на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Современный русский язык


Глаголы НСВ отвечают на вопрос что делать? и не обозначают законченного действия (читать) действия, достигшего определенного предела (худеть).

Большинство непроизводных глаголов русского языка имеют характеристику НСВ (читать, менять, кричать). Для образования от них глаголов СВ необходимо прибавить приставку (читать ® пере-читать), приставку и суффикс (менять ® с-мен-и-ть) или суффикс -ну- со значением однократности (кричать ® крик-ну-ть).

Не происходит изменения видовой характеристики только у 17 глаголов разнонаправленного движения при прибавлении к ним приставки с пространственным значением, например: летать ® у-летать.

Два глагола, различающиеся только видовым значением (завершенность действия, достижение действием предела), составляют видовую пару: делать - сделать, читать - прочитать.

Некоторые глаголы имеют супплетивные (образованные от другой основы) видовые пары: говорить - сказать. В некоторых случаях глаголы в видовой паре внешне различаются только местом ударения (разрéзать - разрезáть).

В русском языке есть двувидовые глаголы: значение вида они приобретают в контексте. Это глаголы казнить, женить, крестить, обещать (Вчера он наконец женился - СВ. - Он женился несколько раз - НСВ), глаголы на -ировать: телеграфировать, оперировать (Ему еженедельно телеграфировали об успехах предприятия - НСВ - Он решил телеграфировать о своем приезде - СВ).

В русском языке есть глаголы, не участвующие в видообразовании, поскольку их значение чуждо описанию протекания действия: они обозначают не действие, а факт (стоить, иметь - НСВ) или моментальный переход из одного состояния в другое (вскрикнуть, очнуться - СВ).

Время

   В современном русском языке у глаголов различают три формы времени: настоящее, прошедшее и будущее.

   Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое происходило до момента речи, например: Пушкин перешагнул через хребет столетия (Р. Гамзатов). Для образования прошедшего времени обычно служит суффикс -л-, например: петь - пел, работать - работал. Но в некоторых случаях форма мужского рода прошедшего времени образуется без суффикса -л- (нести - нес), а в форме женского и среднего рода и в форме множественного числа этот суффикс появляется (несла, несло, несли). У глаголов на -чь при образовании формы прошедшего времени происходит чередование ч/г или ч/к, например: стере-чь - стерег, пе-чь - пек.
   Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе - по родам.

   Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, которое происходит в момент речи, например: Я ищу встречи со всем, что было связано с Блоком (К. Паустовский). Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида. Эти формы образуются с помощью личных окончаний: ид-у, ид-ешь, ид-ет, ид-ем, ид-ете, ид-ут. Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.

   Глаголы в форме будущего времени обозначают действие, которое произойдет после момента речи, например: Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад (С. Есенин). Будущее время имеет две формы: простую и сложную. От глаголов совершенного вида при помощи личных окончаний образуется будущее простое (восстановлю), а от глаголов несовершенного вида - будущее сложное (буду восстанавливать). Форма будущего сложного состоит из двух слов: из форм будущего простого от глагола быть и инфинитива глагола несовершенного вида.


Наклонение

Наклонение - непостоянный морфологический признак глагола, представленный у спрягаемых форм глагола и выражающий противопоставлением форм изъявительного, повелительного и сослагательного наклонения отношение действия к реальности.

Изъявительное наклонение выражает реальное действие в прошлом, настоящем или будущем. Глагол в изъявительном наклонении изменяется по временам.

Средством выражения изъявительного наклонения являются показатели времени: суффиксы -л- и -Ø- в прошедшем времени (нес-л-а, нес-Ø-), личные окончания в настоящем и будущем времени (нес-у, буд-у нести, принес-у).

Повелительное наклонение (императив) выражает побуждение к действию в форме просьбы или приказа. Глагол в повелительном наклонении не изменяется по временам.

Повелительное наклонение имеет следующие средства выражения: в 1 лице представлена так называемая форма совместного действия (пойд-ем-те, давайте пойдем), в форме 2 лица повелительное наклонение выражается формообразующими суффиксами -и- (пиш-и-) или -Ø- (сядь-Ø-), в 3 лице представлены составные формы с вспомогательными элементами пусть, пускай, да (пусть идет / идут, да здравствует).

Условное (сослагательное) наклонение обозначает действие, возможное при определенных условиях, а также само это условие. Условное наклонение образуется присоединением к совпадающей с прошедшим временем форме частицы бы: Если бы он пришел, мы пошли бы в кино.

Форма наклонения может иметь переносное употребление.

Изъявительное наклонение может употребляться в значении условного (Чего тебе было надо? Взял да и ушел = Взял бы и ушел бы) или в значении повелительного наклонения (Ну, пошли = Ну, пойдемте).

Повелительное наклонение может употребляться в значении изъявительного (А он возьми да и скажи... = А он взял и сказал...) или в значении условного (Приди он вовремя, ничего бы не случилось = Если бы он пришел вовремя, ничего бы не случилось).

Условное наклонение может употребляться в значении изъявительного (Я хотел бы вам сказать... = Я хочу вам сказать...) или в значении повелительного (Сходил бы ты за хлебом = Сходи за хлебом).

Наречие

Наречие - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко - предмета. Наречия неизменяемы (за исключение качественных наречий на -о / -е) и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.

В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмятку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.

Классификация наречий осуществляется по двум основаниям - по функции и по значению.

По функции выделяют два разряда местоимений - знаменательные и местоименные.

Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков, местоименные - указывают на них, ср.: справа - где, налево - куда, сдуру - почему, назло - затем, вчера - тогда.

Местоименные наречия могут быть подразделены на классы в соответствии с классификацией местоимений, например: там, туда, тогда - указательные, где, куда, зачем - вопросительно-относительные, везде, всюду - определительные и т. д.

Выделяют два разряда наречий по значению - определительные и обстоятельственные.

Определительные наречия характеризуют само действие, сам признак - его качество, количество, способ совершения (очень, красиво, весело, по-моему, пешком) и подразделяются на следующие разряды:

·     качественные, или образа действия (как? каким образом?): быстро, так, вдвоем;

·     количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.

Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на следующие разряды:

·     места (где? куда? откуда?): справа, там, наверху;

·     времени (когда? как долго?): вчера, тогда, весной, когда;

·     причины (почему?): сгоряча, почему, потому;

·     цели (зачем? для чего?): назло, зачем, затем.

Главным морфологическим свойством наречий является их неизменяемость - это их постоянный морфологический признак.

Однако качественные наречия на -о / -е, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения - сравнительную и превосходную, например: (прыгнуть) далеко - дальше - более далеко - дальше всех.

   Сравнительная степень наречия является обстоятельством, относится к глаголу и отвечает на вопрос как? Она имеет две формы - простую и составную. Простая форма образуется при помощи суффиксов -ее-(-ей-), -е-, -ше- от исходной формы наречий, от которой отбрасываются конечные -о-(-е-), -ко-, например: легко - легче, тонко - тоньше, жарко - жарче, близко - ближе.

   Составная форма образуется с помощью слов более и менее, например: более легко, более тонко, менее близко.

   Превосходная степень наречий обозначает, что какой-то признак проявляется в наибольшей степени, и имеет, как правило, составную форму, которая представляет собой сочетание двух слов - сравнительной степени наречия и местоимения всех (всего) или исходной формы наречия и слова наиболее, например: (прыгнул) дальше всех, (написал) грамотнее всех, (осветить) наиболее полно.

Служебные части речи

Служебными называются такие части речи, которые без самостоятельных частей речи не могут формировать предложение и служат для связи самостоятельных единиц или для выражения добавочных оттенков смысла.

Предлог

Предлог - это служебная часть речи, используемая как средство синтаксического подчинения существительных (а так­же предметно-личных местоимений) другим словам в словосо­четании и в предложении. Выражая синтаксические отноше­ния, предлоги по значению сопоставимы с падежными оконча­ниями, поэтому выступают с ними в едином комплексе, образуя целостную предложно-падежную конструкцию.

Некоторые предлоги сочетаются с несколькими падежами: в, на, о/об - с В. п. и П. п.: идти в школу, работать в школе, смотреть на берег, стоять на берегу, удариться о кресло, говорить о кресле; за и под - с В. п. и Т. п.: спрятаться за дерево, стоять за деревом; нырнуть под воду, находиться под водой; между - с Р. п. и Т. п.: плыть между берегов (устар.) и между берегами. Предлоги с и по сочетаются с тремя паде­жами каждый: с - с Р. п.: упасть с дерева, В. п.: вырасти с дерево (разг.) и Т. п.: с деревом не могут сравниться по высоте другие растения; по - с Д. п.: идти по улице, В. п.: вода по колено и П. п.: по окончании института.

Предлоги делятся на: 1) непроизводные (или первообраз­ные): в, без, к, на, при и др.; 2) производные (или непервообразные), образованные от других частей речи: навстречу, посредством, несмотря ни, согласно, благодаря пли же путем сложения двух первообразных предлогов: из-за, по-над и др.

Союз

Союз - это служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте. По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные, а по своему строению - на простые и составные.

Сочинительными называют союзы, которые служат для связи однородных членов и равноправных по смыслу простых предложений в составе сложносочиненного предложения, например: И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы (А. Пушкин); Внутри ходы были покрыты слоем твердой извести, а снаружи на сваях ничего не было видно (К. Паустовский).

По значению сочинительные союзы делятся на три группы:

·     соединительные союзы, например: и, да (в значении «и»), тоже, также, ни...ни, не только...но и. Данные союзы имеют значение соединения: Ночью ветер злится, да стучит в окно (А. Фет);

·     противительные союзы, например: но, а, да (в значении «но»), зато, однако. Данные союзы имеют значение противопоставления: Он попробовал отстраниться, но тело его точно влипло в снег (Б. Полевой);

·     разделительные союзы, например: или, либо, то...то, не то...не то. Данные союзы имеют значение разделения: Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет (К. Паустовский).

Подчинительными называют союзы, которые служат для связи простых предложений в сложноподчиненном предложении, например: Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь (Н. Гоголь).

По значению подчинительные союзы делятся на следующие группы:

·     временные (когда, пока, только, лишь только, едва, после того как, перед тем как и др.), например: Пока можно было оставаться на палубе, мы часто подымались на бак и смотрели на море (К. Паустовский);

·     причинные (потому что, так как, ибо, оттого что, вследствие того что, в связи с тем что и др.), например: Лиственница может переносить сухие, суровые зимы, так как она сбрасывает хвою на зиму (К. Паустовский);

·     целевые (чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.), например: Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать (Д. Шостакович);

·     условные (если, раз, хотя, ли, если бы и др.), например: Если я долго не приезжал в город, то, значит, я был болен или что-нибудь случилось со мной (А. Чехов);

·     уступительные (несмотря на то что, хотя, пускай и др.), например: Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми (В. Короленко);

·     сравнительные (как, как будто, словно и др.), например: Было так тихо, будто город вымер (К. Паустовский);

·     следственные (так что), например: В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча (А. Чехов);

·     изъяснительные (что, как, чтобы, будто и др.), например: В сотый раз я пожалел, что не родился художником (К. Паустовский).

Частицы

Частица - это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда - смысловые и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол.

Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:

·     отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;

·     вопросительные: неужели, разве, ли (ль);

·     указательные: вот, вон, это;

·     уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь;

·     ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то;

·     восклицательные: что за, ну и, как;

·     усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну;

·     со значением сомнения: едва ли; вряд ли.

В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол).

Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука) и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука). При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков).

Смысловую частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то, выступающего как средство образования неопределенных местоимений и наречий. Сравним: какой-то, куда-то (постфикс) - Я-то знаю, куда надо идти (частица).

Не являются частицами постфиксы -ся (-сь), -то, -либо, -нибудь и приставки не и ни в составе отрицательных и неопределенных местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания.

Предмет и задачи синтаксиса

Термин «синтаксис» употребляют для обозначения и объекта изучения и раздела науки о языке.

Синтаксис языка – это его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц.

Синтаксис как наука – это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц.

Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов.

Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложения предложений, являются предметом синтаксиса.

Синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет построить и показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, какими средствами соединяются компоненты (элементы) в синтаксические единицы.

Фундаментальные понятия синтаксиса – понятие о синтаксических единицах, синтаксических отношениях, синтаксических связях (и средствах связи) и о грамматической (синтаксической) семантике.

Синтаксические единицы – это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями.

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Однако словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе, но выглядят по-разному. Ср.: К утру иней налипнет на сосновых ветвях (Кедрин). В предложении – 7 слов, 5 словоформ, 5 членов предложения. Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву.( А.Толстой ). В предложении – 8 слов, 7 словоформ, 5 членов предложения.

 Таким образом, словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами.

Синтаксические связи и отношения между элементами (компонентами) синтаксических единиц являются основным признаком синтаксических построений.

 Синтаксическая связь является выражением взаимосвязи элементов в синтаксической единице, то есть служит для выражения синтаксических отношений между словами, во-вторых, создает синтаксическую структуру предложения и словосочетания, в-третьих, создает условия для реализации лексического значения слова.

Основные виды (типы) синтаксической связи – сочинение и подчинение. Сочинение и подчинение являются структурными, собственно языковыми отношениями, призванными структурно оформлять объективные отношения.

Подчинение передает отношения между фактами объективного мира в виде такого сочетания двух слов, в котором одно выступает как главное, второе – как зависимое.

Сочинение передает отношения между фактами объективного мира в виде такого сочетания слов, в котором все слова выступают как равноправные по отношению друг к другу.

Словосочетание. Предложение.

Словосочетание - низшая единица синтаксиса; это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически, например: наклоненная голова, быстро бежать, красный шарф. Из словосочетаний формируются предложения. Как и слово, словосочетание называет предметы, признаки, действия, но только делает это более конкретно, поскольку зависимое слово уточняет смысл главного.

Словосочетание имеет следующие признаки: 1) наличие не менее двух самостоятельных слов; 2) их смысловое единст­во; 3) их грамматическая связь: чудное мгновенье, явилась передо мной и пр. Наиболее цельными по значению являются словосочетания, обозначающие предметы с их признаками (майский полдень, бегущий олень, девичьи лица, дорога в лесу и пр.).

Минимальное словосочетание, включающее два самостоя­тельных (знаменательных) слова, называется простым (встреча друзей, встреча с друзьями, дружеская встреча, встретил друзей). Сложные словосочетания образуются при распространении простых (встреча старых друзей, встретил брата и друга, написал письмо брату). Сложное словосочетание может быть разделено на простые (встреча друзей, старых друзей; встретил брата, встретил друга; написал брату, написал письмо).

Подчинительная связь на уровне словосочетания всегда носит «субординативный» характер. Субординация – связь прямая и односторонне направленная от подчиняющего к подчиняемому. Рассмотрим три основных способа связи слов в словосочетании.

Согласование - это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, например: красный сарай, этот сарай, опустевший сарай. В данных словосочетаниях зависимые слова красный, этот, опустевший стоят в тех формах - единственное число, мужской род, именительный падеж, что и главное слово сарай.

При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются и формы зависимого, например: красным сараем, к опустевшему сараю, этими сараями.

Управление - это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово (существительное или другая часть речи, употребляемая в значении существительного) ставится при главном слове в определенном падеже, например: увидеть учителя (В. п.), посеять пшеницу (В. п.), освоение глубин (Р. п.).

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого не изменяется, например: увидел учителя, увидевший учителя, увидев учителя, увидели учителя.

Примыкание - это способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие) связывается с главным только по смыслу, например: настойчиво интересоваться, пришел поговорить, спал улыбаясь, очень бояться.

Словосочетания не употребляются в ре­чи сами по себе, а только в составе предложения.

Предложение - это основная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьбу). Предложение представляет собой отдельное высказывание, т.е. обладает смысловой законченностью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.