![]() |
|
|
Реферат: Шпаргалки по русскому языку за 9 классРеферат: Шпаргалки по русскому языку за 9 классБилет №1. Русский язык - национальных язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Язык принадлежит к тем, общественным явлениям, которые действуют на протяжении всего существования человеческого общества. История не знает ни одного человеческого коллектива, ни одного народа, который бы не пользовался языком.. Человек существует только в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Средством, при помощи которого люди общаются друг с другом, передают свои мысли, желания, чувства, и является язык. Родственные, близкие по происхождению народы имеют родственные языки, которые по своему словарю и грамматике ближе друг к другу, чем к другим языкам. Так, все славяне говорят на родственных языках, потому что все славянские языки возникли из общего языка-основы, или общеславянского языка. Образование национальных языков происходит одновременно с формированием наций. Национальный язык является одним из важнейших признаков нации. Воспитание в человеке любви и уважения к своему языку является, прежде всего, воспитанием его патриотических чувств, любви к родине. Билет №2. Классификация гласных звуков. Произношение гласных звуков в различных позициях. Орфоэпические нормы литературного языка. Гласными называются звуки, которые, в отличие от согласных, возникают при образовании тона без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных, гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения. В русском языке шесть основных, ударных, гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. При этом букв, обозначающих гласные, десять, так как я, ё, ю, е, обозначая звуки [а], [о], [у], [э], имеют еще и дополнительные функции (обозначения мягкости согласного или звука [j] на письме). Ударные гласные звуки выполняют смыслоразличительную функцию. Например, слова мал, мол, мул, мыл, мы различаем на слух только благодаря различиям в гласных. В безударных слогах гласные произносятся менее энергично. В результате происходит редукция гласных, т.е. изменение звука. Эти изменения затрагивают только силу и длительность звучания (бурундук [бурундук]) или бывают более существенными: меняется качество звучания, тогда один гласный звук, теряя свои характеристики, становится не отличим от другого гласного (леса – лиса [л'иса], сравните: леса – лиса [л'эса = л'иса]). Если меняются только сила и длительность произношения звука, то он сохраняет способность выполнять смыслоразличительную функцию (пустой [пустоj] – постой [пастоj]), а если меняется его качество, то эта функция утрачивается и могут (при совпадении всех других звуков в словах) возникнуть омофоны ([л’иса] – леса – [л’иса] – лиса). Билет №3. Классификация согласных звуков. Произношение согласных звуков в зависимости от положения в слове и сочетания с другими звуками. Орфоэпические нормы литературного языка. Согласные – это звуки, обязательным условием образования которых является наличие препятствия на пути воздушной струи после выхода из гортани в полости рта или при выходе наружу. В результате трения воздуха о стенки препятствия образуется шум, отличающий согласный звук от гласного, который образуется только с помощью тона. Одни согласные звуки образует только шум, в образовании других наряду с шумом участвует и тон. В отличие от гласных, согласные звуки в русском языке не образуют слог и не несут на себе ударение. Воспринимаемые нами различия согласных звуков связаны с особенностями их образования. Отсутствие или наличие тона при образовании согласных дает основание разделить их на глухие (без тона) и звонкие (с тоном). Форма языка также влияет на качество согласного звука, делая его твёрдым или мягким. Всего в русском языке 37 согласных звуков. Букв же, обозначающих на письме согласные, только 20, так как звук, отличающийся только твёрдостью/мягкостью, обозначает одна и та же буква. Мягкость согласного обозначается на письме другими способами. Согласные, которые отличаются друг от друга только одним признаком, образуют пары, например, по звонкости/глухости ([п] – [б]), по твёрдости/мягкости ([б] – [б’]). Благодаря различиям, согласные звуки имеют способность выполнять смыслоразличительную функцию. Согласный, который отличается от другого согласного только по одному признаку, например, глухости/звонкости или твёрдости/мягкости, может утратить этот отличительный признак, совпасть по звучанию с другим согласным своей пары и перестать выполнять смыслоразличительную функцию. Звонкие согласные оглушаются на конце слова и перед глухим согласным; некоторые твёрдые смягчаются перед некоторыми мягкими; зубные, оказываясь перед нёбными, уподобляются им по месту образования. Билет №4. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Группы слов по лексическому значению. Лексическое значение слова – это значение, непосредственно связанное с отражением в сознании человека предметов, явлений, отношений объективной действительности. Нужно понимать, что значение большинства производных слов не прямо, а опосредованно исходит из значений частей, их составляющих. Таких слов очень много: подворотня, приключение, уместный и др. Из этих примеров следует, что нельзя говорить о значении большинства слов русского языка как о простой сумме составляющих их морфем. Следует говорить о фразеологичности, лексической неделимости, целостности значения большинства слов. Слова делятся на однозначные и многозначные. Некоторые слова имеют переносное значение, но чаще всего они имеют только одно прямое значение. Лексико-грамматический разряд – разряд, объединяющий слова, обнаруживающие сходство в лексическом значении и имеющие в результате этого общие грамматические признаки, напр., лексико-грамматический разряд собирательных существительных. Слово, входящее в этот разряд, должно не только обозначать совокупность предметов, но и не изменяться по числам, как напр., ребятня. Слово банда, являясь собирательным только по значению (банды), в данный разряд не входит. Диалектизмы особенности, присущие отдельным территориальным диалектам: фонетические, словообразовательные, морфологические, и др.; лексические диалектизмы – слова, употребляемые сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной общностью. Специальная лексика – слова и словосочетания, которые называют предметы и явления, относящиеся к различным сферам трудовой деятельности человека. В специальную лексику входят термины и профессионализмы. Жаргонизмы – слова ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными определёнными интересами, родом занятий, привычек, напр., сервить (пользоваться средой “Интернет”). Билет №5. Лексика русского языка по употреблению и происхождению. Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику (от греч. lexis – слово). Слов в каждом языке столько, сколько требуется людям для обозначения всех предметов, явлений, отношений между предметами и явлениями. Словарный состав языка не постоянен: одни слова исчезают, другие появляются вместе с новыми явлениями. В настоящее время в русском языке приблизительно несколько сотен тысяч слов, из которых, как считается, 90 % исконно русских и 10 % заимствованных, в том числе и старославянизмов. Во-первых, в словарный состав языка входит лексика общеупотребительная. К ней относятся слова, понимаемые и используемые в разных языковых сферах носителями языка независимо от их места жительства, профессии, социального статуса, образа жизни. В их число входят: большинство существительных (вода, железо, зима, книга, молния, стол), прилагательных (белый, далёкий, левый, норвежский, осенний), наречий (хорошо, плохо, понятно, холодно), глаголов (жить, делать, читать, мыть, ранить), все числительные, почти все местоимения и служебные части речи. Во-вторых, словарный состав языка содержит лексику ограниченного пользования: диалектную, специальную, жаргонную, устаревшую (историзмы, архаизмы), которая тем не менее используется в литературе, и новую (языковые и авторские неологизмы), ещё не ставшую общеупотребительной. Кроме понятия словарный состав языка, существуют такие понятия, как активный и пассивный словарный запас носителей языка. К активному словарному запасу относятся слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и употребляет, активно использует. В зависимости от уровня языкового развития активный запас составляет от 300-400 до 1500-2000 слов. Пассивный словарный запас составляют слова понятные, знакомые, но не употребляемые в речи. Лексика общеупотребительная – слова, понимаемые и используемые в разных языковых сферах носителями языка независимо от их места проживания, профессии, социального статуса, образа жизни, напр., вода, белый, хорошо, жить, два, он. Противоположное понятие – лексика ограниченного употребления. Лексика ограниченного употребления – слова, употребление которых ограничено либо какой-то местностью (диалектизмы), либо профессиональным кругом (специальная лексика), либо средой общения (жаргонизмы). Противоположное понятие лексика общеупотребительная. Диалектизмы особенности, присущие отдельным территориальным диалектам: фонетические, словообразовательные, морфологические, и др.; лексические диалектизмы – слова, употребляемые сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной общностью. Специальная лексика – слова и словосочетания, которые называют предметы и явления, относящиеся к различным сферам трудовой деятельности человека. В специальную лексику входят термины и профессионализмы. Жаргонизмы – слова ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными определёнными интересами, родом занятий, привычек, напр., сервить (пользоваться средой “Интернет”).
Билет №6. Фразеологизм. Особенности его значения и синтаксической роли в предложении. Использование фразеологизмов в тексте. В словарный состав языка входят не только отдельные слова, но также устойчивые сочетания слов – фразеологизмы, которые являются предметом изучения фразеологии – относительно самостоятельного раздела лексикологии. Так же, как слова, фразеологизмы представляют собой лексические единицы, потому что они постоянны по своему составу и лексическому значению. Без утраты смысла во многих из них нельзя заменять слова на синонимичные (сравните: протянуть ноги и вытянуть ноги) и распространить их другими словами (сравните: протянуть ноги и протянуть свои ноги). Лексическое значение фразеологизма не является суммой значений составляющих его компонентов (слов), хотя может зависеть от них. Значение некоторых фразеологизмов можно передать одним словом – синонимом (Ну, это бабушка надвое сказала – Ну, это враньё). Словосочетание , представляющее собой фразеологизм, является единым членом предложения. Так, в предложении Мы остались с носом фразеологическое сращение остались с носом – сказуемое. Допустимо охарактеризовать как разные члены предложения лишь слова некоторых фразеологических сочетаний, как правило, таких, в которых слово со связанным значением может сочетаться с несколькими словами (щекотливый(ая) вопрос/тема/ситуация). Совокупность фразеологизмов составляет фразеологию языка. Фразеологизмы фиксируются и толкуются во фразеологических словарях. Билет №7. Виды морфем: корневые и служебные (приставка, суффикс, окончание). Словообразовательные и словоизменительные служебные морфемы. Корень. Корень – обязательная морфема (словообразовательный элемент) слова: есть слова, в которых отсутствуют другие морфемы (приставки, суффиксы, окончания, постфиксы), но слов без корня не существует. В корне содержится основное лексическое значение слова. Корню противопоставляются некорневые морфемы – аффиксы (приставки, суффиксы, постфиксы, окончания), среди которых выделяются словообразовательные, служащие для образования новых слов и придающие им дополнительное лексическое значение (собака и собачник), и формообразовательные, образующие формы слова (лес и о лесе). Те корни, которые способны существовать без словообразовательных аффиксов, называются свободными (лес), а те, которые встречаются лишь вместе со словообразовательными приставками и суффиксами– связанными. Слова с одним и тем же корнем, но с разными словообразовательными аффиксами называются однокоренными или родственными. Образования с одним и тем же корнем, но с разными формообразовательными аффиксами (флексиями) (лес – к лес-у – о лес-е – за лес-ом) не являются однокоренными, а представляют собой грамматические формы одного и того же слова. Корень вместе с словообразовательными аффиксами входит в основу слова. Основа слова, состоящая только из корня и не содержащая словообразовательных аффиксов, называется непроизводной (дом, лошадь). Если в слове можно выделить словобразовательные аффиксы, то его основа характеризуется как производная (дом-ик, лошад-к-а). Основа слова может включать не один корень, а несколько, такая основа также характеризуется как производная и называется прерывистой.
Приставка Значащие части слова (морфемы), стоящие перед корнем, называются приставками. Приставки используются для образования новых однокоренных слов и относятся к словообразовательным аффиксам Основное лексическое значение большинства приставок заключается в указании направления или характера действия, в обозначении различных пространственных отношений: в-ходить, вы-ходить, за-петь, под-водный. Приставка без-, например, указывает на отсутствие того, что обозначено корнем: бес-шумно. Приставка не- придает слову противоположное значение: не-большой. Некоторые приставки могут употребляться в разных значениях: за-летел за черту, за-кормить (сравните: пере-кормить), за-петь (начать петь). В слове может быть несколько приставок. В основном приставки являются постоянными. Их правописание не зависит от места в слове, последующего звука и ударения. В отличие от постоянных приставок, правописание гласных в приставках раз- (рас-), роз- (рос-), пре- (при-) и конечных согласных "з" и "с" в некоторых приставках подчиняется определенным орфографическим правилам . Суффикс. Морфема, стоящая после корня, но перед окончанием, называется суффиксом: гор-н-ый. Суффикс отличается от приставки не только местом в слове, но и меньшей автономностью. Некоторые суффиксы обладают способностью оказывать влияние на корень, например, вызывать чередования согласных в корне (рук-а – руч-к-а). Присоединением суффикса могут образовываться другие, отличные от исходного слова, части речи (белый – бел-е-ть – бел-изн-а). Суффиксы, в отличие от приставок, обычно закреплены за определенной частью речи (-ний- – служит для образования существительных, -лив- – прилагательных, -ива- – глаголов). Значение суффикса может быть и очень конкретным (-ёнок- – детеныш), и абстрактным (-н- обозначает признак предмета, обозначенного в корне). За суффиксом может быть закреплено лексическое значение: зайч-ик (уменьшительное значение) – зайч-ище (увеличительное значение) и грамматическое значение: учен-иц-а (суффикс, обозначающий женский род). Суффиксы могут быть словообразовательными и формообразовательными. С помощью первых образуются новые (однокоренные) слова, а с помощью вторых – грамматические формы слова. Если в слове есть материально невыраженное грамматическое значение, в других формах выражаемое с помощью суффикса, то в слове выделяется нулевой формообразовательный суффикс. При образовании существительных от глаголов и прилагательных способом нулевой суффиксации выделяется нулевой словообразовательный суффикс. В одном слове может быть несколько суффиксов. Количество суффиксов в слове можно определить, восстановив словообразовательную цепочку Суффиксов много и они присутствуют в различных частях речи, поэтому в русской орфографии много правил, связанных с правописанием суффиксов. Окончание. Окончание – формообразовательная морфема, которая служит для связи слов в предложении, т.е. является средством согласования или управления. С помощью окончаний не образуются новые (однокоренные) слова, а образуются только формы слова. В отличие от суффиксов, которые могут быть и формообразовательными и словообразовательными морфемами, окончания всегда являются формообразовательными морфемами. Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, инфинитива, деепричастия, неизменяемых существительных и прилагательных. Материально не выраженное окончание в изменяемом слове (имеющем окончания в других формах) называется нулевым. Нулевые окончания широко представлены в русском языке в глаголах, существительных, прилагательных, кратких причастиях, числительных и местоимениях. Окончание не входит в основу слова, так же как формообразовательный суффикс. Билет №8. Основа слова и словоизменительные морфемы (окончания, словоизменительные суффиксы);их функции, значения. Часть слова без окончания и формообразовательного суффикса называется основой. В основе выражено лексическое значение слова. Для того чтобы выделить основу слова, необходимо исключить все формообразовательные суффиксы и окончание. При выделении основы с конечным [j] следует быть особенно внимательным, так как звук [j] на письме может быть обозначен с помощью гласной буквы, при этом [j] может относится к основе, а гласный звук к флексии, например, стоящий (основа стой, формообразовательный суффикс -ащ-). В упражнениях, при необходимости, конечный звук [j] основы следует обозначать с помощью буквы "й", а в суффиксе или в окончании обозначать звук соответствующей гласной буквой Для каждой основы важно определить ее морфемный состав. Основа может состоять только из корневой морфемы (дом), из корневой и некорневой (некорневых) морфем (дом-ик), из нескольких корневых морфем (дом-о-храни-тельница) и т.д. Отсутствие корневой морфемы в основе невозможно (слов без корня не бывает). При определении морфемного состава основы, т.е. при выделении в ней корневых и некорневых морфем, необходимо учитывать современное состояние языка. Так, в слове закадычный нельзя выделять приставку за- и суффикс -н-, так как определить, от какого слова оно образовано, невозможно, не обратившись к этимологии. При разборе слова по составу основу характеризуют по следующим признакам: производная/непроизводная, прерывистая/непрерывная. Непроизводная (ни от чего не образованная, первичная) основа обозначает условно и немотивированно предметы и явления окружающей нас действительности и не содержит словообразовательных аффиксов (дом-а, лис-ы). Производной называется основа слова, образованная от другой основы с помощью различных средств словообразования (например, словообразовательных аффиксов или нескольких производящих основ): домишк(а), пар(о)ход. Окончание – формообразовательная морфема, которая служит для связи слов в предложении, т.е. является средством согласования или управления. С помощью окончаний не образуются новые (однокоренные) слова, а образуются только формы слова. В отличие от суффиксов, которые могут быть и формообразовательными и словообразовательными морфемами, окончания всегда являются формообразовательными морфемами. Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, инфинитива, деепричастия, неизменяемых существительных и прилагательных. Материально не выраженное окончание в изменяемом слове (имеющем окончания в других формах) называется нулевым. Нулевые окончания широко представлены в русском языке в глаголах, существительных, прилагательных, кратких причастиях, числительных и местоимениях. Окончание не входит в основу слова, так же как формообразовательный суффикс. Формообразовательная морфема - суффикс Формообразовательный суффикс – флексия (формообразовательная морфема), служащая для образования форм слова. Формообразовательный суффикс следует отличать от словообразовательного суффикса, служащего для образования новых (однокоренных) слов. Сравните: дела-ть – дела-л (формообразующий суффикс -л- служит для образования форм прошедшего времени глагола) и дел-о – дел-а-ть (словообразующий суффикс -а- служит для образования нового слова от существительного дело). Формообразовательные суффиксы используются в основном в глаголах: -для образования форм прошедшего времени изъявительного наклонения и форм условного (сослагательного) наклонения (с формообразовательной частицей бы) служат суффикс -л- и нулевой формообразовательный суффикс; -для образования неопределенной формы глагола (инфинитива) служат суффиксы -ть, -ти, -чь -для образования формы повелительного наклонения используют суффиксы -и и нулевой а не "дь" и "й" (как можно было бы предположить), так как повелительное наклонение глаголов образуется от основы будущего времени (сядь-ешь, делай- ешь) (формообразовательные основы глагола); -для образования причастия как особой формы глагола используют формообразовательные суффиксы -для образования деепричастия как особой формы глагола используются суффиксы При анализе различных форм глагола следует определить, от какой формообразовательной основы образована данная форма. Помимо глагола, формообразовательные суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия: -простая сравнительная степень прилагательного и наречия образуется с помощью суффиксов -е-, -ее- (-ей); простая превосходная степень сравнения прилагательного образуется с помощью суффиксов -ейш- и -айш-. Билет №9. Основные способы образования в русском языке с помощью служебных морфем. Средствами словообразования называются средства, при помощи которых образовано новое (однокоренное) слово. Они |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |