на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: О длительности катехизации в некоторых современных Западных христианских церквах


Реферат: О длительности катехизации в некоторых современных Западных христианских церквах

Четкий ответ на вопрос о необходимой длительности подготовки к христианскому крещению мы находим у авторов III –IV вв. Согласно Клименту Александрийскому ((† ок. 215 Р. Х.), это три года после «записи имени» в число катехуменов: «(Закон) не позволяет собирать несовершенные плоды с несовершенных деревьев, но (повелевает): после трех лет первые плоды урожая должны быть посвящены Богу (Лев 19:23-24), когда дерево достигло совершенства. Такой земледельческий образ может послужить уроком: он учит нас необходимости очищения наростов прегрешений и бесплодного роста мысли, которая вместе с естественными плодами растет до тех пор, пока новый вид веры не приобретет свой совершенный объем и твердость.

Именно в четвертый год – ибо для основательной катехизической подготовки требуется время – четверица добродетелей посвящается Богу» [2 Стром. 95, 3-96, 2] . Есть сведения и о своего рода втором этапе. Как пишет В. Хулап, «по окончании периода катехумената кандидаты составляли группу «намеревающихся приступить ко крещению» («ingressuri baptismum»). Они проводили определенный период времени (может быть, неделю) в молитве, бдении и посте: «Тем, кто собирается креститься, нужно к этому приготовиться частыми молитвами, постом, коленопреклонениями, бдением и исповеданием всех прошлых своих грехов...» (Коммодиан, также живший в Африке в III веке, О крещении 20, 1.5)

Эльвирский собор говорит о двухлетнем научении, за исключением случаев болезни (прав. 42). За тяжелые проступки катехуменат мог быть продлен до трех (прав. 4), пяти лет (прав. 73) или даже до момента смерти (прав. 68).

Дошедшее до нас «Апостольское предание» св. Ипполита Римского, написанное около 215 г., наглядно показывает, как выглядел катехуменат начала III века в Риме. Период «слушания Слова» продолжался, согласно тексту, три года. Конечно, это приблизительное время, т.к. крещение совершалось лишь в определенные дни года, и этот срок также мог быть уменьшен ввиду усердия кандидата: «Если же кто усерден и совершает добрые дела, то пусть принимается во внимание не время, а само поведение, которое только и должно обсуждаться».

В связи с такой длительной продолжительностью подготовки и многочисленными гонениями на христиан логически возникал вопрос: что будет, если катехумен умрет, не успев принять крещение? Текст «Апостольского предания» отвечает на это следующее: «Если оглашенный будет схвачен за имя Господне, то пусть он не сомневается в полноценности своего свидетельства. Если же ему было причинено насилие и он был замучен, когда его грехи не были еще отпущены, то он будет оправдан. Ибо он принял крещение своею кровью» (гл. 19).

Т. о., несмотря на всю тяжесть ситуации гонений, церковь не боялась, что оглашамый может погибнуть, не успев принять водного крещения, она отказывалась крестить в спешке, не выяснив серьезность намерения катехумена жить по-христиански. По Клименту Александрийскому, «определенно, действия не судятся только по исполнению, но в соответствии со свободным намерением каждого. Был ли выбор легким? Было ли покаяние в грехах? Познал ли он свои падения? Осознал ли он их?» (2 Стром. 26, 4-5).

Но из этого следует, что и исполнение действий также судилось!

В IV веке, в связи с радикальным изменением статуса христиан, обусловленным началом константиновского периода, у отцов, как восточных, так и западных, все заметнее звучат призывы к скорейшему крещению. Ранее длительная подготовка была проявлением ответственности Церкви и катехуменов. Теперь участившиеся случаи «вечного оглашения» с крещением на смертном одре свидетельствовали скорее о нежелании человека взять на себя христианскую ответственность. Система катехумената как подготовки церковью взрослых людей, выразивших серьезное и искреннее намерение начать жить по-христиански, едва сложившись, стала давать сбои.

На мой взгляд, конец минувшего ХХ столетия дает нам примеры возрождения катехумената. Больше всех этим занималась Католическая церковь, тщательно разработавшая свою систему под названием “De Initiatione Christiana Adultorum” «Порядок христианского посвящения взрослых» (1972), с восстановлением литургического оформления катехумената и его ступеней. Как сказано в Оксфордском словаре Христианской церкви, «восстановленный катехуменат стал необходимой прелюдией ко всем взрослым крещениям», причем он «может быть длительным» . Впрочем, в реальности, надо думать, и тут не все так гладко, как на бумаге. В беседе с Биллом Хьюбшем (Bill Huebsch), автором популярной у американских католиков книги «Катехизация всей общины (WCC), на простом английском» Майкл Нельсон расспрашивает его об этой программе, которую американские епископы назвали «центральной задачей» всего дела катехизации . По мнению журналиста, «многие по-прежнему видят в Порядке христианского посвящения взрослых (по-английски RCIA) скорее образовательную программу, чем основанный на литургическом лекционарии процесс формирования веры”. С ним согласен вышеупомянутый автор “католического бестселлера” о катехизации, утверждающий, что “быть во Христе, войти в смерть Господа – это то, к чему прямо призывает крещение, и тем не менее, так мало сегодняшних католиков пережили это”. Он призывает уйти от “преподавания о вере”, от “обучения детей”, и прийти к “катехизации длиною в целую жизнь”, в которую вовлечен весь приход, имеющей целью “встречу со Христом на глубине, за которой следует ответ веры”.

Об особых проблемах, связанных с периодом мистагогии, говорится и в свидетельстве американского катехизатора-католика.

Однако я сознательно решила оставить в стороне католиков и с помощью Интернета попытаться выяснить, что происходит сейчас в других христианских деноминациях. Существует ли там подготовка к крещению/воцерковлению, сколько она длится и почему? Правда, каких-то обобщающих работ мне не попалось: процесс это достаточно недавний и живой. Поэтому результаты моего исследования довольно отрывочны, но все же, на мой взгляд, представляют интерес. В основном они касаются канадских и американских лютеран, Реформатской церкви Америки, английских и американских баптистов и анабаптистов, отчасти англикан и американских епископалов.

Постараемся дать здесь некоторое обобщение. Непосредственный и более подробный обзор найденного, особенно по Реформатской церкви в Канаде, передается в библиотеку СФИ в электронном виде (на русском языке), наряду с самими взятыми из Интернета материалами (на английском языке). Последние представляют интерес как возможность своеобразной, но реальной встречи с людьми, делящимися своим живым опытом ведения катехизации, со всеми ее трудностями и благодатными дарами. Мне кажется, что, несмотря на различие наших условий, это может быть встреча единомышлеников.

Все цитаты из англоязычных источников даны в моем переводе.

I. Баптисты и анабаптисты

Баптисты и анабаптисты первыми из крупных современных деноминаций поставили вопрос о неготовности детей и младенцев к таинству крещения и крестили только взрослых верующих. При этом точкой окончания подготовительного периода служило не завершение, допустим, какого-то определенного по длительности этапа научения, а «публичное исповедание веры» (“public confession of faith”), или «свидетельство опыта» (“testimony of experience”) . Это называлось обращение, человек становился членом братства христиан, однако, чтобы стать членом церкви, т.е. данной конкретной церковной общины, требовалось крещение (так, например, у американских баптистов XVIII в. . Т.о., баптисты различают христиан вообще – как тех, кто пережил обращение и, возможно, стал постоянным посетителем молитвенного собрания – конгрегации, и членов церкви – истинно крещеных членов данной общины. Конгрегация при этом может быть в несколько раз больше по численности, чем церковь.

Детей и подростков баптисты старались не крестить, по крайней мере, лет до 16–18 , хотя, что касается обращения, то зафиксированы случаи обращений 12–летнего, 9–летней. Постепенно в ходе истории баптизма средний возраст обращений понижался . Уже с XVII в. у английских баптистов практикуются «заместительные службы детского посвящения», которые, насколько можно судить по сохранившимся обрывочным свидетельствам, представляли собой скорее посвящение их родителей. В XVIII в. такие заместительные службы стали еще более распространенными.

Научение происходило в основном в форме пасторских проповедей в ходе молитвенного собрания, однако некоторые ассоциации американских баптистов принимали в XVIII в. наряду с исповеданиями веры катехизисы, a «от пасторов ожидалось, что они при случае будут катехизировать детей» . Баптистская ассоциация в Филадельфии в 1783 г. рекомендовала «разным церквам Ассоциации установить катехизацию детей в своих конгрегациях, в упомянутые периоды года». Надо думать, такая катехизация «при случае» не была продолжительной.

Сейчас основным путем научения, которое лишь условно можно назвать катехизацией, у баптистов и анабаптистов является воскресная школа, этот «университет нашего народа в сфере религии», который помог баптистам США «достичь уровня библейской грамотности, изумительного для истории мирянской религии» . Воскресная школа сегодня, особенно в США – это отдельное здание с классами, помещением для службы, библиотекой, аудиовизуальными средствами, комнатой для репетиций хора и т.д. . В Европе, правда, возможности гораздо скромнее, как в отношении подготовки детей, так и взрослых . Но проблема явно не в материальных средствах. Даррен Блейни жалуется, что сегодня креститься и стать членом церкви стало чересчур легко, и дипломированный молодой человек знает историю спасения хуже неграмотного, но горячего анабаптиста XVI в. А Харри Спрейндж делится своим опытом: дети не хотят покидать собрание во время причастия, как это принято у анабаптистов. Смысл не в том, считает он, чтобы давить на детей и молодежь, вынуждая их скорее «принять решение»: есть много случаев, когда и после торжественного исповедания веры они разочаровываются в Церкви и уходят. Скорее, нужно дать им возможность уже в этот подготовительный период «быть частью церкви», учить их полагать жизнь за други своя, т.е., по выражению автора, дать возможность служить этому миру – если мы не хотим, чтобы он забрал их у нас! Период подготовки к обращению и крещению – это не учеба ради завтрашнего дня, это жизнь в церкви сегодня, считает и Боб Эллоуей . В частности, у них это выражается в том, что перед причастием желающие подростки, по всей видимости, и некрещеные, могут, сидя рядом с близкими им взрослыми, проверить свою совесть и затем причаститься (а взрослые «посетители» – не-члены данной церкви – могут сами решить вопрос о возможности или невозможности для себя участвовать в Вечере Господней; дети моложе 7 лет должны покинуть собрание).

Конечно, о катехуменате у баптистов и анабаптистов, теми более, о его стабильной длительности говорить трудно. При этом из их свидетельств видно, что ни годы воскресной школы, ни терпеливое ожидание взрослого обращения не гарантируют детям и молодежи неформального, настоящего вступления в христианскую жизнь, а также того, что они в церкви останутся. Попытки воцерковлять их через участие в Вечере Господней до крещения не могут также не вызывать сомнения. О той или иной форме подготовки взрослых ничего найти не удалось.

II. Другие современные христианские деноминации

1. Английские реформаты, чей представитель Крис Пасерелло говорит о катехизации прежде всего как об обучении по катехизисам и весьма рекомендует его всем, от детей до отцов семейств (последним для катехизации своих домашних), от взрослых мирян до клириков. Он всячески призывает не сводить катехизацию к зазубриванию готовых ответов из учебника, а заставлять и детей, и взрослых думать самим, но все равно образ такой сугубо «учебной» катехизации резко контрастирует с тем, что мы видели у древних христиан и даже у баптистов с анабаптистами. О длительности, понятно, не говорится ничего: самообразованием полезно заниматься всю жизнь.

2. Реформатская церковь Америки посвящает взрослому катехуменату специальную страницу на своем сайте в Интернете . Конгрегациям, заинтересовавшимся катехизацией, предлагаются двухдневные семинары по организации катехумената для небольших команд будущих катехизаторов и даже средства для покрытия транспортных расходов. Объясняется, что катехуменат имеет древнюю традицию, что РЦА приспособила ее к современным условиям, что это «не столько передача информации, сколько помощь человеку в нахождении пути, с целью поддержать его личное путешествие». Каждый ищущий получает спутника-сопровождающего на своем пути (аналог поручителя?), из числа практикующих членов конгрегации. Процесс катехизации длится 6 месяцев. Начавшись с периода задавания вопросов, он ведет к жизни во Христе. Или, как сказано в другом месте, катехуменат дает ищущим место для вопросов и вовлекает в общину.

Ищущие и их спутники встречаются в небольших группах для «духовного различения», изучения Писания, молитвы и размышления. Это подготавливает ищущих к исповеданию веры и крещению, которое совершается на Всенощном бдении в Великую субботу, накануне Пасхи. «После этого ищущие готовы к тому, чтобы быть посланы как христиане на служение в своих повседневных жизнях».

Интересно, что катехизация рассчитана как на некрещеных, так и на крещеных взрослых, «возвращающихся к практике веры». Интересен и этот упор на немедленной готовности к христианскому служению в повседневной жизни.

Тут же предлагаются сайты, связанные с катехуменатом, и просят присылать дополнения к ним (кажется, здесь явно недостает нашего адреса).

3. Евангелическая Лютеранская Церковь в Канаде, чей сайт «Видение ученичества», целиком посвященный катехуменату, показался самым интересным из найденного. На нем – краткие живые свидетельства людей, непосредственно занятых катехизацией или конфирмацией, между которыми авторам видится много параллелей.

a) О конфирмации

Конфирмация имеет много общего с катехуменатом, т.к. и то, и другое – связано с формированием людей в христианской вере, причем не только с изучением веры, но и с жизнью в вере, то и другое совершается в общине верующих. Более того, опыт катехумената заставляет заново оценить наработанное в практике конфирмации: не лучше ли, например, вместо того, чтобы конфирмовать целый класс разом, подождать личной готовности каждого подростка? (Вендель Гральман, лютеранский пастор из Онтарио, занимавшийся как конфирмацией, так и взрослой катехизацией) . Как это сделать на практике, автор не пишет. Ведь в таком случае длительность конфирмации будет в каждом случае своя.

Другие пишут об уже сложившемся опыте двухлетней конфирмации (Ширли Оукли), пастор Ричард Трифт.

Ширли Оукли:

Конфирмация включает в себя общение с поручителем (у каждого подростка свой), с которым можно вместе пойти на концерт, отметить день рождения или годовщину крещения, что отвечает желанию подростка ближе познакомиться со взрослыми из конгрегации: по словам самих молодых, общение со взрослыми – лучшая часть всей программы конфирмации. Раз в два месяца конфирмующиеся вместе с поручителями собираются у пастора.

Ричард Трифт:

Конфирмация несовместима с зубрежкой по старым учебникам, на картинках которых – явно принадлежащие к средним классам, аккуратно причесанные, белокожие подростки, – ему приходится работать не с такими! Успех зависит от того, удастся ли привлечь к служению и самих детей, и их родителей, и других прихожан. Двухлетняя конфирмация – лишь часть путешествия-ученичества, продолжающегося всю жизнь.

Пастор Лютеранской церкви Ребекка Эккерт рассказывает, что у них конфирмация продолжается год и увенчивает собой годы воскресной церковной школы. Основные моменты конфирмации:

· создание отношений (как мы бы сказали, общение);

· участие в богослужении;

· Слово Божие (не в смысле овладения им как предметом, а – как Оно может давать жизнь?).

Конфирмация – символ перехода во взрослую жизнь, но не такой, какой предлагает мир сей, вроде получения водительских прав и т.п. Подростку необходим этот символ, наполненный иным, духовным содержанием.

Смысл – не в том, чтобы налить воды живой в пустой сосуд (он уже наполнен, в крещении), но сохранить воду свежей, с тем, чтобы поить ею мир.

Окончание конфирмации – не экзамен на годность для вхождения в Церковь. Вообще это не выпуск, не конец, а только начало.

b) О крещении детей

Как известно, Лютеранская церковь – одна из церквей, всегда придерживавшихся практики детского (младенческого) крещения. Эта практика сохраняется, несмотря на появление взрослого катехумената. Однако сейчас всерьез ставится вопрос о подготовленности ко крещению если не детей, то их родителей и поручителей (крестных). Поэтому вопрос о крещении младенцев и детей тесно связан с вопросом о катехизации родителей и крестных. Какова длительность их подготовки, не говорится. Зато различаются некоторые стадии, ступени.

Так, пастор Дон Джонсон из Ванкувера считает, что ситуация способствует катехизации. В мегаполисе секуляризация достигает таких масштабов, что практически ничто и никто не толкает родителей на крещение своего младенца: большинство приходит потому, что на самом деле услышали внутри себя Божий призыв. Они готовы и рады учиться, т.к. часто давно уже находятся вне Церкви и ничего о ней не знают. Крестные также имеют смутное представление об ответственности своей роли и полагают, что они – лишь «свидетели» крещения. Поэтому в их приходе крещение младенцев имеет следующие стадии:

1. Благословение родителей, ожидающих ребенка (через рождение или усыновление). Оно совершается утром в воскресение, в присутствии конгрегации.

2. Приветствие младенца как кандидата на крещение. Родителей, крестных и младенца встречают у дверей, младенца вносят в храм, знаменуют его важнейшие органы крестом, а вся конгрегация его благословляет. Имя младенца заносится в книгу, «как это было в ранней церкви».

3. Затем – период научения родителей и крестных.

После его окончания назначается день и время крещения, причем с учетом возможности присутствия конгрегации. Приветствуется крещение в Великую субботу, но это не всегда оказывается выполнимым.

4. Заключительная часть «служения крещения» – собирание всех детей, отмечавших в текущем году трехлетие своего крещения. Все вспоминают это событие, каждому ребенку (и трехлетнему тоже? – О.С.) дарится книга о крещении и евхаристии.

Далее на сайте приводятся новосоставленные соответствующие чины общих молитв на начало этих четырех этапов.

Статья Алана Пери, священника англиканского прихода в Квебеке , на ту же тему звучит менее оптимистично. Он пишет, что распространенной англиканской практикой всегда было крещение младенца в любой день, по первому требованию родителей, что превращает крещение в частную церемонию, и приход не чувствует никакой ответственности за новокрещенного. Он также пишет, что крещение должно совершаться в дни, удобные для собрания церкви (обычно воскресная Евхаристия), на нем должны быть крестные и вообще участвующие в служении миряне. Родителей необходимо готовить. Нужно заранее выяснить: каковы их собственные цели? И, с другой стороны, чего ожидает от них церковь? Он рассказывает случай из своей практики, когда он предложил отцу ребенку подготовку в виде всего лишь одной специальной встречи – и тот отправился в соседний приход, где от него не требовали ничего! Автор статьи предлагает альтернативу крещению, в случае, если родители к нему не готовы, – чин благодарения за рождение ребенка.

Уильям Уиллимон рассказывает, что их комитет по христианскому образованию принял решение отказывать в крещении младенца всякому родителю, не желающему пройти научение основам христианской веры. Многие были этим шокированы. Но одна прихожанка во время спора сказала: «Когда ожидающие ребенка родители приходят к акушеру, им теперь говорят: «Хорошо, обязательно примем роды. Но при условии, что вы пройдете 6-месячные курсы, и не пропустите ни одного занятия. А иначе – извините…» Почему врач так говорит? Потому что она верит в то, что делает. А мы – верим?» Этот аргумент оказался решающим в дискуссии.

При крещении человеку говорят, что он умер и вновь воскрес, и теперь его жизнь принадлежит Богу. Это перемена, это высокая цена, которую нам платить не хочется. Нужно, чтобы люди осознавали цену ученичества. По свидетельству автора, ни одна молодая пара не отказалась пройти христианское научение. Они были рады тому, что они и их намерения принимаются всерьез.

c) О собственно катехуменате

Климент Мельман полагает, что начинать катехизацию следует с подготовки к ней прихода, на что потребуется один–два года. Самим верным следует задать себе следующие вопросы, предшествующие началу катехизации в их приходе: в чем состоит наше путешествие веры? В какой точке нашего пути мы сейчас находимся? И куда он нас ведет дальше? Кто мы такие – как Церковь?

Затем в течение обычного периода катехизации (но пока без собственно оглашаемых) прихожане изучали вероучение и давали свои жизненные ответы на его вопросы, сами служили чины, знаменующие этапы обновления своей веры. Великий пост был посвящен «обращению». Таким образом, прихожане познакомились с системой оглашения, пройдя и прожив его вначале сами.

Думается, что этот опыт соотносим с имеющейся у нас практикой оглашения регулярно причащающихся. Но аргумент в пользу его необходимости тут другой: ответственность за оглашение придется нести каждому, не только катехизатору, – а как это будет делать человек, не знающий на собственном опыте, что такое оглашение?

Насколько можно судить по приводимым на сайте свидетельствам, катехизация длится в течение года и завершается на Вечерне Великой субботы.

Мона Джонсон, в катехизации участвовала впервые:

Катехизация предлагалась у них трем категориям:

· некрещеным взрослым;

· взрослым, пришедшим, чтобы крестить детей;

· крещеным, но утратившим связь с церковной жизнью.

Группа встречалась каждое воскресное утро с 9.45 до 10.45 и состояла из оглашаемых, каждый – со своим поручителем (sponsor), которого он выбрал сам или, если у него не было знакомых в конгрегации, ему предложили кого-то из числа постоянных членов, плюс два катехизатора (может быть, по очереди). Закончившая оглашение, группа продолжала встречаться по воскресеньям для изучения Библии. Кроме того, когда в их небольшом приходе на следующее оглашение записался только один оглашаемый, закончившие оглашение приходили и туда.

Дженнифер Харрис из Монреаля, Лютеранская церковь в Канаде:

Встречи огласительной группы начались осенью.

Состав группы – три человека, все крещеные, в том числе один лютеранин, двое из других конфессий.

Катехизация проходила в виде встреч оглашаемых, поручителей и катехизаторов по обсуждению ежевоскресного лекционария, с упором на вопросах из жизни. Было совместное молитвенное чтение Писания (collatio), участие в богослужении, со специальными чинами, знаменующими переход на новый этап катехизации. Последнее «служило публичным свидетельством по ходу обычно сокровенного духовного путешествия» катехизации. На вечерней службе Великой субботы они «подтвердили свое крещение и были приняты в члены Свято-Иоанновской церкви». Специальной программы-продолжения не было, но оглашаемые стали активно участвовать в церковной жизни, а для конгрегации в целом оглашение и приход новых членов послужили настоящим возрождением.

Вообще характерна озабоченность по поводу возвращения в Церковь тех, кто по каким-либо причинам в свое время из нее ушел. Хидьдегорд Томпсон полагает, что служение этим людям тоже можно рассматривать как своего рода катехуменат. По-английски получается игра слов – Re-Membering Church- Возвращение в члены Церкви/Церковь помнящая). Так назывался четырехдневный «институт», организованный католиками, на котором, в явном меньшинстве, оказались и два лютеранина, в том числе автор статьи.

У людей, отошедших от церкви, говорится в статье, – свои вопросы, свои претензии, отличные от вопросов оглашаемых. Однако и им нужна атмосфера приветливости, нужны хорошие слушатели и спутники в их пути, верующие катехизаторы и предстоятели за богослужением. Как и при нормальном оглашении некрещеных взрослых, этих людей на пути их возвращения в Церковь должны сопровождать специальные общие молитвы, отмечающие ключевые этапы. Их катехизация длится также в течение литургического года, к Пасхе достигая своей кульминации в чине нового подтверждения своего крещения (наверное, можно было бы назвать это, пользуясь библейской терминологией, обновлением Завета). За этим следует этап мистагогии – до Пятидесятницы, «готовящий к служению миссии».

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.