на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: теория цвета у Гумилева


 


Классификация цветообозначений по тематическим зонам и особенности их функционирования

      Цветообозначения в поэтических текстах Гумилёва часто служат для изображения некоторых повторяющихся классов объектов, соотносясь, таким образом, с определёнными тематическими зонами, которые описываются с помощью цветообозначений.

      Исследовав поле цвета ранней лирики Н.С.Гумилёва, мы выделили основные тематические группы, включающие объекты, описываемые с помощью цветообозначений. В соответствии с классификацией В.Г.Кульпиной [Кульпина 2001, 81-441], мы распределили цветообозначения по следующим тематическим зонам:

1.   Цветообозначение природных объектов:

1.1  цветообозначение водных пространств, воды, водоёмов;

1.2  цветообозначение небосклона и небесных объектов;

1.3  цветообозначение метеорологических объектов;

1.4  цветообозначение времени суток;

1.5  цветообозначение элементов ландшафта;

1.6  цветообозначение минералов;

1.7  цветовые характеристики флористических объектов растительного мира;

1.8  цветообозначение сообществ растений и их составных частей;

1.9  цветообозначение анималистических объектов (животных, птиц, насекомых, рыб).

2.   Социолингвистическое измерение цвета:

2.1  антропологические цветовые характеристики;

2.2  мир артефактов и их цветообозначение;

2.3  цветообозначение реалий религиозного мира;

2.4  цветообозначение отвлечённых понятий.

1.   Цветообозначение природных объектов

1.1      Цветообозначение водных пространств, воды, водоёмов

      В физическом смысле вода является бесцветной и прозрачной, но в зависимости от окружения и характера водоёма может приобретать в языке тот или иной цвет или оттенок.

     Цветовые характеристики моря.

       Море. В русском языке синий цвет воды является эстетическим  идеалом, а в художественной литературе на русском языке синее море ─ это прототипический цветовой образ моря.

      Обратимся к поэзии Гумилёва. Образ моря чаще всего связан с синим и его оттенками:

голубойГолубые моря нескончаемых встреч…(После победы); Веер самых розовых тучек На морской голубой ковёр…(На берегу моря);    синий ─ А море синей пеленой Легло вокруг, как мощь и слава…(Ода дАнунцио); бирюзовый ─ Но весел в море бирюзовом С латинским парусом челнок…(На море); эмалевый ─ Как эмаль, сверкает море…(Неаполь).

      Цветообозначение седой связано с состоянием моря во время плохой погоды, выдаёт настроение печали, тревоги: И над морем седым и пустынным…(Помпей у пиратов); На жёлтые пески седых морей…(Больной).

     Есть у Гумилёва и характеристика моря при помощи цветообозначения красный, но это собственное наименование моря: И Красное пылающее море  Пред ним свои расстелет багрецы…(Паломник).

      Лексема пучина тоже обозначает образ моря: Что залёг в пучинах голубых…(Открытие Америки); Стонет грек над пучиной синей…(Канцоны).

      

   Река. Обычно река в художественной литературе на русском языке синяя или голубая (реже серебряная). У Гумилёва же это нечто иное: Как веселы в пламенном Тибре галеры…(Блудный сын). Это цветообозначение в сочетании с собственным наименованием реки ─ свидетельство интереса поэта к путешествиям, к экзотике.

    Ручей. Обычно в художественной литературе ручей голубой, прозрачный (реже серебряный). У Гумилёва: Сребристо-матовый ручей…(Рощи пальм и заросли алоэ…).

   Волна. Обычно колористическая амплитуда волны значительно отличается от амплитуды моря, хотя явно является его частью: На траурно-чёрных волнах…(Озёра). Здесь цветовая характеристика волны явно привносит в семантику оттенок трагичности.

     Зыби, заводи, болото. Цветовая характеристика подобных водных объектов ─ особенность поэзии Гумилёва: По изгибам зелёных зыбей…(Капитаны); И стали тихие заводи Синими и благоуханными…(Заводи); В зелёном драконьем болоте…(Какая странная нега…).

     Существуют в лирике Гумилёва и цветообозначения  воды: Налево ─ зелёные воды Евфрата…(Сон Адама).

1.2      Цветообозначение  небосклона и небесных объектов

     Небо в русском языке прежде всего синее или голубое. Обратимся к языку поэзии Гумилёва. При описании неба поэт чаще всего использует синий и его оттенки: голубой ─ Когда безрадостные бури Царили в небе голубом…(Дева Солнца); И ты вплетаешь яркий грех В гирлянды неба голубого…(Осенняя песня); Небо, бесконечно голубое, Небо, золотое от лучей…(Рощи пальм и заросли алоэ…); Но восторг мой прожёг голубой небосклон…(Рощи пальм и заросли алоэ); синийНебес далёких синева…(Осенняя песня); Небосклон безоблачен и синь…(Открытие Америки); Полетел на белые утёсы, В синем небе описав дугу…(Открытие Америки); лазурный ─ Я пел и солнцу, и лазури…(Дева Солнца); Пред ней рассыпались в лазури Степных закатов багрецы…(Дева Солнца); эмалевый ─ В эмалевом небе дразня журавлиные стаи…(Я верил, я думал…).

      В рассветно-закатную пору небо может получать оттенки красного, жёлтого цветов: розовый ─ На небе розовом стыда…(Анакреонтическая песенка); Как розов за портиком край небосклона…(Блудный сын); жёлтый, алый ─ В небе жёлтом, в небе алом…(Оборванец).

     Особенностью поэзии Гумилёва является цветообозначение золотой, используемое для характеристики неба: Небо, золотое от лучей…(Рощи пальм и заросли алоэ…); Ах, мне снилась равнина без края и совсем золотой небосклон…(Отравленный).

       Цветообозначение светил. Солнце. В фольклоре солнце обычно красное, реже золотое. У Гумилёва используется сложносоставное цветообозначение: Золотисто-огненное солнце…(Пещера сна).

       Луна в русском языке обычно белая или голубая. Наличие цветовой характеристики багровый говорит о тревоге, предвестии зла: На небе сходились тяжёлые, грозные тучи, Меж них багровела луна, как смертельная рана…(Грёза ночная и тёмная).

       Месяц обычно серебряный или золотистый. Особенностью поэзии Гумилёва является употребление цветообозначения кровавый: И смотрит месяц кровавый…(Рим).

        Звёзды обычно в русском языке золотые, голубые, белые. У Гумилёва ─ это близкий человеку объект необычного цвета: Горел в лесах звездою алой Осенней неги поцелуй…(Осенняя песня).

        Особенностью поэзии Гумилёва является использование цветообозначений для характеристики кометы. Издавна комета считалась предзнаменованием беды, что и обусловило появление оттенков красного: Быть может, как родился он, на небе Кровавая растаяла комета…(Портрет мужчины); И медленно рея багровым хвостом, Помчалась к земле голубая комета…(Сон Адама).

      Необычны в языке поэзии Гумилёва и цветообозначения луча: И на ступени алтаря последний алый луч бросает…(Осенняя песня); Когда зелёный луч, последний на закате…(Разговор).

        Цветообозначение зари, восходов и закатов. Цветовое описание подобных явлений создаёт сходную в цветовом отношении картину. Если поэт при этом хочет вложить в описание романтические чувства, главным цветом является красный и его оттенки: алый ─ И краски алого заката…(Дева Солнца); Краски алого заката Гасли в сумрачном лесу…(Сказка о королях); багряный ─ И багряные закаты…(Неаполь); электрический ─ Как живые говорили С электрическим закатом…(Сада-Якко); розовый ─ И девственный холод зари розоватой…(Сон Адама); В час, когда, как знамя в небе дымно-розовая заря…(Жизнь); Смотрю на тающую глыбу, На отблеск розовых зарниц…(Маркиз де Карабас).

1.3      Цветообозначение метеорологических явлений

      Снег ─ прототип белого цвета. У Гумилёва снег получает цветовую характеристику серебряный: Снега серебряных вершин…(Старина).

      Лёд обычно голубой, синий. У Гумилёва ─ серебряный: Застывают в серебряных льдах мастодонты…(Современность).

       Ветер. Если это вихрь, то в русском языке обычно получает цветовую характеристику чёрный, но у Гумилёва ─ рыжий. Лексема смерч используется редко: Где рыжий вихрь вздымает горы раха…(Паломник); Вот огненный смерч пред ним закрутился…(Сон Адама).

       Тучи в русском языке обычно описываются при создании картины плохой погоды. Это чёрные, сизые тучи: Слава, слава небу в тучах чёрных…(Дождь); Да тучи сизые да чёрные…(Старина); Но домчусь к родному краю С грозовою сизой тучею…(Возвращение Одиссея). Но золотые и розовые тучи ─ особенность поэзии Гумилёва: И о Данае, туче золотой…(Канцоны); Грозовой иль золотистою Будь же тучей среди туч…(Сказка о королях); Веер самых розовых тучек…(На берегу моря).

      Облака в русском языке чаще всего белые, редко ─ алые: И пляски белых облаков…(Старые усадьбы); В час, когда словно облак красный, Милый день уплывёт из глаз…(Смерть).

      Туман у Гумилёва описывается часто и имеет не обычные, традиционные в русском языке характеристики: кровавый ─ Очи окутал кровавый туман…(Возвращение Одиссея); Ты среди кровавого тумана К небесам прорезывала путь…(Смерть); розовый ─ Взоры в розовых туманах…(Носорог). Данные характеристики являются исключением и относятся к человеку или животному. Природные характеристики: Бегут белесоватые туманы…(Гиена); Белобрысые туманы…(Неаполь).

 

Цветовые характеристики тьмы, света, тени

   Цветовые характеристики тьмы, света, тени интересны и разнообразны: Лиловые тени скользят по лугам…(Сон Адама); Что надо ей от высоты И от воздушно-белой тени…(Осенняя песня); В зелёный сумрак входит Дамаянти…(Ислам); Сумрак комнат издевался, Бледно-серый и угрюмый…(Сказка о королях); Входила тихо, вся дрожа, Залита сумраком багряным…(Осенняя песня); Был странен серый полумрак…(Ужас); И голубая полумгла Вокруг, как бабочка, порхает…(Осенняя песня)4 И алый свет, и свет зимы Предстал как свет воздушно-белый…(Осенняя песня); Мне из рая, прохладного рая, Видны белые отсветы дня…(Отравленный); Рычит в огне багряных светов Явление природы…(Ода д Аннунцио).

    

1.4      Цветообозначение времени суток

      В целом цветовые характеристики вечера и ночи в поэзии Гумилёва вполне традиционны. Следует отметить, что особая картина создаётся сочетанием нескольких цветов: Запад был медно-красный, Вечер был голубой…(Однажды вечером); Объятья ночи голубой, Как розы робости мгновенны…(Осенняя песня); Я помню ночь, как чёрную наяду…(Пятистопные ямбы). Цветообозначения золотой и пурпурный при характеристике дня ─ особенность поэзии Гумилёва: Ярче золота вспыхнули дни…(В небесах); И речи дивные шептала О золотом, пурпурном дне…(Дева Солнца).

  

1.5      Цветообозначение элементов ландшафта

      Цветообозначение скал, утёсов, гор: Орёл Сафо у белого утёса…(Жестокая); Где седые, грозовые Скалы высятся венцом…(Неаполь); На белом пригорке, над полем чайным…(Возвращение Одиссея).

      Цветовая характеристика равнины при помощи цветообозначения золотой довольно традиционна для русского языка: Золотой, тосканской равнины…(Пиза).

