на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Защита информации в Интернете


и реализует новые  дополнения к протоколу HTTP, связанные с защитой от

несанкционированного  доступа, которые предложены группой поразработке этого

протокола и  реализуются практически во всех коммерческих серверах. 

  База данных HTML-документов—это часть файловой системы, которая содержит 

текстовые файлы в формате HTML и связанные сними графику и другие ресурсы. 

Особое внимание хотелось бы обратить на документы, содержащие элементы  экранных

форм. Эти документы реальнообеспечивают доступ к внешнему  программному

обеспечению. 

  Прикладное программное обеспечение, работающее с сервером, можно разделить  на

программы-шлюзы и прочие. Шлюзы—этопрограммы, обеспечивающие  взаимодействие

сервера с серверами других протоколов, например ftp, илис  распределенными на

сети серверами Oracle. Прочие программы—это  программы, принимающие данные от

сервера и выполняющие какие-либо действия:  получение текущей даты,

реализациюграфических ссылок, доступ к локальным  базам данных или просто

расчеты. 

  Завершая обсуждение архитектуры World Wide Web хотелось бы еще раз 

подчеркнуть, что ее компоненты существуютпрактически для всех типов 

компьютерных платформ и свободно доступны в сети. Любой, кто имеет доступ в 

Internet, может создать свой WWW-сервер,или, по крайней мере, посмотреть 

информацию с других серверов. 

Основные компоненты технологии World Wide Web 

 

  К 1989 году гипертекст представлял новую, многообещающую технологию,  которая

имела относительно большое числореализаций с одной стороны, а с  другой стороны

делались попытки построить формальные модели гипертекстовых  систем, которые

носили скорее описательныйхарактер и были навеяны успехом  реляционного подхода

описания данных. Идея Т. Бернерс-Ли заключаласьвтом,  чтобы применить

гипертекстовую модель к информационным ресурсам,  распределенным в сети, и

сделать это максимально простым способом.Он  заложил три краеугольных камня

системы из четырех существующих ныне,  разработав: 

язык гипертекстовой разметки документов HTML (HyperText Markup  Lan-guage); 

• универсальный способ адресации ресурсов в сети URL (Universal Resource 

Locator); 

• протокол обмена гипертекстовой информацией HTTP (HyperText Transfer 

Protocol). 

Позже команда NCSA добавила к этим трем компонентам четвертый: 

• универсальный интерфейс шлюзов CGI (Common Gateway Interface). 

 

Идея HTML—пример чрезвычайно удачного решения проблемы построения 

гипертекстовой системы припомощи специального средства управления  отображением.

На разработку языка гипертекстовой разметкисущественное  влияние оказали два

фактора: исследования в области интерфейсов  гипертекстовых систем и желание

обеспечить простой и быстрый способ  создания гипертекстовой базы

данных,распределенной на сети. 

  В 1989 году активно обсуждалась проблема интерфейса гипертекстовых систем, 

т.е. способов отображения гипертекстовойинформации и навигации в  гипертекстовой

сети. Значение гипертекстовой технологии сравнивали со  значением

книгопечатания. Утверждалось, чтолист бумаги и компьютерные  средства

отображения/воспроизведения серьезно отличаются друг от друга, и  поэтому форма

представления информации тожедолжна отличаться. Наиболее  эффективной формой

организации гипертекста были признаны контекстные  гипертекстовые ссылки, а

кроме того былопризнано деление на ссылки,  ассоциированные со всем документом в

целом и отдельными его частями. 

  Самым простым способом создания любого документа является его набивка в 

текстовом редакторе. Опыт создания хорошоразмеченных для последующего 

отображения документов в CERN_е был - трудно найти физика, которыйне 

пользовался бы системой TeX или LaTeX. Кроме того к тому времени  существовал

стандарт языка разметки—Standard Generalised Markup Language  (SGML).

Следует также принять во внимание, что согласно своим предложениям Бернерс-Ли

предполагал объединить в единую систему имеющиесяинформационные  ресурсы CERN, и

первыми демонстрационными системами должны были стать  системы для NeXT и

VAX/VMS. 

  Обычно гипертекстовые системы имеют специальные программные средства 

построения гипертекстовых связей. Самигипертекстовые ссылки хранятся в 

специальных форматах или даже составляют специальные файлы. Такойподход  хорош

для локальной системы, но не для распределенной на множестве  различных

компьютерных платформ. В HTML гипертекстовые ссылки встроеныв  тело документа и

хранятся как его часть. Часто в системах применяют  специальные форматы хранения

данных для повышения эффективности доступа.В  WWW документы—это обычные ASCII-

файлы, которые можно подготовить в  любом текстовом редакторе. Таким образом,

проблема созданиягипертекстовой  базы данных была решена чрезвычайно просто. 

  В качестве базы для разработки языка гипертекстовой разметки был выбран  SGML

(Standard Generalised Markup Language).Следуя академическим  традициям,

Бернерс-Ли описал HTML в терминах SGML (как описывают язык  программирования в

терминах формыБекуса-Наура). Естественно, что в HTML  были реализованы все

разметки, связанные с выделением параграфов,шрифтов,  стилей и т. п., т.к.

реализация для NeXT подразумевала графический  интерфейс. Важным компонентом

языка стало описание встроенных и  ассоциированных гипертекстовых

ссылок,встроенной графики и обеспечение  возможности поиска по ключевым словам. 

  С момента разработки первой версии языка (HTML 1.0) прошло уже пять лет. За 

это время произошло довольно серьезноеразвитие языка. Почти вдвое  увеличилось

число элементов разметки, оформление документов все больше  приближается к

оформлению качественныхпечатных изданий, развиваются средства описания не

текстовых информационных ресурсов и способы  взаимодействия с прикладным

программнымобеспечением. Совершенствуется  механизм разработки типовых стилей.

Фактически, в настоящее время HTML  развивается в сторону создания

стандартногоязыка разработки интерфейсов  как локальных, так и распределенных

систем. 

  Вторым краеугольным камнем WWW стала универсальная форма адресации 

информационных ресурсов. Universal ResourceIdentification (URI)  представляет

собой довольно стройную систему, учитывающую опыт адресации и  идентификации

e-mail, Gopher, WAIS, telnet,ftp и т. п. Но реально из  всего, что описано в

URI, для организации баз данных в WWW требуется только  Universal Resource

Locator (URL). Безналичия этой спецификации вся мощь  HTML оказалась бы

бесполезной. URL используется в гипертекстовых ссылках и  обеспечивает доступ к

распределеннымресурсам сети. В URL можно адресовать  как другие гипертекстовые

документы формата HTML, так и ресурсыe-mail,  telnet, ftp, Gopher, WAIS,

например. Различные интерфейсные программы по  разному осуществляют доступ к

этим ресурсам. Одни, как напримерNetscape,  сами способны поддерживать

взаимодействие по протоколам, отличным от  протокола HTTP, базового для WWW,

другие, как например Chimera,вызывают  для этой цели внешние программы. Однако,

даже в первом случае, базовой  формой представления отображаемой информации

является HTML, ассылки на  другие ресурсы имеют форму URL. Следует отметить, что

программы обработки  электронной почты в формате MIME также имеют возможность

отображать  документы, представленные в формате HTML. Дляэтой цели в MIME 

зарезервирован тип “text/html”. 

  Третьим в нашем списке стоит протокол обмена данными в World Wide Web

-HyperText TransferProtocol. Данный протокол предназначен для  обмена 

гипертекстовыми документами и учитывает специфику такого обмена. Так в 

процессе взаимодействия, клиент может получить новый адрес ресурса на сети 

(relocation), запросить встроенную графику, принять и передать параметры и 

т. п. Управление в HTTP реализовано в виде ASCII-команд. Реально 

разработчик гипертекстовой базы данных сталкивается с элементами протокола 

только при использовании внешних расчетных программ или при доступе к 

внешним относительно WWW информационным ресурсам, например базам данных. 

  Последняя составляющая технологии WWW - это уже плод работы группы NCSA -- 

спецификация Common Gateway Interface. CGIбыла специально разработана для 

расширения возможностей WWW за счет подключения всевозможноговнешнего 

программного обеспечения. Такой подход логично продолжал принцип  публичности и

простоты разработки и наращивания возможностей WWW.Если  команда CERN предложила

простой и быстрый способ разработки баз данных, то  NCSA развила этот принцип на

разработку программных средств. Надозаметить,  что в общедоступной библиотеке

CERN были модули, позволяющие программистам  подключать свои программы к серверу

HTTP, ноэто требовало использования  этой библиотеки. Предложенный и описанный в

CGI способ подключения не  требовал дополнительных библиотек и

буквальноошеломлял своей простотой.  Сервер взаимодействовал с программами через

стандартные потоки  ввода/вывода, что упрощает программированиедо предела. При

реализации CGI  чрезвычайно важное место заняли методы доступа, описанные в

HTTP. Ихотя  реально используются только два из них (GET и POST), опыт развития

HTML  показывает, что сообщество WWW ждет развития и CGI по мереусложнения 

задач, в которых будет использоваться WWW-технология.

ГЛАВА 2

 Защита информации в глобальной сети Internet

2.1 Проблемы защиты информации

 

  Internet и информационная безопасность несовместны по самой природе Internet.

Она родиласькак чисто корпоративная сеть, однако, в настоящее время с помощью

единого стекапротоколов TCP/IP и единого адресного пространства объединяет не

толькокорпоративные и ведомственные сети (образовательные, государственные,

коммерческие, военные и т.д.), являющиеся, по определению, сетями сограниченным

доступом, но и рядовых пользователей, которые имеют возможность получить прямой

доступ в Internet со своих домашних компьютеров с помощьюмодемов и телефонной

сети общего пользования.

 

  Как известно, чем проще доступ в Сеть, тем хуже ее информационная

безопасность, поэтому сполным основанием можно сказать, что изначальная простота

доступа в Internet - хуже воровства, так как пользователь может даже и не

узнать, что у него былископированы - файлы и программы, не говоря уже о

возможности их порчи и корректировки.

 

  Что же определяет бурный рост Internet, характеризующийся ежегодным удвоением

числапользователей? Ответ прост -“халява”, то есть дешевизна программного

обеспечения (TCP/IP), которое в настоящее время включено в Windows 95, легкостьи

дешевизна доступа в Internet (либо с помощью IP-адреса, либо с помощью

провайдера) и ко всем мировым информационным ресурсам.

  Платой за пользование Internet является всеобщее снижение информационной

безопасности,поэтому для предотвращения несанкционированного доступа к своим

компьютерам все корпоративные и ведомственные сети, а также предприятия,

использующиетехнологию intranet, ставят фильтры (fire-wall) между внутренней

сетью и Internet, что фактически означает выход из единого адресного

пространства. Ещебольшую безопасность даст отход от протокола TCP/IP и доступ в

Internet через шлюзы.

  Этот переход можно осуществлять одновременно с процессом построения всемирной

информационнойсети общего пользования, на базе использования сетевых

компьютеров, которые с помощью сетевой карты 10Base-T и кабельного модема

обеспечиваютвысокоскоростной доступ (10 Мбит/с) к локальному Web-серверу через

сеть кабельного телевидения.

  Для решения этих и других вопросов при переходе к новой архитектуре

Internet нужно предусмотреть следующее:

Во-первых, ликвидировать физическую связь между будущей Internet (которая

превратится воВсемирную информационную сеть общего пользования) и корпоративными

и ведомственными сетями, сохранив между ними лишь информационную связь

черезсистему World Wide Web.

Во-вторых, заменить маршрутизаторы на коммутаторы, исключив обработку в узлах

IP-протоколаи заменив его на режим трансляции кадров Ethernet, при котором

процесс коммутации сводится к простой операции сравнения MAC-адресов.

В-третьих, перейти в новое единое адресное пространство на базе физических

адресов доступак среде передачи (MAC-уровень), привязанное к географическому

расположению сети, и позволяющее в рамках 48-бит создать адреса для более чем 64

триллионовнезависимых узлов.

  Безопасность данных является одной из главных проблем в Internet.  Появляются

все новые и новые страшные истории о том, каккомпьютерные взломщики,

использующие все более изощренные приемы, проникают в чужие базы данных.

Разумеется, все это не способствует популярности Internet вделовых кругах. Одна

только мысль о том, что какие-нибудь хулиганы или, что еще хуже, конкуренты,

смогут получить доступ к архивам коммерческих данных,заставляет руководство

корпораций отказываться от использования открытых информационных систем.

Специалисты утверждают, что подобные опасениябезосновательны, так как у

компаний, имеющих доступ и к открытым, и частным сетям, практически равные шансы

стать жертвами компьютерного террора.

  Каждая организация, имеющая дело с какими бы то ни было ценностями, рано или

поздносталкивается с посягательством на них. Предусмотрительные начинают

планировать защиту заранее, непредусмотрительные—после первого крупного

“прокола”. Так илииначе, встает вопрос о том, что, как и от кого защищать.

  Обычно первая реакция на угрозу—стремление спрятать ценности в недоступное

место и приставитьк ним охрану. Это относительно несложно, если речь идет о

таких ценностях, которые вам долго не понадобятся: убрали и забыли. Куда

сложнее, если вамнеобходимо постоянно работать с ними.  Каждое обращение в

хранилище за вашими ценностями потребует выполненияособой процедуры, отнимет

время и создаст дополнительные неудобства. Такова дилемма безопасности:

приходится делать выбор между защищенностью вашегоимущества и его доступностью

для вас, а значит, и возможностью полезного использования.

  Все это справедливо и в отношении информации. Например, база данных,

содержащаяконфиденциальные сведения, лишь тогда полностью защищена от

посягательств, когда она находится на дисках, снятых с компьютера и убранных в

охраняемоеместо. Как только вы установили эти диски в компьютер и начали

использовать, появляется сразу несколько каналов, по которым злоумышленник, в

принципе, имеетвозможность получить к вашим тайнам доступ без вашего ведома.

Иными словами, ваша информация либо недоступна для всех, включая и вас, либо не

защищена насто процентов.

  Может показаться, что из этой ситуации нет выхода, но информационная

безопасностьсродни безопасности мореплавания: и то, и другое возможно лишь с

учетом некоторой допустимой степени риска.

  В области информации дилемма безопасности формулируется следующим образом:

следуетвыбирать между защищенностью системы и ее открытостью. Правильнее,

впрочем, говорить не о выборе, а о балансе, так как система, не обладающая

свойствомоткрытости, не может быть использована.

  В банковской сфере проблема безопасности информации осложняется двумя

факторами: во-первых,почти все ценности, с которыми имеет дело банк (кроме

наличных денег и еще кое-чего), существуют лишь в виде той или иной информации.

Во-вторых, банк неможет существовать без связей с внешним миром: без клиентов,

корреспондентов и т. п. При этом по внешним связям обязательно передается та

самая информация,выражающая собой ценности, с которыми работает банк (либо

сведения об этих ценностях и их движении, которые иногда стоят дороже самих

ценностей). Извнеприходят документы, по которым банк переводит деньги с одного

счета на другой. Вовне банк передает распоряжения о движении средств по

корреспондентскимсчетам, так что открытость банка задана a priori.

  Стоит отметить, что эти соображения справедливы по отношению не только к

автоматизированнымсистемам, но и к системам, построенным на традиционном

бумажном документообороте и не использующим иных связей, кроме курьерской

почты.Автоматизация добавила головной боли службам безопасности, а новые

тенденции развития сферы банковских услуг, целиком основанные на

информационныхтехнологиях, усугубляют проблему.

2.1.1 Информационная безопасность и информационные технологии

  На раннем этапе автоматизации внедрение банковских систем (и вообще средств

автоматизациибанковской деятельности) не повышало открытость банка.  Общение с

внешним миром, как и прежде, шлочерез операционистов и курьеров, поэтому

дополнительная угроза безопасности информации проистекала лишь от возможных

злоупотреблений со стороны работавшихв самом банке специалистов по

информационным технологиям.

  Положение изменилось после того, как на рынке финансовых услуг стали

появляться продукты,само возникновение которых было немыслимо без информационных

технологий. В первую очередь это—пластиковые карточки. Пока обслуживание по

карточкам шло в режиме голосовой авторизации, открытость информационной системы

банка повышалась незначительно, но затемпоявились банкоматы, POS-терминалы,

другие устройства самообслуживания—то есть средства, принадлежащие к

информационной системе банка, но расположенные вне ееи доступные посторонним для

банка лицам.

  Повысившаяся открытость системы потребовала специальных мер для контроля и

регулированияобмена информацией: дополнительных средств идентификации и

аутентификации лиц, которые запрашивают доступ к системе (PIN-код, информация о

клиенте намагнитной полосе или в памяти микросхемы карточки, шифрование данных,

контрольные числа и другие средства защиты карточек), средств

криптозащитыинформации в каналах связи и т. д.

  Еще больший сдвиг баланса “защищенность-открытость” в сторону последней связан

стелекоммуникациями. Системы электронных расчетов между банками защитить

относительно несложно, так как субъектами электронного обмена

информациейвыступают сами банки. Тем не менее, там, где защите не уделялось

необходимое внимание, результаты были вполне предсказуемы. Наиболее кричащий

пример—к сожалению, наша страна. Использование крайне примитивных средств защиты

телекоммуникаций в 1992 г. привело к огромнымпотерям на фальшивых авизо.

  Общая тенденция развития телекоммуникаций и массового распространения

вычислительной техникипривела в конце концов к тому, что на рынке банковских

услуг во всем мире появились новые, чисто телекоммуникационные продукты, и в

первую очередьсистемы Home Banking (отечественный аналог—“клиент-банк”). Это

потребовало обеспечить клиентам круглосуточный доступ к автоматизированной

банковскойсистеме для проведения операций, причем полномочия на совершение

банковских транзакций получил непосредственно клиент. Степень открытости

информационнойсистемы банка возросла почти до предела. Соответственно, требуются

особые, специальные меры для того, чтобы столь же значительно не упала ее

защищенность.

  Наконец, грянула эпоха “информационной супермагистрали”: взрывообразное

развитие сетиInternet и связанных с нею услуг. Вместе с новыми возможностями эта

сеть принесла и новые опасности. Казалось бы, какая разница, каким образом

клиентсвязывается с банком: по коммутируемой линии, приходящей на модемный пул

банковского узла связи, или по IP-протоколу через Internet? Однако в

первомслучае максимально возможное количество подключений ограничивается

техническими характеристиками модемного пула, во втором же—возможностями

Internet, которыемогут быть существенно выше.  Кроме того, сетевой адрес банка,

в принципе, общедоступен, тогда как телефонныеномера модемного пула могут

сообщаться лишь заинтересованным лицам. Соответственно, открытость банка, чья

информационная система связана с Internet, значительновыше, чем в первом случае.

Так только за пять месяцев 1995 г. компьютерную сеть Citicorp взламывали 40 раз!

(Это свидетельствует, впрочем, не столько окакой-то “опасности” Internet вообще,

сколько о недостаточно квалифицированной работе администраторов безопасности

Citicorp.)

  Все это вызывает необходимость пересмотра подходов к обеспечению

информационнойбезопасности банка. Подключаясь к Internet, следует заново

провести анализ риска и составить план защиты информационной системы, а также

конкретный планликвидации последствий, возникающих в случае тех или иных

нарушений конфиденциальности, сохранности и доступности информации.

  На первый взгляд, для нашей страны проблема информационной безопасности банка

не стольостра: до Internet ли нам, если в большинстве банков стоят системы

второго поколения, работающие в технологии “файл-сервер”. К сожалению, и у нас

ужезарегистрированы “компьютерные кражи”. Положение осложняется двумя

проблемами. Прежде всего, как показывает опыт общения с представителями

банковских служббезопасности, и в руководстве, и среди персонала этих служб

преобладают бывшие оперативные сотрудники органов внутренних дел или

госбезопасности. Они обладаютвысокой квалификацией в своей области, но в

большинстве своем слабо знакомы с информационными технологиями. Специалистов по

информационной безопасности внашей стране вообще крайне мало, потому что

массовой эта профессия становится только сейчас.

Вторая проблема связана с тем, что в очень многих банках безопасность

автоматизированной банковской системы не анализируется и необеспечивается

всерьез. Очень мало где имеется тот необходимый набор организационных документов

(анализ риска, план защиты и план ликвидациипоследствий), о котором говорилось

выше. Более того, безопасность информации сплошь и рядом просто не может быть

обеспечена в рамках имеющейся в банкеавтоматизированной системы и принятых

правил работы с ней.

  Не так давно мне довелось читать лекцию об основах информационной безопасности

на одном изсеминаров для руководителей управлений автоматизации коммерческих

банков. На вопрос: “Знаете ли вы, сколько человек имеют право входить в

помещение, гденаходится сервер базы данных Вашего банка?”, утвердительно

ответило не более 40% присутствующих.  Пофамильно назватьтех, кто имеет такое

право, смогли лишь 20%. В остальных банках доступ в это помещение не ограничен и

никак не контролируется. Что говорить о доступе крабочим станциям!

  Что касается автоматизированных банковских систем, то наиболее

распространенные системывторого-третьего поколений состоят из набора автономных

программных модулей, запускаемых из командной строки DOS на рабочих станциях.

Оператор имеетвозможность в любой момент выйти в DOS из такого программного

модуля. Предполагается, что это необходимо для перехода в другой программный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.