![]() |
|
|
Шпаргалка: Основы эргономикиШпаргалка: Основы эргономики1. Эргономика как наука и ее предмет. Определение и научно-технические предпосылки возникновения эргономики Эргономика - это научное направление, изучающее человека или группу людей и их деятельность, в условиях современного производства с целью оптимизации орудий, условий, и процессов труда и обеспечения необходимых удобств содействующее развитию способностей работника. Эргономика – это область прикладных научных знаний о человеке к проектир. предметов, систем и окружений используемым им. Эргономика связана с: o Психологией o Биологией o Экономикой o Экологией o Дизайном o Кибернетикой o Медициной o Охраной труда Этьен-Жуль Марэн 1882г он изучил человека как механизм (236косте, суставы) Фредерик Тейлан – он взял определять рабочих (их скорость) Генри Форд – создал первый конвеер из рабочих движений. Бихевианизм (наука поведенческая) Увотсон – научная организация труда. Мюрстерн Берг предложил схему записи движения – алгоритм деятельности человека при выполнении каких либо операций. Научно-технические предпосылки. Предпосылками возникновения и развития эргономики послужили проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологии на современном этапе научно-технической революции и оказавшиеся не разрешимыми средствами только технических и медицинских наук. Необходимо было согласовать рекомендации психологии, физиологии, гигиены труда, дизайна и объединить их в общую систему требований к содержанию и характеру труда в СЧМС. На основе теории и методологии такого объединения и возникла эргономика. Совершенно очевидно, что при проектировании, внедрении и эксплуатации систем «человек—техника—среда» должны учитываться реальные возможности человека, которому предстоит работать в системе. Эргономист должен отчетливо представлять размер допустимых физических, интеллектуальных, эмоциональных затрат, которых потребует работа с конкретной технической системой, и в соответствии с этим корректировать действия ее создателей: инженера-разработчика, конструктора, технолога.
2. Основные школы и направления современной эргономики. Основные понятия. Принципы построения системы «человек-машина-среда» Бегтерев – создал в 1908г психоневрологический институт в Петербурге. В 1918г был создан институт мозга и психической деятельности – на базе создания определённых требований. Отдел психологии – владел Мясищев. Он подготовил проект создания института (Эргологический) А.Гостев с ним работает А.Багданов. Багданов – создал науку тектология. Они создали институт труда – где за ним эргономические исследованиями. Эргономика появилась во время Второй Мировой войны. В Беларуси: В 20-м г в Гомеле создан «Психологический исследовательский кабинет» - Выгодский. В 1925г в Минске Василевский созд Центральную психологическую лабораторию. В 1949г в Великобритании созд «Эргономическое исследоват общество» В Германии – психотехника. 1961г созд институт ВНИИТЭ в Москве Эргономика – это естественно научноая основа дизайна (В.Н. Мунипов) с ним работ Зинченко в направлении дизайна. Б.Ф. Ломов – психолог – инжинерная психология. Последняя школа: Венда, Пископель. 3-я школа: А.И. Губинский – создал науку «Эрготические системы», где эрган рассматривается как область моделирования. Система –Человек – Машина – это система вкл в себя человека, машину, по средствам кот он осуществл труд деятельность и среду на рабочем месте. Человек оператор – это человек осуществл. трудов деятельн., основу кот. Составл. Взаимодейств. с объектом воздействия, машиной и средой на рабочем месте при использовании информационной модели и органов управления. Человеческий факторы – это средства С Ч М обусловл. положением и ролью в ней человека, и в эргономика в качестве чел фактора понимается совокупность антропометрических, психофизиологических, психологических свойств и особенностей, определяющих взаимную адаптацию чел с машиной и окруж средой. Машина в СЧМ- это совокупность технических средств, использ. чел оператором в процессе деятельности Среда на рабочем месте – это совокупность физических, химических, биологических и психологических факторов возд на чел, на его рабочем месте, входе его деятельности. Деятельность чел оператора – это процесс осуществл оператором для достижен поставл перед СЧМ целей. Качество деятельности оператора – совокупность свойств деятельности оператора, обуславл её выполнениям в конкрет услов. 1. Среднее время выполнения оператора определения функций, оно характер быстродействие опперат или норму времени. 2. Производ труда оператора характер быстродействие операт, но это т.н. норма выработки, объёма опред работа в 1-цу времени. Надёжность оператора – это св чел операт сохранять работоспособность состояния в течении требуемого интервала времени. Ошибка оператора – это непраильное выполнения или невыполнение операт предписанных действий. Рабочее место оператора – часть пространства в СЧМ оснащённое средствами отражения информ, органами управления и вспомагат оборудовании и предназнач для осущ деят оператора. Постоянное рабочее мето – где чел наход более 50% времени или 2 ч непрерывно. Непостоянное раб место – наоборот. Принципы построения СЧМ 1. Принцип «Антропоцентризма» его придумал Ломов. Он рассматривал всякую систему, машину для человека. Во главе чел когда эта система проектир., то всё должно гармонировать и быть удобным для чел. 2. Принцип «Функционального подхода» - когда главным становится цель системы, а роль человека сист распред т.о., чтобы выполнять роль системы
3. Эргономические требования. Виды, способы задания. В каких технических нормативных правовых актах они содержатся Эргономич требов-нормированные по отношению к изделию(его элементам), к кач-ву и напряженности деятельности чел-опер значения показателей эргономич св-в процесса, средств и условий деят-ти, а также методов и средств формир-ия и поддержания необход работоспособности чел-опер. Требов бывают общие и частные. Общие-нормативные док-ты: -по охр труда (правила по охране труда, МПОТ) -типовые инструментации по охр труда (ТНОТ) -правила технич эксплуатации (ПТЭ) Санитарно-гигиенические документы(ГН): 1.санитарные правила и норы(СанПиН) Строительные нормы(СНиП) и правила: 1.по стандартизации: ГОСТ (гос стандарт), СТБ (стандарт Беларуси), ГОСТ 12.0.001-80, 12.2.032-78 ССЭТО-система стандартов эргономич требов и эргономич обеспечения (ГОСТ 29.0.001-86) ССЭТЭ-сист стандартов эргономич и технич эстетики (ГОСТ 30.001-87) Комплекс стандартов СЧМ (ГОСТ 23000-78)
4. Структура и номенклатура требований по эргономике. Группы и подгруппы требований Осн группы общих эргономич требований: 1.требов к организ СЧМ: -эргономичность СЧМ -распределение функций между оператором и технич средствами -квалифик-ия опер -численность опер и распределен функ между ними 2.требов к организ деят-ти оператора: -алгоритм деят-ти оператора -инф-ые модели деят-ти опер -требов к эксплуатационной док-ции 3.требов к технич средствам деят-тиопер: -конструкция и компоновка раб места опер -взаимное располож раб места и средств отображен инф-ции коллективного пользования -форма, расположение, размеры приборных панелей и пультов упр-ия -требов к обзорности приборных панелей и пультов упр-ия -требов к досягаемости органов упр -размещен и группирование элем приборных панелей и пультов упр -требов к средствам отображения визуальной инф-ции -требов к средствам аккустич инф -требов к средствам тактильной инф -требов к визуальным оптич приборам получ инф -требов к органам упр -кресло оператора -оборуд на раб месте -требов к инструменту 4.формир-ие и поддержание работоспособности операторов: -организация обучен и тренировки -организация профессионально-психофизиологического отбора -комплектование коллективов -режим труда и отдыха -требов к аппаратуре обуч и тренировки -требов к аппаратуре контроля функционального состояния -треб к экипировке и спец снаряжению 5.треб к обитаемым помещениям: -форма и объем помещ -треб к элем помещ, обеспечивающим вход и выход из него, перемещении внутри помещ и оборудование помещений 6.треб к факторам внешней среды: -треб к физич средствам -треб к химич факторам -треб и биологич факторам -треб к соц-бытовым факторам
5. Основные характеристики организма человека Группы характеристик чел: 1. Психологические 2. Физиологические (энергет характер и общее поведение чел организма) 3. Психофизиологические (возможность анализаторов, сенсорные и моторные реакции, вегетативные реакции) 4. Антропометрические характеристики (силовые, масса, размеры элементов тела) 5. Гигиенические
6. Межполушарная асимметрия Межполушарная асимметрия (др.-греч. б- — «без» и ухммефсйб — «соразмерность») — одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека, но и животных.[1][2] Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов. В рамках проводимых исследований основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими познавательными процессами и влиянию поражений отдельных структур и областей мозга на протекание этих процессов. С функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления — абстрактно-логическое и пространственно-образное. Было показано, что правополушарное мышление, создающее специфический пространственно-образный контекст, имеет решающее значение для творчества. Так, при органическом поражении левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества, но поражения правого полушария способны привести к полной утрате способности к творчеству[ В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, то есть как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию. Эти представления строятся на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций, сформулированной Лурия А. Р. (1969,1973 и др.) Таким образом, межполушарная асимметрия имеет не глобальный, а парциальный характер: правое и левое полушарие принимают различное по характеру и неравное по значимости участие в осуществлении психических функций. Также важно отметить, что в различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков. Полушария не являются абсолютно одинаковыми. Они дополняют друг друга Для правого хар-но: 1. долее быстрая и адекватная реакция на невербальные сигналы(не речевые) 2. лучная пространственная ориентация 3. регулирует не произвольное поведение 4. медлительность в речи 5. труднее даются иностранные языки 6. предпочитает запоминать образный, а не логический материал 7. лучше использует свой опыт, а е чужой 8. лучше зрительная память для левого хар-но: 1. лучшая реакция вербальных сигналов(речевые) 2. регулирует тонкие движения и жестикуляцию правой руки 3. регулирует произвольное поведение 4. отвечает за легкость речи 5. быстро запоминает словесный мат-л 6. лучше даются иностранные языки 7. лучше использует чужой опыт 8. хорошая логическая память
7. Психофизиологические характеристики Сенсомоторные процессы управляются головным и спинным мозгом. Измерение временем простой сенсомоторной реакции позволяет определить быстроту и стабильность сенсомоторного реагирования. В качестве стимулов используются световые и звуковые сигналы различной интенсивности. Время простой сенсомоторной реакции состоит из латентного и моторного периода. В сложной сенсомоторной реакции рассматриваются несколько сигналов их вида. Вегетативная нервная система координирует функции многих систем и органов (сердце, пищевод, желудок и т.д.). Изменяются их функции в процессе деятельности человека, изменяет частоту сердечных сокращений, перераспределяет потоки крови, расширяет сосуды, стимулирует работу желудочных желез, сокращает мускулатуру. Эта часть нервной системы регулирует жизненные процессы. Центры вегетативной нервной системы расположены в мозговом стволе и в спинном мозге. Все ее уровни подчиняются высшим вегетативным центрам, расположенным в промежуточном мозге гипоталамусе и полосатом теле. Эмоциональное возбуждение сопровождается деятельностью кишечника и мочевого пузыря, сердцебиением и потоотделением. Гнев и ярость вызывают напряжение мышц тела, а приятные наоборот. Эмоция это реакция на удовлетворение или неудовлетворение какой-либо потребности. Мотивация есть побуждение к деятельности, связанная с удовлетворением определенной потребности.
