на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Шарль Морис Талейран


- Р.Ю.Виппер «История Нового времени» М.,1999 Уч. Для старших классов ср. шк.

Данный учебник представляет собой скорее справочник по истории Нового времени, он отражает современный уровень развития исторической науки. Ряд сложных проблем изложен очень доходчиво и на высоком научном уровне в сравнении со всеми Европейскими странами, в которых произошли подобные события (например, события во Франции освещаются параллельно с событиями в Бельгии и Пруссии). Учебник написан живым образным языком, поэтому учебник интересен для обучения. Но недостаток то, что нет разбивки на параграфы и нет вопросов в конце каждого пункта, и это становится задачей учителя.

В учебнике Виппера есть только информация о Венском Конгрессе, но о деятельности Ш.М. Талейрана  нет ни слова. Подробно описаны цели, ход и результаты конгресса.

-Н.И.Ефимов «Новая история для 8-го класса средней школы» М.,1983

Учебник написан в духе классовой борьбы ,и поэтому в тексте параграфа можно часто встретить упоминания об узурпаторах, об эксплуататорах, национально-освободительной борьбе против буржуев.

В этом учебнике упоминания о Венском Конгрессе также ничтожны только в главе III  «Эпоха наполеоновских  войн» в параграфе 17 в пункте «100дней Наполеона. Венский Конгресс. Священный союз» говорится только о том, что «на престол Франции  была возвращена законная справедливая династия Бурбонов, кто будет защищать интересы  французских трудящихся».

 -«Книга для чтения по Новой Истории 1640-1870» //Н.Е.Овчаренко М.,1992   9-йКл

Это пособие представляет собой историко-художественные очерки по наиболее важным вопросам первого периода новой истории и выступает как дополнение к учебнику.

Здесь подробно описан Венский Конгресс, подробно описана  деятельность не только Талейрана, но и Каслри, и Меттерниха. Здесь, на мой взгляд, информация о Венском Конгрессе самая интересная и подробная. Прочитав стр. 102-113, ученики способны будут объективно оценить события Венского Конгресса и дипломатическую деятельность Ш.М. Талейрана на этом Конгрессе.

 Это еще не предел всех учебников, которые выпущены у нас в России и для учителя порой бывает трудно выбрать  лучший среди этого множества. Так, качество излагаемого материала зависит  от  авторского коллектива, отвечающего за выпуск учебного пособия, а также от того времени, в котором мы живем. Необходимо отказаться от использования учебников выпущенных в советский и перестроечный период. Также необходимо «списать» учебники, которые не отвечают требованиям школьной программы и имеют искажения и неточности в тексте  параграфа. Программа школьного курса по  истории предполагает изучение Новой истории  в 7м или 8м классах, а также в 10м классе, как повторительно-обобщающий курс.

      Таким образом, в данных учебных пособиях упоминаний о Талейране либо вообще нет, либо они столь ничтожны, что столь малая информация не может раскрыть всю многогранность и выдающиеся способности  Шарля-Мориса Талейрана, а дать материал большего объема  не позволяют рамки урока. Но  историю нового времени, а именно историю Франции, можно изучать сквозь призму жизни и деятельности Талейрана. Проанализировав эти учебные пособия с точки зрения  использования материалов дипломной работы на уроках по новой истории, я пришла к выводу, что возможно использование отдельных глав дипломной работы:

Глава II  пункт 1 «Епископ Отенский и революция»

Глава  IV  «Вершина дипломатической деятельности Талейрана. Венский Конгресс».

Например,  в первом параграфе учебника  В.О. Пунского, А.Я. Юдовской[216] «Франция в XVIII века» в пункте «Сословный строй» можно рассмотреть сословия и дворянство на примере жизни Ш.М.Талейрана.  Так  как он сам происходил из Дворянского сословия, но многие годы принадлежал к духовенству, поэтому его биография изобилует множеством интересных фактов, связанных с жизнью этих сословий.

При изучении темы «Крушение Империи Наполеона. Венский Конгресс», эта тема присутствует во всех учебниках, я бы провела не совсем обычный урок с опережающим заданием. Это урок - ролевая игра «Суд над судьбой Франции».

Перед тем, как приступить к изучению темы, связанной с Империей Наполеона, я бы предупредила детей, что будет проведен урок подобного типа, который

будет и зачетным по теме уроком. Необходимо с самого начала разделить детей на 4 группы, каждой группе дается определенное задание:

1 группа: Представители обвиняемой страны (подсудимые-защитники). Здесь и Наполеон, и Талейран, и представители Бурбонов.

 Задание: собрать все необходимые для защиты доводы. Ваша цель - спасти страну, оставив ее неделимой любой ценой.

2 группа:  Представители стран – победительниц (Обвинители) Здесь представители России (Александр I), Австрии (Карл Гарденберг) и Англии (Роберт  Каслри).

Задание: Ваша цель доказать вину Наполеона и наказать страну за эту провинность.

3 группа:  Группа присяжных заседателей, кто должен вынести вердикт. Здесь достаточно 4х человек.

Задание: Подготовить результаты Венского конгресса, объявив их  также в игровой форме.

Еще необходимое условие: каждый ученик должен участвовать на «Конгрессе». Также если в школе есть театральный клуб, то можно данный урок даже сделать костюмированным. Подобные уроки направлены не только на изучение нового материала, но также на повышение мотивации изучения истории, на развитие творческих способностей ребят, на Развитие умений отстаивать свое собственное мнение.  

 Необходимо отметить, что материалы дипломной работы  можно использовать на протяжении всего изучения темы. Здесь надо помнить только о том, чтобы не переборщить, и учитывать психологические способности учащихся. Результативность подобного комбинирования  информации диплома и учебника во многом зависит от опыта, творческих способностей и желания учителя разнообразить уроки истории новыми формами работы, новой информацией, ведь жизнь этого талантливого человека не может не заинтересовать учеников при правильном  изложении материала.


2. Методика использования материалов дипломной работы в школьном курсе «История России»

Некоторые  моменты из жизни и деятельности Талейрана можно использовать не только на уроках по Новой Истории, но также в школьном курсе «история России ХIХ в », который  проходится в 8м и 10м классах. По истории Отечества существует также великое множество учебных пособий, рекомендованных для обучения в общеобразовательной школе. Я смогла обнаружить несколько учебников по истории России  и проанализировала их.

Е.Н. Захарова «История России XIX – начала XX в » М.,1998 Уч. Для 8-го класса средней школы.

Данный учебник очень интересен  с точки зрения построения материала. Много цветных иллюстраций, вопросы для обсуждения и тексты источников выделены отдельным шрифтом (что удобно для зрительного восприятия). В то же время курсивом выделены даты и понятия. Вопросы к каждому параграфу помогают учащимся: 1) ставить цели и задачи урока, 2) задавать логические задания и создавать проблемные ситуации, 3) выносить наиболее сложные вопросы по мере необходимости в качестве письменных домашних заданий, 4) проводить аналогии между отдельными  событиями, 5) нацеливать на изучение новых тем.

В главе I «Россия в первой половине XIX века» в параграфах 4 «Внешняя политика. Начало войны 1812г.» и 5 «Отечественная война 1812г.» рассмотрены русско-французские отношения  в 1805-1807гг. и в 1812-1815гг. Подробно рассмотрена встреча двух императоров в Тильзите, даже даны выдержки дневника Александра I о ходе встречи. Подробно описаны цели каждого из императоров, обстоятельства встречи, условия договора и результаты переговоров. Хотя упоминания об имени Талейрана нет (только говорится о том, что проект договора в Тильзите был составлен министром иностранных дел Наполеона).

  Учебник  А.А Даниловой, Л.Г. Косулина «История России XIX в» М.,2000 //для 8-го класса

Учебник предлагает на рассмотрение ряд проблем истории России 19-го века; содержит выдержки из источников, краткие сведения об отдельных исторических личностях, вопросы заставляют не только воспроизводить материал учебника, но и обсуждать наиболее важные вопросы истории. В конце каждого параграфа есть словарь слов и понятий, необходимых для запоминания.

Информация и  о Тильзите, и о Венском Конгрессе ничтожно мала. Упоминание только о «добрых» намерениях Александра I, а на значительный вклад в развитие русско-французских отношений  Ш.М. Талейрана  нет даже намека. 

И.А.Федосов «История Отечества 8 класс» М.,1991

Авторы учебника освещают историю XIX века. Хорошим помощником в преподавании являются иллюстрации, разнообразные по содержанию, жанровой принадлежности, технике исполнения.  На форзацах учебника выделены основные даты  курса. В конце параграфа есть тексты источников для обсуждения.

В главе I параграфе 1 «Внутренняя и внешняя политика самодержавия 1801-1812гг.» на стр.11 рассказывается о причинах заключения Тильзитского мира и его последствиях для России, а вот о ходе переговоров, а следовательно и упоминаний о деятельности Талейрана нет. В  параграфе 4 « Подъем народной войны. Наступление русской армии» есть только замечание, что «в конце 1814г. в Вене был созван мирный конгресс, который должен был определить послевоенные границы европейских государств». Больше никаких упоминаний о деятельности Венского конгресса, не говоря о дипломатической деятельности Ш.М. Талейрана.

«История России 1682-1861» // О.В.Волобуева М.,1996

Учебное пособие  по истории России XVII – первой половины XIX века содержит принципиально новые подходы к изучению  и интерпретации событий этого времени. Значительная часть вопросов  и заданий ориентирована на творческую работу с учебником, развитие исторического мышления школьников, на формирование у них,  предусмотренных  программой  умений и навыков.

   События первой половины XIX века рассмотрены в главе VI «Мечты и реальность в царствование Александра I (1801-1825)». В параграфе 36 «империя против империи» на стр.352-353 очень обстоятельно рассмотрены переговоры в Тильзите. И опять-таки о Талейране и его участии в этих переговорах ни слова. А в параграфе 39 «Россия в Европе» довольно подробно освещено подписание Парижского мирного договора, к которому  Талейран  имел непосредственное отношение.   

«История России с древнейших времен до середины XIX века» // В.А. Федорова Учебник для 10го класса средней школы.

Авторы учебника очень подробно изложили историю России этого периода; в основе изложения проблемный метод. В учебнике учтены новейшие достижения исследовательской литературы по отечественной истории. Учебник отличают новые подходы к трактовке исторических явлений и процессов.

Глава 2 посвящена событиям внутренней и внешней политике первой половины XIX века. В параграфе 2 рассмотрены основные вехи внешней политики того периода. На стр.52-53 подробно рассмотрена встреча в Тильзите. Но никаких имен кроме Александра I  и Наполеона опять-таки нет, а вот на стр.54-55 даже есть пункт « Русско-французские отношения 1808-1812гг.». Это единственное учебное пособие по истории России, в котором есть упоминание о свидании двух императоров в Эрфурте и участии там Ш.М. Талейрана. Упоминается имя Талейрана и при описании Венского Конгресса и  участии его при составлении Парижского Мирного Договора. 

В.И. Буганов, П.Н.Зырянов «История России конец XVII-XIX века. 10 класс» М.,1997

Материал учебника доступен для понимания в 10м классе. Методический аппарат составлен с учетом современных дидактических, психологических и методических требований. Основная цель вопросов и заданий – активизировать мыслительную деятельность учащихся - достигнута. Но ни необходимые для запоминания даты, ни понятия никак не выделены в тексте параграфа. В 10м классе дети должны научится анализировать предлагаемые тексты, к сожалению ни одного текста источника в учебнике нет.

В главе VII «Россия в первой половине XIX века» в параграфах 56 - 57 «Отечественная война 1812 года и освободительный поход русской армии»  на стр.141-142 есть пункт, посвященный Венскому Конгрессу, но опять упоминаний о Талейране нет. 

Проанализировав, я пришла к выводу, данные учебники отвечают современным образовательным целям. 

Если говорить о возможности использования материалов дипломной работы в школьном курсе «История России», то она слишком мала. На уроке по истории России можно использовать особенности русско-французских  отношений. Я вижу следующий план урока:

    Урок-диспут с использованием художественной литературы. Художественная литература, привлекаемая на урок, помогает конкретизации  исторического материала и формированию у школьников ярких образов прошлого. Художественная книга помогает поддержать  внимание  учеников, способствует развитию интереса к предмету. Фрагменты произведений можно привлечь для воссоздания колорита эпохи.[217] 

Вопрос урока: Каков образ Франции в России? Образ  Наполеона? 

 Изучение Русско-французских отношений  на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир». При подготовке к уроку учащимся я бы предложила  перечитать  некоторые главы романа (том 3 главы 1,2 и  том 4  эпиграф), в которых автор описывает Эрфуртское свидание Александра 1 и Наполеона и заключение Священного союза, а также цели каждой из держав.

При подготовке к уроку необходимо учащимся предложить опорные вопросы для работы с художественной литературой. Например:

Дети читают и анализируют историческое произведение с позиций соответствия его исторической науке, рецензируют, самостоятельно работают над текстом, подбирая примеры, составляя аннотации, отвечая на вопросы. Например:

1. О каких исторических событиях описывает автор?

2. Что мы можем узнать из художественной литературы об этом источнике?

3. Каково отношение  автора к происходящим событиям?

На уроке обсуждаются результаты домашней работы.

2 вид урока - работа с источником.

В качестве источника я бы предложила  «Парижский мирный договор», составленный Талейраном. Можно класс разделить на группы по странам  Россия, Франция, Австрия и Англия. Каждая из групп должна сначала найти, пользуясь  всеми другими источниками цели каждой из Великих Держав (опережающее задание),  а уже на уроке при работе с источником школьники   должны сначала выписать  результаты конференции для каждой из держав, потом представить их по каждой группе.

 Таким образом, можно заключить, что материалы дипломной работы дают широкую платформу для  творческой работы и учеников и учителя.


3. Методические  приемы использования материалов в курсе   « История мировых   цивилизаций».

Любые знания – это строительный материал для создания индивидуальных  систем ценностей, которые основываются на общечеловеческих ценностях. И чтобы знания действительно были полезны для человека, он должен их осознать и пережить. Поэтому основной изъян стандартной методики обучения и учебных текстов – отсутствие оснований для  переживания учащимися преподаваемого материала, что справедливо в отношении всех школьных курсов.

  Переживание материала для детей может обеспечить только интересная информация, связанная с конкретными реально существующими или существовавшими  событиями и людьми. И чем колоритней, значимой фигурой будет изучаемый персонаж, тем больше шансов у этой информации быть                 

осмысленной.[218]

Единственным учебником по истории мировых цивилизаций является учебник В.М.Хачатуряна «История мировых цивилизаций с древнейших  времен до конца XIX  века: 10-11 классы» М.,2000

В основе учебника Хачатуряна цивилизационный подход  в его сравнительной концепции. Учебник изобилует примерами текстов источников. В основе          проблемное изложение материала. 

  В качестве примера на уроках обществоведения(10й класс) может выступать Шарль-Морис Талейран и его  жизнедеятельность. В  VII  главе   учебника «История мировых цивилизаций» В.М.Хачатуряна, где рассказывается  о цивилизациях  в эпоху нового времени  в параграфе  «Герои нового времени» можно рассказать о жизни  и деятельности  Талейрана. Ведь он был  ярчайшим и в тоже время типичным представителем  своего класса, своего времени. Учитель должен создать некий образ чиновника, церковного служителя, дипломата, аристократа того времени, который у детей будет ассоциироваться с личностью  Талейрана. При изучении данной темы можно использовать практический урок с предварительным заданием – подготовить доклады о различных представителях той эпохи (в том числе и о Талейране).


4.  Методика использования материалов дипломной работы в  Школьном курсе  « Человек и    общество».

Уроки по предмету « Обществоведение»  базируются на материале учебника «Человек и общество» для учащихся 10 – 11х классов под редакцией Боголюбова Л.Н. и Лабезниковой А.Ю. Характеризуя учебник,  можно заметить, что материал учебника подобран интересно, затрагиваются многие аспекты социальной жизни, язык изложения достаточно труден для понимания школьниками, приводится мало примеров. Но что касается понятийного аппарата, то он достаточно богат.  Материал дипломной работы может быть  использован  при изучении главы V « Социально – политическая  деятельность человека  и развитие общества», в двух параграфах: «Исторический процесс и его участники» и «Политическая деятельность».

На уроке могут решаться следующие вопросы:

1.    Какое из понятий,  приведенных в учебнике, более всего подходит  для характеристики министра Франции Шарля - Мориса Талейрана?

2.    Какие результаты политической деятельности  Ш.М.Талейрана подтверждают вывод, что он был «исторической личностью»?

Эта тема может изучаться  параллельно с  темой « Отечественная война 1812г.» по истории  России или с темой «Великая Буржуазная Революция во Франции» по истории нового времени, важно чтобы  дети были знакомы с жизнью и деятельностью Ш.М. Талейрана

В пункте «Все ли средства хороши? »параграфа « Политическая деятельность»  приводятся  несколько взглядов  на соотношение  политики и морали. Мнения философов не могут обеспечить актуализацию  данного вопроса  для  учеников. Поэтому  рассмотрение политической деятельности Талейрана  с  постановкой таких вопросов, как «А как бы вы поступили в этой ситуации? » могут восполнить  недостающее звено в осмыслении и переживании получаемой информации.

Итак, материалы дипломной работы,  несмотря на то, что не могут быть использованы как основа уроков по  курсу «Обществоведение», могут дать те дополнительные знания для учеников, разнообразить учебный процесс, предоставив новые  задания, которые способствуют лучшему усвоению информации и повышению познавательной активности учеников.


5. Методические приемы использования материалов      дипломной работы во внеурочное время.

Для внеклассной работы со старшеклассниками хорошо бы подошла интеллектуальная викторина «Умники и умницы». Цель проведения подобного мероприятия: расширение кругозора школьников и повышение познавательного интереса к учебной деятельности. Подобную игру можно провести в рамках школьной олимпиады по истории.

ПРАВИЛА ИГРЫ: в игре принимают участие 3 команды произвольной численности. За неделю до ее проведения учитель знакомит игроков с правилами игры, дает пояснения и список рекомендуемой литературы для подготовки к викторине. В одном туре принимают участие по 3 игрока. Для выхода в финал игроку необходимо правильно ответить на два вопроса.

«Красная» дорожка является самой короткой, содержит 2 вопроса, неправильный ответ на любой из вопросов приводит к выбыванию из игры.

«Желтая» дорожка содержит 3 вопроса, но на один из вопросов ученик имеет право дать неверный ответ и перейти в следующий этап со штрафным очком.

«Зеленая» дорожка содержит 4 вопроса, на 2 из них можно ответить неправильно.

Побеждает игрок, который первым достигнет линии финиша. Если игрок отвечает неправильно, вопрос передается зрителям, среди которых также ведется соревнование: за каждый правильный ответ зритель получает один балл. Побеждает тот, кто набирает наибольшее количество баллов. Игроки не участвующие в данном туре могут также отвечать на вопросы вместе со зрителями.

Пред началом игры участники  разыгрывают право выбора дорожки, выполняя на время какое-нибудь задание( например, придумать эссе по какому-либо вопросу).

ТЕМА может быть любая, но если учесть специфику этой работы, то тема может звучать следующим образом: «ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ш.М.ТАЛЕЙРАНА И РОССИЯ».

     Таким образом, подобное внеклассное мероприятие не только способно разнообразить жизнь школьников, но и углубить знания об известной исторической личности, такой как Талейран, причем детям пришлось бы самостоятельно заниматься исследовательской работой.

  Заключение.

Итак, несмотря на специфичность материалов дипломной работы, они могут быть эффективно использованы не только в курсе «Новая история» или «История России», но также в курсах «Человек и общество» и «История мировых цивилизаций».

Данная работа освещает способы использования информации, содержащейся в дипломной работе, в школьных курсах истории и обществознания. Грамотное использование необходимых данных диплома позволяет сделать уроки более интересными и насыщенными.

  Заключение.

 XVIII - ХIX века великое знаменательное время. А,  как известно великая эпоха рождает великих людей. И вот в конце XVII в. сначала при революции, потом при вышедшем из недр революции военном диктаторе Франции, на сцене в одной из главных ролей в великой исторической драме появился утонченный, проницательный и талантливый аристократ - Шарль Морис Талейран.

Таким образом, согласно проведенному исследованию в отношениях Франции и России первой половины XIX века можно выделить 3 этапа:

1.1800- 1803 -  Годы русско-французского сближения в результате заключения секретной конвенции от 11 октября 1801 года между Францией и Россией,  подписанной Талейраном и графом Морковым. Нормализация отношений с Российской империей становится одной из важных задач внешней политики Франции. Это первый подобный союз, до этого союзы Франции - России были основаны на личных интересах,  а  не государственных. Разрыв произошел по вине Франции, так как союз с Россией ограничивал захватнические планы Наполеона.

2. 1807-1809- годы франко - русского сближения в результате подписания Тильзитского мирного договора. Этап мирного ожидания. Переход от союза  к партнерству между двумя  великими державами.  Очередной разрыв произошел опять по вине Наполеона. Россия стояла на пути завоевания Испании, так необходимой Наполеону.

3. 1814 – 1815 – годы партнерства России и Талейрана на Венском конгрессе. Этот этап завершился созданием секретной антирусской коалиции между Францией, Австрией и Англией, инициатором подобного союза выступил теперь Талейран. Об этом союзе стало известно Александру I, который разорвал всякие отношения с этим государством.

Это был последний союз Александра  I с Францией.

Следует отметить, что все моменты сближения Франции и России были необходимы  в большей степени Франции, а именно Наполеону для претворения своих агрессивных планов по захвату Европы. И каждый раз именно Франция выступала инициатором подобных союзов. И это были скорее не годы союзов, а годы франко – русского партнерства. Почти все франко – русские мирные договоры имели своей целью, со стороны Франции, не допустить образования антифранцузской коалиции.

Что касается Талейрана, то он явно недооценивал роль России  в  международной политике. Возможности союза Франции с Россией для укрепления мира и безопасности на европейском континенте он не рассматривал. Отсталая феодально-монархическая Россия во главе с Александром I представлялась ему опасным и достаточно сильным евроазиатским монстром, в этом, пожалуй, и заключается главный просчет Талейрана как великого дипломата. У Талейрана имелась своя дипломатическая концепция, которая называлась «европеистская». Запад он неизмен­но противопоставлял «варварскому» Востоку, самим богом якобы предназначенному для угнетения и эксплуатации европейцами. В Европе же необходимо сохранять равновесие сил (политических и военных) с помощью сотрудничества и союзов главных европейских государств. Талейран разделял традиционные взгляды дореволюционных Бурбонов, считая основным партнером Франции  Австрию. Но на определенных этапах своей деятельности глава внешнеполитического ведомства Франции являлся активным сторонником англо-французского союза. Неоднократно он выступал и за сближение французов с Пруссией. Возможности союза Франции и России для укрепления мира и безопасности на Европейском континенте он, как уже отмечалось, недооценивал.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.