![]() |
|
|
Реферат: Искуственный интеллектсистема ЭКОНЭКС, созданная в Центре Информатики и Электроники им. По- пова, включает в себя возможности преобразования знаний из одной ст- руктуры в другую, поддерживает иерархию знаний, обрабатывает непол- ные, недостоверные и противоречивые знания, содержит блок проверки ис- тинности. Система реализована и используется на персональных компьюте- рах типа IBM. Следует учитывать, что ПК обладают относительно неболь- шой памятью и быстродействием, следовательно, их нельзя применять в таких областях, где необходима обработка большого количества информа- ции. ЭС для ПК могут эффективно использоваться в таких областях, как: - задачи оптимизации; - анализ вариантов телефонных сетей; - диагностика отказов автоматики; - определение конфигурации компьютерных систем; - прогноз погоды; - обеспечение безопасности; - анализ отчетов о командировках для получения обощенных выводов; - разработка стратегий операций. Однако, несмотря на распространенность, все вышеперечисленные ЭС в основном обладают некоторыми общими недостатками: - низкоразвитый интерфейс; - необходимость знания специальных языков представления знаний; - большие размеры; - низкое быстродействие; - не развиты связи с другими программами; - нет средств быстрой смены баз знаний; - высокая стоимость. Отсюда следует, что ни одна из приведенных выше оболочек ЭС не мо- жет быть эффективно использована в Вооруженных Силах, где большую роль играют в основном быстродействие, интерфейс и стоимость. Совре- менные ЭС также требуют больших машинных ресурсов, а именно - памяти, как оперативной, так и памяти жесткого диска. Следовательно, нужна но- вая эффективная оболочка ЭС, ориентированная на потребности ВС. 1.3. Постановка задачи. В ВС часто возникают задачи, которые требуют знаний экспертов и которые не могут быть решены стандартными способами. Таблица 4. Критерии применимости экспертных систем. ┌──────────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐ │ Применимы │ Неприменимы │ ├──────────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤ │ Не могут быть строгие алгоритмы │ Имеются эффективные алгоритми- │ │или процедуры, но существуют эври-│ческие методы. │ │стические методы решения. │ │ ├──────────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤ │ Есть эксперты, способные решить │ Отсутствуют эксперты или их чис-│ │задачу. │ло недостаточно. │ ├──────────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤ │ По своему характеру задачи отно- │ Задачи носят вычислительный ха- │ │сятся к области диагностики, ин- │рактер. │ │терпретации или прогнозирования. │ │ ├──────────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤ │ Доступные данные "зашумлены". │ Известны точные данные и строгие│ │ │процедуры. │ ├──────────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤ │ Задачи решаются методом формаль- │ Задачи решаются процедурными ме-│ │ных рассуждений. │тодами, с помощью аналогии или │ │ │интуитивно. │ ├──────────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤ │ Знания статичны (неизменны). │ Знания динамичны (меняются со │ │ │временем). │ └──────────────────────────────────┴─────────────────────────────────┘ Вот лишь некоторые из обычных повседневных задач возникающих в ВС, которые могут быть решены с помощью ЭС: - составление расписаний занятий; - диагностика аппаратуры; - юридические консультации; - планирование тактических операций; - метеопрогнозы; - обеспечение безопасности; - анализ документов (отчетов); - управление подразделением; - обучение личного состава; - медицинскоя диагностика. По ранее указанным причинам, коммерческие ЭС не могут быть приме- нены. Требуется система, обладающая следующими свойствами: 1) Высокое быстродействие. 2) Высокая надежность. 3) Простой в освоении интерфейс. 4) Низкая стоимость. 5) Низкая требовательность к машинным ресурсам. 