ребенка после смерти одного из родителей.

Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным [28,c.148].

Нельзя не затронуть и еще одну печальную сторону разводов: они превращают многих детей в полусирот. Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, т. е. раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Развод, как считают психологи, — это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если очень не захотят этого. Особенно болезненно реагируют на развод 5—7-летние дети, и прежде всего мальчики, девочки же особенно остро переживают разлуку с отцом в возрасте от двух до пяти лет.

Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка. "Битва" родителей в доразводный и послеразводный период приводит к тому, что у 37,7% детей снижается успеваемость, у 19,6% страдает дисциплина дома, 17,4% требуют особого внимания, 8,7% убегают из дома, у 6,5% возникают конфликты с друзьями.

Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребенок пережил в детстве разлуку с отцом.

Душевная травма, нанесенная ребенку разводом родителей, может по-особому проявиться в подростковом возрасте. Обращает на себя внимание жестокость подростков, выросших без отца. Отсутствие в семье образца мужского поведения приводит к тому, что лишенные положительных примеров мужского отношения к людям, мужской любви к себе такие подростки не различают мужское и псевдомужское поведение. Стремление возвыситься за счет слабого, унизить зависимого — не что иное, как маскировка своей несостоятельности. Таким образом, у подростков, выросших в разведенных семьях, наблюдается занижение самооценки. По данным психологов, у мальчиков-подростков с высокой самооценкой отцы заботливы, пользуются их доверием и являются для своих детей авторитетом. Установлена определенная взаимосвязь изменения самооценки подростка с возрастом матери в период развода: у женщин, которым при расторжении брака было меньше 24 лет, только 22% детей по достижении 12—14 лет имели высокую самооценку, тогда как детям матерей, разведшихся в более старшем возрасте, такая самооценка свойственна уже в 42 случаях из 100. Это приближается к статистическим данным в неразведенных семьях, где высокая самооценка у детей отмечена в 45%.

Семейная жизнь определяется не только индивидуальными характеристиками тех или иных членов семьи, но и социальными обстоятельствами, той средой, в которой живет семья. Отец, оставивший семью, часто воспринимается ребенком как предатель. Поэтому вхождение ребенка в социальную среду усложняется и деформируется. Довольно часто дети из разведенных семей оказываются объектами нравственно-психологического давления со стороны детей из благополучных, полных семей, что ведет к формированию у них чувства неуверенности, а нередко и озлобленности, агрессивности. Формирование личности ребенка еще более осложняется, если он был свидетелем или участником всех семейных конфликтов и скандалов, которые привели его родителей к разводу. Таким образом, ребенок, с одной стороны, подвергается социальной дискриминации, связанной с отсутствием отца, а с другой — он продолжает любить обоих родителей, сохраняет привязанность к отцу при враждебном отношении к нему матери. Из боязни расстроить мать он вынужден скрывать свою привязанность к отцу и от этого страдает еще больше, чем от распада семьи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.