на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социология конфликтов


определенный статус, политическую власть и ресурсы на основе нейтрализации

нанесения ущерба или поражения противника. Есть и другие определения

политического конфликта. Но авторы придерживаются мнения о том, что сутью

политического конфликта является несоответствие между тем, что есть и тем,

что должно быть по предоставлению участников конфликта, субъективно

воспринимающим свое место в обществе и свое отношение к политическим

институтам, различным слоям общества.

Разновидности теории политического конфликта.

В настоящее время сложились две разновидности теории политического

конфликта: англосаксонская и западноевропейская.

Основателем англосаксонской школы являются К. Боулдинг и А.Рапопорт.

Боулдинг в работе «Конфликт и защита» (1962 г.) отмечает, что конфликты

представляют собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения

интересов. В конфликтной ситуации субъекты сообщают о несовместимости их

потенциальных позиций или состояний и стремятся завладеть позицией,

исключающей намерения другой стороны. В ходе конфликтов субъекты борются за

существование, за выживание в обществе. В общем такой подход Коулдинга

напоминает нам биологизированный подход к исследованию политических

конфликтов.

По его мнению конфликты бывают между:

различными людьми;

изолированными друг от друга группами;

соперничающими группами в какой-то сфере общества;

государствами;

государством и политическими институтами;

людьми и группами;

людьми и государством;

группой и группой.

Многие политологи не приемлют эту классификацию конфликтов. Они

высказывают мнение о том, что Боулдинг не дает содержательного анализа

конфликтов, не указывает на исторические причины происхождения конфликтов.

А. Рапопорт же считает, что конфликты подразделяются на 3 вида: войну,

игру и спорт.

В англосаксонской школе отмечается, что конфликты чаще сводятся к

психологическим противоречиям. Это наиболее рельефно просматривается в

экономической сфере, в которой наряду с конфликтами мы видим разнообразную

конкуренцию. Конкуренция - это выражение параллельных интересов, а конфликт

есть выражение противоположных интересов.

Общая теория конфликтов отмечает, что конфликты познаваемы, их можно

регулировать и разрешать. В этой связи наиболее значимой является теория

конфликтов Д. Аптера. Он считает, что в обществе можно выделить 3 основных

конфликта:

1. конфликт предпочтений (проявляющийся в различных видах кооперации);

2. конфликт интересов (проявляющийся особенно в конкуренции);

3. конфликт ценностей (он просматривается повсюду).

Последний вид конфликта является наиболее истинным, настоящим

конфликтом. Представители англосаксонской школы конфликтологии ставят перед

собой задачу нахождения программ урегулирования конфликтов в обществе. И

такой подход вписывается в элитарную модель демократии. Главным является

интегрирование членов общества, а не разъединение их. Конфликтующие стороны

не представляют собой угрозы для общества. Нужно найти правила

урегулирования конфликтов. Так, согласно теории Е. Нордлинжера существуют

следующие правила урегулирования конфликтов:

Создание стабильной коалиции, основанной на принципе пропорциональности, на

основе деполитизации, взаимного права вето, возможности компромисса.

Утверждение консенсуса, поскольку опора на большинство усиливает

вероятность конфликтное сторон.

Достижение компромисса на основе национальной идентичности недолговечно, не

приносит успеха. Оно приводит в итоге к проявлению насилия и давления.

Важную роль в урегулировании конфликтов нужно отводить лидерам, а не

группам. Роль членов групп будет только отрицательной.

Нужно изучать и учитывать мотивы конфликтующих сторон.

Урегулирование конфликтов является прерогативой элит. Конфликты можно

разрешать с помощью посредников.

В виде разрешения конфликтов стороны должны соблюдать терпимость к

интересам друг друга.

В целом англосаксонская школа конфликтологии основывается на

функциональном подходе, когда за каждым элементом политической системы

общества отводится конкретная функция в обществе. Представители

западноевропейской школы считают, что конфликты являются основой движения

общества к новому состоянию. Здесь преобладает структуралистский подход.

Лидером этого направления считается Р. Дарендорф. Он отмечает, что

конфликты в обществе нужны и они неизбежны. Общественные изменения всегда и

везде порождают конфликты. Во все времена, кто-то с кем-то не согласен,

находится в состоянии конфликта. И любой конфликт разрешается путем

применения насилия одной стороны над другой.

Конфликты так или иначе концентрируются вокруг проблем власти и ее

распределения в обществе.

В последнее время сторонники этого направления обращают внимание на

то, что в современных демократических странах усиливается роль

деструктивных сил. Возникает проблема легитимизации различных видов

власти, основанных не на конституционной основе. Ставится под сомнение то,

что утверждение демократии в обществе является гарантией стабильности

самого общества. Новые общедемократические и экологические движения

выдвигают новые ценности, интересы и потребности, что с необходимостью

вызывает пересмотр устоявшихся представлений о стабильности общества.

Позитивные и негативные функции конфликтов:

конфликты способствуют становлению относительного равновесия политических

сил общества;

конфликты указывают на новые интересы различных групп общества, реализация

которых способствует развитию общества;

конфликты способствуют переоценке устоявшихся ценностей и усвоению новых

ценностей и политических норм;

конфликты усиливают рост лояльности различных групп общества, создают почву

для взаимопонимания, согласия сторон и становления консенсуса;

на основе разрешения конфликтов выявляется и закрепляется энергия

позитивной деятельности различных субъектов.

Но конфликты имеют и негативные последствия для политического развития

общества.

Конфликты могут ускорить процессы дестабилизации общества.

Они могут спровоцировать различные субъекты на непрогрессивное

развитие общества, обращение взоров в прошлое.

Конфликты усиливают отклоняющееся поведение людей. Они способствуют

росту преступности, нарушению и несоблюдению политических норм и законов

общества, распространению незаконного использования и хранения оружия.

Но так или иначе все конфликты направлены на перераспределение

ресурсов власти, изменение ролей и статуса различных групп общества и

отдельных людей. А эти намерения всегда выводят конфликтующие стороны на

атаку на государственную власть. Тем самым мы и говорим о проявлении

политических конфликтов.

В политических конфликтах важно обращать внимание не только на

субъекты конфликтов: партии, организации, государство, фракции в

парламенте, группы давления и др., но и на их поведение и интересы, мотивы

политических действий.

Условия возникновения и стадии развития конфликтов:

Для возникновения конфликтов нужны 3 условия:

Нужна конфликтная ситуация.

Нужны конфликтные личности, партии, группы и др.

Нужен повод для начала конфликтов, т.е. некое внешнее событие, которое

вызывает схватку конфликтующих сторон. Чаще всего конфликты проявляются в

нестабильных политических системах общества, где ставится вопрос о смене

типа политической системы или замене ее элементов и отношений.

Конфликты подразделяются на 2 группы:

1. конфликты с нулевой суммой;

2. конфликты с ненулевой суммой.

Конфликты с нулевой суммой указывают на взаимоисключающий характер

конфликтующих. Их интересы и позиции диаметрально противоположны. Победа

одной стороны влечет поражение другой, как, например, в гражданской войне,

в конкурентной борьбе монополий и др.

Конфликты с ненулевой суммой - это такие конфликты, в которых

конфликтующие стороны находят как минимум один способ разрешения конфликта,

при котором интересы конфликтующих оказываются близкими или совместными в

каком-то аспекте. Здесь проявляется терпимость и способность идти на

взаимные уступки и компромисс. Конфликты с ненулевой суммой являются самыми

распространенными в политических отношениях.

Конфликты имеют собственные стадии развития:

Любое внешнее событие, которое становится объектом конфликта.

Когда участники конфликтов начинают привносить в объект конфликта свои

эмоции, настроения, стрессы, убеждения, интересы, не имеющие порой прямого

отношения к объекту конфликтов.

Возникновение антагонизма конфликтующих сторон.

Когда конфликтующие стороны начинают бороться за создание новых

соперничающих партий, организаций и движений с выдвижением их лидеров или

руководителей.

Когда в ход событий вовлекаются электронные средств информации и

печать, которые порой высказывают собственные оценки поведению

конфликтующих сторон и природе конфликта.

Когда первопричина конфликтов забывается конфликтующими сторонами и

начинается собственно политическая борьба партий, организаций и движений за

влияние в обществе, за борьбу за власть.

В конфликтах можно видеть психологию их развития и объективную сторону

развития. Под психологией развития конфликтов понимается тип поведения

людей и их партий в самом конфликте. Выделяются 4 типа поведения

конфликтующих сторон:

1. агрессивное поведение;

2. поведение, склонное к компромиссам;

3. поведение, склонное к подчинению;

4. уход от конфликта, бегство от конфликта.

В политическом процессе лучшими типами поведения конфликтующих

считаются поведение, способное к компромиссам, поведение, уходящее от

конфликтов, и, в крайнем случае, поведение, способное пойти на подчинение.

В конфликтах противоположные стороны всегда ведут игру друг с другом. Они

предвидят поступки друг друга и строят свое поведение с учетом возможных

действий противника.

Далее любой тип поведения конфликтующих сторон носит эмоциональный

характер. Нередко можно видеть как бы нелогичные поступки конфликтующих.

Главное, эмоции усиливают остроту конфликтов. Отсюда стороны стремятся к

избирательности своего поведения. Конфликтующие начинают искать разные

точки опоры своего поведения: среди сторонников, союзников, попутчиков,

случайных субъектов.

Состав конфликтующих сторон

В итоге в конфликтах мы видим следующий состав: участники, субъекты и

посредники конфликтов.

Участником конфликтов может быть любой человек, любая организация,

партия, когда они участвуя в конфликтах, не отдают себе отчета о цели и

задачах конфликтов. Эти участники, не зная о смысле конфликтов, являются

сторонними лицами, случайными лицами.

Субъектом конфликтов являются люди, партии и т.д., которые способны

создавать конфликтные ситуации, влиять на ход развития конфликта в

соответствии со своими интересами и потребностями. Субъектами конфликтов

могут быть и представители государственных структур власти.

Посредники конфликтов. Ими, как правило, являются государство,

религиозные деятели, общественные организации, выдающиеся лица, ООН, группы

депутатов и др.

Чаще всего в роли посредников выступают различные представители

государственных структур власти. Это вызвано тем, что:

Правительство располагает различными ресурсами и благами.

Государственные органы обладают правом использовать насилие, экономические

санкции, политическое преследование, вооруженные силы и др.

Правительство обладает монополией на достоверную информацию о ходе

конфликтов и о конфликтующих сторонах.

Это традиции авторитета законной власти.

Подчинение требованиям правительства является политической нормой и не

вызывает со стороны конфликтующих сторон чувство неприязни и недружелюбия.

На ход развития и на длительность политических конфликтов влияют тип

политической системы общества, особенности культуры, степень развития

социально-экономических отношений, усвоение населением страны

цивилизованных способов разрешения конфликтов, особенностей правящей элиты

и др.

Пути разрешения конфликтов

Конфликты разрешаются по-разному:

Существует индифферентный подход (безразличие, равнодушие, безучастность).

В этом случае власть, как правило, игнорирует наличие в обществе

конфликтов, ничего не делает для их разрешения, требования конфликтующих

сторон забываются, остаются на бумаге. Такой подход характерен для

тоталитарных и авторитарных режимов.

Метод подавления или принуждения всех или одной из конфликтующих сторон с

применением вооруженных сил, полиции, путем массовых увольнений участников

конфликтов, незаконных арестов и др.

Командный или административный подход без серьезного экспертного анализа

причин возникновения конфликтов. Сами власти нередко увлекаются

волюнтаризмом, эгоизмом, не подкрепляют принятые решения необходимыми

ресурсами (финансовыми, людскими, политическими, энергетическими и др.).

Демократический способ разрешения конфликтов посредством переговоров и

достижения консенсуса. Консенсус всегда направлен на положительный

результат, он противоположен голосованию на основе принципа большинства,

когда в ходе голосования сохраняется напряженность, ибо победа большинства

ущемляет интересы меньшинства и одного субъекта. После голосования не

снимается напряженность между конфликтующими сторонами, она только

принимает иную форму выраженности и со временем может стать причиной новой

вспышки, конфликта.

Консенсус же формирует уверенность в том, что интересы всех будут

учтены и будет проявляться справедливость в реализации нрав и свобод

конфликтующих сторон. Основным принципом консенсуса является признание

чужих интересов как гаранта для осуществления собственных интересов.

Есть мнение, что конфликты следует различать не по классовому подходу,

а с точки зрения защиты основных прав и свобод личности. Тогда конфликты

можно классифицировать так:

1. Конфликты интересов. Они чаще всего проявляются в тех странах, где

существует значительный уровень развития экономики и благосостояния

людей. Здесь есть значительные ресурсы для их распределения по интересам

конфликтующих сторон. Разрешение конфликта интересов порождает согласие

сторон и достижение относительного равновесия различных сил в обществе.

2. Конфликты по ценностям: свободе, равенству, справедливости, автономии,

социальному страхованию и др. Такие конфликты чаще всего бывают в тех

странах, где не обеспечены основные права свободы личности и различных

субъектов политической системы общества. Это проявляется как в странах

Азии, Африки и Латинской Америки, так и в бывших социалистических

странах.

3. Конфликты идентификации кого-то с определенной группой, этносом, а не с

обществом и целом. Такие конфликты чаще всего проявляются в

многонациональных странах.

Правовые конфликты

Мы рассматриваем юридический конфликт как наиболее острую форму

противоречий, как последнюю стадию юридических коллизий, за которой следует

кризис и полное сокрушение государственно-правовых институтов. Юридический

конфликт можно определить как противоборство сторон - государств и их

органов, общественных объединений, граждан с целью изменения статуса и

юридического

состояния субъекта права.

Юридический конфликт - не одномерное явление, выражающееся в

одномоментном столкновении "правосущего" и "праводолжного" Это сложное

явление, со своими подвижными элементами. Причём, каждый из них выступает в

двух аспектах - как часть нормативно-правовой системы и правопорядка и как

элемент деформирующейся правовой системы и юридической деятельности. Во

втором случае, их нужно тщательно анализировать в тех последовательностях и

связях, которые присущи развивающемуся юридическому противоречию.

В качестве первого элемента юридического конфликта выделим прежде

всего различия в правопонимании как базовые для формирования массового

правого сознания.

Обострившийся спор между пониманием права как общечеловеческих

ценностей и как "писаного права", норм, законов и иных актов, приобрёл

очевидную практическую направленность.

Выделившиеся правовые конфликты переходят далее в стадию юридического

спора, когда можно рассчитывать на успех путём договорённости и соглашений,

посредством приостановления и отмены незаконных актов, проведения судебных

разбирательств. Окончательное решение может вести либо к восстановлению

прежнего юридического состояния, либо к формированию нового.

Юридический конфликт может быть причиной, а затем составной частью

другого конфликта - политического, социального, межнационального,

экономического и т. д. Выступать сначала как повод, как "спичка", а потом в

качестве элемента более общей конфликтной ситуации. Вычленение юридического

конфликта на первой фазе, при зарождении общего конфликта и на последующих

этапах позволяет вовремя погасить конфликт. Если же это не удаётся, то

следует стремиться увеличить "зону юридического конфликта" и всеми

средствами переводить общий конфликт с его "размытыми гранями" в

юридический конфликт с присущими ему легальными средствами и процедурами.

Сделать это, конечно, довольно трудно. Но предвидеть и вовремя "гасить"

противоречия собственно внутри правовой системы, не давать им возможности

разрастания в зоне других конфликтов, и использовать правовые средства для

урегулирования любого конфликта - задача в современный период крайне

важная. Юридический конфликт, как и всякий иной конфликт, проходит свои

фазы. Если юридическую коллизию того или иного вида не удаётся преодолеть,

то происходит обострение противоречий, и нередко коллизионные ситуации

одного типа перерастают в конфликтные ситуации другого, подчас комплексные,

с большим объёмом противоречий. А в них уже меняются намерения и роли

участников, их отношение к предмету спора. Своеобразие юридического

конфликта заключается в том, что он прорывает конституционную, правовую

ткань государства и общества. Конфликт наносит удар прежде всего по

Конституции, а также конституционному и административному законодательству.

Это объясняется характером объекта юридического конфликта, который касается

преимущественно вопросов власти и управления.

Естественно, в конфликт может перерасти любая юридическая коллизия.

Например, в области трудовых отношений противостояние сторон нередко

перемещается с локального и ведомственного уровня на государственный

уровень, а экономические требования перерастают в политические забастовки.

Забастовки по профессиям и регионам в России и на Украине 1993- 1994 годах

характеризовались именно такой трансформацией, перерастания в требования

проведения референдума о доверии президенту Украины, отставки правительства

России.

Экономические конфликты и кризисы, развиваясь по собственной орбите,

всегда сопрягаются с правом. Это касается соблюдения статуса хозяйствующих

субъектов, объёма экономических функций в центре и регионах и методов

регулирования экономических отношений. Но и здесь правовые средства могут

помочь предотвратить конфликт и выйти из него легальным, наиболее

безболезненным путём.

Попытаемся определить наиболее характерные проявления юридических

конфликтов, имея в виду отмеченные выше их признаки. По нашему мнению,

типичных, часто встречающихся конфликтных ситуаций, возникающих в связи с

определённым объектом конфликта, может быть выделено шесть. Они могут

"профилировать" конфликт, как бы придавая ему ту или иную направленность.

Нередко причины появления конфликтов пересекаются и тогда возникает общий

кризис государства и его институтов, всей правовой системы. Этот кризис

усугубляется экономическими, межнациональными и иными кризисами. И всё-таки

вычленим и дадим краткую характеристику собственно юридическим конфликтам.

Первая разновидность юридического конфликта - это конституционный кризис.

Такие кризисы - общие или частичные наблюдались в конце 50-х годов во

Франции, в Италии, в Канаде, Бельгии. В настоящее время наиболее острые

конституционные кризисы происходят в России на территориях бывших республик

Союза, а также на территории Югославии. Во всех случаях общим является

ослабление конституционного строя, нарушение целостности государства и

подрыв его безопасности, создание не предусмотренных Конституцией и

законами структур власти, незаконных вооружённых формирований. Таков,

например, превентивно-запретительный смысл статьи 13 Конституции РФ, в

которой вводится запрет на создание и деятельность общественных

объединений, ведущих к насильственному изменению конституционного строя.

Анализ ситуации в России показывает, что конституционная реформа,

проводившаяся без чёткой программы, "рывками", явилась катализатором

конституционного кризиса из-за противостояния властей. Кризис охватил все

ветви власти, ослабляя их функционирование. Сепаратистские действия

нарушают целостность федерального устройства. Не обеспечивается реализация

принципа народовластия из-за неопределённой тенденции усиления

исполнительной власти, бюрократизации и коррумпированности аппарата. Не

удаётся реально обеспечить конституционный статус граждан. Расшатываются

конституционные основы экономической системы, когда неустойчивость форм

собственности и режимов их использования не гарантирует рост производства и

прочность хозяйственных связей.

Ослабли государственные границы, проникновение через них в любой форме не

составляет труда. Суверенитет Российской Федерации нуждается в серьёзной

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.