на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государство и личность


Государство и личность

ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Курсовая работа

по

Теории государства и права

на тему

Государство и личность

Таганрог, 1999 г.

Содержание.

1. Введение.

2. Понятие правового статуса личности.

3. Историческая перспектива соотношения государства и личности.

4. Права и свободы человека в системе ценностей.

5. Современные взгляды на государство и личность.

6. Заключение.

7. Список литературы.

Введение.

Преобразования, происходящие сегодня в стране, совершаются для

человека и во имя человека, который является высшей ценностью общества,

однако человек, личность – это не пассивный субъект исторического процесса,

общественных преобразований. Нельзя не согласиться с мнением К. Маркса и Ф.

Энгельса, что “сущность человека представляет собой совокупность всех

общественных отношений, вместе с тем в своей практической деятельности

человек воссоздаёт общественные отношения, преобразуя при этом самого себя.

Человек – не абстрактное существо, а мир человека, государства,

общества”[1].

Такой подход обуславливает вывод о том, что в центре сложных

процессов, происходящих в обществе, находится человек и его позиция в

значительной мере определяет основные задачи правовой деятельности

государства.

Права и свободы, представленные каждому Конституцией РФ и международно-

представительными актами, не беспредельны. Кто и как устанавливает границы

прав и свобод ? Где кончается правомерное ограничение и начинается

ущемление ? Поиск ответа на эти и многие другие вопросы о соотношении

государства и личности был основной причиной, почему я выбрала данную тему

для написания курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение соотношения

государства и личности. В соответствии с поставленной целью, в работе

решаются следующие конкретные задачи:

понятие правого статуса личности;

изучается представление о месте прав и свобод в систем ценностей;

анализируется опыт прошедших веков по решению данного вопроса;

производится исследование современных точек зрения по данному вопросу.

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ.

Правовой статус личности в самом общем виде может быть охарактеризован

как система прав и обязанностей, законодательно закрепляемая государством в

конституциях и иных нормативно-юридических актах. Права и обязанности —

основной исходный элемент права. Следует согласиться с Г. В. Мальцевым, что

ничего более важного и структуре права по существу нет. “Система прав и

обязанностей — сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к

решению основных юридических проблем”[2].

В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты

поведения, которые государство считает обязательными, полезными,

целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и

раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.

Взаимосвязи государства и личности требуют четкой урегулированности и

упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для

поддержания существующего строя, для его нормального функционирования.

Предпосылкой обладания правами и обязанностями является гражданство как

определенное политико-правовое состояние человека[3]. Оно выражает

юридическую принадлежность индивида к государству, которая “выступает в

юридической форме, получает политико-правовое выражение в институте

гражданства, нормы которого определяют условия и порядок приобретения,

утраты гражданства и т. д.”[4]. Гражданство является юридическим основанием

для личности пользоваться юридическими правами и свободами и выполнять

установленные законом обязанности, т. е. основанием правового статуса

личности.

Гражданство и вытекающие из него правовые последствия неотделимы от

природы государства, от его социальной направленности.

Права и обязанности фиксируют сложную систему взаимосвязей государства

и личности, основанную на демократических принципах. Эти взаимосвязи и

отношения формируются в результате действия объективных закономерностей

общественного развития, которые обусловливают объем и характер прав и

обязанностей граждан. Юридические права и обязанности определяют важнейшие

параметры поведения личности в структуре общественных связей общества. В

условиях демократического общества права, свободы и обязанности личности,

образующие правовой статус, регулируют отношения личности с государством,

обществом, согражданами в соответствии с целями построения демократического

общества.

Правовой статус, природа прав и обязанностей как ключевые понятия

правовой науки привлекают пристальное внимание юристов. Существуют

несколько подходов к определению правового статуса личности. В структуру

правового статуса включается различный набор элементов. Наряду с системой

прав и обязанностей в правовой статус включаются: гражданство, общая

правоспособность, гарантии[5]; законные интересы[6]; юридическая

ответственность[7] и др. На мой взгляд ряд дополнительных элементов следует

считать либо предпосылками правового статуса (например, гражданство, общая

правоспособность), либо элементами вторичными по отношению к основным (так,

юридическая ответственность вторична по отношению к обязанностям, без

обязанности нет ответственности), либо категориями, далеко выходящими за

пределы правового статуса (система гарантий). Законные интересы, т. е.

интересы, которые прямо не закреплены в юридических правах и обязанностях,

едва ли необходимо выделять в качестве самостоятельного элемента правового

статуса. Интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того,

находит, ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит

«правовой защите со стороны государства». Интерес—это категория

внеправовая, или «доправовая», и, разумеется, закрепляется не только в

конкретных правовых предписаниях, но и в общих принципах права. Правовое

выражение и защита осознанных классовых либо общенародных интересов, а

также интересов личности—одна из важных функций правовой системы

демократического общества. Поэтому, на наш взгляд, следует ограничить

понятие правового статуса категориями прав и обязанностей, которые

позволяют четко выделить его структуру. По всей вероятности, предстатусные

и послестатусные элементы целесообразно включить в понятие «правовое

положение личности», как это предлагают Н. В. Витрук и В. А. Кучинский[8].

В целом же нельзя не отметить, что споры о понятии правового статуса

ведутся в основном вокруг выделения входящих в него элементов, вокруг

понятий. Это ограничивает исследование проблемы логико-юридическим

анализом, на что справедливо обратили внимание Г. Ханаи и В. М.

Чхиквадзе[9].

Определение правового статуса должно подчеркивать социальное значение

понятия; это может быть достигнуто выходом за пределы сугубо юридических

категорий, посредством установления связи прав и обязанностей с социальной

деятельностью людей. Такой подход будет способствовать раскрытию

активной, созидательной функции правового статуса, поскольку проблема

правового статуса, как и вся проблема личности, должна быть связана с

социальной активностью человека.

Социальная активность человека неотделима от его сознания. Поэтому

изучение всех юридических категорий, в том числе и правового статуса,

должно осуществляться в неразрывном единстве с сознанием и деятельностью

индивида

Рассмотрим сущность элементов, составляющих правовой статус,—

юридических прав и обязанностей.

Права личности — это ее социальные возможности, детерминированные

экономическими условиями жизни общества и законодательно закрепленные

государством. В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна

для личности на конкретном историческом этапе развития общества. В пределах

этой формально закрепленной свободы осуществляется самоопределение

личности, устанавливаются условия реального пользования социальными благами

в различных сферах политической, экономической, социально-культурной и

личной жизни.

Права личности, или субъективные права,— это не потенциальные, а

реальные социальные возможности индивида, вытекающие непосредственно из

закона. Данное положение следует подчеркнуть, поскольку в юридической науке

широко утвердилось понимание субъективного права как элемента конкретного

правоотношения, возникающего при наличии юридического факта, который

порождает данное отношение.

В юридической литературе такая позиция была подвергнута критике. Н. И.

Матузов справедливо отмечает, что способ возникновения, форма проявления и

реализации тех пли иных прав не имеют принципиального значения для их

характеристики как субъективных[10].

Разумеется, права личности чрезвычайно многообразны по содержанию,

объему, способам реализации. Однако закрепление того пли иного

субъективного права в законодательстве в условиях социалистического строя

означает реальную возможность индивида свободно пользоваться определенным

благом в границах и в порядке, обозначенных в законе. Субъективное право —

форма законодательного выражения прав человека во внутригосударственных

отношениях. Если с этих позиций подходить к оценке сущности субъективного

права, то очевиден его не только юридический, но и социально-политический,

идейно-нравственный смысл как выражения свободы личности в пользовании

благами, предоставляемыми обществом. Субъективное право выражает социальные

возможности личности, но возможности не иллюзорные, а реальные.

Государство закрепляет права личности не произвольно; набор прав, их

объем всегда обусловлены уровнем экономического развития общества.

Законодатель может закреплять только такие права, для осуществления которых

сформировались социально-экономические и политические предпосылки,

вытекающие из реальных общественных отношений. Права личности — не “дар”

законодателя, а социальные возможности, обеспечивающие человеку

определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно “занижать”

пли “завышать” объем прав и свобод; он связан условиями социальных

взаимосвязей людей. Превышение пределов реальных возможностей личности,

зафиксированное в законодательстве, сделает права человека фикцией, пустым

пожеланием; искусственное ограничение прав законодателем приведет в

конечном счете к снижению стабильности социальной системы, ее дисфункции.

Разумеется, ни один человек не может одновременно практически

реализовать все субъективные права, вытекающие из закона. Формы, способы и

стадии реализации каждого субъективного права определяются его сущностью,

механизмом перевода в практическое поведение людей, а также теми реальными

условиями, которые предусмотрены в законе.

Субъективное право как юридическая категория раскрывается через набор

признаков, которые емко выражены М. С. Строговичем: «Субъективное право

лица означает выраженные в норме права и закрепленные в пей:

а) возможность пользования определенным социальным благом, б)

полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих

действий от других лиц, в) свободу поведения, поступков в границах,

установленных нормой права»[11].

Таким образом, в полном объеме субъективное право раскрывается при

рассмотрении не только юридических, но и социально-политических его

аспектов. Это одна из важнейших категорий, характеризующих свободу

личности, возможности пользоваться социальными благами в социалистическом

обществе.

Права личности (субъективные права) всегда связаны с удовлетворением

ее интересов в материальной или духовной сферах. Поэтому интерес выступает

движущей силой правовых связей личности, он определяет ее отношение к

использованию прав. Демократическое общество и государство далеко не

нейтрально относятся к тому, как гражданин реализует закрепленные в

законодательстве возможности; они заинтересованы в социальной активности

личности, которая служит важнейшим слагаемым; социалистического

самоуправления народа.

Государство не может и не должно принуждать граждан к использованию

прав. Вместе с тем нормальное. функционирование политической системы

социализма, совершенствование социалистических общественных отношений

невозможны без активного использования тех широких прав и свобод, которые

вытекают из существа социалистического строя и составляют неотъемлемый

элемент социалистической демократии. Провозглашая права и свободы личности,

государство гарантирует их осуществление не только правовыми, но и

экономическими, политическими, идеологическими, культурными средствами.

Поскольку человек с его интересами и потребностями представляет собой

главную ценность социалистического общества, то обеспечению его прав и

свобод в конечном счете подчинено общественное производство, культурно-

воспитательная и идеологическая деятельность демократического государства,

всех звеньев государственного аппарата и должностных лиц.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан,

государство имеет право требовать от них правомерного поведения, которое

соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Без

организованности и дисциплины, без согласования поведения граждан с

юридическими предписаниями, выражающими государственную волю, невозможно

решить важнейшие исторические задачи государства. Поэтому государство

формулирует свои требования к гражданам в системе обязанностей,

устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.

Государство как носитель политической власти располагает специальными

механизмами обеспечения прав граждан и выполнения ими своих обязанностей.

Обязанность — это объективно необходимое, должно ( поведение личности.

Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость

определенного поведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это

может привести к отступлению от требовании нормы. Поэтому обязанность — это

как необходимое, так и возможное поведение. Личность совершает свои выбор

не только в сфере юридических требований и предписаний. На этот выбор могут

влиять и иные нормы, которые имеют антисоциальную направленность. В этом

случае обязанность не будет реализована. Обязанность — это возможное

поведение и потому, что и при благоприятном, позитивном отношении личности

ее реализация в объективно необходимом поведении наступает лишь при

определенных условиях, предусмотренных правовой нормой.

Государство в системе обязанностей указывает целесообразный, социально

полезный и необходимый вариант поведения. Однако, как уже отмечалось,

свобода выбора включает множество факторов и не замыкается в пределах

правовых эталонов. Поэтому возможно поведение, которое основано на иной

нормативной ориентации. Личность может избрать нормы, противоречащие

требованиям, заключенным в обязанности.

Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей —

это «пространство свободы», основанное на свободе выбора и ответственности

личности перед обществом и своими согражданами. Детерминированность

человеческих поступков реальными экономическими, политическими, нравственно-

психологическими, культурными условиями жизни общества убедительно

показывает, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»[12].

Демократическое общество — это общество социальной справедливости.

Поэтому взаимообусловленность прав и обязанностей представляет собой

необходимый фактор обеспечения его нормальной жизнедеятельности. На

нынешнем этапе развития общества социальная ответственность охватывает не

только отношение личности к своим правам, к их наиболее активному

осуществлению и использованию в интересах общества, но и отношение личности

к своим обязанностям, которое связано с осознанием долга и необходимости

выполнения правовых требований. Социальную ответственность нельзя сводить

лишь к тем негативным юридическим последствиям, которые наступают в случае

невыполнения обязанности.

Применительно к обязанностям граждан в социалистическом обществе

правильнее говорить о так называемой позитивной ответственности, которая

состоит в активной позиции личности, ее стремлении наилучшим образом

выполнить требования правовых норм, содействуя тем самым укреплению

правопорядка и законности в обществе.

В современных условиях позитивная ответственность личности приобретает

особое значение. Это объясняется как природой демократического общества,

характером регулируемых общественных отношений, так и возрастанием

нравственных начал социалистического образа жизни. Возрастание социальной

ответственности личности обусловлено расширением ее свободы, ростом

социалистического сознания, упрочением моральных принципов, глубокой

заинтересованностью в активном участии во всех делах общества и

государства. Сознание и чувство ответственности индивида за свои поступки,

а коллективов — за существующую в них моральную атмосферу, правы — суть

активной нравственной позиции личности ".

В демократическом обществе социальная ответственность — это не только

ответственность перед государством, но и перед согражданами. Взаимная

ответственность сограждан друг перед другом создает социальные связи,

обеспечивающие прочный правопорядок в обществе.

Признание позитивной направленности ответственности ни в какой мере не

снижает значения так называемой ретроспективной ответственности,

наступающей в случае невыполнения обязанности, возложенной на гражданина и

связанной с возможностью применения санкций. Невыполнение обязанностей

всегда нарушает чье-либо право (государства, его органов, общественных

организаций, других лиц). Поэтому возможность в случае необходимости

применить санкции, меры государственного принуждения служит одной из важных

юридических гарантии нормального функционирования системы юридических прав

и обязанностей.

Таким образом, свобода и ответственность выражают объективную

необходимость определенных эталонов поведения и их выполнения в

соответствии с интересами общества. Руководствуясь этими интересами,

социалистическое государство требует выполнения обязанностей и определяет

запреты, связанные с ненадлежащим использованием прав и свобод,

противоречащим интересам общества и государства, правам других лиц.

Такие правовые запреты полностью соответствуют ст. 19 Международного

пакта о гражданских и политических правах, предусматривающей право человека

беспрепятственно придерживаться своих мнении, выражать эти мнения

письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п. 3 ст.

19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и

особую ответственность. «Оно может быть, следовательно, сопряжено с

некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены Законом

и являются необходимыми:

а) для уважения прав и репутации других лиц;

б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка,

здоровья или нравственности населения ».

В Международном пакте о гражданских и политических правах

предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий —

пропаганды войны, всяких выступлений в пользу национальной, расовой или

религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к

дискриминации, вражде или насилию (ст. 20). Подобные ограничения

предусмотрены и Всеобщей декларацией прав человека. Международный пакт об

экономических, социальных и культурных правах также допускает ограничения

прав постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и

исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в

демократическом обществе (ст. 4). В основе этих ограничений лежит

стремление исключить эгоистическое, антигуманное использование прав.

Таким образом, правовой статус личности в демократическом обществе

обеспечивает координацию действий личности и государства, социальной

системы в целом. Правовой статус основан на принципах, которые присущи

всему праву: демократизме, уважении прав и достоинства личности,

равноправии, справедливости, законности, неразрывной связи прав и

обязанностей, сочетании убеждения и принуждения, ответственности за вину.

Эти принципы конкретно преломляются в правовом статусе, усиливая его

регулятивную роль. Наряду с этим правовой статус выражает принцип взаимной

ответственности государства и личности, принцип сочетания общественных и

личных интересов.

Принцип взаимной ответственности государства и личности, выраженный в

правовом статусе, наиболее убедительно раскрывает особенность положения

личности в демократическом обществе, реальность и гарантированность ее

прав. Демократическое государство социально ответственно за правильное,

научное закрепление в законодательстве того объема социальных возможностей,

который соответствует достигнутому этапу общественного развития; за

создание системы гарантий, обеспечивающих реализацию прав граждан; за

четкое действие государственных механизмов по восстановлению нарушенного

права и применению санкции к лицам, виновным в нарушении своих

обязанностей.

Если бы правам граждан не соответствовали обязанности государства, его

социальная ответственность, то эти права носили бы характер ни к чему не

обязывающих деклараций[13]. Взаимная ответственность государства и

личности—это важнейший гуманистический и демократический принцип построения

нормального демократического правого государства.

Историческая перспектива соотношения государства и личности.

Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для

установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного

взаимодействия права, власти и личности. В процессе углублявшихся

представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о

разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни

людей.

Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини

Правосудия (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия),

олицетворяющей единение силы и права: охраняемый богиней порядок в равной

мере обязателен для всех. По представлениям древних этот образ

правосудия(остающийся, кстати говоря, и сегодня наиболее подходящим

символом для правового государства) выражает смысл и идею не только

справедливого суда как специального органа, но и идею справедливой

государственности вообще(справедливой организации власти в человеческом

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.