на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сочинение: Воплощение антитезы «власть – бунт» в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»


Сочинение: Воплощение антитезы «власть – бунт» в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

СВЕТЛАНА  САНДЫРКИНА

ВОПЛОЩЕНИЕ АНТИТЕЗЫ «ВЛАСТЬ – БУНТ» В ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

ПЛАН

1.   Введение. «Вольнолюбивые» и «цареборческие» идеи произведений А.С.Пушкина как предмет литературоведческого анализа. Генезис антитезы «власть-бунт» в творчестве Пушкина до создания «Капитанской дочки».

2.   Основная часть. «Власть» и «бунт» в «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке».

2.1.      История замысла и воплощения «Капитанской дочки».

2.2. Преломление темы «оборотня-самозванца»: интерпретация «Капитанской дочки» современными критиками.

2.3. «Законная власть» и «естественный порядок вещей»  в образной системе «Капитанской дочки».

2.4. «Крестьянство» и «дворянство» – два мира, два народа?   

3. Заключение. Уваровская «триада» как предмет эксперимента «Капитанской дочки».  

4. Примечания.

5. Литература.

1.   ВВЕДЕНИЕ.  «Вольнолюбивые» и «цареборческие» идеи произведений А.С.Пушкина как предмет литературоведческого анализа. Генезис антитезы «власть-бунт» в творчестве Пушкина до создания «Капитанской дочки».

1.1.          До сих пор самым распространенным взглядом на гражданскую линию пушкинского творчества является убеждение в ее исключительно  «цареборческом», революционном направлении. Между тем, социальные и политические установки Пушкина еще во времена Лицея - чрезвычайно сложны.  Зрелое же, вершинное творчество великого русского художника и мудреца дает читателю прикоснуться к переплетению идей и мифов о свободе и власти как к болезненному нервному узлу, распутать который не могли не только Пушкин и его современники, но и все человечество – по сей день.  Да и не дело художника – распутывать такие узлы. Его задача – представить идею с разных сторон, запечатлеть ее отражение в лучах того магического кристалла, который  мы называем сегодня «художественной правдой».

           Пушкинисты последних двух-трех десятилетий в перекличке с предшественниками придерживаются здесь, – если сосредоточить внимание на главном – двух диаметрально противоположных точек зрения.   Апологеты первой (традиционной) ведут свою линию от  воззрения, наиболее емко сформулированного Валерием Брюсовым:

«…Пушкин был революционером, его общественно – политические взгляды были революционные как в юности, так и в зрелую пору жизни …это мое решительное убеждение ». (1)

 Защитники второй могли бы, наверное, подписаться под высказыванием православного монархиста Б.Башилова (1999), который утверждает:

 

«Расставаясь в зрелом возрасте с наивным бунтарством и романтическим социальным фантазированием, от которых многие русские политические деятели не сумели освободиться до настоящей поры, Пушкин стал политическим мыслителем, в мировоззрении которого сочетается то, чего никогда не могли сочетать в себе представители русской революционной мысли и революционных кругов: любовь к свободе личности, любовь к национальной традиции и трезвое государственное сознание.

Политическое мировоззрение Пушкина слагается из трех основных моментов:

•из убеждения, что историю творят и потому государством должны править не “все”, не средние люди или масса, а избранные, вожди, великие люди;

•из тонкого чувства исторической традиции, как основы политической жизни;

•наконец, из забот о мирной непрерывности политического развития и из отвращения к насильственным переворотам”. (2)

 

Каково же в действительности было политическое сознание Пушкина? Было ли это сознание «бунтаря», единомышленника декабристов и смертельного врага русского самодержавия, или это было сознание сторонника сильной государственной власти, противника всяческих проявлений анархии и бунтарства, верноподданного слуги российского императорского дома?  

Наиболее глубокие из современных исследований представляют художественный мир Пушкина как сложнейшее противоречивое целое, которое не может быть сведено ни к одному из своих идеологических полюсов. Цитирую отрывок из статьи американской писательницы Татьяны Лариной (1998): «Глубокое понимание необходимости привнесения в русское сознание идей свободы, человеческого достоинства, сострадания и равенства было вложено в Пушкина как бы изначально. А потом это всю жизнь только отшлифовывалось в нем и укреплялось. После поражения декабристов Пушкин почти в одиночку вел беспримерную духовную битву с удушающим режимом Николая. Пушкин очень быстро и рано стал политически мудр и прозорлив. М. Гершензон в своей книге "Мудрость Пушкина" (Москва, 1919) писал: " Но странно: творя, он точно преображается; в его знакомом европейском лице проступают пыльные морщины Агасфера, из глаз смотрит тяжёлая мудрость тысячелетий, словно он пережил все века и вынес из них уверенное знание о тайнах".

Пушкин, воспитанный в Лицее, был совершенно равнодушен к православию, нерелигиозен, но он был искренне верующим человеком с собственным глубоким мистическим опытом. Отец русской поэзии интересовался не только гороскопами, которые Эйлер составлял по просьбе Екатерины, но он знал и тайную силу камней и талисманов. Именно поэтому на его известном портрете вы можете видеть столько перстней на его пальцах.

Получив разрешение царя на работу с архивами для написания истории восстания Пугачёва, Пушкин занялся главным для себя делом - исследованием характера и души русского народа. Непрерывное многолетнее изучение русской и мировой истории и культуры, работа в архивах привели Пушкина к пониманию необходимости самодержавия и православия для русского народа, хотя он сам был глубоко чужд любым идеям о монархии, использующей идеологию религиозного воспитания».(3)

     

      А это выдержка из эссе Тараса Бурмистрова (цикл «Соответствия»):

« Молодой Пушкин с самого начала воспитывался в атмосфере безудержного вольнодумства и свободомыслия. {*Сейчас такая формулировка может показаться тавтологией, но оба эти слова имели различные смысловые оттенки: они противопоставлялись тому, что позже превратилось в первый и второй члены знаменитой триады Уварова, «православию» и «самодержавию» соответственно; было еще и «свободолюбие», которое Пушкин в конце жизни ухитрился противопоставить и заключительному члену триады, «народности», сказав: «зависеть от царя, зависеть от народа, – не все ли нам равно? Бог с ними».} ... В ту эпоху, казалось, все русское общество жило одним стремлением – выступить против власти и, в конечном счете, уничтожить ненавистную петербургскую империю, тягостное наследие Петра Первого. Режим защищался, как умел, напряжение все нарастало; наконец, 14 декабря 1825 года глухое противостояние выплеснулось на Сенатскую площадь, и вековечные противники увидели друг друга лицом к лицу. Дуэль между ними, как известно, закончилась не в пользу сторонников прогресса: мрачный бронзовый идол на площади, вокруг которого беспорядочно теснились мятежники, грозным жестом своей длани как будто вновь утихомирил очередной бунт, направленный против его твердой и неумолимой власти.

Осенью следующего года судьба Пушкина переменилась: он был вызван из своей ссылки, обласкан новым императором, долго беседовавшим с ним в Кремле, получил возможность свободно публиковаться и жить там, где ему заблагорассудится. Началась вторая половина жизни поэта (еще Владимир Соловьев заметил, что 1826 год делит двадцатилетнюю творческую деятельность Пушкина, продолжавшуюся с 1816 по 1836 год, на две равные части). Так сказать, физически Пушкину теперь было легче, чем раньше, но психологически – несравненно труднее: ему приходилось как-то объяснять, и себе и другим, как это он смог с такой легкостью перейти в другой лагерь, отказаться от свободолюбивых устремлений своей «мятежной юности» и открыто поддержать действия императора Николая Павловича:

Не бросил ли я все, что прежде знал,

Что так любил, чему так жарко верил,

И не пошел ли бодро вслед за ним

Безропотно, как тот, кто заблуждался

И встречным послан в сторону иную?

Популярность Пушкина резко падает, репутация его кажется почти запятнанной, а само сотрудничество с режимом приносит очень мало выгод и много огорчений. Разумеется, Пушкин перестал быть фрондером вовсе не потому, что рассчитывал на какие-то подачки от властей. Восстание декабристов было высшей точкой либерального движения в России, но, закончившись поражением, оно со всей очевидностью продемонстрировало, что тот путь, по которому двигалась страна последние несколько десятилетий, оказался тупиковым. Из этого тупика надо было искать выход, и Пушкин, в котором как раз в это время пробудился серьезный интерес к прошлому России, попытался найти его в исторических аналогиях и сопоставлениях». (4)

1.2.          «Православие – самодержавие – народность»… Знаменитая триада Сергея Семеновича Уварова, занимавшего при жизни Пушкина (с 1833 года) должность Министра народного просвещения.  «Краеугольный» треугольник  российской действительности. «Русская идея» в ее классическом выражении. «Свобода совести – парламентаризм – космополитизм» - видимо, таков либерально-буржуазный антитезис этой триады. Где же Пушкин? Ясно же, что не на банальной, хотя и «золотой», середине.

