на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Творчество Иоганна Себастьяна Баха


Творчество Иоганна Себастьяна Баха

План.

Детские и юношеские годы. Начальный период творческого формирования. . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . .2 -

Семья. Детство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . .2 -

Начало творческого пути. Люнебург. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . .3

Веймар, Арнштадт, Мюльхаузен. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . .4 -

Снова Веймар. Бах на светской службе. Приобщение к мировому музыкальному

искусству. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . .6 -

Бах-исполнитель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . .7 -

Кётен. Создание фундаментальных сочинений светской камерной музыки. . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . .8 -

Отъезд из Кётена. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . .8 -

Лейпцигский период. Школа св. Фомы. Бах-кантор. . . . . . . . . . . . . .

.9 -

Артистическая и творческая деятельность. . . . . . . . . . . . . . . . . .

.10 -

Дети Иоганна Себастьяна. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . .11 -

Бах-педагог. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . .12 -

Последние произведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . .12 -

Характеристика творчества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . .13 -

Разбор музыкальных произведений. Клавирное творчество. . . . . . .15 -

“Хорошо темперированный клавир”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . .16 -

Прелюдия и фуга до-минор из первого тома “Хорошо темперированного клавира”.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 -

Основные произведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . .20 -

Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . .21 -

Жизненный путь.

Детские и юношеские годы. Начальный период творческого формирования.

Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта 1685 года в Эйзенахе,

маленьком захолустном городке Тюрингии, в одном из красивейших

немецких краёв, в местах, издавна связанных с музыкой. Родина

Лютера, арена революционной деятельности Томаса Мюнцера,

Тюрингия никогда не была центром наиболее ожесточённых битв

восставших крестьян и плебеев с феодалами. После Тридцатилетней

войны, опустошённая и нищая, она превратилась в глухую и сонную

провинцию. И всё же отзвуки и воспоминания о давно минувших

славных событиях, несомненно, жили в народе. Но понадобилось и

много времени и могучий гений, чтобы воскрешённые образы

прошлого, так же, как и видения далёкого будущего, обрели

художественное воплощение в искусстве Иоганна Себастьяна Баха.

Семья, детство.

Иоганн Себастьян всегда гордился тем, что принадлежал к знаменитому

музыкальному роду. Музыкантами были его дед, прадед, отец, братья отца,

их дети, а также родные братья Иоганна Себастьяна. Выдающимися

музыкантами стали впоследствии его собственные сыновья. В течение 17 – 18

веков по Тюрингии расселилось такое множество органистов, композиторов,

скрипачей, флейтистов, капельмейстеров, трубачей из семейства Бахов, что

само слово «Бах» было едва ли не синонимом слова «музыкант». Никто из

этого племени музыкантов не добился ни славы, ни громкой известности,

хотя в фамильной хронике Бахов насчитывается больше пятидесяти лиц,

оказавших влияние на развитие немецкой музыки.

От поколения к поколению передавались навыки, мастерство, крепли

творческие силы и, наконец, в великом представителе этой династии

музыкантов Иоганне Себастьяне достигли наивысшего расцвета.

К профессии музыканта, уже традиционной для мужской линии семейства

Бахов, Иоганна Себастьяна готовили с ранних лет. Первым учителем мальчика

был его отец – скрипач, городской музыкант в Эйзенахе. В школе Иоганн

Себастьян пел в хоре, составлявшемся обычно из беднейших учеников младших

классов; за небольшую плату они выступали на различных праздниках, а на

похоронах и свадьбах пели духовные песнопения.

Девяти лет Иоганн Себастьян остался круглым сиротой и был взят на

воспитание старшим братом Иоганном Кристофом. Последний – в своё время

ученик крупнейшего немецкого органиста – композитора И. Пахельбеля –

занимал должность органиста и школьного учителя в Ордруфе. Под

руководством брата проходило дальнейшее музыкальное обучение Иоганна

Себастьяна. Но гениально одарённая натура вряд ли могла довольствоваться

педантичными, школьно – ремесленными уроками Иоганна Кристофа. Он оказался

сухим, нечутким музыкантом. Для пытливого, музыкального мальчика это было

мучительно. Поэтому ещё десятилетним ребёнком он стремился к

самообразованию. Узнав, что у брата в шкафу храниться тетрадь с

произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал

эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. Шесть месяцев длилась эта

утомительная работа, она сильно повредила зрение будущего композитора. И

каково же было огорчение ребёнка, когда брат застал его однажды за этим

занятием и отобрал уже переписанные ноты. Здесь – то и проявились впервые

сильные стороны характера Иоганна Себастьяна: настойчивость,

целеустремлённость, упорство в труде.

Раннее стремление к личной свободе побудило пятнадцатилетнего юношу

оставить дом брата и искать средства для независимого существования.

Начало творческого пути.

Люнебург.

В 1700 году Иоганн Себастьян переселился в город Люнебург.

Прекрасный голос, владение игрой на скрипке, органе, клавесине, помогли

ему поступить в хор «избранных певчих», где он получал небольшое

жалованье.

Здесь же, в Люнебурге, в 1703 году Бах закончил школу; он прекрасно учился

и получил диплом, дававший право на поступление в университет. Но

воспользоваться этим правом ему не удалось. Поставленный перед

необходимостью самому себе обеспечивать свою жизнь, Бах должен был

направить всё внимание и силы на совершенствование композиторского и

исполнительского мастерства – единственного для него реального источника

существования.

На художественное развитие Баха учителя его детства не оказали влияния. Он

сам везде находил и отовсюду извлекал лучшее и необходимое для своего

музыкального образования. Жизнь музыкального искусства в его прошлом и

настоящем служила ему композиторской школой. Изучение богатейшего наследия,

творческое постижение современной ему музыки шлифовали и оттачивали

музыкальные мысли и письмо Баха, помогали раскрыть самого себя, осознать

свою творческую индивидуальность. Даже частые перемены службы имели свои

положительные стороны, так как давали возможность узнавать новые

художественные явления. В этом отношении Люнебург, как затем Арнштадте или

Веймар – значительные этапы большого творческого пути композитора.

В обширной библиотеке люнебургской школы хранилось много рукописных

сочинений старинных немецкий и итальянских музыкантов, и Бах погрузился а

их изучение. Освобождённый от педантичной опёки старшего брата, он

неоднократно из Люнебурга отправлялся в Гамбург, чтобы, слушая, учиться у

знаменитого органиста Рейнкена. В те годы гамбургская опера, руководимая

Кайзером, находилась в расцвете. Надо полагать, что, бывая там, Бах не

прошёл мимо нового для него искусства. По мнению Ромена Роллана, Влияние

Кайзера отразилось на некоторых сторонах музыкальной речи Баха.

В самом Люнебурге с 1692 года при церкви св. Иоанна работал один из

известных немецких композиторов, ученик Рейнкена Георг Бём (1661 – 1733).

Общение и близость с большим художником – не менее важный фактор в

формировании молодого музыканта.

Так в атмосфере богатых и живых традиций постигал Бах искусство и

мастерство.

С Люнебургом кончились годы ученичества и ранней юности; началась новая

полоса в многотрудной жизни композитора.

Веймар, Арнштадт, Мюльхаузен.

В апреле 1703 года Бах в качестве скрипача поступает на службу в небольшую

княжескую капеллу в Веймаре. Но там он пробыл недолго. Не удовлетворённый

работой и зависимым положением, он охотно принял приглашение на должность

органиста Новой церкви в город Арнштадт и в 1704 году туда переехал.

Служба органиста Новой церкви была несложной: требовалось умение

прелюдировать на органе, разучивать с хором культовые произведения и

аккомпанировать хору во время богослужения. В эти скромные обязанности, с

которыми мог бы справиться любой музыкант – ремесленник, Бах вносил

молодое рвение, творческий пыл и фантазию, непривычные для служебных норм

протестантской церкви. Смелость музыкальных исканий служили причиной

столкновения композитора с начальством.

В Арнштадте Баху впервые пришлось иметь дело с косными церковными

чиновниками, с ограниченными немецкими бюргерами. Жизнь его в этом городе

сразу осложнилась мелочной, отвратительной войной, поднятой мещанством

против дерзкого гения, тревожившего его сонный покой. Росло взаимное

недовольство, а с ним и охлаждение Баха к своей официальной работе. Тем

более сильна была потребность в освежающих новых художественных

впечатлениях. Так возникла мысль о путешествии в город Любек, где давал

концерты на органе знаменитый немецкий композитор Дитрих Букстехуде. Осенью

1705 года, воспользовавшись предоставленным отпуском, Бах, за неимением

средств на карету, отправился в Любек пешком. Концерты Букстехуде, его

творчество, высокое мастерство исполнителя потрясли молодого музыканта.

Всем существом он впитывал драматически яркое, виртуозное искусство

крупнейшего по тому времени мастера органной музыки. Увлечённый, он забыл о

своей официальной службе и вместо положенного двадцати восьмидневного

отпуска пробыл в Любеке около четырёх месяцев.

В Арнштадте возвращение Баха было встречено далеко не любезно.

Воспользовавшись удобным предлогом, церковное начальство подвергло своего

органиста унизительному допросу, учинило над ним форменный суд с

предъявлением длинного перечня проступков: Бах вводит в хоралы много

странных вариаций, примешивает к хоралу много чуждых звуков и приводит тем

в смущение общину; раньше органист Бах во время службы увлекался игрой на

органе и играл слишком долго, а теперь после сделанного замечания впал в

другую крайность и стал играть слишком коротко и т.п.

Грубый допрос, оскорбительное вмешательство в личную жизнь сделали

положение Баха в Арнштадте нестерпимым. В 1707 году, после трёхлетнего

пребывания здесь, Бах переезжает в Мюльхаузен и поступает на такую же

должность церковного музыканта.

В распоряжении церковного органиста в Мюльхаузене был лишь старый,

пришедший в негодность орган и плохо подготовленные хористы. Попытки

улучшить музыкальное дело разбивались об инертность и равнодушие

начальства, все усилия Баха оказались тщётными. Год потраченного времени,

энергии – и в результате вынужденное прошение об отставке.

В арнштадский период Бах – исполнитель на органе и клавире – завоёвывает

высоты, доступные лишь немногим; впервые даёт себя знать необычайная сила

его композиторского дарования.

Историографами Баха эти годы отмечаются как годы полнейшего и всестороннего

овладения техникой и *секретом* органного и клавирного мастерства,

начинающейся славы виртуозы – артиста, появления первых сочинений.

Композиторскую деятельность здесь Бах начал пасхальной кантатой *Ты не

оставишь души моей в аду*. Кантата, написанная для хора, солистов, была

исполнена весной 1704 года, и многое в ней привело в изумление арнштадских

бюргеров: необычный для культового письма драматизм, эмоциональность,

смелые поиски реалистической изобразительности в оркестре.

В Арштадте появилось одно из самых ранних дошедших до нас клавирных

произведений – ныне широко известное *Каприччио на отъезд возлюбленного

брата*. Полная мягкой лирики и юмора пьеса – образец раннего творчества

Баха.

За время короткого пребывания в Мюльхаузене среди прочих вещей Бах написал

кантату, получившую название *Выборной кантаты*. Это единственное

сочинение, которое при жизни композитора было напечатано и издано на

средства муниципалитета. Большинство произведений Баха увидело свет лишь

после смерти автора.

Снова Веймар. Бах на светской службе. Приобщение к мировому музыкальному

искусству.

В 1708 году Бах снова в Веймаре на светской службе гофорганиста и

придворного музыканта герцога веймарского.

В Веймаре Бах пробыл около десяти лет. Здесь впервые представилась

возможность раскрыть в разносторонней исполнительской музыке свой

многогранный талант, испытать его во всех направлениях: в качестве

органиста, музыканта оркестровой капеллы, в которой приходилось играть на

скрипке и клавесине, а с 1714 года - и должности помощника капельмейстера.

Бах много сочинял для органа, писал разного рода пьесы для скрипки и

клавесина, как помощник капельмейстера должен был создавать репертуар для

капеллы, в том числе кантаты для исполнения в придворной церкви.

Требовалось умение писать быстро, в самых различных жанрах и формах,

применяясь к разным исполнительским средствам и возможностям. Для Баха это

была первая светская служба, где относительно свободно можно было

экспериментировать в ранее мало доступной ему области светских музыкальных

жанров.

Весьма важным было соприкосновение с мировым музыкальным искусством. В

веймарский период он как органный композитор достигает творческих вершин.

Лучшее из того, что создал Бах для этого инструмента, написано в Веймаре:

токката и фуга ре минор, прелюдия и фуга ля минор, прелюдия и фуга до минор

и целый ряд других произведений.

В органном творчестве Бах опирался на давно сложившиеся традиции

национального искусства, обогащённого деятельностью непосредственных

предшественников композитора – Бухстехуде, Рейнкена, Бёма, Пахельбеля. У

них Бах научился придавать своим творениям художественную завершённость,

ясность и красоту форм, гибкость фактуры.

Ощутимые результаты принесло серьёзное изучение скрипичного искусства

Италии с его блестящим концертным стилем, в котором сочеталась труднейшая

виртуозная техника с пластикой выразительных кантиленных мелодий немало

труда приложил Бах, чтобы овладеть новыми жанрами творческими приёмами

итальянских виртуозов. С этой целью он перекладывал скрипичные концерты

Антонио Вивальди для органа и клавесина; в ряде органных и клавирных фуг

разрабатывал тематический материал Арканджело Коррели, Джованни Легренци,

Томазо Альбинони.

Не бесследно прошло изучение французской музыки, в частности клавесинной.

Уже в юные годы Бах сумел её оценить; в люнебургском сборнике произведений,

переписанных рукой композитора, находятся и французские клавесинные пьесы;

*Каприччио на отъезд возлюбленного брата* обнаруживает влияние программной

клавирной музыки, созданной французскими музыкантами.

В Веймаре происходит дальнейшее и более углублённое освоение французской

музыки. На произведениях французских клавесинистов, и в особенности Франсуа

Куперена, Бах учился приёмам клавирного письма.

Одновременно с работой над жанрами органной и клавирной музыки Бах сочиняет

кантаты. Помимо духовных кантат появляется первая светская кантата *Тешит

меня лишь весёлая охота*. Она написана и исполнена в 1716 году.

Впоследствии Бах неоднократно вносил в неё изменения (касающиеся

преимущественно словесного текста) и приспосабливал к другим официальным

празднествам; в конце концов, музыка кантаты перешла в духовный репертуар.

Итак, в творческом отношении Веймар для Баха – чрезвычайно важный этап. В

центральной, основной области баховского искусства, в органной музыке,

веймарский период – это расцвет и полная творческая зрелость. Многое из

предварительно набросанного реализовалось и приобрело окончательную форму

позже, когда, покинув Веймар, Бах переселился в Кётен.

БАХ – ИСПОЛНИТЕЛЬ.

Ещё юношей Бах зарекомендовал себя первоклассным виртуозом – органистом и

клавиристом. По-видимому, Бах ежегодно совершал поездки в разные города

Германии. Известно о его пребывании в Галле и Касселе в 1713 году.

Исполненное в Касселе соло на педали вызвало изумление и восторг

присутствующих. В следующем, 1714 году Бах в Лейпциге дирижировал в одной

из церквей своей кантатой *Грядет язычников спаситель*, играл на органе.

Феноменальный импровизаторский дар Баха – виртуоза почти исключал

возможность соперничества. По свидетельствам современников, Бах мог на одну

тему импровизировать в течение двух часов, развивая её в самых различных и

сложных формах полифонической музыки.

Много памятных эпизодов из артистической жизни композитора приводят его

биографы. Состязание с Луи Маршаном особенно часто упоминается. В 1717 году

Бах был вызван в Дрезден - столицу Саксонии, где ему было предложено

принять участие в концерте совместно с известным французским клавиристом.

Накануне назначенного дня произошла встреча и предварительное знакомство

двух клавиристов. В одном из дворцовых концертов оба играли на клавире, и в

ту же ночь Маршан, опасаясь провала, тайно покинул Дрезден.

КЁТЕН. СОЗДАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ СВЕТСКОЙ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ.

В конце 1717 года Бах с женой и детьми переехал в Кётен. Кёренский период –

относительно спокойных в жизни композитора. Обязанности “Директора камерной

музыки ” при маленьком захудалом дворе принца Кётенского не отнимали много

времени и энергии. В Кётене значительно изменились требования и условия

творческого труда. Любимый инструмент – орган – отсутствовал; Но

неблагоприятно сложившиеся обсоятельства обернулись положительно для

клавирной и ансамблевой инструментальной музыки.Особенно в музыке для

клавира.

В 1722 году Бах завершил работу над первым томом прелюдий и фуг *Хорошо

темперированного клавира*. До того, в 1720 году появилось другое, не менее

выдающееся сочинение для того же инструмента - *Хроматическая фантазия и

фуга* ре минор, которая переносит в область клавира монументальность форм

и драмматическую патетику органных композиций.

В Кётене написаны клавирные сюиты – Английские и Французские.

Появляются и лучшие сочинения для других инструментов: шесть сонат для

скрипки соло, шесть знаменитых Бранденбургских концертов для

инструментального ансамбля. Все эти творения относятся к числу выдающихся

творений композитора, но ими далеко не исчерпывается написанное Бахом в

кётенский период.

ОТЪЕЗД ИЗ КЁТЕНА.

Натура художника всегда неудержимо стремиться к свежим, новым впечатлениям.

И очень скоро Кётен начинает тяготить Баха. По-прежнему он совершает свои

артистические поездки, сопровождает принца в путешествиях, но стремление

покинуть двор усиливается с каждым годом. К этому присоединились

переживания и соображения личного и семейного порядка; смерть жены Марии

Барбары, скончавшейся летом 1720 года в отсутствие Баха; желание дать своим

сыновьям хорошее образование в большом университетском городе. Вот почему в

1720 году Бах делает попытку устроиться в Гамбурге, где освободилась

вакансия органиста при церкви св. Якова.

Незадолго до того Бах был в Гамбурге и играл на органе в присутствии многих

знатоков органного искусства. Монументальная фантазия, которую он

импровизировал на тему духовной песни “ На реках Вавилонских”, потрясла

слушателей. Престарелый Рейнкен, крупнейший из оставшихся органистов

баховского времени, обратился к великому артисту со словами: “Я полагал,

что это искусство умерло, но вижу теперь, что в вас оно ещё живёт”. Тем не

менее прошение Баха было оставлено без внимания, а место предоставлено

бесталантной и ничтожной личности (вопрос решила крупная сумма денег,

внесённая претендентом в церковную кассу).

В конце 1721 года композитор женился на дочери трубача из Вейсенфельса

Анне Магдалене Викельн. Музыкально одарённая, обладавшая хорошим сильным

голосом, наделённая мягким и благородным характером, Анна Магдалена

сделалась верным другом и помощником великого музыканта.

Намерение вырваться из Кётена не оставляло Баха. Со смертью Иоганна Кунау

освободилось место в церкви св. Фомы в Лейпциге. Бах, неоднократно

выстепавший в этом городе, признанный выдающийся органист и импровизатор,

решил предложить свою кандидатуру. Но и на сей раз для него это не

оказалось лёгким и простым. Советники магистрата искали музыкантов более

“знаменитых” и место кантора сначала было предложено Телеману и

капельмейстеру Граупнеру. Только после того, как оба ответили отказом,

магистрат вынужден был “ удовлетвориться музыкантом среднего достоинства” и

остановил свой выбор на Иоганне Себастьяне. Бах долго не мог решиться на

унижающие достоинство и творческую свободу ограничения. Но выбора не было.

Пересилив свои колебания, он принял требования лейпцигского магистрата.

В мае 1723 года Бах был утверждён кантором школы св. Фомы и переехал со

своей семьёй в Лейпциг.

ЛЕЙПЦИГСКИЙ ПЕРИОД.

ШКОЛА СВ. ФОМЫ. БАХ – КАНТОР.

Для предназначенной Баху роли он был слишком честен, простодушен и …

гениален. Разногласия казались неизбежны, и они действительно не замедлили

обнаружиться.

Как кантор певческой школы при церкви св. Фомы Бах обязан был обслуживать

силами школы главные церкви города, нести ответственность за состояние и

качество церковной музыки. Но когда Бах приступил к своей должности, школа

находилась в состоянии полного развала и упадка.

Бах решает внести в магистрат “в высшей степени необходимый проект

хорошего обслуживания церковной музыки вместе с беспристрастными

рассуждениями об упадке сей последней ”. В этом документе он с горечью и

едва скрываемым возмущением описывает состояние музыкального дела, его

материальные условия.

Преодолеть скупость и косность лейпцигских заправил Бах был не в силах.

Зато на “ строптивого” кантора ополчилось всё чиновное начальство. “Кантор

не только ничего неделает, но не хочет на сей раз давать объяснений ”.

Решают, что “кантор неисправим ”, и, что в виде наказания следует снизить

ему жалованье и перевести в младшие классы.

Обстановка в школе св. Фомы изменилась с появлением в 1730 году нового

ректора, образованного филолога Гесснера – большого почитателя музыки Баха.

Гесснер поддерживал лейпцигского кантора и старался отвести от него

бесчисленные неприятности. Но этот сравнительно светлый период длился

недолго. В 1734 году Гесснера сменил другой ректор, Эрнести,-

невежественный педант, который не гнушался никакими средствами, чтобы

оскорбить достоинство не в меру гордого кантора.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.