6) Простота представления знаний. Такая система бубет полностью удовлетворять нужды ВС. Часть 2. Выбор средств для решения задачи В своей повседневной деятельности командиру часто приходится стал- киваться с различного рода информацией, необходимой ему в ходе рабо- ты. Чаще всего это текстовая (план-конспекты, рапорта, инструкции), графическая (схемы, планы, графики, диаграммы) и табличная (ведомос- ти, план-задания) информация. Процесс ее обработки можно ускорить с созданием так называемых автоматизированных рабочих мест командира. Однако у командира возникают задачи другого рода, такие как, нап- ример, диагностика аппаратуры, планирование рабочей недели, управле- ние различного рода работами, анализ состояния воинской дисциплины и много других, для решения которых нужна специальные программы - экс- пертные системы. Для того, чтобы облегчить процесс решения такого ро- да задач, следует в пакет прикладных программ для АРМ командира вклю- чить и систему обработки знаний (ЭС). Для разработки и последующего нормального функционирования проек- тируемой ЭС для АРМ необходимы следующие аппаратные и программные средства. 2.1. Выбор аппаратных средств для проектирования ЭС. Чтобы создать ЭС с указанными ранее свойствами, необходимы следую- щие требования к аппаратной части (указаны минимальные требования): - персональный IBM-совместимый компьютер типа ЕС 1841 (желателен компьютер IBM с процессором Intel 80386SX или выше); - ОЗУ не менее 128 Кб (желательно - 640 Кб или выше); - жесткий диск объемом не менее 10Мб (желателен - 120Мб и выше); - видеокарта 128 Кб, EGA 14" (желательно - VGA или выше); - манипулятор "мышь" (необязательно). Аппаратных средств с такими требованиями вполне достаточно для создания полнофункциональной ЭС, отвечающей всем ранее установленным требованиям. Персональный компьютер выбран как универсальное средво обработки информации. Из всего многообразия персональных компьютеров выбор оста- новлен именно на IBM-совместимых компьютерах, поскольку эти машины на- иболее распространены в нашей стране, они обладают хорошими характе- ристиками: модульно-магистральная архитектура, довольно высокая ско- рость работы, распространенность программного обеспечения для этих компьютеров и относительно низкая стоимость. Требования к ОЗУ и "вин- честеру" обусловлены лишь требованиями программного обеспечения, необ- ходимого для создания и реализации ЭС. Монитор желателен цветной, пос- кольку часть обрабатываемой информации в проектируемой системе должна выделяться цветом (на монохромном дисплее можно и не заметить разли- чия в цвете различных компонентов ЭС). Хотя "мышь" и не обязательна для разработки ЭС, ее желательно иметь, потому что создаваемая экспе- ртная система ориентирована на "среднего" пользователя, среди которых в последнее время "мышь" находит все большее распространение и в про- цессе разработки ЭС может понадобиться проследить за реакцией курсора "мыши". 2.2. Выбор программных средств для построения ЭС В процессе создания ЭС потребуются следующие программные средства: - операционная система (ОС), совместимая с MS-DOS (желательна MS-DOS 6.2 и оболочка Norton Commander); - операционная оболочка Windows 3.x (необязательна); - система программирования Турбо-Паскаль 6.0 с библиотекой Turbo- Vision 1.0. Операционная система выбрана только исходя из вопросов распростра- ненности, поскольку на IBM-совместимых компьютерах используются, как правило, именно указанные ОС (MS-DOS, PC-DOS, DR-DOS, Альфа-ДОС). Norton Commander желателен для удобства работы в среде MS-DOS. Поско- льку проектируется система, совместимая в Windows, эта операционная оболочка может тоже понадобиться при разработке для проверки совмести- мости и установки связей между ними. Из всех существующих ныне систем программирования выбран именно Турбо-Паскаль по следующим причинам: 1) По сравнению с другими языками программирования, которые обыч- но используются для создания систем искусственного интеллекта (LISP, PROLOG, SMALLTALK), язык Паскаль проще в изучении; программы на Паска- ле более читаемы. 2) От других обычных современных языков программирования (C++, BASIC,MODULA 2,SIMULA) Паскаль отличается высокой структурированнос- тью (а большинство из перечисленных языков - строчно-ориентированы). 3) Язык Паскаль обладает большим количеством типов данных, кото- рых нет ни в одном языке программирования (такие структуры, как мно- жества, записи). 4) В Паскале имеются средства работы с динамической памятью (в паскале она называется "кучей") и возможность работы не только с типа- ми данных, но и указателями на типы. 5) Паскаль обладает удобными средствами для работы со списками. 6) В системе Турбо-Паскаль 6.0 имеется объектно-ориентированная библиотека Turbo-Vision, включающая в свой состав объекты для созда- ния стандартного диалога с пользователем. 7) В Turbo-Vision имеется инструментарий, расширяющий возможности как стандартного Паскаля, так и файловой структуры компьютера вообще (коллекции, ресурсы, потоки). 8) В Турбо-Паскале очень удобная среда (интерфейс) и самый быст- рый из всех систем программирования компилятор. 2.3. Выбор дополнительных средств для разработки Проектируемая оболочка для ЭС должна представлять интегрированную среду. Не выходя из среды ЭС, пользователь должен иметь доступ к дру- гим программным или аппаратным средствам. Поэтому для отладки проце- дур работы с этими средствами, при разработке системы желательно иметь: - принтер (для контроля создания процедур управления печатью); - накопитель на флоппи-дисках 3,5" (для проверки переносимости проектируемой системы) и сами дискеты; - приложения пакета "АРМ командира" (для установки связи создавае- мой ЭС с ними). Кроме того для удобной и надежной работы следует иметь: - пакет Norton Utilities (для повышения надежности работы компью- тера); - программу-антивирус типа Dr.Web, Adinf или Антивир (для защиты разрабатываемой ЭС и других программ от вирусов; - одну-две дискеты 3,5" (для создания резервных копий ЭС в качест- ве защиты от несанкционированных случаев). 2.4. Выводы. Итак, выбор аппаратных и программных средств сделан. Анализируя сделанное, можно заметить такие характерные черты выбранных средств: 1) Разрабатываемая система имеет низкие требования к техническим характеристикам аппаратного обеспечения. 2) Требуемое программное обеспечение достаточно распространено. 3) Программное обеспечение надежно, просто в обращении. Таким образом, выбранное программное обеспечение полностью удов- летворяет поставленным требованиям. Часть 3. Состав системы "Консультант", разработка ее компонентов 3.1. Структура и назначение системы 3.1.1. Назначение, логическая структура и технические характерис- тики системы "Консультант" Система "Консультант" предназначена для проведения консультаций с использованием баз знаний, а также для создания новых баз знаний, просмотра и редактирования уже имеющихся и управления ими. "Консультант" (далее по тексту просто "система") требует следую- щих ресурсов: - объем на жестком диске не менее 350 Кб, - объем оперативной памяти не менее 128 Кб, - компьютер IBM-совместимый не ниже ЕС 1841, - операционная система типа DOS (MS-DOS,PC_DOS и им подобные), - желательно наличие мыши. система состоит из: - интерфейса пользователя; - системы управления базами знаний (СУБЗ); - банка знаний (комплекса баз знаний); - машины вывода; - системы приобретения знаний (редактора знаний); - системы объяснения (логически соединенной с машиной вывода). 3.1.2. Физическая (файловая) структура системы "Консультант" Файловую структуру системы можно условно разделить на следующие части: - собственно ЭС (файлы, входящие в комплект поставки); - вспомогательные программы (не входящие в комплект ЭС); - исходные файлы программ (тексты программ на языке Паскаль); - файлы пользователя (возникающие в ходе работы). В состав ЭС входят следующие файлы: 1) START.BAT - запускающий файл системы. Вначале вызывает файл SERVE.EXE, производящий начальные установки системы, затем запускает EXPERT.EXE; 2) SERVE.EXE - производит установку запускающих ключей в файл SERVE.KEY; 3) SERVE.KEY - установочный файл системы; 4) EXPERT.EXE - главный файл системы "Консультант". Содержит про- цедуры вызова видимых компонентов системы из файла ресурсов EXPERT. AIR, процедуры динамической подзагрузки библиотечных переменных, конс- тант, типов данных и функций из стандартных и созданных вспомогатель- ных библиотек (модулей), содержащихся в упакованном виде в файле EXPERT.OVR; 5) EXPERT.AIR - файл ресурсов системы. Содержит все видимые компо- ненты системы в собственном внутреннем представлении. Компоненты рас- паковываются и извлекаются из файла по командам основной программы (файла EXPERT.EXE); 6) EXPERT.OVR - оверлейный файл системы. Содержит библиотеки объектов, команд, регистрационных записей объектов, процедур и функ- ций, переменных и констант в упакованном виде. Служит для экономии