на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Медицинское страхование в России, проблемы его развития


достаточно убедительными. Значительно снизились уровень заболеваемости

социальными болезнями (туберкулезом, сифилисом и др.), детская смертность и

т.д.

6 этап. С ноября 1921 г. по 1929 г. C 1921 г. в стране была

провозглашена новая экономическая политика (НЭП), и Правительство вновь

обратилось к элементам страховой медицины, о чем свидетельствуют

постановления Совета Народных Комиссаров и ВЦИК за период с 1921 по 1929 г.

15.11.1921 г. издается Декрет "О социальном страховании лиц, занятых

наемным трудом", в соответствии с которым вновь вводится социальное

страхование, распространяющееся на все случаи временной и стойкой утраты

трудоспособности. Для организации социального страхования на случай болезни

были установлены страховые взносы, ставки которых определялись Советом

Народных Комиссаров и дифференцировались в зависимости от числа занятых на

предприятии лиц и условий труда.

Впервые этим Декретом устанавливался порядок взимания взносов, при

этом основными сборщиками стали комиссии по охране труда и социального

обеспечения. По Постановлению Совета Народных Комиссаров № 19 ст.124 от

23.03.1926 г. из всех средств социального страхования образовывались

следующие операционные фонды:

1) Фонды, находящиеся в непосредственном распоряжении органов социального

страхования.

2) Фонды медицинской помощи застрахованным (ФМПЗ), находящиеся в

распоряжении органов здравоохранения.

7 этап. С 1929 г. по июнь 1991 г. Этот этап можно охарактеризовать как

период государственного здравоохранения, в течение которого в силу

объективной политической и экономической ситуации сформировался остаточный

принцип финансирования системы охраны здоровья.

В советское время надобность в медицинском страховании отсутствовала,

поскольку существовало всеобщее бесплатное медицинское обслуживание, а

сфера здравоохранения полностью содержалась за счет средств

государственного бюджета, государственных ведомств, министерств и

социальных фондов самих предприятий.

8 этап. С июня 1991 года по настоящее время. И лишь с принятием Закона

РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" 28 июня 1991 г. можно

начать говорить о новом этапе в развитии и дальнейшем продвижении социально

значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране.

В период проведения экономических и социальных реформ, резкого

снижения уровня жизни, острой нехватки бюджетных и ведомственных средств на

содержание медицинских учреждений в 1991 г. был принят закон о введении в

России медицинского страхования граждан в двух формах: обязательной и

добровольной. При чем все положения этого закона, которые касались

обязательного медицинского страхования, вводились в действие, начиная

только с 1993 г. До этого времени необходимо было подготовить

организационно-нормативную базу для управления и финансирования новой

государственной страховой системы.

В настоящее время сложилась полисубъектная система финансирования

здравоохранения (рис.1). Однако подавляющую часть средств медицине

предоставляют бюджетные ассигнования на обязательное медицинское

страхование.

[pic]

Рис. 1. Система финансирования сферы здравоохранения в РФ[20]

2.1.3. Перспективы развития системы медицинского страхования

В современных условиях необходим принципиально новый подход к

организации здравоохранения, гарантирующий право каждого гражданина на

получение медицинской помощи, соответствующей уровню развития как страны в

целом, так и отдельных ее регионов. Реализацию такого подхода может

обеспечить система страховой медицины.

Как показывает мировой опыт, переход к страховой медицине является

необходимым в условиях рыночной экономики и развития рынка медицинских

услуг, так как он обеспечивает, во-первых, гарантированность и доступность

высококачественность медицинских услуг (даже при неизбежном росте цен на

них) для широких слоев населения; во-вторых, помогает решению проблемы

привлечения дополнительных финансовых ресурсов в сферу здравоохранения.

Системы дополнительного (добровольного) медицинского страхования при

правильной их организации обеспечат не только улучшение качества

обслуживания застрахованных по этим системам, но и будут содействовать

развитию медицинских услуг для остальной части населения путем аккумуляции

дополнительных финансовых ресурсов в системе здравоохранения.[21]

Важным аргументом в пользу медицинского страхования является широкое

распространение его в развитых странах мира, обеспечивающее высокий уровень

медицинских услуг разным категориям граждан.

Введение принципов медицинского страхования предполагает перевод

отрасли на рыночные отношения, при которых действуют жесткие экономические

законы. Поэтому обязательным условием этого перевода является внедрение

экономических методов хозяйствования в практику работы медицинских

учреждений.

Рыночная модель хозяйственного механизма сферы здравоохранения

основывается на следующих принципах организации и функционирования:

- многоукладность (смешанный характер) экономики здравоохранения;

- хозяйственно-финансовая самостоятельность учреждений здравоохранения,

основывающих свою деятельность на различных формах собственности;

- социально-экономическая и юридическая ответственность медицинских

учреждений за результаты деятельности;

- предоставление медицинских услуг путем их купли-продажи по ценам,

обеспечивающим не только покрытие затрат на эти услуги, но и получение

определенной прибыли. Кроме того, цены должны формироваться с учетом

качества медицинских услуг и соотношения спроса и предложения на них на

рынке медицинских услуг;

- финансирование учреждений здравоохранения в форме самофинансирования из

выручки от реализации медицинских услуг предоставленных населению, с

учетом их количества, качества и эффективности;

- расширение ответственности за охрану здоровья населения.

Основополагающий принцип организации сферы здравоохранения в условиях

рыночного хозяйства может быть сформулирован как многоукладность экономики

здравоохранения и многообразие форм организации медицинского населения.

Многоукладность экономики здравоохранения проявляется, во-первых, в

параллельном существовании и развитии относительно обособленных,

организационно оформленных секторов медицинского обслуживания населения:

государственной, частной, страховой служб здравоохранения, во-вторых, в

существовании и функционировании экономически и юридически самостоятельных

медицинских учреждений, основывающих свою деятельность на различных формах

собственности (государственной, коллективной, частной).

Значение этого принципа определяется тем, что социально-ответственная

конкурентная медицина возможна только при параллельном существовании и

развитии различных форм собственности, форм и методов организации

хозяйственной деятельности, управления, источников механизмов

финансирования медицинских учреждений, а также различных методов (плановых

и рыночных) регулирования процессов, протекающих в сфере здравоохранения.

Как показывает мировой опыт, существование альтернативных секторов в

общенациональной системе здравоохранения служит основой и гарантией свободы

выбора места и условий работы для медицинских работников, а также,

безусловно, расширяет права больного на свободный, самостоятельный выбор

врача, медицинского учреждения, вида медицинских услуг, в наибольшей мере

соответствующих его интересам.

Необходимым условием эффективного функционирования многоукладной

экономики здравоохранения является создание рынка медицинских услуг,

который должен выступать в качестве «экономической среды» деятельности

медицинских учреждений, механизма, обеспечивающей взаимосвязь

«производителей» и потребителей медицинских услуг, а так же в роли

важнейшего регулятора всей совокупности отношений и социально-экономических

процессов в сфере здравоохранения. Формирование рынка медицинских услуг

предполагает создание условий и предпосылок для реализации системы рыночных

свобод и прав потребителей.

Важнейшей проблемой функционирования рынка медицинских услуг является

проблема создания механизма ценообразования на услуги, предоставляемые

учреждениями здравоохранения. Основным требованием рыночного механизма

ценообразования является свободное формирование цен на основе договора

производителя медицинских услуг (продавца) и покупателя. В этих условиях

необходимо формирование продуманной государственной и региональной политики

цен, учитывающей, что искусственное сдерживание, «замораживание» цен на

услуги здравоохранения может привести к снижению качества и эффективности

медицинской помощи населению.

Экономические преобразования, проводимые в нашей стране, перевод всей

экономики на рыночные отношения, будут постепенно создавать необходимые

предпосылки и условия для реализации основных положений реформы отрасли.

Таким образом, глубина и масштабность предстоящих перемен диктует

целесообразность постепенного внедрения в практику здравоохранения

положений новой финансовой модели отрасти и их поэтапное освоение.

2.2. Система обязательного медицинского страхования в России

Обязательное медицинское страхование (ОМС) – один из наиболее важных

элементов системы социальной защиты населения в части охраны здоровья и

получении необходимой медицинской помощи в случае заболевания. В России ОМС

является государственным и всеобщим для населения. Это означает, что

государство в лице своих законодательных и исполнительных органов

определяет основные принципы организации обязательного медицинского

страхования, устанавливает тарифы взносов, круг страхователей и создает

специальные государственные фонды для аккумуляции взносов на обязательное

медицинское страхование. Всеобщность ОМС заключается в обеспечении всем

гражданам равных гарантированных возможностей получения медицинской,

лекарственной, и профилактической помощи в размерах, устанавливаемых

государственными программами ОМС.

Здоровье населения – важнейший элемент социального, культурного и

экономического развития страны. В связи с этим обеспечение населения

гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи, финансируемой из

бюджетов всех уровней и средств ОМС, является важнейшей государственной

задачей. И это положение особо подчеркивается в Программе социально-

экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Система обязательного медицинского страхования сегодня играет ключевую

роль в решении этой задачи. Законом «О медицинском страховании граждан в

Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации «О

программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации

бесплатной медицинской помощи» от 11 сентября 1998 года № 1096 и

последующими его редакциями финансовое обеспечение основного объема

гарантированной бесплатной медицинской помощи населению (а это более 80%)

возложено на фонды ОМС.[22]

2.2.1. Необходимость создания

Основная цель ОМС состоит в сборе и капитализации страховых взносов и

предоставлении за счет собранных средств медицинской помощи всем категориям

граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных

размерах. Поэтому систему ОМС следует рассматривать с двух точек зрения. С

одной стороны, это составная часть государственной системы социальной

зашиты наряду с пенсионным, социальным страхованием и страхованием по

безработице. С другой стороны, ОМС представляет собой финансовый механизм

обеспечения дополнительных к бюджетным ассигнованиям денежных средств на

финансирование здравоохранения и оплату медицинских услуг. Необходимо

заметить, что в сферу ОМС включено только медицинское обслуживание

населения. Возмещение заработка, потерянного за время болезни,

осуществляется уже и дамках другой государственной системы – социального

страхования и не является предметом ОМС.

Медицинское обслуживание в рамках ОМС предоставляется в соответствии с

базовыми и территориальными программами обязательного медицинского

страхования, разрабатываемыми на уровне Федерации в целом и в субъектах

Федерации. Утвержденная постановлением Правительства РФ от 11.09.98 г. №

1096 Базовая программа ОМС граждан России содержит основные гарантии,

предоставляемые в рамках ОМС. К ним относится амбулаторно-поликлиническая и

стационарная помощь, предоставляемая в учреждениях здравоохранения

независимо от их организационно-правовой формы при любых заболеваниях, за

исключением тех, лечение которых должно финансироваться за счет средств

федерального бюджета.

Значительно (на 34,6%) возросли поступления на обязательное

медицинское страхование неработающего населения – 24,1 млрд. рублей. Однако

это только 1/3 часть от расчетной потребности, которая составляет 76,0

млрд. рублей, ведь неработающее население составляет порядка 60% от общей

численности населения Российской Федерации.[23]

В настоящее время государственные обязательства по предоставлению

бесплатной медицинской помощи не обеспечиваются финансовыми ресурсами. До

сих пор не утверждена базовая программа ОМС, а территориальные программы

ОМС финансируются лишь на 40-60%.[24]

2.2.2. Центральные проблемы ОМС

В сложившейся экономической ситуации сохранение государственных

обязательств по предоставлению бесплатной медицинской помощи на

универсальной основе практически нереально. При самых благоприятных

условиях (Выполнение обязательств государственного бюджета по взносам на

ОМС, привлечение дополнительных источников финансирования) финансовых

ресурсов для обеспечения бесплатности всех видов медицинской помощи будет

недостаточно. При этом важно учитывать, что чрезмерные обязательства

государства ведут к деформации экономических отношений в отрасли, поскольку

в условиях несбалансированности программ ОМС ограничиваются возможности

полноценных договорных отношений между финансирующей стороной и ЛПУ, а

значит, и повышения эффективности и качества оказания медицинской помощи.

Тем самым нарушается важнейшее условие осуществления реформы

здравоохранения – предсказуемость поступлений финансовых ресурсов.

Не менее очевиден и отрицательный социальный и политический эффект

чрезмерной декларативности государственных обязательств: бесплатность

медицинской помощи становится все более иллюзорной, растет недовольство

населения состоянием служб здравоохранения. Объявив медицинскую помощь

полностью бесплатной, государство все более утрачивает возможности

предоставить такую помощь, тем, кто в ней более всего нуждается.

Одновременно активизируется теневой рынок медицинских услуг с далеко

идущими социальными и экономическими последствиями. С одной стороны, медики

сильней реагируют на стимулы, возникающие в сфере теневой экономики, чем на

попытки страховщиков построить разумную систему оплаты по результатам труда

в общественном секторе здравоохранения. С другой – пациенты иногда

вынуждены платить из собственного кармана суммы, не соответствующие

реальному вкладу медиков.

Объем платных медицинских услуг населению с 1993 г. по 2001 г.

увеличился с 1,7 до 4,6% от общего итого платных услуг населению в стране.

Таблица 1

Структура платных услуг населению (в % к итогу)[25]

|Все оказанные |1993|1995|1996|1997|1998|1999|2000|2001|

|услуги населению, | | | | | | | | |

|в т.ч. | | | | | | | | |

| |100 |100 |100 |100 |100 |100 |100 |100 |

|Бытовые |29,4|19,3|18,8|18,1|16,7|15,7|14,5|13,3|

|Пассажирского транспорта| | | | | | | | |

| |29,3|28,0|25,3|26,0|24,5|25,9|25,8|25,3|

|Связи | | | | | | | | |

|Жилищно-коммунальные |5,9 |7,6 |7,9 |8,4 |9,2 |10,0|11,2|11,9|

|Системы образования |10,3|19,4|20,7|21,3|22,1| | | |

|Культуры | | | | | |20,4|20,2|22,2|

|Туристско-экскурсионной |2,4 |2,5 |3,0 |4,2 |5,1 | | | |

|Физической культуры и |1,6 |1,1 |1,1 |1,4 |1,2 |6,4 |6,9 |6,8 |

|спорта |2,0 |1,3 |1,3 |2,1 |1,9 |1,5 |1,6 |1,9 |

| |0,2 |0,3 |0,3 |0,3 |0,4 |1,8 |1,8 |1,7 |

| | | | | | |0,4 |0,4 |0,4 |

[pic]

Рис. 2. Структура платных услуг населению в 2001 г.[26]

В Приволжском федеральном округе Самарская область занимает первое

место по объему предоставляемых платных услуг на душу населения. На конец

2001 г. он составил 5101 руб.![27] Это можно объяснить сильной разницей в

регионах округа уровня жизни населения.

[pic]

Рис.3. Объем платных услуг населению в Приволжском федеральном округе в

2001 г.[28]

В рамках ОМС гарантируется предоставление амбулаторно-поликлинической

и стационарной помощи, предоставляемой в учреждениях здравоохранения

независимо от их организационно-правовых форм, оказание первой медицинской

помощи. Это, по моему мнению, далеко от реальности, о чем свидетельствует

стабильная тенденция уменьшения больничных учреждений, так же как и

численности врачей и медицинского персонала к 2001 г.

Таблица 2

Лечебно-профилактическая помощь населению. Медицинские учреждения[29]

|Годы|Число |Число больничных коек|Число |Мощность |

| |больничн| |врачебно|врачебно-амбулаторных|

| |ых | |-амбулат|поликлинических |

| |учрежден| |орных |учреждений, посещений|

| |ий, тыс.| |учрежден|в смену. |

| | | |ий, тыс.| |

| | |Всего, |На 10000 | |Всего, |На 10000 |

| | |тыс. |населения | |тыс. |населения |

|1995|12,1 |1850,5 |126,1 |21,1 |3457,9 |235,6 |

| |11,8 |1812,7 |123,9 |22,1 |3470,1 |237,1 |

|1996|11,5 |1760,7 |120,6 |21,7 |3475,3 |238,1 |

| |11,1 |1716,5 |117,8 |21,1 |3482,5 |239,3 |

|1997|10,9 |1672,4 |115,5 |21,1 |3494,6 |241,4 |

| |10,7 |1671,6 |115,9 |21,3 |3533,7 |245,0 |

|1998|10,6 |1653,4 |115,4 |21,3 |3548,8 |247,6 |

| | | | | | | |

|1999| | | | | | |

| | | | | | | |

|2000| | | | | | |

| | | | | | | |

|2001| | | | | | |

Как видно из таблицы 2, число больничных учреждений и больничных коек

стабильно уменьшается, имея обратную зависимость с динамикой количества

врачебно-амбулаторных учреждений. Не смотря на сокращение числа

медицинского персонала, количество обращений за медицинской помощью в них

растет.

Таблица 3

Лечебно-профилактическая помощь населению. Численность медицинских

кадров[30]

|Годы |Численность врачей |Численность среднего |

| | |медицинского персонала |

| |Всего, |На 10000 |Всего, |На 10000 |

| |тыс.чел. |населения |тыс.чел. |населения |

|1995 |653,7 |44,5 |1628,8 |111,0 |

|1996 |669,2 |45,7 |1648,8 |112,7 |

|1997 |673,4 |46,1 |1626,3 |111,4 |

|1998 |679,8 |46,7 |1620,9 |111,4 |

|1999 |682,5 |47,1 |1611,7 |111,3 |

|2000 |680,2 |47,2 |1563,6 |108,4 |

|2001 |677,8 |47,3 |1544,4 |107,8 |

По данным Российского статистического ежегодника в Самарской области

численность врачей на 10000 тыс. населения имела тенденцию постоянного

увеличения до 1998 г., а потом стремительно упала с 48,7 до 47,1 человек на

10000 населения.[31] В то время, как у наших «соседей» в Оренбургской и

Ульяновской областях данный показатель медленно, но продолжает расти.

Отрадно, что растет число станций скорой медицинской помощи, это

способствует оказанию скорой медицинской помощи в рамках обязательного

медицинского страхования большему количеству в ней нуждающихся – об этом

свидетельствуют данные таблицы 4.

Таблица 4

Обслуживание населения скорой медицинской помощью[32]

| |1991 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |

|Число станций |3042 |3172 |3164 |3150 |3135 |3142 |3175 |3212 |

|(отделений) скорой| | | | | | | | |

|медицинской помощи| | | | | | | | |

|(на конец года) | | | | | | | | |

|Численность лиц, |51,5 |52,5 |51,0 |50,9 |50,4 |50,5 |52,3 |52,3 |

|которым оказана |348 |355 |348 |348 |346 |348 |362 |364 |

|помощь амбулаторно| | | | | | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.