        Цветообозначение морского берега (песок, камни): На жёлтые пески седых морей…(Больной); В нём золотой песок…(Сады души); Считать большие бурые каменья…(Больной).

      Горизонт в русском языке, как и у Гумилёва, часто бывает золотым: Снова полюбим влекущую даль мы И золотой от луны горизонт…(Возвращение Одиссея).

      Даль ─ отрезок территории, весьма удалённой от говорящего. Обычно голубая, розовая, что является яркой приметой романтизма: Всегда ожидает из розовой дали…(Сон Адама); Задумчиво смотря как сини дали…(Памяти Анненского).

Цветообозначение стран: Оно ─ колокольчик фарфоровый в Жёлтом Китае…(Я верил, я думал); Как в золотом Багдаде…(Паломник); И русский флаг над Белой Хивой…(Туркестанские генералы).

      

1.6      Цветообозначение минералов

     Цветообозначение минералов играет огромную роль в поэзии Гумилёва. Камни ─ целый мир, неотделимый от поэта. Они всегда волновали человека, оказывались в центре его внимания и интереса. Цвет минералов является их ключевой характеристикой: немало названий минералов образовалось от названий терминов цвета (лазурит), и наоборот, ряд названий минералов послужил базой для образования цветообозначений (сапфировый).

      Тема драгоценных камней в творчестве Гумилёва связана с его экзотическими путешествиями и во многом обеспечивает особенный колорит его поэзии: рубин ─ И одно золотое с рубином кольцо…(Сказка о королях); И рубины греховно-красны…(Русалка); Слишком яркие рубины…(Маргарита); гранаты ─ Гранатов алых для манжет…(Рондалла); коралл ─ На смуглой шее нить коралла…(Открытие Америки); янтарь, жемчуг Янтари и жемчуга…(Невеста льва); И янтарь всегда висел на шее…(Озеро Чад). Мы считаем правомерным учет драгоценных камней как таковых, так как они не просто имплицитно содержат цветовое значение, но и выявляют его в названии.

   Цветообозначение золота. Золото ─ благородный металл жёлтого цвета. Цветообозначения золота, золотого очень частотны в поэзии Гумилёва. Колорема золотой связана с экзотическим колоритом творчества поэта: Хранившие золото в тёмном порту…(Капитаны); Червонное золото… Так золото манит и радует взгляд…(Сон Адама); Но в золоте тайные силы таятся… Вокруг него сверкает злато…(Дева Солнца); Сыплется в узорное окно золото и пурпур повечерий…(Открытие Америки).

1.7      Цветообозначение растительного мира

 

Цветовые характеристики флористических объектов (цветов)

       Цветовая характеристика ─ непременный атрибут цветка, один из главных его признаков, имеющий огромную функционально-символическую нагрузку. Этот вопрос довольно сложен, он включает также понятие характеристик-модификаторов, что послужит темой отдельного параграфа. Здесь же мы просто перечислим случаи цветообозначений цветов, функционирующие в поэзии Гумилёва. Для обозначения цветов вообще поэт чаще всего использует оттенки красного и белый: Певцу подарил я кровавый цветок…(Песня о певце и короле);, Цветы пурпурные звенят…(Осенняя песня); Бледная царица уронила Для него алеющий цветок…(Заклинание); В твоём гербе ─ невинность лилий, В моём ─ багряные цветы…(Поединок); Но любовь разве цветик алый, Чтобы ей лишь мгновенье жить…(Я не прожил, я протомился); А она пришла, ступая над рубинами цветов…(Рыцарь с цепью); Когда сплетаешь, как виденье, Святые, белые цветы…(Credo); Она вперёд меня манила, роняла белые цветы…(Дева Солнца); За то, что он безмерно любит Безумно-белые цветы…(Дева Солнца); А завтра одену Из снежных цветов прихотливый наряд…(Осень).

      Из конкретных наименований цветов следует выделить: розы и лилии. Розы в поэзии Гумилёва чаще всего оттенков красного, а лилии ─ голубые (хотя имплицитно обычно белые). Это яркое свидетельство преемственности романтизма в раннем творчестве Гумилёва. Розы ─ Здесь розы краснее, чем пурпур царей…(Капитаны); И душные, красные клонятся розы…(Сон Адама); На пол, горячий от луча, Бросая  пурпурную розу…(Осенняя песня); Другая, пурпурная, рдеет, Огнём любви обожжена…(Две розы); На горном снеге алеют розы…(На молитвы Грига); Словно рыцарь с розой алой На чешуйчатой броне…(Старая дева); Но зато рисуется в ней резче Круглый куст кровавых роз…(Дождь); Одна так нежно розовеет, Как дева, милым смущена…(Две розы); Странная белая роза… Ты ─ лепесток иранских белых роз…(Беатриче); У меня же в темнице Куст фарфоровых роз…(Китайская девушка); лилии ─ Но я вплету в воинственный наряд Звезду долин, лилею голубую…(Я, конквистадор в панцире железном…); И, может быть, рукою мертвеца, Я лилию добуду голубую…(Сонет); сирень ─ Ушла…Завяли ветки Сирени голубой…(Почтовый чиновник).

       

1.8      Цветообозначение сообществ растений и их составных частей

      Ботанические сообщества ─ леса, сады, луга, поля, травы и т.д.

       Лес ─ обычно зелёный, чёрный, осенью ─ золотой. У Гумилёва лес голубой, лазоревый: Среди лазоревого леса…(Осенняя песня); В их голубых, весёлых чащах…(Осенняя песня).

       Деревья (тополь, ива). Цветовая характеристика тополя вполне традиционна: Только в редкие просветы Тёмно-бурых тополей…(Лесной пожар). Интересно цветообозначение ивы: И будят забытые, грустные чары Серебряно-белые ивы…(Озеро).

      Сад ─ чаще всего зелёный. У Гумилёва ─ золотой: И про золотой индийский сад…(Открытие Америки).

      Цветообозначения листьев, травы, плодов вполне традиционны: С деревьев падал лист сухой, То бледно-жёлтый, то багряный…(Осенняя песня); Как листья осенние, прелые, бурые листья…(Варвары); Когда горят в траве зелёной маки…(Фра Беато Анджелико); Нет голосов и нет травы эелёной…(Больной); Золотые, зрелые плоды (Солнце духа); Среди ветвей румянятся плоды…(Рай); Для девушек янтарные плоды…(Потомки Каина).

      Цветообозначение поля, нив также традиционно: К несуществующим, но золотым полям…(Пиза); Вечерний лес певуч и светел, Черны и радостны поля…(Маркиз де Карабас); И нив желтеющих простор…(Маркиз де Карабас).

      Традиционно и колоритно описание аллей: В червонном золоте аллей…(Памяти Анненского). Интересно присутствие описанных при помощи цветообозначений мха, плюща: Голубые, нежные мхи…(Семирамида); Под окном в золотом плюще…(Маргарита). Описание

куста необычно и является особенностью поэзии Гумилёва: Сквозь тёмно-красные кусты…(Ослепительное); Как красный куст, горит и говорит…(Жестокой).

1.9      Цветообозначение  анималистических объектов

   Очевидно, что объекты живой природы наше цветовидение способно наделять цветом.

    Особенности цветообозначения животных.

    Конь. Внутри вида лошадей имеется значительная цветовая дифференциация, но у Гумилёва цветовая характеристика лошадей с этим не связана. Конь в поэзии Гумилёва белый или чёрный, что связано с символикой этих цветов: Но теперь, словно белые кони от битвы…(Беатриче); Самой белой лошади негуса…(Абиссинские песни); Белоснежные кони ринут В ослепительную высоту…(Смерть); Мой конь, удача из удач, И белоснежный, величавый…(Дон Жуан в Египте); Мрачный всадник примчался на чёрном коне…(Сказка о трёх королях); Что за бледный и красивый рыцарь Проскакал на вороном коне…(Влюблённая в дьявола). Цветовая характеристика коня при помощи цветообозначения золотой ─ особенность поэзии Гумилёва: Как конь золотистый у башен, Играя, вставал на дыбы…(Ты помнишь дворец великанов…).

       Кошки ─ чаще всего белые: И, как беленькие кошки, Как играющие дети…(Сада-Якко); И лапкой белой и точёной…(Маркиз де Карабас). Пантера. Разновидность пантер с чёрной шерстью живёт в Индии. Пантера относится к числу экзотических животных, описываемых в произведениях Гумилёва: У ног её две чёрные пантеры С отливом металлическим на шкуре…(Сады души).

     Змей, крокодил ─ экзотические животные, имеют зафиксированную в нашем сознании зелёную окраску. У Гумилёва она реализуется при помощи цветообозначения изумрудный: Там, где дремлет, с Нила привезённый, Тёмно-изумрудный крокодил…(Каракалла); Крокодил сверкал у судна чешуёю изумрудной…(Мореплаватель Павзаний); И погасли изумруды змея И павлина веерное диво…(Рассвет).

     Единорог ─ мифическое животное белой окраски: И белые, как снег, единороги…(Потомки Каина).

    Цветообозначение рыб.

     Рыбы ─ обычно серебряные (золотые). Употребление цветообозначения для характеристики дельфина ─ особенность поэзии Гумилёва: Влекут его чёлн голубые дельфины…(Сон Адама); В бассейне серебряных рыб…(Ты помнишь…); К золотым сбегали рыбкам…(Маэстро).

   Цветообозначение птиц.

   Интересно и символично описание птиц: И вьётся траурная птица Над венценосной головой… Металлической птицы блещет золотом хвост… Как воды утром, розовеют птицы…(Сады души). Описание голубя, лебедя, чайки традиционно, в природе, как и в поэзии, эти птицы часто имеют белую окраску: На ковре она трепещет, Словно белая голубка…(Самоубийство); Моей любви, голубки белой…(Анакреонтическая песенка); И был лебедем нежным и белым…(Мечты); Чайки белей и невинней зарницы… Описание орла интересно и индивидуально: Но орёл, чьи перья ─ красный пламень…(Орёл Синдбада); И лоснились коричневые перья…(Орёл). Присутствие лексемы павлин ─ особенность поэзии Гумилёва: Но павлин и строг и непонятен, Золотистый хвост его украшен Тысячею многоцветных пятен…(Рассвет).

      Цветообозначение насекомых.

    Бабочки. Дневные бабочки разноцветны, ночные ─ белые, серебряные: Бабочки оранжевой окраски…(Пещера сна); В них ночные бабочки, как тени, С крыльями жемчужной белизны…(Каракалла). Описание жука и пчел носит метафорический характер: И жуками золотыми Нам сияло ваше имя…(Сада-Якко); Там, где огни на лагуне ─ Тысячи огненных пчёл…(Венеция).

     

2.   Социолингвистическое измерение цвета

2.1 Антропологические цветообозначения

     Цветовая картина мира глубоко антропоцентрична. Предметы окружающей действительности наделяются цветом именно в сознании человека. Нередко цветообозначения переходят в разряд эстетической категории.

Цветообозначение внешности, портрета человека.

    Цветообозначение неотделимо от описания внешности человека и протекающих в его сознании психических процессов. В лирике Гумилёва довольно часто цветовую характеристику получают организм человека, части тела, лица, одежда и т.д.

     Цветообозначение лица, частей тела.

    Глаза. Наиболее важной частью лица являются глаза. В сознании человека именно глаза напрямую связаны с внутренним миром человека, его мыслями, чувствами, душой. Цвет глаз может метонимически переходить на взгляд и окрашивать его. Обычно прямые цветообозначения глаз сосуществуют с метафорическими, закрепившимися в сознании людей.

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.