на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Налогообложение предприятия


конкретные ставки налога и состав предоставляемых по налогу льгот,

определяются законодательством региона.

Вообще же, налогообложение имущества, в том числе недвижимого,

общепринято в развитых странах. Поимущественный налог был известен с

древнейших времен, когда-то рассматривался как самый справедливый из

возможных налогов. Во все времена делалась попытка облагать имущество

налогом в соответствии с его стоимостью. В России налог на имущество

предприятий в его современном виде – это прямой налог, который берется от

имущественного состояния юридического лица.

При введении поимущественного налога на территории Российской

Федерации преследовались цели: создать у предприятий заинтересованность в

реализации излишнего, неиспользуемого имущества; стимулировать эффективное

использование имущества, находящегося на балансе предприятия. Таким

образом, для финансов этот налог выполняет стимулирующую и контрольную

функцию, а при пополнении бюджетов федерации и местных бюджетов –

фискальную функцию. [15. 57]

Попытка ввести такие платежи предпринималась и ранее в нашей стране,

так, например, в конце 1970-х гг. была введена плата за основные

производственные фонды и нормируемые оборотные средства. Но она в корне

отличалась от налога на имущество объектом налогообложения и размером

ставки, и, что самое главное, источником платежа. Поэтому налог на

имущество предприятий следует считать новым явлением во взаимоотношениях

предприятий с государством. Новизна этого платежа в бюджет заключается не

только в том, что он носит налоговый характер. При исчислении данного

налога в состав налогооблагаемой стоимости имущества попадают принципиально

новые стоимостные элементы, присущие рыночным условиям хозяйствования. К

таким элементам относится рыночная стоимость основных фондов,

нематериальных активов; применение механизма ускоренной амортизации и

использование индексации в переоценке основных средств с учетом

инфляционных процессов; залог имущества и другие формы его движения,

обусловленные конъюнктурными колебаниями и поиском путем стабилизации

финансового состояния.

По данным на 1 января 1995 г. налог на имущество предприятий не играл

заметной роли в формировании доходов в бюджет. Являясь основной формой

российского имущественного налогообложения, налог на имущество предприятий

составил в 1994 г. в общей сумме поступлений государственных налогов и

других обязательных платежей 3,6%, что на 1,15% было больше, чем в 1993 г.

В 1997 г. фактические платежи по этому налогу по расчетам ГНС РФ были ниже

запланированных примерно на 1,8%. Данные табл. 1 характеризуют динамику

поступлений налога на имущество юридических лиц в разрезе федерального и

регионального бюджетов.[21. 69]

Таблица 1

Место налога на имущество в системе доходных источников

бюджета РФ

(трлн. руб.)

|Доходы бюджета |1994 г. |1995 г. |1996 г. |1997 г. |

|1. Всего поступлений, |134,26 |163,2 |376,4 |435,6 |

|из них: | | | | |

|в федеральный бюджет |47,31 |68,7 |146,8 |194,8 |

|2. Налог на имущество, всего |4,83 |5,01 |9,43 |10,4 |

|в том числе: | | | | |

|в федеральный бюджет |2,41 |2,5 |2,71 |5,2 |

|в бюджеты субъектов |2,42 |2,51 |2,72 |5,2 |

|3. Удельный вес налога в |3,6 |3,07 |2,5 |2,4 |

|доходах бюджета, % | | | | |

Налог на имущество юридических лиц занимает в настоящее время

центральное место в системе имущественного налогообложения России. Однако в

доходных источниках бюджета он не играет существенной роли. Его удельный

вес в общей сумме имущественных налогов в 1994 г. составил 99,1%, в 1995 г.

– 99,01%, в 1996 г. – 99,6%. Темпы поступлений налога в бюджет за период с

1994 по 1997 г. не были стабильными, напротив, доля поступлений налога на

имущество в общей сумме доходов бюджета снизилась на 1,2%.

Такое снижение связано в первую очередь с неотработанностью

методических положений по переоценке основных фондов. Балансовая стоимость

некоторых основных средств, числящихся на балансе предприятий и

организаций, принимаемая к расчету налогооблагаемой базы по налогу на

имущество, на несколько порядков ниже рыночной стоимости. Стоимость же

прочих основных средств и другого имущества была безгранично завышена.

Однако рост цен в большей степени сказывался на приросте общей суммы

доходов бюджета, ибо эти доходы складываются из налогов с прибыли и

выручки. Поэтому доходы бюджета росли опережающими темпами по сравнению с

ростом поступлений в бюджет налога на имущество.

Оценка реальной стоимости основных фондов предприятий стала наиболее

сложной для налогообложения имущества в период становления в России

рыночных отношений проблемой. В постановлении Правительства РФ от 7 декабря

1996 года N 1442 «О переоценке основных фондов в 1997 году»

предусматривалось, что переоценке подлежат основные фонды как находящиеся в

собственности организаций, так и состоящие в их хозяйственном ведении,

оперативном управлении и долгосрочной аренде с правом выкупа. Перечислялись

и виды имущества, подлежащие переоценке, - здания, сооружения, машины,

оборудование, транспортные средства и пр. Указывалось также, что балансовая

стоимость основных фондов при их переоценке должна быть приведена в

соответствие с рыночными ценами. Последнее положение было принципиально

новым: в прошлом цены формировались по методу, который не имел никакого

отношения к рыночному ценообразованию. Таким образом, с вступлением в силу

этого постановления, стало возможным надеяться на более упорядоченные

потоки налоговых отчислений с имущества в бюджеты различных уровней. [13.

99-102]

1.5.2. Плательщики и ставки налога

Плательщиками налога на имущество являются:

. предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации)

и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся

юридическими лицами по законодательству РФ;

. филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий,

учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный

(текущий) счет;

. компании, фирмы, любые другие организации (включая полные

товарищества), образованные в соответствии с законодательством

иностранных государств, международные организации и объединения, а

также их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории

Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в

исключительной экономической зоне Российской Федерации.[4]

Не является плательщиком налога на имущество Центральный банк РФ и его

учреждения.

Структурные подразделения, являющиеся плательщиками налога на имущество

(то есть, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет),

представляют налоговые отчеты и уплачивают налог на имущество по месту

своего нахождения. При этом на учете в налоговом органе по месту нахождения

филиала должно стоять юридическое лицо, его создавшее, на которое налоговым

законодательством возложена обязанность уплачивать налоги.

Сумма налога зачисляется в соответствующие бюджеты по месту нахождения

этих филиалов или приравненных к ним подразделений. При этом головная

организация отражает в своем балансе стоимость имущества, выделенного на

отдельный баланс структурного подразделения, на счете 79

«Внутрихозяйственные расчеты».

Предельный размер ставки налога на имущество предприятия не может

превышать 2 процентов от налогооблагаемой базы. Конкретные ставки налога на

имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов их деятельности,

устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ.

При отсутствии решений законодательных (представительных) органов

субъектов РФ об установлении конкретных ставок налога на имущество

предприятий применяется максимальная ставка налога. Устанавливать ставку

налога для отдельных предприятий не разрешается. [20. 146]

1.5.3. Объект налогообложения

В разделе II инструкции ГНС № 33 определен объект налогообложения, им

являются основные средства (в том числе арендованные и арендуемые, если они

находятся на балансе предприятия), нематериальные активы, запасы и затраты,

находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные

активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы для целей

налогообложения учитываются по остаточной стоимости.

Для определения налогооблагаемой базы по предприятиям, применяющим

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности

предприятий, утвержденной приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. № 56

(ред. от 17 февраля 1997 г.), принимаются отражаемые в активе баланса

остатки по следующим счетам бухгалтерского учета:

. 01 «Основные средства» и 03 «Долгосрочно арендуемые основные средства»

(за минусом суммы износа, учитываемого на счете 02 «Износ основных

средств»). На счете 03 могут учитываться как арендуемые так и

арендованные основные средства (до окончания срока действия ранее

заключенных договоров). Кроме того, на счете 03 теперь учитываются и

предметы проката, ранее учитываемые на счете 41;

. 04 «Нематериальные активы» (за минусом суммы износа, учитываемого на

счете 05 «Амортизация нематериальных активов»);

. 10 «Материалы»;

. 11 «Животные на выращивании и откорме»;

. 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» (за минусом суммы износа,

учитываемого на счете 13 «Износ малоценных и быстроизнашивающихся

предметов»);

. 15 «Заготовление и приобретение материалов»;

. 16 «Отклонение в стоимости материалов»;

. 20 «Основное производство»5;

. 21 «Полуфабрикаты собственного производства»;

. 23 «Вспомогательные производства»;

. 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;

. 30 «Некапитальные работы»;

. 31 «Расходы будущих периодов»;

. 36 «Выполненные этапы по незавершенным работам»5;

. 40 «Готовая продукция»;

. 41 «Товары» (покупная цена). Предприятия розничной торговли и

общественного питания (и при аукционной продаже товаров) стоимость

товаров, поступивших от поставщиков, учитывают в расчетах

налогооблагаемой базы без налога на добавленную стоимость;

. 44 «Издержки обращения»;

. 45 «Товары отгруженные».

В соответствии с п. 2 Инструкции ГНС РФ № 33 стоимость имущества,

являющегося объектом налогообложения и объединенного предприятиями в целях

осуществления совместной деятельности без образования юридического лица,

для целей налогообложения принимается в расчет участниками договоров о

совместной деятельности, внесшими это имущество, независимо от счетов

бухгалтерского учета, на которых оно учитывается, а созданного

(приобретенного) в результате этой деятельности – участниками договоров о

совместной деятельности в соответствии с установленной долей собственности

по договору.

Таким образом, организация-участник совместной деятельности должна

включить в налогооблагаемую базу стоимость имущества, внесенного ею в

качестве вклада в совместную деятельность (несмотря на то, что это

имущество учитывается на ее балансе на счете 06 «Долгосрочные финансовые

вложения» или на счете 58 «Краткосрочные финансовые вложения», которые не

указаны в перечне счетов, на которых учитывается налогооблагаемое

имущество). При этом такое имущество должно учитываться по его фактической

балансовой стоимости (то есть стоимости, по которой оно было оценено

участниками согласно условиям договора и отражено на счетах 06 или 58).

Часто возникают вопросы также и по поводу налогообложения арендованного

имущества. Согласно п. 4 Инструкции ГНС РФ № 33 сальдо по счету 01

«Основные средства» подлежит включению в налогооблагаемую базу при расчете

налога на имущество. Таким образом, если по условиям договора арендованное

имущество числится на балансе у арендатора на счете 01 (в соответствии с п.

8 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга,

утвержденных приказом Минфина РФ от 17 февраля 1997 г. № 15), то данные

основные средства облагаются налогом на имущество. Если же арендованное

имущество учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные

средства» то в налогооблагаемую базу при расчете данного налога оно не

включается (в этом случае имущество будет облагаться налогом у

арендодателя).

В налогооблагаемой базе учитываются также запасы и затраты, отраженные

по статье «Прочие материальные ценности и затраты» раздела II актива

баланса.

Необходимо, чтобы расчеты налога и среднегодовой стоимости имущества

за отчетный период представлялись предприятиями в налоговые органы по месту

нахождения вместе с бухгалтерским отчетом в сроки, установленные для

представления квартальной и годовой отчетности, и составлялись по

утвержденным формам согласно приложениям 3 и 4 Инструкции ГНС РФ № 33 (см.

прил. 3, 4).

При этом предприятие, осуществляющее ведение бухгалтерского учета

ценностей и операций, связанных с осуществлением совместной деятельности,

должно сообщать участникам договора о совместной деятельности сведения о

стоимости имущества, созданного (приобретенного) ими в результате

деятельности и являющегося объектом налогообложения, до срока,

установленного для предоставления вышеуказанных расчетов.

Уплата налога на имущество предприятий производится плательщиками по

квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для

представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам – в

десятидневный срок со дня, установленного для предоставления годового

бухгалтерского отчета.

Сумма платежей по налогу на имущество предприятий зачисляется равными

долями в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевой, областной

бюджеты края, области, областной бюджет автономной области, окружной бюджет

автономного округа, районный бюджет района или городской бюджет города по

месту нахождения предприятия.[5]

Излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей

или должны возвращаться предприятию-плательщику в десятидневный срок со дня

получения налоговым органом его письменного заявления.

Обычно зачет налоговые органы делают своевременно, а от возврата, как

правило, ищут способы уклониться. Один из таких способов – зачет излишне

уплаченных сумм в счет задолженности или очередных платежей по другим

налогам. Это следует иметь в виду при планировании денежных потоков

предприятия.

Общий же порядок исчисления налогооблагаемой базы и порядок уплаты

налога на имущество юридических лиц можно представить в виде схемы:

[pic]

Рис. 2. Исчисление налогооблагаемой базы и порядок уплаты налога на

имущество юридических лиц

1.5.4. Изменения по налогу на имущество, предлагаемые проектом

налогового кодекса

Изменения, которые предложены внести в порядок исчисления и уплаты

налога на имущество, нельзя назвать коренными, однако, по ряду позиций они

являются весьма существенными.

Во-первых, предельная ставка налога повышена до 2,5 процентов. Вряд ли

законодательные органы субъектов РФ, применившие ранее предельную ставку

(2%) удержатся от соблазна поднять ее уровень.

Во-вторых, существенно изменена налогооблагаемая база. В соответствии с

проектом Налогового кодекса предполагается включение в базу только

амортизируемого имущества. Здесь следует оговориться, что Налоговый кодекс

призван несколько изменить общее представление об амортизируемом имуществе.

В его состав будут входить:

. основные средства;

. нематериальные объекты;

. малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;

. капитализируемые затраты (затраты на ремонт, техническое

обслуживание и модернизацию основных средств; затраты на освоение

природных ресурсов; затраты на научные исследования и опытно-

конструкторские разработки).