8. Внимание сосредоточенность сознания, направленность психической деятельности человека на определенный объект. Бывает произвольная и непроизвольная. Непроизвольное внимание направляет сознание на предмет или явление в силу каких-то их особенностей. Самой простой формой проявления является ориентировочный рефлекс, который вызывает различные изменения в окружающей среде, благодаря которой органы чувства устанавливаются так, что это обеспечивает в данных условиях наилучшее и более полное отражение действующего на воспринимающий аппарат раздражителя. Произвольное внимание – сознательно направленное и регулируемое внимание в котором субъект сознательно избирает объект на которое оно направляется, достигается волевым усилием человека. Это наиболее высокая степень внимания , которая возникает в условиях постановки перед человеком какой-либо задачи. Функции и свойства внимания : 1)способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации и обеспечивает сосредоточенность психологической активности на каком-то объекте или виде деятельности, 2) внимание является своеобразным усилителем позволяющим детализировать элементы информационной модели, 3) для человеческой памяти внимание выступает как фактор, позволяющий удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, 4) для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. Свойства : концентрация, устойчивость, распределение, переключаемость, отвлекаемость, объем. Внимание – это сосредоточение сознания и направл психич деятельн чел на определ объекты -непроизвольное внимание (само по себе) -произвольное внимание (заставляем) Основные характеристики внимания : · Избирательность · Устойчивость · Объём · Возможность распределения · Переключение Внимание - сосредоточенность сознания и направленность псич. Деятельности чел-ка на определенные объекты Объекты могут быть -Реальными/нереальными - предмет --событие -образ -рассуждения Исследователи внимания-Павлов, Узнадзе,? Ланге? Внимание обусловлено активностью связанных между собой мозговых структур. В нервной системе под влиянием внутренних внешних причин возникает очаг возбуждения в котором на определенное время подчиняет себе остиальные участки, доминирует и господствует над ними. Выделяют 5-ть стадией бодрствование чел-го организма -Глубокий сон -Дремотное состояние -Спокойное состояние -Активное бодрствование -Чрезмерное бодрствование В состоянии глубокого сна внимание не проявляется В дремотном состоянии или чрезмерном бодрствовании лишь один два раздражителя Эффектное внимание возможно лишь в спокойном /активного бодрствования. Концентрация психической деятельности в определенном направлении приводит к отвлечению всех других. Основные виды внимания Не произвольные Произвольные Не произвольное внимание(непреднамеренное внимание)-это направленность сознания на предмет или явление в силу каких-либо особенностей. Самой простой формой проявление не произвольного внимания яв-ся оринтировачный рефлекс. он благодаря которому орган чувств воспринимает так, что это обеспечивает наилучшие и более полное отражения действующих на восприятия (аппарат востриятия-это первичное внимание) Причины возникновения не произвольного внимания: Неожиданность Раздражительность Новизна объекта Относительная сила раздражителя На чел-ка воздействуют орга.-ное кол-во раздражителей, однако до сознания доходят лишь те из них которые яв-ся наиболее значимые, чем сильнее раздражитель тем быстрее приковывается к нему внимание. Даже от очень сильный раздрожитель не даст 6нико=агоко эффекта если он действует на фоне менее слабых являясь контрастом. Контрастное сопоставление объектов используются как средство привлечения внимание в кодировании информации. Форма яв-ся наиболее сильным опознавателем. цвет-движущиеся предмет контраст по отношению к подвижным Произвольным вниманием- сознательно направленная, и регулируемая внимания в котором субъект сознательно выбирает на который он направляется, достигается волевым усилием чел-ка(наиболее высокая степень внимания, которая возникает в условиях в постановке перед чел-ком какого-либо задания) Различают произвольное внимание не следует отрывать одно от другого не стоит внешне противопоставлять их друг другу. По мере того как объект произвольно направили наше внимание приобретает для нас непосредственный интерес произвольное---непроизвольное. Возникает эффект внимания Функции и свойства внимания Внимание в действии выполняет много различных функции 1. способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации т обеспечивает сосредоточенность психической зависимости на какой-либо объекте 2. внимание яв-ся своеобразным усилителем позволяющеё детализурущей информации модели 3. для чел-кой памяти внимание выступает как фактор способную удерживать нужную информацию в кратковременную и операт. Память 4. для мышления внимания выступает как обязательный фактор прав. Понимания и решения к основным свойствам памяти относятся: -концентрация внимания -устойчивость -распределение -переключаемость -Объем -отвлекаемость 1. концентрация внимания-удерживания внимания на каком-либо объекте. Под концентрацией внимания-степень или интенсивность сосредоточенности сознания на объекте она связана с доминанта, временно господствующей в нейтральной нервной системе и конц. Другие нервные центры побочные раздражители не большой силы (тик часов, шум ветра) не только не мешают сосредоточиться, а наоборот способствуют сконцентрировать внимание. Концентрации мешают новые или сильные раздражители (чел.радио) 2. устойчивость внимания способствуют сохранять на одном уровне концентрацию внимания ни одном и потом же объекте, внимание подвержено непроизвольном комбинациям. Устойчивость отличающих людей страстно увлеченных делом умеющих ради основного дела отключаться от раздражителей. 3. распределение внимания- это субъективно переживаемая способность чел-ка удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. 4 переключаемость внимания- сознательная и осмысленная внимание с одного объекта на другой, переключаемость внимания означает возможность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения у разных людей различна - чем деятельность интересней тем легче переключиться. 5неполная –полная когда периодичность к возврату к другому. 6 отвлекаемость-непроизвольное перерывание внимания с одного объекта на другой -внешний -внутрений (возникает из-за сильно перенервничал, из-за отсутствия интереса, чувства ответственности) Вариант отвлекаемости – неспособность чел-ка сосредоточиться на чем либо в течении долгого времени. -мнимая-результат большой сосредоточенности на другом объекте. Подлинная- когда чел-к с трудом устанавливает и удерживает внимание на каком –либо объекте(прич.психолог –нерв.) 7объем внимания—количество объектов которые чел-к может воспринимать одновременно величина индивидуальная от 4-до8 инфор. Признаков 7 9. Память Память – форма псих отображения действ заключающ в закреплении в сохранении и последоват воспроизвед чел своего опыта. · Произвольная · Непроизвольная -двигательная(запоминает и производит движения, является наиболее стойкой, например, игра на муз.инструменте, ходьба) -эмоциональная(запоминает пережитые чувства и собственных эмоциональных состояний(грубость, пошлость)) -образная (связана с формированием и хранением конкретных представлений и образов. Этот вид явл.более естеств. И более стойким. Образная память делиться на :зрительную, слуховую, вкусовую, осязательную, обонятельную) -словесно-логическая (проявл.а придпнии мыслям, понятиям ,суждениям соотв.слов или выражений, свойственных только чел.) За память отвечает: -лимбическая система -мозжечок -височные доли Сво-ва памяти: -точность -объем -скорость процесса в памяти По времени характер 1. Долговременная 2. Кратковременная 3. Оперативная Процессы памяти:запоминание, воспроизведение, сохранение, забывание материала
10. Мышление процесс познавательной деятельности человека, характеризующаяся обобщенными отражением действительности. Виду мышления : словесно-логический, наглядно-образный, наглядно-действительный, теоретический, практический, логический, интуитивный, продуктивный ( творческий),репродуктивный, произвольный, непроизвольный и различные сочетания видов. По характеристике решаемых задач : теоретическое и практическое. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение Понятие- форма мышления отражающая существенные свойства связи предметов и явлений. Суждение- форма мышления позволяющая устанавливать различные связи между предметами и явлениями. Бывают : истинные, ложные, общие, частные, единичные, утвердительные, отрицательные. Умозаключение- форма мышления, в котором из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Бывает: индуктивное, дедуктивное, умозаключение по аналогии. Фазы мышления: 1)осознание возникшей проблемы, 2)анализ проблемы с подключением памяти, 3)разработка вариантов решения, оценка вариантов, выбор гипотезы, методов, и алгоритмов решения проблемы, 4) контроль, оценка, рефлекс, проверка, предполагаемых, причинно-следственных 11. Психофизиологические основы восприятия. Закон Вебера- Фехнера Восприятие- это чувственный образ внимания структурных характеристик предмета и процессов материального мира, непосредственно, воздействующих на органы чувств человека. В целом восприятие складывается из ощущений. Ощущение- это элементарное психическое явление, возникающее в результате непосредственного воздействия предметов объектного мира на органы чувств человека, и которые субъективно переживается как присущее самим этим предметом качество. Анализатор-анатомо-психологическая система, обеспечивающая восприятие, анализ и синтез раздражителей действующих на человека. Анализаторы бывают: |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |