на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Обычное право российской империи в 19 веке


Обычное право российской империи в 19 веке

Уральский Государственный

Экономический университет .

Курсовая работа

по теме:

ОБЫЧНОЕ ПРАВО НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В Х1Х в.

Выполнил: Шевченко С.А.

группа: ЭкиП-97

ПЛАН :

Необходимость изучения обычного права в Х1Х в.

«Живой источник права ?»

Народное понимание власти , государства и справедливости.

Заключение .

1 .Необходимость изучения обычного права в Х1Х в.

Систематическое научное обобщение и изучение юридических обычаев

народов , населяющих российскую империю , началось ,как это ни странно ,

не ранее Х1Х в . Хотя большая часть населения страны издревле принимала в

своем быту обычаи ,в том числе и юридические ,это игнорировалось в

официальных кругах , которые как бы не замечали их и не признавали

источником права . Однако , жесткость в понимании источников права

постепенно сменялась более умеренными отношением к обычаю . Начало новым

представлениям было положено Екатериной 11 , которая писала в одном из

Наказов : «Законы суть особенные и точные установления законоположника , а

нравы и обычаи суть установления всего общего народа» . «И так когда

надобно сделать перемену в народе великую к великому оного добру , надлежит

законами то исправлять , что учреждено законами , и то применять обычаями

что обычаями введено . Весьма худая та политика , которая переделывает то

законами , что надлежит применять обычаями» . (2) Правда , Екатерина имела

в виду не столько использование обычая в качестве источника

законодательства , сколько признание существования областей общественной

жизни , вообще не подлежащих регулированию законом .

Конечно , никто не отрицал , что в ранние периоды существования

государственности ни Руси обычай являлся преобладающим источником права , а

затем и законодательства . Историки уверенно повторяли слова летописца

Нестора о том , что гражданское правосудие до варягов «имело своим

основанием совесть и древние обычаи каждого племени в особенности» . (3)

Точно так же ни у кого не вызывало сомнений , что в период Московского

государства обычай сохранял большое значение наряду с «законами писаными»

.С ХУ111 в . единственным официальным источником права был объявлен закон .

Это не могло не наложить существенного отпечатка на положение дел в

правоведении . Если и появлялись труды по истории и теории права , то

посвящались они исключительно законодательству . (4) Изучение обычаев стало

уделом историков.

С самого начала следует обговорить ряд моментов , которые

представляются немаловажными . То , что было сказано выше об официальном

отношении к обычному праву , в целом верно , если не считать , что обычай в

Российской империи был распространен только среди крестьян . Между тем ,

крепостное право по своей сути тоже представляло обычай . Как ни странно ,

в российском законодательстве нет документа , прямо оформляющего в форме

закона или иного нормативного акта право помещиков на крестьян . Считается

, что это было сделано в Соборном уложении 1649 г. , но в нем речь идет не

более чем о признании за помещиками права бессрочного сыска беглых крестьян

Знаменательно , что до Екатерины 11 законность существования крепостного

права не подвергалась сомнению . Самодержавная власть была заинтересована в

сохранении status-quo как политически , так и экономически . В конце ХУ111

в. Ситуация изменилась , и крепостное право стало восприниматься как

«злополучная проблема» . В существующих законах Екатерина «находила

недостатки и думала , что эти законы не соответствуют вообще современному

состоянию народа» . (5) Дворянство , как и чиновничество , выросло , по

мнению императрицы , «на старых законах и знало лишь правительственную

практику , но не народные нужды» , (6) Поэтому в задуманной ею реформе

законодательства и управления предполагалось опереться «на земских

представителей , нуждам которых должны были удовлетворять новые законы» .

Николай 1 происхождение крепостного права «не смог себе объяснить

иначе , как хитростью и обманом , с одной стороны , и невежеством - с

другой» . Наметившийся психологический поворот во взглядах официальных

кругов на крепостное право неизбежно повлек за собой изменение отношения к

тому пласту народных обычаев и традиций , которым правительство до этого не

интересовалось , отдавая на откуп помещикам все дела , связанные с судом и

управлением крестьянами . Теперь государство собиралось «нечувствительно

возвести» крестьян «от состояния крепостного до состояния свободы» . (7) Из

этого следовало , что пришло время познакомиться ближе с жизнью крестьян ,

понять , какие изменения необходимо внести в законодательство для того ,

чтобы успешно управлять ими без посредства помещиков .

2 . «Живой источник права ?»

Итак , начало процессу было положено «сверху» . Материалы по обычному

праву стали активно собираться по инициативе правительства в начале 40-х

годов . Поводом послужило возникшее в одной палате государственных имуществ

дело о наследовании . В действующем законодательстве не нашли ответа на

вопрос : может ли солдат из крестьян наследовать после своих родных .

Бывший в ту пору министром П.Д. Киселев посчитал , что дело следует решить

по обычаям . Начиная с 1847 г. Палаты государственных имуществ , следуя

специально составленным министерством программам , стали собирать сведения

о порядке наследования и разделов у государственных крестьян . В течение

1848-1849 г. Удалось собрать сведения по 44 губерниям . (8)

Постепенно представители чиновничьей , а затем и научной элиты

приходили к мысли о необходимости не просто изучать , но и применять в

законотворчестве результаты исследований народного быта и обычаев . Большую

роль здесь сыграли труды Комиссии по изучению народных юридических обычаев

. созданной в Петербурге в Географическом обществе . Затем появились статьи

и монографии юристов по этой проблеме . Одной из первых стала статья Ф.Л.

Барыкова об обычаях наследования у государственных крестьян . (9)

Географическое общество организовало несколько этнографических

экспедиций , в том числе в северо-западный край . В них активно участвовали

П.П. Семенов-Тянь-Шанский , П.П. Чубинский . По инициативе последнего были

обобщены решения 82 судов из губерний юго-западного края . Собранные

материалы по гражданскому праву обобщал П.П. Чубинский по уголовному праву

- А.Ф. Кистяковский . (10) Аналогичная работа проводилась Юридическим

обществом при Московском университете .

В 50-60-х г. появились монографические исследования , посвященные

обычному праву , разрабатывались исследовательские программы . (11) В 1864

Чубинский в качестве секретаря Архангельского губернского статистического

комитета разработал и опубликовал в местных ведомостях программу сбора

материала по обычному праву . На его призыв участвовать в этой работе

активно отозвались приходские священники , в частности . Холмогорского и

Архангельского уездов . Был собран богатый материал по обычному праву

лопарей и зырян . Одновременно шел процесс сбора материалов о юридических

обычаях разных народов . Сведения о соответствующих разработках и их

научном осмыслении можно найти в подробнейшей библиографии Е. Якушина .(12)

В науке возникли дискуссии о роли и месте обычного права ,

целесообразности его изучения в университетских курсах правоведения . (13)

Обычное право определялось в то время как «бытовая форма права» ,

которая «не зависит от закона в силу общего убеждения в ее необходимости и

обязательности» . (14) Считалось , что «обычное право выработанное народом

под влиянием тех или других жизненных бытовых условий , заключает в себе

общепризнанные юридические воззрения народа и осуществляется фактически

путем единообразного соблюдения в течении более или менее продолжительного

времени» . (15) По мнению М.Ф. Владимирского-Буданова , обычное право

вытекает из природы человека . а «разнообразие обычаев по племенам и нациям

объясняется разными ступенями культуры условиями экономической общественной

жизни» . К свойствам обычного права ученый относил : двойную (внутреннюю и

внешнюю) обязательность , религиозное значение , традиционный и

консервативный характер , но одновременно гибкость , способность изменяться

вместе с жизнью . (16)

П. Лякуб определял обычай как источник права .который «вытекает

только из воли отдельных лиц , принимающих что-либо за право для себя , в

тех видах , что это может сделать правом и для других» . Вслед за К.

Савиньи , он не признавал нравственной основы обычного права и считал , что

«не всякий обычай может иметь нравственное значение , ибо могут

существовать и бессмысленные обычаи» . К таковым Лякуб относил сечение

крестьян . считая , что в данном случаи обычай порожден внешней силой ,

крепостничеством. (17) Б.А. Кистяковский отмечал , что «нормы права и нормы

нравственности в сознании русского народа недостаточно дифференцированы и

живут в слитном состоянии» . Этим он объяснял те характерные черты русского

обычного права . которые сам считал дефектными : то , что это право лишено

единства и то , что ему чужд «основной признак всякого обычного права -

единообразное применение» . (18)

Многие ученые отмечали как негативное явление индифферентность

университетской науки к обычному праву . В результате юристы знакомились

только с писаным правом , т.е. с законодательством , и не имели

представления о «живом источнике права» - нормах , которыми

руководствовалась в своей жизни большая часть народа . Известный цивилист

С. Пахман относил народный обычай к источникам права на ряду с

законодательством и судебной практикой . По его мнению , «обычаи важны

именно в том смысле , что в них могут оказаться начала , весьма пригодные

для гражданского уложения» . (19) Он писал : «Обычные начала юридического

быта должны входить в самую науку гражданского права . Давно уже отброшен

взгляд на науку права , как на систему одних положительных законов : на

каком бы уровне ни стояли воззрения , выражающиеся в народных обычаях , не

могут быть они чужды научному исследования , т.к. наука не создает явления

, а изучает их» . (20) Особое значение при сборе материала об обычаях он

придавал воззрениям , высказываемым самими крестьянами , поскольку считал ,

что приговоры волостных судей часто произвольны .

Сравнивая обычаи с законами Российской империи (Т.Х С3) , И.

Оршанский отмечал , что обычное право при разрешении ряда позиций имеет

определенные преимущества перед позитивным законом . «Русское обычное право

, - писал он , - во всех своих частях представляет довольно стройное целое

, выведенное из немногих основных начал , и вполне удовлетворяющее понятиям

и потребностям создавшего его народа» . (21)

Говоря о роли обычного права в традиционной теории , Б. Кистяковский

указывал , что «в действительности в обычное право обыкновенно не верят ,

от него часто требуют ,чтобы оно оправдало или легитимировало себя перед

правом , установленным в законе» . Он высмеивал тех , кто верил «в

возможность установить границы действия обычного права законодательным

путем» . Сам же относил обычное право к праву , «осуществляющемуся в жизни»

, проводя различия между ним и писанным ,»неподвижным» и изменяющимся лишь

спорадически , по приведении в движение «сложного механизма законодательной

машины» . В работах этого автора выстроена диалектика взаимоотношения

«писанной» и «осуществляющейся в жизни» нормой . По мнению ученого , норма

писанного права имеет шанс победить «правовые явления жизни , отклоняющиеся

от писанного права» , лишь постоянно ведя с ними борьбу через учреждения ,

«которым надлежит ведать его осуществлением» . Как только писанное право

«отказывается от борьбы и спокойно принимает противозаконие и притом не как

единичное , а как противозаконие массовое ..., правовая норма, которой это

касается , больше не действует» .(22)

Оживленная дискуссия , посвященная обычному праву , велась на 1

съезде русских юристов в Москве (1875 г.) . Предметом спора были как сам

факт существования в России обычного права , так и проблема

законодательного признания за юридическим обычаем силы действующей правовой

нормы . Для ответа на последний вопрос исследователи должны были решить ,

соответствует ли обычное право по своему характеру современным условиям

жизни сельских обывателей , не помешает ли оно им приобщаться к правовой

жизни «культурных народов» .

Далеко не все разделяли приведенные здесь точки зрения по этому

вопросу . Позицию полного неприятия обычного права занимал Л. И.

Петражицкий . Он был далек от того , игнорировать очевидный факт

существования обычного права , определяющего юридический быт крестьян , но

категорически отрицал значение обычного права как потенциального источника

позитивного права , оценивал его как пережиток , подлежащий скорейшему

устранению . Официальное признание обычного права как источника для местных

судов встречало критическое отношение ученого .(23)

С. И. Муромцев имел особую точку зрения , полагая , что «закон не

должен идти против народного созерцания» , ибо он бессилен изменить его» .

(24)

Материалы по обычному праву добывались из расспросов старожилов , из

решений народных судов (волостных , станичных , сельских) , из юридических

сделок (письменных и словесных) , из приговоров сельских и волостных сходов

. Первоначально обратил на себя внимание юридический быт русского народа .

Это не случайно : ведь русские по численности доминировали в Империи , и

закон был адресован в первую очередь им .По мере усложнения техники

законодательства власть оказывалась все более заинтересованной в том ,

чтобы разработанный и принятый закон оказался эффективным инструментом

социальной регуляции . Политики и юристы приходили к пониманию того , что

громадное большинство населения русского государства руководствуется в

сфере частных гражданских отношений не писаными законами , а правилами ,

слагавшимися путем обычаев . во многом несогласными с началами

законодательства и ни в какие сборники не занесенные .

3 . Народное понимание власти , государства и справедливости .

По сведениям П .С . Ефименко , в Архангельской губернии народ считал

властью «все чиноначалие , с той только разницей , что Государь есть власть

властей , а прочие-управители , делающие не везде так , как им повелевает

власть властей» . Под государством понималось пространство России .

Общество составляли одни обыватели административной единицы , называемой

сельским обществом , которое из «среды себя избирает указанных законом

распорядителей и властей» . (25) Влияние , оказанное русским , особенно

старообрядческим , населением губернии , привело к схожести политических

представлений и в среде архангельских инородцев . В представлении лопарей

государство было «большим семейством» , а царь - «старшим хозяином» в нем .

Все обязаны были его слушаться .

Основной недостаток закона в народном правосознании виделся в том ,

что западный человек назвал бы достоинством : абстрактность нормы ,

игнорирующей конкретную личность . Идеал права в представлении крестьян -

не применение равного масштаба к разным людям в сходных обстоятельствах , а

напротив . решение каждого дела с учетом не только объективные

обстоятельств , но и личностных характеристик сторон . При этом учет

личностного аспекта был весьма специфичен : речь шла о полезности данного

члена сельского общества , а значит , о целесообразности для коллектива

применять в отношении такого члена суровое наказание . Именно это

обстоятельство однозначно подтверждает правомерность рассмотрения русской

общины и ее институтов как элементов традиционного общества . Даже в

пореформенный период коллективный интерес , задача сохранения

жизнеспособности микросоциума преобладали над индивидуальными интересами .

Результаты обзора гражданско - правовой практики сельских и волостных

судов показали : главное значение здесь имели не правоотношения по поводу

личной собственности и договора , семейный быт и наследственные отношения .

Думается , что причина этого кроется в специфике общины как социального и

производственного коллектива , опора которого в «большой семье» , а не в

индивиде . Именно это обусловило относительно слабое развитие личной

собственности в общине , а не «бедность народа и ... неразвитость

имущественного оборота» , как считал И. Оршанский . (26) Наконец . следует

иметь в виду и основную цель судебного разбирательства : «В традиционном

праве правовые и моральные нормы выступают в неразрывной связи . поэтому

при решении конфликтов руководствуются идеей примирения» . (27)

Следующим важным блоком при исследовании народных юридических обычаев

были общественное устройство и управление . При этом рекомендовалось

обращать внимание на организацию мирского схода , порядок формирования

общественных и родовых властей , выборов и повинностей . Так , родовое

управление самоедов Архангельской губернии состояло из старшины и двух его

помощников , избираемых по обычаю на местных сходках сроком на три года и

утверждаемых местным начальством .Старшину следовало избирать из

состоятельных лиц , способных внести недоимку за неимущих . Как правило ,

они избирались из родовой аристократии , имели безапелляционную

административную власть . Эта должность была безвозмездной . Начальники

главных родов становились сотскими . Власть их была наследственной .

Особое место занимали сведения из области гражданского права . Если

принять во внимание то , что говорилось выше об иерархии гажданско -

правовых отношений в среде крестьян , можно предположить , что ведущее

место в исследовательских программах занимали семейные отношения .

Выяснялось , в каких степенях родства и свойства вступают в брак , какую

роль играют духовное родство , кумовство , побратимство , какое значение

имеет семья в крестьянском быту и как распределяется в семье власть между

супругами . Важное место занимал анализ в области опеки и попечительства ,

усыновления , разделов имущества и его наследования , в частности вопрос о

приданом , его значение в общей массе семейного имущества . об имуществе

мужа и жены : составляло ли оно раздельную или общую собственность .

Собирались сведения о взаимных обязанностях супругов , причинах , частоте и

последствиях разводов . Например , у якутов родство считалось только по

мужской линии , что означало допустимость брака отца и сына , братьев на

родных сестрах , дяди - на родной племяннице . По официальному

законодательству это было не возможно в силу запрета церкви . В реальной

жизни находили выход из положения : невесту брали в дом как на работу по

найму и жили с ней , как с женой , без церковного благословения . (28)

Важную роль у якутов играло духовное родство (кумовство) . С кумом (кумой)

грешно было ссориться , с ним не следовало вступать в близкие отношения и

жениться . Во избежание неприятностей якуты старались брать кумов из

дальних наслегов (общин) , чтобы близкое соседство не провоцировало ссор .

Меньшим по значению блоком гражданско - правовых обычаев считалось

владение и собственность . Исследователи пытались установить , какие

названия существуют для обозначения собственности и владения , каковы

способы приобретения движимых и недвижимых имуществ , например , существует

ли в народе понятия приращения как одного из способов приобретения

собственности . Исследовали правила соседских отношений , прохода и проезда

через чужую землю , а также право общего владения , имущественные отношения

внутри общины .

На европейском Севере России крепостного права практически не было ,

поэтому обычно противопоставлялись «государственная собственность на землю

и потомственное пользование и свободное распоряжение земельными участками

со стороны крестьян... Подворно - наследственное крестьянское землевладение

сочеталось с правом свободного распоряжения землей каждого двора» . (29)

Исследователи считали , что со времен опричнины , с 1569 г. , в Важском

уезде Архангельской губернии не было других владельцев , кроме дворца и

монастырей . Земля называлась в актах «землею царя , государя и великого

князя» . Затем это название из актов пропало . Крестьяне отчуждали ,

покупали , меняли землю «законным порядком» до издания межевой инструкции

1765 г. Но и в Х1Х в. Сохранялся ряд особенностей в пользовании крестьянами

казенными землями . Община - волость определяла хозяйственные возможности

каждого двора и распоряжалась землей , отводя ее в пользование . Размер

отвода зависел от размера тягла , которое распределялось между дворами

неравномерно , с учетом трудовых возможностей семей , т.е. по числу мужских

душ . Случалось , что землю отводили в совместное пользование родственников

или складников . (30) В принципе эти «жеребьи» в силу бытовавшей на севере

традиции становились наследственными и передавались по наследству . Но

приобретенное в результате захвата заимочное владение землей было четко

индивидуальным . Право распоряжения признавалось за обеими группами земель

. При этом крестьяне четко осознавали , что земля находится в собственности

государства .

В конце ХУ111 в. Окончательно исчезает захват земель из

государственных , переделы земель становятся повсеместными . Взамен захвата

постепенно утверждаются новые способы расширения землевладения : скупка

бывшей крестьянской и общинной земли , аренда или покупка ее у казны .

Другие особенности общинного землевладения существовали среди

русского населения на Алтае . Основным владельцем земель был Кабинет Его

Величества . Община существовала в сложной форме - волости , в виде

раздельной общины и в виде селения . Раздельная община образовывалась путем

слияния разнородных элементов , например , поселений крестьян и казаков или

крестьян и горнозаводских обывателей , иногда крестьян и инородцев .

Сложной (волостной ) общиной считалась такая , в состав которой входило

более одного селения , «причем совпадение или несовпадение границы такой

общины с границами волости , как единицы административной , не имело

никакого значения» . Тем не менее , такое несовпадение отражалось на формах

землевладения . В зависимости от конкретных условий , оно или

способствовало возникновению новых земельных отношений между общинами , до

этого совершенно отдельными , или влекло за собой распадение сложной

организации на более мелкие , часто одно-деревенские общины . Распадение

общины в административном отношении вело к обособлению ее частей - деревень

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.