![]() |
|
|
Налоговое право как основной институт финансового права| |декабря 1991г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» . | | |Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992г. | | |2.Кроме того в 1992г.было создано Главное управление налоговых | | |расследований при Госналогслужбе РФ , преобразованное через год | | |в самостоятельный правоохранительный орган в сфере | | |налогообложения – Федеральную службу налоговой полиции РФ. | | |3.В 1998г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000г.| | |– вторая. В настоящее время продолжается совершенствование | | |налогового законодательства РФ. | 2.Место и роль налогового права в системе российского права. Налоговое право РФ рассматривается, как правило, с трех точек зрения: как отрасль(подотрасль) российского права, как отрасль юридической науки и как учебная дисциплина. Понятие и предмет налогового права. Эффективное финансовое обеспечение деятельности государства, с одной стороны, является важной составляющей его государственного суверенитета, с другой гарантирует выполнение государством и его органами необходимых для поддержания такого суверенитета публичных, социальных, политических, организационных и иных функций. Финансовое обеспечение государства осуществляется за счет различных видов государственных доходов. На сегодняшний день в демократических государствах с экономиками рыночного типа главным видом таких государственных доходов являются налоги и сборы, собираемые в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения. В РФ отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, традиционно регулируются соответствующей отраслью права – финансовым правом. Под предметом финансового права понимаются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации своих задач. В свою очередь, налоговое право – это отрасль системы права РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения. Указанные общественные отношения (налоговые правоотношения) составляют предмет налогового права. Система таких отношений представляет собой совокупность следующих общественных отношений: 1. властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ. 2. правовых отношений, возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязательств по исчислению и уплате налогов или сборов. 3. правовых отношений, возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства. 4. правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений. 5. правовых отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Участниками, составляющими предмет правового регулирования налогового права общественных отношений в сфере налогообложения, выступают физические и юридические лица, в том числе: . налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые органы, финансовые органы, таможенные органы, органы налоговой полиции, органы внебюджетных фондов и др. . органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, учет и регистрацию имущества и сделок с ним(регистраторы), социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля и кредитные организации. Объектом налогового права является аналитическое исследование общественных отношений в сфере налогообложения. Также в налоговом праве выделяют два метода: . публично-правовой метод (или метод власти и подчинения, авторитарный метод, императивный метод) . гражданско-правовой метод (или диспозитивный метод, метод координации, метод автономии) Так как отношения, регулируемые налоговым правом по большей части относятся к сфере публичного права, императивный метод правового регулирования применяется в налоговом праве более часто. Диспозитивный метод используется, например, при регулировании отношений по заключению договоров о предоставлении налогового и инвестиционного налогового кредита. Система налогового права. Налоговое право как отрасль права входит в единую систему российского права, и в свою очередь является системой более низкого уровня, т.е. сама представляет собой систему последовательно расположенных и взаимно увязанных правовых норм, объединенных внутренним единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов такого регулирования. Нормы налогового права группируются в две части – общую часть и особенную часть: [pic] 1.Общая часть налогового права включает в себя нормы, устанавливающие принципы налогового права, систему и виды налогов и сборов РФ, права и обязанности участников отношений, регулируемых налоговым правом, основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов, порядок ее добровольного и принудительного исполнения, порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков. Таким образом, в общую часть налогового права входят институты, которые содержат в себе положения, «обслуживающие» все или почти все институты особенной части. 2.Особенная часть налогового права включает в себя нормы, регулирующие порядок взимания отдельных видов налогов. В настоящее время продолжается процесс их кодификации и они включаются во вторую (особенную) часть Налогового кодекса РФ. 3.И общая и особенная часть налогового права, являясь частями системы налогового права, в свою очередь представляют собой системы более низкого порядка, объединяющие обособленные совокупности взаимосвязанных юридических норм, соответственно: институты, субинституты и нормы. Институты налогового права – это взаимосвязанные группы норм, регулирующих небольшие группы видовых родственных отношений. Так, к числу институтов общей части налогового права можно отнести институт налоговой обязанности, институт налогового контроля, институт защиты прав налогоплательщиков и т.