на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Юридические факты в механизме правового регулирования


      В механизме правового регулирования  функции индивидуальных правоприменительных  актов и юридических фактов тесно переплетаются. Прежде всего, индивидуальные акты  могут выполнять функцию  юридического факта и элемента фактического состава. Появление индивидуального акта – необходимое условие для завершения фактических составов  трудовых, пенсионных, жилищных и других правоотношений. Вместе с тем, индивидуальный акт – не рядовой элемент фактического состава. Он как бы аккумулирует юридическое содержание фактического состава, подводит итог его развитию.

      Но взаимоотношение юридических фактов  и актов индивидуального регулирования имеет и другую сторону. Задача первой части юридических фактов – ограничить вторую часть  - акт индивидуального регулирования. Юридические факты здесь не только создают предпосылку для принятия индивидуального акта, но и устанавливают для него известные рамки. В некоторых ситуациях стороны вынуждены «дожидаться» всех необходимых юридических фактов. Индивидуальное регулирование приводит к тому, что в процесс правового регулирования «подключаются» фактические обстоятельства, которые  не определены с достаточной  отчетливостью в нормах права. Эту группу фактических обстоятельств  можно назвать индивидуально-определяемыми (или относительно-определенными) фактами.

      Выделяют следующие разновидности таких фактов.

      Бланкетные факты. В некоторых случаях гипотезы юридических норм закрепляют не конкретные факты, а целый круг фактических обстоятельств. Юридическое значение может приобрести любой факт из этого круга.

      Оценочные факты. Это юридические факты, в нормативной модели которых законодатель использует оценочные понятия, например,  «малозначительность», «невозможность совместного проживания» и т.п.

      Факты, признанные юридически значимыми в процессе восполнения пробела. Преодоление пробела предполагает оценку фактических обстоятельств компетентным государственным органом, придание юридического значения фактам, которые не были до того юридическими.

      Факты, обусловившие принятие акта применения права. Принятие акта  применения права обуславливается, как правило, сложным комплексом  фактических обстоятельств. Некоторые элементы этого комплекса точно указаны в нормах права, другие  - представляют собой индивидуально-определяемые факты.

      Среди правоприменительных актов выделяются индивидуальные акты органов государственного управления. В  фактической основе этих актов можно выделить три группы фактов.

      Первую группу составляют юридические факты, которые прямо зафиксированы в нормах права.

      Во вторую группу входят индивидуально-определяемые  факты, очерченные в нормах права относительно-определенным образом и конкретизируемые государственным органом.

      Третья группа фактов - иные социальные обстоятельства, учитываемые при вынесении решения (индивидуального акта). К их числу относятся разнообразные сведения о состоянии социально-юридической ситуации, участниках отношений, прогноз развития ситуации и др.

      В зависимости от способа связи с юридическими фактами и объема свободного усмотрения индивидуальные акты органов государственного управления можно разделить на три вида:

      Определенные. Это индивидуальные акты права, издаваемые на основе исчерпывающе определенных в законе юридических фактов, наличие которых обусловливает, как правило, возникновение обязанности государственного органа принять соответствующее решение.

      Относительно-определенные. Это индивидуальные акты, юридико-фактическая основа которых определена менее строго. Здесь компетентный орган может конкретизировать и юридические факты.

      Дискреционные. Это индивидуальные акты, фактические предпосылки которых в законодательстве не определены, либо определены в самом общем виде (например, указанием на цели и задачи деятельности, предметы ведения). Определение фактических предпосылок для принятия данных актов находится целиком в компетенции соответствующего органа.

      Возможны и другие классификации актов государственного управления. 

      Таким образом, индивидуальное регулирование и юридические факты  - это тесно связанные явления правовой действительности.  Целесообразное  комбинированное их использование – залог эффективной реализации норм права.

      3 Проблемы юридических фактов в механизме правового регулирования

      3.1 Фактические системы в механизме правового регулирования

      Общественным отношениям свойственны системность. Социальные процессы, явления, ситуации существуют во взаимодействии, более или менее тесной внутренней взаимосвязи. Юридические факты средство отражения данной системности, перевода ее в плоскость правового регулированию.

      Можно указать три системообразующих фактора. Во-первых, юридические факты  - не изолированные действия и события, они возникают в соответствии с логикой развития общественных отношений. И в этом смысле системность юридических фактов есть отражение и продолжение системности общественных отношений. Во-вторых, юридические факты предусматриваются в нормах права, представляющие собой достаточно развитую систему. Правовые нормы закрепляют взаимосвязь и взаимозависимость юридических фактов различных отраслей, институтов, нормативных актов. В-третьих, юридические факты в качестве элемента механизма правового регулирования должны использоваться комплексно, системно.

      Необходимо рассмотреть три вопроса по проблемам системности юридических фактов: выбор юридических фактов, системные связи между ними, приемы использования юридических фактов в правовом регулировании.

      Отправной момент выбора юридических фактов – выявление их места в структуре правового регулирования. «Правовое регулирование общественных отношений, - отмечет Д.А. Керимов, - оказывается тем эффективнее, чем точнее оно выражает реальные политические, экономические  и духовные условия, процессы и потребности развития общества».[53] Прежде чем конструировать конкретные составы, необходимо решить вопрос, каким методом будут регулироваться данные отношения, какая группа правовых средств будет привлечена для их упорядочения.

      Следующий шаг в выборе юридических фактов – определение социальной ситуации (вида ситуаций), служащей предметом правового воздействия. Подобная социальная ситуация должна быть объективно контролируемой, т.е. поддаваться социальному контролю с использованием правовых средств. Социальная определенность - обязательная черта ситуации (вида ситуаций), служащей предметом  правового воздействия. Подобная социальная  ситуация должна быть объективно контролируемой, т.е. поддаваться социальному контролю с использованием правовых средств. Социальная определенность  - обязательная черта ситуации, подлежащей юридическому регулированию. Достаточно определенными должны быть  участники отношений, их социальные роли, характер социального противоречия и т.д.

      Правильное определение структуры  правового регулирования в целом и непосредственного участка воздействия (социальной ситуации) позволяет перейти к выбору юридических фактов. Выбор юридических фактов – сложная творческая задача, решаемая в процессе разработки нормативных актов, при кодификации законодательства и в ряде других случаев. Существуют требования, которым должны отвечать юридические факты при их выборе. Эти требования можно подразделить на: социологические и специально-юридические. Первая группа обусловлена особенностями социального содержания фактов, способом их связи с социальной ситуацией. Вторая  -вытекает из особенностей права.

      Рассмотрим первую группу требований. По своему содержанию юридический факт должен адекватно отражать социальную ситуацию. 

      Следующее требование – юридическая надежность юридического факта. Эта характеристика отражает, с одной стороны, постоянство связи факта с социальной ситуацией, а с другой – стабильность его социального содержания.

      Юридическому факту, далее, должна быть свойственна адаптивность,

способность «приспосабливаться» к меняющимся условиям. Адаптивность  выступает одним из аспектов надежности.

      Важное значение при выборе юридических фактов  имеет учет социальных, психологических, информационных и иных факторов, определяющих динамику социальной ситуации.

      Специально – юридические критерии выбора юридических фактов. В качестве юридических фактов  могут выступать лишь такие  социальные обстоятельства, которые можно закрепить формально, наличие  или отсутствие которых можно с достоверностью установить. В отборе юридических фактов важно учитывать далее, существующую систему фиксации и удостоверения юридических фактов. Наконец, в выборе и закреплении юридических фактов нельзя не считаться с правовыми традициями, сложившимися установками практических работников.

      Теперь нужно уяснить, каковы системные связи юридических фактов. По мнению В.Б. Исакова, система юридических фактов должна быть  отнесена к классу больших систем, для которых характерно:

а) большое число элементов;

б) непостоянство элементного состава  и структуры;

в) значительная распределенность  элементов в пространстве и времени;

г) наличие человеческого фактора;

д) относительная замкнутость.[54]

      Исходя из этого, большая фактическая система представляет собой  широкий комплекс  юридических фактов, взятых в масштабе нормативного акта, правового института, отрасли права или всей правовой системы за определенный отрезок времени.

      Интересный вопрос  - типология фактических систем. В порядке первого приближения Р.О. Халфина их подразделяет на открытые и закрытые.[55]  Открытые допускают появление элементов, прямо не предусмотренных действующим законодательством. Например, согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают не только из оснований, предусмотренных законодательством, но и из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом, однако в силу общих начал  и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.[56] Закрытыми являются фактические системы, элементный состав которых установлен исчерпывающе  (например, юридически факты в уголовном законодательстве).

      Существующие в настоящее время фактические системы не всегда  оптимальны и нуждаются в совершенствовании. Использование системных связей юридических фактов в известной мере  - резерв правового регулирования.

      К возможным направлениям совершенствования больших фактических систем относится стыковка юридических фактов (составов). Например, основанием для оплаты проезда  в командировке является предъявление проездного билета. Он снабжен для этого специальными реквизитами. Таким образом, билет выполняет двоякую функцию – проездного и отчетного документа. В данном случае видно, что «стыковка» позволила сократить отчетность и документооборот, упростила правовое регулирование.

      В ряде случаев юридические факты и составы одних правоотношений не просто стыкуются, а непосредственно привязываются к юридическим фактам и составам других правоотношений.

      Большая фактическая система не застывшее навсегда образование. Значительный научный и практический интерес представляет изучение динамики больших фактических систем. Их изменения определяются двумя  факторами – развитием общественных отношений , которые рождают (или больше не рождают) определенные юридические факты, и совершенствованием правовых норм. При этом темпы развития отдельных «участков» фактической системы неодинаковы.

      Эффективность правового регулирования складывается в конечном счете  из эффективного использования  его конкретных элементов – норм права, актов применения, юридических фактов и др.  Каждый элемент системы может вносить свою «лепту» в конечный эффект, а может и тормозить его . Многое зависит от избранного приема правового регулирования, представляющего собой наиболее эффективный способ использования юридических средств.

      Один из приемов – опережающее наступление правовых последствий. Существо данного приема заключается в том, что правовое последствие наступает как  бы «авансом», до наступления всех необходимых  юридических фактов. Например. Существует  категория рабочий и служащих, подлежащих утверждению в должности вышестоящим органом. Однако трудовое правоотношение с ними возникает сразу после издания соответствующего приказа (или фактического допуска к работе). Они трудятся в качестве «исполняющих обязанности» и лишь впоследствии оформляется весь состав фактов, необходимых для существования данного правоотношения. Выгоды опережающего наступления правовых последствий здесь очевидны: сокращается перерыв в работе, в трудовом стаже.

      В законодательстве применяется и прямо противоположный прием  правового регулирования – отсрочка в наступлении правовых последствий, когда  они не наступают, несмотря на наличие завершенного фактического состава. Причиной отсрочки может быть, например, отсутствие в правообразующем документе одной из подписей, печати и т.д.

      Еще один прием правового регулирования  - образование «пакета» юридических фактов. «Пакетом» можно назвать любой фактический состав, в котором соединены выгодные и невыгодные, желательные и нежелательные элементы. Назначение «Пакета»  заключается в том, чтобы усилить предварительное действие юридических фактов, их стимулирующую функцию. В своем действии он опирается на психологические механизмы, интересы субъектов права.

      Еще один прием правового регулирования  - блокирование возникновения правоотношений.

      Например, заключение трудового договора с одним предприятием исключает существование второго подобного правоотношения (кроме случаев совместительства).  Таким образом, в правовом регулировании существует не только проблема  «стыковки» правоотношений, но и проблема «блокирования» одновременного возникновения некоторых правовых связей. Данные приемы правового регулирования выделяет В.Б. Исаков.[57]

      Рассмотренные приемы не исчерпывают многообразных способов использования  юридических фактов в правовом регулировании общественных отношений. Выбрать оптимальный прием регулирования, – значит, найти правовое средство с максимальной полнотой отвечающее содержанию регулируемых отношений. Дальнейшее изучение и систематизация  приемов правового регулирования – одно из перспективных направлений теории юридических фактов.

      3.2 Фиксация, удостоверение и доказывание  юридических фактов

      Всякий юридический факт  представляет собой единство содержания и формы  - внешнего выражения  этого содержания. Юридические факты по своей природе таковы, что они как правило не могут существовать в неоформленном виде. Социальное обстоятельство лишь тогда порождает правовые последствия, когда оно определенным образом зафиксировано и установлено законными средствами  в правоприменительном процессе. Такие социальные обстоятельств, как трудовой стаж, образование и т.п., вообще не могут войти в правовое регулирование  без их регистрации, законного процедурно-процессуального оформления. Сказанное позволяет понять значение фиксации, удостоверения и доказывания юридических фактов  для их функционирования в механизме правового регулирования.

      Система фиксации и удостоверения  юридических фактов изучается под своим углом зрения отраслевыми  юридическими науками. «Состав (или единичный факт), - отмечает, например, Т.М. Кузьмина применительно к пенсионным правоотношениям, - фиксируется в определенном порядке управомоченными на то органами».[58]

      В общетеоретическом плане  вопрос о системе  фиксации и удостоверения юридических фактов  разработан недостаточно. Между тем это один из  важнейших вопросов общей теории  процессуальной формы в российском праве. Взятая в общем виде данная система включает в себя, во-первых, органы, организации и должностных лиц, уполномоченных фиксировать те или иные фактические обстоятельства; во-вторых, установленные законом средства  фиксации и стандартные процедуры работы  с ними (издание приказов, оформляющих  те или иные факты; внесение записей в личные дела, в трудовые книжки и т.п.); в – третьих, действия по выдаче  информации о юридических фактах (свидетельств, справок и др.).

      В фактофиксирующей системе необходимо различать деятельность общего и специального назначения. Общая фактофиксирующая деятельность связана с регистрацией различных фактических обстоятельств независимо от их использования в  конкретных правоотношениях (фиксация стажа работы, возраста, местожительства и т.п.). Результаты этой фактофиксирующей  деятельности могут использоваться для возникновения, изменения, прекращения самых различных правовых отношений. Специальная фактоустановительная деятельность ведется компетентными государственными органами  по конкретному юридическому делу (гражданскому, уголовному) и осуществляется в пределах, необходимых для разрешения именно данного дела. Результаты  специальной фактоустановительной деятельности, выраженные в правоприменительном акте  приобретают общее юридическое значение, в том числе преюдициальное, могут использоваться для разрешения иных юридических дел.

      Фиксация и удостоверения фактов – близкие, сопряженные, но все же не совпадающие виды деятельности. Фиксация представляет собой регистрационную деятельность, документальное закрепление фактических обстоятельств. Удостоверение состоит в подтверждении истинности фактов, их существования. Фиксация и удостоверение акта нередко сливаются в едином акте (например, регистрация брака), но они могут существовать и порознь (например, удостоверение подлинности документа).

      Рассматривая состав органов и организаций, ведающих фактофиксирующей деятельностью, можно выделить несколько групп субъектов:

      а) суды общей юрисдикции, фиксирующие юридические факты в приговорах, решениях, определениях; в эту же группу входят арбитражные суды;

      б) специальные государственные и негосударственные органы, их подразделения и должностные лица, занимающиеся исключительно или в основном фактофиксирующей деятельностью (загсы, государственные нотариальные конторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой и др.);

      в) иные государственные органы, организации и должностные лица, органы местного самоуправления, осуществляющие в пределах своей компетенции фиксацию и удостоверение юридических фактов наряду с управленческой, производственной, социально-культурной и иной деятельностью (домоуправления, главные врачи больниц и др.).

      Система фиксации и удостоверения юридических актов нуждается в дальнейшем совершенствовании. Важные фактические обстоятельства закрепляются небрежно, с большим опозданием, что существенно осложняет защиту и реализацию  законных прав и интересов граждан. Нередко сами граждане, вступая в те или иные правоотношения, пренебрегают их юридическим оформлением. Правовая связь складывается на ненадежной, по существу, дефектной фактической основе. Такого рода правоотношения – один из главных источников сложных «казусных» ситуаций, возникающих  в правоприменительной практике. В правовой пропаганде необходимо проводить мысль, что своевременное оформление юридически значимых обстоятельств – не формализм, а необходимая предпосылка эффективного правоприменения, важный элемент юридической культуры.

      Факты, прежде чем они проявят свое юридическое значение должны быть надлежащим образом установлены. Установление и доказывание юридических фактов  - одна из традиционных проблем юридической науки. В отраслевых науках по этому вопросу имеется обширная литература.

      Юридические факты устанавливаются в правоприменительном процессе посредством доказательств. Доказательствами являются фактические данные, имеющие значение для установления юридических фактов, выраженные в предусмотренной законом форме.

      Процесс установления юридических фактов определяет следующие положения:

      нельзя ни отождествлять юридические факты, доказательственные факты, доказательства, ни разрывать их. Это неразрывно связанные, но не тождественные элементы процесса правового познания;

      установление юридических фактов представляет собой информационный процесс, содержание которого заключается в преобразовании информации о фактах: из скрытой формы – в явную; из разрозненной – в систематизированную, упорядоченную; вероятного знания – в достоверное;

      установление всех необходимых обстоятельств позволяет дать им юридическую оценку (квалифицировать) – признать или не признать за ними качество юридического факта (фактического состава).

      Доказательственные факты иногда могут приобретать самостоятельное правовое значение: переходить при определенных условиях в категорию юридических фактов.

      В ряде случаев закон ограничивает источники (средства) доказывания тех или иных фактов. Устанавливается, например, необходимость предъявления документа в подлиннике (диплома, паспорта и др.). В подобных ситуациях источник фактической информации приобретает самостоятельно правовое значение, становится юридическим фактом (элементом состава). Использование иного источника для получения фактической информации влечет дефектность фактического состава. На наш взгляд, сказанное позволяет сделать вывод, что процесс не только форма жизни закона, но и способ существования юридических фактов.

      Будучи единым по своей формально-логической основе, процесс установления и доказывания юридических фактов существенно различается в зависимости от степени нормативной урегулированности, детализированности процедуры, состава участников, средств доказывания, характера гарантий законности и др. В результате складываются различные процессуальные производства с неодинаковым процессуальным режимом.

      Н.Н. Вопленко под процессуальным правоприменительным производством понимает качественно однородную группу развивающихся во времени процессуальных действий по властной реализации и каких – либо обособившихся материально-правовых предписаний.[59]

      В качестве процессуальных производств выступают, например, в гражданском процессуальном праве – исковое и особое производство.

      Что касается процессуального режима, то И.Д. Перлов относит к нему качественно однородную совокупность процессуальных требований, обусловливающих своеобразие правоприменительной деятельности по рассмотрению и разрешению однотипных юридических дел.[60] 

      Проведем классификацию процедурно – процессуальных форм.

      Степень развитости – наиболее важный (и сложный) критерий классификации процедурно-процессуальных форм. Сложность заключается в том, что «степень развитости» – неопределенное понятие, допускающее различные истолкования. И все же приблизительная группировка по этому критерию возможна и необходима. К первой группе можно отнести простейшие процедуры (регистрационные, протокольные производства и т.п.). В них, как правило не выделяются этапы, стадии, отсутствует подробная регламентация процессуальных действий. Вторая группа – процедурно – процессуальные формы средней развитости. К этой группе следует отнести процедуру рассмотрения дел в административных комиссиях, органах социального обеспечения и др. Для них характерен более высокий уровень нормативной урегулированности. К третьей группе – наиболее развитым процессуальным формам – следует отнести гражданский и уголовный процессы. Их отличает детальная регламентация деятельности участников на всех стадиях процесса.

      Процедурно-процессуальные формы можно классифицировать и по другому критерию – в зависимости от «широты охвата» ими правовых отношений. В данном аспекте выделяются, во-первых, процедурно-процессуальные формы индивидуального типа. Они созданы для строго определенного вида правоотношений и не рассчитаны на использование в каких – либо других отношениях (например, процедура приема в высшее учебное заведение). Во-вторых, можно выделить процедурно-процессуальные формы отраслевого типа. Они обслуживают возникновение нескольких видов правоотношений, как правило, в рамках отрасли (например, производство в комиссии по трудовым спорам). К третьей группе – к общеправовым процедурно-процессуальным формам следует отнести гражданский и уголовный процессы. В.Д. Сорокин считает, что есть основания включить в эту группу некоторые административно-правовые производства.[61]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.