на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социологическая концепция П. Сорокина


| |потому, что они суть символы психических переживаний|

| |и, иначе говоря, они суть реализовавшаяся психика. |

| |Храм. статуя Венеры Милосской - это "застывшая |

| |психика"; они суть социальные ценности лишь |

| |благодаря тому, что объективируют собой субъективную|

| |психику" . |

| |Произошла концептуализация известной ранее идеи. У |

| |Сорокина она обрела форму базового и интегративного |

| |видения двуединства субъективированной духовной |

| |культуры и объективированной материальной |

| |цивилизации. Но последняя - лишь отраженный свет |

| |первой. |

| |Здесь - творческая вершина российского этапа |

| |Сорокина и вместе с тем источник более поздних |

| |затруднений его мысли. Кристаллизация этих взглядов |

| |происходила путем однозначного отталкивания от |

| |утрированного "марксизма", и такая позиция еще не |

| |составляла проблемы. Однако в обстановке втягивания |

| |мира в омут :первой глобальной военной катастрофы и |

| |в преддверии 1917 г., когда, по признанию Сорокина, |

| |марксизм становнтся ведущим интеллектуальным |

| |направлением" (там же, с. 172), новые императивы |

| |потребовали выхода за пределы стационарных |

| |социальных моделей и рефлексии социологии, которая, |

| |как теперь утверждает Сорокин. ,"рассматривает циклы|

| |и флуктуации как родовой признак я социальных |

| |явлений" . |

| |Впрочем, этот вызов для "традиционного" Сорокина |

| |остается во многом непонятым, и он сосредоточивается|

| |:на концепции социальной эволюции. В отличие от |

| |саентистов, философа удовлетворяет ее интерпретация|

| |как ;"двустороннего процесса дифференциации и |

| |интеграции". |

| |В таком понимание, обоснованно утверждает он, нет |

| |;социальной специф. Прогресс - "один из наиболее |

| |достоверных в социальной жизни законов". Понятие |

| |прогресса включает в себя не только сущее, но и |

| |должное – оценку с позиций определенного критерия. |

| |Каков же он "Так или иначе критерии прогресса |

| |вынуждены считаться с принципом счастья... они |

| |утверждают причинную связь между объективным |

| |критерием и счастьем", но, сведенные к последнему, |

| |"лишают себя почвы" . Проблема поставлена, но не |

| |решена. |

| |Уже под занавес российского этапа в работе "Проблема|

| |социального равенства" (1917) Сорокин приветствовал |

| |революцию 1905-1907 гг., видел неотвратимость новой |

| |революции, стал пассионарием революционной весны |

| |1917 г., но полемизировал с Энгельсом, шире – с |

| |марксистской теорией классовой борьбы и |

| |противопоставлял ее наличному сущему доктринерское |

| |должное - смену "естественного" закона борьбы за |

| |существование "искусственным" законом взаимной |

| |помощи и солидарности (см.: там же, с. 263, 521). |

| |Это исход с позиций популярной в предреволюционное |

| |время позитивистской "теории равновесия" Оставаясь |

| |на прежде всего пересмотреть свое отношение к |

| |"ведущему интеллектуальному направлению" - |

| |марксизму. И не только потому, что для него "все |

| |кошки" марксизма и Торжествующего большевизма были |

| |одинаково серы (см.: Левяш И. Я. Русский коммунизм: |

| |альтернативы, драма духа, трагедия воли//Социс, |

| |1997, № 11), и он потерпел политическое поражение и |

| |личную катастрофу |

| |("Лицом к лицу - 'лица не увидать"). Глубинный |

| |источник этой драмы - в достаточно эклектичной |

| |системе взглядов "первого" Сорокина, в его |

| |стремлении вместе "запрячь коня и трепетную лань". |

| |Позднее в "Долгой дороге" он признал себя в то время|

| |"телком, который смотре" на мир сквозь розовые |

| |очки". Но Сорокин так и не понял, почему не его идеи|

| |овладели массами. |

| |Достойны уважения отмеченные А. Ю. Согомоновым |

| |жизнелюбие и стойкость Сорокина в пустыне изгнания. |

| |Сразу после вынужденного отъезда из России в |

| |"Листках из дневника" он пишет уже не о |

| |"солидарности" и "счастье", а о самоценности жизни, |

| |следовании долгу и отвращении к насилию . Однако это|

| |не отменяло жестких эмпирических реалий. Впереди |

| |была долгая дорога "высоколобого"эмигранта, который |

| |явился со своим уставом в чужой монастырь, и, по |

| |оценке одного американского социолога, "злопамятного|

| |и не извлекшего никаких уроков" . |

| |Основные причины дискомфорта Сорокина - не только в |

| |преследующих его кошмарах политического разгрома и |

| |изгнания, в мучительном процессе натурализации. |

| |Они - в знакомой каждому эмигранту-интеллектуалу |

| |"фигуре умолчания", неявном требовании принять |

| |правила игры, прежде всего господствующую в |

| |американской |

| |науке парадигму прагматизма, чуждого каких-либо |

| |метатеорий и взыскующего лишь "пользы" и "успеха". |

| |Пришлось выживать вопреки обстоятельствам, как |

| |оставленным позади, так и тем, в которые он был |

| |погружен. Такое уникальное переплетение факторов |

| |привело к синдрому, о котором писал Гейне: "Если из |

| |моей бочки вытекает вода, значит пришел всемирный |

| |потоп". |

| |Еще в России Сорокин писал, что человек – это |

| |существо, создающее богов. В контексте его |

| |эмигрантской доли становится понятнее, почему он |

| |дрогнул и отступил от своего всемогущего |

| |дореволюционного "бога" - "духа", его закономерной |

| |эволюции и прогресса. Философ порвал пуповину, |

| |соединяющую его с конто-спенсеровской традицией и в |

| |"(методологической ремар- |

| |ке" к своей работе "Социальная и культурная |

| |мобильность" (1927) писал: "Со второй половины XIX |

| |века под влиянием эволюционной теории социальные |

| |науки уделяют значительное внимание т. н. |

| |"тенденциям", "эволюции", "историческим |

| |закономерностям", "законам исторического |

| |развития"... все они превратились в прах" . В том же|

| |году в "Обзоре циклических концепций |

| |социально-исторического процесса" Сорокин |

| |воспроизвел этот вердикт, более отчетливо объяснив |

| |его причину: "Общественная мысль второй половины XIX|

| |века отмечена линейной концепцией |

| |социально-исторических перемен... В этих |

| |теориях общественный процесс рисовался как нечто |

| |движущееся к определенной цели... Так линейная |

| |концепция приобрела характер эсхатологической |

| |интерпретации социально-исторического процесса" . |

| |Этот приговор вполне понятен как сублимация |

| |по-своему пережитого социально-исторического и |

| |личного опыта начала XX в. Озадачивает лишь одно - |

| |какая-то отстраненность, если не отрешенность, от |

| |всего того, к чему философ десятилетиями был |

| |теоретически и практически сопричастен. С этой |

| |ментальной особенностью Сорокина нам еще предстоит |

| |встретиться. |

| |Еще откровеннее Сорокин писал: "Несмотря на нашу |

| |склонность видеть во всем определенные |

| |закономерности, несмотря на наше желание верить в |

| |неизвестные силы, которые создают историю |

| |человечества и ведут нас к определенной цели... |

| |"коммунистического"... социалистического рая, |

| |предписанного историей, разумом или абсурдом |

| |"теоретиков прогресса".., мы вынуждены заключить, |

| |что такому "финализму" и "эсхатологии" нет серьезных|

| |оснований" . |

| |Итак, "прощай, оружие" детерминизма, эволюции, |

| |прогресса, в том числе и некогда естественной для |

| |бывшего эсера социалистической идеи, к которой он |

| |еще |

| |относился серьезно (в тексте без кавычек, в отличие |

| |от |

| |ироничного "коммунизма"), но уже не разделял. Чем же|

| | |

| |Сорокин заполнил идейный вакуум? |

| |"Исторический процесс, - писал он, - скорее напо- |

| |минает мне человека, который вращается во всех |

| |направлениях без определенной цели и пункта |

| |назначения... |

| |вопреки моему желанию видеть в истории этапы посту- |

| |пательного, прогрессивного развития, я неизбежно |

| |терп- |

| |лю неудачу... я вынужден удовлетвориться более |

| |коррек- |

| |тной концепцией бесцельных исторических флуктуации".|

| | |

| |Это почти дословные шпенглерианские констатации |

| |релятивистского, если не агностического, толка. |

| |Теперь Сорокин против теорий прогресса,поскольку они|

| |- "ценностные суждения - они обречены быть |

| |субъективными и, соответственно их логической |

| |природе, никогда не могут быть научными |

| |констатациями. Если социология хочет быть наукой |

| |точной, ей надо освобождаться от ценностных |

| |суждений" . Отныне философ предпочитает мудрость |

| |Экклезиаста: "Ничто не ново под Луной". Вместе с |

| |мутной водой "линейного" и "эсхатологического" |

| |прогресса из ванны выброшен еще недавно родной и |

| |вполне здоровый ребенок социального детерминизма, |

| |родовой целостности общества, возможности оценивать |

| |его с позиций противоречивой эволюции творческой |

| |природы человека, смысла его культуры и цивилизации.|

| | |

| |Но если бы это было все, к чему пришел Сорокин, |

| |это означало бы - по крайней мере для него - "смену |

| |жезла на капусту", конец социологии как довольно |

| |"за- |

| |нудного" регистратора социальных изменений. Однако |

| |философ, который под прессингом мачехи-судьбы и |

| |холодного саентизма подавлял всегда присущее ему |

| |страстное желание быть мыслителем - идеологом не |

| |каких-нибудь обывательс- |

| |ких "изменений", а именно социального прогресса, по |

| |определению не мог быть последовательным. Отойдя от |

| |принципа надбиологического, социального детерминизма|

| | |

| |он апеллировал к иным, несоциальным типам детермина-|

| | |

| |ции, но теперь усматривал их не в бихевиоризме, а в |

| |отвергаемых ранее фрейдовских "базовых инстинктах". |

| |Эта новая когнитивная возможность сполна реализо- |

| |вана в своеобразном некрологе бурному 1917 г. - "Со-|

| | |

| |циологии революции" (1925). Ею автор анонсировал, |

| |что |

| |цель его анализа - "не хвала, не хула, не апофеоз, |

| |не |

| |проклятие революции, а рассмотрение ее во всех |

| |реали- |

| |ях" .В интерпретации Сорокина эти реалии имеют |

| |вполне |

| |"натуралистический" характер, и причину социальных |

| |революций он усматривает в подавлении “базовых |

| |инстинктов”. "Постановка грандиозной драмы, комедии |

| |или |

| |трагедии революции… предопределена первым долгом |

| |репрессированными врожденными рефлексами" . В этом |

| |"что-то слышится родное": Фейербах усматривал |

| |причину неудачи революции 1848 г. в "картофельной |

| |диете" повстанцев, а панацею - в фасоли. |

| |Таковы, с точки зрения материализма подобного рода, |

| |подлинные причины резолюций. Позднее Сорокин, уходя |

| |от фрейдизма, интерпретировал социальные революции |

| |как аномалии: Революционные прожекты - это всего |

| |лишь утопия, возникающая в разорванном сознании де- |

| |морализованного человека, и появляются они как |

| |побоч- |

| |ный продукт распавшейся культуры переходного перио- |

| |да . |

| |В таком контексте становится понятной констатация |

| |Сорокиным того обстоятельства, что "дорога к |

| |социальной революции открыта идеями... Маркса" , |

| |однако |

| |"70 лет, которые пролетели со времени выпуска |

| |"Комму- |

| |нистического манифеста" Маркса, не оправдали его |

| |про- |

| |рочество" . |

| |Приходится констатировать, что в противоречии с |

| |собственным исходным принципом социологии как знания|

| | |

| |о нэббиологическом Сорокин предложил модную на- |

| |турфилософию революции как сублимации подавленных |

| |и маргинальных инстинктов Ему была неведома ее со- |

| |циальная природа и признанная им роль марксизма в |

| |революции не стала предметом сущностного анализа. По|

| | |

| |су. и Сорокин отказался признать закономерный |

| |характер |

| |поражения своей "партии.) (в широком смысле). Бывший|

| | |

| |социалист-революционер отрекся от революционной |

| |"прав- |

| |ды", отныне усматривая в ней нечто инстинктивное, |

| |"низ- |

| |шее", "маргинальный прожект" и противопоставив ему |

| |эволюционную перспектнву. |

| |Однако непоследовательный философ не был бы со- |

| |бою, если бы наряду с сомнениями в "непрерывном |

| |творчестве истории" не увидел в революции нечто |

| |боль- |

| |шее, чем экклезиастову "суету сует" и бурные, хотя и|

| | |

| |бесцельные "изменения во всех направлениях", марги- |

| |нальное "восстание масс" Он пишет и о трех законо- |

| |мерных фазах революции - изначальном неизбежном |

| |насилии, последующей реакции, наконец, "нормальной" |

| |конструктивной" фазе, которая приводит революционный|

| | |

| |хаос в эволюционное русло. Принципиально это уже |

| |нечто большее, чем натурализм и тем более индетерми-|

| | |

| |низм, но и далекое от фатального, линейного, |

| |эсхатоло- |

| |гического прогресса. |

| |Такое движение мысли между Сциллой и Харибдой |

| |вернуло Сорокина к идее нелинейной эволюции, которая|

| | |

| |была периферийной для его русского этапа и выходила |

| |за пределы конто-спенсеровской парадигмы. Теперь он |

| |акцентирует внимание на "забвении иной, циклической |

| |концепции социальных перемен и исторического |

| |процесса" и |

| |приветствует стремление уделять "большее внимание |

| |повторениям, ритмам и циклам" . Среди предтеч этого |

| |направления философ указал на Экклезиаста, Конфуция,|

| |Платона, Сенеку, Макиавелли, Вико. Но среди них - |

| |явно избирательно и тенденциозно – нет автора |

| |энциклопедии спиралевидно восходящего "мирового |

| |духа" (Гегеля), ни буревестника концепции "великого |

| |возвращения" (Ницше), ни принципиально новой и самой|

| |влиятельной, по его признанию, марксовской |

| |циклической теории (она будет признана позднее, на |

| |закате "гарвардского" этапа). Маркс еще не вошел в |

| |эту "та- |

| |бель о рангах", по мнению Сорокина, как автор |

| |концеп- |

| |ции линейного, эсхатологического и к тому же |

| |"локаль- |

| |но-темпорального", т. е. не имеющего социально-фило-|

| | |

| |софского статуса прогресса. |

| |К сожалению, цикпизм Сорокина этого периода доста- |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.