на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры к ГОСам (теория государства и права)


Шпоры к ГОСам (теория государства и права)

-----------------------

1. Предмет и методология ТГиП.

Наука - это система обобщённых знаний. ТГП - это система обобщённых знаний

о государстве и праве. Наука: а) сумма, обобщение б) знание достоверные,

дающие рекомендации к применению на практике. Значение: 1) Расширение

общественно-политического кругозора (ориентирование в политике). 2)

Повышает общую правовую профессиональную культуру. 3) Обоснование

рекомендаций в области государственно-правового строительства. 4) Даёт

знания в области правотворчества. Особенности: 1) ТГП является общественной

- гуманитарной наукой. 2) Эта наука юридическое явление, а следовательно -

властная. 3) Общетеоритическая наука (изучает общие закономерности присущие

всем юридическим наукам. Для государства и права. Носит теоретический

характер). 4) ТГП - абстрактная наука. 5) ТГП - философская наука,

опирается на философские догмы и конкретизирует их. Предмет науки ТГП -

государственно-правовая надстройка. Значение предмета: 1) позволяет

определить содержание науки. 2) позволяет выявить отличие от других наук.

3) Позволяет сформулировать задачи и направления исследования. 4) Позволяет

концентрировать научные силы на важных участках. Структура предмета:

Явления - рассматривает государство и право как отдельные явления и

одновременно зависимые друг от друга.

Государственно-правовые закономерности или законы развития - изучает общие

закономерности. (возникновение, функционирование и развитие “=” переход).

Г-П понятия - создаёт терминологию и раскрывает сущность явления. Образует

инструмент приобретения новых знаний. Через понятия создаётся наука.

предметом науки теории государства и права являются наиболее общие

закономерности возникновения, развития и функционирования государства,

права и других государственно-правовых явлений, а также общие связи

государства и права с различными общественными явлениями и личностью.

Совокупный способ приемов познания определенных явлений, в данном случае

юридических. Тгп использует иные методы, используемые юридической наукой –

общенаучные (философский подход). В данном методе раньше применялся только

диалектический материализм. А сейчас еще и идеализм и прагматизм и все

прочее. Специальные методы – методы, которые обычно применяются другими

науками. Частные методы: 1. формально-юридический. Дает возможность познать

ТГП в общем, универсальном смысле, в общем виде. Стремимся объяснить что

есть государство в общем смысле, т.е. критерии, которые выделяют признаки

государственности во всег странах планеты. 2. конкретно-юридический подход

– дает возможность идентифицировать государство по ряду признаков, т.е.

речь идет об определенном государстве в конкретный промежуток времени. 3.

юридико-социологический. Привлекаются методы юридической социологии и

применяются методы, используемые социологами – анкетирование

интервьюирование. Позволяет познать государство и механизмы его действия.

4. компаративистский подход. Это совокупость методов, позволяющих через

сопоставление выявить сущность государства. интерпретационный подход - это

совокупность методов толкования юридических явлений в государстве и праве.

Способы и есть методы толкования.

2. Понятие и признаки государства.

Государство – это политико-территориальная организация публичной власти,

обладающая для осуществления управленческо - обеспечительной и

охранительной функций специальным аппаратом и способная придавать своим

велениям характер обязательности для всего своего населения.

Государство – это организация политической власти общества, охватывающая

определенную территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения

интересов всего общества и особый механизм управления и подавления.

Государство – это Я.

Признаками гос-ва считаются:

1. наличие публичной власти – соответственно аппарата управления,

зафиксированного в НПА, т. е. правовые начала.

2. суверенитет – внешний (независимость от внешних факторов) и внутренний

(независимость гос. вл. от др. негосударственных организаций, действующих

внутри гос-ва )

3. территория – наличие границ, гражданство.(устойчивая правовая связь лиц,

проживающих на территории гос-ва, с данным гос-вом, выражающаяся в

наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.)

4. Аппарат принуждения.

5. Финансовая система. Налоги и сборы.

Образование общества предшествует государственной организации его жизни.

Было время, когда общество существовало, а государства не было. Жизнь

общества на ранних ступенях его развития строилась на началах естественного

самоуправления, которое соответствовало уровню развития самого человека как

существа общественного. Но раз возникнув, государство становится основным

инструментом цивилизованной организации общественной жизни. История

человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя,

при котором орудия производства были несовершенны, а производительность

труда низкая. Поэтому в основе жизни общества лежала общественная

собственность на средства производства, а распределение продуктов труда

осуществлялось на началах равенства. Все члены общества одинаково трудились

и получали одинаковую часть общественного продукта.

3. Сущность и социальное назначение государства.

