на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалки по муниципальному праву


Шпаргалки по муниципальному праву

5. Муниципальное право как наука.

Муниципальное право является составной частью юриспруденции. Наука

муниципального права относится к числу отраслевых наук. Ее предметом

является изучение муниципального права как отрасли права. Она исследует,

изучает специфические общественные отношения, регулируемые нормами

муниципального права, содержание и виды самих этих норм, механизмы их

реализации и т.п.

Исходя из содержания предмета муниципального права как отрасли права,

особенностей составляющих его общественных отношений, определяется характер

и спектр основных теоретических проблем и задач современной российской

науки муниципального права. Среди этих проблем важнейшими являются

следующие: понятие местного (муниципального) самоуправления: соотношение

его с государственным управлением; соотношение и содержание федерального,

регионального и локального правового регулирования организации и

деятельности муниципальных образований; проблемы территориальных основ

местного самоуправления; полномочия и предметы ведения муниципальных

образований и разграничение их с органами государственной власти; характер

и формы взаимоотношений муниципальных органов с

государственными органами; реальные гарантии местного самоуправления,

защиты его самостоятельности, надежности, достаточной финансово-

материальной обеспеченности; и, наконец, это изучение, обобщение практики

деятельности местного самоуправления как в России, так и за рубежом.

Если в самом общем виде сформулировать понятие муниципального права как

науки, то можно сказать, что она представляет собой совокупность знаний,

теорий, концепций о местном (муниципальном) самоуправлении, формах его

осуществления, правовом регулировании в данной сфере общественных

отношений.

В заключение данной лекции можно сделать следующие выводы относительно

понятия и предмета муниципального права РФ.

Во-первых, муниципальное право связано с муниципальным (или

местным) самоуправлением и, следовательно, его можно трактовать как право

местного самоуправления, местное (локальное) право.

Во-вторых, муниципальное право - комплексная отрасль права, которая

включает как собственные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере

местного самоуправления, так и нормы других отраслей права, регулирующих

отношений в данной сфере, но на локальном (местном) уровне.

И, в-третьих, нормы муниципального права регулируют специфический круг

общественных отношений, связанных с организацией и функционированием

местного самоуправления в городских и сельских поселениях.

6. Понятие и виды источников муниципального права РФ

В общей теории права принято различать понятия источника права в

материальном и в формальном юридическом смыслах.

В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые

определяют сущностное содержание права. К ним принято относите прежде

всего. материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические

отношения.

В юридическом смысле в качестве источника нрава рассматриваются формы, в

которых объективируются правовые нормы, получают общеобязательность и

общеизвестность. Формами, выполняющими такую функцию, выступают в РФ

соответствующие нормативные правовые акты.

Таким образом, источниками муниципального права, в юридическом смысле,

являются действующие в настоящее время в РФ правовые акты, содержащие нормы

муниципального права.

Виды источников МП

Во-первых, Европейская Хартия местного самоуправления и другие международно-

правовые акты, касающиеся местного (муниципального) самоуправления.

Внутрироссийская система источников муниципального права включает в себя

три иерархически взаимосвязанных уровня нормативно-правовых актов.

К первому уровню относятся нормативно-правовые акты федерального уровня,

содержащие нормы муниципального права.

Среди них важнейшее значение принадлежит действующей Конституции РФ. В ней

содержится около двадцати статей, касающихся в той или иной степени

местного самоуправления.

Однако, особое значение имеют положения статей 12. 130-133. Для

муниципального права Конституция РФ является базовым источником права, но

не ее главным источником’.

Следующую группу источников муниципального права федерального уровня

составляют федеральные законы и федеральные конституционные законы,

содержащие нормы муниципального права.

Среди этих законов первостепенное значение имеет Федеральный Закон от

12.08.95 № 154 , подписанный Президентом РФ 28 августа 1995 года и вступивший в силу с

1 сентября 1995 года, с последующими изменениями и дополнениями, внесенными

в данный ФЗ. Можно с полным основанием сказать, что ФЗ № 154 является

главным источником муниципального права РФ.

По своей форме и содержанию данный закон носит рамочный характер. Этим

законом федеральный законодатель определил основы местного

самоуправления в РФ. закрепил общие принципы организации и деятельности

муниципальных образований в нашей стране.

Наряду с ФЗ № 154 к источникам муниципального права относятся также другие

федеральные законы, содержащие отдельные муниципальные нормы. Среди них:

, . , , и другие.

К источникам муниципального права федерального уровня относятся также:

1 ) Указы Президента РФ. содержащие нормы ‘ муниципального права и

действующие в настоящее время (например.

