на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Налоговая система РФ и пути ее совершенствования


Например, налог на перепродажу вычислительной техники и

персональных компьютеров носит конъюнктурный характер: уляжется "бум" в

области реализации указанных товаров, отечественные цены на них приблизятся

к мировым, и налог этот потеряет смысл. Сейчас в России действует почти

три десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин. Не все из них

выдержат испытание временем, но в целом нынешняя система налогообложения

наиболее близка к принятой на Западе, учитывая, что и там имеются

существенные различия по странам, и налоговая система Швеции отличается

от действующей в Германии, а налоги в Англии заметно отличаются от принятых

в Дании и т.п. Правда, в странах ЕЭС налоговая система унифицировалась и с

1 января 1993 года остались лишь несущественные различия.

Но стабильность системы налогообложения - не догма и не самоцель.

Ради нее нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе и

выполняемых ею функций - регулирующей, стимулирующей и др. Если

экономическое положение страны, решаемые в данном периоде задачи требуют

внесения определенных изменений в налоговую систему, то они, естественно,

должны быть внесены, но по возможности - с нового хозяйственного года.

За последние годы система взаимоотношений предприятий с

государственным бюджетом претерпевала неоднократные серьезные изменения.

Хотя эти изменения были различными по своему характеру, но можно

утверждать, что они отличались определенной внутренней логикой. Это

утверждение базируется на том факте, что каждое последующее изменение было

шагом вперед по пути предоставления предприятиям широкой хозяйственной

самостоятельности. Началось это движение с экономической реформы 1965-1966

гг., когда впервые в нашей хозяйственной практике предприятиям было

разрешено создавать за счет своей прибыли фонды экономического

стимулирования: фонд развития производства, фонд социально-кyльтyрынх

мероприятий и жилищного строительства, фонд материального поощрения. По

сравнению с прежним порядком, когда предприятия были совершенно бесправны в

распоряжении своей прибылью, это был принципиально важный шаг, впервые

подводивший под юридически провозглашенные лозунги самостоятельности

предприятий реальную экономическую базу. Реальную, но явно недостаточную,

так как отчисления от прибыли в государственный бюджет не ограничивались

установленными нормативами, в него отчислялся "свободный остаток прибыли",

то есть часть прибыли, оставшаяся после отчислений в бюджет, вышестоящим

органам и в фонды экономического стимулирования предприятий. Это означало,

что принятый порядок распределения прибыли предприятий явно отдавал

предпочтение государственному бюджету.

Следующим существенным шагов в совершенствовании системы

взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом был переход к так

называемому полному хозяйственному расчету и самофинансированию. Его

главное достоинство, на мой взгляд, состояло в том, что порядок

распределения прибыли приобретал нормативный характер: не часть, а вся

прибыль предприятий распределялась по утвержденным вышестоящими органами

экономическим нормативам, в результате чего автоматически устранялся так

раздражавший предприятия "свободный" остаток прибыли, никогда в

действительности не являвшийся свободным. Одновременно признавалось

равенство интересов предприятия и государства при распределении прибыли,

поскольку нормативы формировались с учетом потребностей предприятий в

средствах не только на простое, но и на расширенное воспроизводство, а

также на содержание социально-бытовой сферы (принадлежащего предприятию

детского сада, пионерлагеря, базы отдыха) и жилищное строительство.

Однако, система экономических нормативов страдала существенными

недостатками. Прежде всего, нормативы, которые по идее должны быть

едиными, то есть предъявлять ко всем предприятиям одинаковые общественные

требования, не деле были не только дифференцированными, но и практически

индивидуальными. Вместо еденных требований ко всем предприятиям получалось

наоборот: сами эти требования как бы приспосабливались к положению,

возможностям каждого предприятия. Единство принципов формирования

нормативов было подменено явным субъективизмом, размеры нормативов больше

зависели от взаимоотношений с министерскими чиновникам, чем от объективных

условий и требований.

Поэтому замена экономических нормативов распределения прибыли налогом

на прибыль была логическим продолжением курса на устранение из системы

экономических взаимоотношений предприятий и государства элементов

субъективизма и волюнтаризма.

Налоги - это те же экономические нормативы, но только подлинно

единые и стабильные, независящие от воли отдельных лиц. Индивидуализация

налоговых ставок, льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать по

отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям.

Налоги относятся к классу экономических нормативов, они формируются по

принципам, присущим нормативам. Например, ставку налога на прибыль

можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет, но

установленный на общегосударственном уровне.

Замена нормативов отчислений от прибыли в бюджет системой

налогообложения прибыли была целесообразна, даже необходима, независимо

от перехода к рыночным отношениям в стране, но последний ускорил эту

замену и сделал ее неизбежной, так как предпринимательская деятельность

не может развиваться эффективно в условиях неопределенности экономических

взаимоотношений с государством, с бюджетом.

Нормально функционирующая система налогов является одним из средств

борьбы с теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного дохода

означает признание его легальности, законности, в то время как наличие

дохода, укрываемого от налогообложения ввиду его незаконности преследуется

государством.

Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной

способ изъятия части доходов физических и юридических лиц в

государственный и местные бюджеты - свидетельство роста финансовой

культуры общества. При достижении определенного уровня грамотности

населения налоги будут восприниматься им с пониманием, как форма участия

своими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего -

социальных.

Переход от нормативов отчислений от прибыли в бюджет к налогам

означает также демократизацию экономической жизни страны. Перед налогом

все равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот,

можно и нужно, но дифференциация проводится по экономическим,

социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным

физическим лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от

категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной

группе относится гражданин или к какой по размерам группе относится

предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того,

кто именно непосредственно платит.

А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность

способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают

прогнозирование ее результатов.

Налоги органически вписываются в формируемую в нашей стране систему

экономических отношений, основанную на действии прежде всего закона

стоимости. При разумных ставках налоги являются средством сочетания

интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом.

4. НЕКОТОРЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ СБОРЕ НАЛОГОВ.

Известно, что при сборе налогов у налоговой инспекции возникают

некоторые трудности. Так, например, наиболее легко осуществлять сбор

налогов с заработной платы и с жалованья. Здесь налоги взимаются

автоматически в момент выплаты причитающихся денег; никакой отсрочки в

уплате налогов не предоставляется и практически нет возможностей укрытия от

налогов. То же самое относится и к остальным социальным взносам (

социальным налогам). Легко взимать акцизы и налоги на добавленную

стоимость, но, хотя они дают поступления немедленно, существует при этом

возможность искусственного материальных издержек и приуменьшения

облагаемого прироста стоимости.

При нормальной организации таможенной службы сбор таможенных пошлин

также не связан с серьёзными проблемами.

Наибольшие трудности возникают при взимании налогов с корпораций (

фирм) в связи с разнообразными возможностями снижения облагаемой балансовой

прибыли за счёт искусственного завышения издержек и использования различных

льгот, скидок, отсрочек, инвестиционных премий, необходимых отчислений в

различные фонды, разрешаемых государственными органами, ответственными за

регулирование экономики.

Существуют проблемы объективной оценки земли и другой недвижимости при

взимании налогов с этого вида капитала.

Много трудностей и хлопот доставляет налоговым инстанциям налог на

личные доходы, получаемые не от наёмного труда, т.е. на доходы

предпринимателей, рантье, лиц свободных профессий. Окончательная сумма

налога на эти доходы определяется по итогам года, и налог они часто вносят

в течение текущего года как бы авансом в размере налогового платежа за

прошлый год. Окончательный перерасчет производится на основе налоговой

декларации по итогам года, фактически же эти налогоплательщики получают

отсрочку уплаты частит налога и имеют возможность существенно сократить его

величину. Кроме того, проверка правильности уплаты налогов на личные доходы

от предпринимательской деятельности, прибыль корпораций и на недвижимость

требует содержания значительного штата финансовых инспекторов, а в ряде

стран даже финансовой полиции.

5. СТРУКТУРА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ. СЛУЖБЫ - НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ И

ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ.

Налоговая система - это совокупность взимаемых в государстве налогов,

сборов, пошлин и других платежей, а также форм, методов их проведения и

принципы построения.

В России создана организационная структура системы взимания налогов -

Государственная налоговая служба, подчиненная Президенту и Правительству

РФ. Она состоит из государственных налоговых инспекций в республиках,

краях, областях, автономных областях, городах, районах.

Налоговая система России базируется на следующих основных принципах:

. полное равенство существующих форм собственности;

. учёт всех видов получаемых юридическими и физическими лицами доходов,

независимо от вида и характера деятельности;

. единый подход при определении размеров налогообложения, установления

льгот и налоговых ставок;

. однократность налогообложения;

. обеспечение учёта специфики объектов налогообложения.

Система управления налогообложением в РФ представляет собой единую

центральную систему, построенную по принципу многоуровневой иерархической

организации: республиканского, областного и районного уровней. Каждый

уровень имеет свои уровни и специфику.

Органом (субъектом) управления системой налогообложения в РФ является

Государственная налоговая служба РФ, состоящая из подразделений,

осуществляющих методологическое руководство и контроль за налогообложением

по видам (отраслям) налогов.

К областному уровню относятся государственные налоговые инспекции,

входящих в состав РФ республик, краёв, областей, городов республиканского

подчинения.

Районный уровень охватывает государственные налоговые инспекции городов

краевого, областного подчинения, сельских районов, районов в городах

республиканского и областного подчинения.

Главной задачей налоговых служб РФ является контроль за соблюдением

законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и

своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов

и других платежей, установленных законодательством РФ и республик в её

составе, органами государственной власти краёв, областей, автономных

образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, городов, районов в городах

в пределах их компетенции.

Низовые налоговые службы осуществляют непосредственное взаимодействие с

налогоплательщиками посредством реализации определённых функций.

Основные функции государственной налоговой инспекции по районам,

городам без районного деления и районах в городах являются:

1) осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и

других платежах в бюджет;

2) обеспечение своевременного, правильного и полного учёта исчисления

налогов и платежей в бюджет, а также возврат излишне взысканных и

уплаченных налогов и др. платежей в бюджет;

3) взаимодействие с соответственными органами исполнительной власти,

правоохранительными и финансовыми органами, банками по вопросам

контроля за правильностью реализации и исполнения налогоплательщиками

законодательных и др. распорядительных документов;

4) получение от предприятий, банков и др. документов, на основании

которых ведут оперативно бухгалтерский учёт сумм налогов и других

платежей в бюджет, финансовых санкций и административных штрафов, а

также приостановление операций предприятий, организаций и граждан по

расчётным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных

учреждениях в противном случае;

5) осмотр, фиксация и изъятие у предприятий, учреждений и организаций

документов, свидетельствующих о сокрытии или занижении прибыли

(дохода) или иных налогов от налогообложения;

6) учёт, оценка и реализация конфискованного и бесхозного имущества, а

также кладов и имущества переходящего по праву наследования к

государству;

7) предоставление отчёта о ежемесячных фактически поступивших сумм

налогов и других платежей в бюджет - вышестоящим государственным

налоговым органам;

8) рассмотрение заявлений, предложений и жалоб граждан, предприятий и

организаций по вопросам налогообложения и жалоб на действия

должностных лиц государственной налоговой инспекции.

Налоговые органы имеют следующие права:

а) возбуждать в установленном порядке ходатайства о запрещении

заниматься предпринимательской деятельностью;

б) предъявлять в суд или арбитражный суд иски:

. о ликвидации предприятия по основаниям, установленным

законодательством РФ;

. о признании сделок недействительными и взыскании в доход

государства всего полученного по таким сделкам;

. о взыскании неосновательно приобретённого не по сделке, а в

результате незаконных действий;

. о признании регистрации предприятия недействительной в случае

нарушения установленного порядка создания предприятия или

несоответствия учредительных документов требованиям

законодательства и взыскании доходов, полученных этим

предприятием;

в) другие права, предусмотренные законодательством.

Налоговые органы и их сотрудники обязаны сохранять коммерческую тайну,

тайну сведений о вкладах физических лиц и выполнять другие обязанности,

предусмотренные законом Российской Федерации «О государственной налоговой

службе Российской Федерации».

Ущерб (включая упущенную выгоду), причинённый налогоплательщикам

вследствие ненадлежащего осуществления налоговыми органами и их

сотрудниками возложенных на них обязанностей, подлежит возмещению в

установленном порядке.

Налоговые органами совместно с финансовыми органами осуществляют

контроль за исполнением доходной части бюджета.

Защита прав и интересов налогоплательщиков и государства осуществляется

в судебном прядке.

Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в

установленных законом случаях несёт ответственность в виде:

а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли)

либо суммы налога за иной сокрытый или неучтённый объект

налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном

нарушении - соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой

суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или

занижения дохода (прибыли) приговором либо решением суда по иску

налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный

бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы

дохода (прибыли);

б) штрафа за каждое из следующих нарушений:

. за отсутствие учёта объектов налогообложения и за введение учёта

налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за

собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, в размере

10 процентов доначисленных сумм налога;

. за непредставление или несвоевременное представление в налоговый

орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты

налога - в размере 10 процентов причитающихся к уплате по очередному

сроку сумм налога;

в) взыскании пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога

в размере 0,7 процента неуплаченной суммы налога за каждый день

просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты выявленной

задержанной суммы налога, если законом не предусмотрены иные размеры

пени. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов

ответственности.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового

законодательства, привлекаются к административной, уголовной и

дисциплинарной ответственности.

Для борьбы с налоговыми преступлениями в Российской Федерации создана

специальная служба - Департамент налоговой полиции, действующая на

основании Закон РФ от 24.06.93 г. «О федеральных органах налоговой

полиции». Задачей налоговой полиции является выявление , предупреждение и

пресечение налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение

безопасности деятельности государственных налоговых инспекций и защита их

сотрудников.

Налоговая полиция наделена очень широким объёмом прав:

. проводить оперативно-розыскные мероприятия и дознание;

. исполнять принятые судами решения;

. налагать административный арест на имущество юридических и

физических лиц.

Согласно статьи 162-2 Уголовного Кодекса РФ за сокрытие полученных

доходов (прибыли) в особо крупных размерах (если налог с сокрытых объектов

превышает 1000-кратный размер минимальной оплаты труда) виновный может быть

наказан лишением свободы до 5 лет и конфискацией имущества либо штрафом от

300 до 500 размеров минимальной оплаты труда.

6. ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость

определённых товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков,

операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество

юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость

произведённых товаров и услуг и другие объекты, установленные

законодательными актами.

На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло

существовать без налогов. Налоговый опыт и подсказал главный принцип

налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е. как бы

велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и

немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность

налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Современные принципы налогообложения:

1) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учётом возможностей

налогоплательщика, т.е. уровня доходов. А так как возможности разных

физических и юридических лиц различны, то для них должны быть

установленные дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с

дохода должен быть прогрессивным (см. ниже).

2) Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило

однократный характер. Примером осуществления этого принципа служит

замена в развитых странах налога с оборота, когда обложение оборота

происходило по нарастающей кривой, на НДС, когда вновь созданный

чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его

реализации. В результате каждая надбавка к цене сырья, возникающая по

мере прохождения по производственной цепочке вплоть до конечного

продукта, облагается налогом только один раз ( в отличие от налога с

оборота). В этом одно из главных преимуществ НДС.

3) Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять

сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов

и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы

неуплата или не своевременная уплата налогов были менее выгодными,

чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми

органами.

4) Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и

удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений,

собирающих налоги.

5) Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к

изменяющимся общественно-политическим потребностям.

6) Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого

ВВП и быть эффективным инструментом ГЭП. Этот принцип относится к

регулирующей функции налогообложения.

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.