д. Входящие в систему налогового права субинституты в свою очередь являются составными частями(элементами) институтов. Например, институт защиты прав налогоплательщиков, являющийся субинститутом общей части налогового права включает в себя такие субинституты как административная защита прав налогоплательщиков и судебная защита прав налогоплательщиков. 3.Основные понятия налогового права. Налог и сбор. Понятия «налога» и «сбора» являются едва ли не центральными понятиями налогового права. Вплоть до середины XVIII в. термин «налог» в России не употреблялся. В научном обороте и законодательстве термин «налог» утвердился лишь в XIX в. В настоящее время легальное определение «налога» и «сбора» содержится в ст.8 Налогового кодекса РФ. В соответствии с нормой п.1 указанной статьи НК РФ, налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налог считается установленным в том случае, если соблюдена необходимая правовая процедура его узаконения, а также определены налогоплательщики и обязательные элементы налогообложения, а именно: . объект налогообложения . налоговая база . налоговый период . порядок исчисления налога . порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. В свою очередь, сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Поэтому при установлении сборов законом должны быть определены их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам. Налогообложение. Одним из недостатков российского налогового права справедливо называют отсутствие устойчивого научно разработанного понятийного аппарата. Например, в настоящее время в законодательстве отсутствует легальное определение такого важного понятия налогового права как «налогообложение». Что же такое налогообложение, каковы его функции, природа? С экономической точки зрения, налогообложение может рассматриваться с двух позиций. С одной стороны, налогообложение – это прямое изъятие органами налоговой администрации определенной части валового национального продукта (ВНП) в пользу государства для формирования централизованных и региональных финансовых ресурсов (бюджета). С другой стороны, налогообложение как комплексная экономико-философская категория, включает в себя и весь комплекс мероприятий, проводимых органами налоговой администрации для указанного изъятия части ВНП в целях его последующего перераспределения в интересах всего общества и общественные отношения, умонастроения и социальная обстановка в обществе, порождаемые (связанные) с налогообложением. Исходя из всего сказанного, под налогообложением следует понимать в совокупности весь процесс взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, защиты прав интересов участников этого процесса. Основными функциями налогообложения являются: . фискальная . регулятивно - стимулирующая . социальная . информационно-контрольная Кроме того, выделяют следующие виды принципов налогообложения: 1.экономические принципы налогообложения. Эти принципы формулируются в процессе развития финансовой науки и государствоведения, а реализуются при построении конкретных налоговых систем различных государств, и их генезис находит свое отражение во многих принципах налогового права. К экономическим принципам относят: принцип справедливости, принцип соразмерности налогообложения, принцип рентабельности налоговых мероприятий, принцип экономической эффективности налогообложения. 1. юридические принципы налогообложения. Эти принципы формулируются в процессе развития юридической науки (в первую очередь , науки налогового права и финансового права, затем на определенном этапе развития общества закрепляются в законодательстве в виде основных начал налогового законодательства, становятся принципами налогового права) Налоговое законодательство. Налоговое законодательство – это совокупность налогово-правовых норм, содержащихся в законах РФ, законах субъектов РФ, актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения: устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушение налоговых обязательств, защиту прав налогоплательщиков и иных участников налоговых правоотношений. Законодательство о налогах и сборах является по сути специальным налоговым законодательством. В соответствии со ст.1 НК РФ оно включает: 1. федеральное законодательство о налогах и сборах 2. региональное законодательство о налогах и сборах 3. местные акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ. Однако налогово-правовые нормы содержатся и в иных законодательных актах РФ (например, в Конституции РФ, которая естественно не входит В НК РФ) Поэтому, как представляется, иные федеральные законы, не входящие в объем понятия «законодательство о налогах и сборах», но содержащие нормы налогового права составляют общее налоговое законодательство. Таким образом под налоговым законодательством следует понимать совокупность актов специального налогового законодательства и общего налогового законодательства. [pic] Налоговые правоотношения. Налоговые правоотношения – это охраняемое государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права. Система налоговых правоотношений представляет собой совокупность следующих правовых отношений: . Властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ. . Правовых отношений, возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов. . Правовых отношений, возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства. . Правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений. . Правовых отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Участниками налоговых правоотношений являются: 1. налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые органы, финансовые органы, таможенные органы, органы налоговой полиции, сборщики налогов и сборов. 2. органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, органы опеки и попечительства, социальные учреждения, кредитные организации. Система налогов и сборов РФ и налоговая система РФ. Система налогов и сборов РФ представляет собой совокупность определенным образом сгруппированных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено российским налоговым законодательством. Система налогов и сборов РФ состоит из трех видов налогов и сборов: 1.федеральных налогов и сборов 2.регионыльных налогов и сборов. 3.местных налогов и сборов. По общему правилу, федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны. Региональные налоги и сборы вводятся представительными органами власти субъектов РФ и взимаются на территории соответствующего субъекта, в котором введен данный налог или сбор. Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся на соответствующей территории представительным органом муниципального образования, и обязательны к уплате на территории этого муниципального образования. Налоговая система РФ представляет собой основанную на определенных принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения. Поэтому налоговая система РФ , в частности, включает: . Систему налогов и сборов РФ . Систему налоговых правоотношений . Систему участников налоговых правоотношений . Нормативно-правовую базу сферы налогообложения. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налогоплательщики – это организации и физические лица, на которых в соответствии с положениями налогового законодательства возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Налогоплательщики и плательщики сборов – это организации и физические лица, на которых в соответствии с положениями налогового законодательства возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Легальное юридическое определение этих понятий содержится в ст.19 НК РФ. При этом под налогоплательщиками и плательщиками сборов – организациями понимаются: 1.российские организации, т.е. юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ. 2.иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Рф. Под налогоплательщиками и плательщиками сборов – физическими лицами понимаются : 1. граждане РФ 2. иностранные граждане 3. лица без гражданства. Взаимозависимые лица. Легальное определение понятия «взаимозависимые лица» содержится в ст.20 НК РФ. Взаимозависимые лица для целей налогообложения – это физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно, такие отношения, когда: 1. одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой. 2. одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению. 3. лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя или усыновленного, а также попечителя и опекаемого. Также, лица могут быть признаны взаимозависимыми судом и по другим основаниям, если такие отношения между этими лицами могут повлиять на результат сделок по реализации товаров (работ, услуг), а , следовательно, на полноту исполнения этими взаимозависимыми лицами возложенных на них налоговым законодательством обязанностей. Налоговый агент. Налоговый агент – это участник налоговых правоотношений, на которых налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Введение института налогового агента было обусловлено необходимостью упрощения и в то же время повышения эффективности налогообложения, во- первых, доходов, выплачиваемых работодателями физическим лицам, во-вторых – доходов иностранных лиц. Налоговые льготы. Налоговые льготы – любые законные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере. В соответствии со ст53 Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам не могут носить индивидуальный характер. Налоговая декларация. Налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и производственных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы. Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или направлена по почте. Налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставит отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения. Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов. Налоговый контроль. Налоговый контроль представляет собой совокупную систему действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнением фискально-обязанными лицами (налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства. В соответствии с законодательством, налоговый контроль в РФ осуществляют органы: 1. налоговые органы. 2. таможенный органы. 3. органы государственных внебюджетных фондов. При этом таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов наделены контрольными полномочиями в сфере налогообложения в пределах своей компетенции. Налоговый контроль проводится в следующих основных формах: . Налоговые проверки. . Получение объяснений фискально-обязанных лиц. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |