на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальное управление и власть


уходящего столетия вышли не с нарастанием противоречий между социальными

группами населения, а с все более заметной тенденцией к сотрудничеству.

Коммунистическое мировоззрение о непримиримых противоречиях между богатыми

и бедными сместилось к слаборазвитым государствам и фактически исчерпало

себя.

Сущность политической власти

Власть - это специальный социальный институт, упорядовающий

социальные отношения и поведение индивида.

Власть - определяющее воздействие на поведение масс, групп,

организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от

социального управления власть носит не личностно-непосредственный, а

общественно-опосреднованный характер. Политическая власть проявляется в

общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов

(президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти,

регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть

мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения

между группами во время стабильности, общего согласия. Воля к власти у

одних дополняется потребностью других присоединиться к властной воле,

идентифицировать себя с ней, подчиниться ей. Основными компонентами власти

являются: ее субъект, объективные средства (ресурсы) и процесс, приводящий

в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами

взаимодействия субъекта и объекта.

Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может

быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или

даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Субъекты политической власти

имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются

индивиды, вторичными - политические организации, субъектами наиболее

высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях

различные общественные группы и весь народ, - политические элиты и лидеры.

Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко

отрываются от масс и даже от приведших их во власти партий. Субъект

определяется содержанием властного отношения через приказ (распоряжение,

команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются

(или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или

невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем

требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей -

второго важнейшего элмента власти.

Объект власти. Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с

доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она

невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и

власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко

выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В

конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все

же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое

выражение в свободолюбивом лозунге "лучше умереть сражаясь, чем жить на

коленях".

Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от

ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного,

воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического

властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения.

Понятие ресурсов власти. Важнейшей социальной причиной подчинения

одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В

широком смысле ресурсы власти представляют собой "все то, что индивид или

группа могут использовать для влияния на других". Т.о. ресурсы власти - это

все те средства , использование которых обеспечивает влияние на объект

власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо

важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо

средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивация человека

(телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых

можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно

считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших

оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или

убеждения.

Структурные основания власти - законы, суд, государственный аппарат,

отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и

региональные структуры. Руководствуясь антропологическим принципом,

выделяют такие типы оснований как страх, интерес, убеждение.

Способы и механизмы функционирования власти

Использование ресурсов власти приводит в движение все её компоненты,

делает реальностью её процесс, который характеризуется прежде всего

способами и механизмами властвования.

Способы властвования могут быть различными: демократическими (власть

осуществляется при участии исполнителей её решений), авторитарными

(единоличное правление с ограниченным контролем над подданными),

тоталитарным (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом),

конституционным (правление в рамках закона), деспотическим (всевластие,

произвол и опора на насилие), либеральным (уважение свободы личности, её

фундаментальных прав) и другими.

Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью

специального механизма власти - системы организаций и норм, их устройства и

деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как

общество (народ) механизмом власти выступают государственные органы, право,

политическая система в целом.

Особенности различных элементов власти - субъекта, объекта, ресурсов

- могут использоваться в качестве основания её типологии.

Существует несколько классификаций власти в зависимости от того, что

считается основанием: область функционирования власти, объём прерогатив,

субъект власти, режим правления и т.д.

1. По области функционирования: политическая, идеологическая,

социальная, экономическая, юридическая, светская и духовная

(религиозная);

2. по объёму прерогатив: государственная, международная, семейная и

т.д.;

3. по объекту власти: общественная, классовая, партийная, личная;

4. по режиму правления: тоталитарная, деспотическая,

бюрократическая, авторитарная, демократическая и др.;

5. по социальному типу: рабовладельческая, феодальная, буржуазная,

социалистическая и т.д.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является её

деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на

экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную (которую

часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не

совсем точно) и политическую в широком, собственном значении этого слова.

Экономическая функция власти

Экономическая функция власти - это контроль над экономическими

ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В

обычные, относительно спокойные периоды общественного развития,

экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку

«экономический контроль - это не просто контроль одной из областей

человеческой жизни, никак не связанной с остальными, - это контроль над

средствами достижения наших целей». [2]

С экономической властью тесно связана функция власти социальная. Если

экономическая функция предполагает распределение материальных благ, то

социальная - распределение положения в социальной структуре, статусов,

должностей, льгот и привилегий. Современные государства с помощью

социальной политики могут влиять на социальный статус широких слоёв

населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку. Для многих

государств сегодня характерно стремление к разделению, насколько это

возможно, экономической и социальной властей и к демократизации социальной

власти.

Применительно к власти на предприятиях это проявляется в лишении

собственника права принимать и увольнять работника, единолично определять

ему размер заработной платы, повышать или понижать в должности, изменять

условия труда и т.д. Все эти социальные вопросы регулируются

законодательством и коллективными трудовыми соглашениями и решаются с

участием профсоюзов, производственных советов, государственных и

общественных бюро по найму рабочей силы, суда и некоторых других

государственных и общественных учреждений.

Духовно-информационная функция

Духовно-информационная функция - это власть над людьми,

осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современном

обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной. Знания

используются как для подготовки правительственных решений, так и для

непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их

лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется

через институты социализации (школы, учреждения, просветительские общества

и т.д.), а также с помощью СМИ. Информационная власть способна служить

разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности

правительства, положении общества, но и манипулированию, основанному на

специальных методах обмана, на управлении сознанием и поведением людей

вопреки их интересам, а нередко и воле.

Принудительная функция власти

Принудительная функция власти определяется тем, что они опирается на

силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью физической силы.

Принудительная власть нередко отождествляется с политической функцией

власти. Безусловно, легальное использование силы в масштабах всего общества

является одним из важнейших отличительных признаков политической власти.

Однако насилие, физическое принуждение могут использоваться и

неполитической властью, например, в отношениях между рабовладельцами

рабами, между деспотом - главой семьи и её членами, между главарём и

членами преступной группировки и т.д.

В зависимости от субъектов власть делится на государственную,

партийную, военную, профсоюзную, семейную и т.п. По широте распространения

выделяется мегауровень - международные организации, макроуровень -

центральные органы государства, мезоуровень - подчинённые центру

организации (областные, окружные, районные и т.п.) и микроуровень - власть

в первичных организациях и малых группах.

Возможна классификация власти по функциям её органов: например,

законодательная, исполнительная и судебная власти государства, по способам

воздействия на субъекта и объекта власти - демократическая, авторитарная и

т.д.

Законодательная власть основывается на принципах конституции и

верховенства права, формируется путём свободных выборов. Законодательная

власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и

внешней политики государства, утверждает госбюджет, принимает законы,

контролирует их исполнение. Законы обязательны для всех исполнительных

органов власти и граждан. Верховенство законодательной власти ограничено

принципами права, конституцией, правами человека. Законодательные органы

находятся под контролем избирателей посредством системы народного

представительства и свободных демократических выборов и в системе с другими

органами власти - судебными и исполнительными.

В демократических государствах носителем законодательной власти

выступает парламент, эффективность деятельности которого во многом зависит

от проверенных опытом государственного строительства структур. Парламенты

бывают двухпалатные и однопалатные, чаще однопалатные. В ряде стран

действует так называемая простая двухпалатная парламентская система, при

которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая - на

основе территориальной пропорциональности.

Исполнительно-распорядительная власть по сравнению с законодательной

отличается большим динамизмом, восприимчивостью к общественной жизни.

Исполнительную власть осуществляет правительство, которое решает множество

вопросов, в том числе в сфере хозяйствования, планирования, культуры,

образования, финансирования, обеспечения повседневного быта и нужд

населения и т.д. Особенность состоит в том, что исполнительная власть на

только исполняет законы, но и сама издаёт нормативные акты или выступает с

законодательной инициативой.

Ещё одна особенность этой власти проявляется в том, что при всём

желании её функции невозможно вместить даже в такие обширные понятия, как

исполнение законов и правоприменение. В круто меняющейся обстановке она

должна оперативно принимать меры по своему усмотрению. Отличительная черта

её состоит в том, что она осуществляет свою деятельность преимущественно

«за закрытыми дверями». В силу этого обстоятельства, при отсутствии

надлежащих сдержек, исполнительная власть неизбежно подминает под себя и

законодательную власть, и судебную. Чтобы не допустить этого нужны особые

меры.

Исполнительно-распорядительная власть должна быть основана на законе

и работать в рамках закона. Она не имеет права присваивать себе полномочия

и требовать от граждан исполнения каких-либо обязанностей, если это не

предусмотрено законом. Её сдерживание достигается посредством регулярной

подотчётности и ответственности перед народным представительством, которое

имеет право контроля за деятельностью исполнительной власти.

Судебная власть включает учреждения, которые представляют

самостоятельную структуру государственной организации. Состояние судебной

власти, отношение к ней в обществе, направления её развития оказывают

существенное воздействие на все стороны жизни общества. Каждый человек

должен иметь твёрдую уверенность в том, что его обращение в к судебной

власти будет завершено справедливым решением, ибо защита прав и свобод

человека, разрешение конфликтов и споров цивилизованными средствами - норма

правового государства. В принципе, суд не является репрессивным органом,

ибо он призван быть защитником права, пресекая правонарушения.

Судебная власть воздействует на законодательную и исполнительную.

Законодательная власть контролируется через систему судов (Верховный суд,

Конституционный суд). Так, с помощью Конституционного суда в стране

обеспечивается конституционность не только подзаконных актов, но и самих

законов.

Особенно актуальна проблема взаимодействия властей. Многие считают

важнейшей среди всех властей экономическую власть, власть собственников

средства производства и других общественных богатств. В рыночном обществе,

где почти всё имеет цену и денежное выражение, подавляющее большинство СМИ

принадлежит крупным собственникам. Деньги оказывают сильное влияние на

проведение избирательных компаний и итоги выборов, широко используются для

подкупа политиков. Концентрация экономической власти у крупных

собственников создаёт опасность установления плутократии - прямого

политического правления небольшой группы богатеев. В современных западных

демократиях всевластие крупного капитала сдерживается конкуренцией между

собственниками, политическим влиянием среднего класса, демократическим

государством и общественностью.

Политическая власть, испытывая сильное воздействие власти

экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней

первенство, подчинять её своим целям. В определённых условиях доминирующее

влияние на общество может оказывать власть информационная. Её

монополизация определённой группировкой может обеспечить ей победу на

выборах и длительное сохранение своего господства в обществе, невзирая на

неэффективность экономической и иной политики.

Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место так

называемый кумулятивный эффект - усиливающееся накопление власти. Он

проявляется в том, что богатство повышает шансы на вхождение в политическую

элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая политическая должность

способствует накоплению богатства, доступа к знаниям и информационного

влияния; последние же, в свою очередь, улучшают возможности занятия

лидирующих политических позиций и повышения дохода.

Разделение властей и разграничение их компетенции в различных странах

имеют свою специфику. Однако общим для всех демократических государств

является правило, согласно которому три ветви власти не должны быть

полностью разобщены, или, напротив, соединены под единым началом.

Поэтому в рамках единой целостности власти государства необходимо

разграничение властей, чтобы каждая из них эффективно осуществляла свои

полномочия, и их единство, чтобы обеспечить интересы личности, народа, а

также социальный прогресс общества.

Обобщение фактов, учёт имеющегося опыта позволяют охарактеризовать

общее назначение и место каждой ветви власти.

Законность (легитимность) власти

Власть - понятие правовое, означающее созидание и распределение

ценностей согласно общественным интересам. Власть - это законное право

принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, и использовать

принуждение во имя торжества законов. Правители всегда стремятся создать

впечатление правомерности своей власти и законности правления. В обществе,

в котором народ с уважением относится к закону и доверяет правительству,

требуются минимальные условия для принуждения. Там же, где законность

власти не бесспорна, воцаряется беззаконие и сохраняется опасность

социальных потрясений.

Важное значение для политической стабильности и поддержки лидеров

имеет концепция легитимности (законности) власти. Законность власти можно

определить как степень естественного признания населением страны системы, к

которой она принадлежит. Государство может быть легитимным, если граждане

чувствуют, что оно оправдывает их надежды. Легитимность связана с наличием

у власти авторитета, верою подавляющего большинства населения в то, что

существующий порядок является лучшим для данной страны, с консенсусом в

области основополагающих политических ценностей.

Сам термин «легитимность» иногда переводят с французского как

«законность» или «узаконенность». Такой перевод не совсем точен.

Законность, принимаемая как действие через закон и в соответствии с ним,

отражается категорией «легальность». «Легитимность» и «легальность» -

близкие, но не тождественные понятия. Первое из них носит оценочный,

этический и политический характер, второе - юридический и этически

нейтральный. Любая власть, пусть и не популярная, легальная. В то же время

она может быть не легитимной, то есть не приниматься народом, издавать

законы по своему усмотрению и использовать их как орудие организованного

насилия. В обществе может существовать не только не легитимная, но и

нелегальная власть, например, власть мафиозных структур.

Объектами легитимности выступают: политические элиты,

административный персонал, нормы и структуры режима.

Источниками легитимности являются: основополагающие идеологические

принципы, приверженность структуре и нормам режима, преданность конкретным

авторитетам.

Показателями легитимности являются: уровень принуждения, применяемый

для проведения политики в жизнь, наличие попыток свержения правительства

или лидера, сила проявления гражданского неповиновения, результаты выборов,

референдумов, массовости демонстраций в поддержку власти (оппозиции).

Политические отношения на определённых этапах могут привести к

кризису легитимности, корни которого следует искать в характере изменений в

обществе. Кризис легитимности чаще всего возникает тогда, когда статусу

основных социальных институтов грозит опасность, когда прогрессивные

требования основных групп общества не воспринимаются политической системой.

Кризис может возникнуть и в обновлённой общественной структуре, если

системе в течение длительного времени не удаётся оправдать надежды широких

общественных кругов.

Для поддержания законности власти используются различные средства и

методы:

изменение законодательства и государственного управления

создание такой политической системы, законность которой основана на

традициях

харизматические лидеры

успешное осуществление государственной политики и программы

поддержка законности и правопорядка в стране

Функционирование политических систем свидетельствует о том, что все

они сталкиваются с проблемами законности, успешное решение которых

укрепляет жизнеспособность политических институтов, обеспечивает

стабильность и эффективность их функционирования. Очевидно, некоторые

государства исчезали с политической каты мира потому, что им не удавалось

справиться с проблемами легитимности.

В последние годы проблема легитимности стала крайне актуальна и для

большинства посткоммунистических стран. Неспособность правящих в них

режимов вывести страны из кризиса подрывает доверие населения к

рационально-правовым способам легитимации.

Значение легитимности, отмечал Макс Вебер, в гарантии стабильности

общества. Легитимность состоит в длительном и как бы единодушном согласии

принять правление и власть данного класса, иерархии и т.д. Легитимность не

навязывается, она возникает из однородности политических установок, нравов,

традиций, экономической системы, общего духа данного типа общности. Следует

отметить, что добровольно, а тем более осознанно и единодушно принятая

власть - лишь один из вариантов легитимации, и притом сравнительно редкий.

Чаще всего легитимность власти оспаривается, и её легитимация, поиск

специальных способов легитимировать власть, оправдать её перед обществом

или отдельным классом являются предметом особой заботы правящих сил. Ведь

оценки действий властвующей группы могут стать важным аргументом в

политической борьбе, формируют общественное мнение, политический климат,

определяют поведенческую готовность масс. Так, Иранская революция предпочла

законной власти шаха власть религиозного вождя. В странах СНГ бездействие

ряда законов также объясняется не только отсутствием условий (рвущиеся

экономические связи, некомпетентность исполнительной власти и т.д.), но и

кризисом доверия народа к властным структурам на фоне неуклонного спада

производства, снижения жизненного уровня населения, сложной общественно-

политической обстановки, отсутствии точных прогнозов на ближайшее и

отдалённое будущее.

Но история знает и другие примеры, когда вера в справедливость

законов, доверие к политическим лидерам вызывало добровольную помощь власти

со стороны народа. Например, переход к НЭПу можно считать скорее

показателем доверия к политическому авторитету В.И. Ленина, чем выражением

основанной необходимости.

Способы властвования в различных странах разные и зависят они от

многих факторов. Процесс же властвования регулируется с помощью механизма,

то есть государственных органов, права и политической системы в целом.

Власть делится на виды в зависимости от основных сфер общественной жизни,

от субъектов властвования и функций. Стабильность и прочность власти

зависит от легитимности.

Заключение

Таким образом можно сделать выводы ,что функции социального

управления и власти в принципе совпадают, но направлены они на

совершенно разные объекты.

Осуществляя социально-экономическую функцию, социального управление

должно раскрыть, выразить и разрешить противоречия между потребностями,

интересами, ценностными ориентациями людей и существующей системой

экономических отношений. Эта система призвана стимулировать трудовую

активность человека, его творческий потенциал на основе материальной

заинтересованности в конечных результатах своего труда. А у власти

экономическая функция предполагает распределение материальных благ и

социальная - распределение положения в социальной структуре, статусов,

должностей, льгот и привилегий. То есть на государственном более

контролируемом уровне.

Политическая функция социального управления состоит в организации

системы политических отношений, взаимодействия между властью и народом,

таким образом, что бы воспроизводить гармоничную их взаимосвязь в

непрерывно меняющихся условиях. Принудительная функция власти определяется

тем, что они опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с

помощью физической силы. Принудительная власть нередко отождествляется с

политической функцией власти. Безусловно, легальное использование силы в

масштабах всего общества является одним из важнейших отличительных

признаков власти.

Совокупность средств, способов, форм и методов идейно-политического

образования и воспитания, организации людей их активного включения в

общественную жизнь, составляет содержание духовно-идеологической функции

социального управления. У духовно - информационной функции власти же

способность служить разным целям: не только распространению объективных

сведений о деятельности правительства, положении общества, но и

манипулированию, основанному на специальных методах обмана, на управлении

сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.

Таким образом одни и те же функции социального управления и власти

имеют совершенно разные объекты и разные методы воздействия.

Список использованной литературы

1. Амелин В. Н. Социология политики. М., 1992.

2. Болл Т. Власть. Полис, 1993, №5.

3. Власть. Очерки современной политической философии Запада. М.,

1986.

4. Дегтярев А. А. Политическая власть как регулятивный механизм

социального общения. Полис, 1996, №3.

5. Демидов В. И. Ценностные измерения власти. Полис, 1996, №3.

6. Ильин В. В. Власть. Вестник Московского Университета, серия 12,

1992, №3-7.

7. Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений. Социально-

политический журнал, 1994, №6.

8. Общая и прикладная политология. МГСУ, М., 1997. Стр. 210-237.

9. Силин А. А. Философия и психология власти. Свободная мысль, 1995,

№12.

10. Хайек Ф. А. Дорога к рабству. Новый мир, 1991, №7.

-----------------------

[1] журнал "Экономика Украины", N 12, 1996 г.

[2] Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Новый мир, 1991, №7, с.218.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.