на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Функции государства: понятие и классификация


общесоциальную деятельность, выступает представителем интересов всего

общества, всех классов, социальных групп и слоев населения.

Как отмечает в А.Б.Венгеров, прежде всего на функции оказывает

определяющее влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие всей

цивилизации. Функции всех без исключения современных государств подвержены

воздействию научно-технических достижений ХХв.(а теперь уже и ХХI – А.Р.).

Это воздействие двояко. С одной стороны, появляются жизненно важные

направления деятельности государства: поддержка науки, особенно

фундаментальной, использование ее результатов, развитие и обогащение

интеллектуального потенциала общества. С другой – ограничение опасности,

которая происходит от неконтролируемого появления и использования

современных научно-технических достижений (ядерные технологии, генетика,

медицинская биология, проблема клонирования и.т.п).[23]

Также к числу факторов, влияющих на эволюцию функций государства

несомненно можно отнести экологический фактор. Если современные государства

не возьмут на себя обязанность поддерживать условия существования людей на

своей территории, и не станет взаимодействовать с другими государствами, то

в самое ближайшее время, по мнению А.Б.Венгерова, наступит неминуемый

общественный коллапс, глобальный кризис.[24]

Интернационализация мировой экономики, всеобщее переплетение

экономических интересов, появление и господство транснациональных компаний,

иные экономические факторы планетарного значения – еще одна сфера,

оказывающая влияние на эволюцию функций.

Раздел II. Классификация функций государства.

Глава 1. Критерии классификации.

Существуют различные основания для классификации функций государства.

В юридической литературе выделяются в меньшем или большем количестве

следующие критерии классификации:

- по объектам воздействия;

- по продолжительности действия;

- по социальной значимости;

- по правовым формам существования(принципу разделения властей);

- на основании территориального масштаба

Общепринятым считается разделение функций по объектам воздействия на

внутренние и внешние. Внутренние функции связаны с реализацией задач внутри

государства. Внешние функции связаны с реализацией задач на

межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-

правовых отношений.

Следует отметить, что среди ученых нет единого мнения по поводу

перечня внутренних и внешних функций государства, чему будет уделено

внимание при их дальнейшем рассмотрении.

В зависимости от продолжительности времени своего действия функции

государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции

присущи государству на всех этапах его существования и развития (Например,

экономическая функция), временные функции характеризуются

непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач

государства на отдельных этапах его жизни.

С.А.Комаров приводит пример временно функции подавления сопротивления

свергнутых эксплуататорских классов при смене государственного строя в ходе

революции. В результате или перевоспитания, или физического уничтожения

бывших эксплуататоров эта функция полностью отмирает или сливается с другой

– функцией охраны правопорядка существующего строя).[25]

По социальной значимости принято выделять основные и неосновные.

Относительно устоявшимися представлениями об основных и неосновных

функциях можно рассматривать определения, согласно которым под основными

функциями понимаются «наиболее важные направления его деятельности,

охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной

работы», а под неосновными функциями государства подразумевается

«относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав

основных функций как элемент их внутренней структуры».[26] Данное

представление об основных и неосновных функциях, сформулированное еще в 70-

е годы Н.В.Черноголовкиным, как отмечает Н.Н.Марченко, сохраняет свою

общетеоретическую значимость и поныне.[27] Однако существуют и иные точки

зрения.

Так, например, С.А.Комаров называет основные функции общими на том

основании, что они выполняются всеми его органами во взаимодействии. Они

присущи каждому звену государства. Неосновные функции он называет

отдельными, так как они характерны для отдельных государственных органов.

Общие функции государства осуществляются через отдельные функции

государственных органов. И наоборот, отдельные функции тесно связаны с

общими, им подчинены, являются средством их реализации, поэтому «именовать

их «неосновными» на наш взгляд, было бы ошибочно».[28]

Следует отметить, что такая классификация традиционна и спорна в

одинаковой степени. Многие авторы сомневаются в необходимости деления

функций на основные и неосновные, но в тоже время не могут опровергнуть ее

рациональность и необходимость в полном объеме. Невозможно опровергнуть то,

что, например, в нестандартных, чрезвычайных ситуациях та или иная функция

государства становится «равнее» среди себе равных прочих функций. Например,

в условиях войны функция обороны главенствует среди экономической,

социальной и прочих, а в условиях экологических катастроф и аварий –

экологическая функция выходит на первый план.

В этой связи необходимо упомянуть о сопряженной проблеме

существовании у государства «главной» функции и «второстепенных» функций.

Высказывается мнение о том, что «главной функцией государства не

может быть признана хозяйственно-организаторская деятельность, ибо это

приводит к неизбежному огосударствлению общественной жизни», а в качестве

таковой может быть признана «охрана интересов человека, защита его

прав…».[29]

Бесспорно, что в условиях рыночной экономики сфера регулирования

государством хозяйственной жизни страны весьма ограничена и никак не может

быть главной среди прочих сфер деятельности государства и человека. Но

недооценка экономического воздействия государства на экономику также

ошибочна. Именно кейнсианская модель поведения государства, выраженная в

отказе от политики невмешательства государства и идеализации принципа

«невидимой руки» (саморегулирование рынка) спасла в свое время США,

остановив «Великую депрессию» 20х-40х гг. XX века.

Как отмечает М.Н.Марченко, «у современного государства…нет и не может

быть только одной, единственной основной (главной) функции».[30]

Охрана интересов человека и его прав скорее является не функцией, а

целью государства, причем любого, уважающего своих граждан. Но если даже

считать таковую цель полноправной функцией, то ее осуществление невозможно

без осуществление всех иных функций государства, что само по себе ставит

под вопрос главенство и автономность рассматриваемой функции. Опять-же, во

время «Великой депрессии» США все свои силы направляли на развитие

экономики, признавая именно за этим возможность сохранить «американский

образ жизни», права своих граждан-недавних эмигрантов на достойную жизнь.

К числу критериев можно отнести и принцип разделения властей на

законодательную, исполнительную и судебную.

Действительно, деятельность государства по осуществлению своих

функций облекается в правовые формы:

- правотворчество;

- исполнительно-распорядительная;

- правоохранительная;

А значит и функции государства подразделяются на законодательные,

управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации

государственной власти. Такого мнения придерживается, в частности,

С.А.Комаров и А.Б.Венгеров.[31]

А.Б.Венгеров к числу правоохранительных функций относит судебную и

информационную.

Специально следует обратить особое внимание на информационную

функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти – средств

массовой информации.

Специфика этой функции заключается в способах невоздействия на

общество: целенаправленная информированность населения, а подчас

манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации

создают необходимые условия для существования и функционирования других

ветвей власти, всего государства.[32]

Однако, не у всех ученых-юристов такая классификация вызывает

признание. Многие считают, что это собственно не функции государства, а

функции осуществления государственной власти или ветвей власти. То есть,

происходит смешение функций государства и государственной власти.

Классификация функций государства приводится также на основании

территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В

федеративном государстве – это функция федерации в целом и субъектов

федерации. В унитарном государстве – это функции, осуществляемые на

территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого

государства. В конфедерации – это координирующие функции всего сообщества

(союза) государств и функций, которые реализуются на территории каждого из

участников этого союза государств.[33]

Западные теоретики – приверженцы концепции «государства всеобщего

благоденствия» (Г. Ласки, К. Корсланд, Дж. Мадэн и др.) считают, что

современному государству свойственны следующие функции:

в области политической жизни – обеспечение социальных служб, развитие

системы социального страхования, обеспечения полной занятости;

в области экономической жизни – курс на увеличение государственной

собственности, на создание «смешаной» экономики, на осуществление ее

планирования;

в области социального обслуживания – обеспечение программ

образования, медицинского обслуживания, профессионального,

интеллектуального и морального «формирования» граждан.[34]

Глава 2. Внутренние и внешние функции государства.

А) Подходы к классификации внутренних и внешних функций.

Наиболее распространена классификация функций государства на

внутренние и внешние, то есть на определение деятельности государства по

отношению к обществу, особой организации которого и является государство, и

по отношению к другим государствам.

Анализируя различную юридическую литературу мне пришлось столкнуться

с проблемой многовариантности выделения подфункций среди внутренних и

внешних функций. Фактически работало правило: сколько людей – столько и

мнений. Зачастую отличие классификации, предложенной одним ученым от

предложенной другим заключалось в том, что та или иная подфункция является

составляющей другой подфункции, либо наоборот – подфункция разделена на

более мелкие. Тем не менее общий смысл разделения функций на внешние и

внутренние сохраняется у всех авторов.

Так, В.В.Лазарев к внутренним функциям относит:

- установление и охрана правового порядка;

- охрана прав собственности, иных прав и свобод граждан;

- экономическая;

- культурная;

- социальная;

- экологическая.

Внешние функции:

- поддержание мира и мирного сосуществования;

- обеспечение делового партнерства и сотрудничества;

- защита государственного суверенитета от внешних посягательств;[35]

Н.Т.Шестаев к внутренним функциям относит:

- охранительная;

- экономическая;

- социальных услуг;

- обеспечения и защиты граждан;

- культурно-воспитательная;

- природоохранная;

Внешние функции:

- защита государства от вооруженных нападений других государств;

- поддержание международных политических отношений (дипломатическая

деятельность);

- экономических и культурных связей;

- борьбы с международными преступлениями; участие в международной охране

окружающей среды.[36]

Что характерно, все авторы классификаций в целом отмечают, что

объектом воздействия функций государства являются крупные сферы жизни

общества – экономика, социальная сфера, духовная жизнь общества,

сложившийся общественный порядок. Таким образом, в самой общей

классификации функции могут быть экономическими, идеологическими,

охранительными, политическими как во внешней, так и во внутренней

деятельности государства.

Далее в курсовой работе за основу взята классификация внутренних и

внешних функций государства, предложенная А.Ф.Черданцевым.[37]

В завершении рассмотрения подходов к классификации внутренних и

внешних функций государства хочу отметить, что в юридической литературе

есть мнение об утрате своего значения, в известной степени, такого членения

функций.

Так, Б.П. Курашвили категорически отвергает различие функций на

внутренние и внешние, поскольку оно не вскрывает фактической взаимосвязи

функций. Он спрашивает: разве хозяйственно-организаторская функция,

объявленная внутренней, не имеет своего внешнего аспекта в виде, скажем,

организации экономического сотрудничества с другими странами; или функция

обороны, объявленная внешней, не имеет внутреннего аспекта в виде,

например, развития военно-экономического потенциала страны?

Трудно не согласиться с данными доводами, так как всякая внутренняя

функция государства имеет и внешний аспект, а всякая внешняя функция –

внутренний аспект. Они органически взаимосвязаны, переплетены, проникают

друг в друга. Иными словами, деление государственных функций на внутренние

и внешние носит условный характер. Однако каждая из функций государства по

своему содержанию в целом служит разрешению либо внутриполитических, либо

внешнеполитических задач. Исходя из этого, разделение функций государства

на внутренние и внешние представляется нам приемлемым как с точки зрения

науки, так и практики.[38]

А.Б.Венгеров отмечает, что более важным становится выделение

глобальных функций, характеризующих деятельность современного государства в

экологической, демографической, сырьевой, космической сферах и других

современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих

всю цивилизацию.

Особую проблемы представляет решение вопроса о централизации и

децентрализации функций государства. В условиях тоталитарного и, как

правило, унитарного государства происходит чрезмерная централизация

функций. А в условиях федеративного государства (в частности в России –

А.Р.) возникают проблемы децентрализации функций. Необходимо разграничить

сферы деятельности и полномочия между федеральными органами и органами

власти субъектов федерации.[39]

Б) Внутренние функции государства.

К внутренним функциям государства относятся:

1) Функция охраны правопорядка

Охрана господствующего способа производства, а также господствующей и

иных форм собственности. Охрана прав и свобод граждан государство

осуществляет путем издания законов, устанавливающих в обществе определенный

порядок (правопорядок), перечень нарушений правопорядка, определяет меры

ответственности за правонарушения, определяет порядок расследования,

рассмотрения дел, связанных с правонарушениями, устанавливает систему

правоохранительных органов, призванных вести борьбу с правонарушениями,

определяет их компетенцию.

2) Экономическая функция.

Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического

существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция

“государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной

деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни

(тоталитарные государства социалистического типа).

В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились

хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем

со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику,

которая строится на принципах свободного рынка и свободного

предпринимательства.

Государство использует самые различные рычаги воздействия на

экономику: налоговую и таможенную политику, займы и субсидии частным

производителям, контроль за производством, контроль за ценами, качеством

продукции, прежде всего продуктов питания, лекарств и.т.п.; регулирование в

сфере внешнеэкономической деятельности, в частности использование

заградительных пошлин и более жестоких мер – установление государственной

монополии на всю внешнюю торговлю или на торговлю отдельными товарами,

установление винной и табачной монополии, использование государственных

заказов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Государство

использует весьма широкий арсенал средств – от мягкого, косвенного

воздействия путем экономических рычагов (налоги, пошлины, субсидии и.т.д.)

до более жестоких способов, путем прямых предписаний. Задача государства –

установить с помощью законов «правила игры» и принудительно обеспечить их

исполнение.

В периоды экономических кризисов, состояния депрессии, на переходных

этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это характерно,

например для современного этапа развития России. Как показывает опыт,

экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются в нашей

стране, не могут быть результативными без адекватного воздействия

государства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой массив

законодательных актов в этой области и экономические мероприятия,

проводимые государством, например, приватизация жилого фонда,

государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д.

3) Социальная функция.

Эта функция сопряжена с экономической, в значительной мере зависит от

экономической линии государства. В целом она есть проявление патернализма

государства к личности, к той части общества, которая в силу ряда причин

нуждается в поддержке со стороны государства.

Зачатки этой функции в реформах Отто Бисмарка в 90х гг. XIXв.. В это

время в Германии принимаются законы о страховании, устанавливается пособие

на случай болезни, пособие в связи с несчастным случаем на производстве

и.т.п.. Ныне многие государства объявляют себя не только правовыми, но и

социальными, что закреплено в их конституциях.

Таковым государством является и Россия. В статье 7 пункте 1

Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Российская Федерация

– социальное государство, политика которого направлена на создание условий,

обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.[40]

В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению

государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья

граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме

государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др. )

образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений

культуры. Что касается управления и организации их работы, то они

автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь

недопустимо.

Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый

гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без

образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в

общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной

деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является

обязательным.

4) Экологическая функция

Функция появилась в XXв.. Государство вынуждено уделять серьезное

внимание охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

Основным содержанием экологической функции является управление и

координация деятельности природопользователей и переработчиков природных

ресурсов в целях сохранения и охраны природной среды.

В основе осуществления функции лежат следующие принципы:

> 1). Природные богатства подлежат охране со стороны государства

независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или

нет.

> 2). Использование природных богатств должно быть рациональным,

соответствовать развитию государства.

> 3). Неукоснительное соблюдение природоохранительных

законодательств и строгая ответственность за его нарушение.

Таков «классический» набор внутренних функций государства. Многие

ученые, анализируя Российское государство, применительно к нему выделяют

особые функции, которые будут рассмотрены далее.

В) Внешние функции государства

Рассмотрим внешние функции:

1) Функция обороны

Связана с охраной границ государства. Это, пожалуй, исторически

первая внешняя функция государства. Вооруженные силы – необходимый институт

государства, - создаются прежде всего для обороны от поползновений соседних

государств. Эта функция выражает интересы всего общества, зачастую

становится делом не только государства, но и всего народа как необходимое

условие его существования. Согласно Конституции Российской Федерации

“Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской

Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в

соответствии с федеральным законом.”.

Практическое исполнение функции обороны так же возложено на особые

государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения

суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних

посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан.

Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с

конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными

организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности,

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.