Таким образом, для правильного определения налогооблагаемой базы

руководителям предприятий придется ждать очередной инструкции

Госналогслужбы РФ и, по всей вероятности, вносить существенные изменения в

налоговый учет.

В-третьих, предлагается изменить и порядок исчисления налога.

Среднегодовая стоимость имущества, подлежащего налогообложению,

определяется как одна тринадцатая суммы, полученной при сложении стоимостей

такого имущества на первое число каждого месяца отчетного года и первое

число следующего за ним года. Если продолжительность налогового периода

составляет более одного года, усредненная по этому налоговому периоду

стоимость такого имущества принимается равной средней стоимости этого

имущества, определенной по итогам календарного года, входящего в этот

налоговый период. При этом соответствующий коэффициент принимается равным

1/365 числа дней налогового периода. Если продолжительность налогового

периода составляет менее одного года, усредненная по этому налоговому

периоду стоимость такого имущества принимается равной сумме, полученной при

сложении стоимостей этого имущества на первое число каждого начинающегося в

налоговом периоде месяца и на первое число следующего за налоговым периодом

года (если окончание налогового периода совпадает с окончанием календарного

года), деленной на число слагаемых в этой сумме. При этом соответствующий

коэффициент принимается равным 1/365 числа дней налогового периода.

Таким образом, предлагается вернуться к схеме, при которой в расчет

принимаются остатки на начало каждого месяца, а не квартала, как сейчас.

Эта схема существовала до 1995 года и, так как в расчете участвовали почти

все статьи актива баланса, предприятию приходилось делать ежемесячный

баланс, даже если производственные или финансовые обстоятельства его к

этому не понуждали. В связи с переходом на новую налогооблагаемую базу

(амортизируемое имущество) задача упрощается, но повышается вероятность

ошибок или расхождений в трактовке периодов осуществления некоторых

хозяйственных операций. Как, например, быть в случае, когда акт ввода в

эксплуатацию подписан 1 августа, а поступил в бухгалтерию только 10 августа

(непосредственные исполнители акта ориентируются на квартальный баланс и не

видят последствий задержки представления документов в середине квартала.

Тем более, что в данном случае начисление амортизации будет начинаться с

сентября). Налоговой инспекцией дата, на которую должны быть учтены данные

объекты основных средств, вряд ли будет определена в пользу

налогоплательщика.

В-четвертых, определенные, хотя и небольшие изменения произведены в

отношении льгот по налогу. Эти изменения касаются прежде всего сроков

действия льгот – почти все они ограничены 31 декабря 2000 года. Другой

тенденцией, прослеживаемой при анализе существующих и предлагаемых льгот,

является значительное сужение области действия некоторых из них. Например,

при применении льготы, по налогу на имущество, используемое

(предназначенное) исключительно для отдыха или оздоровления детей в

возрасте до 18 лет снижен возрастной ценз – до 16 лет. Возникает вопрос,

что предполагалось при внесении изменений – отказ от льготы,

перепрофилирование имеющихся лагерей с тем, чтобы дети старше 16 лет не

могли в них находиться или введение возрастного ценза при приеме в эти

лагеря, безотносительно к тому, учится ребенок в школе или нет.[4. 93]

В отношении льготы по предприятиям народных художественных промыслов

введено условие, предполагающее производство изделий, образцы которых

утверждены в установленном порядке художественными советами по декоративно-

прикладному искусству либо иными уполномоченными органами. В данном случае

создается ситуация, стимулирующая массовое производство изделий (по

утвержденному шаблону). Исключена льгота для общественных объединений,

ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов

граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их

распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли.

Таким образом, проект налогового кодекса не предусматривает отнесение

налога на землю к имущественному налогу. Также в качестве отдельного налога

рассматривается и налог на имущество физических лиц. Такой вопрос, как

объединение этих трех налогов в один налог на недвижимость на основе опыта

зарубежных стран, а также на основе результатов эксперимента в Новгородской

и Тверской области (где был опробован налог на недвижимость и выработан

целый ряд рекомендаций по оценке имущества на основе рыночных цен и его

налогообложению) проектом Налогового кодекса не рассматривается.[6]

Также не вводится дифференцируемая ставка налога, за которую

высказываются некоторые экономисты.[7] Дело в том, что налог на имущество

предприятий, начисляемый по его остаточной стоимости, в определенной

степени не поощряет инвестиции в производственный основной капитал. Скорее,

он подавляет стремление промышленников обновлять мощности, поскольку

введение в действие новых средств труда означает мгновенное обложение

авансированной в них стоимости высоким имущественным налогом.

Как показывают расчеты на основе статистической отчетности о движении

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.