![]() |
|
|
Налоговые органы Украины6) Полномочия по применению мер по предотвращению или ликвидации убытков, нанесенных плательщику налогов или бюджету (например, взимать недоимку по налогам; проводить возврат или зачет в счет будущих платежей излишне взысканной или уплаченной суммы налога, и т. п.); 7) Полномочия по применению мер ответственности к нарушителям налогового законодательства (например, налагать административные взыскания, финансовые санкции на юридические и физические лица и т. п.); 8) Полномочия по контролю выполнения субъектами предпринимательской деятельности требований законодательства относительно наличного денежного обращения (например, регистрировать контрольно-кассовые аппараты, используемые при осуществлении денежных расчетов с населением; проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовых аппаратов, получать объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, и т. п.); 9) Полномочия налоговых органов в сфере валютного контроля. 10) Полномочия налоговых инспекций по взысканию сумм штрафов, наложенных другими государственными инспекциями И контрольными органами. 11) Полномочия по изданию инструктивных и методических указаний по применению законодательства о налогах'. 2.2. Налоговые администрации (инспекции) Государственная налоговая администрация Украины является органом исполнительной власти, возглавляемым Председателем который по должности является министром. Председатели государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе назначаются и освобождаются Президентом Украины. Главными задачами Государственной налоговой администрации Украины является: осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления и уплаты налогов; принятие решений по наложению финансовых санкций и административных штрафов; принятие нормативных и методических документов по вопросам налогообложения. Анализ законодательства позволяет выделить следующие общие функции всех подразделений Государственной налоговой службы (общие функции налоговых органов): 1) обеспечивать учет плательщиков налогов; 2) обеспечивать контроль за выполнением плательщиками налогов и другими участниками налоговых отношений налогового законодательства; 3) осуществлять расчет окладных налогов; 4) вести оперативно-бухгалтерский учет сумм налогов и других платежей; 5) применять меры к прекращению (предотвращению) нарушений налогового законодательства; 6) осуществлять контроль за исполнением субъектами предпринимательской деятельности требований законодательства относительно наличного денежного обращения; 7) применять восстановительные меры по предотвращению или ликвидации убытков, нанесенных бюджету или плательщику налогов; 8) применять меры ответственности к нарушителям налогового законодательства; 9) осуществлять учет, оценку и реализацию конфискованного, бесхозного имущества, имущества, которое перешло по пра-ву наследования к государству, и кладов; 10) выступать агентом валютного контроля: 11) выступать исполнительным органом по применению мер взыскания, налагаемых государственными инспекциями и другими контролирующими органами. Государственная налоговая администрация Украины включает три уровня: — высшее звено — Государственная налоговая администрация; —среднее звено — государственные налоговые администрации Автономной Республики Крым, областей и городов с районным делением; — низовое (базовое) звено — государственные налоговые инспекции районов (сельских и городских) и городов областного подчинения. На высшее звено возлагается задача организации, инструктивного и методического обеспечения налоговой работы в стране, а также контроль за деятельностью налоговых органов. Типичная структура среднего звена — государственных налоговых инспекций Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя отвечает их главным функциям и включает: управление обслуживания плательщиков налогов; управление налогов и сборов; управление аудита; управление налоговых расследований; отдел учета и отчетности; отдел компьютеризации; отдел организации работы налоговых инспекций и внутриведомственного контроля; юридический отдел; валютную инспекцию; специальный отдел; бухгалтерию; отдел кадров; административно-хозяйственный отдел. Задача отдельных подразделений налоговых администраций этого звена в целом идентична функциям соответствующих подразделений Государственной налоговой администрации. Структурное построение налоговых инспекций базового уровня отражает их основную функцию — ведение налоговой работы. Она имеет два варианта — расширенный и суженный. Расширенный предусматривает наличие как функциональных, так и обеспечивающих подразделении. Этот вариант предназначен для районов в городах, что объясняется значительным объемом работы. Этот вариант предусматривает такую же структуру, как и на уровне среднего звена (без отдела организации работы налоговых инспекций и внутриведомственного контроля). Суженный вариант типичной структуры государственной налоговой инспекции установлен для сельского района и города областного подчинения (без районного деления) и предусматривает такие подразделения: управление (отдел) обслуживания налогоплательщиков; управление налогов и сборов; управление аудита; отдел учета и обработки данных; отдел налоговых расследований; валютная инспекция. Ключевым должностным лицом налоговых органов является налоговый инспектор. Основной объем прав и обязанностей налоговых органов реализуется этими лицами. Инспектора осуществляют все основные формы работы с налогоплательщиками — от приема налоговых расчетов до проведения документальных проверок. Лица вспомогательного состава обеспечивают деятельность должностных лиц и лиц оперативного состава (технические секретари и т. п.). 