на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры по ТГП к ГОСАМ


Шпоры по ТГП к ГОСАМ

42. Юридический позитивизм.

Представители: Бергбом, Шершеневич.

Возникла кА оппозиционная «естественному праву». Позитивизм вводит понятие

«субъективное право» как производное от объективного права, уст-го, созд-го

гос-ом. Гос-во делегирует субъет-ые права и уст-ет юр-ие обязанности в

нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм

отождествляет права и закон. Естественное право объявляется теорет-им

домыслом, предпологается создать философию позитивного права, задачей

которой д.б. изучение внешнего выражения правовых предписаний.

+: возможность установления стабильного правопорядка, детального изучения

структуры нормы права, основание юр. отв-ти, классификация норм и н.п.а.

-: ограниченность права от фактических общ. Отношений, отсутствие

возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований

содержания права, его целей.

33.Соотношение экономики, государства и права.

Экономика – это совокупность производственных отношений, способ

производства конкретного общества.

Существует два основных подхода к соотношению данных понятий. Согласно

первому подходу, среди этих понятий нет какого-либо одного приоритетного.

Первичными факторами развития и функционирования общественных отношений (в

том числе производственных, политических, правовых) выступают интересы

людей. В определенных случаях интересы получают реализацию прежде всего в

праве и лишь затем претворяются в других сферах социальных связей. Здесь

можно говорить о приоритетах права перед экономикой (например, в эпоху

буржуазных революций в Западной Европе сначала принимались законы, а потом

на их базе формировались новые экономические отношения).

Но бывает и наоборот, когда интересы сначала претворяются в новые

производственные отношения, а затем закрепляются в праве. Здесь уже можно

говорить о приоритете экономика над правом. Политика уже выступает

посредником между данными явлениями и соответственно понятиями.

Согласно второму подходу, экономика определяет политику и право. Последняя

является надстроечными категориями и зависят от базиса (способа

производства). Однако эта доминирующая роль проявляется лишь в конечном

счете, ибо политика и право, опираясь на экономику, могут оказывать и

обратное воздействие на нее, стимулируя либо сдерживая развитие

производственных отношений.

Политика здесь тоже выступает в виде посредника между экономикой и правом.

Соотношение между гос-ом и правом проявляется двояко:

1) когда определяющим фактором выступает государство и

2) когда определяющим фактором выступает право.

72.Понятие и виды НПА

Это – офиц. юр. док-т изданный гос-ом, устанавлив, изменяющ.,отменяющ.

правов. нормы, общеобяз. характер, подкреплен принудит. силой гос-ва. По

юр. силе все НПА делят на 2 группы:законы и подзакон.акты

Закон- НПА высшей юр. силы, приним. в особом поряд-ке –представ. органом

или референд. и регулир. наибо-лее важные общ. отношен. Конституция-

основополог. полит. правов. акт, закрепл. конст. строй, права и свобо-ды,

форму правлен, гос. устройство. Федер. конст. закон приним. по вопросам

предусмотр. в Конст. (о референ-думе, о военном положен, об изменен.

статуса). Федер. закон- акты текущего закон-ва посвящен. различным сторонам

соц.-экон., полит, духовной жизни общ-ва. Законы субъек. федер.- издаются

их представ. органами и распраст только на соответст. террит.

Подзакон. акты- правотворческ. акты компетент. орга-нов, котор. основ. на

законе и не противор. Указы распо-ряж Президента- в пределах полномочий, в

соответ. с Конст., по текущим процедур. вопросам. Постановлен. и

распоряжен. Правит.- акты испол. органа, наделены широк. компет. по

управлен. обществ. процессами. Приказы, инструкции, положен.министерств,

ведомств регулир. отношен. наход. в их компетенц. Решение, пос-тановлен,

распоряж.местных органов власти. Локальные НА- предписания для конкрет

предприят. (правила внутрен. труд.распорядка)

От срока действия – неопредел.-длительн. и временные.

От сферы действия – общефедерал, субъект федер., орга-нов местн. самоупр.,

локальные

28.Понятие правового гос-ва: история и современность.

Разработка теории правового гос-ва имеет давнюю историю. Еще древние

мыслители занимались поиском разумной, справедливой организации общества и

гос-ой власти. Идею единства власти и права развивал греческий мыслитель и

гос-ый деятель Солон (6 век до н .э.). Государство. Считал Солон, нуждается

прежде всего в законном порядке, поскольку беззаконное представляет собой

наибольшее зло для общ-ва. Значение разумных и справедливых законов

подчеркивал Платон (427-347 до н.э.). Основоположник античной политической

науки Аристотель обосновал идею господства права и правовой законности, а

также идею права как критерия справедливости.

Наибольшие заслуги в разработке теории правового гос-ва принадлежит

немецкому философу И. Канту (1724-1831). Опираясь на теорию естественных,

неотъемлемых прав человека, он обосновал необходимость для гос-ва

ориентироваться на право во всех своих дествиях. При этом право Кант

траковал как справедливость, воплощенную в законах гос-ва, как обеспечение

государством естественные права и свободы человека. Правовое гос-во в

трактовке этого философа есть идеальная теоретическая модель, которой

следует руководствоваться в практике государственно-правовой жизни, это

сфера долженствования (как должно быть).

Другой немецкий мыслитель – Г. Гегель (1770-1831) рассматривал правовое гос-

во как воплощение идеи свободы, как высшее право. Гегель различал право и

закон, признавал, что могут существовать противоправные, антиправовые

законы. Тем не менее он исходил из того, что право по своей природе

разумно, поэтому гос-во, принимая законы, должно ориентироваться на право

как идею свободы и справедливости, как «царство реализованной свободы». Сам

же термин «правовое гос-во » ввел в оборот представитель немецкого

либерализма первой половины 19 в. государствовед Р. Фон Моль.

Определенный вклад в развитие правового гос-ва внесли и русские

государствоведы: А.С. Алексеев, В.М. Гессен, Б.А. Кистяковский и др. Они

считали необходимым, чтобы гос-во было связано законом и он был обязателен

для власти, чтобы она стояла под правом, а не над ним.

Правовое гос-во в настоящее время – такая форма организации власти, которая

выражается в максимально полной реализации принципа верховенство закона.

ТГП прошла в своем развитии 4этапа:

- возникновение идеи необходимости возникновения гос-ва закону. Закон

обеспечивает стабильность гос власти, является гарантией от произвола

правителя.

- нового времени. В работах ученых эпохи просвещения разрабатывается

отдельные признаки правового гос-ва. Появляется теория разделения властей,

прав человека, первое представление о законности.

- в научный оборот вводится термин правовое гос-во, разрабатывается

философ. Основа правового гос – ва. Правовое гос-во начинает

рассматриваться как форма жизни гр. общ-ва, как цель развития любого гос-

ва.

- в настоящее время в большинстве гос-а мира основная идея правового гос-

ва, закреплена в конституционных актах.

61.Понятие и признаки нормы права

Это – установленное гос-ом общее правило поведения (модель), регулир-ее

общест. отношения. Она опреде-ляет границы возможного и должного поведения

людей, меру их внутренней (сам избирает вариант поведения) и внешней

свободы (действует во вне) в взаимоотно-ниях.

Признаки: 1.Устанавлен. и гарантир-ть гос-ом (утверж-дение гос-ом в НПА);

2. Сочетание прав (мера поведения) и обязанностей (ме-ра должного

поведения);

3. Формальность (закрепление определен-ым способом в законе, постановлении,

указе, приказе и т.д. );

4. Многократность применения (рассчитано на регулир-ние неопределен. кол-

ва жизнен. случаев);

5.Обеспечив-ся мерами гос. принуждения (компетент. органами возлаг-ся юр.

ответ-ть)

Т.О. НП –явл. регулятором типовых общест. отношений.

62.Классификация норм права

НП - установленное гос-ом общее правило поведения (модель), регулир-ее

общест. отношения. Классиф-я за-висит от их функций:По месту и роли в прав.

сис-ме:

Учредительные – нормы-принципы, котор. закрепляют основы общественно-полит.

строя, полит-ой и правовой сис-мы, права и свободы граждан. Регулятивные –

пра-вила-поведения – предоставлен. прав и обязаност. (упра-вомачивающ,

обязывающие, запрещающ); Охранител-ые –выпол-ют функцию охраны общест.

порядка(УК РФ); Обеспечительные – нормы-гарантии, котор. способству-ют

исполнению др. норм; Декларативные - содержат информацию; По методу прав.

регулир. Императивные власть-подчинение; Диспозитивные – равные субъекты;

Рекомендательные – указывают вариант поведения; По субъектам

правотворчества От гос-ва; Народное пра-вотворчество; По сфере действия

Общего, ограничен-го (территория, отдел. граждане), локального (на членов

отдельных структур); По времени действия – постоян-е и временные; По кругу

лиц (всех, отдел. категорий); По степени определенности элементов НП -

абсолютно (точно определ. права и обязан. субъектов, условия дей-ствия,

последствия несоблюдения), относительно –(воз-можны варианты поведения),

альтернативные (несколь-ко вариантов действия, из котор. надо выбрать один

с учетом обстоят-ств.

63.Структура нормы права

НП - установленное гос-ом общее правило поведения (модель), регулир-ее

общест. отношения. Структура:

Гипотеза – указывает на круг, котор. адресована НП и обстоятельства при

котор. реализуется. П-р: гипотеза -сдача в наем имущества – у наймодателя

возникает обяз-ть содержания, а у нанимателя право требовать испол-ия

обязан-ти.

Диспозиция – каким может или должно быть поведение при условиях, предус-

мотрен. гипотезой. т.е. содержание прав и обязан-ей лиц.П-р: наймодатель

обязан производ. кап. ремонт за свой счет, а нанимат. в случае неисполне-

ния обязанности имеет право произвести ремонт и взыс-кать или расторгнуть

дог-р и взыскать убытки.

Санкция – указывает какая мера гос. взыскания (юр. ответс-ть) применима к

нарушителю права, предусмот-ренного диспозиц. П-р: возместить убытки, если

добро-вольно отказывается, то компетент. гос. органы приме-няют к нему меры

гос. воздействия, котор. обеспечивают исполнение обязательств.

Т.О. НП может активно воздействовать на отношения и регулировать их, при

единстве и взаимосвязи всех ее элементов, т.к. при отсутствии гипот. –

неизвестно к чему и кому применима; диспоз. – превращается в пус-тышку,

теряет качество соц. нормы; санк.- лишае ее качества НП т.к. охраняется гос-

ом.

64.Соотношение НП и статьи нор. акта

НП – установленное гос-ом общее правило поведения (модель), регулир-ее

общест. отношения. НПА –юр. док-нт устанав., измен, отменяющ. правов.

нормы. В статье НПА не всегда присутств. все три элемента НП. Так в ст.

Конст. – гипотега и диспозиц. Это говорит о том, что НП и ст. НПА не

совпадают. Сущест. основн. способы изло-жен. НП в статьях.

Прямой –в ст. излагаются все 3 элемента. Здесь логич-я структура НП

совпадает со структур. ст. НПА. Так быва-ет не всегда.

Отсылочный – когда содержатся не все элементы, но имеется отсылка к др.

родстве-ым статьям этого же НПА, где находятся недостающие сведения. Часто

использ-ся в УК ст.117- истязания, диспозиция – если не повлекло последст-

вий – указ. в ст. 111 и 112.

Бланкетный – статья НПА устанавлив-т лишь ответст-ть за нарушен. определ.

правил, однако самих правил в ней не содержится и нет прямой отсылки к

другой статье этого НПА. В таких ст. содержится гипотеза и санкция,

диспозиц. только называется и содержание ее не раскры-вается.(УК -нарушение

правил вождения боевой маши-ны повлекшее тяжел. последств. – наказыв.

лишением свободы. Для применен. данной нормы - выяснить какие правила

нарушены т.е. обратится к спец. НПА где это закреплено.

Т.О. НП не тождествен. статье закона. НП –это логичес-ки завершен. правило

поведения, а ст. – это форма его изложения.

65.Понятие и структур. элементы сис-мы права

Это – внутреннее строение, которое выражается в един-стве и согласованности

действующ. НП и вместе с тем в разделен. права на относит. самост. части в

зависим. от содержан. отношен-й. котор. регули-ся НП. Элементы:

Правов. норма – базовый первичный элемент, регулир. конкретн. вид общест.

отношен.

Правов. институт –совок. прав. норм, регулир. определ. вид общ. отношен. По

охвату правов. регулир. занимает промежут. положение м/у ПН и отраслью,

входит в сос-тав отрасли права (институт наследования в ГП, наказа-ния в

УП);

Отрасль права – совок. правов. норм и институтов, регулир. определенную,

относит. самостоятельную сфе-ру общес. отношений (констит.,гражданская,

администр. отрасль). Родственные институты входящ. в одну отрасль могут

образовывать подотрасль- промежут-ную совок. норм между правов. инстит. и

отраслью, регулир-ий группу близких отношений определенного вида (военно-

уголовное право в УП, патентное право вГП)

Т.О сис-ма право состоит из отрослей, подотрослей и институтов.

66.Предмет и метод правов. регулирования

Правов. регулир.- воздействие юр. средствами на обществ. отношения и

поведен. людей.

Предмет- та сфера общест. отношен., котор. подвер-гается юр. воздействию.

Данный предмет включает в себя 3 основ. группы обществ. отношений: 1.

власте-отношения (администрат-правовые); 2. отношения по обеспечению прав и

свобод и охране правопорядка (конституционные); 3. отношения по поводу

объмена материальн. и нематер. ценностями (гражданско-правов) Метод-

способы воздействия отрасли права на определ. вид общ. отношен.

Императивный- субординация м/у участниками правоотношен. т.е когда один

участник находится в подчинен. положении по отношен. к др.Применяется в

публично-правов. отраслях (конст, админист, уголов, финансов);

Диспозитивн.- равенство участников, отсутствие м/у ними власть-подчинение.

Примен. в частно-правов. сфере (гражданс. право).

Способы: дозволение - наделение участников комплек-сом определен. прав

(арендатор жил. площади м. ее использовать); обязывание- предписание

исполнить определ. действия (должник-кредитор); запрет- возложение

обязанности не совершать те или иные действия (арендатор не м.

распоряжаться –дарить, про-давать).

Т.О. Отрасли права использ. методы правов. воздейств. в различном сочетании

в зависим. от характера обществ. отношен.

67.Краткая хар-ка основных отраслей права.

Это- совок. юр. норм и правов. инстит. регулир. определ. сферы общест.

отношен.

Конст. право- централ. место среди остал. отраслей, ее нормы влияют на

нормы др. отрослей, главный источник Конст.- ПА высш. юр. силы, опирается

на императ. ме-тод регулир-я. Регулир-ет - отношен. по организ. гос.

органов власти, определяет их компетенц., гос. устройс-тво, прав. режим,

правов. положен. граждан, избират. сис-му и др. ГП- регулир. имущест. и

лично неимущ. отношен., диспозитивн. метод, источник ГК; ГПК – ре-

гулир.деятел-ть по разбирател-ву и разрешению судам гр. дел (возбуждение,

установлен. факт. обстоят-тв, до-казывание, рассмотрение, решение,

обжалование), императ.-диспозит. метод, ГПК; УП - регулир. общ.

отношен. связанных с борьбой с преступностью (пере-чень дияний

-преступлений, определ. понятия угол. ответ-ти, виды и размер наказания),

императ. метод, УК.

УПК- процедуру угол. судопроиз-ва (привлечен. к ответ, возбужд. угол. дела,

расследов, рассмотрен. в суде, вы-несение приговора, обжалование), императ-

дисп, УПК;

Администр.- в сфере гос. управлен., поддержан. общест. порядка, императ,

КоАП; Трудов.- в сфере наемного труда, правоотношен. м/у работ-ом и работ-

лем, императив-диспозит, ТК; Семейное- отношения м/у супругами, родит.

и детьми (заключ. и растор. брака, имущества супругов, отцовство,

материнство), диспозит, СК; Земельное, Экологич.,

Социального обес-печения, Финансов, Предприним, Коммерческое, Арбитражно-

прцессуальное.

68.Частное и публичное право

Кроме отрослей в структуре права юр. нормы можно подраздел на 2 больш.

группы.

Частное право- упорядоченная совок. юр. норм, охраня-ющих и регулир.

отношен. частных лиц. Публичное – нормы закрепляющ. порядок деятельности

гос. власти и управления. Частное –область свободы и частной иници-ативы,

то публичное – сфера власти и подчинения. Частное- отрасли гражданск,

предпринимат, трудового, семейного. Публичн. – констит, админстр,

уголовн, финансов.

Основные критерия разделения:

1. интерес – личный; общественный, гос-ный;

2. предмет прав. регулир. – нормы, регулир. имушествен. отношения;

неимущественные.

3. метод правов. регулир. - диспозитив, координир. (ра-венство);

императивн. субординацион. (подчинение).

4. субъектный состав – частные лица м/у собой; частн. лица с гос-ом, или

гос. органы м/у собой.

В правов. гос-ве частные и публичн. права гармонично сочетаются.

69.Материальное и процессуальное право.

В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права.

Материальное право – совокупность правовых нормы, с помощью которых

государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем

прямого, непосредственного правового регулирования. Нормы материального

права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и

лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов,

устанавливает правовой статус граждан, основания и пределы ответственности

за правонарушения и т. д. Материальные отрасли права связаны с

процессуальным, всякое материальное право имеет свои необходимые, присущие

ему процессуальные формы. Один и тот же дух должен одушевлять судебный

процесс и законы, ибо процесс есть только форма жизни закона,

следовательно, проявление его внутренней жизни.

Процессуальное право – регламентир. порядок правов. регулир. материальн.

отраслей. Состоит из прав. норм, регулирующих отношения, возникающие при

рас-следовании преступлений, рассмотрении и разрешении уголовных и

гражданских дел. Оно неразрывно связано с материальным правом, так как

закрепляет процессуальн. формы, необходимые для его существования.

70.Система права и система законодательства

Сис-ма права- внутренняя структура права, состоящая из взаимосвяз. норм,

институтов, подотраслей, отраслей права. Законодательство тоже имеет свою

внутренную структуру – сис-ма действующ. законов и основанных на них

подзакон. актов. Их различают по след. основаниям:

Сис-ма права Сис-ма закон-ва

Первичный элемент НП НПА

Выступает в кач-ве Содержания Формы

Складывается Объективно Субъективно

(в соответ. с сущест. общ. отношен.) (зависит от

закон-ля)

Имеет Первичный хар-тер Производный

(первая служит исходной базой

для второй)

Строение Горизонт. ..и вертикал.

(отрослев) (иерархическое)

Они различны и по объему: зак-во, с одной стороны, не охватывает всего

разнообразия нормативности (ведь кроме зак-ва право оформляется и в юр.

обычаях, и нор-матив. договарах и юр. прецедентах), а с др. стороны,

включает в себя кроме формулировок норм и др. элеме-нты – преамбулы,

названия разделов, глав, статей и т.п.

71.Понятие и виды форм (источники) права

Источник права –спец. юр. термин, котор. имеет 3 знач-я - сила котор.

образует правов. нормы – это общество и гос-во. Народ источник гос. власти

– формирует гос. органы, котор. выражают волю народа – издавая НПА и

подкрепляют их принудит. силой.

- условия котор. способст. возникнов. норм права – экон. развитие гос-ва,

отношение собственности, полит строй, правосознание общества, опыт

предыдущ. правотворче-ства юрид. учения, доктрины

-источник знаний о праве – гос. документ, котор. и явл. источником права в

формально-юрид. смысле.

Правов. обычай –правила поведения, сложившееся в процессе самой жизни в

результате многократного и длительного примене-я, а затем санкционир-ые и

взятые под защиту гос-ом. т.е. гос-во придает им юр. силу и превращ-ет их в

официал. юр. док-т.(законы 12 таблиц, Русская правда, ГК РФ предусм. обычаи

делов. оборота). Юрид. прецидент – решение судеб. и админист.органа, котор.

стало образцом для послед-их решений по таким же делам. Наибольш.

распространен. имеет в США, Ка-наде, Англии, Австралии. В РФ характер

прецедента имеют разъяснения Пленума Верхов. суда, обязат. для всех судов.

Это позволяет компенсировать отставания НП от динамики общест. отношений.

НПА –офиц. юр. док-т изданный гос-ом, содержит НП, общеобяз. характер,

подкреплен принудит. силой гос-ва. С их помощ-ю устанав., изменяются,

дополняются дейс- твующие НП. Иерархия – Конс., законы, подзакон. акты.

Норматив. договор – действует непосредственно, обще-обязателен, регулир-т

наибол. важные общест. отношен. (Договор об образов. СССР 22г, Федерат.

договор РФ 92г)

73.Понятие, признаки и виды законов

Это – нормат. акт высш. юр. силы, принимаем. в особом порядке представит.

органом или народом на референду-ме и регулир-ий наиболее важные общест.

отношен.

Признаки – 1.приним-ся спец. упол. органом (ФС, за-кон. органы субъектов),

2.соблюд. процесс. порядка (подготовка проекта, внесение, обсуждение,

принятие, подписание, опубликов) 3. регулир. важнейшие общ. отнош. (праваи

свободы, вопросы конс. хар-ра, экономи-ки, обороны и безопасности,

междунар. отношен. и др.) 4. общеобязат-ть –все гос. органы, долж., физ. и

юр. лица. 5.стабильность – изменение и отмена органом его принявш. в соот.

с юр. процедурой. 6. выс. юр. сила -иерархия.

Классифик. по различн. основаниям: по юр. силе:

Конституция- основополог. полит. правов. акт, закрепл. конст. строй, права

и свобо-ды, форму правлен, гос. уст-ройство. Федер. конст. закон-

приним. по вопросам предусмотр. в Конст. (о референдуме, о военном поло-

жен, об изменен. статуса). Федер. закон- акты текущего закон-ва посвящен.

различным сторонам соц.-экон, полит, духовной жизни общ-ва. Законы

субъек. федер.- издаются их представ. органами и распраст только на

соответст. террит.

по субъектам законот-ста- закон.органом, референ-м.

по предмету правов. регулир.- констит, администр, гражданск, уголов,

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.