«Личность – власть – общество»… квинтэссенция идеи. Логическая связка между этими тремя – «гармоническое соответствие» или «террор». В этом «или», видимо, и содержится для мыслителя и художника проблема, интрига, мотив. Это «или», на наш взгляд, и является предметом гражданских исканий Пушкина еще с лицейских времен.

1.3.          Лицейский период творчества А. С. Пушкина насыщен поисками гражданского идеала. Это не удивительно – сам дух Лицея, настроения педагогов и учеников, политические веяния времени великих потрясений в Европе, необходимость определиться в собственной гражданской позиции – все это влекло юного Пушкина к размышлениям в социально-философской тональности.  Вот несколько цитат:

Е.А. Маймин: «В эти годы Пушкин был исполнен жаркого свободолюбия и верил в благотворность судьбы…». (5)

О.П.Монахов: «Пушкину в этот период очень близка их идея о необходимости некоего договора между народом и властью: гармоничным представляется ему государство, где "владыка" правит народом, сам, беспрекословно подчиняясь мудрому, справедливому Закону». (6)

Б. Томашевский: «Свои свободолюбивые взгляды Пушкин изложил в послании «К Лицинию»… в котором изображено развращающее влияние рабства». (7)

«Жаркое свободолюбие» присуще Пушкину на всех этапах творческого развития, однако, утверждать, что даже в юношескую пору поэтом владели исключительно «цареборческие» идеи не позволяют  факты образно-символической целостности произведений, написанных между 1815 и 1817 годами. Толчком к созданию первых «политических» стихов для Пушкина послужила Отечественная война 1812 года и победа России над Наполеоновской Францией. Ни о каком «антимонархическом» настроении здесь нет еще и речи. Юный патриот восхищен торжеством «русского оружия», он верит в высокое предназначение российского самодержавия, в благотворную миссию внешней политики, осуществляемой Александром Первым. Яркий пример – «Воспоминание в Царском селе». Все стихотворение исполнено патриотического державного пафоса, оно дышит прославлением единства «государства, царя и народа», это единство обретает под пером юного поэта и имя единое –Росс.

«Властелин, гений, представитель Бога на земле... Царь.

Ибо "всякая власть - от Бога". Бог - это и есть Естественный Порядок Вещей. Его Закон - это и есть Естественное право. И только художник располагает возможностью (а значит -  обязанностью) воссоздать мир в его Божественной перспективе.

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел...

Это написано годы и годы спустя. Но образ найден еще в Лицее. "На берегу пустынных волн" мрачным разрушительным думам предается Наполеон:

Вокруг меня все мертвым сном почило,

Легла в туман пучина бурных волн,

Не выплывет ни утлый в море челн,

Ни гладный зверь не взвоет над могилой -

Я здесь один, мятежной думы полн...

                              ( "Наполеон на Эльбе", 1815г.)

"Окружен волнами Над твердой мшистою скалой Вознесся памятник..." - екатерининский обелиск Царскосельского сада, символ победоносного  самодержавия. ( "Воспоминания в Царском Селе"). Держава - знак порядка и защиты, образ мира -  "возлюбленной тишины". Художественную разработку идей  Власти и Справедливости, Закона и Свободы Пушкин начинает с обращения к опыту Ломоносова, к знаменитым одам.  "Воспоминания в Царском Селе" и ода "Александру" насыщены ломоносовским космизмом и всей своей архитектоникой строят апофеоз просвещенной монархии, всеобщего мира под сенью разума и порядка.  "Росс ... несет врагу не гибель, но спасенье и благотворный мир земле". Таково божественное предназначение российского оружия. Такова внешнеполитическая задача российского самодержавия.

Ты наш, о русский царь! Оставь же шлем стальной,

И грозный меч войны, и щит - ограду нашу;

Излей пред Янусом священну мира чашу,

И, брани сокрушив могущею рукой,

Вселенну осени желанной тишиной!..

И придут времена спокойствия златые...

Два героя-властелина отчетливо противопоставлены в поэтическом мироздании Пушкина-лицеиста: "самовластительный злодей", "в могущей дерзости венчанный исполин", супостат и трагический изгнанник Наполеон - против освободителя Европы, храброго и доброго русского царя Александра. Один - дерзкий святотатец, покусившийся на священные основы трона; другой - законный исполнитель Божьей воли. Симпатии Пушкина - целиком на стороне второго.

