на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социология конфликтов


Социология конфликтов

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

РЕФЕРАТ

СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА

Выполнила: Фоменко А.В.

Мировая экономика, 205 гр.

Проверила:

Санкт-Петербург

2002г.

Содержание:

Введение 3

Понятие конфликта 4

Что такое социальный конфликт? 4

Субъекты и участники конфликта 4

Объект конфликта 6

Основные виды социальных конфликтов. 7

Конфликт потребностей 8

Конфликт интересов. 9

Ценностный конфликт. 11

Основные стадии развития конфликта 13

Предконфликтная стадия 13

Стадия развития конфликта 16

Стадия разрешения конфликта 17

Послеконфликтная стадия 19

Функции социального конфликта 21

Типы социальных конфликтов. 23

Внутриличностные конфликты 23

Межличностные конфликты 29

Конфликты между личностью группой. 34

Межгрупповые конфликты. 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

Сноски 42

Список использованной литературы: 43

Введение

В нашей жизни мы сталкиваемся с конфликтами повсеместно. Начиная от

банальных ссор в транспорте и до вооружённых столкновений – всё это

конфликты, со временем различных типов конфликтов становится всё больше,

так как развитие общества обуславливает появление всё новых интересов и

ценностей.

Конфликты имеют как положительное, так и отрицательное влияние. С

одной стороны, конфликты не дают обществу костенеть, заставляют

перестраиваться и изменяться, с другой – становятся причинами разногласий,

ссор, обид и прочих столкновений, вплоть до войн.

Сделать же так, чтоб не осталось негативных конфликтов, а позитивных

стало больше, человечество не может на протяжении всей истории.

В этом реферате я не ставлю перед собой задачу полностью осветить все

всевозможные типы конфликтов – их слишком много. И у меня нет возможности

детально изучить каждый из них. Политические, межэтнические, юридические и

экономические конфликты – слишком широкие понятия, которые достойны

отдельного глубокого изучения, написания отдельных работ.

В данном реферате я попытаюсь раскрыть само понятие конфликта,

описать основные виды и некоторые способы их разрешения. Я постараюсь

заложить некоторую базу, которая сможет послужить как для начала изучения

конфликтов, так и для написания в последующем более крупных научных работ.

Понятие конфликта

Что такое социальный конфликт?

«Понятием «социальный конфликт» объединяются те ситуации, в которых

интересы индивидов не совпадают, и, защищая эти интересы, они сталкиваются

друг с другом»1

Слово «конфликт» (от лат.- confliktus) означает столкновение (сторон,

мнений, сил). Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы нашей

жизни. Например, конфликт по поводу материальных ресурсов, ценностей и

важнейших жизненных установок, по поводу властных полномочий, по поводу

личностных различий и т. д. Таким образом, конфликты охватывают все сферы

жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального

взаимодействия. Конфликт по сути является одним из видов социального

воздействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные

индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Однако

конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. е.

действия, направленные друг против друга.

Итак, социальный конфликт — это открытое противоборство, столкновение

двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами

которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Субъекты и участники конфликта

Понятия «субъект» и «участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект

- это «активная сторона», способная создать конфликтную ситуацию и влиять

на ход конфликта в соответствии со своими интересами. Участник конфликта

может сознательно, или не вполне сознавая цели и задачи противостояния,

принять участие в конфликте, а может быть случайно или помимо его

(участника) воли вовлеченным в конфликт. Следовательно, субъект конфликта,

вступая в противоборство, сознательно преследует и отстаивает свои цели и

интересы. В ходе развития конфликта статусы «участников» и «субъектов»

могут меняться местами.

Также необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта.

Последние представляют собой определенные силы, преследующие в

предполагаемом или реальном «чужом» конфликте свои личные интересы.

Косвенные участники могут:

1. провоцировать конфликт и способствовать его развитию

2. содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его

прекращению

3. поддерживать ту или иную сторону конфликта или обе стороны одновременно.

В социологии конфликта часто используется понятие «сторона конфликта».

Это понятие может включать в себя как прямых, так и косвенных участников

конфликта. Иногда косвенных

участников за их особый интерес в конфликте называют «третьей стороной» или

«третьим участником».

Нередко возникает ситуации, когда достаточно сложно определить

непосредственных субъектов конфликта. Ярким примером служит

этнополитические конфликты (чеченский или осетино-ингушский), когда

непросто ответить на вопрос, кто же представляет стороны в конфликте:

лидеры противостоящих сторон, или те, кто принимает непосредственное

участие в силовых операциях, или же те, кто воспринимает друг друга как

соперников и поддерживает позиции своих лидеров в конфликте? Или все они

вместе как представители и участники определенной социальной группы?

Весьма часто конфликт, начавшись как межличностный, с появлением у каждой

из его сторон своих активных приверженцев переходит в межгрупповой. Столь

же часто можно наблюдать и обратную картину: включившись в конфликт в

составе определенной группы, личность начинает в нем вести свою собственную

линию, вследствие чего он переходит для нее в личностно групповой. В свою

очередь, и личностно групповой конфликт нередко преобразуется в

межгрупповой, если личности удается отколоть от противостоящей группы часть

ее членов сделать их своими приверженцами либо приобрести последних откуда-

то со стороны. Все эти «переливы» меняют течение конфликта и потому

требуют внимательного учета при его анализе.

Объект конфликта

Одним из непременных элементов конфликта является объект, из-за которого

создается конфликтная ситуация. Объект — это конкретная причина, мотивация,

движущие силы конфликта. Все объекты подразделяются на основные три вида:

1. Объекты, которые не могут быть разделены на части, и владеть ими

совместно с кем-либо невозможно.

2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между

участниками конфликта.

3. Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно.

Определить объект в каждом конкретном конфликте далеко не просто.

Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели,

могут скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к

противоборству. Например, в политической борьбе объектом конфликта является

реальная власть в обществе, но каждый из субъектов политического

противоборства старается доказать, что основной мотив его конкретной

конфликтной активности — стремление добиться максимально возможных благ

для своих избирателей.

Определение основного объекта является непременным условием успешного

разрешения любого конфликта. В противном случае конфликт или не будет

разрешен в принципе (тупиковая ситуация), или будет разрешен не в полной

мере, и во взаимодействии субъектов останутся тлеющие угли для новых

столкновений.

В основе социального конфликта может быть не один, а несколько спорных

вопросов (проблем). Каждый вопрос следует рассматривать как разногласие,

противоречие, которое требует своего решения. Спорные вопросы необходимо

идентифицировать и сгруппировать в соответствии с причинами их

происхождения и характером восприятия.

Основные виды социальных конфликтов.

В зависимости от мотивации конфликта выделяют три блока социальных

конфликтов:

Конфликт потребностей

Современная ситуация в мире выдвигает проблему ресурсов или жизненных

потребностей на одно из первых мест.

Конфликты по поводу потребностей могут быть подразделены на два типа: во-

первых, конфликт из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов; во-

вторых, из-за соотношения краткосрочных и долгосрочных потребностей.

Рассмотрение конфликта потребностей в различных сферах жизнедеятельности

человека и общества показывает, что потребности нельзя сводить лишь к сумме

внешних требований, проистекающих из социальных и экономических условий.

Они представляют собой определенные стержневые линии организации всей

системы взаимодействия в социуме. Они проявляются в массовых привычках и

навыках культуры, которые усваиваются людьми в ходе их социализации,

индивидуального развития, воспитания.

Вместе с тем проблема определения приоритетности тех или иных

потребностей остается важнейшей проблемой социально-политического

характера. Ни одно государство, ни одна политическая партия не может в

своей практической политике закрывать глаза на потребностные, по сути дела

сущностные конфликты, которые связаны не только с определенными вариантами

использования ресурсов, но и с выбором определенных вариантов развития

самой культуры.

Ресурсы в качестве объекта конфликтов рассматриваются, пожалуй, наиболее

часто, главным образом, в предметном плане обладания ими или стремления к

их обретению субъектами в интересах пополнения своего ресурсного

потенциала. К ресурсам относят все то, что может быть эффективно

использовано, то есть с пользой употреблено для удовлетворения потребностей

субъекта, реализации его интересов и целей. Отсюда ясно, что речь идет об

определенных средствах обеспечения потребностей, вытекающих из них

интересов и целей.

Ресурсы – материальные (финансы, техника, технологии, земля, ее недра и

т.п.) и духовные (культура, наука, образование и т.п.) – составляют

типичный объект конфликтов. В особенности тогда, когда их распределение в

обществе неравномерно, непропорционально, несправедливо, облегчая доступ к

ним одним социальным субъектам и затрудняя другим или же вообще обеспечивая

одних за счет других. Последние, испытывая ущемление и трудности в

обеспечение собственного ресурсного потенциала, имеют все основания для

противоборства такому положению вещей, оказываясь таким образом в

противостоянии с теми, кого оно устраивает.

Конфликт интересов.

Общее между потребностями и интересами состоит в том, что в обоих случаях

мы имеем дело со стремлениями людей, непосредственно воздействующими на их

социальное и экономическое поведение. Однако если потребности ориентируют

поведение людей на обладание теми благами, которые оказываются жизненно

необходимыми или стимулируют жизненно значимые способы деятельности

человека, то интересы — это те стимулы действия, которые проистекают из

взаимного отношения людей друг к другу.

Непосредственный предмет социального интереса — это не само благо как

таковое, а те позиции индивида или социального слоя, которые обеспечивают

возможность получения этого блага. Как в повседневной речи, так и в

теоретическом анализе интересы гораздо чаще соединяются с социальным

положением, которое фиксирует на определенное время совокупность

возможностей, предоставляемых действующему лицу обществом. Именно

социальное положение очерчивает границы доступного и возможного для

индивида и социальной группы.

Статус, выступая объектом борьбы между определенными социальными

субъектами, выступает для них главным образом не как средство, а как

условие обеспечения своей нормальной жизнедеятельности, за которое также

стоит побороться, если к тому побуждает сложившееся положение вещей. Ведь

от него зависит, каким – равноправным или неравноправным – будет положение

субъекта в обществе, среди других социальных субъектов, насколько

свободными или принужденными будут его взаимоотношения с ними, в какой мере

будет сохранено или ущемлено его чувство собственного достоинства, и т. п.

Со стороны общества на формирование интересов оказывают наибольшее

воздействие институты и системы распределения жизненных благ, сложившиеся в

нем. Так или иначе через системы распределения решается наиболее

существенная задача организации любой социальной общности: соотнесения

результата деятельности и признания этого результата через вознаграждение.

При этом не следует иметь в виду лишь материальное или финансовое

вознаграждение. В качестве вознаграждения может использоваться весьма

широкий спектр не только имущественных, но и духовных благ, предоставление

которых означает повышение престижа вознаграждаемого лица или социальной

группы за то, что считается или признается полезным для общества.

Через определенные виды соединения пользы и награды общество организует

интересы социальных групп, направляя их по некоторым более или менее

стабильным каналам. Интересы поэтому направлены не на абстрактное общество

вообще, а на систему социальных институтов и прежде всего на институты

распределения, которые оказываются главными инструментами регулирования

социального положения.

Ценностный конфликт.

Современная культура предполагает достаточно широкие рамки терпимости, то

есть возможности общения и совместного действия людей или групп,

приверженных разным системам мировоззрения и различным ценностным

ориентациям. Однако терпимость и взаимное признание пока еще не являются

доминирующими способами взаимоотношений между ценностными установками.

Достаточно часто системы ценностей выступают в качестве самодостаточных

источников мотивации, действующих на основе деления человеческих сообществ

на «своих и чужих». Именно в этом случае мы наблюдаем ценностный конфликт.

Различия между «своими и чужими», между «нами и ими» приобретают

определяющее значение и становятся доминирующим фактором индивидуальной и

групповой мотивации. Ценностные противостояния и приоритеты — и в этом их

особенность — основаны на вере. В соответствии с верой выстраивается и

знание, т.е. система рациональных аргументов, объясняющих и оправдывающих

исходные символы веры — постулаты, на основе которых строится данная

система ценностей.

Ценности, понятые, разумеется, не в широком смысле – как все то, что

положительно значимо с точки зрения удовлетворения человеческих

потребностей, а более узко - как нечто принципиально важное для

определенного социального субъекта и его жизнедеятельности, весьма часто

выступают в качестве объекта социальных конфликтов, за которые он готов

решительно бороться. Они вообще не могут выступать средством для

обеспечения тех или иных его потребностей, интересов, устремлений, как это

имеет место с ресурсами, а служат для него только самоцелью, выражением его

понимания самого себя, своей собственной сути, с потерей которой исчезает и

он сам как нечто самостоятельное, самоопределяющееся, достойное признания и

уважения со стороны других субъектов. Конфликты на почве ценностей, также

в отличие от конфликтов на почве ресурсов, как правило, возникают из-за

навязывания их одним социальным субъектом другому, принудительного к ним

приобщения, либо – из-за пренебрежительного к ним отношения со стороны

других субъектов.

С учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий конфликтной

ситуации выделяют следующие типы конфликтов:

1. ложный конфликт — субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя

реальных причин для конфликта нет;

2. потенциальный конфликт — существуют реальные основания для

возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе стороны в силу

тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не

осознали ситуацию как конфликтную;

3. истинный конфликт — реально возникшее столкновение между сторонами. В

свою очередь истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:

. конструктивный конфликт, возникший на основе реально существующих между

субъектами противоречий

. случайный конфликт — конфликт, возникший по недоразумению или случайному

стечению обстоятельств;

. смещенный конфликт — конфликт, возникший на ложном основании, когда

истинная причина конфликта скрыта

. неверно приписанный конфликт — это конфликт, в котором истинный виновник,

субъект конфликта находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте

задействованы участники, не имеющие отношения к конфликту.

Если за основание классификации берется психическое состояние сторон и

соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то

конфликты делят на рациональные и эмоциональные. В зависимости от целей

конфликта и его последствий конфликты подразделяют на позитивные и

негативные, конструктивные и деструктивные.2

Основные стадии развития конфликта

Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии развития:

предконфликтную, собственно конфликт (стадию развития конфликта), стадию

разрешения конфликта, послеконфликтную стадию:

Предконфликтная стадия

Конфликту предшествует предконфликтная ситуация. Это рост напряженности в

отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный

определенными противоречиями. Лишь те противоречия, которые осознаются

потенциальными субъектами конфликта как несовместимые противоположности

интересов, целей, ценностей и т. д., ведут к обострению социальной

напряженности и конфликтам.

Социальная напряженность тоже не всегда является предвестником конфликта.

Это сложный социальный феномен, причины возникновения которого могут быть

самые различные. Вот некоторые наиболее характерные из причин, вызывающих

рост социальной напряженности:

а) реальные «ущемления» интересов, потребностей и ценностей людей;

б) неадекватное восприятие происходящих в обществе или отдельных

социальных общностях изменений;

в) неверная или искаженная информация о тех или иных (реальных или

мнимых) фактах, событиях и т. д.3

Социальная напряженность по сути представляет собой психологическое

состояние людей и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер.

Наиболее характерным проявлением социальной напряженности в этот период

являются групповые эмоции.

Одним из ключевых понятий в социальном конфликте является также

«неудовлетворенность». Накопление неудовлетворенности существующим

положением дел и ходом развития событий ведет к росту социальной

напряженности.

Предконфликтную стадию можно условно разделить на три фазы развития, для

которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон:

. возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта; рост

недоверия и социальной напряженности; предъявление односторонних или

взаимных претензий, уменьшение контактов и накопление обид;

. стремление доказать правомерность своих притязании и обвинение противника

в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми» методами; замыкание на

своих собственных стереотипах; появление предубежденности и неприязни в

эмоциональной сфере;

. разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к

угрозам; рост агрессивности; формирование образа «врага» и установка на

борьбу.

Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в

открытый конфликт. Но сама по себе конфликтная ситуация может существовать

длительный период времени и не перерастать в конфликт. Для того, чтобы

конфликт стал реальным, необходим инцидент.

Инцидент — это формальный повод для начала непосредственного столкновения

сторон.

Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом

(субъектами) конфликта. Инцидент может также явиться результатом

естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и

провоцирует некая «третья сила», преследующая свои интересы в

предполагаемом «чужом» конфликте.

Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество. В

сложившейся ситуации возможны три основных варианта поведения конфликтующих

сторон.

• стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти

компромисс;

• одна из сторон делает вид, что «ничего особенной не произошло» (уход от

конфликта);

• инцидент становится сигналом к началу открытой противостояния. Выбор

того или иного варианта во многом зависит от конфликтной установки (целей,

ожиданий) сторон.

Стадия развития конфликта

Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного

поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую

сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения

оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Выделяют несколько

форм конфликтного поведения:

а) активно-конфликтное поведение (вызов);

б) пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);

в) конфликтно-компромиссное поведение;

г) компромиссное поведение.4

В зависимости от конфликтной установки и формы конфликтного поведения

сторон конфликт приобретает свою собственную логику развития. Развивающийся

конфликт имеет тенденцию создавать дополнительные причины своего углубления

и разрастания.

Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта на его второй

стадии.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.