на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Типы и формы государства


Типы и формы государства

ПЛАН.

ВВЕДЕНИЕ.

1. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.

2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ.

3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.

4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Введение

Сегодня , пожалуй ,нет более спорного вопроса в политической науке , чем

вопрос государства , его природе и роли в общественной жизни.

Государство – это прежде всего исторически сложившиеся , сознательно

организованная социальная сила , управляющая обществом. Это фактически

первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая

организация , оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов ,

социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции – управлять

обществом – следуют другие черты государства . Управление обществом –

управление определенной массой людей , на которой и могут быть

распространены государственные управленческие функции.

Традиционно отечественная теория государства и права в этих целях выделяет

в формах государства три основных , взаимосвязанных блока:

форму правления , форму национального и административно-территориального

устройства , политический режим.

Особенности государства конкретного исторического периода определяются

состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных

признаков ( территории , публичной власти , суверенитета ) государство по

мере общественного развития претерпевает серьезные изменения .

Особенности исторических периодов (этапов , эпох ) в развитии

государственно-организационного общества у различных народов в различное

историческое время позволяют тем не менее выявить существенные общие черты

, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого

обобщения , несмотря на отсутствие исторического опыта государственного

строительства , были предприняты Аристотелем и Полибием.

Аристотель считал , что основными критериями разграничения государств

являются:

1. Количество властвующих в государстве

2. Осуществляемая государством цель.

По первому признаку он различал правление одного , правление немногих ,

правление большинства. По второму признаку все государства делились на

правильные ( в них достигается общее благо ) и неправильные ( в них

преследуются частные цели ). Отвлекаясь от конкретных условий того времени

, Аристотель считал главное различие государств в том , какое мере

государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.

Полибий говорил , что развитие государства , смена его типов

(разновидностей) – естественный процесс , определяемый природой.

Государство развивается по бесконечному кругу , который включает фазы

зарождения , становления , упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в

другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает , что цикличность в

развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс.

Тем не менее , главное в воззрениях Полибия состоит в том , что за основу

смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении

государственной власти и человека.

Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и

неоднозначного общественного явления стало обьективной основой

концептуального плюрализма типологии государств. Марксистко-ленинская

типология государства и права базируется на категории общественно-

экономической формации.

Формация – исторический тип общества , основанный на определенном способе

призводства. Уровень развития производительных сил определяет материально-

техническую базу общества , а производственные отношения , складывающиеся

на однотипной форме собственности на средства производства , составляют

экономический базис общества , которому соответствуют определенные

политические , государственно-правовые и другие надстроечные явления.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в

результате смены отживших форм производственных отношений и замены их

новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса

закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Этот

принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и

права.

Исторический тип государства , согласно марксистско-ленинской теории ,

выражает единство классовой сущности всех государств , обладающих общей

экономической основой , обусловленной господством данного типа

собственности на средства производства. Единство экономического строя

различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства

производства , а следовательно , в экономическом господстве определенного

класса ( классов ). Тип государства определяется на основании того , какой

экономический базис это государство защищает , интересам какого

господствующего класса оно служит. При таком подходе государство

приобретает сугубо классовую определенность , выступая в качестве диктатуры

экономически господствующего класса.

Формационный критерий , лежащий в основе марксистской типологии

государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства :

рабовладельческое , феодальное и последний – социалистическое , которое ,

теоретически , в ближайшей исторической перспективе должно было бы

перерасти в общественное коммунистическое самоуправление .

Перечислим основные характеристики различных типов государств , выделяемых

на основании данной концепции.

Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-

классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое

государство – организация политической власти господствующего класса в

рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая функция

этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства

производства , в том числе на рабов.

Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и

возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое

государство , согласно марксистский теории , есть оружие классового

господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных

привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.

Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности .

Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений ,

основанных на капиталистической частной собственности на средства

производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.

Социалистический тип государства возникает в результате социалистической

революции , которая ниспровергает отношения частной собственности и

основанную на данных отношениях государственную машину . Социалистическое

государство – орудие политической власти трудящихся масс ( классов ),

выражает интересы трудового народа , обеспечивает защиту и развитие

социалистического общества.

Социалистический тип права – это высший тип правовой системы общества ,

диаметрально противоположный всем типам эксплуататорского права.

Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся масс , служит

классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода

социалистического общества к высшему , коммунизму, государство и право во

всех своих элементах и признаках

постепенно перерастают в систему общественного коммунистического

самоуправления и социальных норм коммунистического общежития.

В марксистском понимании исторический тип государства определяется

зависимостью классового содержания государственной и правовой организации

общества от типа экономического базиса классового общества. В этой связи

вводится понятие переходной государственности.

Переходное государство – представляет собой государственность , возникающую

в результате национально – освободительной борьбы зависимых народов и

опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем , по

мере преобладания господствующей формы собственности , подобные государства

должны примкнуть к определенному историческому типу государства ,

капиталистическому или социалистическому. Многоукладность экономики при

преобладании примитивных форм собственности ( родоплеменной ,

полуфеодальной , смешанной , капиталистической с элементами общественной

собственности ) – экономическая основа этих государств.

Концепцию переходного государства разработал В.И.Ленин . В контексте

развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных

стран к социализму , минуя капиталистическую стадию.

Главной задачей государства социалистической ориентации считалось создание

экономических , социальных , политических , идеологических , культурных

предпосылок для перехода к социализму.

Государства капиталистического пути развития по мере формирования

производственных отношений должны перейти к буржуазному типу государства.

Первопричина смены исторических типов государств считается социально –

экономическое развитие общества. Социальная революция уничтожает старую

общественную систему и кладет начало господству нового способа производства

, новым производственным отношениям , которым соответствует новый тип

государственности и права . Смена одного исторического типа государства

другим происходит в результате социальной революции.

Смена исторических типов государств неизбежно влечет за собой ликвидацию

устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства ,

отвечающего новым условиям социально – экономического развития общества.

Преемственность между историческими типами государств заключается ,

главным образом , в использовании структуры , форм и методов организации

государственной власти прошлого , которые в своем развитии отражают

общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности

государства.

Наиболее четко черты преемственности прослеживаются основоположниками

марксизма – ленинизма в эксплуататорских типах государств , которые роднит

их общая эксплуататорская сущность , необходимость установления

государственности , позволяющей держать в повиновении подавляющее

большинство населения страны. Одновременно подчеркивается , что

преемственная связь при смене исторических типов государства и права по-

разному проявляется и при переходе от эксплуататорского общества к

социализму.

Анализируя все известные эксплуататорские типы государств , марксистско –

ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:

1. Все эти государства являются политической надстройкой над такими

производственными отношениями , которые базируются на частной

собственности и эксплуатации человека человеком .

2. Они представляют организацию политической власти эксплуататоров ,

подавляющей большинство населения.

3. Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более

отчуждают себя от него.

4. По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально –

экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в

этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся ,

незначительной части людей.

В отличии от эксплуататорских государств социалистическое государство

представляет собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда

основные черты государства социалистического типа:

1. Все государства данного типа базируются на общественной собственности на

орудия и средства производства , на отношениях товарищеской взаимопомощи

сотрудничества свободных от эксплуатации людей.

2. Социалистическое государство – это политическая организация подавляющего

большинства населения , а по мере преодоления классовых антагонизмов , и

всего народа.

Классово – формационный подход к типологии государств до последнего времени

был единственным . Типом государства называется «совокупность государств ,

развивающихся в рамках одной и той же общественно – экономической формации

классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и

экономической основы»1 . «Исторический

1Основы теории государства и права , М., 1982. С.23

тип государства ( или права ) это совокупность наиболее существенных

признаков , свойственных государствам ( или правовым системам ) единой

общественно – экономической формации 1 . Тип государства определяется

экономическим строем классового общества , соответствующей ему классовой

структурой , эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых

отношений и его классовой сущностью.2

Так ,Г.Елинекс писал , что “несмотря на постоянное развитие и

преобразования , можно , однако , установить некоторые прочные признаки ,

придающие определенному государству или группе государств на всем

протяжении их истории черты определенного типа 3. «Он подразделяет все

государства на два типа : идеальный и эмпирический. Идеальный тип – это

мыслимое государство , которое в реальной жизни не существует. Идеальному

государству противопоставляет эмпирический , который получается в

результате сравнения отдельных , реально существующих государств друг с

другом.

Английский ученый А.Тойнби развил и конкретизировал понятие

цивилизации , под которым он понимал относительно замкнутое и локальное

состояние общества , отличающееся общностью культурных , экономических ,

географических и других факторов.

Цивилизованный подход:

Во-первых , при анализе экономического базиса упускается из вида

важный фактор , как многоукладность .

Во-вторых , при формационном рассмотрении структуры классового

общества их социальный состав значительно сужается , так как в основном

учитываются только классы антагонизмы.

В-третьих , формационный подход ограничивает анализ культурно –

духовной жизни общества кругом тех идей , представлений и ценностей ,

которые отражают интересы основных антагонистических классов.

Основное отличие понятия “цивилизация” от понятия формация состоит в

возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека ,

через совокупность господствующих в данный период представлений каждой

личности о характере общественной жизни , о ценностях и целях ее

собственной деятельности. Человек при таком подходе стоит в центре изучения

прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная

личность , а не как классово-обезличенный индивид.

Цивилизованный подход позволяет , таким образом , видеть в государстве не

только инструмент политического господства эксплуататоров , над

1 Теория государства и права .М., 1985. с.82

2 Теория государства и права .М., 1985. с.41

3 Еллинек Г. Указ.соч. с.210

эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как

важнейший фактор социально – экономического и духовного развития общества ,

консолидации людей , удовлетворения разнообразных потребностей людей.

Западноевропейская наука классифицирует государства в зависимости от

характера взаимоотношений между государственной властью и индивидов. По

этому признаку выделяют два типа государственности :

демократия и автократия.1 Г. Кельзен считал , что в основе типизации

современных государств находится идея политической свободы. В зависимости

от того места , которое занимает индивид в создании правопорядка ,

различаются два типа государства . Если индивид активно участвует в

создании правопорядка ,- налицо демократия , если нет – автократия .2

Подобную трактовку типологии государств дает американский ученый Р.Макайвер

. Он делит все государства на два типа :

1. Династические (антидемократические) , где общая волна не выражает воли

большинства населения

2. Демократические , где государственная власть выражает волю всего

общества или большинства его членов и в которых народ либо непосредственно

правит , либо активно поддерживает правительство.3

Немецкий ученый Р. Дарендорф , подразделяя все государства на

демократические и антидемократические , делал вывод , что в результате

постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом

граждан , в котором хотя и нет недостатков в неравенстве . но создана общая

для всех основа , и которая делает возможным цивилизованное общественное

бытие.4

Итак , понятие государства и права многомерно и многовариантно. Оно

состоит из различных научных оснований , которые позволяют выделить

наиболее общие свойства и черты , характерный для той или иной исторической

группы государств и правовых систем.

Типология государства тесно связана с понятием формы государства.

Форма государства – сложное общественное явление , которое включает в себя

три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного

устройства и форму государственного режима.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной

власти , порядок их образования и распределения компетенции между ними .

1 Автократия – от греческого auto-krator-самовластный, имеющий

неограниченное право

2 см: Кельзен Г. Общая теория государства и права .Кембридж.1946г.

3 см: Макайвер Р. Современное государство . Оксфорд . 1964г.

4 см: Дарендорф Р. Фрагменты нового милитаризма . Штутгард . 1987г.

Форма государственного правления позволяет уяснить :

- Как создаются высшие органы власти и каково их строение;

- Какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими

государственными органами ;

- Как строятся взаимоотношение между верховной государственной властью и

населением страны;

- В какой мере организация высших органов государства позволяет

обеспечивать права и свободы гражданина.

Уже Аристотель , вслед за Платоном , столкнувшись с самыми разными формами

организации и осуществления государственной власти в Древнем Мире ,

попытался разработать классификацию государств по критерию , кто и как

правит в этих государствах , то есть по критерию формы правления . Он

выделил несколько форм правления : монархию , республику , деспотию –

положив в основу классификации способы образования органов государства , их

соотношение , приемы осуществления государственной власти .Прежде всего

теория государства и права два основных устройства государственной власти ,

которые характеризуются содержанием формы правления : монархию и

республику.

Монархическая – “ персональное единовластие ” – древняя форма правления .

Впервые зародилась в раннеклассовых обществах , власть в которых

захватывали военноначальники , представители разросшихся семей или

соседских общин . Свои истоки монархическая форма правления имела в той

достаточно простой , социально не слишком расчлененной организации общества

, которая появилась на рубеже IV – III тысячелетий до нашей эры , в

итоге нелитической революции.

В этих раннеклассовых обществах организация власти осуществлялась на

жестко централизованной основе , сверху вниз , была наиболее эффективной и

понятной.

Монарх назначал чиновника по управлению регионами или функциональными

службами , те в свою очередь назначали более мелких руководителей работ .

Такая вертикальная иерархия власти позволила строить весьма эффективную

форму правления , при которой земледельцы – общинники , ремесленники и

другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры.

Сам же монарх решал , в нормальном режиме прав , вопросы связанные с

организацией и осуществлением власти . Он советовался со своими чиновниками

( советниками ) , среди которых были пророки, предсказатели , другие

культовые служители.

Монархии , как форме правления , присуще четкие юридические признаки.

Монарх персонифицирует государство , выступает во внешней и внутренней

политике как глава государства . Монарху же приходится принимать решения по

самым важным вопросам _ принципиально – государственным. Он обладает всей

полнотой власти . Власть монарха верховна и суверенна. Он – высшая власть в

государстве . Его власть объявлялась священной , наделялась религиозным

ореолом. Она распространялась на все сферы жизни, в том числе и на

судебную. Таким образом , власть монарха не знает ограничений и может и

может распространятся на различные сферы государственной деятельности.

Монарх – свободный от ответственности . Он не несет конкретной политической

и юридической ответственности за результаты своего правления , а за ошибки

злоупотребления в государственном правлении отвечают его советники.

Древневосточная монархия. В государствах Востока значительную роль в

общественной жизни играли отношения общинного строя , патриархального быта

. Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер и только

государственные рабы принадлежали монарху.

Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III века нашей

эры) . Эта эпоха империи разделяется на два периода – период принципиата и

период доминанта. При принципиате формально еще сохраняются формы

республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют

консулы , преторы и народные трибуны , но существенной роли не играют. Все

основные функции сосредотачиваются в руках императора.

В III веке н.э. в Риме устанавливается неограниченная монархия ( доминант

). Полностью исчезают республиканские учреждения . Управление государством

– полностью в руках императора , который назначает исполнителей –

сановников .Порядок поддерживается при помощи административно – судебного и

военного аппарата.

Феодальная ( средневековая монархия ) последовательно переходит три

периода своего развития : раннефеодальной , сословно-представительной и

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.