на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Теория государства и права


Теория государства и права

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

КАФЕДРА ГОСУДРАСТВЕННОГО ПРАВА

Реферат

на тему:

Выполнила:

Кочина

Алина Валерьевна

ГиМУ 13з

Проверил:

Санкт-Петербург

2000

План.

Введение.

1. Возникновение и развитие идеи правового государства.

2. Современное понимание концепции правового государства.

3. Особенности становления правового государства в Российской Федерации.

4. Заключение.

5. Литература.

Введение.

В процессе многочисленных демократических преобразований, которые

начались в начале 90-х, Россия вышла на сложный и длительный путь развития

гражданского общества и построения правового государства. Принятая, в 1993

году Конституция Российской Федерации, стала опорной точкой для утверждения

его основных институтов. Эта Конституция принципиально отличается от всех

предыдущих, принятых еще в советский период. Главными ее отличиями стали:

прямое действие, закрепление принципа разделения властей, признание прав и

свобод человека высшей ценностью. Но, процесс утверждения ее основных

принципов протекает достаточно медленно и противоречиво. Положения первой

статьи Конституции о том, что Российская Федерация является правовым

государством, явно опережают реальность. Безусловно, идеи правового

государства несут в себе позитивные последствия, но реализация этих идей

должна идти поэтапно и, самое главное, грамотно, с учетом исторических и

национальных особенностей страны. Нужно максимально использовать уже

накопленный опыт других стран, по осуществлению правовых реформ, усиленно

развивая уровень производительных сил и правового сознания граждан России.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ

ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.

Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о

совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт

нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового

государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового

государства уходит своими корнями в античное общество. Представление о

государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе

закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой

цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более

совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ,

Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие

связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые

обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности

считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма

общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для

самого государства. При этом античные мыслители не разделяли понятий

“общество” и “государство”. Так, например, народное собрание жителей Афин

было одновременно и высшим органом политического управления. Однако

государство (публичная власть) доминировало над обществом, господствуя над

ним то в форме восточной деспотии, то в форме Римской империи, то в форме

средневековой монархии.

Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная

им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой

государственностью. “Там, где отсутствует власть закона, — писал

Аристотель, - нет места и какой-либо форме государственного строя”[1].

Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и

“общем правопорядке”2.

Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали

заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных

учений о правовом государстве.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой

государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н.

Макиавелли и Ж. Боден.

В своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры

идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего

времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования

имуществом и обеспечения безопасности для каждого. Боден определял

государство как правовое управление многими семействами и тем, что им

принадлежит.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового

государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б.

Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т.

Джефферсон и другие.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права.

Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких

правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное

пользование своим достоянием с согласия всех.

Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического

государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные

права и свободы граждан. Он утверждал, что государство могущественно только

тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность

жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал современных ему

правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу

и иные блага подданных.

Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в

общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального

равенства перед законом, незыблемость договоров.

Локк также говорил о господстве закона, как обеспечивающего

естественные, неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и

равенства.[2]

Монтескье объяснял установление правовой государственности

необходимостью свободы в гражданском обществе. “Свобода есть право делать

все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что

запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как то же самое

могли бы делать и прочие граждане”2. Таким образом, политическая свобода у

Монтескье означает установление законности и безопасности.

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что:

- формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух

законов и содержание законодательства;

- принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу;

- к “правильной” форме государства относится демократия, при которой

верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь

определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля

народа, состав и способ деятельности народного собрания;

- следует проповедовать любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку

существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану

семейного достояния.

Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой

государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант,

Пейн и другие видные мыслители.

Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории

правового государства, центральное место, в котором занимает человек.

Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю,

обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в

государстве, которое выступает как “объединение множества людей,

подчиненных правовым законам”[3]. Концепция правового государства у И.

Канта сводятся к следующим тезисам:

- источником нравственных и правовых законов выступает практический разум,

или свободная воля людей;

- человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания

своей ответственности перед человечеством в целом;

- в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями

категорического императива, который сводится к следующему: “поступай

так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице

всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему

только как к средству” и “поступай так, чтобы максима твоего поступка

могла стать всеобщим законом”;

- правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены

границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного

лица не противоречило свободе других;

- право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные

отношения между людьми;

- государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым

законам. Или “государство в идее, такое, каким оно должно быть” обязано

сообразовываться “с чистыми принципами права”;

- государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах

суверенитета.

Философская концепция правового государства по Канту оказала

значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и

практику государственно-правового строительства.

Мыслители Западной Европы оттачивали элементы теории с позиций своего

времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то

большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то

государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин.

Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-

правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И. Писарева,1 А.И. Герцена,2 Н.Г.

Чернышевского 3 и А.Н. Радищева.4

После октябрьской революции идея правового государства была заменена

требованиями революционного правосознания, а позже полностью исключена из

действительности.

В последнее время в результате реформ вновь все заговорили о правовом

государстве. Это нашло свое отражение в Ст.1 Конституции РФ, где говорится,

что “Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное

правовое государство...”5

Современное понимание концепции

правового государства.

В основе современных концепций правового государства лежат идеи

немецкого философа И. Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и

правоведа Шарля Луи Монтескье[4] (1689-1755гг.) и других европейских

просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк,

Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому,

бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл

государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе

которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми,

неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в

условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском

государстве, ибо для правового государства характерно ограничение

государственной власти, связанность ее правом и законом.

Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в

политико-правовой доктрине ХVШ-Х веков включает следующие важнейшие

положения:

- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- верховенство правового закона;

- взаимную ответственность личности и государства;

- доминирование обще дозволительного типа правового регулирования в

соответствии с юридическим принципом “дозволено все, что не запрещено

законом”;

- установление реальных гарантий прав и свобод личности.

Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке

исторического развития. Для того чтобы понять сущность правового

государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же

внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей,

наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм.

Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в

обилии законодательных актов, и то и другое есть признаки не правового, а

полицейского государства. Суть государства правового – именно в характере

законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на

обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие

законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть

основное условие блеска его.

В наиболее развитом буржуазно - демократическом виде концепция

правового государства является социальной ценностью всего человечества,

удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе

правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не

командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних

стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое

гражданское общество.

Гражданское общество - система экономических, духовных, культурных,

нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и

добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для

удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно

строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями,

моральными нормами и правом вмешательства государства.

Государство - лишь форма гражданского общества. В антиправовом

(тоталитарном, моновластном) государстве личность, общество и народ

противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены

от него. Там нет граждан, есть только подданные.

Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых

союзов, институтов и организаций, которые служат барьером против

монополизма и посягательств государственных органов. Понятие гражданского

общества подразумевает не только “гражданственность”, известную степень

политической свободы, но и “буржуазность”, т.е. экономическую независимость

человека, возможность получить доход не из рук государства. Развертывание

всего комплекса институтов государства в демократическом обществе устраняет

доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает

проявление ее отрицательных сторон.

Среди обширного комплекса институтов, характерных для развитого

государства в условиях демократии, необходимо, в частности, указать на

такие:

- мандат народа на осуществление власти, прежде всего путем формирования

представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные

функции;

- наличие муниципального самоуправления;

- подчиненность всех подразделений власти закону;

- независимое и сильное правосудие;

- наличие государственной власти в отдельных блоках, включая

исполнительную власть.

В основе правовой экономики лежит принцип “от каждого по способностям

- каждому по труду”. Это социально-правовой масштаб меры регулирования

труда и потребления.

Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует возродить ряд

свобод:

- открыть простор всем видам собственности;

- заменить административные приказы договорами, основанными на равенстве

сторон;

- сделать главенствующим принцип “разрешено все, что не запрещено”;

- обеспечить эквивалентный характер обмена;

- утвердить равноправие и добросовестность в выборе партнера;

- не ограничивать инициативу и предприимчивость.

Правовая экономика и гражданское общество – переход от

распределительного общества к рыночному - это глубинные, сущностные

предпосылки формирования правового государства. Правовое государство – это

государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой

экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно

подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности

обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и

предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку

свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание

прав человека.

Таким образом, правовое государство - это демократическое государство,

где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех

перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и

свободы человека и где в основу организации государственной власти положен

принцип разделении законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в

котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении

власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий

уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В

правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать

и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в

частности в формировании и функционировании политических партий,

общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и

т.п.

Сегодня можно выделить следующие признаки правового государства:

1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе

разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность личности и государства.

4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная

защищенность.

5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном

функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих

в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций,

течений, взглядов.

6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового

государства, видимо, можно отнести следующие:

- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

- выработка высокой политико-правовой грамотности;

- появление действенной способности противостоять произволу;

- разграничение партийных и государственных функций;

- установление парламентской системы управления государством;

- торжество политико-правового плюрализма;

- выработка нового правового мышления и правовых традиций.

Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым

проявлениям огосударствления. Отторжение правовой государственности

возможно по двум каналам: государственно-властному и законодательному. К

политическим рычагам могут рваться различные перерожденческие антиправовые

структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная тирания,

бюрократическая олигархия - реакционно-реставраторские силы, а также

воинствующая охлократия, антигуманная технократия, демагогически

популистские силы).

Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических прав

и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,

общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие “правовое

государство” - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как

демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы,

либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права

в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С

помощью разделения властей государство организуется и функционирует

правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни.

Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в

политической жизни всем направлениям и движениям.

В чем же заключается отличие правового государства от государства как

такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, не

связанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью

гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и

должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом,

исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах,

установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед

гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Вместе

с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими

чертами, которые сводятся к следующему:

1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и

внешней политики.

2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на

соответствующем социально-экономическом базисе общества.

3. Располагает специальным государственным механизмом.

4. Обладает определенной административно-территориальной организацией на

своей территории.

5. Существует благодаря налогам и другим сборам.

6. Обладает государственным суверенитетом.

Особенности механизма правового государства заключаются в следующем.

Все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа

разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением и в

своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные

части и элементы правового государства всю свою деятельность строго

сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут

персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан,

гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и

свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм

правового государства является способом его существования. Функции

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.