![]() |
|
|
Реферат: Звуковые системы IBM PCРеферат: Звуковые системы IBM PCС О Д Е Р Ж А Н И Е Введение ................................................ 3 Основные методы озвучивания ............................. 4 Звуковые возможности семейства IBM PC ................... 5 Обзор звуковых карт ..................................... 5 Covox .................................................. 5 Adlib .................................................. 6 Sound Blaster Pro ...................................... 7 Sound Blaster 16 ....................................... 8 Pro Audio Spectrim ..................................... 8 Gravis UltraSound ...................................... 8 Roland ................................................. 9 Другие карты ...........................................10 Сводная таблица ........................................11 ТТХ звуковых плат : основные понятия ....................12 Какую плату выбрать ? ...................................13 Список использованной литературы ........................14 ВВЕДЕНИЕ Взаимодействие человека с ЭВМ должно быть прежде всего взаим- ным ( на то оно и общение ). Взаимность, в свою очередь, предус- матривает возможность общения как человека с ЭВМ, так и ЭВМ с че- ловеком. Сама схема взаимодействия крайне проста : ┌────────┐ ┌────────┐ │ │ ┌────────────────────┐ │ C │ │ H ├────┤ input devices ├───> O │ │ U │ └────────────────────┘ │ M │ │ M │ │ P │ │ A │ ┌────────────────────┐ │ U │ │ N <────┤ output devices ├───┤ T │ │ │ └────────────────────┘ │ E │ │ │ │ R │ └────────┘ └────────┘ ,где input devices - устройства, с помощью которых ЭВМ получает информацию от человека output devices - устройства, с помощью которых ЭВМ передает информацию человеку Обычно, при традиционном подходе input devices = keborad & mouse, а output devices = monitor & printer. В ряде случаев воз- можно добавление других устройств, таких как сканеры, дигитайзе- ры, плоттеры, графические планшеты, но при всем своем разнообра- зии до последнего времени все output devices были спроектированы для использования в качестве информационного канала зрительную систему человека. Другим чувствам отводилась в лучшем случае роль сигнализаторов ( принтер пищал, когда кончалась бумага, а блок питания неприятно пах, когда горел ;-). Конечно, более 90% инфор- мации из окружающей среды человек получает из зрительного канала, но он не должен получать информацию _только_ этим путем. Глухоне- мой человек - это инвалид, глухонемая ЭВМ - неполноценный компью- тер. Неоспоримый факт, что визуальная информация, дополненная звуковой гораздо эффективнее простого зрительного воздействия. Попробуйте, заткнув уши, пообщаться с кем-нибудь хотя бы минуту - сомневаюсь, что вы получите большое удовольствие, равно как и ваш собеседник. Однако пока многие ортодоксально настроенные програм- мисты/проектировщики до сих пор не хотят признавать, что звуко- вое воздействие может играть роль не только сигнализатора, но ин- формационного канала, и соответственно от неумения и/или нежела- ния не используют в своих проектах возможность не-визуального об- щения человека с ЭВМ, но даже они никогда не смотрят телевизор без звука ;-). В настоящее время любой крупный проект, не осно- щенный средствами multimedia ( в дальнейшем под словом "средства multimedia" мы будем прежде всего понимать совокупность аппарат- но/программных средств, дополняющие традиционно визуальные спосо- бы взаимодействия человека с ЭВМ ) обречен на провал. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОЗВУЧИВАНИЯ Есть много способов заставить компьютер заговорить или заиграть. 1. Цифроаналоговое преобразование ( Digital to Analogue (D/A) conversion ). Любой звук ( музыка или речь) содержаться в па- мяти компьютера в цифровом виде ( в виде самплов ) и с по- мощью DAC трансформируются в аналоговый сигнал, который по- дается на усиливающую аппаратуру, а затем на наушники, колон- ки, etc. 2. Синтез. Компьютер посылает в звуковую карту нотную информацию, а карта преобразует ее в аналоговый сигнал ( музыку ). Сущес- твует два способа синтеза : а) Frequency Modulation (FM) synthesis , при котором звук вос- производит специальный синтезатор, который оперирует мате- матическим представлением звуковой волны ( частота, ампли- туда, etc ) и из совокупности таких искусственных звуков создается практически любое необходимое звучание. Большинство систем, оснащенных FM-синтезом показывают очень неплохие результаты на проигрывании "компьютерной" музыки, но попытка симулировать звучание живых инструментов не очень хорошо удается. Ущербность FM-синтеза состоит в том, что с его помощью очень сложно ( я бы сказал, практически невозможно ) создать действительно реалистическую инстру- ментальную музыку, с большим наличием высоких тоном (флей- та, гитара, etc). Первой звуковой картой, которая стала ис- пользовать эту технологию, был легендарный Adlib, который для этой целей использовал чип из синтеза Yamaha - YM3812FM. Большинство Adlib-совместимых карт (SoundBlaster, Pro Audio Spectrum) также используют эту технологию, только на других более современных типах микросхем, таких как Yamaha YMF262 (OPL-3) FM. б) синтез по таблице волн ( Wavetable synthesis ), при этом методе синтеза заданный звук "набирается" не из синусов ма- тематических волн, а из набора реально озвученных инстру- ментов - самплов. Самплы сохраняются в RAM или ROM звуко- вой карты. Специальный звуковой процессор выполняет опера- ции над самлами ( с помощью различного рода математических преобразования изменяется высота звука, тембр, звук допол- няется спецэффектами ). Так как самплы - оцифровки реальных инструментов, они делают звук крайне реалистичным. До не- давнего времени подобная техника использовалась только в hi-end инструментах, но она становится все более популяр- ной теперь. Пример популярной карты, использующей WS - Gravis Ultra Sound ( GUS ). 3. MIDI. Компьютер посылает на MIDI-интерфейс специальные коды, каждый из которых обозначает действие, которое должен произ- вести MIDI-устройство ( обычно это синтезатор ) (General) MIDI - это основной стандарт большинства звуковых плат. Звуковая плата, самостоятельно интерпретирует, посылаемые коды и приво- дит им в соответствие звуковые самлы ( или патчи ), хранящие- ся в памяти карты. Количество этих патчей в стандарте GM рав- но 128. На PC - совместимых компьютерах исторически сложились два MIDI-интерфейса : UART MIDI и MPU-401. Первый рализован в SoundBlaster's картах, второй использовался в ранних моделях Roland. ЗВУКОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЕМЕЙСТВА IBM PC PC Уже на самых первых моделях IBM PC имелся встроенный динамик, который однако не был предназначен для точного воспроизведения звука: он не обеспечивал воспроизведения всех частот слышимого диапазона и не имел средств управления громкостью звучания. И хо- тя PC speaker сохранился на всех клонах IBM до сего дня - это скорее дань традиции, чем жизненная необходимость, ибо динамик никогда не играл сколь-нибудь серьезной роли в общении человека с ЭВМ. PCjr Однако, уже в модели PCjr появился специальный звуковой генера- тор TI SN76496A, который можно считать предвестником современных звуковых процессоров. Выход этого звукового генератора, мог быть подключен к стерео-усилителю, а сам он имел 4 голоса ( не совсем корректное высказывание - на самом деле микросхема TI имела четы- ре независимых звуковых генератора, но с точки зрения программис- та это была одна микросхема, имеющая четыре независимых канала ). Все четыре голоса имели независимое управление громкостью и час- тотой звучания. Однако из-за маркетинговых ошибок модель PCjr так и не получила широкого распространения, была об'явлена неперспек- тивной, снята с производства и поддержка ее была прекращена. С этого момента фирма IBM больше не оснащала свои компьютеры звуко- выми средствами собственной разработки. И с этого момента место на рынке прочно заняли звуковые платы. ОБЗОР ЗВУКОВЫХ КАРТ 1. Covox Своеобразный "внебрачный сын" PC и желания человека услышать приличный звук с минимумом финансовых затрат. Covox не даром называют "SoundBlaster для бедных" ибо стоимость его на поря- док ниже самой дешевой звуковой карты. Суть Covox'a крайне проста - на любой стандартной IBM-совместимой машине обяза- тельно присутствует _параллельный_ порт ( обычно он использует- ся под принтер ). На этот порт можно посылать 8-ми битовые ко- ды, которые после простого смешивания на выходе дадут вполне удовлетворительное mono звучание. Одна из многочисленных схем covox'a представлена ниже : Resistor naminals : 75 is normally 7,5 KOm 15 