![]() |
|
|
Таможенное регулирование в Россииограничения. Валютный контроль в таможенных органах Мировая практика подтверждает невозможность организации эффективного валютного контроля в части операций, связанных с внешнеторговой деятельностью без активного участия в этой работе таможенных органов. Справедливость такого положения подтверждает и тот факт, что период осуществления таможенного контроля является последней возможностью для предотвращения возможного нарушения законодательства, в том числе, валютного. Понимание этого послужило основанием для определения функций и полномочий таможенных органов при осуществлении валютного контроля. Компетенция таможенных органов в этой части зафиксирована в ст. 199 Таможенного кодекса Российской Федерации: . таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль над перемещением лиц через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств. С получением ГТК России в июне 1993 г. статуса органа валютного контроля и определением компетенции таможенных органов в части контроля валютных операций в торговом обороте впервые в России появилась реальная возможность создания практических технологий контроля. Перед Центральным банком РФ ГТК России была поставлена задача в кратчайшие сроки разработать и ввести в действие соответствующие механизмы. В первую очередь речь шла об организации контроля над исполнением валютных операций, связанных с вывозом и ввозом товаров в счет исполнения внешнеторговых договоров купли-продажи. Объективно, в настоящий момент экономическая ситуация в России соответствует стандартным критериям, когда в полном объеме проявляются негативные тенденции “бегства” от национальной валюты, сокрытия средств от налогообложения, незаконных утечек капиталов за рубеж. ЦБР и ГТК России было принято решение о разработке в первоочередном порядке системы валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютных средств, получаемых участниками ВЭД при поставках товаров на экспорт. При этом действие технологии таможенно-банковского контроля ограничивается поставками товаров в таможенном режиме экспорта с расчетами в валюте, отличной от валюты Российской Федерации. Таким образом, вне зоны действия рассматриваемых контрольных механизмов остались поставки товаров с расчетами в валюте РФ, а также товары, вывозимые в соответствии с прочими таможенными режимами. Наиболее серьезной проблемой оказался не сам процесс создания системы контроля, а ее завершающий этап - применение к нарушителям установленных санкций. В настоящий момент в случае непоступления валютной выручки в установленные актами законодательства сроки, таможенные органы обязаны заводить и принимать к производству в отношении лиц, осуществивших экспорт товаров, дела о нарушении таможенных правил в соответствии Таможенным кодексом Российской Федерации. Очередным шагом по развитию системы валютного контроля стало введение в действие с 1996 г. совместной Инструкции ЦБ России и ГТК России “ О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары”. Необходимость введения данной контрольной системы обусловлена значительными переводами за рубеж валютных средств, не подтвержденных поставками импортируемых товаров. В соответствии с Указом Президента от 21.11.95 г. № 1163 импортеры- резиденты в случае необеспечения ввоза товаров на территорию России несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, ранее переведенной в оплату товара. Взыскание штрафов осуществляется Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю. С ноября 1996 г. на уже существующей технологической основе обработки информационных потоков для осуществления мер государственного регулирования начат контроль исполнения внешнеторговых бартерных сделок. Положительные тенденции в действии системы - это переход на общепринятые формы расчетов, повышение активности клиентов в части принятия всех возможных мер по возврату неполученной валютной выручки. Стали развиваться гарантийные операции по внешнеторговым контрактам, сокращаются сроки оплаты экспортированного товара. Начинает складываться взаимодействие таможенных органов с другими ведомствами в связи с решением вопросов, требующих привлечения информации, получаемой таможенными органами в процессе валютного контроля. Вместе с тем, следует отметить и некоторые негативные моменты, существенно влияющие на эффективность применения системы ТБВК: . отставание нормативно-правовой базы, не позволяющее реализовать технологию ТБВК на ряде направлений (операции нерезидентов, контроль сделок с расчетами в валюте РФ); . необходима доработка правовых актов, регламентирующих контроль исполнения внешнеторговых бартерных сделок; . неполный охват системой ТБВК внешнеторговых операций в связи с особенностями контракта; . недостаточная эффективность завершающего этапа ТБВК, прежде всего - применение мер воздействия к нарушителям.[5, c. 163] Ключом к реализации потенциальных возможностей ТБВК в первую очередь служит дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей принципы валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности государственных органов, осуществляющих такой контроль. Работа в данном направлении ведется, в стадии проработки находятся предложения по внесению изменений в Таможенный кодекс, в Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”, в другие нормативные акты, затрагивающие проблемы валютного контроля. Присоединение России к ВТО 1 Цель создания и основные функции ВТО Цель создания ВТО - обеспечение функционирования системы мировой торговли на основе единых правил таким образом, чтобы рынки оставались открытыми и чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных и произвольных ограничений на импорт. В то же время страны-члены ВТО имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой рынок. Введение таких мер возможно в связи с наступлением кризисной ситуации в той или иной отрасли или в связи с нарушением торговыми партнерами принципов ВТО. Тем не менее, деловые сообщества во многих странах до сих пор не до конца осведомлены о преимуществах торговой системы ВТО. Основная причина этого - огромная сложность системы, что до сих пор мешает деловым людям получить от нее выгоду и осмыслить ее положения и правила. В то же время малоизвестно, что эта правовая система не только коммерчески выгодна производителям и торговым предприятиям, но и предоставляет им большие права.