2) нормативные постановления палат Федерального Собрания РФ по вопросам

местного самоуправления (например, постановление ГД РФ и др.):

3) постановления Правительства РФ, содержащие нормы муниципального права

(например, );

4) постановления и другие акты Конституционного Суда РФ, касающиеся

местного самоуправления .

Ко второму уровню источников муниципального права относятся нормативные

правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы муниципального права.

Это: конституции и уставы субъектов РФ, законы субъектов РФ о местном

самоуправлении, о выборах депутатов представительных органов местного

самоуправления, глав муниципальных образований, о муниципальной службе и

другие. Главное требование к этой группе нормативно-правовых актов состоит

в том, чтобы они не противоречили КОНСТИТУЦИИ РФ (т федеральным законам в

части. касающейся общих принципов организации и деятельности местного

самоуправления в РФ.

Наконец, к третьему уровню источников муниципального права

относятся локальные (местные) нормативные правовые акты, содержащие

нормы муниципального права. Речь идет о нормативных установлениях, прямо

регулирующих общественные отношения на локальном уровне в сфере местного

самоуправления и исходящие, прежде всего, от самих муниципальных

образований (путем местного референдума)

3, 45 . Предмет муниципального права РФ как отрасли права

Как известно, отрасли права различаются по предмету и методу правового

регулирования. В характеристике отрасли права первостепенное значение имеет

определение ее предмета, то есть совокупности тех специфических

общественных отношений, которые нормами данной отрасли права регулируются и

закрепляются.

Таким образом, вопрос о предмете муниципального права - это прежде всего,

вопрос о характере, объеме и особенностях общественных отношений,

которые регулируются нормами муниципального права.

Если определить в самом общем виде предмет муниципального права, то можно

сказать, что им являются общественные отношения, возникающие в связи с

организацией и деятельностью населения городских и сельских поселений по

решению непосредственно или через образуемые им органы вопросов местного

значения.

Методы муниципального права

Каждая отрасль права имеет свои методы правового регулирования, то есть

специальные юридические средства и способы воздействия норм права на

общественные отношения.

Муниципальное право РФ, будучи комплексной отраслью права, использует

методы, присущие другим отраслям права, однако в специфическом для данной

отрасли права их соотношении и переплетении. Так, являясь отраслью публично-

частного характера, муниципальное право использует в механизме правового

регулирования сочетание публично-правового (императивного) и

частноправового (диспозитивного) методов правового регулирования.

В основном, в сущностном плане, для местного самоуправления как

публично-правового института характерно, безусловно, преобладание

публично-правовых методов правового регулирования. Однако, в тех сферах

правового регулирования местного самоуправления. которые касаются

деятельности его органов как юридических лиц, реализации их полномочий в

сфере управления муниципальной собственностью, местными финансами и

т.п., используются, как правило, частноправовые методы.

Методы правового регулирования во многом ориентированы на способы

правового регулирования, к которым теория права относит дозволение,

обязывание и запрет. Для муниципального права как комплексной отрасли

права, характерно использование в механизме

правового регулирования таких способов правового воздействия как

дозволение и обязывание

3, 45 . Понятие муниципального права РФ

Муниципальное право - относительно новое явление в российской правовой

системе. Оно формируется под влиянием утверждения и развития

местного самоуправления в РФ, появления и закрепления в законодательстве

таких терминов, понятий и отношений как муниципальное образование,

муниципальная собственность, муниципальное предприятие, местные финансы,

бюджет, муниципальная служба, муниципальный служащий и т.п.

Понятие используется в трех значениях.

Во-первых, муниципальное право, как отрасль права. то есть относительно

самостоятельное правовое образование в системе российского права.

Во-вторых, так именуется одна из отраслей правовой науки, исследующая,

изучающая муниципальное право как отрасль права, нормы, ее составляющие,

муниципальные правоотношения и институты.

И, в-третьих, муниципальное право - это одна из учебных юридических

дисциплин, включенная в учебные планы и программы различных вузовских

специальностей и, прежде всего, .

Муниципальное право не относится к числу основных отраслей права. Его место

в системе права определяется тем, что данная правовая отрасль носит

вторичный, производный характер. Подобного рода отрасли права в правовой

науке именуются комплексными отраслями права. Примерами подобного рода

правовых образований можно считать морское право, банковское право,

таможенное право, страховое право, служебное право и др. Спецификой

подобного рода отраслей права является то, что нормы, их образующие, носят

комплексный характер, то есть, с одной стороны, эти нормы, как правило,

относятся к основным отраслям права (таким, например, как конституционное

право, гражданское право, финансовое право и т.п.), а, с другой - они

регулируют отношения в сфере местного самоуправления и, следовательно,

образуют правовую систему как бы вторичного характера - муниципальное право

РФ. Такие нормы в теории права именуют

.

