на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социология семьи


Социология семьи

Тема 9

Социология семьи

1 Социальная сущность и функции семьи.

2. Классификация семейно-брачных отношении.

3. Кризис семьи и ее будущее.

• Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная

группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью

быта, общим ^бюджетом и взаимной моральной ответственностью. ' Однако

всегда ли мы задумываемся над вопросами:

— Почему люди живут семьями?

— Семья — это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?

— Влияет ли семья на общество или общество оказывает «давление» на семью?

— Всегда ли существовала семья?

— Сохранится ли семья в будущем?

— Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество

сегодня?

Ведь сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом

месте (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков вновь и

вновь создаются новые. Ежегодно в нашей стране заключается около 2 млн.

браков. Что это? Почему люди женятся и выходят замуж?

Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим семью как социальный институт,

социальную общность и малую группу.

., '., • ^' -' . I

писался и укреплялся бра'" ' 1^. .,^()ми^' .1 ,,.,.;

супружеской верности.

/ Итак, физиологические и сексуальные потребности муж ^ины и женщины

побуждают их объединяться для совместного осуществления определенных целей:

воспроизводства человеческого рода, создания материальных условии

существования — жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в

детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе.

Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно,

может. Например, Мердок, исследуя 250 различных обществ, обнаружил, что

добранные половые связи (за исключением кровосмесительных)дозволены • 65

обществах, допустимы в определенных условиях в 43, осуждаются в 6,

запрещены в 44, в 92 нет точные данных'.

Однако, общество в целом, а значит и люди, «СО составляющие,

заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в

рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации

потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как

социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее

жизнестойкости, привлекательности для человека.

1 , 1

В природе, в животном мире социальные объединения животных являются

результатом бессознательного (инстинктивного) приспособления к" жизненным

условиям, результатом естественного отбора, физиологической и

психологической деятельности особей.

Человеческие семейные группы приспосабливаются не только к физическим

условиям, но также и к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в

обществе. Человеческое общество санкционирует, делает выбор, отдает

предпрчтение тому или иному устройству семьи, том, или иной форме семьи,

определяет состав, внутреннюю организацию семейных групп. Происходит

сознательный отбор и приспособление семьи к социальному разуму (Ф. Г. Гид-

дингс)2.

/ 'Семья возникает из стремления удовлетворить, сугубо 'личные потребности

и интересы индивидов. Являясь малой

11" ' ".Г1.'1(.1С 1ЮТр1 ,и.11| ЧИ.У;];.],. 1.Ч1, организуются и.» основе принтых в общесше соци альных ценностей,

норм •и образцов поведения и •в '.конце концов приобретают характер

социальных функций! В этом. прежде всего, состоит принципиальное отличие

человеческой семьи от семьи животных.'В итоге естественно-биологические

потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации

семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт

зависимости

\ ребенка от матери — все это трансформируется в социаль-

\но-биологическую функцию семьи.

Благодаря социально-биологической функции семья как малая социальная

группа имеет механизм самовоспроизводства, разрастаясь «изнутри». Ни одна

другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого

внутреннего механизма самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья

воспроизводит не только самое себя, но и поддерживает биологическую

непрерывность общества, обеспечивает воспроизводство населения. В семье

рождается не только человек, но и гражданин. / / Семья включает в себя всю

систему общественных отно-"" шений — брачных и родственных, правовых и

социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и эти»

ческих, психологических и эмоциональных. Благодари этому семья как

социальная общность является первичным^ элементом, опосредующим связь

личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных

связях и 'включает в них его с рождения.'

Отсюда^следующая важнейшая функция семьи — социализация личности,

передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в

детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни.

Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации

личности обусловлен естественно-био-уюгическими причинами.

Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с

другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической

атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне

семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального

развития. У^йИх «торможена способ-Йюь любить ближнего, способность к

сочувствию и сопе* (РфианАЬ. Первые пять лег в жизни ребенка особенно —Ийы,

ПК'как именног на эти годы приходятся «сеиситив'

нБю лики» развития, закладываются основы личности — память, интеллект,

речь, мышление, эмоции, характер, познавательная активность. Семья

осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает

индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности,

интересы, потребности. В этом возрасте ребенок усваивает запреты и нормы

поведения, которые закладываются в его «Сверх-Я».

Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие

отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон

социального наследия. По этому поводу в народе говорят: «Яблоко от яблони

недалеко падает». Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения

во многом похожи на своих родителей. В каждой семье складывается своя

атмосфера, своя культурная среда, и именно она оказывает наибольшее

воздействие на ребенка.

Эффективность родительства как института социализации личности

обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер,

продолжается всю жизнь, пока живы родители — дети.

^ Следующая важнейшая функция семьи — экзистенциальная, функция социальной

и эмоциональной защиты своих членов.

Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в

экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть

рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек

зовет на помощь самого родного и близкого человека — маму. В семье человек

ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к

самопожертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что. человек нужен

и дорог кому-то, что его любят и что за него готовы отдать жизнь, порождает

чувство защищенности и безопасности, поддерживает моральный .дух и

уверенность.

Следующая важнейшая функция семьи — экономическая и хозяйственно-бытовая:

Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в поддержании

несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, с индивидуальной — в

получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами

семьи от других.

Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной

структуры общества, так как предоставля

°Т ?Пг';^ДД»,]) ОП[)';/;'":1-'и^Ч|»1 ; ОЦИг1П(>Н(1|.' ( !г-|1У(: Ч/1'.'И^м

(. .vi ,,-^........

,..,•, . .

».-<:мьЯ, 'таким •'обрат т, "•в" отличи»' т других малых групп. союзов и

корпорации, объединяет всю целостность своего 1-уществования, тогда как,

например, члены производственного коллектива объединяют только свои

профессиональные интересы.

Как никакое другое социальное образование, семья обладает уникальной

способностью соединять личные — кол лективные — общественные интересы

благодарящее полифункциональности и способности окультуривать

физиологические и психологические потребности человека, благодаря ее

способности к самоорганизации и саморазвитию как неразрывной клеточки

большого социального организма, именуемого обществом. 1

/| 2. Одним из самых отличительных и самых удивительных свойств семьи

является гибкость и динамичность форм ее •структурной организации.

Благодаря универсальной сгюсоб-(ности адаптироваться к особенностям «всех

времен и наро-; дов», семья создала огромное многообразие типов семейных

структур, порой видоизменяя свое лицо до неузнаваемости, но сохраняя при

этом неизменной свою сущность как социального института, социальной

общности и малой группы.

Семьи различаются в зависимости от формы брака. Брак — это исторически

обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их

взаимные права и обязанности. В этой связи различают семьи полигамные и

моногамные.

Полигамный (групповой) брак — самая распространенная в мире форма брака,

встречается в 5 раз чаще, чем моногамный брак (брак одного мужчины с одной

женщиной). Полигамия бывает двух видов: полиандрия и полигиния.

Полиандрия — это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов. Имеет

место во многих частях света:

юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова.

Полигиний — брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от

способности супруга содержать боль-

В зависимопи от сосгава различают семьи нуклеч^ные, сложные и большие.

Нуклеарная (простая) семья может быть как полной, так и неполной. Полной

нуклеарной семьей считается семья, в которой есть муж, жена и дети.

Неполной — семья без одного из супругов: обычно мать с ребенком, реже отец

с ребенком.

Сложная семья характеризуется тем, что состоит из представителей

нескольких поколений.

Семьи различаются:

— по количеству имеющихся в них детей: бездетные, однодетные, малодетные,

многодетные (от 3-х и более детей);

— по стажу семейной жизни: молодожены, молодая семья, семья среднего

супружеского возраста, пожилая супружеская пара;

— по географическому признаку: сельская и городская семья;

— по типу главенства в семье: авторитарная и эгалитарная.

Представляет интерес и деление семьи по иным критериям:

— цетоцентристские семьи. В таких семьях центром всех забот, основой

семейной жизни является ребенок. Повышение материальных и духовных забот о

детях — явление положительное. Однако гипертрофия долга по отношению к ним

«приводит к неблагоприятным социальным и нравственным последствиям;

— супружеская семья. По словам социолога Голода С. И., в последние

десятилетия появляется новый тип семьи, который условно назван супружеским.

В этой семье основная ось отношений определяется не родительством и

родством, а супружеством, т. е. личностными взаимоотношениями партнеров.

Семьи различаются также по особым условиям семейной жк»м

Дистантная семья. Жизнь в ней весьма специфична из-за частого отсутствия

одного из супругов, связанного с особенностью профессии. Это в основном

семьи военных, моряков и т. д. В последнее время к таким семьям стали

относить семьи, где один из супругов (чаще всего

муж) проживает отдельно от семьи по различным мотивам.

Студенческая семья. Большое количество браков в наше время заключается

среди студентов. Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи

существует уже на первом курсе. 70% опрошенных первокурсников считают

возможным вступление в брак в студенческие годы; 27% — предпочитают

сначала получить образование, а затем создавать семью; 3% — уже состоят в

браке. Взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи

отражает ориентацию на психологизацию семьи: психологическая функция

занимает в ней доминирующее место (около 80%).

По типам цивилизационной эволюции семьи разделяются на патриархальные и

эгалитарные.

Патриархальный тип семьи — необычайно устойчивый тип семейных отношений,

его отдельные черты сохранялись в нашей стране до середины 60-х годов. Это,

как правило, авторитарные семьи, представляющие собой маленькое

абсолютистское государство с авторитарным стилем правления. Авторитет главы

семьи непререкаем: решение всех вопросов жизни семьи (хозяйственно-

экономических, правовых, политических, воспитательных) находилось только в

его руках. Глава авторитарной семьи разбирает внутри-семейные ссоры,

является ответственным за поведение членов семьи перед общиной,

представляет семью вовне. Семейные отношения строятся на принципах

иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного

коллективизма и централизма: индивидуальные интересы отдельных членов семьи

полностью подчиняются интересам семьи.

Эгалитарная семья — это семья, основанная на демократических отношениях,

равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой

дискриминации. За время индустриальной цивилизации произошли коренные

изменения в семье: на смену патриархальной семье пришла биархатная,

эгалитарная семья. К началу 30-х годов, когда началась индустриализация, в

России преобладала патриархальная семья (80%). Но уже в 1960—1970 гг.

патриархальных семей насчитывалось не более 10%, эгалитарных — уже более

50% и семей переходного типа — 40%' В такой семьр признаются прдвд личности

ребенка, его права на свободу, дс.тпномию и инициативу "?дрс(. царят

гуманные

г-

методы воспитания, основанные на доверии к личности р« бенка, его

индивидуальности, воспитании чувства собствен ного

достоинства/самостоятельного мышления, проявлени:

инициативы, предприимчивости. Экономической основой эга литерной семьи

стала новая система формирования семей ных доходов: высокая занятость

женщины в народном хо зяйстве, стипендия или заработки детей служат

зкономичес кой базой независимости и самостоятельности. Изменилис!

социальные функции семьи. Если в патриархальной семь* ' основной функцией

была хозяйственно-экономическая, то е эгалитарной — удовлетворение

потребности в общении, воспитание творческой индивидуальности.

Нельзя утверждать, что такой тип семьи в нашем обществе стал

преобладающим, в его становлении много трудностей и противоречий. Вместе с

тем можно отметить, что демократический тип семьи становится основой,

предпосылкой и условием демократических преобразований в обществе,

воспитания и развития личности нового типа, обладающей развитым чувством

собственного достоинства, самостоятельным критическим мышлением, способной

к проявлению инициативы и творчества. <

• 3. Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает

сегодня глубокий кризис. Являясь первичным элементом общества, она дает в

миниатюре картину тех же противоречий, которые присущи и обществу.

Важно разобраться, что же происходит с семьей сегодня? Каково ее будущее?

Не секрет, что современная семья переживает кризис. Проявлениями этого

кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность

семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей

(сегодня таких семей. — 15%), сознательный отказ от рождения единственное

ребенка; массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома,

дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома; жестокое

обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.

Показателем кризиса семьи выступает также резкое сокращение уровня

брачности и одновременно активный рост внебрачной рождаемости.' .Число

браков, начиная с 90-х юдои, с каждым годом снижается. Так, если в -1990 г.

в


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.