 Хотя ... Пушкин не был бы Пушкиным, если бы не чувствовал под этим шатким равновесием живую бездну  неясностей и несоответствий. Наполеон не только ненавистен, но и привлекателен. Александр не только обожаем, но и подозрителен. (8)

«К Лицинию» - одно из первых пушкинских «свободолюбивых» стихотворений. Пушкин обращается к античности, к  истории Древнего Рима. Фаворит императора Ветулий становится богом для порабощенного (развращенного?) римского народа. И некогда свободолюбивые, гордые люди «…пред идолом безмолвно пали в прах: для них и след колес, в грязи напечатленный, есть некий памятник почтенный и священный». Пушкин показывает нам, что народ  добровольно принимает рабство и чтит «любимца деспота», как Бога своего. Затем Пушкин вводит еще одного героя: «Куда ты наш мудрец, друг истины, Дамет!» –«Куда - не знаю сам; давно молчу и вижу; навек оставлю Рим: я рабство ненавижу». Дамет бежит из «развратного города», чтобы не видеть его падения. Пушкину отвратительны толпы рабов, их правитель …  Гораздо ближе ему бегущий из гибнущего города мудрец, и он спешит уединиться в деревне, «где, больше не страшась народного волненья,…в сатире праведный порок изображу, и нравы сих веков потомству обнажу».

Как нам кажется, в образе Рима Пушкин дает модель всякой деспотии.  Народы – при известных условиях - могут  превратиться в покорные стада овец, и сердце юного Пушкина пророчески скорбит  (в дальнейшем, он напишет: «паситесь, мирные народы!») о поруганной чести как государства, так и его подданных. Кульминация стихотворения -  «свободой Рим возрос, а рабством погублен», как нам кажется, обращена прежде всего к властителям судеб европейских народов: любое из государств ждет участь Рима, если «божественный порядок» поколеблен в своих нравственных основах там, на самой вершине власти человеческой.

1.4.          Какими же должны быть «отношения частей целого», для того чтобы триада «личность – власть – общество» поддерживалась в гармоническом равновесии? Неужели их сущность неизбежно сводится к тем или иным проявлениям  давления, диктата, террора; в более мягкой форме или в более жесткой, но все равно – к единовластию, к преобладанию одной ведущей воли над всеми остальными, ведомыми и подчиняемыми, интересами и устремлениями? В оде «Вольность» Пушкин представляет мир как разумное соотношение между властью («просвещенной монархией») и народом («верноподданным»). На наш взгляд, основная идея здесь – мысль о «богопомазанном» и законном царе. Здесь, как и в «Лицинии», возникает тема «самозванца». Пушкин считает, что править государством должен истинный царь, а не тот, кто добился трона или влияния на государственную власть какими-нибудь другими способами, как Наполеон или Ветулий.

            В центре оды – «образ тирана, развращенного, беззаконного, неправедного. Только такая власть ( Пушкин пишет Власть, Закон, Слава, Гений, Судьба - с заглавной буквы!) толкает (именно - толкает, провоцирует) неправедное же злодейство на преступления и бесчинства.

Владыки! вам венец и трон

Дает Закон, а не природа;

Стоит выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон.

И горе, горе племенам,

Где дремлет он неосторожно,

Где иль народу, иль царям

Законом властвовать, возможно!

Ни народ, ни царь не являются источником Закона. Только Бог! И если царь отвергает Бога, преступная секира рано или поздно - на самодержца же падет!

И днесь учитесь, о цари:

Ни наказанья, ни награды,

Ни кров темниц, ни алтари

Не верные для вас ограды.

Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой». (9)

1.5.          В двадцатые годы Пушкин сближается с декабристами. Дружба поэта с людьми, для которых революционные, антимонархические настроения были средоточием идеалов и генератором идей, - специальная тема русской национальной культуры. Прикасаясь к этой теме, сразу вспоминаешь:

«Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья!

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!»

Или пушкинское послание «В Сибирь»… Однако, исследователи уже отмечали не раз, что «говоря о Пушкине и декабристах … невольно склоняешься к мысли, что Пушкин тяготел к декабристам как человек. Поэзия же его, с безбрежностью ее тем и подходов к ним, не складывалась в одно целое с декабристскими убеждениями. И хотя она сделалась знаменем декабризма, все же нельзя закрывать глаза на то, что декабристов она славила больше как людей, исполненных безмерной отваги в борьбе за правое дело, оставляя в тени их программные установки. Но вместе с тем Пушкина беспокоили и средства, которыми они пользовались, о чем говорит… стихотворение «Дочери Карагеоргия», относящееся к 1820 году, когда обстановка была еще не совсем такая, которая могла бы внушить Пушкину разочарование в революционной инертности народных масс. Впрочем, узел этой темы – стихотворение о сеятеле, 1823 года.

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя,

Но потерял напрасно время,

Благие мысли и труды…

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

В лучшем случае стихотворение это принято считать разочарованием в революционных порывах народов, а в худшем – вообще в самих свободолюбивых идеях». (10)

Лирика – это первоначальное, инстинктивное отношение поэта к предмету речи. За лирикой следует поставить драматургию, как более сознательное творение. А после следует твердая и уверенная проза. В 20-е годы Пушкин начал интересоваться людьми, творившими историю русского государства. Прежде всего, – событиями XVII века, когда Россией правил Борис Годунов, когда на исторической сцене разыгралась страшная драма Лжедмитрия. Так на свет появилась пушкинская трагедия «Борис Годунов». Пушкин снова затрагивает в ней проблему взаимоотношений властителя и народа, который привык к тому, чтобы им кто-нибудь управлял и властвовал.

Вот, что пишет о «Борисе Годунове» Б.Бурсов: «изначальная проблема трагедии – узурпаторство власти. Основной герой – преступник, проложивший себе путь к царскому престолу путем убийства законного наследника престола.

… путаясь и лукавя в своих исповедях, герои «Бориса Годунова» набредают на одну величайшую и неопровержимую истину: тот из властителей, кто не проник в тайну народной психологии, заранее обречен на бесплодие, а скорее, на гибель в попытке стать подлинным историческим деятелем.

В «Борисе Годунове» изображается не столько борьба за власть, сколько дискуссия о природе власти, о том, какие способы стоит применять для овладения властью, к каким пагубным, в сущности, трагическим последствиям приводит достижение этой цели, если эта цель превращается в самоцель. Выясняется, что в такой власти – причина гибели ее. Значит, и тех, кто ее олицетворял».(11)

1.6. В своих исторических произведениях Пушкин стремится постичь природу человека. «Согласно художественному видению Пушкиным человека, в человеке неизменны его человеческие качества, - они не меняются, а только видоизменяются» (Б.Бурсов). Следовательно, интереснее наблюдать за тем, что происходит с ним в ходе истории. В Пушкине в большей степени преобладал Поэт, нежели Историк. Он сказал: «История народа принадлежит Поэту». Для историка главной темой являются события, для поэта – люди, творящие эти события.

Теперь становится понятно, почему Пушкина тянуло к народно-героическому эпосу: ведь народ для него – подлинная субстанция  истории. Однако для него сущность человеческой природы заключалась не в народной массе, а в отдельной человеческой личности, которую выдвигал народ из ряда собственных представителей, будь то царь (как было с Михаилом Романовым) или разбойник, нарекаемый царем же. Личность – постоянно находящаяся в движении часть, не отделимая ни от народа, ни от власти. Можно предположить, что в мировоззрении Пушкина именно масштабная, сильная Личность является тем огненным, сплавляющим началом, что, находясь «на вершине пирамиды», сплавляет в единое целое Власть и Общество, образуя тем самым Державу, воплощенный в строгих формах Дух Нации.

Таким образом, мы предполагаем, что:

1.       В основу образной системы романа «Капитанская дочка» положена антитеза «Власть - Бунт», воплощенная в конфликтах идей и характеров.

2.      Эпицентром конфликта и движущей силой сюжета повести является личность «самозванца»,  исследованию которой Пушкин  посвятил свои исторические произведения.

    

II. ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

«Власть» и «бунт» в «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке».

2.1. История замысла и воплощения «Капитанской дочки».

Ценность «исторических» штудий Пушкина в русской литературе поистине фундаментальна. В произведениях, посвященных ключевым, переломным моментам развития русской государственности, он воссоздал самые значительные его эпизоды от глубокой древности до 1812 года. К замыслу «Капитанской дочки» Пушкин подходил постепенно, шаг за шагом, обрабатывая и обдумывая доступную ему информацию. Доступ к информации стал более свободным в связи с работой над историей пугачевского бунта, благодаря прямому покровительству императора, а значит, возможности прикоснуться к архивам, до той поры – секретным.

«Капитанская дочка» повествует о драматических событиях 70-х годов 18 века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева.

«Русская история 18 века виделась ему (Пушкину – С.С.) как взаимосвязанная, взаимообусловленная цепь политических событий, социальных столкновений, начатых в эпоху Петра и продолженных во время царствования его преемников, вплоть до Екатерины II, до грозных потрясений, испытанных самодержавно-крепостническим государством в пугачевскую эпоху» (12).

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.