[9] Основной целью ГАТТ/ВТО является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции. Правила ГАТТ на первый взгляд могут показаться сложными и запутанными, но на самом деле они основаны на трех простых принципах: . принципе наибольшего благоприятствования (РНБ), который означает предоставление иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие предоставляются иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг из третьих государств-участников. То есть, речь идет о недискриминации между товарами (работами, услугами) из различных стран-участниц; . принципе национального режима, который предполагает, что странам- участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении отечественных аналогичных товаров и услуг. В то же время в отношении услуг возможно сделать определенные изъятия, которые дадут национальным поставщикам услуг более льготные условия деятельности на рынке; . принципе транспарентности, который является ключевым в юридической системе ВТО. Хотя формально он закреплен только в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАСТ), этот принцип пронизывает всю систему Соглашений в рамках ВТО. Он означает, что для обеспечения доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать документы, содержащие нормы права, которые регулируют данные правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать информационный центр, где другие страны-члены могут получить информацию о законах и постановлениях, действующих в соответствующих секторах экономики. Принцип транспарентности является международно- правовым выражением принципа неприменения неопубликованных нормативных правовых актов, на котором основаны правовые системы всех цивилизованных стран мира.[11] ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Cоглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров. Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д. Важнейшими функциями ВТО являются: контроль над выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.[8, c.147] Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом: . создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики; . доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации; . возможность реализации своих текущих и стратегических торгово- экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли. Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС.[13] 2 Основные проблемы присоединения России к ВТО Условно проблемы присоединения России к ВТО можно разделить на две группы: . к первой из групп относится проблемы доступа на рынок российских товаров и услуг или, если выразиться по иному, проблемы определения приоритетов развития Российской экономики на ближайшее время; . вторая связана с необходимостью изменения действующего законодательства в соответствии с нормами и принципами ВТО. Определять приоритеты развития стране, экономика которой находится в стадии реформирования, крайне сложно. В течение почти десяти лет (с момента создания рабочей группы по присоединению России к ГАТТ/ВТО) у членов организации была возможность ознакомиться с ходом и логикой развития реформ в России. И если эта логика и достижения реформ свидетельствует о кардинальных мерах по либерализации экономики, то как представляется, члены организации могут пойти и на уступки в вопросах предоставления переходных периодов для снижения таможенных пошлин. Второй проблемой является изменение законодательства. В течение 90-ых годов была выстроена юридическая основа для России как страны с рыночной экономики. В настоящее время речь идет о тюнинге этого законодательства и о его состыковке с нормами и принципами ВТО. Примером является Таможенный кодекс Российской Федерации, на изменение которого неоднократно указывали члены ВТО. Новый проект Таможенного кодекса прошел экспертизу различных западных экспертов работающих по программам технической помощи России и экспертов международных организаций. И в целом можно сказать, что он не противоречит нормам и принципам Конвенции Киото, Соглашения по таможенной оценке, Соглашения по предпогрузочной инспекции и другим соглашениям ВТО. Периодический перенос сроков вступления в ВТО, по официальным данным, обусловлен тем, что представители ВТО на переговорах с Россией выдвигают дискриминационные требования и считают их обязательными условиями. При этом важно отметить, что все эти требования являются не обязательными, а дополнительными, то есть нормы ВТО не предусматривают от страны-кандидата их безусловного выполнения. Есть на переговорах и реальные проблемы – это вопросы выравнивания внутренних энергетических тарифов, поддержки сельского хозяйства, проблема интеллектуальной собственности. По вопросу выравнивания энергетических тарифов позиция российских переговорщиков справедливо категоричная. Это требование неправомерно, а следовательно и неприемлемо. Россия пытается отбиться от выдвигаемых к ней требований. Так, большие сложности у наших переговорщиков возникли при согласовании с членами ВТО условий доступа на российский рынок иностранных услуг. Российская сторона предполагает по большинству пунктов усиление ограничений, а эксперты чуть ли не в один голос заявляют, что здесь-то как раз крайних мер не требуется.[11] Государственная Дума третьего созыва провела огромную работу - был принят целый пакет законов, необходимых не столько для присоединения к ВТО, сколько для самой российской экономики: Таможенный кодекс, законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О техническом регулировании» и пакет законов, связанных с защитой интеллектуальной собственности. Однако правоприменительная, судебная и административная практика будут интересовать РФ ничуть не меньше, чем контрагентов по ВТО. Для нас самих важны перемены в работе российской таможни, улучшение жизни экспортеров и импортеров, реализация всего принятого законодательства. Федеральное законодательство в большей части уже скорректировано. Однако работа будет продолжена: вслед за вступлением в действие нового Таможенного кодекса потребовались изменения закона о таможенном тарифе, положений об определении таможенной стоимости, окончательно не завершено законодательное оформление по вопросам интеллектуальной собственности, в дальнейшей либерализации нуждается валютное законодательство. Особого внимания требует нормативно-правовая база регионов России. В настоящее время ГД РФ приводит разработку законодательства в соответствие с действующими и будущими международными обязательствами нашей страны.[8, c.310] Эта работа должна выполняться независимо от членства России в ВТО, ибо создание единого правового пространства на всей территории страны – это одно из главных требований Конституции РФ. Заключение Исторически динамика государственного регулирования степени открытости или закрытости экономики (таможенная политика) движется от свободной торговли к протекционизму и наоборот. Однако, как известно, протекционистские барьеры эффективны в краткосрочном периоде, они создают временный эффект, приводящий затем к существенным провалам, будь то таможенная политика, экспорт и импорт товаров, инвестиции. В настоящее время сложилось несколько форм протекционизма: . селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или товаров; . отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли (например, автомобилестроение); . коллективный протекционизм – проводится союзами некоторых государств в отношении стран, в них не входящих; . скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики. Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные (основаны на использовании тарифов) и нетарифные (все остальные методы). Нетарифные методы государственного регулирования выключают количественные методы и методы скрытого протекционизма. В роли институционального обеспечения таможенной политики выступает Государственный таможенный комитет: именно им осуществляется протекционистская политика поощрения отечественного производства через льготные пошлины; меры тарифного и нетарифного регулирования. Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово- политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и других задач экономической политики. В целях совершенствования фискальной и регулирующей функций таможенной системы необходимо: последовательно снижать средневзвешенную и максимальную импортную пошлину; максимально укрупнить товарные группы; отказаться от прямых и косвенных форм квотирования экспорта и импорта; ликвидировать все существующие льготы в максимально короткие сроки; исключить регулятивные функции из компетенции таможенных органов. Принятая в июне 1998 года новая редакция Киотской конвенции (полное название - Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур) поставила перед таможенными службами мира задачу в полной мере соответствовать требованиям современной международной торговли. Это подразумевает внедрение новейших технологий таможенного оформления и таможенного контроля, стандартизацию и упрощение таможенных процедур, а также установление партнерских отношений с деловыми кругами. Российская Федерация предпринимает активные усилия, чтобы стать членом ВТО и соответственно подводит свои стандарты таможенной политики к общепринятым международным стандартам. Таможенные пошлины и платежи в 2000-х годах стали выполнять более серьезную роль, чем они делали это с начала 90-х. Роль пошлин возросла в связи со стабилизацией структуры импорта и экспорта, а также их объемом. Россия, преодолевая экономический кризис, выходит на качественно новый уровень в таможенных отношениях. Вступление Российской Федерации в ВТО уже можно считать почти свершившимся событием. Следовательно, сильно изменятся многие параметры таможенной политики. Вступление в ВТО предусматривает снижение общего уровня таможенных пошлин и платежей. На мой взгляд, российская экономика потерпит некоторый ущерб от этого, но все же это необходимо России для полноценного выхода на международный рынок. Снижение таможенных пошлин приведет к падению доходов на 12-15%, что составит 2-3% от совокупных доходов Федерального бюджета. Тем не менее, Россия получит дивиденды от снижения пошлин странами импортерами нашей продукции. Конечно, первое время это не будет полностью компенсировать наши потери, но в будущем это принесет России значительную выгоду. Стратегической целью для России должен стать приоритет экспорта не сырьевых ресурсов, а продукции несырьевого производства. И на достижение этой цели должна быть направлена таможенная и экономическая политика государства. Список источников 1. Конституция Российской Федерации, 1993 г. 2. Таможенный кодекс Российской Федерации, 2003 г. 3. Таможенное законодательство. СЗА -М., 2003 г. 4. Габричидзе Б.Н., Черниховский А.Г. «Таможенное право».-М. Издательство «Данилов и К». 2004 г. 5. Габричидзе Б.Н. «Российское таможенное право». Учебник для вузов. «Норма» - М., 2002 г. 6. Шапошников Н.Н. «Таможенная политика России». 2003г. 7. Фомин С.В. «Международные экономические отношения», М. «Юркнига» 2004 8. Рубинштейн Т.Б. «ВТО: Практический аспект», М. «Гелиос АРС» 2004г. 9. www.wto.ru 10. www.custom.ru 11. www.rusrev.org 12. www.tkod.ru 13. www.mediatext.ru 14. www.businesspravo.ru 15. www.referent.ru 16. ФЗ «О таможенном тарифе», в ред. от 07.05.04 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |