на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Разделение властей - как признак правовой государственности


Разделение властей - как признак правовой государственности

Московский Государственный Социальный Университет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу: «Теория государства и права»

Тема: «Разделение властей - как признак правовой государственности».

Исполнитель:

Студент 4-го курса

юридического факультета

__________________

Преподаватель:

Проф. _________

Г. _________, 2000 г.

Содержание

Введение

1. Историческое развитие принципа разделения властей и его

Особенности в России

1.1. Сущность принципа разделения властей

1.2. Общие положения принципа разделения властей в соответствии с

Конституцией российской Федерации 1993 года

2. Исполнительная власть в Российской Федерации

3. Законодательная власть

4. Осуществление судебной власти в Российской Федерации

4.1. Верховный Суд Российской Федерации

4.2. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

4.3. Конституционный Суд Российской Федерации

Выводы.

Список использованной литературы

Введение

Политические процессы конца 80-х - начала 90-х годов привели к коренным

изменениям государственного устройства России. Распад единого государства -

Советского Союза - определил изменения в конституционном строе Российской

Федерации. Если ранее она входила в состав единого государства на основе

подчинения централизованной власти советов, то после названных

преобразований Россия провозгласила свою самостоятельность и суверенитет.

Россия, отказавшись от тоталитарного государственного строя, встала на путь

демократического развития, провозгласив новые принципы и новые приоритеты

государственной и общественной жизни.

Среди новых принципов демократического развития Российской Федерации

одно из наиболее важных мест занял принцип прав и свобод человека и

гражданина личности. Россия сделала важный шаг к построению нового общества

- 12 декабря 1993 года была принята Конституция российской Федерации. С

этого момента начинается принципиально новая эпоха в развитии российской

государственности - эпоха построения правового государства. Идея такого

государства базируется на принципах законности, соблюдения прав и законных

интересов личности, обеспечение этих прав и интересов.

Конституция Российской Федерации 1993 года формально закрепила все эти

принципы, создав предпосылки для построения в России правового государства.

Но реально правовое государство сможет осуществляться только тогда, когда

все эти принципы будут осуществляться на практике, в реальной жизни. И,

прежде всего это связано с эффективным, централизованным и законным

осуществлением государственной власти. К сожалению, сегодня на этапе

становления российской конституционной демократии, существует еще немало

недостатков в деятельности различных государственных органов,

осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, которые

зачастую нарушают конституционные принципы, создавая препятствия и

негативные последствия на пути построения правового государства.

Разрешить большинство этих противоречий путем контроля за осуществлением

государственной власти в Российской Федерации призвана система разделения

властей.

1. Историческое развитие принципа разделения властей

и его особенности в России.

Конституция РФ как основной закон нашего государства определяет наиболее

важные, основополагающие моменты государственного устройства в целом и

различных его составляющих элементов. Иными словами Конституция определяет

тот строй, по которому развивается и существует общество и государство, а

также устанавливает наиболее значимые и существенные принципы этого

развития.

Наиболее важными принципами Конституции РФ являются следующие:

права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство России,

взаимоотношения Федерации с ее субъектами и разграничение полномочий между

ними, организация и осуществление власти в Российской Федерации и некоторые

другие.

Последний принцип получил широкое развитие в положениях Конституции.

Среди ее норм есть, например, такие, как запрет присвоения власти в РФ;

осуществление власти народом (непосредственно путем выборов или референдума

и в органах государственной власти и местного самоуправления); установление

системы органов государственной власти и обеспечение осуществления их

полномочий и т.д.

Ключом к трактовке конституционных статей об организации власти в

Российской Федерации - а в широком плане всего государственного строя

-служит принцип разделения властей. Принцип этот не нов, он был выдвинут на

рубежах Новой истории, когда нарождавшаяся буржуазия боролась с

абсолютной властью монарха и его дворянского окружения, когда в руках

монарха была сосредоточена вся полнота власти, причем не ограниченная, что

значительно тормозило и затрудняло развитие класса буржуазии. Впервые

принцип разделения властей был разработан англичанином Джоном Локком и

французом Шарлем Луи Монтескье, и поэтому их имена закономерно связывают

с выдвижением исходных идей.

Идеи Локка и Мотескье неразрывны со временем, когда они жили и творили.

Но и сегодня принцип разделения властей следует изначальным положениям:

«Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице

или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что монарх

или сенат станет издавать тиранические законы для того, чтобы так же

тиранически применять их.

Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от

власти законодательной и исполнительной».1

За прошедшие столетия принцип разделения властей - разумеется, в

развитии и постоянном совершенствовании, с учетом условий отдельных стран

-выдержал испытания временем и ныне занимает ведущее место в

конституционном конструировании властных структур, распределении функций и

полномочий между ними. Он современен и актуален и накануне третьего

тысячелетия нашей эры. Этот принцип, прежде всего демократичен: он

предусматривает такую организацию государственной власти, которая

позволяет эффективно влиять и отражать интересы как большинства, так и

меньшинства населения, его различных групп - национальных, религиозных.

В условиях разделения властей население может непосредственно и через

своих представителей активнее участвовать в процессе принятия

государственных решений, чем при доминировании одной из властей или

устранении какой-либо из них. Разделение властей - необходимая предпосылка

формирования правового государства, реализации идей верховенства закона и,

самое главное, расширения и обеспечения прав и свобод граждан,

Обращает на себя внимание организационно- правовой потенциал принципа

разделения властей. Его реализация предполагает не только выявление и

необходимое обособление функций управления делами государства, но и

адекватную институционализацию этих функций, создание и развитие

государственных учреждений, относящихся к различным властям и

составляющих вместе с тем единый комплекс осуществления государственной

власти. Разделение властей, далее, тесно связано с формированием правовой

системы, в которой, с одной стороны, выделяются определенные группы

юридических норм, а с другой стороны, устанавливается иерархия их

отношений. Это вносит упорядоченность, согласованность и стабильность в

развитии права, повышает его эффективность.

Как известно, принцип разделения властей в своей основе не был принят

марксизмом, который изначально выдвигал обеспечение и укрепление диктатуры

пролетариата как главную задачу государства. Классовые, политические

интересы предопределяли формирование институтов осуществления

власти, разделение функций и полномочий между ними, их взаимоотношения.

Как показал советский опыт, определенное разделение труда по управлению

государством постепенно усиливалось, но до восприятия идеи разделения

властей дело не доходило. Формально - конституционным ограничителем

оставался принцип полновластия Советов, а практически-политическим

-монопольное руководящее положение коммунистической партии, которая во всех

случаях оставляла за собой принятие важных решений в сфере управления

страной.

С провозглашением и утверждением государственной самостоятельности

России разделение властей стало конституционным принципом. Однако

освободиться от наследия прошлого не так легко. В Конституции 1978 года

оставались нормы, противоречившие этому принципу. Съезд народных депутатов

сохранял полномочия, позволявшие ему принимать к рассмотрению и решать

любой вопрос, отнесенный к ведению Федерации. Это давало основания для его

вторжения в сферу исполнительной власти, что с введением в Российской

Федерации института Президента стало одной из причин частых осложнений

между ветвями власти. Конституционные кризисы, разумеется, имели прежде

всего политические причины, но рассогласованность норм, касавшихся

разделения властей, отсутствие правил разрешения конфликтов также сыграли

свою негативную роль в развитии событий.

Лишь с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года принцип

разделения властей был закреплен в основном законе нашего государства в

качестве принципа конституционного строя России.

2. Сущность принципа разделения властей.

Россия восприняла принцип разделения властей как условие построения

демократического республиканского строя, правового государства. Сегодня

разделение властей свойственно прогрессу цивилизации. Вместе с тем всеобщий

характер принципа никоим образом не означает, что речь идет о механическом

копировании зарубежных моделей. Важно выявить все самое ценное в теории и

практике разделения властей, перспективу его развития.

Прежде всего разделение властей призвано стать гарантом демократизма

государственного строя, не допустить авторитаризма и тоталитаризма . Далее,

данный принцип нацелен на то, чтобы добиваться рациональности и

эффективности в управлении государством, предотвращать односторонние и

ошибочные решения вопросов государственной жизни. Это достигается главным

образом при помощи системы сдержек и противовесов, являющейся эффективным

инструментом обеспечения баланса властей. Наконец, разделение властей не

исключает, а предполагает их кооперацию, синхронизацию их усилий в решении

важнейших задач, стоящих перед государством и обществом. Обострение

отношений между властями, особенно между законодательной и исполнительной,

способно резко ослабить и даже парализовать управление страной.

У разделения властей есть свои границы. Это - принцип организации и

осуществления власти прежде всего на общегосударственном уровне. Он может

быть применен в соответствующих рамках и на уровне субъектов Российской

Федерации. При этом из субъектов Федерации может использовать свои формы и

методы разделения властей, их институционализация может идти разными

путями. Общие подходы, относящиеся к разделению властей, могут быть в какой-

то мере и в системе местного самоуправления, но здесь нужно учитывать, во-

первых, что речь идет об особом специфическом институте и, во-вторых, что

местная власть осуществляется в очень небольших территориальных рамках.

Разделение властей - не некий шаблон, одинаково применяемый во всех

странах. Его конкретное воплощение каждый раз предопределяется

конкретными условиями времени и места. Изначальная трактовка принципа

сегодня более характерна для США, где очень высокая степень

организационного обособления властей, а институт президента - один из самых

сильных в мире институтов исполнительной власти.

Современная трактовка разделения властей в Великобритании строится на

иных началах: здесь, прежде всего, отмечаются более тесные связи

законодательной и исполнительной властей, чем во многих других странах, и

явно усиливающаяся роль правительства, возглавляемого премьер- министром,

представляющим собой доминантную политическую фигуру.

Развитие конституционного строя во Франции привело к появлению института

сильного президента, но в целом избранная форма правления -типичная

полупрезидентская республика, где глава государства разделяет

исполнительную власть с премьер-министром.

Президент в Германии встроен в парламентарную республику и является

далеко не столь влиятельной фигурой.

3. Общие положения принципа разделения властей в соответствии с

Конституцией Российской Федерации 1993 года.

Принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации закреплен

в статье 10 главы об основах конституционного строя. Принцип, закрепленный

в статье 10, гласит:

«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе

разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы

законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.»2

Разделение единой государственной власти на законодательную,

исполнительную и судебную выражается, прежде всего, в осуществлении каждой

из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами

государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение

гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола. В условиях

разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой,

различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя, как система

сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким - либо

одним институтом государства.

Согласно Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть

осуществляет Федеральное Собрание Российской Федерации, исполнительную -

Правительство РФ, а судебную - федеральные суды (Конституционный суд,

Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды3).

Существует ошибочное мнение относительно института Президента в системе

разделения властей. Нередко Президента пытаются отнести к определенной

ветви власти ( как правило к исполнительной ).

В действительности же Президент Российской Федерации не является

Органом какой-либо из трех властей, а как прямо указано в части второй

статьи 80, «гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод

человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской

Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает

согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной

власти». Таким образом, ни одна из вышеперечисленных функций Президента не

указывает на его принадлежность к какой - либо из ветвей власти. Президент

только создает базисные условия и обеспечивает гарантии деятельности

органов государственной власти различных ветвей.

Принцип разделения властей, закрепленный в общей форме статей 10,

реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус

Президента, федерального Собрания, Правительства и судов Российской

Федерации. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей

предполагает их конструктивное взаимодействие.

Так, обособление функции принятия законов и наделения

соответствующими полномочиями Федерального Собрания (федеральные законы

принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации)

сочетается с правом Президента отклонять законы, что влечет их возврат в

парламент для вторичного обсуждения, а также издавать указы (в том числе

нормативного характера), которые не должны противоречить законам, и правом

правительства издавать постановления и распоряжения на основании и во

исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов

Президента. Такой статус Президента произволен от его титула главы

государства и гаранта Конституции.

Акты исполнительного характера, издаваемые Правительством, связаны с

необходимостью повседневного осуществления организующей деятельности и

неизбежным наделением исполнительной власти дискреционными полномочиями

(дискреция - право усмотрения в рамках, определенных законом).

Лишь закон, а не какие бы то ни было иные соображения, а также

посторонние влияния, требования и указания, - основа правосудия, судебной

деятельности. Независимость как решающая характеристика, как

конституционный принцип отличает именно судебную власть. При решении

конкретных дел суды независимы даже от вышестоящих судов.

Особую роль в обеспечении принципа разделения властей играет

Конституционный Суд Российской Федерации, правомочный решать дела о

соответствии Конституции Российской Федерации, в частности. Федеральных

законов, нормативных актов Президента, Федерального Собрания,

Правительства Российской Федерации.

Понимая самостоятельность органов законодательной, исполнительной и

судебной власти как их известную независимость (в границах собственных

полномочий) друг от друга, ее нельзя трактовать как независимость этих

Органов от Конституции, как их свободу от контроля со стороны общества.

4. Исполнительная власть в Российской Федерации.

Статья 110 Конституции Российской Федерации регулирует вопросы

осуществления исполнительной власти в России. В части первой данной статьи

прямо указано:

«Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет

Правительство российской Федерации».

Положения этой стать и непосредственно связаны с основополагающими

установлениями, содержащимися в главе Конституции об основах

конституционного строя. Правительство Российской Федерации является

полноправным субъектом системы осуществления государственной власти в

России, именно поэтому Конституция вверяет ему реализацию полномочий одной

из функциональных ветвей единой государственной власти -исполнительной. В

рамках своей компетенции Правительство несет полную ответственность за

осуществление этой власти на федеральном уровне.

Являясь федеральным органом исполнительной власти, обладающим общей

компетенцией, правительство России призвано возглавлять всю систему органов

исполнительной власти, обеспечивать их согласованную деятельность. При этом

правительство должно руководствоваться такими конституционными принципами,

как народовластие, федерализм, разделение властей, строго соблюдать

Конституцию и законы Российской Федерации, а также реализовывать

конституционное требование приоритетности и гарантированности прав и

свобод человека и гражданина, определяющих «смысл, содержание и применение

законов, деятельность законодательной и исполнительной власти ...» ( статья

18 Конституции Российской Федерации).

Правительство Российской Федерации возглавляет исполнительную власть в

России и осуществляет ее на федеральном уровне. Система Федеральных органов

исполнительной власти состоит из различных министерств и ведомств, которые

также участвуют в осуществлении исполнительной власти и в свою очередь «для

осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные

органы и назначать соответствующих должностных лиц», (часть 1 статьи 78

Конституции Российской Федерации).

Вместе с тем существует система государственных органов исполнительной

власти на уровне субъектов Федерации, подчиненная Федеральному

Правительству. Статья 77 Конституции регулирует деятельность этих Органов.

В части данной статьи указано:

«Система органов государственной власти республик, краев, областей,

городов федерального значения, автономной области, автономных округов

устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в

соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и

общими принципами организации... исполнительных органов

государственной власти, установленными федеральным законом».

Подписанный 31 марта 1992 года Федеративный договор отнес к

компетенции Российской Федерации системы лишь федеральных органов

исполнительной власти, порядка их организации и деятельности. Тем самым

решение аналогичных вопросов относительно органов власти республик в

составе России отошло к их ведению. Договор также передал в компетенцию

Федерации установление общих принципов организации системы

государственных органов власти субъектов Российской Федерации.

Опираясь на эти правовые нормы, субъекты российской Федерации снесли

изменения в свои системы органов исполнительной власти. В ряде республик

изменениям не раз подвергались системы министерств и ведомств,

закрепленные, как правило, их законами о правительствах. В некоторых

субъектах исполнительным органом общей компетенции стал единоличный глава

администрации, наряду с которым региональные правительства.

Конституция Российской Федерации не называет каких-либо конкретных органов

исполнительной власти субъектов Федерации; их система устанавливается

субъектами Российской Федерации самостоятельно. Вместе с этим статья 77

устанавливает некоторые требования общего характера, а именно: органы

власти субъектов Федерации создаются в соответствии, во-первых, с основами

конституционного строя России, а во-вторых, с общими принципами организации

исполнительных органов власти, установленными федеральным законом. Среди

основ конституционного строя, имеющих прямое отношение к данному вопросу,

следует назвать разделение властей, правило о том, что разграничение

полномочий между государственными органами Российской Федерации и его

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.