на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Храм Христа Спасителя


картины двух важнейших событий из жизни Иисуса Христа: Рождество Христово

(автор А. В. Логановский) и воскресение (автор Н. А. Ромозанов).В центре

восточного фасада на верху в медальоне помещался образ Владимирской Божьей

Матери как память о бородинской битве 26.07.1812г. В остальных медальонах

были изображены святые: царица Александра, Мария Магдалена, Анна Пророчица

и святая великомученица Екатерина. Все они были выполнены Ромазановым.Внизу

в круг арачных входов портала изображение особо почитаемых русских святых.

На северном фасаде обращённым на Волчонку находились рельефы с

изображениями национальных святых - распространителей христианства на Руси,

хранителей её от врагов и помощников в битвах. В верхнем ряду в центре

находился рельеф в центре с изображением иконы Иверской Богоматери. По

сторонам святой мученик Лавар, святой мученик Сергий, святой Григорий

Двоеслов, святой мученик Хрисанф. Всё это в память о сражениях в

войне.Скульптуры по сторонам арак боковых ворот портала на северном фасаде

напоминали об истории христианства на Руси.На глухих боковых частях

северной стороны храма находились две в прямом смысле исторические

композиции. Справа от портала преподобный Сергий Радонежский благословляет

Дмитрия Донского на битву с татарами (вошла в историю как Куликовская) и

даёт ему подмогу иноков Пересчета и Ослябю.На левой стене аналогичная по

символике и смыслу композиция – преподобный Дионисий, архимандрит Троице -

Сергиевой лавры благословляет Минина и Пожарского на освобождение Москвы от

врагов.Всего для фасадов храма Христа было исполнено 60 горельефов: из них

внизу 8 многофигурных композицей и 40 фигур по сторонам входов и окон, 12

икон в закомарах в верхней части фасадов храма. Львиная доля работ была

выполнена скульптором А. В. Логановским (1810 - 1855).Наименьший объем

работ для храма Христа был выполнен Петром Карловичем Клодтом (1805 -

1867).Одновременно в скульптурных композициях храма Христа присутствует

совершенно неизвестная более раннему времени правдивость облика и

одежды.Это соединение идеальности и исторической достоверности, которое

является характерной особенностью скульптуры храма Христа Спасителя,

принадлежит к типическим признакам искусства романтизма, к которому следует

отнести и грандиозный ансамбль храма Христа Спасителя.Скульптурой и богатым

орнаментальным декором были покрыты также входные двери храма Христа

Спасителя. Представить по описанию интерьер храма людям, никогда не

видевшим его, ещё труднее, чем фасады. Основным определяющим композицию

интерьера элементом служит подкупольное пространство: высота подкупольной

части 32 саж. (68,16м). В соответствии с этим подкупольному пространству,

залитому светом 16 громадных окон высотой в 11 аршин (7,81м) и шириной в

три аршина (2,13м), противостоит полумрак боковых частей храма,

освещавшихся светом, поступавшем через окна хор и купола. Последовательно

выдержен принцип иерархичности в сюжете росписей и отделки интерьера.

Огромная роль в интерьере принадлежит системе росписей Интерьер храма как

художественное целое не сводится к сумме отдельных произведений.Проект

интерьера храма впервые был пересмотрен в 1854г., когда решено было

отказаться от отделки интерьера в стиле классицизма, выполнив его в

соответствие с характером фасадов в византийском стиле исполнение нового

проекта принадлежало помощнику главного архитектора А. И. Рязановым. Здесь

прошли выучку и работали многие крупные архитекторы обеих столиц. Кроме

названных ранее, нельзя не упомнить Л.Н. Бенуа, А.И.Кракау и др.

Архитектором наряду с художниками принадлежала исключительно важная роль в

создании интерьеров храма.В храме Христа был возрожден своеобразный поясной

принцип размещения росписей, типичный для древнего храма .Живопись

подчеркивала характерные конструктивные особенности храма.

Орнаментальная роспись обрамляла арки ветвей креста, окна, пояс барабана,

арки хор. Выбор сюжетов и их местоположения в той или иной части храма

определяло иерархии российской церкви.Перед вошедшими в храм Христа

Спасителя открывалась грандиозная и величественное зрелище. Интерьер его

поражал торжественностью и великолепием. В восточной ветви креста находился

уникальный по композиции иконостас в виде беломраморной восьмигранной

часовни, увенчанной позолоченным бронзовым шатром. Высота иконостаса храма

Христа Спасителя вместе с шатром 26,6 м. Росписи главного алтаря

изображали священные картины, повествовавшие о Рождении Спасителя и

событиях последних дней его жизни на земле.В своде главного купола

находилось изображения Господа Саваофа, благословляющего обеими руками,

имевшего в лоне Сына Божия, а на груди Духа Святого в виде голубя, т.е.

изображение триединого бога. Росписью купола начались в 1861 году

живописные работы в Храме. Только на это ушло 5 лет (закончены 1866 году).

Трудно себе представить гигантские размеры написанные художником А.Т.

Марковым композиции.Художнику помогали 3 помощника и в их числе самый

известный и талантливый из учеников Маркова - Иван Николаевич Крамской. Вся

система росписей подкупольной части храма Христа пронизана чувством

радостного торжества, ставшего возможным благодаря победе принесенных в мир

Христом идей.Следующий цикл картин находился в самом низу в нишах,

расположенных в скосах несущих купол колоссальных подпорных столбов.Тему

истории жизни людей, предчувствующих и предрекающих предшествие Иисуса, и

побеждающих благодаря вере в него, продолжали картины в нишах западной

части храма.В своде южного крыла изображение Иисуса Христа в виде младенца.

На боковых стенах были помещены изображение Божей Матери в различных

явлениях, а перед нею и по бокам больших и малых арок святые угодники

Божии.Стены и своды хор храма Христа Спасителя, как в древнерусских храмах,

были сверху донизу покрыты росписями.Кроме уже упомянутых авторов в росписи

храмов принимали участие Е.С. Сорокин, Жигулевский, Корнеев, Ф.С.Жеравлев и

другие. Весь архитектурный декор - орнаменты, обрамляющие арки окон и арки,

открывающиеся в центральную часть храма, очертания сводов и т.д., а также

великолепные по своей декоративности, красоте, чувству света и формы

росписи сводов, выполнены были по проэктам Л.В. Даля. С храмом Христа

Спасителя связано также попытка прервать выполнение для него живописные

работы в такой же источник возрождения русского стиля в изобразительном

искусстве, каким стало строительство его для архитектуры.Несмотря на обилие

работавших в храме художников, принадлежавших к тому же к разным

поколениям, представлявшим разные направления (позднеакадемическое -

подавляющее большинство) и реалистическое (в их числе сподвижники - И.М.

Пряничников, А.И. Корзухин, И.Н. Крамской, В.И. Суриков), их работам

присуще бесспорное стилевое единство.Оно было предложено главным

архитектором и утверждено Николаем I: «нижний коридор должен составлять

притвор храма, посвященный воспоминанием славной для России эпохи 1812 г.,

в который божественный промысел явно благословил наше Отечество - на

столбах притвора предположено было изобразить живописью важнейшие события

(1812 г.) и написать имена воинов, положивших живот за Отечество, имена

граждан, которые пожертвовали имущества и деланием мира и правды стяжали

себе лестное право на бессмертие и благодарность.Главное же, чем гордился

главный архитектор К.А.Тон и что в итоге удалось осуществить, - это

создание непрерывного кругового коридора, который «служит для народа

открытою историею 1812 г., выражению в письменах и лицах».Граница между

архитектурой и прикладным искусством в храме Христа Спасителя практически

неощутимы. Мебель, особенно встроенная, представляет собой разновидность

малой архитектуры и одновременно часть большой архитектурной формы.Подводя

итоги сказанному, нужно отметить, что храм Христа Спасителя наряду с

Исаакиевским собором открывает цикл грандиозных художественных мемориальных

храмовых ансамблей XIX- начала XX веков. Его необыкновенная национально -

историческая программа оказало огромное воздействие на религиозное

искусство XIX - начала XX веков. Используя опыт храма Христа, создавались

комплексы Владимирского собора в Киеве, храм Воскресенье Христова (на

Крови), храм - памятник Христу Спасителю в память моряков, павших в войне с

Японией, в Петербурге, храмы - памятники, находившееся за границей - в Сан

- Стефано и в Суфии в память русско-турецкой войны, в память битвы народов

в 1813г. под Лейпцигом и т.д. Храм Христа Спасителя был торжественно

освещён только в 1883г. Закончилось одна из самых длительных и грандиозных

строек России, стоившая казне огромную для того времени сумму в 15,123,163

руб.89коп.Освещение храма Христа Спасителя положило начало новому

продолжавшемуся без малого полвека, периоду его жизни. Он начал

функционировать как один из главных (второй по значению после Успенского)

соборов в Москве.

Гибель Храма.

История гибели храма Христа Спасителя началась почти за полтора десятилетия

до его физического уничтожения (вскоре после революции был снесён памятник

АлександруIII).Началась она и с фактов внешне как будто со сносом храма

Христа непосредственно не связанных. Однако развевающиеся события фатально

вели к его разрушению. И уничтожению памятника Александру III, и взрыв

собора не принадлежали к числу единичных или случайных явлений. Они

закономерно вытекали из культурной, социальной, идеологической,

государственной политике новой власти. При такой ситуации уже ни имели

значения мнения профессионалов и общественности. Именно такой подход только

в одной Москве решил судьбу многих памятников. Были снесены и разобраны

Казанский собор на Красной площади, Триумфальная арка, Красные ворота,

Сухарева башня и десятки других уникальных сооружений. Одним из фактов

реализации задуманной с большим размахом акции стало разрушение памятника

Александру III. На фундаменте разрушенного строя будет заложен памятник

«Освобождённому труду». Памятник этот так и не был воздвигнут. Процесс

разрушения храмов и монастырей, начинавшихся в середине 1920-ых годов,

наростал постепенно. Для расширения улиц предусматривалась возможность

сноса всех зданий расположенных по обеим их сторонам на расстоянии 5 - 10

м. С 1923г. в Моссовете уже регулярно составлялись списки предназначеных к

сносу зданий. В него попали церковь Николы Красный звон в Юшковом пер.,

колокольни Казанского собора на Красной площади и Всехсвятского

единоверческого монастыря Зарогожской заставой. История уничтожения

московских и российских памятников была неразрывно связана с изнурительной,

неравной и изначально обреченной на неуспех борьбой за их сохранение. 1929

год - поистине трагический в истории нашей страны. Началась сплошная

колективизация. 1929 год стал переломным и в другом отношении. Изменилась

техника уничтожения зданий. Их начали взрывать. В 1930 году были проведены

уже 2 компании - антипасхальная и антирождественская. В 1931 году - тоже.

Они проходили под лозунгами «За безбожную Москву, за безбожную колхозную

деревню». В обстановке антирелигиозной истерии, развернутого наступления на

религию и подъема безбожного ударничества 18 июля 1931 года «Известия»

опубликовала Постановление Совета Строительства Дворца Советов о сооружении

в Москве на месте храма Христа Спасителя Дворца Советов. С проектирования

Дворца Советов началась разработка генерального плана реконструкции и

развития Москвы. Работа над планом, принятым в 1935 году, шла параллельно

конкурсам, а затем и детальной разработки проекта Дворца Советов. Было дано

предписание завершить его статуей В.И. Ленина, увеличив высоту скульптуры -

до 50 - 75 м. Но было принято другое их предложение: разместить статую

Ленина по центральной оси высотной части здания и увеличить высоту здания

еще на 100 м - до 340 м, не считая статуи. В итоге разработанной с учетом

всех замечаний Совета Строительства проект Дворца Советов был утвержден 19

февраля 1934 года. Современники единодушно, в полном согласии с автором

проекта, писали: «Крупнейшее из всех архитектурных сооружений, когда-либо

созданных за всю мировую историю, дворец советов должен стать воплощением

побед социализма, завоеванного в боях Великой Октябрьской социалистической

революции и ведущего человечества к светлому будущему коммунизма. Дворцу

советов предстояло стать не только самым большим зданием мира. Величайшей

статуей мира должна была стать и фигура Ленина. Она превосходила по высоте

статую Свободы (46 м), статую «Рабочий и Колхозница» венчавшую советский

павильон на всемирной выставке 1937 года в Париже. Все архитекторы, в том

числе голосовавший против строительства Дворца Советов на месте храма

Христа Спасителя, не только вынуждены были согласиться с мнением Аснова,

поддерженным руководителями партии и правительства, но и приняли участие в

проектировании. Газета «Известия» не сочла возможным напечатать

А.М.Васнецова. Боролись с ним верующие и священнослужители но это были те,

кому партия и правительство объявили беспощадную войну, которая вилась

руками хорошо организованных, находившихся у власти структур

безбожничества. Итак, документы свидетельствуют: с осени 1931 года разборка

храма Христа Спасителя шла полным ходом. Кинолетопись уничтожения храма

Христа Спасителя, Созданные оператором В. Микошей фиксирует леденящие души

кадры постепенного уничтожения величественного колоссального здания.

Сначала были сняты малые главы храма. Затем настала очередь центральным.

Кадры фильма В.Микоши по-настоящему трагичны: надломленная верхушка главы,

лишенная позолоченной облицовки с покосившимся крестом; гигантский

металлический остов купола, даже разоренный исключительно красивый,

вызывающий ассоциации со сверхсовременными конструкциями 20 века;

зброшенное на землю завершение главы с крестом глубоко ушедший в землю от

собственной тяжести, скинутый с колокольни, умолкнувший навеки колокол;

огромные каменные маркированные блоки. Невозможно оставаться бесстрастным

при виде лишившейся ступени лестницы, валяющихся на земле скульптур с

затянутым на шее канатом, мраморных досок, содержащих летопись

Отечественной войны 1812 года, выломанных из стен и подготовленных к

отправке на склады. Уничтожение Храма Спасителя благословил комиссар

народного просвещения А.В. Луначарский. Строение Дворца Советов, реально

начавшееся в 1937 г. не суждено было завершить. К 1939г. закончилась кладка

фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращённой к Волчонке.

Однако скоро не просто недостроенное, едва поднявшееся от уровня фундамента

здание пришлось разобрать. После оккупации Донбаса в 1942г. стальные

конструкции Дворца Советов были демонтированы и использованы для сооружения

мостов на железной дороге, построенной для снабжения северным углём

центральный район страны. Конкурсы 1957 - 1959 гг. не дали

положительных результатов. Дальнейшее проектирование Дворца Советов в

1960г. решено было прекратить. В том же году на месте храма Христа

Спасителя и разобранном фундаменте Дворца Советов начал функционировать

плавательный бассейн «Москва».Долгое время судьба церковных древностей

казалось просто плачевной. Не было надежды на возрождение веры, духовных

ценностей, религиозного искусства. С середины 1980г. наметился перелом,

один за другим стали восстанавливаться закрытые храмы, монастыри,

открываться новые приходы. Нашему поколению выпало на долю начать эту

работу, и возможно дети наши вновь вернут храму жизнь.

Москва. 1999 год.

Храм Христа Спасителя принадлежит к числу замечательнейших не только в

России, но и во всем мире зданий и кроме колоссальности и высокого

архитектурного достоинства имеет для России важное историческое значение:

он сооружен в память событий 1812 года и в благодарность к Промыслу Божию

за спасение России. Мысль соорудить грандиозный храм в память изгнания из

России армии Наполеона всецело принадлежит императору Александру I. Поэтому

поводу был издан манифест, где было сказано: «В сохранение вечной памяти

того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, каким в

сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование

благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей

гибели, вознамерились Мы в первопрестольном граде Нашем Москве создать

церковь во имя Спасителя Христа, подобное о чемпостановление возвещено

будет в свое время. Да совершится оно. Да простоит сей храм многие века и

да курится в нем пред святым престолом Божиим кадило благодарности до

позднейших годов вместе с любовью и подражанием к делам их предков.»Среди

многочисленных проектов, представленных на усмотрение императора,

особенного его внимания удостоился проект молодого художника Александра

Лаврентьевича Витберга (1787-1855). В своих записках Витберг рассказывает,

что именно он хотел выразить своим проектом «Я, - пишет, - пламенно желал,

чтобы храм сей удовлетворил требование царя и был достоен народа. Россия -

мощное, обширное государство, столь сильно явившееся в мире, не имеет ни

одного памятника, который был бы соответственен ее высоте. Я желал, чтобы

этот памятник был таков. Но чего можно было ждать от наших художников,

кроме бледных произведений школы, бесцветных подражаний! Следовательно,

надлежало обратиться к странам чуждым. Но разве можно было ждать

произведения народного, отечественного, русско-религипамятник был таков. Но

чего можно было ждать от наших художников, кроме бледных произведений

школы, бесцветных подражаний! Следовательно, надлежало обратиться к странам

чуждым. Но разве можно было ждать произведения народного, отечественного,

русско-религипамятник был и условия, он еще будет далек от цели своей.

Надлежало, чтобы каждый камень и все вместе были говорящими идеями религии

Христа, основанными на ней, во всей ее чистоте нашего века; словом. Чтобы

это была не груда камней, искусным образом расположенная, не храм вообще,

но христианская фраза, текст христианский… Но каков же храм чисто

христианский? «Вы есте храм Божий и Святой Дух в вас обитает». И

следовательно, из самой души человека надлежало извлечь устройство храма».

Задавшись этой высокой целью, А. Л. Витберг, до того мало знакомый с

архитектурой, ревностно принялся за ее изучение, как с технической, так и с

исторической стороны, и среди этих долгих уединенных занятий он все более и

более уяснял себе все требования и подробности предполагаемого храма, и

вполне обработанный его проект, как уже сказано, удостоился одобрения и

утверждения государя. Так как человек состоит главным образом из трех начал

- тела, души и духа, то эту тройственность предполагалось выразить и в

устройстве нового храма. Подобно тому и в жизни Спасителя художник выбрал

три главных момента: Воплощение, Преображение и Воскресение. И эти три

момента пытался выразить тремя храмами, имеющими между собой неразрывную

связь и составляющими одно целое. Место для храма Витберг указал

первоначально в Кремле, между Москворецкой башней и Тайницкими воротами, но

потом изменил свое намерение и избрал для постройки Воробьевы горы. В горе

он предполагал устроить нижний храм - храм Воплощения, имеющий форму

параллелограмма, освещенный лишь с одной стороны и оканчивающийся мрачными

катакомбами. Здесь предполагалось похоронить тела погибших и павших в 1812

году. Нижний храм соединялся со вторым храмом - храмом Духа, который должен

был находиться на поверхности горы и потому был открыт со всех сторон. Этот

храм имел очертание креста; внутри царил полусвет, мистически изображая

собой, по объяснению самого Витберга, нашу жизнь: смешение света и тьмы,

добра и зла. Из второго храма внутренняя лестница вела в третий храм - храм

Духовный, круглый по форме, освещенный множеством окон, и потому светлый и

радостный. Главная лестница, шла через пять огромных уступов, украшенных

фигурами христианских добродетелей, по нижнему храму, от которого лестница

вела к среднему храму. Согласно условиям местности к нижнему храму

примыкала длинная колоннада, составлявшая как бы бок горы и на стенах

которой предполагалось изобразить все замечательные события Отечественной

войны 1812 года. На вершине колоннады предположено было воздвигнуть два

обелиска. Все колоссальное сооружение завершалось пятью главами, причем

главный купол имел 25 саженей в диаметре. Вообще размеры храма должны были

поражать своей громадностью: так, высота храма предполагалась в 110

саженей, считая от подошвы горы; от вершины же горы до креста - 80 саженей.

И если бы проект был выполнен, то воздвиглось бы огромнейшее в мире здание,

превышающее более чем на 40 саженей величайшую из египетских пирамид. 12

октября 1817 года состоялась торжественная закладка Храма на Воробьевых

горах, между Смоленской и Калужской дорогами. Тотчас же после закладки

Витбергом начаты были работы по постройке храма, но они были неудачны и

медленны, и проект Витберга скоро был отнесен к числу несбыточных и

невыполнимых. Повелением государя от 16 апреля 1827 года была закрыта

назначенная для постройки комиссия и учрежден так называемый Искусственный

комитет для проверки действий и изыскания способов и средств для окончания

храма. Комитет этот, составленный из опытных архитекторов, отнесся

недоверчиво к проекту Витберга и дал заключение, что на избранном месте

строить такое огромное здание нельзя, так как фундамент будет касаться

песчаного слоя, под которым целая система родников, и что подобная почва не

выдержит тяжести и должна будет постепенно оседать. Такое авторитетное

мнение комитета нанесло решительный удар по проекту Витберга. 10 апреля

1832 года император Николай I утвердил новый проект храма, составленный

архитектором Константином Андреевичем Тоном(1794 - 1881 г.г.). В 1837 году

была учреждена особая комиссия по построению нового Храма. Алексеевский

монастырь и заштатная церковь Всех Святых, находившееся на месте,

предназначенном под Храм Спасителя, были сломаны, монастырь переведен в

Сокольники. 10 сентября 1839 года совершилась новая торжественная закладка

задуманного грандиозного храма. Общий характер архитектуры нового храма

во имя Христа Спасителя напоминает собой древние русские церкви, но

византийский стиль здесь несколько видоизменен в тех случаях, где того

требовала красота и легкость формы. Основание храма представляет квадрат,

имеющий с каждой стороны выступ и образующий таким образом равноконечный

крест. Фасад одинаков со всех четырех сторон. Все это здание увенчано пятью

главами, из которых средняя своими размерами превосходит все остальные и

придает единство и полноту всему строению. Круглая стена этой главы лежит

на восьмигранном основании и обведена, словно венцом, рядом красивых

столбиков, соединенных арками, под которыми через одну пробиты окна. Все же

здание освещается шестнадцатью окнами в главном куполе и тридцатью шестью

под хорами, причем все они имеют однообразную, узкую, сверху закругленную

форму. Коридор освещается восьмью окнами по нижнему ряду. Внутри четыре

колоссальных столпа поддерживают здание. От расположения этих столпов и

выступов образуются двойные стены, а между ними - коридор, идущий по обычаю

древних христианских церквей вокруг всего храма. Над коридором помещаются

пространные хоры. Внешняя часть храма украшена двойным рядом горельефов,

исполненных из русского мрамора известными скульпторами. Все входные двери,

числом 12, выполнены из бронзы, и украшающие их изображения святых отлиты

по моделям известного скульптора графа Толстого. Паперти очень эффективно

выделяются из общего, так как они сделаны из финляндского мелкозернистого

гранита темно - красного цвета, которым облицован и наружный цоколь всего

храма.Вся внутренняя облицовка выполнена из двух сортов русских камней -

лабрадора и шошкинского порфира - и пяти сортов разноцветных итальянских

мраморов. Но замечательная мозаика, как стен, так и пола при всех своих

достоинствах не может отвлечь зрителя от других красот храма, данных ему

художественным творчеством. Действительно, здесь религиозная живопись

выполнена лучшими нашими художниками, и среди множества прекрасных

произведений встречаются образцовые. К последним можно причислить и

живопись профессора Маркова в главном куполе храма, изображающую Господа

Саваофа, сидящего и благословляющего; в лоне его Сын Божий в образе

младенца, а в персях Дух Святой в виде голубя. Кроизведений встречаются

образцовые. К последним можно причислить и живопись профессора Маркова в

главном куполе храма, изображающую Господа Саваофа, сидящего и

благословляющего; в лоне его Сын Божий в образе младенца, а в персях Дух

Святой в виде голубя. Кроизведений встречаются образцовые. К последним

можно причислить и живопись профессора Маректор архитектуры Александр

Иванович Резанов(1817 - 1887г.г.) и профессор архитектуры Семен Васильевич

Дмитриев(1834 - 1893 г.г.). Храм Христа Спасителя строился почти 40 лет. В

праздник Вознесения Господня 26 мая 1883 года состоялось торжественное

освещение Храма митрополитом Иоанникием в сослужении сонма духовенства, в

присутствии императора Александра III, императрицы Марии Феодоровны,

наследника цесаревича и великой княжны Ксении Александровны.

И, вспомянув былые битвы,

Народ, представ у алтаря,

Послал горячие молитвы

За Русь, за Веру, за Царя!

Закончился первый этап жизни Храма Христа Спасителя. 2 февраля 1918 года

Совет Народных Комиссаров РСФСР издал декрет об отделении церкви от

государства и от школы. В 1920 году юридическим отделом Московского Совдепа

была рассмотрена просьба верующих о создании общины Храма Христа Спасителя.

Но попытка общины спасти храм была безуспешной. К 1928 году политика

властей по отношению к храму приняла провокационный характер.На месте храма

предполагалось построить «Лучший памятник Ленина - Дом его имени, который в

то же время будет и памятником образования Союза ССР и памятником

Коминтерну. Дом Интернациональных конференций, съездов партии, советов -

штаб мировой революции».Разрушению Храма Христа Спасителя предшествовало

его ограбление. Изъятие ценностей из храма производилось неоднократно.

Прежде всего, извлекали драгоценный металл из иконостасов, листов кровель,

крестов. Были сняты полотна Семирадского «Выбор Веры», живописная

композицию Сурикова «Четвертый Вселенский Собор», главный иконостас храма,

по некоторым сведениям, был продан супруге американского президента

Элеоноре Рузвельт. Скульптурное и художественное убранство храма смогли

сохранить частично. До настоящего времени эти ценности хранятся в

Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Музее архитектуры

имени А. В. Щусева, Оружейной палате, Государственном историческом музее, в

Коломенском, в Донском монастыре. Попытки музейных работников,

искусствоведов помешать этим акциям безбожной власти были обречены на

неудачу. Священнослужители храма, противившиеся его ограблению, были

расстреляны или сгинули в лагерях. Чтобы несколько успокоить общественное

мнение, было официально распространено предложение верующим выкупить Храм.

Люди отдавали все, что могли, но было объявлено, что пожертвований собрали

недостаточно. Подготовка к разрушению храма продолжались. 16 июня 1931 года

на заседании комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК, проведенном под

руководством П. Смидовича, заместителя председателя Президиума ВЦИК,

рассматривался вопрос «О ликвидации и сносе Храма Христа Спасителя в г.

Москве». Резолюция, принятая на этом заседании, гласила: «Ввиду отвода

участка, на котором расположен Храм Христа Спасителя, под постройку Дворца

Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму

Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок и

представить общине верующих и Синоду соответствующее помещение. Ходатайство

хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайства Дворца Советов о

передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК»

5 декабря 1931 года в течение 45 минут Храм Христа Спасителя был разрушен.

Прощай, хранитель русской славы,

Великолепный Храм Христа,

Наш великан золотоглавый.

Что над столицею блистал,

По гениальной мысли Тона,

Ты был в величии простой,

Твоя алмазная корона

Горела солнцем над Москвой.

Венчанных славою героев

Россия отдала векам,

Христу Спасителю построив

В сердцах нерукотворный Храм.

На его месте так и не построили Дворец Советов. Вместо него в 198 - 1960

годах архитекторами Д. Чечулиным, В. Лукьяновым, Н. Молоковым был построен

открытый бассейн «Москва». В наши дни Храм Христа Спасителя почти

восстановлен. Теперь он стоит во всем своем великолепии, сверкая золотыми

куполами, поражая величием и красотой!

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.