2.3. Налоговая милиция Создание налоговой милиции в 1998 году стало необходимым условием формирования эффективной налоговой системы. Наряду с Государственной таможенной службой, подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями Министерства внутренних дел налоговая милиция являются частью сил, которые обеспечивают экономическую безопасность Украины. По своему содержанию полномочия органов налоговой милиции аналогичны полномочиям других правоохранительных органов, в частности, органов внутренних дел, Службы безопасности. Однако они отличаются своим предметом и основными направлениями деятельности. Иногда полномочия органов налоговой милиции несколько шире. Это касается, например, административных полномочий в финансовой сфере. Закон Украины от 5 декабря 1998 года внес важные изменения в Закон Украины «О Государственной налоговой службе в Украине» и закрепил в составе органов государственной налоговой службы соответствующие специальные подразделения по борьбе с налоговыми правонарушениями — налоговую милицию (ст. 1). Появился новый (5-й) раздел «Налоговая милиция». Согласно ему налоговая милиция является специфическим правоохранительным органом по борьбе с налоговыми правонарушениями, действующим в составе соответствующих органов государственной налоговой службы, и осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, выполняет оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и охранительную функции. Если деятельность налоговых администраций связана с уплатой налогов, то налоговая милиция осуществляет взыскание налоговых платежей. Широкий перечень задач, которые стоят перед органами налоговой милиции, можно сгруппировать в два блока: — предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, прежде всего преступлений; — предупреждение и пресечение правонарушений в системе налоговых органов. Обязанности налоговой милиции могут быть разделены на следующие четыре группы: а) обязанности по выявлению и пресечению налоговых правонарушений (например, проводить в соответствии с законодательством оперативно- розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие с целью выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять поиск лиц, которые совершили указанные преступления или подозреваются в их совершении, а также принимать меры по возмещению нанесенного государству убытка; осуществлять в рамках своей компетенции производство по делам о налоговых преступлениях и нарушениях, и т. п.); б) обязанности по охране налоговых органов (например, обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций, защищать их сотрудников при выполнении ими служебных обязанностей); в) обязанности по борьбе с коррупцией (например, проводить работу по выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и органах налоговой милиции); г) обязанности по взаимодействию (например, выполнять в рамках своей компетенции решения судов, постановления судий, письменные поручения прокуроров, следователей о проведении розыскных и других предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в проведении отдельных процессуальных действий; оказывать содействие налоговым органам, органам прокуратуры, предварительного следствия, государственной безопасности, внутренних дел и другим государственным органам в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений и нарушений в сфере налогового законодательства; и т. п.); д) обязанности по охране (например, сотрудники налоговой милиции обязаны хранить государственную, служебную, коммерческую тайну, тайну сведений о взносах физических лиц и другую информацию, полученную ими при исполнении служебных обязанностей). Права органов налоговой милиции можно классифицировать таким образом: а) права по выявлению, раскрытию и пресечению преступлений и других правонарушений (например, проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, дознание и предварительное расследование по которым отнесены законом к ведению органов налоговой милиции, и т. п.); б) права по применению мер принуждения (например, прекращать операции плательщиков налогов по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредоставления документов, связанных с расчетом и уплатой налогов; решение о прекращении операций по указанным счетам принимает начальник органа налоговой милиции или его заместитель; налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц с дальнейшей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет, и т. п.); в) права по реагированию на выявленные нарушения налогового