на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Статистический анализ розничного товарооборота, запасов и оборачиваемости товаров


Статистический анализ розничного товарооборота, запасов и оборачиваемости товаров

Всероссийская ордена Дружбы народов

академия внешней торговли

Дальневосточный филиал

Кафедра “Финансы и кредит”

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Статистический анализ розничного товарооборота, запасов и оборачиваемости

товаров»

К защите допускается

Студент II курса

________________(подпись) группы ФК-97

Мулюкин Валентин

«___»_____________1998 г.

Научный руководитель

Онуфриева Г.Л.

г. Петропавловск-Камчатский

1999 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………..стр.№3

2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА… стр.№5

2.1. Анализ динамики товарооборота розничной торговли……….. стр.№8

3. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ И

ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТИ………………………………………………………………стр.№13

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………….. стр.№28

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………. стр.№29

1. ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе статистика стала одним из важнейших

инструментов управления экономическими процессами. Она собирает информацию,

характеризующую развитие экономики страны, культуры и жизненного уровня

народа. С помощью статистической методологии вся полученная информация

обобщается, анализируется и в результате дает возможность увидеть стройную

систему взаимосвязей в экономике, яркую картину и динамику развития,

позволяет делать международные сопоставления.

В данной работе будут рассмотрены такие разделы статистики как

статистический анализ розничного товарооборота, а также запасы и

оборачиваемость товаров.

Задачи статистики товарооборота розничной торговли должны отражать

процесс удовлетворения спроса населения на потребительские товары,

показать, в какой мере развитие розничной торговли отвечает требованиям

современным условиям, выявить пропорциональность ее развития.

Статистика должна всесторонне охарактеризовать выполнение плана

розничного товарооборота торговых предприятий, фирм, организаций, систем и

розничной торговли в целом, вскрыть и объяснить причины, обусловившие тот

или иной уровень выполнения плана, найти резервы дальнейшего развития

товарооборота. К задачам статистики товарооборота розничной торговли

относятся:

получение статистической информации о товарообороте розничной

торговли"

анализ выполнения плана розничного товарооборота торговой сети;

анализ динамики товарооборота розничной торговли;

расчет и анализ товарной структуры товарооборота розничной торговли;

анализ организационной и территориальной структуры товарооборота

розничной торговли.

Решая поставленные задачи, статистика товарооборота розничной торговли

должна полно и объективно, на научной основе охарактеризовать объем и

структуру продажи товаров населению, выявить основные пропорции, тенденции

и причинно-следственные связи розничного товарооборота, вскрыть резервы

более полного удовлетворения спроса населения в товарах народного

потребления через розничную торговую сеть. Она должна обеспечивать

руководящие и плановые органы информацией, которая может быть использована

для планирования и руководства торговлей, давать предупреждающую,

прогнозную информацию. Статистика товарооборота розничной торговли тесно

связана с задачами изучения и прогнозирования покупательского спроса.

Методология статистики товарооборота розничной торговли использует

практически все методы и приемы, разработанные общей теорией статистики,

математической статистикой, а также другие математико-экономические методы.

Основным источником информации о розничном товарообороте розничной

торговой сети служит отчетность, которую в установленные сроки представляют

все торговые предприятия и организации, а также любые другие предприятия и

организации, занимающиеся наряду со своей основной деятельностью розничной

продажей товаров.

Изучение товарных запасов и товарооборачиваемости относится к числу

важных задач статистики торговли Значений статистического учета и анализа

товарных запасов и товарооборачиваемости определяется их ролью в

обеспечении непрерывности процесса товарного обращения. Однако цели,

которые преследует статистическое изучение товарных запасов и

оборачиваемости товаров, значительно шире, они выходят за рамки собственно

статистики товарных запасов и связаны с другими разделами статистики

торговли

Кроме характеристики обеспеченности товарооборота товарными запасами и

периода, в течение которого товары находятся в сфере товарного обращения,

следует иметь в виду и другие цели учета и анализа товарных запасов. Во-

первых, товарные запасы являются частью товарных ресурсов торговли и ее

материальными ценностями; их учет преследует цели обеспечения их

сохранности, изучения образования и местонахождения.

Во-вторых, товарные запасы составляют основную часть оборотных средств

торговли и, следовательно, являются элементом финансов торговли.

В-третьих, размер товарных запасов и время их пребывания в сфере

товарного обращения значительно влияют на уровень социальной и

экономической эффективности торговли, приближая или отдаляя момент конечной

реализации товаров, уменьшая или увеличивая уровень издержек обращения.

В-четвертых, товарные запасы чутко реагируют на любые количественные и

качественные изменения в соотношении товарного предложения и

покупательского спроса и потому могут служить своевременным индикатором

соответствия предложения спросу.

В-пятых, товарные запасы входят в качестве элемента в балансовую

формулу, в частности, при расчете товарной структуры розничного

товарооборота, при построении товарных балансов оптового и розничного

товарооборота, баланса товарного обеспечения розничного товарооборота и

других балансов. Следовательно, от точности учета товарных запасов зависит

достоверность названных показателей.

Статистика изучает процесс образования и кругооборота товарных

запасов, выявляет их закономерности, оценивает их соответствие

установленным нормативам Для этой цели может быть использован весь арсенал

статистических методов, включая методы статистического моделирования.

Источником информации о товарных запасах является исходным этапом в

исследовании товарных запасов. В этой связи главным считается их учет.

Размер товарных запасов (в целом и по отдельные товарам) учитывается в

каждом предприятии торговли, в торгующих организациях, торговых системах и

во всей торговле.

В настоящее время применяются три метода учета товарных запасов.

Первый из них — инвентаризация — заключается в сплошном подсчете всех

товаров. Осуществляется своеобразная перепись товаров, которые

пересчитываются, а по мере необходимости взвешиваются и перемериваются.

Полученные данные в натуральном выражении оцениваются в действующих

розничных ценах и сводятся по товарным группам. Данные инвентаризации

отличаются высокой точностью, ее проводит специальная комиссия, обычно в

ревизионных целях.

Другой, менее сложный способ — снятие остатков, или оперативный учет,

который отличается от инвентаризации тем, что подсчитываются не товары, а

товарные места (ящики, мешки, рулоны и т.п.). По соответствующим нормам

пересчета определяется количество товаров, которое затем оценивается по

розничным ценам. Естественно, этот учет менее точен, чем первый, но зато он

значительно проще и его можно проводить регулярно.

Третий способ называется книжным, или балансовым, так как он основан

на использовании балансовых формул. В данном случае товарные остатки

высчитываются математически без процедуры инвентаризация или снятие

остатков. Этот способ проще предыдущих, он позволяет обеспечить оперативный

учет запасов (раз в месяц, в 15 дней и т. п.). Однако и он обладает

существенными недостатками т.к. отражает запас товаров выраженный в

денежной массе, а не разбитой на отельные виды товары.

2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА

Розничный товарооборот представляет собой последнюю, конечную стадию

движения товаров в сфере обращения, когда товары из сферы обращения

поступают в сферу личного (индивидуального или совместного) потребления.

Розничный товарооборот относится к числу важнейших

народнохозяйственных показателей. Он отражают экономические и социально-

экономические процессы, происходящие в жизни страны. Розничный товарооборот

тесно связан со многими показателями развития народного хозяйства, с

государственным бюджетом, денежным обращением.

В сфере товарного обращения розничный товарооборот влияет на другие

показатели торговли, в частности на товарные запасы и их оборачиваемость,

издержки обращения, прибыль и рентабельность, производительность труда в

торговле и т. д. Вместе с тем он сам испытывает известное воздействие

товарных запасов, трудовых и денежных затрат, состояния материальной базы

торговли и т. п.

Розничный товарооборот — сложный и многогранный показатель. Во-первых,

он характеризует объем товарной массы, перешедшей из сферы товарного

обращения в сферу личного потребления.

Во-вторых, розничный товарооборот, который представляет собой обмен

товаров на деньги, в основном на денежные доходы населения, характеризует

как денежную выручку торговли, так и сумму расходов на покупку товаров. Эта

последняя складывается из части трудовых доходов населения, заработной

платы, доходов колхозников и т. п., а также из общественных фондов

потребления — пенсий, стипендий, денежных льгот и выплат и других

источников.

Статистический учет розничного товарооборота базируется на первичном

бухгалтерском учете прихода товаров и денежной выручки. Показатель общего

объема розничного товарооборота является строго документированным,

соответствующим сумме денежной выручки (наличной и безналичной) и потому

вполне достоверным.

В качестве основных задач, стоящих перед статистикой розничного

товарооборота, можно выделить следующие:

определение объема розничного товарооборота по торговым системам, в

территориальном разрезе и в целом по стране;

контроль за ходом выполнения плановых показателей;

определение товарной структуры розничного товарооборота, изучение

структурных сдвигов, определяющих тенденции развития торговли в

территориальном разрезе и в целом по стране;

изучение покупательского спроса населения и степени его

удовлетворения;

исследование динамики и структуры среднедушевого товарооборота;

исследование закономерностей развития товарооборота в целом и по

отдельным товарным группам;

изучение региональных особенностей развития товарооборота в целом и по

торговым системам;

анализ факторов, оказывающих влияние на изменение объема и структуры

товарооборота.

Современная методология изучения и анализа розничного товарооборота

достаточно разнообразна. В ее арсенале имеется большое количество

сравнительно простых методов, не требующих сложных вычислений, но

позволяющих получить важные результаты. Особенно широко в анализе

розничного товарооборота используется метод группировки, а также индексный

метод (индексная методология). Индексный метод сравнительно прост. Тем не

менее, он позволяет идентифицировать влияние отдельных факторов на объем

розничного товарооборота и получить аналитическую информацию, крайне ценную

для практического руководства торговыми предприятиями и принятия

хозяйственных решений.

Все известные статистические методы анализа розничного товарооборота

отличаются своей универсальностью. Это означает, что их с равным успехом

можно применять для решения задач на всех уровнях общей торговой системы,

начиная с магазина и кончая торговлей как отраслью народного хозяйства.

Программа анализа розничного товарооборота включает: расчет различных

относительных показателей, изучение динамики и структуры розничного

товарооборота, структурных сдвигов, выявление влияния отдельных факторов на

изменение величины розничного товарооборота, установление объективных

взаимосвязей между основными параметрами розничного товарооборота и

издержками обращения, численностью торговых работников, размером торговой

площади и др. Рассмотрим основные процедуры анализа розничного

товарооборота.

В соответствии с действующим законодательством каждое торговое предприятие

ежедневно сдает торговую выручку на расчетный счет в банке. Рассчитывается

специальный коэффициент инкассации (Ки). Числено он равен:

Торговая выручка, сданная в банк

Ки = ———————————————————————— * 100 (1)

Объем розничного товарооборота

Анализ выполнения планируемых результатов розничного товарооборота является

важнейшей аналитической процедурой. Он производится в различных вариациях и

всегда опирается на группировки товарооборота по торговым объектам,

системам или территориальным единицам.

Выполнение плана розничного товарооборота должно рассматриваться как

по предприятиям и организациям, так и в территориальном аспекте. При этом

возникает вопрос о степени равномерности выполнения плановых показателей.

Покажем это на примере данных (таблица №1) о выполнении плана

розничного товарооборота торгом за год.

Для расчета коэффициента равномерности по формуле R=100-V необходимо

определить коэффициент вариации V, который равен:

? * 100

V= ———— (2)

?

Средний процент выполнения плана (?) равен 104,6%. Среднее

квадратическое отклонение (?) рассчитаем по формуле

2

S(Y- ?) 48803,48

? = ————— = ————— = ?567,4 = ± 23,8% (3)

Sm 86

Коэффициент вариации равен 22,9% (23,8:104,6-100). Следовательно,

коэффициент равномерности равен 77,1 % (100—22,9).

Таблица №1

Выполнении плана розничного товарооборота торгом за год.

|Кварта|План |Фактически |Процент |Y - ? |(Y - ?)| |

|л |розничного |выполнено, |выполнен| | |2 |

| |товарооборо|млн. руб. |ия (Y) | | |(Y - ?)|

| |та, млн. | | | | |m |

| |руб. (m) | | | | | |

|I |20 |16 |80,0 |-24,6 |605,16 |12103,2|

|II |21 |18 |85,7 |-18,9 |357,21 |0 |

|III |23 |28 |121,7 |+17,1 |292,41 |7501,41|

|IV |22 |28 |127,2 |+22,6 |510,76 |6725,43|

| | | | | | |11236,7|

| | | | | | |2 |

|И т о |Sm = 86 |90 |? = |— |— |48803,4|

|г о | | |104,6 | | |8 |

Полученный показатель равномерности выполнения плана (77,1 %) нельзя

отнести к разряду высоких. Это естественно, поскольку среднее

квадратическое отклонение достаточно велико— 23,8%. Оно свидетельствует о

среднем размере отклонений от среднего процента выполнения плана розничного

товарооборота (104,6 %). Легко допустить, что, если бы годовой план

розничного товарооборота был распределен по кварталам в равных долях,

коэффициент равномерности был бы выше. Далее, фактический объем розничного

товарооборота не является высшим достижением торга. Наоборот, он говорит о

том, что в торге имеются не использованные резервы для дальнейшего

повышения уровня розничной продажи.

Анализ выполнения плана розничного товарооборота углубляется путем

разработки специальной таблицы, в которой дается группировка магазинов по

признаку уровня выполнения плана розничного товарооборота. Рассмотрим

группировку 100 магазинов по уровню выполнения плана розничного

товарооборота в IV квартале, в которую введены показатели поступления

товаров. (Таблица №2)

Таблица №2

Таблица 2 Группировка магазинов по уровню выполнения плана розничного

товарооборота в IV квартале

|Группы |Число |Розничный |Розничный |Поступление |

|магазинов|магази|товарооборот, |товарооборот |товаров в |

|по уровню|нов |тыс. руб. |в расчете на |расчете на один |

|выполнени| | |один магазин,|магазин |

|я плана, | | |тыс. руб. | |

|% | | | | |

| | |план |фактичес| |тыс. |отклонен|

| | | |ки | |руб. |ие от |

| | | | | | |товарооб|

| | | | | | |орота |

| | | | | | |(+. -), |

| | | | | | |% |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |

|До 80 |5 |280 |210 |42 |36 |-14,3 |

|80—84,9 |6 |590 |492 |82 |72 |-12,2 |

|85—89,9 |10 |2800 |2490 |249 |^229 |-8,0 |

|90—94,9 |2 |450 |430 |215 |229 |+6,5 |

|95—99,9 |7 |2320 |2268 |324 |344 |+6,2 |

|100—104,9|46 |19700 |19883 |432 |435 |+ 0,7 |

|105 и |24 |9070 |9802 |408 |411 |+0,7 |

|выше | | | | | | |

|Итого |100 |35210 |35575 |356 |— |— |

Для того чтобы выявить влияние поступления товаров, данные пересчитаны

на один магазин (общая сумма поступления делилась на число магазинов в

группе). Цель заключается в том, чтобы выявить соответствие поступления

покупательскому спросу Ясно, что чем больше разрыв между поступлением и

товарооборотом, тем значительнее это несоответствие. Чтобы исключить

влияние размера торгового предприятия, показатель отклонения поступления

товаров от плана товарооборота исчислен в процентах к товарообороту.

Во-первых, данная группировка показывает, что 30 магазинов (т.е. 30%

общего числа) не выполнили квартального плана товарооборота, причем в пяти

из них уровень выполнения плана — менее 80% Коэффициент вариации выполнения

плана составил сравнительно небольшую величину — 5,9%. Однако общая сумма

недовыполнения плана равна 550 тыс. руб. Если бы эти магазины выполнили

план, хотя бы на 100%, общее выполнение плана по организации составило бы

не 101,0%, а 102,6%

Во вторых, доля магазинов, не выполнивших план, в общем объеме

товарооборота не достигает ј (164%) Это указывает на то что главным образом

не справляются с плановым заданием небольшие магазины. Вывод подтверждают

данные о товарообороте в расчете на один магазин.

В-третьих, выполнение плана связано с поступлением товаров в магазины.

Выявлена обратная зависимость уровня выполнения плана товарооборота от

показателя отклонения поступления товаров от планового задания. Причем в

двух группах поставка товаров по своему абсолютному размеру превышает объем

продажи. В данном случае сказалось несоответствие поставки (по

ассортиментному составу или качеству) спросу населения Недопоставка также

приводит к невыполнению плана розничного товарооборота.

2.1 Анализ динамики товарооборота розничной торговли.

Рассмотрим анализ розничного товарооборота в динамическом аспекте с

помощью индексного метода. Для индексного метода характерным является

сопоставление двух периодов—отчетного и базисного. Объем розничного

товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным может увеличиться

или уменьшиться под влиянием двух факторов — изменения объема товарной

массы или розничных цен. В связи с этим в статистическом анализе

используются три индекса: — индекс розничного товарооборота в фактических

ценах,

—индекс розничного товарооборота в неизменных ценах (индекс физического

объема),

—индекс цен.

Индекс товарооборота в фактических ценах рассчитывается по формуле

Sp1q1

Ipq = ——————— (4)

Sp0q0

где p1, p0 — цена за единицу товара соответственно в отчетном и

базисном периодах; q1, q0 — количество проданного товара соответственно в

отчетном и базисном периодах.

Особенностью данного индекса является то, что он отображает изменение

объема розничного товарооборота в результате действия сразу двух

факторов—товарной массы и розничных цен.

На втором этапе анализа динамики розничного товарооборота

рассчитывается индекс розничного товарооборота в неизменных ценах (индекс

физического объема) по следующей формуле:

Sp0q1

Iq = ————— (5)

Sp0q0

Особенностью индекса физического объема розничного товарооборота

является то, что в нем элиминируется (исключается) влияние на динамику

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.