на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Федерализм


Федерализм

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 2

1.Формы государственного устройства. 2

2.Федеративное устройство государства. 3

Заключение 21

Литература и нормативные акты 22

Введение

Целью настоящей курсовой работы является попытка раскрыть понятие

федерализма, основываясь на современной теории конституционного права, и

дать примерное представление об этом.

В большом количестве литературы по изучению курса государственного

права, понятию федерализма уделено много внимания, так как вся правовая

наука в развитых государствах основывается на «демократизме». Прежде всего,

по моему мнению, необходимо дать краткое определение в

прагматическом смысле понятию «федерализм».

1.Формы государственного устройства.

История существования государства свидетельствует о том, что во всех

века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, то

есть способом территориального деления (административно-территориальные

единицы, автономные политические образования, государственные образования,

обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной

власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу

демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма

государственного устройства», под которой понимается территориальная

организация государственной власти, соотношение государства как целого с

его составными частями.

При всём многообразии форм государственного устройства двумя

основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма

государственного устройства – конфедерация, но она встречается намного реже

по сравнению с двумя первыми.

Унитарное государство – это целостное централизованное государство,

административно-территориальные единицы которого (области, провинции,

округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают

суверенными правами. В унитарном государстве едины высшие органы

государства, единое гражданство, единая конституция, что создаёт

организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной

государственной власти на всей территории страны. Органы административно-

территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в

двойном подчинении – центра и местных представительных органов.

Большинство всех существующих и ныне существующих государств

унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а

унитарная форма достаточно надёжно обеспечивает государственное единство.

Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция,

Норвегия и др.) многонациональный (Великобритания, Турция и др.) состав

населения.

Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемы для

достижения определённой цели (военных, экономических и др.). Союзные органы

лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации и только

по тем вопросам, для решения которых они объединились. Поэтому,

конфедерация не обладает суверенитетом.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют

нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в

федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 были объединены

в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского

владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного

государства – США.

Возможно, что у данной формы государственного устройства всё же есть

будущее: в конфедерацию могут объединиться бывшие республики СССР,

Югославия, Северная и Южная Кореи.

В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного

государственного объединения. Примером тому является Европейское

Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется,

что процесс современной европейской интеграции может привести от

содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него – и к

федеративному всеевропейскому государству.

2.Федеративное устройство государства.

Федеративное государство (федерация) – сложное союзное государство,

части которого (республики, штаты, земли, кантоны и тд.) являются

государствами или государственными образованиями, обладающими

суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. В строго

научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре

или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются

самостоятельные государства. «При этом федеральные конституции

устанавливают, в чём именно политически срастающиеся малые государства

сохраняют свою «самостоятельность» и в чём они её утратят».

Входящие в состав федерации государственные образования и

государства называются её субъектами. Они могут иметь свои конституции,

своё гражданство, собственные высшие государственные органы –

законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем

высших органов – федерации в целом и её субъектов – вызывает необходимость

разграничить их компетенции.

Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях,

многообразны, однако наиболее распространёнными являются два. В Канаде,

Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы,

подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную

компетенцию её субъектов. В ФРГ, Индии, Российской Федерации и иных

государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия

совместной компетенции федерации и её субъектов. Само применение термина

«федерализм» должно подчеркивать тот факт, что основой федерации является

соглашение между сторонами о приверженности определенному порядку. По

мнению видного мыслителя XX века Б.Рассела основная проблема федерализма

заключается в разграничении власти различных государственных органов, а ее

решение связано с большими трудностями. Традиционное федеративное

устройство предполагает, прежде всего, добровольное объединение входящих в

федерацию территорий в единое государство с разделением при этом

государственного управления между центром и составными частями. В центре

создаются общенациональные институты законодательной, исполнительной и

судебной власти. Каждая из составных частей федерации также сохраняет

самостоятельные органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Между участниками достигается соглашение о разделении полномочий центра и

составных частей. Построенные на началах федерализма государства получили

различные наименования. В некоторых случаях они определяются как

объединенные или соединенные (Соединенные Штаты Америки), в других –

союзные (Швейцария, Германия) либо содружества (Австралия). К характерным

признакам федерации относится и то, что отношения центра и составных частей

регулируются основным законом государства - конституцией, создающий

специальный механизм урегулирования конфликтов — конституционный надзор.

Федеративные конституции включают в предметы ведения федерации

важнейшие вопросы государственной жизни: оборону страны, внешнюю политику,

финансы, налогообложение, организацию высших органов власти, разрешение

конфликтов между субъектами федерации, регулирование торговли, развитие

транспорта и коммуникаций. В ведение субъектов федерации входит более

широкий круг вопросов, но это в основном вопросы, не требующие

единообразного регулирования. В их числе - организация местных органов

власти, общественно необходимые работы и службы.

Конституция федеративных государств по-разному, с учетом уровня

развития экономики, исторических традиций, соотношения политических сил

определяют объем предметов ведения федерации и её субъектов. Различным

образом они решают и вопрос о принадлежности земли, недр и вод. Например, в

Швейцарии и Мексике они подпадают под юрисдикцию федерации. В Австралии и

Канаде земля и недра принадлежат субъектам федерации. Под юрисдикцией

субъектов федерации находится земля и в Соединенных Штатах Америки, но

здесь необходимо учитывать, что более 30% всей территории США принадлежит

федерации на правах собственности. Во многих сферах федерация и ее субъекты

тесно взаимодействуют, в частности, в решении вопроса охраны окружающей

среды, ставшей в отсутствие каких-либо конкретных конституционных указаний

объектом скоординированной политики федерации и её субъектов во многих

государствах мира. В целом взаимоотношения между центром федерации и

субъектами развиваются противоречиво. Во многих областях происходит

усиление центральной власти, в ряде других - её ослабление. Эти процессы

затрудняют объективную оценку федеративных отношений задачу, решение

которой необходимо искать в срезе федеративных отношений в области

экономики, политики, национальных отношений и права.

По мнению большинства западных исследований, в современном мире

наблюдается тенденция к федерализации, ведущая к возникновению наряду со

старыми, традиционными федерациями новых федерализирующихся систем.

Федерализация отнюдь не представляет собой установление федеративной

системы в обычном смысле. Современные западные исследователи видят смысл

федерализма, с одной стороны, в предоставлении составным частям федерации

самостоятельности и самоуправления, а с другой - в обеспечении их участия в

управлении государственными делами. Сам федерализм при этом рассматривается

как хорошо испытанное средство для решения конфликтов, в том числе

основанных и на этнических различиях. Так, в частности, считают авторы

работы «Федерализм и роль государства», изданной под редакцией известных

правоведов Г.Баквиса и У.Чендлера.

Как уже упоминалось, само понятие федерализма определяется довольно

широко. Федерализм рассматривается не только как определенная

государственная структура, но и как понятие, предполагающее и непременно

включающее в себя определенный процесс урегулирования отношений. Как пишет

известный на Западе специалист по проблемам федерализма Д.Элизар, смысл

федерализма в этом контексте состоит в ом, чтобы обеспечить такое

соединение различных групп в союз, которое позволяло бы осуществлять общие

цели и при этом сохранять самостоятельность частей. По его мнению,

применение федеративного принципа означает определенную комбинацию

самоуправления и разделенного правления. Это такое конституционное

разделение власти, говорит он, при котором составным элементам федерации

принадлежит доля в процессе принятия политических решений и в управлении.

Д.Элизар вводит понятие «федеративные устройства», понимая под этим

применение различного рода организационных средств для примирения

требований самоуправления и разделенного правления. Часть ученых

утверждает, что поскольку по самой своей сути федерализм - это средство

укрепления демократического республиканизма, предполагающего разделение

властей, тоталитарные системы, неотъемлемой чертой которых является

неприятие разделения властей в какой бы то ни было форме, не могут быть

подлинно федеративными. Другие, не отрицая справедливость подобных

утверждений, доказывали, что воздействие федерализма, даже если тот был

задуман в качестве ширмы, придает определенного рода институционально-

конституционную силу местным этническо-территориальным интересам, позволяя

им сохраняться хотя бы в ограниченной виде. Как показало дальнейшее

развитие событий, правы были и те, и другие. Стоило пасть тоталитарным

режимам в СССР, Чехословакии и даже Югославии, где режим был относительно

мягким, они раскололись, и, по меньшей мере, в двух случаях из трех этот

раскол повлек за собой кровопролитие. В то же самое время формирование на

территории распавшихся образований новых государств происходило в рамках

установленных ранее федеральных границ и преподносилось как обретение

каждой из входивших в состав федерации этнических единиц суверенитета и

независимости. Несомненно, также, что для установления и поддержания мира,

по крайней мере, в двух случаях из трех названных - потребуется какие-то

альтернативные федералистские решения. Из всего вышесказанного следует, что

в своей основе федерализм - это вопрос взаимоотношений. Он воплощается в

конституциях и институтах, структурах и функциях, но, в конечном счете,

имеют значение именно взаимоотношения. При столь широком подходе к

определению федерализма в число государств с федеративным устройством

наряду с традиционными федерациями включаются также и унитарные

государства, применяющие федеративные принципы для примирения требований

самоуправления и разделенного правления. Это Бельгия, Италия и Испания с

присущими им тенденциями к автономии; Португалия, передающая ряд полномочий

островным провинциям. Д.Элизар полагает, что усиление федеративных начал

отмечается в Швейцарии, Австрии, Германии, а в таких государствах как

Канада и Великобритания использование федеративных устройств получает более

широкое распространение.

Итак, развитие современного федерализма свидетельствует о том, что

преобладающей является тенденция к интеграции при сохранении определенных

гарантий прав и интересов субъектов федерации. В то же время наблюдаются и

весьма серьезные всплески сепаратизма. Причем они имеют место и в

высокоразвитых странах (Австралии, Канаде), и в странах со средним уровнем

развития (Индии), и в экономически слаборазвитых государствах (Нигерии).

Говоря о федерализме, следует также сказать об экономической

интеграции субъектов федеративной структуры. Как известно, развитие любой

теории, в том числе и федерализма, неразрывно связано с практикой. Более

того, философия нам неоспоримо указывает, что критерием истинности теории

является именно практика. Поэтому развитие теоретического исследования

федерализма состоит в правильной интерпретации существующих федеративных

систем, обобщения практических вопросов экономической, правовой, социальной

и других сфер.

Развитие федерализма в нашей стране невозможно без постоянного

теоретического обобщения практического опыта федерализма в других

государствах и внедрения в практику передовой научной теории.

Федерация как форма государственного устройства и федерализм как

политико-правовая и идейная философия развития общества по самой своей сути

и природе в наибольшей степени отвечают общедемократическим тенденциям

общественной эволюции на постиндустриальной ступени его существования.

Отсюда совсем неслучаен тот повышенный интерес к институту именно

федеративной государственности, который отчетливо прослеживается во всем

мировом сообществе за последнее время.

Достаточно упомянуть, что на сегодняшний день в мире насчитывается

более 20 федераций, расположенных на пяти континентах, с совокупным

населением около двух млрд. человек. Федерализм оказался жизненно стойкой

формой государственного устройства. Он сохранился во всех буржуазных

странах, где существовал до второй мировой войны, а в ФРГ был восстановлен.

Причем показательно, что из семи наиболее развитых государств в мире, три (

США, ФРГ, Канада ) являются федерациями. Еще лишь каких - нибудь четверть

века назад в таком признанном федеративном образовании как США нередко

можно было столкнуться с тем, что вопросы федеративного развития

рассматривались чисто поверхностно. Определенный спад интереса к федерации

как перспективной форме государственного устройства в послевоенный период

сменился обратной реакцией приблизительно с конца 60-х гг.

Во всем мире постепенно стала отчетливо проявляться набирающая силу

тенденция устойчивого возрождения интереса со стороны правящих кругов

многих стран (политиков, правоведов, экономистов, предпринимателей и т.д.)

к федерализму как многообещающей форме государственного устройства. Это

объяснялось целым комплексом обстоятельств. С одной стороны, качественное

усложнение процессов функционирования государственных структур как внутри

страны, так и на международной арене, требовали поиска более оптимальных

форм и методов управления общественно-экономической и политической жизнью

на государственном уровне. С другой стороны, углубление процесса

международного разделения труда, интернационализация многих сторон

общественно-политической жизни диктовали необходимость создания в целом

ряде случаев единых межгосударственных структур управления с использованием

опыта и по образцу федеративных институтов (ЕС, союз Австралии и Новой

Зеландии и др.). И наконец, распад одних федераций (СССР, Чехословакия,

изменение границ Югославии), а также глубокий кризис или проявление

кризисных явлений в целом ряде казавшихся достаточно прочными федеративных

государственных образований (Канада, Австралия, Бразилия, Бельгия,

Швейцария и др.) привлекли самое пристальное внимание мировой

общественности к своей эволюции.

На современном этапе федерализм представляет собой чрезвычайно

емкий, сложный и многомерный феномен, который одновременно характеризуется

исключительным динамизмом. Данное понятие охватывает самые разные аспекты

общественной жизнедеятельности - политический, правовой, экономический,

финансовый, культурный, международный и др. Разделение власти в федерациях,

функциональных полномочий между центром и субъектами, не только позволяет

учитывать национальный фактор в развитии государства, существенно

приблизить аппарат и органы управления к территориям, но и значительно

повышает возможности населения оказывать влияние на подотчетные

государственные управленческие структуры. В этой связи показательна и

приобретает немаловажное значение, та значительная трансформация взглядов и

подходов к институту федерации и понятию федерализма в целом, с учетом

естественной эволюции и накопленного опыта в данной области, происшедшая за

несколько истекших десятилетий. Существуют самые разнообразные (подчас

совсем не исключающие и не отрицающие одна другую) трактовки и

интерпретации федерализма, которые с течением времени претерпевали заметные

изменения. При этом самые авторитетные специалисты за рубежом и в России

так и не могут придти к единому знаменателю.

Так К.К.Уир, австралийский ученый, характеризуя систему

федеративного устройства, акцентировал внимание на особой «методике

разделения полномочий, в соответствии с которой и центральное, и

региональные правительства, каждое в своей области, оставались бы полностью

самостоятельными и независимыми». Тем самым, исходя из так называемой

теории «водонепроницаемых переборок», автор основной упор делает на

недопустимость какого-либо нарушения сфер юрисдикции того или иного уровня

власти в рамках федеративного государства. В свою очередь, Дэниел Элазар,

напротив, последовательно отстаивает концепцию неизбежного тесного

взаимодействия при характеристике федеративных взаимоотношений. По его

мнению, федерализм - это прежде всего тесный союз, предусматривающий

«распределение реальной власти между несколькими центрами, которые для

достижения общих целей должны вырабатывать совместные соглашения».

С самым пристальным вниманием следует отнестись к характеристике

рассматриваемой проблемы, которую дает политолог В.Острем. В своем

фундаментальном исследовании «Смысл американского федерализма», основываясь

на анализе достигнутого высокого уровня развития федеративных отношений в

США, он делает заключение: «Федерализм - не просто форма государственного

управления, а это метод разрешения проблем, образ жизни».

Среди отечественных авторов наибольшей разработанностью и

фундаментальностью выделяется подход к проблеме федерализма

Р.Г.Абдулатипова и Л.Ф.Болтенковой. По их мнению, «понятие принципа

федерализма, на базе которого и должна строиться федерация», охватывает

десять основополагающих «элементов», таких как «определение

государственности как федеративной; ...самостоятельность субъектов

федеративных отношений в осуществлении принадлежащих им полномочий; ...

системообразующее единство и неразрывная связь субъектов федерации…». И

хотя подобный подход имеет полное право на существование, он не решает

главной задачи - выработки достаточно краткого и вместе с тем емкого,

обобщающего понимания проблемы федерализма.

Таким образом, как в зарубежных, так и в отечественных научных

публикациях, несмотря на многочисленные попытки пока не удается обнаружить

достаточно емкого и краткого терминологического определения современного

федерализма.

В сложившейся ситуации в наиболее общем виде под федерализмом, с

моей точки зрения, следует понимать сложную, многогранную совокупность

отношений, которая возникает и развивается на основе и в рамках политически

согласованных и четко юридически закрепленных федеративных государственных

или международных структур. Преимущество данного понятия федерализма

заключается в том, что оно в сжатой и максимально сконцентрированной по

содержанию форме позволяет охватить во многом полярные (от политико-

правовых до экономических, культурных, национальных и др.) аспекты

федерализма как явления и философско-идеологической концепции развития

общества, включая и процессы, происходящие в современной Российской

Федерации.

Конституция как совокупность основополагающих законодательных

актов, в правовом порядке регулирующих весь спектр взаимоотношений в

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.