|
Реферат: Искуственный интеллект│Сборка новой ЭС из│ - │ + │ + │ + │ + │ │существующих │ │ │ │ │ │ ├──────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼─────────┼───────┤ │Развитый интерфейс│ + │ - │ + │ + │ + │ ├──────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼─────────┼───────┤ │Возможность созда-│ │ │ │ │ │ │ния прикладных │ - │ - │ + │ - │ - │ │программ │ │ │ │ │ │ ├──────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼─────────┼───────┤ │Несколько форм │ │ │ │ │ │ │представления зна-│ - │ + │ + │ + │ + │ │ний │ │ │ │ │ │ ├──────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼─────────┼───────┤ │Иерархия языков │ │ │ │ │ │ │представления зна-│ - │ + │ + │ - │ + │ │ний │ │ │ │ │ │ ├──────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼─────────┼───────┤ │Графическое отоб- │ - │ - │ + │ - │ + │ │ражение процессов │ │ │ │ │ │ ├──────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼─────────┼───────┤ │Самообучение │ - │ + │ - │ - │ - │ ├──────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼─────────┼───────┤ │Логическая провер-│ + │ + │ + │ + │ + │ │ка │ │ │ │ │ │ ├──────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼─────────┼───────┤ │Система объяснения│ + │ + │ + │ + │ + │ ├──────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼─────────┼───────┤ │Несколько видов │ + │ - │ + │ - │ + │ │диалога │ │ │ │ │ │ ├──────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼─────────┼───────┤ │Связь с другими │ + │ - │ + │ - │ - │ │программами │ │ │ │ │ │ ├──────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼─────────┼───────┤ │Перевод знаний из │ │ │ │ │ │ │одной формы в дру-│ - │ + │ + │ - │ + │ │гую │ │ │ │ │ │ ├──────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼─────────┼───────┤ ├──────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼─────────┼───────┤ │Показатель функци-│ │ │ │ │ │ │ональности (в │ 40% │ 60% │ 80% │ 47% │ 80% │ │процентах) │ │ │ │ │ │ └──────────────────┴─────────┴──────────┴──────────┴─────────┴───────┘ Из таблицы видно, что показатель функциональности "Консультанта" ниже, чем у других популярных систем. Следует отметить, что выбор 15 ти функций был ориентирован в основном на пользователя; многие функ- ции не были рассмотрены. Также, необходимо уточнить, что системы с по- казателем функциональности = 100% пока не существует (у самых разви- тых систем показатель функциональности порядка 80 - 85%). С позиции быстродействия "Консультант" находится в достаточно вы- соком положении. К сожалению, нет возможности количественно оценить быстродействие системы и сравнить с быстродействием других систем. Од- нако, известно, что на поиск решения в базе из 100 правил одна из са- мых быстрых систем - MYCIN - тратит около 5 минут. "Консультант" на такую же базу тратит примерно 15 минут. "Консультант" требует по сравнению с другими системами сравнитель- но мало машинных ресурсов (см. п. 3.1.1.). Единственные ЭС, требующие также мало ресурсов -MicroExpert и Expert-Ease. Поскольку, исходя из специфики решаемых в ВС задач и экономическо- го положения, критериями эффективности следует считать стоимость, бы- стродействие и надежность. Учитывая вышеприведенные результаты, следу- ет выбрать систему "Консультант". Она одна из самых быстродействующих и надежных, и обладает самой низкой стоимостью. 5.3. Оценка скорости создания базы знаний на примере демонстраци- онной базы "Оценка продолжительности службы военнослужащего" На теоретическую разработку базы, аналогичной "Оценке..." эксперт затрачивает примерно по 15 минут на правило. Ему необходимо из знания по медицине выделить и структуировать факты, относящиеся к данной предметной области (в данном случае, к области количественной оценке состояния здоровья на основании данных о возрасте, вредных привычках, характере службы и других параметров), установить между фактами связи в виде правил. Непосредственную оценку скорости создания БЗ можно проводить пос- ле процесса теоретической разработки. Занесение одного правила в соз- даваемую базу знаний занимает около 1 минуты (так как в базе "Оцен- ка..." 77 правил, процесс занесения в нее правил займет примерно 75 минут). Создание одного факта займет примерно 2 минуты (в "Оценке... " 29 фактов, суммарное время создания базы фактов - 60 минут). Время на процесс создания файла базы, его проверки, оптимизации, упаковки и сохранения, занимает примерно 35 минут. Суммарное время, затраченное на ввод разработанной базы "Оценка..." - примерно 3 часа. Аналогичный ввод знаний в других системах занимает несколько боль- шее время. Так, например, синтаксис системы MYCIN не позволяет вводить правила со скоростью быстрее, чем одно правило за 3 минуты (хотя в MYCIN не нужно вводить факты, система сама выделяет их из пра- вил, которые вводятся через текстовый редактор в определенной форме). Следует сделать оговорку, что есть системы, которые не требуют предварительной теоретической обработки определенной области знаний; они сами выделяют знания в определенной форме из обычного текста (нап- ример, системы АМ и Eurisco). Машина вывода системы "Консультант" благодаря разработанной стра- тегии комдинированного вывода позволяет быстро получить решение на поставленную цель. Однако, некоторые системы, благодаря инструмента- рию для создания новых стратегий вывода, позволяют для конкретной за- дачи спроектировать наиболее оптимальную стратегию вывода, исходя из специфики задачи (например, СПЭИС, ПиЭС). Это позволит сократить коли- чество задаваемых пользователю вопросов и, следовательно, ускорить процесс принятия системой решения (хотя, на создание стратегии тоже расходуется время). В зависимости от цели при работе с базой "Оцен- ка..." пользователь затрачивает от 5 до 15 минут. 5.4. Выводы Таким образом, система "Консультант" обладает следующими качества- ми: 1) Низкая стоимость (складываемая из суммы стоимостей аппаратного и программного обеспечения, необходимого для реализации системы). 2) Высокое быстродействие. 3) Малое количество функций (по сравнению с другими развитыми сис- темами). 4) Высокая надежность. 5) Низкие требования к машинным ресурсам. Критериями эффективности выбраны быстродействие, надежность и сто- имость; следовательно, по этим критериям, "Консультант" удовлетворяет поставленным требованиям. Скорость создания новой базы знаний довольно высока, она оценена в процессе проектирования и заполнения демонстрационной базы знаний "Оценка продолжительности службы военнослужащего". Заключение В настоящем проекте рассмотрены вопросы создания и методики испо- льзования экспертной системы - системы диагностики "Консультант". Сп- роектированная система включена в состав АРМ командира. Создана с по- мощью реализованной системы демонстрационная база знаний "Оценка про- должительности службы военнослужащего". Основные теоретические результаты сводятся к следующему: 1) Разработаны метод представления фактов в базе знаний в виде ди- намических связанных списков (коллекций) и способ кодировки правил с последующим представлением их в виде матрицы. 2) Разработана стратегия комбинированного вывода и метод перефор- мирования базы знаний в зависимости от цели. 3) Созданы методы упаковки и оптимизации базы знаний, позволяющие сократить объем занимаемой памяти и увеличить скорость работы систе- мы. 4) Рассмотрен метод логической проверки правил на непротиворечи- вость в процессе создания или редактирования базы знаний. 5) Разработан способ достижения цели, исключающий возможность не- однозначного решения и несанкционированных ответов. Основными практическими результатами являются: 1) Создание библиотеки процедур обработки знаний. 2) Реализация эффективного и удобного интерфейса пользователя. 3) Разработка общего алгоритма функционирования системы и алгорит- мов работы отдельных ее компонентов. 