Сущность государства – это его смысл, содержание, назначение и

функционирование.

В понимание сущности государства существуют два основных подхода классовый

и надклассовый. Классовый подход в понимании сущности государства выражен

в основном в марксистско-ленинской теорией государства. Согласно

марксистско-ленинской теории, государство есть классовое явление. Оно

всегда носит классовый характер, возникает в результате раскола общества на

классы, существует только в классовом обществе и с исчезновением классов

должно отмереть. Государство в марксистско-ленинской теории выступает как

орудие классового господства, как машина для подавления одних классов

эксплуатируемых другими эксплуататорами.

Другой подход – надклассовый, выражается в различных не марксистских

теориях государства:

1. Теория правового государства – суть её, добиться господства права во

всех сферах социальной жизни.

2. Теория плюралистической демократии (теория стратификации) – Г.Ласки,

М.Дюверже, Р.Даль. Суть – в современном обществе классы перестали

существовать и власть утратила классовый характер. Общество же это

совокупность социальных объединений людей (страт) по различным признакам.

3. Теория государства благоденствия – рассматривает вопрос о целях

государства. По ней что государство стало надклассовым и выражает интересы

всех слоёв населения, обеспечивает благоденствие всех.

4. Теория элит – сформировалась в начале 20 века (В.Порето, Г.Моски). Идея:

народные массы не способны управлять государством, и эта задача

осуществляется верхушкой общества – элитой.

5. Технократическая теория – разработана Т.Вебленом, в 1920 -е годы

получила значительное распространение в 60-70гг. Идея в том что

государством должны управлять специалисты – управленцы. Как бы выделяют

специальность “управление государством”

Социальное значение: теории по-разному раскрывают сущность государства, но

не одна из этих теорий не рассматривает государство как орудие классового

господства. В современной отечественной ТГП вопрос о сущности государства

решается по-разному. Но в большинстве стран такая функция государства как

социальная, стоит на первом месте. Многие исследователи исходят из того,

что сущность государства не следует рассматривать только с классовых или

только с надклассовых позиций. По их мнению, сущность государства имеет две

стороны: классовую и общесоциальную (общечеловеческую) сущность государства

– двуединая сущность. В те или иные периоды истории на первый план выходит

либо классовая, либо общесоциальная сторона сущности государства. Согласно

другой точке зрения государство носило классовый характер в прошлом.

Современное государство классовый характер утратило и из орудия классового

господства превратилось в орудие социальных компромиссов. Небезынтересным

представляется подход к характеристике сущности государства, акцентирующий

внимание на управленческую деятельность государства. Согласно этому подходу

сущность государства выражается в том, что государство есть организация,

осуществляющая руководство и управление обществом. Это управление может

выражаться в различных формах, в том числе и в подавлении одних классов

другими.

4. Формы государства: понятие и элементы.

Под формой государства понимают организацию государственной власти или

организацию государства в целом. форма государства является достаточно

сложной и раскрывается через характеристику структурных элементов формы

государства. Вопрос о структурных элементах формы государства носит

дискуссионный характер. Некоторые исследователи формы государства сводят к

одному элементу, а именно к политическому режиму. Данная точка зрения не

нашла широкой поддержки в юридической науке. Согласно второй точке зрения,

именно формы правления и формы государственного устройства составляют форму

государства. Эта точка зрения широко распространена в западной науке и

частично поддерживается в отечественной науке.

Согласно третьей точке зрения, форма государства состоит из 3-х элементов,

а именно: 1. Формы правления – это сумма способов организации

государственной власти (структура, порядок образования высших органов

государства, способы осуществления власти)

2. Формы государственного устройства – это сумма способов устройства

государственной власти, характеризующих связь между центральной и

региональной властью.

3. Политического режима – это сумма способов осуществления

государственной власти, закрепляющих объём предоставляемых гражданам свобод

для их участия в политической, экономической социальной, культурной

деятельности государства.

Форма государства зависит от конкретных исторических условий его

возникновения и развития, решающее влияние на неё оказывают сущность,

исторический тип государства. Так феодальному типу государства

соответствовала как правило, монархическая форма правления, а буржуазному

республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения

политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние

буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между

буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия.

Конституция – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам. На

форму государства влияют национальный состав. Исторические традиции,

территориальные размеры страны и др. факторы. Небольшие по территории

государства обычно являются унитарными.

8. Национально-государственное устройство. Политико-правовые проблемы

национано-государственного устройства России.

Государственное устройство держится на трёх основных составляющих:

Форма правления – выражает основные принципы организации высших органов

гос. ал. (их структуру, порядок образования и рапределение компетенции

между ними). Она, по Хропанюку, дает возможность уяснить: - как создаютяс

высшие орагны Г и каково их строение; - какой принцип лежит в основе

взаимоотношений между высшими и др. гос. орагнами; - как строятся

взаимоотношения между верховной гос. вл. и населением страны; - в какой

мере организация высших органов Г позвоялет обеспечивать права и свободы

гражданиина. По этим признакам формы гос. правления подразделяютяс на

монархические и республиканские.

Форма гос. устройства – это национальное и администртивно-территориальное

строение Г, которое раскрывает характер взаимоотношений между его

состоавными частями, между центр. и местными органами гос. вл. ФГУ

показывает: - из каких частей состоит внутренняя труктура Г; каково

правовое положение этих частей, каковы взаимоотношения их органов; - как

строятся отношения между центральными и местными органами; - в какой гос.

форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного

гос-ва. По форме гос. устр-ва все Г. можно подразделить на 3 основные

группы: унитарное, федеративное, конфедеративное.

Политический режим – составляет совокупность приемов и методов

осуществления вл. Г-вом. (это понятие более широкое, чем гос. режим, т.к.

включает в себя не только методы гос. властвования, но и характерные

способы деятельности гос. и негос. политических организаций, например,

партии и движения), в наидолее обобщенном виде можно выделить 2

разновидности пол. режима: демократический и антидеомкратичесикй.

Государство может образовываться по принципу национальности, в котором

преобладает титульная нация. А так же гос-во может образовываться по

территориальному признаку, например Россия. Форма гос. устройства

федерация. Способ образования субъектов по национальному признаку, и

территориальному.

В конституции РФ в ст. 3 закреплено что “единственным источником власти

является её многонациональный народ”.

Форме же гос. устройства в конституции РФ отведена глава №3. В которой

приводится весь перечень субъектов РФ (89). Они хоть и имеют разные

названия и свои особенности, но они равны между собой и в отношениях с РФ.

Часть субъектов формировалось и по национальному признаку: Еврейская

автономная область.

7. Соотношение личности, общества и государства. Решение этого вопроса в

Конституции РФ.

Человеческое общество – состоит из конкретных людей, находящихся в системе

многообразных связей – обще6ственных отношений, в которые они вступают в

процессе производства и распределения материальных благ, участвуя в

политической, культурной и иных сферах социального события. Без всех этих

связей конкретный индивид, предстаёт как человек, т.е. лишь живое существо.

В соответствии с толкованием понятия личности в словаре С.И. Ожегова, под

личностью понимается следующее – “Человек как носитель каких ни будь

свойств”. Личностью не рождаются, а становятся, и не всякий может выступать

в этом качестве. Личностью не является малолетний ребёнок и душевнобольной

человек. Нельзя считать личностью и первобытного дикаря, не имевшего

развитой системы знаний и не способного преобразовывать окружающий мир

сообразно собственным потребностям.

Личность как продукт общества характеризуется единством её индивидуальных

социальных и биологических черт включая в себя:

- признаки, характеризующие социальные связи и отношения человека

(экономические, политические, национальные, классовые и т.д.)

- приобретённые знания и навыки, культура.

- биологически обусловленные черты: инстинкты, темперамент, чувства.

- черты индивидуальной психики и мышления.

Конкретная личность всегда индивидуальна. Психологические черты, социальный

опыт, род деятельности, темперамент интенсивность проявления этих черт в

каждом человеке сочетаются самым различным образом и составляют

неповторимость его личности, отличие от всех других членов общества.

Государство с момента своего появления, регулировало отношения в обществе

по нормам права. По мимо права регулятором общественных отношений является

мораль.

В современной России в связи с принятием Конституции от 12.12.1993г.,

отношения в обществе регулируются правом в соответствии с конституцией.

В ней были закреплены следующие принципы:

- политической свободы на право выражения своих мнений и убеждений,

политической воли.

- усиления правовых гарантий прав личности на жизнь, свободу и личную

неприкосновенность.

- равенство всех перед судом.

- снятия лишних запретов, и предоставления альтернативы выбора.

6. Внешние функции государства. Изменения их содержания на этапах развития

общества.

Термин «функция Г» применяется для обозначения основных , наиболее важных

направлений деятельности Г. Г-ва устанавливаются в зависимости от основных

задач, стоящих перед Г на том или ином этапе его развития и представляющие

собой средство реализации этих задач. Конкретная же ф Г представляет собой

единство содержания, форм и методов осуществления гос. вл., неразрывно

связанных с данным направлением деятельности Г. то фф Г – это основные

направления его деятельности, в которых выражается сущность и соц.

назначение гос. управления обществом. А по продолжительности действия – на

постоянные и временные. Постоянные фф осуществляются на всех этапах

развития Г, а временные – прекращают своё дейстиве с решением определенной

задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например, ликвидация

стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений.

Внешние фф. – основные направления деятельности на международной арене. Они

призваны для установления и поддержания нормальных отношений с др. гос-вами

и обеспечением обороны страны от возможной внешней агрессии. Т.о.

существует 2 основные внешние фф Г. : 1. взаимовыгодное сотрудничество с

другими гос-вами – деятельность Г, направленная на развитие равноправных,

экономических, политических, культурных и др. отношений, гармонично

сочетающих интересы данного Г с общими интересами др. гос-в . 2. Оборона

страны от внешней агрессии, охрана гос. границ – повседневное

совершенствование воор. сил, повышение их боеготовности и боеспособности,

укрупнение оборонной мощи страны, военное обучение запаса воор. сил.

Т.о. Ф Г – это целенаправленная, взаимосвязанная деятельность всей системы

гос. органов, направленная на гармоничное экономическое, соц. и духовное

развитие общетсав, рпи непременном взаимодействии и сотрудничестве с др.

гос-ваим.

5. Внутренние функции государства. Изменения их содержания на этапах

развития общества.

Термин «функция Г» применяется для обозначения основных , наиболее важных

направлений деятельности Г. Г-ва устанавливаются в зависимости от основных

задач, стоящих перед Г на том или ином этапе его развития и представляющие

собой средство реализации этих задач. Конкретная же ф Г представляет собой

единство содержания, форм и методов осуществления гос. вл., неразрывно

связанных с данным направлением деятельности Г. Т.о. фф Г – это основные

направления его деятельности, в которых выражается сущность и соц.

назначение гос. управления обществом. А по продолжительности действия – на

постоянные и временные. Постоянные фф осуществляются на всех этапах

развития Г, а временные – прекращают своё действие с решением определенной

задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например, ликвидация

стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений.

Внутренние фф – основные направления деятельности Г по управлению

внутренней жизнью общества. Классификация внутренних фф проводится по

сферам деятельности Г. Каждое Г решает ряд основополагающих экономических,

социальных , охранных и контрольных задач. Кроме того в настоящее время

важнейшей задачей всех гос-в явл. охрана окружающей среды. В соответствии с

указанными сферами деятельности внутренние фф гос-ва подразделяются на

эконом., соц., финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую

(природоохранительную).1. Экономическая – выражается в выработке и

координации гос-вом стратегичесеких направлений развития экономики страны в

наиболее оптимальном режиме: формирование гос. бюджета и контроль за его

расходованием; определение общих программ эк. развития страны;

стимулирование наиболее приоритетных отраслей экономики; создание

благоприятных условий для предпринимательской деятельности.2. Социальная –

призвана обеспечить соц. защищенность личности, нормальные условия для

жизни всех членов общества в независимости от их непосредственного участия

в производстве благ – оказание соц. помощи нуждающимся в ней членам

общества, выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение,

отдых, строительство дорог, жилья, работа транспорта, связи и т.д.3. ф

финанс. контроля – выражается в выявлении и учете гос-вом доходов

производителей, часть этих доходов в виде налогов направляется в гос.

бюджет для удовлетворения соц. и др. общегос. нужд. Г осуществляет контроль

за расходованием налогов. Высший финанс. контроль за доходами и расходами

явл. прерогативой парламента. На местах эти фф выполняют местные органы

гос. вл. Широкими полномочиями обладают министерства финансов. Гос. таможни

контролируют провоз материальных ценностей через госю границу и взимает

таможенные пошлины и сборы, которые идут в доход Г. 4. охрана правопорядка

– деятельность Г , напрвленная на обеспечение точного и полного

осуществления его законодат. предписаний всеми участниками общественных

отношений. 5. Экологическая ф. – система гос. мероприятий, напрвленная на

сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни человека.

12. Причины и закономерности происхождения государства. Восточный и

европейский пути.

Проблема возникновения государства остаётся в науке дискуссионной, т.к. в

основе этой проблемы лежат различные идейные, философские воззрения. Есть

мнение что государство существовало вечно. И для них такого вопроса даже

стоять не может. Современная материалистическая наука связывает процесс

возникновения государства и права главным образом с развитием производства,

и появлением излишек производства. В дальнейшем возникают отношения обмена

благами. Сначала возникает натуральный обмен, а затем и товарно-денежный.

Для повышения производительности племена стали совершенствовать орудия

труда. Таким образом отделилось ремесло, от производства. Потребовалось

дополнительное количество рабочей силы, появились рабы. Переход к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.