оперативной памяти; 7) EXPERT.BLC - содержит список имен баз знаний (банк знаний). Вспомогательные файлы выполняют свои функции в процессе создания ЭС. После они обычно уничтожаются. При создании "Консультанта" были созданы следующие вспомогательные файлы: 1) MAIN.TPU - библиотечный модуль. Содержит основные компоненты системы; при компиляции упаковывается в expert.ovr вместе с другими стандартными (такими, как SYSTEM.TPU, APP.TPU, COLORSEL.TPU, OBJECTS. TPU и другими) и демонстрационными (например, CALENDAR.TPU, CALC.TPU, GAUGES.TPU и другими) модулями; 2) M_VISUAL.EXE - файл, создающий видимые объекты системы (окна, меню, строку статуса, полосы скроллинга и другие) и записывающий их указатели в файл EXPERT.AIR; 3) M_LIST.EXE - создает пустой список имен БЗ и помещает его в файл EXPERT.BLC. Следующие файлы - тексты программ и модулей на языке Паскаль: 1) EXPERT.PAS - текст основной управляющей программы системы. При компиляции из него образуется два файла: EXPERT.EXE и EXPERT.OVR; 2) SERVE.PAS - текст установочной программы. Компилируется в файл SERVE.EXE; 3) MAIN.PAS - текст модуля, описывающего созданные для нужд систе- мы библиотеки. Компилируется в файл MAIN.TPU; 4) M_VISUAL.PAS - текст программы создания ресурсов. При компиля- ции образует файл M_VISUAL.EXE; 5) M_LIST.PAS - текст программы, создающей файл EXPERT.BLC и поме- щающей в нее список банка знаний. При компиляции создает файл M_ LIST.EXE. При работе пользователь может, не выходя из системы, создавать два вида файлов: 1) *.PRO - файлы, содержащие базы знаний в виде ресурсов. Первый ресурс в файле - база фактов (данных), записывается под ключом 'Дан- ные '+ <имя базы>. Второй ресурс - база правил, записывается в тот же файл под ключом 'Правила '+ <имя базы>. Имена файлов присваиваются системой автоматически по принципу 'base'+ <номер базы в банке> +'. pro' и привязываются к реальным именам БЗ в списке баз файла expert. blc; 2) *.REP - файлы, содержащие протоколы проведения консультаций. После проведения консультации система, по просьбе пользователя, может создать протокол и затем сохранить его на диске, записав его в файл, которому автоматически присвоит имя <число> + <месяц> + <год> + поряд- ковый номер протокола на данные сутки. 3.2. Информация, обрабатываемая в системе 3.2.1. Математическая модель информации в ЭС База знаний представляет собой два множества: множество фактов { f} и множество правил {r }, где n - общее количество фактов, m - об- щее количество правил. Множество {f} можно представить в виде: {f }={a ,q ,{v }} где a - объект i-го факта, q - вопрос i-го факта, {v } - множество значений i-го факта, l - количество значений в i-м факте. Множество правил формируется таким образом: так как v ={s,m,c }, где m,c Е{0,1} и для j-го правила имеем следующую цепь преобразований: если m =1, то s =l и если c =1, то c =1. Таким образом, имеем сформированное множество правил. 3.2.2. Программная модель информации в "Консультанте" База фактов и база правил представляют собой указатели на объекты -потомки, порожденные от стандартного объекта - коллекции из библиоте- ки Turbo-Vision: TCOLLECTION───┬───TDATABASE └───TRULEBASE В коллекцию базы данных записываются факты, представляющие собой также объекты-потомки от коллекции Turbo-Vision: TCOLLECTION────────TFACT Объект-потомок отличается от родителя наличием двух полей: ATRIBUT - объект и QUESTION - вопрос. В коллекцию факта записываются указатели на значения объекта. В объекте TFACT также перекрываются два метода: конструктор LOAD и процедура STORE, позволяющие теперь сохранить в потоке, кроме коллекции значений, еще и новые поля. В свою очередь, значение - это потомок от базового объекта всей иерархии стандартных объектов Turbo-Vision: TOBJECT───────TVALUE Этот потомок отличается от своего родителя тремя новыми полями: SLOT - собственно значение (в виде строки), MARK - служебное поле, применяющееся при создании базы правил и CON - поле-признак того, что данное значение является заключением. Такова структура базы фактов. В базу правил же записываются прави- ла, каждое из которых представляет собой коллекцию, в свою очередь каждый элемент которой - элемент правила. Элемент правила порожден от |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |