на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Этнический состав Омской области. О жизни сибирских татар, казахов, русских, украинцев, немцев


Свое переселение в такой вольготный край крестьяне расценивали как великий дар царя. Поэтому одно из селений в Сибири и нарекли Царскодарское. В первый же год в нем заселили все отведенные участки, пришлось даже нарезать дополнительные за лесом, получилась «прицепиловка», или «оторваловка». Такой ускоренно появившийся поселок казахи назвали Бугана, что в переводе на русский означает «Ничего не было и вдруг стало». В окрестных селах это село называли Багуны.

Видимо, быстрый рост Царскодарского повлиял на то, что власти учредили здесь волость. Это был довольно крупный административный центр. В Царскодарскую волость входили деревни Березовка, Паханная Роща, Камышино, Бреславка, Ново-Уральск, Кариновка, Золотухине, Тихвинка, Лозовая, Абрамовка, Семяновка, Конградка, Шмидовка, Ковальчуковка, Шок-Шок, Бобринка, Адамовка, Чероглазовка, Тихорецк, Богачевка, Платоновка, Кавказ, Ютал.

Управленческий аппарат состоял из двух человек — старосты и писаря. Первым старостой был Сергей Вербицкий, а писарем сначала Озюмский, а потом Дзюба. В их компетенцию входили раскладка по дворам налога, набор и отправка новобранцев в армию, почтовая служба, разрешение бытовых конфликтов, поддержание порядка в деревнях. В своей деятельности староста опирался на сход, решения которого играли огромную роль в управлении жизнью деревни.

В 1908 году здесь была возведена из кирпича церковь, крытая железом, с двумя куполами: большой и маленькой звонницами. У церкви была своя земля, ей принадлежали четыре дома. В них проживали батюшка Клипацкий с женой Вассой Кондратьевной, дьяк с семьей, монахиня Василиса, имевшая музыкальное образование. Она играла на фисгармонии и других инструментах, в совершенстве владела нотной грамотой и управляла церковным хором. Обычно в хор отбирали мальчиков и девочек с хорошим музыкальным слухом, принимали участие в нем и взрослые. Все знали нотную грамоту. Обучала этому искусству Василиса, она же дирижировала во время службы по престольным праздникам.

Беженцы в Царскодарском появились, когда началась первая мировая война: люди уходили с мест, где происходили военные действия. В село прибыло более десяти семей. Это Сирица, Медведь, Денещук, Иванюк, Грушевский, Пищук, Токарский, Потапчук, Михалюк, Шишка. Вначале ехали на своих лошадях вместе со скотом в солдатских обозах, затем их погрузили в эшелоны и направили в Сибирь. Тогда почти во всех деревнях оседали беженцы. Впоследствии кое-кто вернулся в родные края, но большинство осталось в Сибири.

После открытия церкви начались занятия в школе, под которую было построено специальное здание из самана. В 1913 году в честь 300-летия дома Романовых была заложена новая рубленная из красного дерева школа на высоком из кирпича фундаменте. Достраивать ее пришлось в первые годы мировой войны пленным австрийцам. Это здание сохранилось до наших дней.

Царскодарская школа выгодно отличалась от других в округе. Это, по-видимому, было единственное мощное сельское училище во всем Омском уезде. Обучение было рассчитано не на три года, как в обычных школах, а на более длительный срок. Имелись специальные мастерские, где готовили жестянщиков, плотников, столяров, кузнецов и слесарей. Школа содержала приют, по-нашему детдом, где проживали дети-сироты со всей волости. Обучалась в этой школе и детвора из многих близлежащих деревень.

Сейчас никто не помнит первых учителей, но знают, что уроки Закона Божьего вел батюшка. В начале 1920-х годов заведовал школой Павел Николаевич Морозов. Вместе с ним работала его жена Екатерина Афанасьевна. У них было двое детей, один из которых донес на отца, что тот бывший царский офицер. Учителя арестовали, и он исчез навсегда. В период гражданской войны, когда отступали колчаковцы, в селе была оставлена офицерами некая графиня. Она хорошо знала иностранные языки. Старожилы еще помнят, как ее звали англичанкой. Фамилия у нее была Гергилевич, она тоже работала в школе.

После революции никаких учебников в школе не было. Те, ко­торые были изданы при царе, сожгли, а новых не выпустили. Тет­радей тоже не было, писали на грифельных досках и мелом на классных досках.

В двадцатые годы начались эксперименты по созданию новой школы. Реальное училище закрыли, оборудование мастерских растащили, здание сломали. Открывались ШКМ — школы крес­тьянской молодежи. В Ново-Уральске открылась школа спецуч. В нее набирали учащихся разного возраста, умеющих писать, счи­тать и читать. Там готовили специалистов для сельского хозяй­ства. Обучение было рассчитано на три года. Это училище было прообразом сельхозтехникумов. В то время преподавали учителя Физиков, Котович, Чуева, Обухова и др.

В начале 1930-х годов открываются НСШ — неполные средние школы. Пятый класс в Краснодарке открыли в 1932 году, на следующий год — шестой. Первым директором семилетки был Александр Иванович Крылов, впоследствии ставший заведующим Павлоградским районным отделом народного образования.

Заселение района продолжалось до начала первой мировой войны. Последняя новая деревня Шмидовка появилась в 1910 году в 5 километрах от Царскодарского. Свое название это село получило в честь генерал-губернатора Акмолинской губернии, который посетил Царскодарское то ли при открытии новой шко­лы, то ли при ее закладке. Сейчас это трудно установить, но факт посещения продолжает жить в памяти людей.

Задолго до его приезда началась тщательная подготовка: вы­равнивали дороги, срезали кочки лопатами, засыпали и утрамбо­вывали ямы, убирали сорняки, подметали улицы, привязывали собак. На такое торжество съехались крестьяне всех окрестных деревень.

Генерал-губернатор приехал со свитой чиновников на шести фаэтонах (легкая пароконная повозка на рессорах с отдельным сиденьем для кучера). В честь его приезда батюшка Клипацкий провел торжественный молебен прямо на площади. Встречали по русскому обычаю с хлебом-солью самые уважаемые люди села. Конечно, он произнес патриотическую речь, призывая к предан­ности царю и отечеству, любви к Богу. На прощание раздал по­дарки каждому ученику — учебники. Такой чести (посещение генерал-губернатором), наверное, не было удостоено ни одно поселение.

За сравнительно недолгий по крестьянским меркам период жизнь переселенцев в материальном плане изменилась в лучшую сторону. Обустраивались подворья, дерновые землянки сменились жилищами с саманными стенами, столбянками или сбитыми из глины. Тогда саман изготавливали из белой глины, по прочнос­ти он мало уступал современному кирпичу. Из-за неразумности человеческой деятельности месторождения этого ценного строи­тельного материала в настоящее время почти совсем исчезли.

Многие дома ставились с двумя крышами из соломы, переме­шанной с жидкой глиной, на украинский лад. Наиболее зажи­точные селяне возводили их под железной кровлей. К моменту коллективизации таких построек было много, не считая общест­венных зданий и церкви. Для хранения зерна ставились деревян­ные амбары под железной крышей. Такие хранилища, куда крес­тьяне сдавали зерно за пользование землей, имело волостное управление. Обычно хлеб возили в Куломзино. Налог этот был не­велик, как утверждают старожилы, а в неурожайные годы он снимался совсем. Малоимущие хозяйства также не платили его, за них рассчитывалось общество. Этот вопрос решался на сходе селян.

На каждой усадьбе стояли конюшни, сараи и хлева. В них содержалось по нескольку дойных коров, лошадей, рабочих во­лов, не считая другой живности. Например, у Конюхова было 20 лошадей с молодняком и жеребец-производитель, 9 дойных коров и бугай, более 70 голов овец, много свиней и птицы, рабочие во­лы и кролики. Для ухода за скотом держали работников. В их хозяйстве трудились Денис Токарский и Иван Копытько. В годы войны работниками были 2 пленных австрийца. Для хранения сельхозинвентаря возводились клуни, навесы. Наиболее пред­приимчивые и деловые хозяева стали заниматься переработкой сельхозпродуктов и торговлей. Возле церкви появилась лавка (магазин), где вели торговлю Кузьмин с женой. Открыл свой магазин под вид трактира Горобец.

На окраине села в километре от кладбища молоканин постро­ил ветряную мельницу. Сам он не жил в селе. В 1909 году эта мельница сгорела. Позже, в 1910 году, молоканин Кавинь поста­вил за лесом паровую мельницу и подарил ее своему работнику Истомину, который долгое время работал у него на Букиной заимке на берегу Иртыша. Он женился на сестре или на дочери своего хозяина и за это получил в подарок мельницу.

Вторую мельницу, которая приводилась в рабочее состояние двумя двигателями внутреннего сгорания, построили на паях братья Ореховские и Новаки. Стояла она возле площади.

В начале 1920-х годов Григорий Новак поехал в Омск за зап­частями для мельницы. Вместе с ним были его работник и сын лет тринадцати. В Омске хозяин для своего работника за хорошую работу купил велосипед. По тем временам это было в дико­винку. И работник, чтобы на него обратили внимание, при проез­де через деревню, под вечер, сел на велосипед и продемонстри­ровал свое умение. Так они проехали по Тихвинке: хозяин с сы­ном на телеге, а работник на велосипеде.

Тогда профилированных дорог не было, были только просе­лочные. Отъехав от Тихвинки километров пять, решили заноче­вать в лесу. В Тихвинке жил некий Б., он и его работник глубо­кой ночью напали на спящих и убили. Мальчишку задушили по­ясным ремнем, который впопыхах забыли снять с мертвого. На следующий день, когда стало известно об этой трагедии, туда поспешило много людей, взрослых и детей. Сын убийцы узнал ремень своего отца на шее мальчика. Виновного нашли быстро. Еще до суда родственники пострадавших устроили самосуд. В тюрьме от побоев он и умер. С тех пор этот лес тихвинцы на­зывают Новаков околок.

На север от Краснодарки тоже есть лесок со своим именем. Он находится в 4 с половиной километрах от села. Давным-дав­но там произошло событие, похожее на легенду. А дело было так. Любезнов — реальный человек и, вероятно, инициативный и де­ловой, постоянно арендовал землю у царскодарских мужиков. В европейской части России крестьяне брали в аренду землю у помещиков, а здесь, в Сибири, сами сдавали деловым людям. Арендатор, видимо, проживал в городе, а на лето выезжал как бы на отдых в этот лес. Там у него были добротный дом, сарай, амбары и постоянно проживал работник, который ухаживал за выездными конями. На этот раз хозяин приехал с женой и 15-летним сыном.

Однажды вечером, в субботу, работник отпросился в деревню на гулянку. Хозяин отпустил его. Не доходя с километр до мес­та, где собиралась молодежь, работник обнаружил, что забрал с собой ключи от всех дверей хозяйства. Он решил вернуться. чтобы их отнести. Когда он подходил к усадьбе, скорее почувст­вовал, чем увидел, что-то неладное. Во всех комнатах горел свет, собаки рвались на цепях, а во дворе стояли две запряженные тройки. Не успел он ничего сообразить, как к нему ринулся чело­век с ломом в руках, намереваясь нанести удар. Работник ловко увернулся, вырвал из рук лом и тут же сразил нападающего насмерть. Затем подбежал к амбару, откуда слышались голоса двух мужчин, и громким шепотом позвал. Когда же они стали выходить по одному, он нанес ломом им смертельные удары. А в это время внутри дома, убив Любезнова и его жену, двое банди­тов обшаривали комнаты. Завязалась борьба работника с двумя разбойниками. Сын Любезнова спал на сеновале и, став свидете­лем этой схватки, спустил с цепи собак. Они помогли свалить с ног сначала одного, а затем второго бандита. Работник ломом, как штыком, пригвоздил их по очереди к земле. Правда, постра­дал и сам, особенно от собак, но остался жив.

Состоялся суд (он был в уезде), работника оправдали. Что интересно, сын Любезнова не захотел жить ни у одного из род­ственников родителей, а остался в своем доме с работником (не в лесу, конечно). А лес с тех пор стал называться Любезнов околоток.

Деревня прочно втягивалась в товарное производство. С на­ступлением зимы санные обозы непрерывным потоком везли про­довольствие и сырье для города, В каждой деревне содержался постоялый двор, на воротах которого стоял высокий шест (пал­ка) с пучком сена на верхнем конце. На постоялом дворе были крытые навесы для лошадей и волов. В доме для отдыха путни­ков были нары, на которых спали. Хозяин постоялого двора брал плату за ночлег, готовил чай.

Сибирские крестьяне жили крепко и не знали нужды. Даже слабые хозяйства имели бункер для посева и вспашки, лобо­грейку и сноповязалку для уборки, и другую технику, необходи­мую в сельском хозяйстве. Первую молотилку приобрела семья Конюховых, а первую маслобойню построил Леонтий Макуха.

Растительное масло приготовляли из рыжика, льна, подсол­нечника. По своим качествам особенно ценилось масло из коноп­ли. Конопля для крестьянского хозяйства была ценным сырьем. Из семян отжимали масло, из волокон стеблей пряли пряжу, из которой ткали холсты для белья и одежды. Из отходов пряжи вили крепкие веревки для вожжей, поводьев и др. Каждая семья в своем огороде отводила участок для посева конопли, некото­рые жители сеяли ее в поле. Можно смело утверждать, что этой культурой крестьяне занимались вплоть до 1940-х годов. По хо­зяйственным книгам эта культура прослеживалась в отчетах до 1938 года.

В каждом селе имелись свои сапожники, бондари, портные, пимокаты и, естественно, мастера по выделке кожи, из которой делали сбрую и обувь. Хороших мастеров ценили в деревне, и жили они безбедно. К ним уважительно относились все селяне.

Почитали в деревне стариков, звали их по отчеству: Кузьмич, Ва­сильевич и т. п. При встрече младший должен был здороваться первым и обязательно при этом приподнимать головной убор, на­клонив голову.

К свержению самодержавия крестьяне отнеслись спокойно. Ко­нечно, были разговоры, возникало беспокойство, но бурных собы­тий в деревне не происходило. Новости приходили из города с большим опозданием и часто противоречивые. Новую советскую власть крестьяне приняли всей душой. Лозунг большевиков «Земля крестьянам» претворялся в жизнь. Никакого передела земли не было. Все было по-прежнему, жизнь продолжалась. Возвраща­лись с фронтов мировой войны мужики и вновь трудились в своем родном хозяйстве. По-прежнему шумно играли свадьбы, справля­ли крестины, воспитывали детей, молились Богу. 


4. НЕМЦЫ.

В Сибири в XIX вв. возникло около 500 поселений немцев. Колонии строго делились по вероисповеданию на протестантов (43%), католиков (27%), баптистов (16%), меннонитов (8%) и др.(6%). Многодетность немецких семей была одной из причин широкого расселения российских немцев. В то время как в Европе рождаемость среди национальных меньшинств была ниже уровня рождаемости основного населения, у российских немцев эта цифра поднималась выше. Среднее количество детей в семье перед 1918 годом составляло  8.

У немцев Омска со временем развилось чётко выраженное сознание Малой родины. Российские   немцы   не   хотели растворяться в среде местного населения, так как они чувствовали себя носителями иной, более передовой культуры. И на новой родине переселенцы стремились оставаться немцами. Поэтому они с самого начала строго соблюдали свои религиозные обряды, берегли свой язык и свои национальные традиции (народные песни и народное творчество, музыку, национальные костюмы и обычаи), заботливо передавали их последующим поколениям. Это помогло им на протяжении более двух веков сохранить свою национальную самобытность  и  успешно  противостоять  ассимиляции.

Культуру российских немцев в сельской местности определяли в большинстве крестьяне. Ремесленники и коммерсанты лишь в более позднее время поселились в колониях. С большим упорством приступили жители колоний к поднятию целины. Все приспособились к новым условиям и преодолели казавшиеся почти неразрешимыми трудности.

В экономическом отношении поселенцы испытывали большие трудности. Однако их трудолюбие, многодетность семей, бережливость, крестьянский навык привели к довольно быстрому подъёму уровня жизни, закладывались новые сёла, за счёт покупки дополнительных земель расширялись территории колоний.

Ввиду значительного роста немецкого населения уже вскоре стала ощущаться нехватка земли, т.к. возможность покупки новых участков постепенно исчерпывалась. Появилась необходимость давать детям более высокий уровень образования, чтобы они могли стать врачами, учителями, священниками, в других случаях сыновьям давали ремесленнические профессии, или же они занимались торговлей. Немецкие "повозки колонистов" пользовались большим спросом у представителей всех соседних народностей. Возникли фабрики по производству плугов и других сельскохозяйственных орудий. Всеобщее распространение получила мукомольная промышленность. В каждом большом селении имелись одна или несколько мельниц. В некоторых немецких поселениях строились крупные мельницы, которые обеспечивали мукой обширные территории. Многочисленные кирпичные заводы поставляли необходимый строительный материал.

В основном строились большие сёла. Вдоль одной или нескольких длинных (1-3 км) и широких (3,0-8,0 м) улиц как по линейке тянулись чистые дома. По обеим сторонам от проезжей части пролегали пешеходные дорожки, окаймлённые рядом акаций. Уже при первичном замере наделов в центре села выделялся большой участок под будущую школу и церковь. Все усадьбы были одинаковы по величине: 40 м в ширину и 120 м в длину, так что план селения был равномерно расчерченным и напоминал шахматную доску. Поскольку все дома были одноэтажными, высокая колокольня церкви доминировала над селением. При закладке сёл немецким колонистам вменялось в обязанность высаживать деревья. Благодаря этому немецкие сёла стали выделяться в безлесой степи подобно оазисам. Весной селение утопало в цвету и благоухало ароматом мёда. Часто за густыми  акациями  не  было  видно  домов.

Просторно  и  строго по  плану  закладывались  постройки  на  территории  усадьбы.   На  одной стороне    стоял    вытянутый    дом,    отделённый    от    уличной    ограды небольшим   цветником.   Жилой    дом    выходил    одной    стороной    на    улицу.     Напротив,    на другой  стороне  подворья,  так  же  примыкая  одной  стороной  к  улице, располагалась    летняя    кухня    или    дом    для    младшего    поколения. Помещения   для   скота   отделяли   переднюю   часть   двора   от   задней. Через     отверстие      в      стене     конюшни     навоз      выбрасывали     на хозяйственный  двор,  где  скапливалась  навозная  куча   (но  ни  в  коем случае  не   в   переднюю  часть   двора).   Дома   колонистов   отличались чистотой  и  опрятностью.   Постройки  были  хорошо  отделаны  и  чисто  выбелены. Побелка   ограды,    зачастую   и   дома,    обновлялась    ежегодно,   чаще всего  к  Троице.  Крышу  покрывали  в  зависимости  от  места  положения камышом,    жестью   или   черепицей.    Зачастую   на   крыше   можно   было увидеть  год  строительства  дома.   Наряду  с   замкнутыми  поселениями существовало   большое   число   хуторов,    разбросанных   по   степи   на большие  расстояния.

Предприимчивые зажиточные крестьяне, которым становилось тесно в деревне, покупали землю у русских помещиков. Зачастую это были участки величиной от 200 до 800 га. Вокруг хозяйского дома тянулись пастбища, в отдалении начиналась пашня. Просторные жилища, множество помещений для скота и подсобных построек для крестьянского инвентаря и повозок были характерны для хозяйств такого  типа.

В силу представленной колонистам коммунальной автономии они пользовались правом выбирать сельского и верховного старосту, которые были подотчётны собранию села или района.

Религиозная жизнь была у поселенцев очень активной, ведь многие эмигрировали по религиозным мотивам. Так как со стороны русского правительства обеспечивалась свобода вероисповедания, колонисты были готовы вносить большие суммы денег в качестве пожертвования на строительство церквей. Церкви строили собственными силами. В этом плане трудностей не возникало. Распределённый общиной церковный налог охотно вносился, а участие в строительстве считалось почётным. В каждом среднем и большом селе имелась видная церковь со статной колокольней, устремляющейся ввысь над домами селян. Сад и ограда вокруг церкви содержались всегда в образцовом  порядке.

Одновременно церкви служили школами. Немецкие церкви во внешнем и внутреннем убранстве  резко  отличались  от  русских  церквей.

Церкви были гордостью селян, своим архитектурным стилем они напоминали оставленные на родине исторические образцы неоклассицизма 18 и 19 веков. Клирос чаще всего был обращен к востоку. Большим разнообразием отличались высоко поднимающиеся колокольни. Строительным материалом служили, в зависимости от наличия, либо дерево, либо ракушечник или же обожжённый на собственных заводах кирпич. Церкви в немецких селениях активно посещались. Из всей семьи оставался дома лишь один человек. Поэтому богослужения были всегда переполнены. Воскресный покой соблюдался образцовым образом. По воскресным дням не работали, даже при уборке урожая или во время молотьбы.

Вторым краеугольным камнем в сохранении самобытности немцев в России была школа. Так как при поселении немцев царское правительство в деле школьного образования предоставляло им полную свободу, колонисты стремились поднять образование на должный уровень. В каждом немецком селе была школа, преподавание велось на немецком языке вплоть до 1891 года. С этого времени началась русификация народного образования, школа всё чаше переводилась  на  русский  язык.

Школьные здания, выстроенные в своём большинстве на общинные средства, свидетельствуют о стремлениях немецких колонистов к всеобщему школьному образованию. Великолепная архитектура многих школ говорила о зажиточности и высоком самосознании поселенцев. Безграмотных среди них не было. Вскоре возникла необходимость в учебных заведениях более высокой ступени. Это были центральные школы,  готовящие  учителей,  сельских  писарей,  коммерсантов.

Большая роль отводилась в них немецкому языку и литературе, а также изучению русского языка, поскольку он был предписан официальными учреждениями. Центральные школы готовили, кроме того, и учителей религии, которые могли при необходимости заменить священника при богослужении, на крестинах или похоронах, так как на попечении пастора или священника находилось от 5 до 12 и более общин. Центральные школы строились во многих колонистских сёлах.

Наряду  с   ними  появились   со  временем   (особенно  после   1905  года) учительские    и    проповеднические    семинарии,    гимназии,    торговые и   сельскохозяйственные   школы,    а   также   учебные    заведения   для глухонемых.    Получившие    большое    распространение    женские   школы своей  программой  соответствовали  центральным  школам. Русские  и  украинские  дети  также охотно  посещали  их.

Несмотря на то, что в царской армии служило около 300000 немцев, ненависть ко всему немецкому достигла нового апогея. В общественных местах не разрешалось говорить по-немецки, проповедь на немецком языке была запрещена, общественные собрания немцев (более 3-х человек) объявили нелегальными, и так далее.

Сейчас на территории Омской области права российских немцев не ущемляются. Хотя на местах дают ещё знать о себе старые предубеждения по отношению к немцам со стороны других национальных групп. Но официально их призывают оставаться в местах теперешнего проживания и щедрыми обещаниями приглашают селиться в других районах и городах. Как правило, при этом ожидается финансовая  помощь  Германии.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В процессе заселения и освоения сурового края происходил естественный отбор. Робкие и слабовольные боялись отрываться от привычных обжитых мест. В неведомые дали шли люди крепкие, мужественные, надеющи­еся на свои силы и верующие в лучшую жизнь. Прибывали в Сибирь и ссыльные, и вольнодумцы, и непримиримые борцы с властями.

Суровый морозный край требовал напряженного труда и усиленного питания. Все необходимое для жизни сибирякам приходилось добывать самим, ежедневно сталкиваясь с трудностями, борясь за жизнь. Все это оказывало определенное влияние на формирование физического типа сибиряков, особого сибирского генофонда. Это обусловливалось и тем, что в новых местах селились выходцы из разных губерний: смоляне рядом с немцами, украинцы по соседству с орловцами, татары с казахами. Почти исключались свадьбы внутри замкнутых групп, преобладали смешанные браки, что также влияло на формирование физических черт сибиряков. Формировались мужество, настойчивость, упорство, трудолюбие. Все эти качества передавались по наследству из поколения в поколение, дополняясь и совершенствуясь. Особенно эффективно это чувствовалось в тяжелые годы Великой Отечественной войны и на великих стройках послевоенных лет.

Несмотря на все трудности, люди разных национальностей, религий, живут в мире, помогая друг другу. Благодаря тому, что заключается много смешенных браков, известны случаи, когда в одной семье живут и немцы, и русские, и татары. При этом в таких семьях люди живут, почитая традиции и обычаи предков.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.                  Прииртышье мое. И.Ф. Петров. – Омск. 1988 г.

2.                  От Урала до Енисея (народы Западной и Средней Сибири). Н.А. Томилов. – Томск: Издательство Томского университета. 1995 г.

3.                  География Омской области. А.А. Кожухарь, А.Г. Зинченко. – Омск: Омское книжное издательство. 2001 г.

4.                  Экспедиция в Сибирь отряда Ермака. Р.Г. Скрытников. – СПб: Ленинград. 1982 г.

5.                  История Омской области. И.В. Захарова, Н.А. Сергеева. – Омск: Западно-сибирское книжное издательство. 1976 г.

6.                  Линденау Я.И. Описание народов Сибири. - Магадан, 1983.


Приложение 1.

Национальный состав населения области 1989 г. по данным переписи населения 1989 г.

(в процентах).


Приложение 2.

Женский костюм и  украшения татар.



Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.