4) Создание системы управления базами знаний. 5) Реализация пошагового редактора знаний с редактором правил в виде электронной таблицы. 6) Создание системы эффективного вывода. 7) Разработка открытой архитектуры системы, позволяющей получать и (или) передавать информацию в другие приложения (текстовые редакто- ры типа ЛЕКСИКОН и СУБД типа SUPERCALC) и, не выходя из системы, за- пускать другие приложения пакета АРМ командира. 8) Реализация системы управления протоколами. 9) Создание с помощью реализованной системы демонстрационной базы знаний. 10) Проведение оценки эффективности системы с точки зрения быстро- действия, надежности и стоимости. Особенности созданной системы следующие: 1) Используется обычный "неинтеллектуальный" язык программирова- ния высокого уровня (Турбо-Паскаль 6.0). 2) Используются методы объектно-ориентированного программирования на основе библиотеки Turbo Vision. 3) Для экономии оперативной памяти используется механизм оверлеев. 4) Применяется модульный принцип построения программ, входящих в состав системы. 5) Применяется механизм ресурсов. 6) Используются принципы полиморфизма потоков и коллекций при реа- лизации базы знаний. 7) Применяются методы работы с динамической памятью. В системе выявлен ряд недостатков: 1) Быстрый, но недостаточно наглядный редактор правил. 2) Ограниченность размеров базы знаний вследствие ограниченности размеров динамической памяти, выделенной пользователю. 3) Сложность создания базы с большим количеством правил и фактов. 4) Низкая наглядность системы объяснения. 5) Отдаленность языка системы от естественного языка. 6) "Навязывание" пользователю одной стратегии вывода и одной фор- мы представления знаний. ───────────── Итак, в данном дипломном проекте разработана система диагностики, которая по сравнению с существующими дает пользователю следующие преи- мущества: 1. Удобство работы для неподготовленного пользователя, благодаря диалоговой среде, длинным именам баз знаний, многооконному режиму ра- боты и развитой системе меню. 2. Высокая скорость работы, как следствие использования стратегии комбинированного вывода и оптимизации правил. 3. Блокировка неипользуемых клавиш для предотвращения несанкциони- рованных действий со стороны пользователя. 4. Установка режима консультации при включении системы. 5. Наличие системы управления базами знаний. Таким образом, созданная экспертная система полностью ориентирова- на на неподготовленного пользователя и по всем показателям пригодна для применения в АРМ командира. ────────────────────────────────────── Литература 5. Кузин А.А. Общая кибернетика. т.2. - М.: Наука, 1979. 6. Фофанов В.А. Системные функции MS-DOS. - М.: Радио, 1988. 7. Фойц С. Windows 3.1 для пользователя. Киев.: Торгово-издательс- кое бюро BHV, 1995. 8. Фаронов В.В. Программирование в Турбо-Паскале. - М.: МВТУ-ФЕС- ТО Дидактик, 1992. 9. Фаронов В.В. Библиотека Turbo-Vision. - М.: МВТУ-ФЕСТО Дидак- тик, 1993. 10. Лорьер Ж.-Л. Системы искусственного интеллекта. - М.: Мир, 1991. 11. Сойер Б., Фостер Д.В. Программирование экспертных систем на Паскале. - М.: Финансы и статистика, 1990. 12. Таунсенд К., Фохт Д. Проектирование и программная реализация экспертных систем на персональных ЭВМ. - М.: Финансы и статистика, 1990. 13. Уотермен Д. Руководство по экспертным системам. - М.: Мир, 1989. 14. Вагин В.Н. Дедукция и обобщение в системах принятия решений. - М.: Наука, 1988. 15. Экспертные системы: Сборник - М.: Знание, 1990. 16. Геловани В.А., Ковригин О.В. Экспертные системы в медицине. - М.: Знание, 1987. 17. Нильсон Н. Принципы искусственного интеллекта. - М.: Радио и связь, 1985. 18. Поспелов Г.С. Системный анализ и искусственный интеллект. - М.: Препринт ВЦ АН СССР, 1980. 19. Минский М. Фреймы для представления знаний. -М.: Энергия, 1979. 20. Компьютер обретает разум: Пер. с англ./ Под редакцией В.Л.Сте- фанюка. - М.: Мир, 1990. |
НОВОСТИ |
ВХОД |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |