на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Храм Христа Спасителя


Храм Христа Спасителя

Ученики 10 класса "Б"

Разаков Руслан

Назаров Игорь

Арацкий Евгений

Можаев Сергей

Реферат по москвоведению

на тему:

Храм Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя в Москве.

Здание, как и люди, имеют свою неповторимую индивидуальность. У

каждого из них своя судьба. Жизнь одних складывается на редкость удачно и

счастливо, у других - течёт ровно и спокойно, судьба третьих бывает

драматичной. Жизнь кафедрального собора - таков официальный статус храма

Христа спасителя в Москве - была яркой, бурной и по истине трагической.

Мысль о строительстве храма родилась в ходе войны с Наполеоном, которая

получила название в ходе войны Отечественной, и связана с победой,

определившей не только дальнейшую судьбу страны, но во многом повлиявшей на

развитие мировой истории.

Храм Христа Спасителя создавался, как благодарственный храм-

памятник Христу Спасителю России призванный увековечить в памяти грядущих

поколений муки, жертвы и великий подвиг народа. К его созданию были

привлечены лучшие художественные силы, а закладка и освящение собора

превратились во всенародный праздник. В двух турах конкурса принимали

участие выдающиеся русские архитекторы: Д. Кваренги, А. Воронихин, А.

Мельников, А. Витберг, К.Тон... Фасады храма оформляли скульпторы А.

Логановский, Н. Рамазанов, П. Клодт, а интерьеры расписывали более 30

прекрасных художников, среди которых: А. Марков, В. Верещагин, Г.

Семирадский, Т. Нефф, В. Суриков, И. Крамской и другие. В храме Христа

Спасителя проходили все главные юбилеи и торжества. Задуманный как храм -

памятник, он выполнял не только религиозно–нравственные функции, а был по

истине культурно-просветительным центром. Здесь отмечались такие крупные

события, как празднование 500-летия со дня рождения Сергия Радонежского,

гоголевские дни приуроченные ко дню открытия памятнику великому писателю. В

стенах собора исполнялась музыка П. И. Чайковского и П. Г. Чеснокова,

звучал голос замечательных русских певцов Ф. И. Шаляпина и К. В. Розова,

который первым был удостоен звания «Великий архидиакон». После революции в

храме Христа проходил чрезвычайный епархиальный съезд, а затем и

Всероссийский Поместный Собор, где после более чем 200-летнего перерыва на

Руси было восстановлено патриаршество. Только своеобразием нашей истории

можно объяснить невероятный на первый взгляд факт, что памятник такого

высокого нравственного значения, воспринимавшийся народом как национальная

святыня, был разрушен, превращён в груду камней, и даже память о нём

пытались уничтожить. На рубеже 20 и 30 годов XIX века Москва, как и другие

города России, потеряло множество ценнейших архитектурных памятников.

Неузнаваемо изменились тогда панорамы русских городов: они лишились самой

характерной их особенности - выразительного силуэта. Разрушенные до

основания, обезображенные, приспособленные наскоро под склады, мастерские,

гаражи, обезглавленные со снятыми крестами храмы - это тоже наша история.

По отношению к ним, снесённым, взорванным, ставшим подобно классам,

сословиям, народам, жертвами репрессий, наше запоздалое покаяние может

выразиться единственным способом - восстановлением памяти о них. Сегодня

уже много сделано и предпринимаются немалые усилия для того, чтобы

определить состав и объёмы утраченного, чтобы осознать, чего мы лишились

безвозвратно и что ещё можно восстановить. Событие последних лет резко

усилили никогда не угасавший полностью интерес к трагической судьбе храма

Христа Спасителя.

Первый конкурс.

Один из величайших представителей петербургского классицизма, создавший

свои лучшие работы во второй половине XVIII столетия Джакомо Кваренги (1744-

1817) представил проект храма Христа Спасителя в духе Пантеона. Таким

образом, символика Пантеона как национального храма – памятника в проекте

Кваренги неотделима от символа вечности и Бога. Символика форм подчёркивала

мемориальный характер здания, практически лишённого признаков русского

православного храма. Остальные известные нам проекты первого тура конкурса

храма Христа Спасителя тяготеют к иному образу - собору святого Петра в

Риме, включая и проект Витберга. Что же касается сохранившихся в большом

количестве проектов А. Н. Воронихина, то они представляют, пожалуй,

наиболее оригинальные, отмеченные поисками беспрецендентныхт решений,

работы. Проект Воронихина не мог быть принят к исполнению не только из-за

смерти архитектора, не успевшего его доработать. Он не мог быть принят,

прежде всего, по тому, что фиксировал зарождение нового, а не выражал с

максимальной прямотой общепринятое.Победа над Наполеоном осознаётся как

победа русского народа и одновременно - как событие, имеющие важное

общечеловеческое значение. Архитектура, выражающая подобное умонастроения,

облекается в формы, соответствующие этому значению - ордерные,

классические.Именно по этому победа на первом туре конкурса на проект храма

Христа Спасителя досталась А. Л. Витбергу, сумевшему вложить в классические

формы смысл, выражавший национальную идею, а также интерпретировать событие

национальной истории, основываясь на системе общечеловеческих ценностей

христианства.

Итак, для Витберга началась ежедневная практическая работа. Нужно было

преобразовать склон Воробьёвых гор, изобиловавший холмами и оврагами в

ровное пространство для нижней площади храма, необходимой кроме всего для

последующих работ. Однако трудности с осуществлением проекта у его

создателя начались раньше. Оправдывались худшие опасения. Руководство

строительством давалось Витбергу с трудом. Хотя земляные работы велись в

большом объёме, грунт не был по-настоящему исследован, не было точных

соображений об устройстве фундамента. Витберг увидел в неудачи с доставкой

камня злонамеренные действия, стоившее казне до 300.000 руб. Это и другие

злоупотребления привели Витберга к решению отправиться в Петербург,

доложить обо всём царю.Получив накладную Витберга, Александр I поручил

заняться делами строительства храма Аракчееву. Однако тот в скоре заболел

и был отстранён отдел. А через два месяца умер император. Витберг лишился

своего главного покровителя. Новый самодержиц России Николай I приказал

приостановить все работы. Для выяснения вопроса о возможности осуществления

проекта Витберга рескриптом Николая I от 4 мая 1826 года был создан

специальный «Искусственный Комитет» под председательством инженер-генерала

К. И. Оппермана. В состав комитета вошли петербургские архитекторы А. А.

Михайлов, О. Монферран, А. Мюдуи, К. И. Росси, В. П. Стасов, И. И.

Шарлемань и А. Е. Штауберт, инженеры М. П. Базен и П. П.

Карбоньер.Строительство, задуманное с размахом, большим, чем Большой

Кремлёвский дворец, созданный по проекту В. И. Баженова, закончилось для

зодчего трагично. Начатые работы в 1826 году были прекращены. Год спустя

была ликвидирована комиссия по строительству храма, а 1835 году Витберг был

сослан в Вятку.В результате исследований и сделанных на их основе чертежей

плана и разрезов Воробьёвых гор, московские специалисты пришли к выводу,

который признали все: «Построение великого храма на покатости Воробьёвых

гор принадлежит к числу невозможностей, как то доказывается произведёнными

испытаниями грунта; но на вершине оных находится пространная площадка, на

которой можно построить огромнейшее здание». Вместо запроектированной

Витбергом лестницы с 444-мя ступеньками из-за недостатка камня в

окрестностях Москвы составители заключения предлагали сделать пологие

дороги с поворотами, а для сообщения с городом соорудить через Москву-реку

чугунный мост «и в продолжение оного возвышенную на насыпи большую дорогу

или шоссе через Лужниковское поле». Заключение, подписанное двумя

архитекторами и инженер полковником Янишем, 22 ноября 1827 года было

отправлено в Петербург. Особое мнение полковника Яниша: многочисленные

ключи на склоне гор, свидетельствующие о песчаных грунтах, исключают

возможность строительство большого храма не только на склоне горы, но и на

вершине из-за опасности неравномерных осадок. Это заключение решило судьбу

Витберга и его проекта. Оно выносило приговор возможности осуществления

храма на выбранном архитектурном месте - на склоне Воробьёвых гор. В итоге

последовали высочайшие рескрипты на имя Н.Б. Юсопова и указ Сената от 11

мая 1827 года: «Комиссию о сооружение в Москве храма во имя Христа

Спасителя закрыть, а дела её, чиновников, строения, заготовленные материалы

и всё казённое ведомства её имущества - передать в ведение московского

военного генерал-губернатора и действительного тайного советника князя

Юсупова. Закончился первый этап строительство храма. В апреле 1829 года

император изъявил желание, чтобы министр императорского двора П. М.

Волконский «собрал всех известных и искуснейших архитекторов Москвы,

приказал избрать им в сей столице удобное место для возведения

предложенного храма Христа Спасителя» и чтобы они составили проект и сметы

к ним. Так было положено начало второму конкурсу.

Второй конкурс.

Второй конкурс оказался много представительнее и разнообразнее первого,

пожалуй, самым представительным из всех бывших до сих пор в России.

Проекты, рассчитанные на строительство храма на верхней площадке Воробьёвых

гор, были созданы петербуржцами И.И. Шарлеманем, В.П. Стасовым, А. И.

Мельниковым, и москвичами А.С. Кутёповым и А.С. Татищевым. Другая группа

проектов второго конкурса представлена работами московских зодчих. Они

выполнялись, судя по всему, в ответ на сделанное Николаем I предписание

подыскать в Москве подходящие место для будущего храма Христа Спасителя.

Все проекты объединяет стремление связать зрительно и на плане новый

ансамбль с историческим центром Москвы - Кремлём и Китай - городом и

одновременно сохранить самостоятельность по отношению к нему. Ф.М.Шестаков

предлагал соорудить храм Христа на спроектированной им новой грандиозной

площади между Тверской заставой и Бутырским валом. Другой проект, тот,

который Д. В. Голицын представлял императору, был создан И.Т. Таманским.

Зодчий предлагал разместить храм Христа Спасителя в непосредственной

близости к Кремлю на противоположенной стороне Москвы-реки, на Царицыном

лугу. В проекте архитекторского помощника Е. Г. Малютина храм Христа

Спасителя предполагалось соорудить также в самом центре Москвы, в

непосредственной близости от Кремля, но на противоположенной от Москвы-реки

стороне - на громадной площади простиравшейся от Воздвижении до Знаменки и

от Александровского сада до Арбатских ворот. Проектирование храма было

передано К.А. Тону. Так определилась судьба архитектора, и одновременно во

многом и судьба направления, известного под названием византийского стиля.

В проекте Тона впервые достигается гармония идее храма его облика и место

положения. Тон предложил Николаю I на выбор три варианта размещение храма

Христа Спасителя: За воспитательным домом, где церковь Никиты Мученика на

Кресте над Москвой-рекой, на Тверской улице на месте Страстного монастыря

(ныне пушкинская площадь), и у Большого Каменного моста не далеко от

Кремля, между Москвой рекой и Волхонкой, на месте Алексеевского женского

монастыря. Император выбрал последние. В этом найденном Тоном варианте

счастливо соединялись все преимущества выбора места, предложенные его

предшественниками: размещение на высоком берегу Москвы-реки и в близости от

Кремля. В феврале 1832г. в связи с отменой прежнего места размещения храма

был прекращён дальнейший приём проектов. Начиная рассказ о строительстве

храма Христа Спасителя, которая продолжалось почти пол века, хочется

сказать несколько подробней о месте, где предстояло возвести собор, о

существовавших там строениях и их дальнейшей судьбе. Характерно, что все

предложения тона о выборе места для будущего собора обладают одной общей

чертой. Он предлагает сооружать новый храм на месте существующих церквей

или монастырей. Большим достоинствам, окончательно выбранным Тоном места

был великолепный, открывающийся от храма Христа Спасителя принципиально

важный для его символике и содержание вид на Кремль с соборами, башнями, и

колокольней Ивана Великого. Алексеевский монастырь на месте, которого

возвели храм Христа Спасителя, был основан в XIV веке. Новое место для

Алексеевского монастыря удалось выбрать не сразу. В 1837г. Алексеевский

монастырь перевели на место, где стояла приходская церковь Воздвижения

Креста Господня (ныне Красносельская улица). Возведение монастырских

построек началось сразу после монастыря на новое место. Однако законченный

облик ансамбль Алексеевского монастыря приобрёл лишь в 1850-тые годы.После

революции от бывшего монастырского ансамбль сохранились: сильно

перестроенная и обезглавленная в 1930-ые годы Алексеевская церковь,

сооружённая в 1887-1891гг. церковь. Всех святых и церковь Воздвижения,

которая отчасти вошла в существующее ныне здание. Ограда монастыря с

башнями и старая церковь были снесены при реконструкции и расширении

Красносельской улицы. Тогда же исчезли и надгробия находившейся на

монастырской территории кладбища. После выхода манифеста о строительстве

храма, приуроченного к двадцатилетия отечественной войны 1812г., начались

подготовительные работы, связанные с оценкой и покупкой частных домов,

расположенных на территории будущего храма. Руководство работами возглавило

созданная специально для его сооружения комиссия во главе с военным генерал-

губернатаром Д.В.Голиценым. Производителем работы и главным архитектором

был назначен автор проекта храма Христа Спасителя К. А. Тон. В 1838г.

начались строительные работы. Работы продвигались успешно и к 10 сентября

1839г. оказалось возможным преступить к торжественной закладки храма.

Освещение памятника на Бородинском поле и закладка храма-памятника во имя

Христа Спасителя превратился в единый праздник в честь великой

победы.Сооружение храма Христа обозначило рубеж двух строительных эпох в

жизни Москвы. Им завершился этап, условно называемый архитектурой после

пожарной Москвы, и началось обновление центра Москвы в русском стиле.Тон

внёс свою лепту не только строительством храма Христа. По его проекту была

сооружена колокольня Симонавого монастыря. Её строительство, как и открытие

памятника, Минину и Пожарскому, обязана патриотическому подъёму, вызванная

войной 1812г. В Симоновом монастыре покоились герои Куликовской битвы. Храм

Христа Спасителя и колокольня Симонового монастыря оказались в числе первых

проектов представлявших новый градостроительный этап в развитии Москвы,

связаны с обновлением исторически сложившиеся системой вертикали её храмов

и колоколен, строительство которых развернулось в середине XIX века на всей

территории Москвы. В проекте Тона едва заявленная у Витберга тема

национального храма - памятника выражена программно и определённо. Новое

здание было задумано Тоном как памятник подвигу русского народа, черпавшему

силы в кровных узах с родной землёй.Тон придал храму Христа Спасителя ещё

одну характеристику для древнерусского храма соборного типа особенность -

опоясывающую основной объем церкви крытую галерею. Церковь приобретала,

таким образом, ступенчатый силуэт и ярко выраженную вертикальность общей

композиции.В проекте Тона галерея двухярусная. Основные особенности

архитектурного облика храма определились в 1832 г. Однако, в ходе

длительного строительства процесс проектирования не прекращался вплоть до

его завершения. На четырех колокольнях было повешено 14 колоколов,

выполненных на московском колокольном заводе Н.Д.Финляндского. Все колокола

представляли собой не только уникальные музыкальные инструменты, но и столь

же уникальные произведения изобразительного искусства. Колокола были

украшены рельефами, орнаментами, надписями. Предметом особой гордости храма

Христа был торжественный большой колокол весом 1654 пуда (это более 26 тонн

- 26464 кг). Следующий по величине праздничный воскресный колокол, весивший

970 пудов (15,5 тонны -15520 кг), был украшен изображениями святителей

московских - митрополитов Петра, Алексия, Ионы, Филиппа. Третий по величине

полиелейный колокол весом в 635 пудов (около 10 тонн - 10160 кг) украшали

рельефы с изображениями Николая Чудотворца, Александра Невского и Зосимы

Соловетского.За ним в убывающим по весу порядке следование будничные

колокола. В 1858 году - окончился первый, очень важный этап строительства

храма. Он был освобожден от лесов и предстал во всем величии своего

гигантского объема, превратившись отныне в неотъемлимую часть московского

городского пейзажа. Храм царил над постройками, над деревьями

Александровского сада. При подъезде к Москве в юга и юга-запада он был

виден более чем за десяток верст. Его огромные размеры - сознательный

прием. Они подчеркивали значительность выражаемого ими содержания,

свидетельствовали также, что храм это не чета обычным церквам, а что это

своего рода Храм храмов. В ходе строительства вносились изменения не только

в облик и отделку фассада, но и проект окружения храма. Даже площадь, на

которой стоял храм Христа, претерпел несколько этапов

проектирования.Возрождение русской традиции размещение храма в центре

площади, благодаря чему главным в ансамбле является объём здания, а не

окруженное зданиями пространство площади, нашло отражение в архитектурной

обработке самой площади, которая трактована как огромный пьедестал –

подножие гигантского храма, подчеркивавшего скульптурность его объёма.

После окончания строительства Храма Спасителя площадь была засажены

низкорослыми деревьями, кустарниками, на ней были разбиты роскошные

цветники.В течение долгого строительства проект храма Христа Спасителя

подвергался непрерывной переработке. Именно это позволяет рассматривать его

как памятник искусства, воплотившей наиболее яркие тенденции не только

времени утверждения проекта, но и целый половины столетия. Отдельные части

храма представляют отделенные этапы художественного процесса.Наиболее

ранний этап (1830-1850) связан с фасадами. Скульптуры, украшающие их,

явление более позднее (1846-1863). Позднему этапу (1860-1880) соответствуют

росписи, церковная мебель и утварь - (1870- начало 1880).

Скульптура на фасадах.

Скульптура на фасадах и живопись в интерьерах вошли в архитектуру на основе

принципов, не известных не только древнерусскому искусству в духе,

которого сооружался храм, но своему предшественнику - зодчеству

классицизма, где скульптурный декор широко применялся в гражданском и

культовом строительстве.Всю работу по выбору сюжетов для скульптурных

композиций на фасадах и живописных интерьерах, а также отбору надписей

помещённых, как с наружи, так и внутри храма, провели высший духовный

иерархи, главным образом московские митрополиты.Работа над горельефами

началась ещё до окончания строительство храма и снятие лесов в 1846 г. и

продолжалось без малого 20 лет - до 1863 г. Первоначально горельефы храма

сделать из бронзы альвогнопластическим способом. Однако первый опыт

использование протопоповского мрамора доказал полную пригодность этого

материала для скульптурных работ. В результате вся скульптура на фасадах

храма была выполнена из того же материала, что и основные архитектурные

части стен - цоколь, базы, пилястры, угловые колонны, стены под пилястрами

колонными и рельефами, карнизы, и фасадные арки. Остальные части кирпичных

стен были оштукатурены портландским цементом и выкрашены под цвет мрамора,

по виду совершенно не отличаясь от него. Дополнительный цветовой аккорд

вносил в бело-золотую гамму фасадов темно-красный гранит, из которого были

устроены все крыльца и цоколь храма. Всем четырех одинаковым фасадом храма

соответствует одинаковая схема расположения на них скульптур.Главным

фасадом храма всегда считался западный. Скульптуры на верху медальонах

изображали в центре Христа Спасителя, благословляющего входящих в храм. По

сторонам его в боковых медальонах располагались святые покровители

императоров - святой Александр Невский, святитель Николай, святой блаженный

Николай и святой праведный Елезоветы. Скульптура над входными арками

западного фасада символически изображала находящиеся под покровительством

небесных сил русские войска. Тему, связанную с событиями, причиной которой

явилось построение храма, продолжали многофигурные композиции. Все

скульптуры западного фасада выполнены А. В. Логановским. На южной стороне

храма, в направление, где проходили решающие битвы за Москву и стороне,

откуда совершались на неё набеги, были изображены святые и композиции,

имевшие прямое отношение к событиям отечественной войны 1812 г. На верху в

медальонах Смоленская Богоматерь - в память о том, что этот чудотворный

образ более трёх месяцев находился в войсках. По сторонам в четырёх малых

медальонах изображение святого Романа Рязанского, святого апостола Фомы,

святого Иоанна Крестителя, святого Ионы архиепископа Новгородского. Всё это

в память о битвах 12 года. Внизу по сторонам арак трёх крылец южного фасада

находились изображения событий и персонажей Ветхого Завета. Все скульптуры

также исполнены Логановским. Восточный фасад храма с алтарем был обращён к

Кремлю. По этому помещённые на его стенах горельефы выражали несколько иной

аспект религиозно исторической тематики. Здесь были представлены русские

национальные святые - заступники и молитвенники за родную землю, избавители

России от внешних врагов, особо чтимые иконы явлений Богоматери и священные

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.