на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Шпаргалки по русскому языку за 9 класс


Реферат: Шпаргалки по русскому языку за 9 класс

                                                Билет №1.

Русский язык - национальных язык русского народа, государственный язык

Российской Федерации и язык межнационального общения.

   Язык принадлежит к тем, общественным явлениям, которые действуют на протяжении всего существования человеческого общества. История не знает ни одного человеческого коллектива, ни одного народа, который бы не пользовался языком.. Человек существует только в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Средством, при помощи которого люди общаются друг с другом, передают свои мысли, желания, чувства, и является язык.

   Родственные, близкие по происхождению народы имеют родственные языки, которые по своему словарю и грамматике ближе друг к другу, чем к другим языкам. Так, все славяне говорят на родственных языках, потому что все славянские языки возникли из общего языка-основы, или общеславянского языка. Образование национальных языков происходит одновременно с формированием наций. Национальный язык является одним из важнейших признаков нации.

   Воспитание в человеке любви и уважения к своему языку является, прежде всего, воспитанием его патриотических чувств, любви к родине.

Билет №2.

Классификация гласных звуков. Произношение гласных звуков в различных

позициях. Орфоэпические нормы литературного языка.

   Гласными называются звуки, которые, в отличие от согласных, возникают при образовании тона без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных, гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения.

   В русском языке шесть основных, ударных, гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. При этом букв, обозначающих гласные, десять, так как я, ё, ю, е, обозначая звуки [а], [о], [у], [э], имеют еще и дополнительные функции (обозначения мягкости согласного или звука [j] на письме).

   Ударные гласные звуки выполняют смыслоразличительную функцию. Например, слова мал, мол, мул, мыл, мы различаем на слух только благодаря различиям в гласных.

   В безударных слогах гласные произносятся менее энергично. В результате происходит редукция гласных, т.е. изменение звука. Эти изменения затрагивают только силу и длительность звучания (бурундук [бурундук]) или бывают более существенными: меняется качество звучания, тогда один гласный звук, теряя свои характеристики, становится не отличим от другого гласного (леса – лиса [л'иса], сравните: леса – лиса [л'эса = л'иса]). Если меняются только сила и длительность произношения звука, то он сохраняет способность выполнять смыслоразличительную функцию (пустой [пустоj] – постой [пастоj]), а если меняется его качество, то эта функция утрачивается и могут (при совпадении всех других звуков в словах)

возникнуть омофоны ([л’иса] – леса – [л’иса] – лиса).

                                                                                                Билет №3.

Классификация согласных звуков. Произношение согласных звуков в зависимости от

положения в слове и сочетания с другими звуками. Орфоэпические нормы литературного языка.

   Согласные – это звуки, обязательным условием образования которых является наличие препятствия на пути воздушной струи после выхода из гортани в полости рта или при выходе наружу. В результате трения воздуха о стенки препятствия образуется шум, отличающий согласный звук от гласного, который образуется только с помощью тона. Одни согласные звуки образует только шум, в образовании других наряду с шумом участвует и тон. В отличие от гласных, согласные звуки в русском языке не образуют слог и не несут на себе ударение.

    Воспринимаемые нами различия согласных звуков связаны с особенностями их образования.

    Отсутствие или наличие тона при образовании согласных дает основание разделить их на глухие (без тона) и звонкие (с тоном).

   Форма языка также влияет на качество согласного звука, делая его твёрдым или мягким. Всего в русском языке 37 согласных звуков. Букв же, обозначающих на письме согласные, только 20, так как звук, отличающийся только твёрдостью/мягкостью, обозначает одна и та же буква. Мягкость согласного обозначается на письме другими способами.

   Согласные, которые отличаются друг от друга только одним признаком, образуют

пары, например, по звонкости/глухости ([п] – [б]), по твёрдости/мягкости ([б] – [б’]).

   Благодаря различиям, согласные звуки имеют способность выполнять смыслоразличительную функцию.

   Согласный, который отличается от другого согласного только по одному признаку, например, глухости/звонкости или твёрдости/мягкости, может утратить этот отличительный признак, совпасть по звучанию с другим согласным своей пары и перестать выполнять смыслоразличительную функцию.

   Звонкие согласные оглушаются на конце слова  и перед глухим согласным; некоторые твёрдые смягчаются перед некоторыми мягкими; зубные, оказываясь перед нёбными, уподобляются им по месту образования.

                                                                                                Билет №4.

Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Группы слов по лексическому

значению.

   Лексическое значение слова – это значение, непосредственно связанное с отражением в сознании человека предметов, явлений, отношений объективной действительности.

   Нужно понимать, что значение большинства производных слов не прямо, а опосредованно исходит из значений частей, их составляющих. Таких слов очень много: подворотня, приключение, уместный и др. Из этих примеров следует, что нельзя говорить о значении большинства слов русского языка как о простой сумме составляющих их морфем. Следует говорить о фразеологичности, лексической неделимости, целостности значения большинства слов.

   Слова делятся на однозначные и многозначные. Некоторые слова имеют переносное значение, но чаще всего они имеют только одно прямое значение.

      Лексико-грамматический разряд – разряд, объединяющий слова, обнаруживающие сходство в лексическом

значении и имеющие в результате этого общие грамматические признаки, напр., лексико-грамматический разряд

собирательных существительных. Слово, входящее в этот разряд, должно не только обозначать совокупность предметов, но и не изменяться по числам, как напр., ребятня. Слово банда, являясь собирательным только по значению (банды), в данный разряд не входит.

      Диалектизмы особенности, присущие отдельным территориальным диалектам:

фонетические, словообразовательные, морфологические, и др.;

лексические диалектизмы –  слова, употребляемые сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной общностью.

      Специальная лексика – слова и словосочетания, которые называют предметы и явления, относящиеся к различным сферам трудовой деятельности человека. В специальную лексику входят термины и профессионализмы.

      Жаргонизмы – слова ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными определёнными интересами, родом занятий, привычек, напр., сервить (пользоваться средой “Интернет”).

                                                                                                Билет №5.

                                                Лексика русского языка по употреблению и происхождению.

   Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику (от греч. lexis – слово). Слов в каждом языке столько, сколько требуется людям для обозначения всех предметов, явлений, отношений между предметами и явлениями. Словарный состав языка не постоянен: одни слова исчезают, другие появляются вместе с новыми явлениями. В настоящее время в русском языке приблизительно несколько сотен тысяч слов, из которых, как считается, 90 % исконно русских и 10 % заимствованных, в том числе и старославянизмов.

   Во-первых, в словарный состав языка входит лексика общеупотребительная. К ней относятся слова, понимаемые и

используемые в разных языковых сферах носителями языка независимо от их места жительства, профессии, социального статуса, образа жизни. В их число входят: большинство существительных (вода, железо, зима, книга, молния, стол), прилагательных (белый, далёкий, левый, норвежский, осенний), наречий (хорошо, плохо, понятно, холодно), глаголов (жить, делать, читать, мыть, ранить), все числительные, почти все местоимения и служебные части речи.

   Во-вторых, словарный состав языка содержит лексику ограниченного пользования: диалектную, специальную,

жаргонную, устаревшую (историзмы, архаизмы), которая тем не менее используется в литературе, и новую (языковые и авторские неологизмы), ещё не ставшую общеупотребительной.

   Кроме понятия словарный состав языка, существуют такие понятия, как активный и пассивный словарный запас носителей языка. К активному словарному запасу относятся слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и употребляет, активно использует. В зависимости от уровня языкового развития активный запас составляет от 300-400 до

1500-2000 слов. Пассивный словарный запас составляют слова понятные, знакомые, но не употребляемые в речи.

      Лексика общеупотребительная – слова, понимаемые и используемые в разных языковых сферах носителями языка

независимо от их места проживания, профессии, социального статуса, образа жизни, напр., вода, белый, хорошо, жить,

два, он. Противоположное понятие – лексика ограниченного употребления.

      Лексика ограниченного употребления – слова, употребление которых ограничено либо какой-то местностью (диалектизмы), либо профессиональным кругом (специальная лексика), либо средой общения (жаргонизмы). Противоположное понятие лексика общеупотребительная.

     Диалектизмы особенности, присущие отдельным территориальным диалектам:

фонетические, словообразовательные, морфологические, и др.;

лексические диалектизмы –  слова, употребляемые сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной общностью.

     Специальная лексика – слова и словосочетания, которые называют предметы и явления, относящиеся к различным сферам трудовой деятельности человека. В специальную лексику входят термины и профессионализмы.

     Жаргонизмы – слова ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными определёнными интересами, родом занятий, привычек, напр., сервить (пользоваться средой “Интернет”).

 

Билет №6.

Фразеологизм. Особенности его значения и синтаксической роли в предложении.

Использование фразеологизмов в тексте.

   В словарный состав языка входят не только отдельные слова, но также устойчивые сочетания слов – фразеологизмы,

которые являются предметом изучения фразеологии – относительно самостоятельного раздела лексикологии.

   Так же, как слова, фразеологизмы представляют собой лексические единицы, потому что они постоянны по своему составу и лексическому значению. Без утраты смысла во многих из них нельзя заменять слова на синонимичные (сравните: протянуть ноги и вытянуть ноги) и распространить их другими словами (сравните: протянуть ноги и протянуть свои ноги). Лексическое значение фразеологизма не является суммой значений составляющих его компонентов (слов), хотя может зависеть от них. Значение некоторых фразеологизмов можно передать одним словом – синонимом (Ну, это бабушка надвое сказала – Ну, это враньё).

   Словосочетание      , представляющее собой фразеологизм, является единым членом предложения. Так, в предложении Мы

остались с носом фразеологическое сращение остались с носом – сказуемое. Допустимо охарактеризовать как разные члены предложения лишь слова некоторых фразеологических сочетаний, как правило, таких, в которых слово со связанным

значением может сочетаться с несколькими словами (щекотливый(ая) вопрос/тема/ситуация).

    Совокупность фразеологизмов составляет фразеологию языка. Фразеологизмы фиксируются и толкуются во

фразеологических словарях.

                                                                                                Билет №7.

Виды морфем: корневые и служебные (приставка, суффикс, окончание).

Словообразовательные и словоизменительные служебные морфемы. Корень.

   Корень – обязательная морфема (словообразовательный элемент) слова: есть слова, в которых отсутствуют другие морфемы (приставки, суффиксы, окончания, постфиксы), но слов без корня не существует. В корне содержится основное лексическое значение слова.

   Корню противопоставляются некорневые морфемы – аффиксы (приставки, суффиксы, постфиксы, окончания), среди которых выделяются словообразовательные, служащие для образования новых слов и придающие им дополнительное лексическое значение (собака и собачник), и формообразовательные, образующие формы слова (лес и о лесе).

    Те корни, которые способны существовать без словообразовательных аффиксов, называются свободными (лес), а те, которые встречаются лишь вместе со словообразовательными приставками и суффиксами– связанными.

    Слова с одним и тем же корнем, но с разными словообразовательными аффиксами называются однокоренными или

родственными. Образования с одним и тем же корнем, но с разными формообразовательными аффиксами (флексиями) (лес – к лес-у – о лес-е – за лес-ом) не являются однокоренными, а представляют собой грамматические формы одного и того же слова.

   Корень вместе с словообразовательными аффиксами входит в основу слова. Основа слова, состоящая только из корня и не содержащая словообразовательных аффиксов, называется непроизводной (дом, лошадь).

   Если в слове можно выделить словобразовательные аффиксы, то его основа характеризуется как производная (дом-ик, лошад-к-а).

   Основа слова может включать не один корень, а несколько, такая основа также характеризуется как производная и

называется прерывистой.

         

Приставка

   Значащие части слова (морфемы), стоящие перед корнем, называются приставками. Приставки используются для

образования новых однокоренных слов и относятся к словообразовательным аффиксам

   Основное лексическое значение большинства приставок заключается в указании направления или характера

действия, в обозначении различных пространственных отношений: в-ходить, вы-ходить, за-петь, под-водный. Приставка

без-, например, указывает на отсутствие того, что обозначено корнем: бес-шумно. Приставка не- придает слову

противоположное значение: не-большой.

   Некоторые приставки могут употребляться в разных значениях: за-летел за черту, за-кормить (сравните: пере-кормить),

за-петь (начать петь).

   В слове может быть несколько приставок.

   В основном приставки являются постоянными. Их правописание не зависит от места в слове, последующего звука и

ударения. В отличие от постоянных приставок, правописание гласных в приставках раз- (рас-), роз- (рос-), пре- (при-)

и конечных согласных "з" и "с" в некоторых приставках подчиняется определенным орфографическим правилам .

                                                Суффикс.

   Морфема, стоящая после корня, но перед окончанием, называется суффиксом: гор-н-ый.

   Суффикс отличается от приставки не только местом в слове, но и меньшей автономностью. Некоторые суффиксы

обладают способностью оказывать влияние на корень, например, вызывать чередования согласных в корне (рук-а – руч-к-а).

Присоединением суффикса могут образовываться другие, отличные от исходного слова, части речи (белый – бел-е-ть – бел-изн-а). Суффиксы, в отличие от приставок, обычно закреплены за определенной частью речи (-ний- – служит

для образования существительных, -лив- – прилагательных, -ива- – глаголов). Значение суффикса может быть и очень конкретным (-ёнок- – детеныш), и абстрактным (-н- обозначает признак предмета, обозначенного в корне). За суффиксом может быть закреплено лексическое значение: зайч-ик (уменьшительное значение) – зайч-ище (увеличительное значение) и

грамматическое значение: учен-иц-а (суффикс, обозначающий женский род).

   Суффиксы могут быть словообразовательными и формообразовательными. С помощью первых образуются новые (однокоренные) слова, а с помощью вторых – грамматические формы слова.

    Если в слове есть материально невыраженное грамматическое значение, в других формах выражаемое с помощью

суффикса, то в слове выделяется нулевой формообразовательный суффикс.

   При образовании существительных от глаголов и прилагательных способом нулевой суффиксации выделяется нулевой

словообразовательный суффикс.

   В одном слове может быть несколько суффиксов. Количество суффиксов в слове можно определить, восстановив словообразовательную цепочку

   Суффиксов много и они присутствуют в различных частях речи, поэтому в русской орфографии много правил, связанных с правописанием суффиксов.

                                                                                                Окончание.

   Окончание – формообразовательная морфема, которая служит для связи слов в предложении, т.е. является средством согласования или управления.

   С помощью окончаний не образуются новые (однокоренные) слова, а образуются только формы слова. В отличие от суффиксов, которые могут быть и формообразовательными и словообразовательными морфемами, окончания всегда являются формообразовательными морфемами.

   Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, инфинитива, деепричастия,

неизменяемых существительных и прилагательных.

   Материально не выраженное окончание в изменяемом слове (имеющем окончания в других формах) называется нулевым. Нулевые окончания широко представлены в русском языке в глаголах, существительных, прилагательных,

кратких причастиях, числительных и местоимениях.

   Окончание не входит в основу слова, так же как формообразовательный суффикс.

                                                                                                Билет №8.

Основа слова и словоизменительные морфемы (окончания, словоизменительные суффиксы);их функции, значения.

   Часть слова без окончания и формообразовательного суффикса называется основой. В основе выражено

лексическое значение слова. Для того чтобы выделить основу слова, необходимо исключить все формообразовательные

суффиксы и окончание.

   При выделении основы с конечным [j] следует быть особенно внимательным, так как звук [j] на письме может быть обозначен с помощью гласной буквы, при этом [j] может относится к основе, а гласный звук к флексии, например, стоящий (основа стой, формообразовательный суффикс -ащ-). В упражнениях, при необходимости, конечный звук [j] основы следует обозначать с помощью буквы "й", а в суффиксе или в окончании обозначать звук соответствующей гласной буквой

   Для каждой основы важно определить ее морфемный состав. Основа может состоять только из корневой морфемы (дом), из корневой и некорневой (некорневых) морфем (дом-ик), из нескольких корневых морфем (дом-о-храни-тельница) и т.д. Отсутствие корневой морфемы в основе невозможно (слов без корня не бывает). При определении морфемного состава основы, т.е. при выделении в ней корневых и некорневых морфем, необходимо учитывать современное состояние языка. Так, в слове закадычный нельзя выделять приставку за- и суффикс -н-, так как определить, от какого слова оно образовано, невозможно, не обратившись к этимологии.

   При разборе слова по составу основу характеризуют по следующим признакам: производная/непроизводная,

прерывистая/непрерывная.

   Непроизводная (ни от чего не образованная, первичная) основа обозначает условно и немотивированно предметы и

явления окружающей нас действительности и не содержит словообразовательных аффиксов (дом-а, лис-ы).

   Производной называется основа слова, образованная от другой основы с помощью различных средств словообразования

(например, словообразовательных аффиксов или нескольких производящих основ): домишк(а), пар(о)ход.

   Окончание – формообразовательная морфема, которая служит для связи слов в предложении, т.е. является средством согласования или управления.

   С помощью окончаний не образуются новые (однокоренные) слова, а образуются только формы слова. В отличие от суффиксов, которые могут быть и формообразовательными и словообразовательными морфемами, окончания всегда являются формообразовательными морфемами.

   Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, инфинитива, деепричастия,

неизменяемых существительных и прилагательных.

   Материально не выраженное окончание в изменяемом слове (имеющем окончания в других формах) называется нулевым. Нулевые окончания широко представлены в русском языке в глаголах, существительных, прилагательных,

кратких причастиях, числительных и местоимениях.

   Окончание не входит в основу слова, так же как формообразовательный суффикс.

Формообразовательная морфема - суффикс

   Формообразовательный суффикс – флексия (формообразовательная морфема), служащая для образования форм слова.

    Формообразовательный суффикс следует отличать от словообразовательного суффикса, служащего для образования новых (однокоренных) слов. Сравните: дела-ть – дела-л (формообразующий суффикс -л- служит для образования форм прошедшего времени глагола) и дел-о – дел-а-ть (словообразующий суффикс -а- служит для образования нового слова от

существительного дело).

   Формообразовательные суффиксы используются в основном в глаголах:

   -для образования форм прошедшего времени изъявительного наклонения и форм условного (сослагательного)

   наклонения (с формообразовательной частицей бы) служат суффикс -л- и нулевой формообразовательный

   суффикс;

   -для образования неопределенной формы глагола (инфинитива) служат суффиксы -ть, -ти, -чь

   -для образования формы повелительного наклонения используют суффиксы -и и нулевой а не "дь" и "й" (как можно было

   бы предположить), так как повелительное наклонение глаголов образуется от основы будущего времени (сядь-ешь, делай-

   ешь) (формообразовательные основы глагола);

   -для образования причастия как особой формы глагола используют формообразовательные суффиксы

   -для образования деепричастия как особой формы глагола используются суффиксы

   При анализе различных форм глагола следует определить, от какой формообразовательной основы образована

данная форма.

   Помимо глагола, формообразовательные суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия:

   -простая сравнительная степень прилагательного и наречия образуется с помощью суффиксов -е-, -ее- (-ей);

   простая превосходная степень сравнения прилагательного образуется с помощью суффиксов -ейш- и -айш-.

                                                                                                Билет №9.

Основные способы образования в русском языке с помощью служебных морфем.

   Средствами словообразования называются средства, при помощи которых образовано новое (однокоренное) слово. Они

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.