Однако отрасль муниципального нрава составляют не только поливалентные

нормы, но и нормы собственно являющиеся муниципальными нормами права. К

этим нормам относятся, прежде всего, так называемые нормы организационно-

правового характера.

Как известно, отрасли права подразделяются на отрасли публичного права и

отрасли частного права. Муниципальное право РФ с этой точки зрения носит

смешанный характер. С одной стороны, муниципальное право регулирует

отношения, связанные с осуществлением власти, местной (муниципальной)

власти, то есть особого специфического круга властеотношений. Эта сфера

правового регулирования, безусловно, относится к публично-правовой.

С Другой стороны, местное самоуправление - это широкая сфера

частноправовых отношений, особенно в той части, где органы местного

самоуправления выступают как юридические лица.

Таким образом, муниципальное право РФ - это комплексная научная дисциплина

и отрасль публично-частного характера.

4. Муниципально – правовые отношения.

Юридические нормы, составляющие муниципальное право как отрасль права,

регулируют различные по характеру общественные отношения. Это

организационные, статусные, процессуальные, материальные и иные

отношения. Это общественные отношения в самых различных сферах: экономики,

финансов, бюджета, налогов, экологии, земли и других природных ресурсов,

социальной сфере и т.д.

Главными объединительными критериями данного круга общественных отношений

являются, во-первых, их локально-территориальный уровень, а, во-

вторых, специфический характер их содержания (исключительно вопросы

местного значения).

Муниципальное право, как отрасль российского права, призвана регулировать:

- отношения, связанные с местом местного самоуправления в конституционном

механизме РФ;

- договорные отношения по взаимным обязательствам’ муниципальных органов и

органов государственной власти различного уровня;

- отношения, связанные с образованием, видами и структурой муниципальных

органов и других организационных форм осуществления

местного самоуправления;

- отношения, связанные с установлением, разграничением и реализацией

компетенции (полномочий) в области местного самоуправления;

- отношения, касающиеся особенностей организации и деятельности

муниципальных образований различного уровня;

- отношения в сфере местных налогов, местного бюджета, муниципальной

собственности и т.п.;

- отношения, вытекающие из статуса муниципальных органов как юридических

лиц.

Предметом муниципального права является также практика деятельности

муниципальных органов’.

Из сказанного выше следует, что муниципально-правовые отношения - это

регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, связанные

с организацией и функционированием местного самоуправления в

городских и сельских поселениях, а также в других муниципальных

образованиях.

50. Правовые (законодательные) основы местного самоуправления в РФ

Местное самоуправление осуществляется на основе и в соответствии с

Конституцией РФ. ФЗ № 154. другими федеральными законами, конституциями,

уставами и законами субъектов РФ, а также уставами соответствующих

муниципальных образований.

Законодательное регулирование субъектами РФ вопросов местного значения

осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ №154.

Федеральные законы, законы субъектов РФ, устанавливающие нормы

муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ и ФЗ № 154,

ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.

В случае противоречия норм муниципального права. содержащихся в законах,

положениям Конституции РФ. ФЗ № 154. применяются положения Конституции РФ и

ФЗ

№ 154.

Положения ФЗ № 154 в равной мере распространяются на республики, края,

области, города федерального значения, автономную область, автономные

округа.

Принятые в субъектах РФ, до принятия ФЗ № 154,законы о местном

самоуправлении, требуют пересмотра и приведения их в соответствие с ним.

Противоречащие ФЗ № 154 законы субъектов РФ о местном самоуправлении на их

территории и не приведенные в соответствие с ним. нс подлежат применению.

16. Территориальные основы местного самоуправления в РФ .

Местное самоуправление осуществляется на определенной территории.

Это территориальное самоуправление. В РФ местное

самоуправление осуществляется на всей ее территории в городских, сельских

поселениях и на других территориях.

ФЗ № 154 относит к этим территориям территории городов, поселков, станиц,

районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других

муниципальных образований.

Что касается городских поселений, то к ним в РФ относятся города и поселки

городского типа. К первым относятся-, города федерального значения (их

всего два -Москва и Санкт-Петербург); города республиканского, областного,

краевого и окружного (автономного округа) значения; и города районного

значения. Российское законодательство не предусматривает какого-либо

исключения для тех или иных типов городов, на территории которых их

население вправе осуществлять местное

самоуправление (это касается и городов федерального значения).

К поселкам городского типа относятся рабочие поселки, курортные поселки и

дачные поселки.

К сельским поселениям на территории РФ относятся: сельские районы,

сельсоветы, сельские поселки, села, деревни, станицы, хутора, аулы и т.п.

Как видно из приведенного перечня территорий, местное самоуправление в РФ

осуществляется, прежде всего, в пределах определенных административно-

территориальных единиц, которые образуют территориальное

устройство каждого из субъектов РФ и относятся к компетенции последних.

Однако, территориальные основы местного самоуправления не всегда

могут совпадать с административно-территориальными единицами. Оно

может осуществляться и на территориях, не являющихся таковыми: округ

(район) в городе: село; деревня; станица и др.

Гщс раз подчеркнем, что в принципе местное самоуправление в РФ может

осуществляться на любой части территории России. При этом, население

городскою, сельского поселения, независимо от его численности, не может

быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

Вместе с тем, в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны

страны и безопасности государства, допускается ограничение прав граждан на

осуществление местного самоуправления на отдельных территориях в РФ,

однако, только на основании соответствующих федеральных законов.

Этими

территориями могут быть приграничные территории, военные городки,

закрытые административно-территориальные образования.

Субъекты РФ своими решениями не могут исключать какие-либо территории и

право их населения на создание муниципальных образований и осуществление в

них местного самоуправления, тем более без учета мнения населения этих

территорий. В противном случае это бы противоречило Конституции РФ и

Федеральному закону № 154^.

Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских

поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны,

земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах

муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого

назначения.

18 . Устав муниципального образования

Юридическая природа. Каждое муниципальное образование обязано иметь свой

Устав, разработанный, принятый и зарегистрированный в установленном законом

порядке. Подобного рода о местном (муниципальном)

самоуправлении имеются в большинстве развитых зарубежных стран. Так. в ФРГ

- это уставы коммун (общин), в США - муниципальные хартии и т.д.

Среди других локальных нормативных актов Устав муниципального образования

занимает главное место. Это документ комплексного нормативного характера.

Несмотря на то, что в нем воспроизводятся все важнейшие принципиальные

положения федерального законодательства и законодательства соответствующего

субъекта РФ, касающиеся местного самоуправления, Устав в

значительной степени призван детализировать и конкретизировать все,

что касается организационно-правового статуса соответствующего

муниципального образования. С этой точки зрения данный документ среди

других локальных актов местного самоуправления носит базовый характер. Все

другие акты, издаваемые органами и должностными лицами местного

самоуправления, должны соответствовать и не противоречить не только

федеральному и субъектному законодательству, но и уставу

соответствующего муниципального образования. Таким образом, по своему

содержанию и юридической природе Устав муниципального образования - это

своего рода

местная конституция.

Устав муниципального образования вступает в сипу, то есть приобретает

значение действующего нормативного правового акта, с момента его

опубликования (обнародования) в соответствующих официальных печатных

источниках на территории данного муниципального образования. Не

опубликованный Устав применению не подлежит.

Содержание Устава муниципального образования. Вопрос о содержании Устава

муниципального образования является одним из сложных и дискуссионных в

муниципальном праве и практике муниципального строительства.

Учитывая то положение, что данный нормативный акт является базовым для

соответствующего муниципального образования, в его содержание, естественно,

должны включаться все основные нормы, регламентирующие его организацию и

деятельность.

Можно сказать, что перечисленные в п.1 ст.8 ФЗ № 154 положения являются

своего рода модельным (типовым) Уставом муниципального образования в РФ.

Итак. какие же положения должны быть указаны в Уставе муниципального

образования?

1. наименование муниципального образования. его территория, границы и

символы. Если в состав муниципального образования входят территориальные

образования, не являющиеся муниципальными (районы, округа, поселки и т.п.),

они все должны быть перечислены в Уставе муниципального образования.

2. вопросы местного значения, относящиеся к ведению соответствующего

муниципального образования. Этот перечень вопросов перечислен в ст. 6 ФЗ №

154, а также в соответствующих законах субъектов РФ. Однако этот перечень

касаеюя в целом муниципальных образований. В Уставе же конкретного

муниципального образования этот перечень, естественно, закрепляется с

учетом особенностей, специфики последнего.

Кроме вопросов местного значения, относящихся к ведению данного

муниципального образования, в его Уставе должны быть закреплены также

вопросы, относящиеся к ведению соответствующих государственных органов, но

законом переданные в ведение органов местного самоуправления.

3. формы, порядок и гарантии непосредств. осуществления населением

конкретного муниципального образования местного самоуправления на своей

территории. Речь идет о таких прямых формах осуществления местного

самоуправления населением, как местный референдум, муниципальные выборы,

собрания, сходы, конференции граждан и т.п.

4. виды, наименование, порядок образования, полномочия, сроки и формы

деятельности, правовые акты выборных и иных органов и должностных лиц

местного самоуправления на территории данного муниципального образования.

При этом, вначале в Уставе четко закрепляется статус выборного

представительного органа местного самоуправления, а затем уже главы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.