на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры по ТГП


Шпоры по ТГП

1. Понятие и предмет науки теории права и государства.

Понятие. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из

юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права.

Как наука, теория государства и права представляет собой совокупность

знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения,

развития и функционирования государства и права. В этом значении обычно и

употребляется термин "теория государства и права". Итак, теория государства

и права - это определенная юридическая наука, т.е. одна из юридических

наук, поскольку последних достаточно много. Иногда эту науку обозначают и

такими терминами, как "теория права и государства", "общая теория

государства и права", "общая теория права и государства". С аналогичными

названиями встречаются и учебники, в которых излагаются основные положения

данной науки. Будучи совокупностью знаний и представлений о наиболее общих

закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и

права, теория государства и права характеризуется рядом черт, которые

присущи ей как определенной юридической науке. Предмет. Каждая наука имеет

свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона

объективной действительности. Иными словами, предмет науки — это те явления

и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено и

научное познание. Наука изучает прежде всего закономерности развития

природы и общества. В этом смысле предмет теории государства и права не

является исключением. Теория государства и права изучает общие

закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования

государства и права. Она как бы вычленяет государство и право из всей

системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности. Но и

в этом случае государство и право рассматриваются в связи с экономикой,

политикой, моралью, культурой и другими общественными феноменами. Причем

теорию государства и права интересует не только социально-экономическая

обусловленность государственных и правовых явлений, но и возрастающее

влияние последних на экономику, социальную и духовную жизнь общества.

Предметом науки теории государства и права служит многостороннее и сложное

взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в

политической системе общества. Она изучает не только государственно-

правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет

входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое

сознание. Единство предмета теории государства и права обусловливается ее

практическим и научно-понятийным единством. Государство и право

нерасторжимо связаны друг с другом. А потому теория государства и права не

изолированные отрасли знания, а единая наука. Но, оставаясь целостной

наукой, она подразделяется на две относительно самостоятельные структурные

части: теорию государства (государствоведение) и теорию права

(правоведение). Именно отмеченные единство и дифференциация позволяют

изучать государство в его правовом оформлении и юридическом закреплении, а

право — в его государственном обеспечении, гарантировании, не мешая при

этом углубленному и детальному анализу и государства, и права. Иногда

допускаемый искусственный отрыв теории права от теории государства

неизбежно обедняет и правоведение, и государствоведение, затрудняет их

понимание. Тем более, недопустимо противопоставление государства и права

друг другу. В последние годы в нашей периодической печати и научной

литературе под предлогом борьбы с тоталитаризмом предпринимались попытки

принизить роль и значение государства в жизни современного общества,

высказывались сомнительные идеи о "малопригодности" самого понятия

государства. Однако мировой опыт показывает, что государство — такой

социально-политический институт, чье ослабление незамедлительно и негативно

влияет на правопорядок, увеличивает разряженность правового пространства.

Итак, предметом теории государства и права выступают такие явления

общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их

возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в

обществе, а также особенности политического и правового сознания и

правового регулирования. Особое место в нашей науке должно занимать учение

о российской государственности, ее исторических, национально-культурных

корнях и традициях, о настоящем и будущем российского государства и права.

2. Место и роль теории права и государства в системе юридических наук.

Связь теории права и государства с философскими и экономическими науками.

Эта система включает основные разновидности и группы юридических наук.

1. Теория государства и права как общетеоретическая отрасль юридической

науки.

2. Историко-правовые науки, к которым относятся история государства и права

России, зарубежных стран, история политических и правовых учений. 3.

Специальные отраслевые юридические науки: государственное (конституционное)

право, административное право, трудовое право, гражданское право,

экологическое право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный

процесс и др. 4. Юридические науки, тесно связанные со специальными

отраслевыми, но вместе с тем имеющие свой самостоятельный предмет изучения:

правоохранительные органы, организация самоуправления, право социального

обеспечения, криминология и др.

5. Технико-прикладные юридические науки, широко пользующиеся данными других

наук, в том числе математики, статистики, химии, медицины, психологии,

кибернетики. Это криминалистика, бухгалтерский учет и экспертиза, судебная

статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная психология. 6.

Международное право, подразделяемое на международное публичное право и

международное частное право. Все перечисленные разновидности и группы

юридических наук, за исключением теории государства и права, в качестве

предмета исследования рассматривают лишь отдельные стороны проявления и

развития государства и права, более или менее ограниченные сферы их

функционирования и их отдельные структурные части. Например, история

государства и права изучает политическое устройство и право,

государственные институты и законодательные памятники различных стран в

историческом развитии, в определенные хронологические периоды. Специальные

отраслевые науки изучают отдельные составные части системы российского

права, его различные отрасли, каждая из которых представляет собой

совокупность юридических норм, регулирующих какую-то конкретную широкую

сферу однородных общественных отношений. Например, предмет науки

административного права составляют нормы, регулирующие общественные

отношения, которые возникают в процессе формирования и исполнительно-

распорядительной деятельности органов государственного управления. Наука

гражданского права изучает нормы, регулирующие имущественные и связанные с

ними личные неимущественные отношения, и основанные на них гражданские

правоотношения. Предметом науки уголовного права являются нормы, которые

определяют преступность и наказуемость деяний, представляющих общественную

опасность для данной социальной системы, и основанные на них уголовно-

правовые отношения. Международное (публичное) право изучает нормы,

регулирующие внешнеполитическую деятельность государств, отношения между

ними и другими участниками (субъектами) международного общения. Поскольку

все виды правовых наук, за исключением теории государства и права, изучают

отдельные части, стороны, структурные элементы единой системы государства и

права, в литературе предлагается называть их частными или структурными

юридическими науками. Их задача — вычленение из всей системы государственно-

правовой действительности отдельных сторон или сфер со свойственными им

специфическими закономерностями развития и изучение их в относительной

самостоятельности по отношению к государству и праву в целом. Поэтому ни

одна из частных, структурных юридических наук в отдельности, ни все они

вместе взятые не в состоянии обеспечить изучение государства и права как

единых и целостных систем, познания их общих закономерностей возникновения,

развития и функционирования. Именно необходимостью реализации этой задачи

определяется существование и назначение такой отдельной самостоятельной

юридической науки, как теория государства и права. Все отраслевые

юридические науки — государственное (конституционное) право,

административное, трудовое, гражданское, гражданский процесс и др. —

руководствуются разработанными теорией государства и права положениями о

сущности, типе, формах и функциях государства и права, общими понятиями

государства, органа государства, государственного механизма (аппарата),

права, нормы права, нормативного акта, отрасли права, правового института,

акта применения права, правоотношения, субъективного права и юридической

обязанности и т.д. В то же время все эти положения опираются на анализ и

синтез соответствующих разносторонних данных специальных отраслевых наук о

государстве и праве. Их фактический материал и теоретические обобщения —

один из важнейших источников существования и развития теории государства и

права. Тесно соотносится теория государства и права с международным правом

и другими науками о государстве и праве.

3. Методология теории права и государства (методы материалистической

диалектики, логико-языковой, сравнительно-правовой, конкретно-

социологический и др.).

Метод науки - это совокупность подходов, принципов и приемов, используемых

наукой при исследовании своего предмета. Если предмет науки отвечает на

вопрос, что изучает наука, то метод науки говорит о том, как наука

исследует свой предмет, на каких подходах она при этом основывается, от

каких принципов отталкивается, какие приемы использует. Таким образом,

метод (по-другому методология) науки теории государства и права - это

совокупность подходов, принципов и приемов, на которых основывается данная

наука и которые она использует при исследовании своего предмета. Исходя из

этого, в составе метода теории государства и права следует выделять три

элемента: философские подходы, принципы познания и приемы (методы)

исследования. Теория государства и права разрабатывает собственные методы

исследования государственно-правовых явлений и в то же время активно

использует общие методы, выработанные общественными и естественными

науками. На протяжении долгого времени в науке противоборствуют

идеалистический и материалистический методы познания, метафизика и

диалектика. Нашей отечественной науке присуща ориентация на

материалистический подход, согласно которому глубинные, сущностные стороны

государства и права предопределяются в конечном счете экономикой,

наличными формами собственности. Материалистический подход позволяет

проследить связь государства и права с реальными процессами, выявлять и

исследовать их возможности для упрочения материальных основ и увеличения

экономического потенциала общества. Философской основой теории государства

и права служит диалектический метод, т.е. учение о наиболее общих

закономерных связях развития бытия и сознания. К общим законам диалектики

относятся: переход количественных изменений в качественные (увеличение

числа норм и институтов, закрепляющих и регулирующих отношения частной

собственности, привело к делению российского права на частное и публичное);

закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей,

централизация и децентрализация в государственном строительстве); закон

отрицания (в российской государственности имеются элементы прошлой и

зародыши новой государственности). Творческое применение законов

диалектики, отражение богатства жизненных процессов в таких философских

категориях, как "содержание и форма", "возможность и действительность",

"случайность и необходимость", "историческое и логическое", "должное и

сущее", "свобода и ответственность" и т. д., помогают избежать вульгарных

субъективистских и волюнтаристских истолкований государственно-правовых

явлений. Знание и умелое использование общенаучных методов не исключает, а

напротив, предполагает применение специальных и частных методов познания

государственно-правовых явлений. Традиционен для юридической науки

формально-юридический метод. Исследование внутреннего строения правовых

норм и права в целом, анализ источников (форм права), формальной

определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации

нормативного материала, правила юридической техники и т. п. — все это

конкретные проявления формально-юридического метода. Он применим и при

анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении

компетенции органов государства и т. д. Словом, формально-юридический метод

вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать,

классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены,

исследовать их внешнюю и внутреннюю формы. В наше время, когда закономерно

усиливаются интеграционные процессы, возрастает роль метода сравнительного

государствоведения и правоведения, который имеет свои объектом сходные

государственно-правовые институты различных стран. С логической точки

зрения, названный метод основывается на последовательном изучении и

сопоставлении большого числа сходных объектов. Например, достоинства и

недостатки государственных и правовых институтов нашей страны трудно

установить без сравнения их с аналогичными институтами других стран.

Значение данного метода возрастает, когда возникает необходимость в

политических и правовых реформах. Вместе с тем сравнительное

государствоведение и правоведение не имеет ничего общего с бездумным

заимствованием иноземного опыта и механическим переносом его в наши

специфические исторические, национальные и социально-культурные условия. К

специальным относится и метод государственного и правового моделирования.

Суть его заключается в том, что между различными государственными и

правовыми явлениями имеется определенное сходство, а потому, зная свойства

и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности

судить о других. Моделирование помогает при поиске наилучших схем

организации государственного аппарата, наиболее рациональной структуры

административно-территориального деления, при формировании системы

законодательства и др. В современных условиях особое значение приобретает

конкретно-социологический метод исследования государственно-правовых

проблем. С его помощью можно выявить степень эффективности функционирования

всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояние

законности .и правопорядка в стране. Конкретно-социологические исследования

содействуют разработке ключевых вопросов теории государства и права, для

изучения которых они предоставляют массу новых жизненных фактов,

статистических и иных данных. В рамках конкретно-социологического метода

используются такие приемы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование,

эксперимент и др.

4. Особенности современного подхода к вопросу о происхождении государства и

права.

В настоящее время среди теоретиков государства и права нет единства по

вопросу о происхождении государства. Это закономерно. Это связано с тем,

что возникновение государства само по себе сложный и длительный процесс,

который нельзя объяснить, опреаясь лишь на какую либо одну точку зрения;

влияние эпохи на авторов теорий, субъективный фактор – наличие убеждения

авторов теорий о происхождении государства, так как они не жили в

конкретное историческое время и в конкретном обществе.

5. Общая характеристика первобытного общества. Власть и социальный нормы в

догосударственный период.

Наша литература длительное время освещала догосударственное общество,

опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной

собственности и государства".

Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано,

т.е. организационно оформлено. В противном случае оно обречено на

превращение в стадо, толпу. Исторически первой формой организации

догосударственного общества являлась родовая община. Личная, родственная

связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали

также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение.

Восторженную характеристику родовой организации дал Ф. Энгельс. Он писал:

"И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и

простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей,

наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов — все

идет своим установленным порядком'". Таким образом, род был одновременно

древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации

догосударственного общества. Власть в первобытном обществе олицетворяла

силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти

(властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими

делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь

субъект и объем власти полностью совпадали, поэтому она была по своей

природе непосредственно общественной, т.е. не отделенной от общества и не

политической. Единственным способом ее реализации было общественное

самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов

принуждения тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых

членов общества — мужчин и женщин. Собрание — столь же древнее

установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его

жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на

срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между

отдельными лицами т. д. Решения собрания были обязательными для всех, так

же как указания вождя. Хотя общественная власть не имела специальных

принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к

эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения.

Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло

быть достаточно жестким — смертная казнь, изгнание из рода и племени. В

большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания,

порицания. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избежать

наказания. Зато род как один человек вставал на защиту сородича, и никто не

мог уклониться от кровной мести — ни обидчик, ни его родичи. Несложные

отношения первобытного общества регулировались обычаями — исторически

сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате

воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков.

Уже на ранних стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки

коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных случаях

трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями. Например, тренировка

охотников наполнялась мистическим содержанием, обставлялась таинственными

обрядами. Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных

"мононорм", были одновременно и нормами организации общественной жизни, и

нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так,

естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и

женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как

производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Мононормы изначально были продиктованы "естественно-природной" основой

присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них

права и обязанности как- бы сливались воедино. Правда, особое место

занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув

на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в

упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными

родственниками (инцест). Благодаря табу первобытное общество поддерживало

необходимую дисциплину, обеспечивающую добычу и воспроизводство жизненных

благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища

зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного

существования людей.

6. Причины возникновения государства. Переход от присваивающей к

производящей экономике («неолитическая революция»). Возникновение

раннеклассовых общество.

Формы возникновения государств: восточные раннеклассовые государства и

западные.

Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов

шел разными путями. Ныне доминирует мнение, что одним из основных является

восточный путь возникновения государства, "азиатский способ производства"

(вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания). Здесь очень

устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и

структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность.

Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией

родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную

социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись

от интересов остальных членов общества. Следовательно, восточный

(азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других

вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая

общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы

(государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная)

собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная

собственность тут не имела существенного значения. На рассматриваемый путь

зарождения государства значительное влияние оказали географические условия,

необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение,

эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших

возникновение самостоятельной и сильной публичной власти. Восточные

государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все

они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным

чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная

собственность. Здесь, по сути, не наблюдалось отчетливо выраженной

классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало

сельских общинников, и управляло ими, т.е. само государство выступало

организатором производства. По другому историческому пути шел процесс

возникновения государства на территории Европы, где главным

государствообразующим фактором было классовое расслоение общества,

обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю,

скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее "чистом" виде этот процесс

проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое

влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.