законодательства (например, в соответствии с компетенцией органов налоговой милиции направлять в качестве предупреждения письменные требования руководителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и других организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также гражданам (физическим лицам) в целях устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты' налогов и других обязательных платежей, предоставления отчетной и иной документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, а при необходимости — восстановления бухгалтерского учета за счет собственных средств плательщика налогов, контролировать выполнение этих требований и т. п.); г) права по наложению взысканий. Место налоговой милиции в системе правоохранительных органов определяется не только сходством отдельных ее задач с задачами других органов власти, в частности отдельных служб милиции, таможенного контроля, но и тождественностью приемов и методов их решения. Достаточно отметить, что сотрудник налоговой милиции, как и оперативные работники милиции, имеет право разрабатывать оперативно-розыскные мероприятия, возбуждать уголовные дела, которые относятся к их компетенции, проводить дознание, следствие, поиск лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и т. д. Однако, если оперативные подразделения милиции имеют право осуществлять оперативно- розыскные мероприятия и возбуждать уголовные дела, которые относятся к компетенции следственных органов внутренних дел и прокуратуры, то органы налоговой милиции уполномочены вести оперативно-розыскные действия с целью выявления только налоговых преступлений. Выявление при этом других преступлений влечет за собой передачу соответствующей информации тем правоохранительным органам, в компетенцию которых они входят. В таком же положении находятся органы дознания таможенной службы. 3. Правовое регулирование деятельности налоговых органов Украины В своей деятельности налоговые органы Украины руководствуются Конституцией Украины, Законами Украины, Указами Президента Украины, Постановлениями Кабинета Министров Украины и другими нормативно-правовыми актами, особенно законодательством, регламентирующим деятельность налоговых органов, в т.ч. налоговой милиции, порядок начисления и уплаты отдельных видов налогов и сборов, а также уголовным, уголовно-процессуальным, административным, административно-процессуальным, хозяйственным, хозяйственно-процессуальным, гражданским и гражданско-процессуальным законодательством Украины. Первоначально статус, функции и правовые основы деятельности органов государственной налоговой службы (далее - ГНС) Украины определил принятый 4 декабря 1990 года № 509-ХІІ Закон Украинской ССР "О государственной налоговой службе в Украинской ССР" (который с рядом изменений действует и поныне). Этот закон устанавливает систему госналогслужбы, её задания (1-й раздел), функции (2-й раздел), права, обязанности, ответственность (3-й раздел), организационные вопросы, вопросы правовой и социальной защиты должностных лиц налоговой службы (4-й раздел), а также вопросы, связанные с функционированием налоговой милиции (5-й раздел). Законом Украины от 7 июля 1992 года № 2555-ХІІ "О внесении изменений в Закон Украинской ССР "О государственной налоговой службе в Украинской ССР" определено, что государственная налоговая служба в Украине создавалась при Министерстве финансов Украины в составе Главной государственной налоговой инспекции Украины и государственных налоговых инспекций в республике Крым, областях, районах, городах и районах в городах. На начальном этапе в основу построения организационной структуры органов ДПС Украины была заложена структура жесткой вертикальной централизации с привязкой к административно-территориальному устройству государства. Законом Украины от 25 июня 1991 года № 1251-ХІІ "О системе налогообложения" определены принципы построения системы налогообложения в Украине, налоги и сборы, (обязательные платежи) к бюджетам и к государственным целевым фондам, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков. С целью корректирования налоговой политики соответственно основным направлениям экономических реформ в Украине, защиты интересов отечественного товаропроизводителя, усиление налоговой и платежной дисциплины, обеспечение своевременных поступлений в доходную часть бюджета издан Указ Президента Украины от 31 июля 1996 года № 621/96 "О мерах по реформированию налоговой политики". 22 августа 1996 года Президентом Украины издан Указ № 760/96 "Об образовании Государственной налоговой администрации Украины и местных государственных налоговых администраций" и Указ от 30 октября 1996 года № 1013/96 "Вопросы государственных налоговых администраций", что было обусловлено объективной необходимостью, а именно: - не достигалась главная цель, которая относилась перед органами ДПС Украины, - обеспечение своевременных поступлений в бюджет средства, необходимых для финансирования государственных расходов; - ГНС Украины действовала преимущественно как фискальный орган, который направляя свои усилия на легальный бизнес. Данными указами предполагалось, что Государственная налоговая администрация Украины является центральным органом исполнительной власти, а государственные налоговые администрации в областях, районах, городах и районах в городах - самостоятельными единицами, которые не входят в состав местных государственных администраций. В августе 1996 года в соответствии с указанным выше Указом Президента Украины от 22 августа 1996 года № 760/96 в составе Государственной налоговой администрации Украины была создана налоговая полиция, которая с февраля 1998 года начала называться налоговой милицией. В феврале 1998 года Верховная Рада Украины одобрила новую редакцию Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" и Закон Украины "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Украины и некоторых других законодательных актов Украины в связи с образованием налоговой милиции", в состав которой вошли: o Главное управление налоговой милиции, o Следственное управление налоговой милиции, o Управление по борьбе с коррупцией в органах ГНС Украины. Таким образом, была создана качественно новая система органов ГНС Украины, в состав которой вошли: Государственная налоговая администрация Украины (далее - ГНА Украины); государственные налоговые администрации в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе; государственные налоговые инспекции в районах, городах, районах в городах. Создание стабильной налоговой системы, которая бы в своей основе имела четкую организацию порядка стабильной уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, было актуальным с первых дней независимости Украины. На этапе становления налоговой системы Украины в условиях развития рыночного отношения первоначально сформировалась централизованная вертикальная система органов ГНС с выраженной специализацией по видам налогов. Такая организационная структура была объективной необходимостью в период разработки основ налогового законодательства страны, создание методологической базы его реализации на практике, отладка механизма начисление и взыскание налогов. С 1997 года ГНА Украины была выработана единая целенаправленная идеология развития ГНС Украины, которая состояла в обеспечении соответствия реформам в общественной и экономической жизни страны. Вместе с тем оказалась необходимость комплексной модернизации органов ГНС Украины. В действующей организационной структуре не существовало типичной организационно-функциональной структуры районного и областного уровня, что препятствовало эффективному управлению деятельности налоговых органов. В результате реорганизации центрального аппарата ДПС Украины были заложены важные организационные предпосылки для развития методологии относительно функциональной деятельности и созданы новые управления: принудительного взыскания налогов; по работе с плательщиками налогов; Государственного реестра физических лиц; АИС "Налоги" юридических лиц; апелляций; организации документальных проверок; налоговой полиции; по борьбе с коррупцией; организационно-распорядительное; экономического анализа. В марте 1998 года была утверждена типичная организационная структура государственных налоговых администраций и инспекций (приказ ГНА Украины от 06.03.98 № 97 "Об утверждении организационной структуры государственных налоговых администраций и инспекций"), что разрешило вместе с внедрением типичной организационной структуры органов ДПС Украины целеустремленно проводить работу относительно максимального удешевления функции государства по мобилизации налогов, собрания, обязательных платежей. Одобренная в 1998 году Программа Кабинета Министров Украины дала возможность предусмотреть на будущее в организационной структуре ДПС Украины переход к налоговым округам и отход от построения органов ДПС Украины по административно-территориальному принципу. Создание межрайонных и объединенных государственных налоговых инспекций стало первым шагом к решению этой задачи (приказ ГНА Украины от 12.02.98 № 66 "Относительно программы создания объединенных государственных налоговых администраций"). Если к началу реорганизации в Украине было 796 государственных налоговых инспекций и администраций, то после проведенных объединений состоянием на 01.09.2003 их осталось лишь 464. Во выполнение указов Президента Украины от 19 июля 2001 года № 532/2001 "О дополнительных мерах относительно борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем" и от 11 июля 2001 года № 510 "Об усилении государственного контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий", а также постановления Кабинета Министров Украины от 7 августа 2001 года № 940 "О мерах по усилению государственного контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и взысканием акцизного сбора", приказами ГНА Украины от 25 июля 2001 года № 299 "О создании Департамента борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем" и от 9 сентября 2001 года № 320 "О создании Департамента по вопросам администрирования акцизного сбора, контроля за производством и оборотом подакцизных товаров" был создан Департамент борьбы |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |