на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Страх как социальное явление


состоит из самой разношерстной публики. Объединяемая какими-то

сиюминутными настроениями и интересами, она быстро распадается,

чтобы образовать новую массу. Иногда для этого требуется всего лишь

какой-нибудь впечатляющий факт. Но с одним непременным условием: с

помощью СМИ или просто путем слухов он должен стать достоянием масс.

Неадекватное отражение в сознании толпы объективной реальности

может привести к массовым психозам, парализующим волю и поведение

людей, либо, наоборот, толкающим их на бессмысленные действия.

Человек, а особенно человек массы, поступает безотчетно, не

соотносясь с резонами разума. Его психика, как выясняется, -

огромное вместилище полуосознанных тревог, клейких страхов.

Достаточно пустячного повода – и эти предчувствия охватывают все

человеческое существо. Наглядный пример – случай с радиопередачей

«Вторжение с Марса», которая прозвучала в американском эфире в 1938

году. Это был едва ли не первый в современной истории случай

непреднамеренного провоцирования паники. Режиссер вовсе не собирался

мистифицировать слушателей, просто ему хотелось использовать в

радиопостановке прием, который тогда входил в моду, - рассказ в

манере репортажа. Но миллионы людей приняли вымысел за чистейшую

правду. Началась массовая истерия.

Массовые психозы – обычное явление на войне. Общеизвестно, что

охваченный паникой отряд солдат сдается кучке храбрецов, удачно

проведших «психическую атаку».

Психозы возникают во время стихийных бедствий, катастроф и

аварий. Развитие цивилизации, а точнее, недостаточная

цивилизованность современных городов – скученность, грязь, толчея,

очереди, грубость на транспорте и в магазинах – приводят к массовым

социально-бытовым стрессам.

Массовые психозы – неизменные спутники политической жизни. При

этом в водоворот событий нередко вовлекаются не только толпы людей,

но и целые народы и страны. Например, на определенном этапе

советской истории настоящей эйфорией были охвачены огромные массы

людей, искренне веривших в социализм, в Ленина и Сталина.

Одновременно Сталин для оправдания массовых репрессий раздул до

небывалых размеров психоз и моральный террор вокруг так называемого

обострения классовой борьбы. «Шпиономанией» и сопутствующим ей

чувством страха перед органами НКВД переболели целые слои общества.

Двадцатый век четко выявил, что в истории человечества

наступила эпоха массовых обществ и «человека-массы» Стержнем, вокруг

которого стала вращаться история, стал средний человек. Массы

осознали равенство перед законом, сделали эту идею своим идеалом, но

не прочувствовали ее, не пытались воплотить в жизнь. Это привело к

такому психологическому состоянию, при котором каждый человек

чувствует себя господином и хозяином самого себя, равным любому

другому. Одновременно с этим человек все более чувствует свою

неспособность разрешить все проблемы, все более понимает, что

имевшаяся в прошлом вера в неизбежность прогресса состоит в вечной

обреченности идти одним и тем же путем. Но это приводит к

исчезновению духа традиционности, к отказу от норм, правил. Поэтому,

наряду с уверенностью в себе, современный человек ощущает и

неуверенность в себе, страх, он придавлен собственными

неограниченными возможностями. “Люди XIX века в своей непоколебимой

вере в прогресс полагали, что многое уже не может произойти. Мы же,

как раз из-за того, что считаем возможным все, предчувствуем, что

возможно и самое худшее: поворот к прошлому, возвращение к

варварскому состоянию падения” (12,72).

Говоря о необычайном расширении влияния и возможностей масс в

ХХ веке, тут же приходится говорить о зависимости масс от вождей.

Вопреки библейской заповеди “не сотвори себе кумира” масса не может

жить без своего вождя. Свобода и ответственность – то, чего больше

всего боятся люди. Подчинение вождю является одной из форм бегства

от свободы. Массы полностью лишаются ответственности и свободы,

подчиняясь вождю, и за это они боготворят его, “открыто приносят ему

в жертву свои интересы и нужды, вплоть до собственной жизни” (10, 23-

24).

Следует сказать также и о войнах. Они возникают по решению

политических, военных, экономических вождей для захвата земель,

природных ресурсов и т. д. Эти люди не отличаются от обычного

среднего человека: они эгоистичны, но не выделяются особой

злобностью и жестокостью. Когда такие люди, которые в нормальной

жизни скорее содействовали бы добру, чем злу, приходят к власти,

повелевают миллионами и располагают самым страшным оружием

разрушения, они, по мнению Э. Фромма, могут нанести огромный вред.

“Однако для того, чтобы миллионы поставили на карту свою жизнь и

стали убийцами, им необходимо внушить такие чувства, как ненависть,

возмущение и страх” (19, 187). Большинство людей не позволяют

склонить себя к убийству и смерти, если предварительно их не

убедить, что они делают это для защиты своей жизни и свободы. Это

показывает, как легко убедить миллионы людей в том, что им якобы

угрожает опасность нападения и потому они должны себя защищать. Эта

подверженность чужому влиянию покоится на недостатке независимого

мышления и чувствования, свойственного человеку массы, а также на

эмоциональной зависимости подавляющего большинства людей от их

политических вождей. Психологические последствия, конечно,

одинаковы, идет ли речь о мнимой или подлинной опасности. Люди

чувствуют угрозу себе и готовы убивать и разрушать. Таким образом,

человек обладает способностью не только предвидеть опасность в

будущем, но он еще позволяет себя уговорить, допустить, чтобы им

манипулировали, руководили. Большинство современных войн были

подготовлены именно пропагандистским нагнетанием угрозы, лидеры

убеждали население в том, что ему угрожает опасность нападения и

уничтожения, и так воспитывалась ненависть к другим народам, от

которых, якобы, исходит угроза.

В эпоху глобализации происходит и глобализация страха, он

усредняется, становится единым для всего человечества. Этот процесс

только начинается. Пока еще в разных странах страхи среднего

человека немного отличны, но не столкнемся ли мы с положением

глобальной стандартизации страха и образованием массы людей, равной

по численности всему человечеству? Этот вопрос уже сегодня должен

интересовать идеологов глобализации мировых экономических и

социальных процессов. Ведь, исходя из выше изложенной главы, угрозы,

несущие такое положение, чрезвычайно опасны для цивилизации в целом.

СТРАХ ПЕРЕД ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ И СВОБОДОЙ

По своим физиологическим функциям люди принадлежат к миру

животных, существование которых определяется инстинктами и

гармонией с природой. Но вместе с тем человек уже отделен от

животного мира. Человек остается частью природы, он неотделим от

нее. Он осознает ограниченность своего существования, свою

беспомощность. Над ним тяготеет своего рода проклятье – быть

несвободным от этого противоречия, от собственных мыслей и чувств,

сопряженных с ужасом бытия. Человеческое самосознание сделало

человека странником в этом мире, он отделен, уединен, объят страхом.

«Самосознание, рассудок и разум разрушают ту «гармонию»

естественного существования, которая свойственна всем животным.

Сознание делает человека каким-то аномальным явлением природы,

гротеском, иронией вселенной… Он связан кровными узами с природой и

в то же время чувствует себя безродным. Заброшенный в этот мир

случайно, человек вынужден жить по воле случая и против собственной

воли должен покинуть мир. И поскольку он имеет самосознание, он

видит свое бессилие и конечность своего бытия» (18, 295). Человек

никогда не бывает свободен от рефлексов. Он живет в вечном

раздвоении. Он не может освободиться ни от своего тела, ни от своей

способности мыслить. Человек – единственное живое существо, для

которого собственное существование является проблемой; он должен

решать ее сам и никто не может ему в этом помочь.

Экзистенциальные противоречия в человеке постоянно приводят

нарушению его внутреннего равновесия. Подвижное внутреннее

равновесие человека может быть сравнительно стабильным, если ему

удается более или менее адекватным способом решать свои проблемы. В

процессе становления личности эта относительная стабильность вновь и

вновь оказывается под угрозой. Человек в своей истории изменяет мир

вокруг себя, а этом процессе изменяет и самого себя. Его знания

растут, но чем больше он узнает, тем больше осознает свое неведение.

Он чувствует себя не только частью своего рода, но и отдельным

индивидом, а отсюда усиливается чувство одиночества и

изолированности. Люди объединяются между собой и создают малые и

большие социальные группы. Благодаря кооперации социальные общности

становятся сильнее, они способны больше производить, умеют защитить

себя от нападения. Они выбирают сильного лидера – сам человек внутри

такой общности меняется, он становится подчиненным и боязливым. С

одной стороны он достигает известной степени свободы, но

одновременно им овладевает страх перед этой свободой. Его умение в

производстве материальных благ возрастает, но одновременно сам он

становится жадным эгоистом, рабом вещей, созданных своими же руками.

И каждый раз, когда нарушается равновесие, он вынужден искать нового

равновесия. И то, что некоторые называют естественным стремлением

человека к прогрессу, на самом деле представляет собой всего лишь

попытку найти новое и максимально удобное состояние равновесия.

Фромм цитирует зоолога и генетика Т. Добжанского : “Самосознание и

способность к предвидению принесли с собой внушающие страх плоды:

свободу и ответственность. Человек чувствует свободу в себе, свободу

строить и осуществлять свои планы. Он радуется тому, что он не раб,

а господин, он радуется миру и самому себе. Но чувство

ответственности ограничивает эту радость. Человек знает, что он

отвечает за свои поступки. И это знание становится тяжелой ношей. Ни

одно живое существо не имеет подобной нагрузки. Человек ощущает

трагическое раздвоение души. Эту раздвоенность в природе человека

труднее вынести, чем родовые муки” (18, 302).

Экзистенциальный конфликт человека создает определенные

психические потребности, которые у всех людей одинаковые. Каждый

человек вынужден преодолевать свой страх, свою изолированность в

мире, беспомощность и заброшенность и искать новые формы связи с

миром, в котором он хочет обрести безопасность и покой. Но каждая из

этих потребностей может быть удовлетворена разными способами. Эти

различия в каждом случае зависят от его общественного положения.

Различные способы удовлетворения экзистенциальных потребностей

проявляются в таких страстях, как любовь, нежность, стремление к

справедливости, независимости и правде, в ненависти, садизме,

мазохизме, деструктивности и нарциссизме.

Когда рождается ребенок, он покидает надежное пристанище –

материнское тело и прощается с тем состоянием, когда он сам еще был

частью природы и жил благодаря матери.

Осознав свою изолированность, человек должен найти новые

связи со своими согражданами. От этого зависит его душевное и

духовное здоровье. Без сильных эмоциональных связей с миром он будет

страдать от одиночества и потерянности. Но ведь в его силах

установить различные формы связи с другими людьми. Он может любить

других людей – для этого он сам должен быть независимой и творческой

личностью, или он может установить некие симбиозные связи, то есть

стать частью какой-то группы или сделать группу частью своего “Я”. В

этом симбиозном союзе он стремится либо к господству над другими

(садизм), либо к подчинению (мазохизм). Если человеку закрыты и путь

любви и путь симбиоза, тогда он решает эту проблему иначе: он

вступает в отношения с самим собой (нарциссизм).

Последняя и злокачественная форма решения этой проблемы (в

сочетании с экстремальным нарциссизмом) – это деструктивность,

желание уничтожить всех остальных людей. “Если никто, кроме меня не

существует, то нечего боятся других и мне не нужно вступать с ними в

отношения. Разрушая мир, я спасаюсь от угрозы быть уничтоженным”

(18, 305).

Фромм также считает, что страх – это рассогласование между

двумя основными способами существования человека: обладанием и

бытием. Бытие в трактовке Фромма выступает как пребывание человека в

единении со всем миром, это способность человека отдавать свое,

жертвовать собой. Обладание же, напротив, обозначает стремление к

присвоению иного, владение чем-либо. Обладать – значит иметь. “Если

я – это то, что я имею, то кто же тогда я есть? Не кто иной, как

поверженный, опустошенный человек – жалкое свидетельство

неправильного образа жизни. Так как я могу потерять то, что имею, я

постоянно озабочен тем, что я потеряю то, что у меня есть. Я боюсь

воров, экономических перемен, революций, болезни, смерти; боюсь

любви, свободы, развития, любых изменений, всего неизвестного. Меня

не покидает поэтому чувство беспокойства, я страдаю от хронической

ипохондрии, меня волнует не только состояние здоровья, но и страх

потерять все, что я имею; и я становлюсь агрессивным, суровым,

подозрительным, замкнутым, движимым потребностью иметь еще больше,

чтобы чувствовать себя в большей безопасности” (1, 81).

Основу отношений между людьми при способе существования по

принципу обладания составляют соперничество, антагонизм и страх.

Погоня за все новыми занятиями или вещами – это всего лишь средство

самозащиты, страх оказаться наедине с собой или с другим человеком.

О неспособности масс к свободе пишет также немецко-американский

психолог В. Райх.

В результате тысячелетнего извращения в области воспитания и

общественной жизни народные массы приобрели биологическую жестокость

и неспособность к свободе. “В основе власти всех диктаторов лежала

социальная безответственность народных масс. Они без колебаний

использовали ее в своих целях. На протяжении многих лет половина

цивилизованных немцев выслушивали утверждение о том, что из масс

извергается только то, что в них вложили. Они отнеслись к этому с

рабской покорностью. Они сами виноваты в том, что оказались в таком

унизительном положении… Тот, кто серьезно относится к массам,

требует, чтобы они несли полную ответственность, так как только

массы отличаются миролюбием. Теперь к миролюбию необходимо

присоединить ответственность и способность быть свободным” (13,

234).

Под свободой Райх подразумевает подлинную свободу личного и

общественного развития, свободу жить без страха, свободу от всех

форм экономического угнетения, то есть свободную саморегуляцию

жизни. В самих народных массах существует сила торможения, которая

имеет не только консервативный, но и разрушительный характер. Она

постоянно препятствует деятельности борцов за свободу. Эта

консервативная сила проявляется в народных массах в виде общего

чувства страха перед ответственностью и свободой. Этот страх глубоко

коренится в биологической структуре человека. Но, тем не менее, Райх

считал, что эта структура не является врожденной; она сформировалась

в процессе исторического развития и в принципе поддается изменению.

Фашизм возникает в результате тысячелетней деформации личности

и он мог бы возникнуть в любой стране и у любого народа. Он

проявляется в каждом индивидууме во всех странах мира. Искоренить

фашизм можно только на основе бескомпромиссного осознания

исторических и биологических причин, которые приводят к убийствам.

Невозможно победить фашизм, подражая ему и подавляя его с помощью

его собственных методов, и при этом самому не стать фашистом. Путь

фашизма – это путь автомата, смерти, ригидности и безысходности.

Таким образом, человеческая природа иррациональна, и если под

свободой понимать в первую очередь ответственность каждого индивида

за рациональное формирование личной, профессиональной и общественной

жизни, тогда можно сказать, что не существует большего страха, чем

страх перед свободой.

Райх делает следующие выводы из результатов исследования

структуры личности и ее связи с социальными процессами:

С биологической точки зрения человечество следует считать

больным. Политика служит иррациональным выражением этой болезни на

социальном уровне. Все происходящее в общественной жизни – активно

или пассивно, намеренно или ненамеренно – определяется

психологической структурой масс, которая формируется на основе

социально-экономических процессов и существует за счет противоречия

между страстным стремлением к свободе и страхом перед ней. Страх

народных масс перед свободой выражается в биофизической жестокости

организма и ригидности личностной структуры. Суть проблемы

заключается в авторитарно-механистической цивилизации, которая на

протяжении 4-х или 6-ти тысячелетий своего существования разрушала

биологическую основу деятельной личности. Авторитарно-

механистическую цивилизацию поддерживает и воспроизводит

психологическая структура, сформированная на основе подавления

естественной сексуальности детей и подростков.

Человеческая цивилизация пошла техногенным путем.

Определяющим и оценивающим фактором развития человеческой

цивилизации стал технический прогресс. Все исчисляется в цифрах и с

каждым годом цифры становятся все больше, человечество стремится к

огромным цифрам во всем. Ценность человека как Человека, как

индивида неизменно уменьшается. Средний человек живет в мире, не

подвластном его пониманию. Уже сегодня основными знаниями

человечества обладают всего несколько процентов от всего числа людей

и с каждым годом этот процент будет уменьшаться, пока не достигнет 1-

2. С развитием техногенной цивилизации нагрузка страха на человека

постоянно увеличивается, человек вопреки логике не освобождается от

биологических древних страхов, а наоборот, усиливает их и постоянно

создает новые. Человеческая цивилизация идет путем страха, а это

неизбежно тупиковый путь.

СТРАХ ДИКТАТУРЫ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХА.

Среди множества форм социального страха особого внимания

заслуживает страх диктатуры, многообразие и специфика которого во

многом обусловлены особенностями самой диктатуры как

концентрированного выражения насилия, власти. В истории известны

примеры диктатуры абсолютизированной власти религиозных организаций,

классов, отдельных личностей, административно-командных систем.

Развитие человечества, особенно его узловые, переходные или

революционные этапы, показывают актуальность страха как

своеобразного психологического фона, на котором разворачиваются

политические и идеологические битвы. В качестве примера можно

рассмотреть швейцарскую Реформацию, давшую миру теологическую

систему кальвинизма с одной стороны, и осознанное средство

использования социального страха для утверждения этой системы - с

другой, а также возникновение и становление фашизма в Германии.

Андрусенко воссоздает историческую картину Женевы в то время

(ХVI в.) и делает попытку описать условия возникновения такого

важного общественного явления, как массовый социальный страх перед

диктатурой, характеризующийся особенностями столкновения двух эпох –

феодализма и капитализма. Он делает следующие выводы:

Общество, в котором возникает массовый страх, должно находится

в сильно неравновесном состоянии. Неравновесные социальные системы,

как правило, появляются на стыке эпох, в данном случае – это период

перехода европейских стран от феодального к капиталистическому

способу хозяйствования.

необходимость существенного изменения составляющих эту систему

элементов, наличие элементарной неустойчивости. Это резкое обнищание

крестьян, смена религиозной ориентации, появление новых социальных

сил – Другой возможностью появления социального страха выступает

буржуазии и пролетариата, новых социальных отношений –

капиталистических.

В силу неравномерности развития элементов неравновесной социальной

системы тот или иной элемент может выступать социальной силой,

подавляющей все остальные, определяющей развитие системы в целом. В

Женеве 16 века такой силой оказался кальвинизм как выразитель идей

буржуазии.

Социальный страх существует в период от осознания определенным

социальным образованием себя в качестве самостоятельной и

состоятельной силы, до социального действия, реализующего претензии

этой силы.

Определяющим в развитии системы может выступать принципиально новое

образование, возникшее как иррациональное социальное качество.

Например, кальвинизм для системы общественных отношений явился таким

иррациональным качеством, суть которого – в специфическом

взаимоотношении религии и требований буржуазии, которая по-своему

прочла не только библию, но и всю книгу человеческой духовности.

Социальный страх диктатуры – это всегда результат насилия. Причем

это не только насилие меньшинства над большинством, но и большинства

над меньшинством.

В определенной ситуации форма социального страха во многом зависит

от личности, стоящей во главе основного социального института. Так,

Кальвин воплотил в Женеве диктаторский режим, а его ученикам в

Голландии и Шотландии этого сделать не удалось, хотя объективные

предпосылки для этого, по-видимому, были.

Таким образом, начинаясь как антипапское демократическое

религиозное движение, кальвинизм превратился впоследствии в одну из

форм не только религиозного, но и политического гнета, активно и

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.