is normally 15 KOm 18 2 3 4 5 6 7 8 9 _ _ _ _ _ _ _ _ _ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ █1 █1 █1 █1 █1 █1 █1 █1 │ █5 █5 █5 █5 █5 █5 █5 █5 │ 15 │ │ │ │ │ │ │ │ ├────█████──┴─┐├─┐├─┐├─┐├─┐├─┐├─┐├─────┐ │ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │ │ │█7│█7│█7│█7│█7│█7│█7 │ │ │█5│█5│█5│█5│█5│█5│█5 │ │ └┘ └┘ └┘ └┘ └┘ └┘ └┘ │ │ │ │ │ _ Ground _ Analog Out К сожалению из-за того, что основные производители программно- го обеспечения игнорировали это простое и остроумное устрой- ство ( сговор с производителями звуковых карт ), то никакой программной поддержки covox так и не получил. Однако, не сос- тавляет труда самостоятельно написать драйвер для covox'a и за- менить им драйвер любой 8-ми битовой звуковой карты, которая используется в DAC-режиме, или немного изменить код программы, перенаправив 8-ми битовую оцифровку, скажем в 61-ый порт ППИ. 2. Adlib Сейчас уже полулегендарная Adlib Sound Card в свое время произ- вела революцию в мире PC и стала основой всего многочисленного семейства FM-карт. Конструктивно Adlib устроен очень просто, он состоит из Oscillator'a, Envelope Generator'a и Level Controller'a, соединенных последовательно ( последовательность этих устройств носить также название "operator" ). ┌──────────┐ ┌──────────────────┐ ┌────────────────┐ │Oscillator├─>│Envelope Generator├─>│Level Controller├─> OUTPUT └──────────┘ └──────────────────┘ └────────────────┘ Oscillator - генерировал звуковую волну определенной частоты, Envelope Generator - "извращал" волну ( мог например сдвинуть фа- зу, etc ), этакий предок звукового процессора, а Level Controller - регулировал уровень выходного сигнала. Adlib Music Syntezator Card ( ALMSC ) содержал 18 таких операто- ров. Сами же операторы работали парами и следовательно существо- вало 2 вида соединения операторов : последовательное или парал- лельное. В "классическом" FM-синтезе применяется последова- тельное соединение операторов : ┌─────────────┐ ┌─────────────┐ │ Operator │ │ Operator │ │ A ├─>│ B ├─> SPEAKER └─────────────┘ └─────────────┘ здесь Operator A - ведущий ( Modulator ) Operator B - ведомый ( Carrier ) Оператор B генерирует несущую частоту, которая изменяется сог- ласно волне, генерируемой оператором A. Не смешивается с этой волной, а именно управляется ей ! Тут уместна некоторая аналогия с транзисторным ключем, в котором напряжение одном из входов (оператор A) управляет протекающим через него током (оператор B). Существует также параллельный метод соединения операторов : ┌─────────────┐ │ Operator │ │ 1. ├──┐ └─────────────┘ │ ├─> SPEAKER ┌─────────────┐ │ │ Operator │ │ │ 2. ├──┘ └─────────────┘ Этот метод хорошо подходит для генерирования "органоподобных" звуков, то есть небольшого количества продолжительных звуков, ко- торые являются простой суперпозицией ограниченного числа матема- тически правильных волн. Исходя из вышесказанного и помня о том, что Adlib содержал 18 операторов, можно сделать вывод, что количество одновременно проигрываемых звуков не могло быть больше 9. Однако разработчики Adlib'a учли, что некоторые музыкальные инструменты ( например разного ударные, перкуссии ) вполне могут быть имитированны од- ним оператором, и предусмотрели работу карты в двух основных ре- жимах : 1. Стандартный: Все операторы разбиваются на пары и одновременно может быть воспроизведено 9 мелодий ( голосов ). 2. Режим перкуссии ( percussion mode ) : В этом режиме расклад такой : - 6 melodic instruments (12 operators) - 1 Bass Drum (2 operators) - 1 Snare Drum (1 operator) - 1 Tom-Tom (1 operator) - 1 Cymbal (1 operator) - 1 Hi-Hat (1 operator) таким образом количество одновременно проигрывемых мелодий может достигает одинадцати; может, потому что Adlib Inc. предус- мотрела всего девять (!) регистров для каждой мелодии, таким об- разом потенциальная возможность получить 11 мелодий осталась не реализованной. NB: не надо понимать слово "мелодия" буквально, в данном контек- сте это просто звук определенной частоты. 3. The SoundBlaster Pro (SB-pro) The Creative Labs' SoundBlaster (SB) была первой Adlib-совмести- мой звуковой картой, которая могла записывать и играть 8-ми бито- вые самплы, поддерживала FM-синтез с помощь микросхемы Yamaha YM3812. Оригинальная mono-модель SB была оснащена одной такой микросхемой, а более новая стерео-модель - двумя. Наиболее продви- нутая модель из этого семейства SB-pro. 2.0, эта карта содержит наиболее современную микросхему FM-синтеза ( стандарт OPL-3 ). SB-pro способен производить оцифровку/проигрывание реального зву- ка с частотой до 44.1 Hz ( частота CD-проигрывателей ) в стерео режиме. Также с помощь внешних драйверов эта карта поддерживает General MIDI интерфейс. Содержит встренный 2-х ватный предусили- тель и контроллер CDD ( обычно Matsushita ). Поддерживаемые входные устройства : - Microphone, - external line in. Поддерживаемые выходные устройства : - Audio, - line out, - SB compatible MIDI, - SB CD-ROM interface. SB-pro была полностью совместима с Adlib-картой, что обеспечила ей потрясающей успех на рынке недорогих домашних звуковых систем ( прежде всего это касалось игр). И хотя профессионалы были недо- вольны неестественным "металлическим" звуком, да и симуляция MIDI оставляла желать лучшего, но эта карта пришлась по вкусу много- численным поклонникам компьютерных игр, которые стимулировали разработчиков вставлять в свои игры поддержку SundBlaster-карт, чем окончательно закрепили лидерство Creative Labs на рынке. И теперь любая программа, которая претендует на то, что бы изда- вать звук на чем-то отличным от PC-speaker просто обязана поддер- живать, ставшим de-facto стандартом SB. В противном случае она рискуeт быть просто не замеченной. 4. SoundBlaster 16 SoundBlaster 16 (SB 16) это улучшенная версия SB-pro,котoрая спо- собна записывать и воспроизводить 16-и битовый стерео-звук. И ко- нечно SB16 полностью совместима с Adkib & SB. SB-16 способна проигрывать 8-и и 16-и битовые стерео самплы на частоте до 44.1 KHz с динамической фильтрацией звука ( эта карта позволяет в про- цессе проигрывания подавить нежелательный диапазон частот ). SB16 также может быть оснащен специальной микросхемой ASP ( Advanced (Digital) Signal Processor), который может осуществляю компрес- сию/ декомпрессию звука "на лету", разгружая тем самым CPU для выполнения других задач. Подобно SB-pro SB-16 осуществляет FM-син- тез с помощью микросхемы Yamaha YMF262 (OPL-3). Также возможно дополнительно установить специальную плату расширения - WaveBlaster, который обеспечивает более качественное звучание в режиме General MIDI. 5. Pro Audio Spectrum Plus and Pro Audio Spectrum 16 The Media Vision's Pro Audio Spectrum Plus и -16 (PAS+ and PAS-16), это одна из многих попыток пополнить семейство SB-подоб- ных карт. Обе карты почти идентичны, исключая то, что PAS-16 под- держивает 16-и битовый самплинг. Обе карты способны доводить час- тоту проигрывания до 44.1 KHz, динамически фильтровать звуковой поток. Подобно SB-pro и SB-16, PAS осуществляет FM-синтез через микросхему Yamaha YMF262 (OPL-3) Поддерживаемые входные устройства : - Microphone, - external line in. - PC speaker ( wow ! ). Поддерживаемые выходные устройства : - Audio line out (headphones, amplifier), - SCSI (not just for CD-ROM, but also for tape-streamers, optical drives, etc), - general MIDI (requires optional MIDI Mate), - joystick. Несмотря на то, что Media Vision утверждает, что ее изделия пол- ностью совместимы со стандартом SB, однако это не совсем так и многие люди получали неприятные неожиданности от этой карты, ког- да пытались использовать ее как SB. Однако, это некоторым обра- зом компенсируется великолепным стерео-звучанием и очень низким уровнем шумов. 6. The Gravis UltraSound The Advanced Gravis' Gravis UltraSound (GUS) это несомненный ли- дер в области WS-синтеза. Стандартный GUS имеет "на борту" 256 или 512 килобайт памяти для хранения самплов ( называемых так же патчами ), с помощью проигрывания которых GUS и генерирует все звуковые эффекты и музыку. GUS может работать на частоте сампли- рования до 44.1 KHz и может осуществлять 16-и битовое стерео-зву- чание. С запись несколько сложнее - первоначально стандартные мо- дели GUS осуществляли только 8-и битовую запись звука, но новые модели (GUS MAX) способны осуществлять и 16-и битовую запись. В целом звук, воспроизводимый GUS'ем является более реалистичным (из-за использования WS-синтеза, вместо FM), ну и разумеется GUS обеспечивает великолепную поддержку General MIDI из-за того, что ему нет необходимости "конструировать" все разнообразие звуков из Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |