на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Управление конфликтами


Управление конфликтами

Дальневосточная Академия Государственной службы

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу

«Социальный менеджмент»

тема № 17

«Управление конфликтами»

Выполнила: Попова

Наталья Николаевна

студентка факультета ГиМУ

2 курс заочного 3х годичного отделения

группа 122-ВЗ

г. Хабаровск

1999 год

ПЛАН

стр.

Введение

1. Природа конфликта 4

1. Понятие конфликта 4

2. Типология конфликта 6

3. Причины конфликта 10

4. Последствия конфликта 11

2. Управление конфликтами 13

2.1. Методы разрешения конфликта 13

2.2. Линия поведения руководителя (менеджера) в конфликте 14

2.3. Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации 15

Заключение 23

I Введение.

Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между

собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек. Однако

общепринятой теории конфликтов, объясняющей их природу, влияние на развитие

коллективов, общества нет, хотя имеются многочисленные исследования по

вопросам возникновения, функционирования конфликтов, управления ими.

Руководитель без конфликтов – возможно ли это? Если под конфликтом понимать

каждое критическое выступление, каждую дискуссию или расхождение во

мнениях, то концепция управления без конфликтов была бы просто утопией.

В трудах по управлению, как правило, подчеркивается важность гармоничного

функционирования организации. По мнению их авторов, если найти правильную

формулу, то организация будет действовать как хорошо смазанный механизм.

Конфликты, возникающие внутри организации, рассматривались как весьма

негативные деструктивные явления., приводящие к разрушению ресурсов вместо

вовлечения их в процесс оптимального использования. Сегодняшние теоретики

управления признают, что полное отсутствие внутри организации конфликта –

условие не только невозможное, но и нежелательное.

Самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях

и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях

конфликтов. Тот, у кого это вызывает пессимизм, должен задаться вопросом,

а отвечает ли это его интересам, например стремлению к коллективному

управлению. Ведь стиль немыслим без специфических конфликтов, и более того,

он вызывает эти конфликты.

Само слово «конфликт» содержит ответ. Оно – латинского корня и в буквальном

переводе означает «столкновение». Если «столкновение» затрагивает сферу

идей, то мы имеем ситуацию, которая знакома каждому. Вопрос состоит в том,

что делать с сотрудниками, имеющими собственную позицию, которые не

являются молчаливыми и бездумными исполнителями, действующими против

собственной воли, но выполняющими все им предписанное, то конфликты

неизбежны, но плодотворны. Речь идет о действенном сотрудничестве, при

котором работник и управляющий соотносят свои представления, которые имеют

равный вес и принимаются в расчет при принятии решений. Возникающие

дискуссии должны приводить к выработке совместных предложений, которые

полезны всем сторонам. Предложение (тезис) и контрпредложение (антитезис0 в

идеале образуют совместное решение (синтез).

Руководить без конфликтов возможно, если научиться такому управлению, при

котором в целенаправленном сотрудничестве с другими устраняется все

деструктивное. Это трудная задача.

Деятельность зарубежных фирм, практика работы отечественных организаций,

особенно в условиях изменения форм собственности, показывает, что

современным руководителям и управляющим персоналом необходимы знания и

навыки по управлению конфликтами и их прогнозированию.

1.Природа конфликта

1. Понятие конфликта

Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных

событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же

создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной

цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная

ситуация.

Таким образом, конфликтная ситуация - это противоречивые позиции сторон по

какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование

различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.

Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные

противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно

сказанного слова. мнения, т.е. инцидента – и конфликт может начаться.

Конфликтная ситуация – это условие возникновения конфликта. Для

перерастания такой ситуации в конфликт, в динамику необходимо внешнее

воздействие, толчок или инцидент.

Что же такое конфликт? В психологии конфликт определяется как «столкновение

противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций,

отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или

межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с

отрицательными эмоциональными переживаниями». Отсюда видно, что основу

конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет

столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями,

целями, различными представлениями. Конфликты возникают там, где

сталкиваются разные школы, разные манеры поведения, их может питать и

желание получить что-то, не подкрепленное соответствующими возможностями.

Чем больше разброс критериев при принятии решений и возможных вариантов

этих решений, тем глубже может быть конфликт.

В силу того, что люди преследуют разные цели, по-разному воспринимают

ситуацию, получают различное вознаграждение за труд, в организациях

возникают конфликты. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение

одной из сторон (личности, группы или организации в целом) вызывает

расстройство интересов другой стороны.

Однако заметим, что расстройство интересов одной стороны может вызываться

и применением власти другой стороной. Например, менеджер приказывает

подчиненному работать в субботу, расстраивая его планы провести выходные ,

благоустраивая дачу. Конфликт возникает тогда, когда подчиненный не

выполняет решение руководителя. Более тог, вследствие этого неподчинения

либо снижается эффективность работы организации, либо возрастает риск.

Поэтому предлагается более точное определение конфликта.

Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон

(личности, группы или организации в целом) вызывает расстройство интересов

другой стороны, которое порождает ответное противодействие этой (другой)

стороны и в результате приводит к снижению эффективности совместной работы,

повышению риска, прекращению совместной деятельности или другим негативным

последствиям.

Такое уточнение определения конфликта позволяет:

1. устранить неразличимость последствий конфликта и применения власти;

2. выделить важнейшую черту конфликта – непризнание власти и сопротивление

ее проявлениям одной из сторон.

Управление конфликтом является одной из составляющих важнейших –

согласующей функции менеджера. В среднем менеджер тратит около 20% своего

рабочего времени на разрешение разного рода конфликтов. Когда люди думают о

конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами,.

враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт –

явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать, если есть

возможность, и что его следует немедленно разрешать, как только он

возникает.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с

эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и

желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В

некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной

личности и достижению целей организации в целом. Например, человек, который

на заседании комитета спорит только по тому, что не спорить он не может,

вероятно снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и

уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные

решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того,

чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей даже не

будучи уверенным, что поступают правильно.

Но вы многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения,

дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив

или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более

эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым

удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может

привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов,

поскольку обсуждение различных точек зрения на них происходит до их

фактического исполнения.

таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению

эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к

снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и

эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того,

насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо

знать причины его возникновения, тип, возможные последствия для того, чтобы

выбрать наиболее эффективный метод его разрешения.

1.2. Типология конфликта.

В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в

зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например,

конфликт может быть внутриличностным.

Внутриличностные конфликты представляют собой столкновение внутри личности

равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей,

интересов. Это конфликты выбора «из двух зол меньшего». Например, работнику

поручили срочную работу, а у него дома проходит капитальный ремонт и

требуются постоянные уходы с работы. Либо – это выбор одной из альтернатив,

каждая из которых имеет свои «плюсы» и «минусы»: поехать в отпуск или

купить новую мебель. На выбор правильного решения при внутриличностном

конфликте человек может затратить много сил и времени, резко возрастает

эмоциональное напряжение, а перед принятием решения поведение личности

может стать неконтролируемым.

Межличностный конфликт - самый распространенный тип конфликта. В

организациях он проявляется по-разному. Чаще всего, это борьба

руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время

использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает,

что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее руководство

выделить эти ресурсы ему, а не другому руководителю

Межличностный конфликт также может проявляться и как столкновение

личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценнстями

иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и

цели таких людей различаются в корне.

Конфликт между личностью и группой. между отдельной личностью и группой

может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся

от позиции группы. Например, обсуждая на собрании пути увеличения объема

продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения

цены. А кто-то один будет убежден, что такая тактика приведет к уменьшению

прибыли. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы,

может принимать близко к сердцу интересы компании, его все равно можно

рассматривать как источник конфликта, потому что он идет против мнения

группы.

Межгупповой конфликт. Организации состоят из множества формальных и

неформальных групп. Дажев самых лучших орагнизациях между такими группами

могут возникнуть конфликты. Неформальные группы, которые считают, что

руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и

попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности. Яркий пример

межгруппового конфликта – конфликт между профсоюзом и администрацией.

Классификация конфликтов зависит от ряда факторов: способа их разрешения,

природы возникновения, последствий для участников, степени выраженности,

колиества участников.

Антагонистические конфликты представляют собой разрешения противоречия в

виде разрушения структур всех конфликтующих сторон или отказа всех сторон,

кроме одной, от участия в конфликте. Эта одна сторона и выигрывает: война

до победы, полное поражение противника в споре.

Компромиссные конфликты допускают несколько вариантов их разрешения за счет

взаимного изменения целей участников конфликта, сроков, условий

взаимодействия.

Например, заводу-изготовителю поставщик не доставляет заказанное изделие в

назначенный срок из-за отсутствия средств у последнего на транспортировку

груза. Завод вправе требовать выполнения графика поставок, но у смежника

изменились условия. Возможно, при взаимной заинтересованности, достичь

компромисса: изменить график поставки, помочь с кредитом, вступить в

переговоры.

Характерной чертой вертикальных и горизонтальных конфликтов является объем

власти, которым располагают оппоненты, на момент начала конфликтных

взаимодействий. Вертикальные - предполагают распределение власти по

вертикали сверху вниз, что и определяет разные стартовые условия

участников конфликта: начальник - подчиненный, вышестоящая организация –

предприятие, малое предприятие – учредитель. При горизонтальных конфликтах

предполагается взаимодействие равных по объему располагаемой власти или

иерархическому уровню субъектов: руководители одного уровня, специалисты

между собой, поставщики - потребители.

Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением

оппонентов: ссоры, споры, военные столкновения. Взаимодействие регулируется

нормами, соответствующими ситуации и уровню участников конфликта:

международными (при межгосударственных столкновениях), правовыми,

социальными, этическими.

При скрытом конфликте отсутствуют внешние агрессивные действия между

конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы

воздействия. Это происходит при условии, что один из участников

конфликтного взаимодействия опасается другого, либо у него нет достаточной

власти и сил для открытой борьбы.

Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем

составляют 70-80-% от всех остальных. Они также наиболее нежелательны для

руководителя, так как в них он как бы «связан по рукам и действие

руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого

конфликта. Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы

между различными видами не существует и на практике возникают конфликты:

организационные вертикальные межличностные; горизонтальные открытые

межгрупповые и т.п. Допустима классификация также оп характеру вызвавших

конфликт причин. Перечислять все причины возникновения конфликта не

представляется возможным. Но в целом он вызывается, как указывает Р.Л.

Кричевский в книге «Если Вы руководитель» следующими тремя группами причин,

обусловленными:

. трудовым процессом;

. психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их

симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей,

действиями руководителя плохой психологической коммуникацией и т.д.

. личностным своеобразием членов группы, например неумения контролировать

свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью,

бестактностью.

Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу их

разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для

конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают

принцип цельности организации и ее членов и разрешение которых выводит

организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития.

Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным

действиям, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или

организации.

1.3. Причины конфликта.

У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются

ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в

представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования

и т.п.

Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда

ограничены. Руководство может рушить, как распределить материалы, людей,

финансы, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации.

Не имеет значения, чего конкретно касается это решение – люди всегда хотят

получить больше, а не меньше. Таким образом, необходимость делить ресурсы

почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.

Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один

человек или группа зависят в выполнении задач от другого человека или

группы . Определенные типы организационных структур увеличивают возможность

конфликта. Такая возможность возрастает, например, при матричной структуре

организации, где умышленно нарушается принцип единоначалия.

Различия в целях. Возможность конфликта растет по мере того, как

организации становятся более специализированными и разбиваются на

подразделения. Это происходит потому, что подразделения могут сами

формулировать свои цели и большее внимание уделять их достижению, чем

достижению целей организации. Например, отдел сбыта может настаивать на

производстве как можно более разнообразной продукции и ее разновидностей,

потому, что это повышает конкурентоспособность и увеличивает объем сбыта.

Однако, цели производственного подразделения, выраженные в категориях

затраты – эффективность выполнить легче, если номенклатура продукции менее

разнообразна.

Различия в представлениях и ценностях. Представление о какой-то ситуации

зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы

объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды,

альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для

группы или личных потребностей. Различия в ценностях – весьма

распространенная причина конфликта. Например, подчиненный может считать,

что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как

руководитель может полагать, что подчиненный может выражать свое мнение

только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно выполнять то, что ему

говорят.

Различия в манере поведения и жизненном опыте. Эти различия могут увеличить

возможность возникновения конфликта. Нередко встречаются люди, которые

постоянно проявляют агрессивность и враждебность и которые готовы

оспаривать каждое слово. Такие личности часто создают вокруг себя

атмосферу, чреватую конфликтом.

Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации может быть

как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как

катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять

ситуацию или точки зрения других. Например, если руководство не может

донести до сведения рабочих, что новая схема оплаты труда, увязанная с

производительностью, призвана не «выжимать соки» из рабочих, а увеличить

прибыль компании и ее положение среди конкурентов, подчиненные могут

отреагировать так, что темп работы замедлится. Другие распространенные

проблемы передачи информации, вызывающие конфликт – неоднозначные критерии

качества, неспособность определить должностные обязанности и функции всех

сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих

требований к работе. Эти проблемы могут возникнуть или усугубиться из-за

неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчиненных

точное описание должностных обязанностей.

1.4. Последствия конфликта.

Функциональные последствия. Возможно несколько функциональных последствий

конфликта. Одно из них заключается в том, что проблема может быть решена

таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут

больше чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. это, в свою

очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении

решений – враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против

воли. Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут

больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих

ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.

Кроме того, конфликт может уменьшить возможность группового мышления и

синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые по их

мнению, не соответствуют идеям их руководителей. Через конфликты члены

группы могут проработать проблемы в исполнении еще до того, как решение

начнет выполняться.

Дисфункциональные последствия. Если конфликтом не управляли или

неэффективно, то могут образоваться следующие дисфункциональные

последствия, т.е. условия, мешающие достижению целей:

. Неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.