на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Право в системе нормативного регулирования общественных отношений


Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

Юридический институт МВД России

Тульский филиал

Кафедра государственно-правовых дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА НА ТЕМУ:

"ПРАВО В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ"

Подготовил: курсант

0-12

учебной группы

1-го курса

Терещенко Павел Владиславович

Научный руководитель: кандидат

наук

БУШУЕВ И.И.

ТУЛА - 1998.

ПЛАН.

Введение.

стр.3

1. Нормативное регулирование и виды социальных норм.

стр.5

2. Соотношение права и других социальных норм:

стр.13

2.1. Соотношение права и религии;

стр.13

2.2. Соотношение права и обычаев;

стр.15

2.3. Соотношение права и морали;

стр.17

2.4.Соотношение права и корпоративных норм;

стр.26

3. Право и социально-технические нормы.

стр.28

Заключение.

стр.32

Введение

Сейчас, в условиях, когда уже выработана концепция

правового государства, с присущими ему существенными признаками и

особенностями. Построение правового государства является одной из

важнейших перспективных задач, так как именно оно является, в

современном понимании идеальной формой политической организации

общества. Но вместе с тем никогда не существовало и не существует

общепризнанного понимания правового государства. Объясняется это

действием самых различных факторов, таких как: особенности

исторического и культурного развития, демократические, политические и

правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем,

различия в правопонимании и осмыслении права, как универсального

социального регулятора общественных отношений и связей.[1] Вместе с

тем идея правового государства всегда понималась на дуализме

Государства и Права. Но одновременно она опиралась на общефилософское

представление о праве как о высшей ценности, обладающей своим

собственным содержанием.[2]

Разновидностью теории правового государства

является концепция "господства права". Примечательно, что теория

"господства права" и концепция правового государства питались, в общем-

то, из одного духовного источника - философии Возрождения. Вместе с

тем романо-германская теория правового государства имеет ярко

выраженный рационалистический аспект, поскольку упорядочение

общественных отношений мыслилось только посредством позитивных

законов. В русле этого право интерпретировалось как своеобразная

дисциплинирующая система, и по сути немецкое правовое государство есть

не что иное, как, воплощение определенного правопорядка.[3]

Но все же, чтобы объективно определить в какой степени

существующее положение приближено к истине, следует разобраться в том,

какое место в современном обществе занимает право (в его позитивном,

т.е. юридическом смысле).

В рамках данного вопроса следует разобраться в том, какая же

роль отведена праву среди других социальных регуляторов, как различные

социальные нормы соотносятся и взаимодействуют между собой, какие

существуют тенденции их развития и преобразования.

Проблема является актуальной поскольку в процессе исторического

развития и эволюции общественных отношений, то есть усложнения их

элементной структуры, а так же появления их новых разновидностей

неизбежно возникает вопрос о значимости в тот или иной период времени

применительно к конкретным обстоятельствам тех или иных социальных

регуляторов. Вследствие этого возникают вопросы о необходимости

совершенствования нормативной базы общества, о приведении ее в

соответствие с требованиями новых условий жизни, а при историческом

отмирании тех или иных общественных отношений, а так же при их

изменении - об устранении не соответствующих действительности норм или

их элементов, с целью предотвращения возможности путаницы и

противоречий.

Эту проблему в своих работах затрагивали такие ученые

как Алексеев С.С., Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А., Нерисянец В.С.,

Бабаев В.К., Плахов В.Д. и многие другие деятели юридической науки.

Нормативное регулирование и виды социальных норм.

В повседневной жизни каждого человека нередко возникает

вопрос, как правильно поступить в той или иной ситуациях на работе, в

общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать

свои поступки с интересами государства, других людей. Ответ на вопрос

о допустимом, желаемом и должном поведении в подавляющем большинстве

случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в

которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей.

В современной общественной науке обоснован взгляд на

общество как на целостный социальный организм. Отсюда следует, что

весьма важным качеством общества является организованность,

упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а

значит, и объективная необходимость их социального регулирования,

которое характеризуется рядом особенностей и закономерностей развития,

обусловленных требованиями данной общественной системы.

Существование и развитие социального регулирования, его место

и функции в общественной жизни характеризуется рядом закономерностей.

Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует

строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны

отрицательные последствия для социальной системы - ее

неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация. Эта мера

, выражающая объем и интенсивность социального регулирования, зависит

от требований данной социальной системы, от этапа развития общества,

уровня его организованности. Такая мера тем значительней, чем сложнее

общественные отношения, чем больше необходимость их согласованного и

скоординированного развития. Во-вторых, в процессе развития

регулирования в обществе все более возрастает удельный вес

социального; не порывая с психобиологическими факторами человеческого

поведения и поначалу сливаясь с ними, регулирование тем не менее все

более освобождается от стихийно-естественных природных элементов и

сторон, все более связывается с потребностью выражения и обеспечения

объективных социальных интересов в поведении людей, а в условиях

цивилизации во все большей степени - свободы человека, автономной

личности; соответственно в регулировании наряду с повышением

конкретности и определенности возрастает нормативность и в связи с

этим абстрактность, всеобщность - то, что так или иначе относится к

общественному сознанию. В-третьих, закономерной тенденцией развития

социального регулирования является формирование относительно

обособленных регулятивных средств и механизмов. Определяющая роль

экономического базиса на всех этапах развития общества остается

решающим фактором социального регулирования и неизменно присутствует

во всех его проявлениях и разновидностях. В-четвертых, по мере

развития социальной жизни происходит изменение качества регулирования

, усложнение, утончение, и совершенствование регулятивных средств и

механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция; создается в

единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода

инфраструктура регулятивных механизмов - процесс, который является как

бы ответом социального регулирования на потребности общественной

системы, ее экономики, политической власти, идеологии, всего

общественного развития, на нужды социального прогресса, в том числе на

необходимость в условиях цивилизации выражения и обеспечения

социальной свободы. Изменение качества социального регулирования, в

свою очередь, выражается в ряде направлений, сторон и характеристик

развития и функционирования его инфраструктуры.

Инфраструктура - это не просто структура социального

регулирования в обществе, не просто его подразделенность на виды,

звенья, а сложившееся объективно обусловленное построение этой

структуры, выраженное в устойчивой модели нормативно-организационных

форм регулирования, причем такой модели, узловые звенья которой

опираются на определенные, тоже устойчивые организационные формы... В

соответствии с этим инфраструктура социального регулирования предстает

главным образом в виде организационного "базиса", или "скелета",

особого построения нормативно-организационных форм, от которых

непосредственно зависит и развитие, и само функционирование этого

регулирования.

Следует строго разделять идеальную и фактическую инфраструктуру

социального регулирования. Первая - это такая модель основных

организационно-нормативных форм социальных регуляторов, которая

объективно обусловлена данным социальным строем и является оптимальной

для обеспечения функционирования общественной системы в соответствии с

ее объективными законами. Фактическая же инфраструктура представляет

собой реальное положение организационно нормативных форм социальных

регуляторов, действующих в данном обществе и в данное время, их

реально существующую расстановку, которая, выражая ее идеальную

модель, в то же время исторически находилась и находится под влиянием

целого ряда разнообразных условий, обстоятельств, причин, в том числе

и таких, которые относятся к субъективной стороне жизни общества, к

сложившимся традициям, науке, даже личностным особенностям отдельных

людей. В соответствии с этим фактическая инфраструктура есть особая, в

наличии существующая реальность, данность нормативно -организующих

форм. Инфраструктура социального регулирования во многом зависит от

его видов. Регулирование в социальной жизни в принципе может быть двух

основных видов: индивидуальное и нормативное.

Индивидуальное - упорядочение поведения людей при помощи

разовых, персональных регулирующих акций, решений данного вопроса,

относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.

Нормативное - упорядочение поведения людей при помощи общих

правил, т. е. известных моделей, образцов, эталонов поведения, которые

распостроняются на все случаи данного рода и которым должны

подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную

ситуацию.

Индивидуальное - это простейшее социальное регулирование. Оно

имеет известные достоинства: позволяет решать жизненные проблемы с

учетом данной ситуации, персональных качеств лиц, характера возникших

отношений. Но очевидны и его значительные недостатки: оно

неэкономично, не вполне обеспечивает строгую организованность,

необходимую одинаковость в повторяемых актах и процессах производства

, обмена, жизнедеятельности людей, каждый раз проблему надо решать

заново, существуют довольно широкие возможности для субъективистики,

произвольных решений. Появление нормативного регулирования - первый и

один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении

социального регулирования, знаменующий крупные изменения, качественный

скачек в его развитии. При помощи общих правил оказывается возможным

достигнуть единого, непрерывно действующего и вместе с тем

экономического порядка в общественных отношениях, подчинить поведение

людей общим и одинаковым условиям, продиктованным требованиями

экономики, власти, идеологии, всей социальной жизни. Резко снижаются

возможности для господства случая и произвола. Тем самым с

максимальной полнотой достигается главная цель социального

регулирования - упорядочение всей социальной жизни, прежде всего

приобретение ею общественной устойчивости и независимости от случая и

произвола.

Весьма существенно, что нормативное регулирование затрагивает

область общественного сознания, связывается с ним, связывается с ним,

с существующей системой ценностей. Ведь всякая норма в обществе - это

масштаб, критерий будущей оценки форм поведения, суждение о ценностях,

обращенное в будущее и объективированное в том или ином виде.

Разумеется, нормативное регулирование имеет и свои минусы, в

особенности в случаях, когда оно становится орудием политической

власти авторитарного типа, авторитарной идеологии. Да и с точки зрения

регулятивных особенностей оно само по себе не обеспечивает того, что

достигается при индивидуальном, разовом решении жизненных проблем:

учета конкретной, индивидуальной ситуации, неповторимых особенностей

данного случая.

Этим и объясняется потребность, которая остро ощущается в ходе

общественно-исторического развития, - заполнить в необходимой мере

нормативное регулирование, в том числе, правовое, индивидуальным.

Однако это не должно заслонять громадных социальных преимуществ

нормативного регулирования, формирование которого имело переломное,

этапное значение в развитии регулятивных механизмов, свойственных

обществу как социальной системе, кода и складывается устойчивая

инфраструктура регулирования.[4]

Если говорить о системе нормативного регулирования как об

автономном, объективно существующем явлении, то ее можно определить

как всю совокупность норм, посредством которых осуществляется

регуляция поведения людей в обществе, их отношений между собой в

рамках объединений, коллективов, между собой в рамках объединений,

коллективов, а так же взаимоотношений с природой, регулируемых

посредством социально-технических норм. Поведение, деятельность людей,

отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования

различных норм. Так права и обязанности члена садоводческого общества

закреплены в уставе данного общества, относящегося к так называемым

корпоративным нормам. Взаимоотношения между студентами учебной группы

подлежат моральной оценке. Участникам свадебного торжества надлежит

вести себя соответственно существующим народным обычаям и обрядам.

Действия человека, управляющего автомобилем, находятся под

"юрисдикцией" правовых норм.[5]

Однако, следует помнить, что система нормативного регулирования

не совпадает полностью с юридической надстройкой. Юридическая

надстройка - это совокупность всех правовых явлений, определяемых в

конечном итоге экономическим базисом общества. Так же, расшифровывая

приведенное выше определение системы нормативного регулирования,

следует отметить, что система социальных норм выступает лишь частью

системы нормативного регулирования, так как в обществе действует два

вида норм: социально-технические и собственно социальные. Это наиболее

общее деление всех действующих в обществе норм имеет как бы первичное,

исходное значение.

Социальные нормы в абстрактном значении можно определить по-

разному. В частности, профессор М.Н. Марченко дает следующую

формулировку: социальные нормы - это правила социально значимого

поведения членов общества.[6] В свою очередь профессор В.К. Бабаев

считает, что социальные нормы - это общепризнанные или достаточно

распространенные эталоны, указатели, правила поведения людей.[7]

Несмотря на очевидные различия в определениях, даваемых

различными учеными, они все исходят из того, что социальные нормы

являются регуляторами существующих в обществе общественных отношений

между людьми, организациями, коллективами, социальными группами и т.д.

Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым

условием жизни общества, средством общественного управления,

организации и функционирования государства, обеспечения согласованного

взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста

благосостояния народа. Система социальных норм отражает достигнутую

ступень экономического, социально-политического и духовного развития

общества, в них находят отражение качество жизни людей, исторические и

национальные особенности жизни страны, характер государственной

власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и

конкретизируют действия объективных законов, тенденций общественного

развития, т.е таких законов, которые действуют с естественно

-исторической необходимостью. Они страхуют общественную жизнь от хаоса

и самотека, направляют в нужное русло. "Урегулированность и порядок

являются именно формой общественного упрочения данного способа

производства и потому его относительной эмансипации от простого случая

и просто произвола."[8] В этом свете не совсем ясной остается мысль

В.Д. Плахова о том что социальные нормы "путь социологические законы"

особый институт, являющийся атрибутом социальной формы движения

материи".[9] Получается, что объективные законы, по которым

развивается человеческая история, и есть нормы, что последние

представляют собой некие не зависимые от людей изначальные свойства

(атрибуты) общества, в то время как они привносятся в его жизнь

людьми, социальной практикой. Социальные нормы связаны так же с

законами естественно - техническим прогрессом общества, всей

человеческой цивилизации.

В последующем нормы права и морали тесно переплелись,

взаимодействуя с другими средствами социальной регуляции. Понятие

"норма" и "правило" употребляются и воспринимаются в обиходе как

равнозначные. Они обычно определяются друг через друга : норма - это

правило, а правило - это норма. Между тем, при более внимательном

подходе выясняется, что "правило" - все же более узкий термин, чем

"норма". Правовые нормы довольно сложны по своей конструкции,

элементному составу, где правило заключено лишь в диспозициях, не

охватывая собой гипотезу и санкцию. Социальным нормам посвящено немало

солидных публикаций, свидетельствующих об актуальности и значимости

проблемы. При этом особое внимание уделяется норма права и морали как

двум наиболее мощным и эффективным регуляторам, тесно

взаимодействующим между собой. Социальная норма - не просто

абстрактное правило желаемого поведения. Она означает так же и само

реальное действие - то, что фактически утвердилось в жизни, практике.

В этом случае поступки и становятся правилом.

В философской и естественнонаучной литературе под нормой не

только какое-то общее правило, но и то, что уже сложилось и давно

бытует в действительности. Применительно к человеческому поведению

можно сказать, что в качестве социальной нормы выступает такое

поведение, которое выражает типичные социальные связи и отношения.

Необходимо выделить качественный аспект нормы. Норма - это проявление

и отражение естественной или общественной закономерности. Нормальным

является такое функционирование системы, которое отвечает ее природе и

ее свойствам, является оптимальным либо, по меньшей мере, допустимым

для данного процесса. Можно сказать, что норма - это мера полезного, а

по тому типичного функционирования. Иными словами, социальная норма

выражает не только "должное", но и "сущее". Норма - это мера

позитивного, общественно полезного поведения, направленного на

достижение определенного результата, интереса. И не случайно поведение

соответствующее норме, встречаются чаще, чем отклонение от нее -

патология.[10] Социальные нормы регулируют не все а наиболее типичные

массовидные отношения. Случайные связи проступки мотивы не могут

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.