на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сущность правосознания


значимых ситуациях.

Особенность правосознания, как специфической формы общественного

сознания, выражается в следующем:

1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют

правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых

форм, реализацию их требований в общественной жизни. Политические,

нравственные и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на

формирование и реализацию норм права. Но прежде чем получить выражение в

правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через

правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и

представлений.

2. Особенность правосознания выражается также в способе отражения

явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества

осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий. К

их числу относятся, например, такие понятия, как правомерность,

неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность.

Нравственное же сознание оценивает окружающий мир с помощью собственных

понятий: добра, зла, справедливости, несправедливости, чести, достоинства.

Правосознание - особый элемент правовой действительности. Главная

черта, присущая правосознания и ставящая его в особое положение среди всех

явлений правовой действительности, заключается в том, что оно , так

сказать, "чистая", хотя и специфическая (по предмету, по некоторым иным

особенностям), форма общественного сознания[4].

Правосознание находится в одном ряду, в прямом взаимодействии с иными

формами общественного сознания - нравственным, политическим, философским и

др.[5] и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными

общественному сознанию вообще.

Сознание возникает в процессе любой деятельности и проявляется в ней.

Поэтому функции или назначение правового сознания могут быть поняты из

результатов деятельности его субъектов.

[pic]

Согласно теоретической концепции, разделяемой многими авторами,

основные функции правосознания - познавательная, оценочная и

регулятивная.(см. схему 1.) Все другие функции практически охватываются

ими, в частности информативная, прогностическая и пр. Схема 1 наглядно

показывает как правосознание осуществляет воздействие на личность и

общественные отношения, необходимо только отметить, что результатом

регулятивной функции является поведенческая реакция субъекта права в виде

правомерного или противоправного поведения.[6]

Таким образом, важно учитывать, что на поведение людей воздействуют

политические, правовые, нравственные взгляды, взятые не в отдельности, а в

виде сплава, т. е. образований, которые возникают в результате

взаимодействия различных идей и взглядов, представлений и чувств. Эти

образования выступают как состояние общественного сознания. А. Уледов

правильно, на мой взгляд, отмечает, что в процессе формирования состояний

общественного сознания проявляются закономерности связи между различными

формами сознания[7].

СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ

ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ – СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

ПРАВОСОЗНАНИЯ.

Правосознание — сложное структурное образование. Его структурная

характеристика может быть дана в раскрытии составляющих элементов —

правовой идеологии и социально-правовой психики; его можно исследовать как

правосознание общественное, групповое, индивидуальное; можно показать

структуру правосознания через осуществляемые им функции.

В данной работе я раскрываю структуру правосознания в единстве

правовой идеологии и правовой психологии.

В основе взаимодействия и взаимосвязи идеологических и социально-

психологических элементов правового сознания лежит отражение этими

структурными элементами единого комплекса объективных процессов и явлений

общественного развития. Тесная связь правовой идеологии и общественной.

психологии отчетливо проявляется в функциях правового сознания:

гносеологической, прогностической, правового моделирования и регулирующей.

В осуществлении всех этих функций неизменно присутствие обоих структурных

элементов правового сознания –идеологического и социально-психологического,

рационального и эмоционального. Но характер соотношения данных элементов

определяется и особенностями конкретной функции правового сознания, и

сферой общественных отношений, на познание, моделирование и регулирование

которых она направлена, и особенностями структуры сознания социальных групп

или личностей, которые находятся в сфере действия функций правового

сознания.

Правовая идеология выступает всегда как систематизированное,

проникнутое единством. осознание в юридических категориях (законности,

справедливости, равноправия, единства прав и обязанностей) объективных

потребностей общественного развития; с точки зрения интересов рабочего

класса и трудящегося крестьянства (в современных условиях—всего общества).

Это осознание построено на подлинно научной основе, однако процесс познания

и формирования правовых идей и принципов идеологии невозможен без социально-

психологических компонентов. Социально-правовая психология приводит в

движение правовую идеологию, придает действенность правовым идеям. Правовая

идеология выражается и функционирует через психологические механизмы.

Следует отметить, что соотношение идеологических и психологических

элементов различно, в различных формах общественного сознания. В

политическом, правовом, философском сознании преобладают идеологические

элементы; в этических, эстетических, религиозных формах сознания —

социально-психологические.

Но независимо от удельного веса каждого из этих элементов они

неизменно присущи любой форме социалистического общественного сознания, в

неразрывном единстве отражают общественное бытие во всем его многообразии.

Эту мысль правильно подчеркивает Р. Самсонов, отмечая, что соотношение

идеологических и психологических элементов в различных формах общественного

сознания не одинаково. Политика, право, общественные науки,

философия—наиболее рациональные явления, значительно ближе примыкающие к

идеологии, чем к социальной психике, хотя последняя играет немаловажную

роль в становлении и развитии этих форм сознания[8]. Несколько иную позицию

занимает А. В. Дроздов, который считает, что общественная психология не

является «сквозным» элементом, входящим во все формы общественного

сознания. По его мнению, не бывает и не может быть философских чувств и

настроений[9]. С этим положением едва ли можно согласиться. Конечно, было

бы упрощением выделять в социальной психологии специальную группу

философских взглядов и настроений. Но несомненно то, что социальная

психология всегда включена в выработку, формирование философских концепций

и систем, которые затем оказывают обратное воздействие на развитие

определенных общественных настроений, норм поведения. Известно, например,

огромное влияние философии Конфуция, идеи которого в течение многих

столетий оказывали значительное воздействие на настроения всех слоев

китайского общества. Можно напомнить и о большом влиянии на умы и

настроения индийской идеалистической философии – брахманизма. В любую эпоху

формирование философских учений и теорий неразрывно связано с определенным

состоянием общественной психики тех или иных слоев, социальных групп,

общественных классов, с определенным воздействием на общественные чувства и

настроения. Поэтому едва ли правильно говорить, что есть формы сознания без

социально-психологического содержания. Такое содержание наличествует в

любой форме сознания, иначе формы сознания, как таковой, быть не может;

речь могла бы идти в таком случае лишь о философской идеологии (если стать

на позицию А. В. Дроздова).

Вполне понятно, что политическое сознание, правовое, философское

сознание более «рационалистичны», но их формирование и движение невозможны

без социально-психологических элементов. «Только сфера психики,— пишет Б.

Поршнев,—непосредственно связана с действием идей. Идеи только тогда

становятся силой, заставляют людей действовать, когда они преломляются в их

психике, в их чувствах, настроениях, воле, в их симпатиях и антипатиях,

влечении и отвращении»[10]. Эту же мысль подчеркивает Б. Д. Парыгин,

отмечающий, что рациональность теоретических систем науки, философии, права

и политических учений вовсе не исключает активного и нередко значительного

влияния на них общественной психологии[11].

В этой связи следует остановиться на встречающемся неправильном, на

мой взгляд, утверждении о том, что общественная психология является низшей

ступенью развития общественного сознания[12]. Социальная психология—это не

низшая ступень развития общественного сознания, а иной способ отражения

общественного бытия, отличный от идеологии. Этот способ связан с

непосредственным, в значительной степени эмоциональным восприятием

общественных отношений, в то время как идеология — результат научного

осмысливания, концептуальной обработки общественных отношений. В целом же

идеология и общественная психология создают единый эмоционально-

интеллектуальный сплав, который всесторонне отражает общественное бытие. Их

взаимное влияние велико, поскольку познавательный процесс отражения

действительности осуществляется в единстве эмоциональных и рациональных

факторов. Идеология активно воздействует на формирование общественной

психологии, различные идеологии отражают в себе свойства психики[13].

Как бы ни был высок уровень общественного сознания, оно всегда будет

выступать в единстве своих структурных элементов: идеологии и общественной

психологии, которые наиболее глубоко и всесторонне отражают, различные

стороны общественного бытия. Наряду с теоретическим, системным осознанием

действительности всегда будут существовать эмпирическое познание,

выражающее отношение к различным сторонам действительности, определенные

общественные настроения, психологические состояния, характерные для каждого

данного исторического этапа развития.

Эти сферы присущи и правосознанию, отражающему общественные отношения

в единстве правовой идеологии и общественной психологии. Правовое осознание

общественных отношений осуществляется не только в идеологической форме, но

и в форме общественных настроений, чувств, привычек, традиций и т. д. Обе

стороны правосознания неизменно учитываются и в правотворческой, и в

правореализующей деятельности государства. Неуклонное развитие правовой

идеологии, обогащение ее новыми научными идеями, выводами, концепциями ни в

какой мере не снимают вопроса о социально-психологической стороне правового

сознания. И это связано не только со специфичностью отражения общественного

бытия в категориях правовой психологии, но и с тем, что в правовой

психологии заложен механизм, приводящий в движение всю систему правового

сознания, в частности весь психологический комплекс, связанный с волевыми

действиями. Выше уже отмечалось, что без элементов механизма правовой

психологии невозможны ни формирование идеологии, ни ее действенная роль в

жизни общества.

В социально-психологической литературе нет единства во взглядах на

структуру социальной психологии. Между тем решение этого вопроса имеет

большое значение, так как позволяет понять те факторы, которые лежат в

основе поведения, деятельности больших и малых социальных групп.

Для выяснения структуры социальной психологии нужно прежде всего

выявить составляющие ее элементы. Отсюда и начинаются разноречивые

положения. Возможно, эти разноречия определяются неточностью понятий и

терминов, которыми оперируют представители науки социальной психологии.

Так, А. И. Горячева включает в структуру социальной психологии следующие

элементы: психический склад социальной группы (привычки, обычаи, традиции,

предрассудки); эмоциональную сторону (потребности, интересы, социальные

чувства, настроения, аффекты); социально-психические явления

непосредственного взаимодействия группы[14].

Но едва ли правильно относить исключительно к эмоциональной стороне

социальной психологии категории потребности и интереса. Эти элементы

социальной психологии относятся прежде всего к ее рациональной,

познавательной стороне и включены в социально-психологический механизм

перевода экономических факторов в определенные выводы, положения, мысли и

чувства. С другой стороны, в структуре, предлагаемой А. И. Горячевой, не

нашли отражения специфические элементы, способствующие возникновению

социально-психический чувств, настроений, привычек. Б.Д.Парыгин обращает

особое внимание на эти элементы: способы влияния, способы взаимовлияния,

способы отражения влияний и взаимовлияний в процессе общения[15].

В.Н.Мясищев отмечает, что психическое взаимодействие и взаимовлияние людей,

динамика их развития и результаты составляют основную проблему социальной

психологии[16]. Р.Самсонов в механизм влияния в социальной психологии

включает подражание, заражение, внушение[17]. Б.Поршнев все социально-

психологические явления делит на две категории: психический склад и

психический сдвиг (т. е. настроение, создающее временную общность людей,

объединенных общим стремлением, недовольством, увлечением и т. д.)[18]. М.

Я. Ковальзон и Д. М. Угринович специфическими категориями общественной

психологии считают подражание, внушение, согласие, симпатии, антипатии и т.

д.[19].

Даже краткий обзор позиций относительно элементов общественной

психологии показывает, что в данном вопросе пока еще отсутствует ясность.

Это объясняется тем, что социальная психология — наука сравнительно

молодая, она делает пока первые шаги, и нужно значительное время, чтобы в

ходе дискуссий и обсуждений была внесена ясность в ряд спорных проблем этой

науки.

Мне представлялось бы правильным разделить структурные элементы

социальной психологии на четыре группы. В первую группу следует, по нашему

мнению, включить тот социально-психологический механизм, который является

связующим звеном между экономическими факторами и деятельностью социальных

групп и личности. Без психологических механизмов невозможно создание и

движение идей, практическая деятельность людей. В этот механизм включены:

определяемый объективными потребностями общественный интерес, воля, цель,

мотивы деятельности. Вторую группу составляют относительно устойчивые

элементы социальной психологии, характеризующие психический склад

социальной группу,– привычки, традиции, предрассудки, убеждения. Третья

группа – динамичные, подвижные элементы: чувства, настроения, аффекты.

Четвёртая группа – способы,(механизмы) формирования социальной психологии:

влияния, взаимовлияния, подражания, внушения, заражения и т.д. Внутренняя

связь этих элементов и даёт в какой то мере относительно цельное

представление о структуре социально-правовой психологии.

Познание как одна из важнейших функций правовой идеологии также

является социально-психологическим процессом. Известно, что все

многообразие психической жизни по традиционной классификации располагают по

трем группам: познание, чувство и воля[20]. Эта классификация общей

психологии применима и к явлениям социальной психики. Идеологический

процесс познания психологичен по своему протеканию и функционированию. Он

неотделим от эмоциональных и волевых аспектов правового сознания.

Отмечая неразрывное единство правовой идеологии и социальной

психологии, нельзя не остановиться на вопросе об относительной

самостоятельности каждого из структурных элементов правового сознания по

отношению к отражаемому ими общественному бытию, с одной стороны, и по

отношению их друг к другу—с другой. Правовая идеология и общественная

правовая психология всегда отражают определенный конкретно-исторический

характер общественных отношений. Это отражение носит гносеологический

характер, поскольку отражение общественных отношений как правовой

идеологией, так и социальной психологией нельзя выводить за рамки

гносеологического процесса[21]. Но данный процесс отражения различен у

каждого из структурных элементов правового сознания. Это различие

определяется неодинаковой сферой охвата отражаемых общественных отношений,

различным характером отражения, быстротой реакции на изменения в

общественных отношениях.

Правовая идеология отражает общественные отношения как систему, что

помогает ей в комплексе определять, какие общественные отношения требуют

правового регулирования, какой метод правового регулирования целесообразен

для конкретной группы общественных отношений, каким образом согласовать

данный правовой институт с системой права в целом. Правовая идеология не

может на основе познания отдельной, изолированно взятой группы общественных

отношений выдвигать идею их урегулирования без согласования с общей

системой правовых норм и институтов.

Правовая психология отражает общественные отношения, которые наиболее

непосредственно примыкают к условиям жизни ее носителей—больших и малых

социальных групп. Правовая психология не может в силу своих особенностей

охватить системно весь комплекс общественных отношений. Поэтому отражение

социально» психологией общественного бытия носит несколько ограниченный

характер, охватывая прежде всего изменения, происходящие в сфере ближайшей

жизнедеятельности индивидов и групп.

С этой первой особенностью отражения общественного бытия правовой

идеологией и социально-правовой психологией связана и другая особенность.

Отражение бытия правовой идеологией носит, как правило, подлинно

научный характер, а социально-правовой психикой—эмпирический. Это не

значит, однако, что эмпирический характер отражения непременно ведет к

искажению отражаемых общественных отношений. Нередко такое отражение дает

подлинную картину действительности, но ему не хватает системности,

правильного осознания не только данных конкретных отношений, но и их

рассмотрения во взаимосвязи всей совокупности общественных отношении.

Поэтому сами по себе правильные выводы, которые сделаны на уровне правовой

психологии, могут не вписываться в те общие выводы, которые вытекают из

комплексного научного осознания общественных отношений. Отсюда и возможные

противоречия между общественным интересом и групповым интересом, которые не

исключены и в условиях любого общества.

Особенность отражения общественного бытия правовой идеологией и

социальной психикой состоит в различной быстроте реакции каждого из

структурных элементов правового сознания на изменения различных видов

общественных отношений. Поскольку изменения конкретных общественных

отношений находят непосредственное отражение в условиях жизни тех или иных

социальных групп общества, то они могут быстрее ощутить эти изменения,

эмпирически зафиксировать их в своем сознании. Правовая идеология учитывает

эти изменения конкретных общественных отношений на основе их глубокого

научного осознания. И хотя в целом правовая идеология опережает в своем

развитии правовую психику, необходимость оценить изменения данных

общественных отношений в общей системе, учесть настроения и чувства классов

и социальных групп определяет «вторичность» идеологии по отношению к

социально-правовой психике при отражении таких общественных отношений,

которые могут быть охарактеризованы как непосредственно составляющие

условия жизни данных социальных групп, классов (например, семейные

отношения, сфера бытового обслуживания и т. д.). Эта «вторичность» правовой

идеологии по отношению к социально-правовой психике отнюдь не означает

отставания первой от второй. Такой разрыв определяется потребностью в

определенном времени (более или менее длительном) для научного осознания и

оценки происходящих изменений, для проверки правильности правовых выводов и

предложений вытекающих из развития данных общественных изменений.

Из этих общих положений относительно характера отражения общественных

отношений различными структурными элементами правового сознания вытекает

вывод об их относительной самостоятельности по отношению друг к другу.

Общественное бытие в его различных аспектах осознается различными

структурными элементам] правового сознания разновременно. Как правило,

правовая идеология опережает социально правовую психику в осознании,

отражении общественных отношений как системы. Однако эмпирическое осознание

необходимости определенных изменений в той или иной сфере правового

регулирования может происходить вначале на уровне социально-правовой

психики.

Здесь необходимо рассмотреть проблему относительной самостоятельности

правосознании по отношению к общественному бытию. Известно, что

правосознание, как и все другие формы общественного сознания, определяется

общественным бытием и поэтому является производным, вторичным по отношению

к нему. Эта производность, вторичность ни в какой мере не обусловливает

обязательности отставания правосознания от бытия. В развитии правосознания

находят выражение закономерности, характерные для соотношения сознания и

бытия в целом: сознание может опережать развитие бытия, сознание может

отставать от развития бытия, сознание может адекватно отражать развитие

общественного бытия.

Закономерностью правового сознания в целом является правильное

отражение достигнутого уровня общественного развития. Вместе с тем для

правовой идеологии как идеологии подлинно научной характерна ее способность

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.