на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социально-экономический потенциал села


поселенческих связей, которое включает расширение как связей между

сельскими поселениями на базе их определенной функциональной специализации,

так и связей между городом и селом.

Развитие поселенческих связей в данных направлениях, по существу,

означает, что городские и сельские поселения разных типов включаются в

общие системы расселения и в этом смысле интегрируются.

Принципиальное значение для упрочения и расширения поселенческих связей

имеет уточнение функций каждого из поселений с учетом интересов развития

производства, местонахождения поселения, обеспечения для населения за счет

этих связей доступности разных видов общественного обслуживания и т. д.

Рациональное разделение и сочетание функций, выполняемых рядом поселений,

особенно небольших, при развитии взаимосвязей между ними является реальной

основой, обеспечивающей совершенствование всей поселенческой сети и

жизнедеятельность различных поселений независимо от их величины.

Данные основы изменения сельского расселения и его интеграции с

городским способствуют выработке конкретных расселенческих форм, в которых

(в поселенческом аспекте) устраняется обособленность села, стираются

социально-экономические границы и расширяются интеграционные процессы между

городом и селом. Такими формами прежде всего являются общие системы

расселения разных рангов (внутрирайонные, районные, межрайонные, областные,

региональные), объединяющие городские и сельские поселения на основе

Сочетания выполняемых ими функций и развития комплекса производственных,

трудовых, социальных, культурных и т. п. связей между ними. Расселенческая

система соответствующего уровня, например внутрирайонная или межрайонная,

реализует лишь часть межселенных связей и является элементом более широкой,

многоуровневой системы расселения. Поэтому расселенческие системы разных

рангов представляют собой подразделения общего сельско-городского

поселенческого потенциала. Только через взаимосвязь всех уровней системы

расселения (например, в пределах области или более крупного региона) могут

быть созданы условия для реализации совокупности межселенных

производственных, трудовых, хозяйственных и социальных связей, являющихся

обязательным условием комплексного развития города и села и использования

их позитивных сторон. В этом и заключается основная функция расселенческой

структуры системы «город—село».

Общим критерием формирования систем расселения и включенности в них тех

или иных поселений и их групп является, во-первых, перерастание случайных,

эпизодических связей в связи устойчивые, возобновляющиеся и повторяющиеся,

становящиеся органично необходимыми для организации жизнедеятельности в

соответствующих поселениях, и, во-вторых, выделение взаимосвязанных уровней

реализации каждого из основных видов связей.

Интеграционные процессы в производственных сферах, социальной

инфраструктуре и в системах расселения города и села обусловливают

необходимость и создают предпосылки формирования трудоресурсного потенциала

системы «город—село». Одной из сторон создания общих производственных и

инфраструктурных подразделений, вообще усиления производственных и

хозяйственных взаимосвязей между городом и селом является обеспечение

комплексного формирования и использования трудовых ресурсов, позволяющего

планомерно регулировать их подготовку, распределение и перераспределение в

соответствии с изменениями в отраслевой и межотраслевой структуре,

совершенствованием форм организации и с ростом производительности труда и

т. д.

Формирование общего трудоресурсного потенциала в рамках системы

«город—село» включает несколько направлений:

постепенное сближение структурных характеристик трудовых ресурсов

города и села (профессионально-квалификационный состав, уровень образования

и т. д.) на базе выравнивания уровня развития основных сфер производства и

инфраструктуры;

осуществление балансовой увязки потребностей в трудовых ресурсах (с

учетом изменений в структуре отраслей увеличения объема производства и

услуг, роста производительности и совершенствования организации труда) с их

наличием и возможностями привлечения и подготовки дополнительного

количества работников, в частности взаимо-увязки расширения производства и

сферы обслуживания (при условии увеличения потребностей в трудовых

ресурсах) с развитием трудоэкономии в других отраслях.

Создание общего трудоресурсного потенциала предполагает также

регулирование всех форм миграции трудовых ресурсов из села в город и из

города в село (включая временные и сезонные перемещения работников) на

основе приведения в действие системы стимулов, включающей изменение условий

труда и жизни, разные формы воздействия на уровень дохода и т. д. и

рационализации межселенных связей, обеспечивающих доступность мест

приложения труда.

Необходим также комплексный подход к подготовке трудовых ресурсов в

соответствии с их потребностями в различных отраслях.

Развитие интеграционных процессов между городом и селом в основных

сферах жизнедеятельности означает в то же время ста комплексное развитие

города и села предполагает учет местных особенностей, осуществление

вневедомственного подхода к решению производственных и социальных вопросов.

Обеспечить все это можно в границах определенных территорий. Поэтому

территориальными подразделениями системы «город—село» должны стать регионы

и административные единицы разных уровней.

Регион в системе «город—село» —это не просто территория какой-либо

административной единицы или нескольких таких единиц, объединяемых

общностью экономико-географического положения. Это прежде всего

совокупность развивающихся взаимоувязанных сельско-городских подразделений,

отражающих интеграцию различных сторон города и села.

Для того чтобы территориально-административные единицы и более крупные

регионы развивались в качестве структурных подразделений системы

«город—село», необходимо, чтобы органы управления ими имели достаточные

хозяйственные права и материальные возможности, позволяющие комплексно

развивать все основные стороны ее структуры с учетом местных условий и

особенностей, привлекать к решению социально-экономических проблем все

предприятия и организации, находящиеся на данной территории, мобилизовать

местные ресурсы. Таким образом, развитие территориальной структуры 'системы

«город—село» — это в то же время и процесс отработки территориального

механизма управления социально-экономическим развитием, обеспечивающего

реализацию общей стратегии продвижения к социальной однородности общества

на базе наиболее полного использования производственных и ресурсных

возможностей, всего многообразия конкретных форм решения социальных проблем

с учетом региональных и вообще местных особенностей.

Ряд значительных мер в этом направлении уже осуществлен. Расширены

права местных Советов в области размещения и развития производства и

социальной инфраструктуры, в целом использования территории, увеличиваются

ресурсы местных бюджетов. Существенным шагом в совершенствовании механизма

социально-экономического развития явилось создание районных и областных

агропромышленных объединений, которые контролируют использование ресурсов

на социальные цели, централизуют и перераспределяют их значительную часть в

рамках территориальных АПК, разрабатывают и реализуют планы строительства

объектов социальной инфраструктуры.

Однако РАПО и другие подразделения Госагропрома не охватывают

значительную часть предприятий и организаций различных ведомств, имеющихся

в районах и областях, и не могут в полном объеме обеспечить и комплексного

социально-экономического развития. Да это, строго говоря, и не является

функцией производственных объединений.. Для решения данной задачи

необходимы вневедомственные координация и кооперирование ресурсов всех

производственно-хозяйственных подразделений данной территории, руководство

развитием социальной инфраструктуры из единого территориального центра,

создание и усиление материальных стимулов для предприятий, организаций и

населения, заинтересовывающих их в осуществлении социальных преобразований.

Таким центром управления комплексным социально-экономическим развитием

территории по существу призваны быть местные Советы. Инструментом,

позволяющим комплексно подходить к решению социально-экономических проблем,

могут стать долгосрочные республиканские, региональные, областные, районные

программы комплексного социально-экономического развития города и села, в

которых бы с учетом местной специфики, остроты разных социальных проблем

определялись пропорции в затратах ресурсов на производственные и социальные

цели, источники ресурсов и их распределение по отраслям и объектам,

перспективы развития и размещения производства и социальной инфраструктуры,

развития поселенческой сети и межселенных связей, задачи всех

производственно-хозяйственных подразделений по улучшению условий труда и

жизни работников, выделялись приоритетные решения и т. д. На базе

разработки и реализации таких программ организацию территориального

управления социально-экономическими процессами можно будет дополнить

планированием и управлением развития крупных регионов.

Город и село имеют свои позитивные особенности в каждой группе условий

труда и жизни, позволяющие в той или иной мере компенсировать менее

благоприятные стороны условий данной группы. Это относится к

сельскохозяйственному и промышленному труду и к сферам культуры,

просвещения, здравоохранения и др. Поэтому, определяя приоритетные

направления социальных преобразований на селе, следует сконцентрировать

внимание на тех мерах, которые уже сейчас или в ближайшей перспективе

позволят, возможно, более полно реализовать потенциальные преимущества села

во всех сферах жизнедеятельности.

Наконец, социальные компенсации могут использоваться как временная

тактическая мера, снимающая остроту ряда социально-экономических проблем на

селе. В этом случае они осуществляются предоставлением различного рода

льгот и преимуществ в связи с неблагоприятными условиями труда и жизни. Эта

форма компенсаций практически существует давно, хотя, вероятно, в настоящее

время целесообразно усилить ее воздействие на решение вопросов

обеспеченности сельского хозяйства и других сфер села квалифицированными

кадрами, для регулирования миграции и решения других, острых социально-

экономических проблем.

Развитие системы социальных компенсаций ведет к расширению разнообразия

конкретных форм условий труда и жизни в городе и на селе и к более полному

использованию специфических особенностей города и села. Но этот процесс

означает не сохранение, а преодоление их социально-экономической

обособленности друг от друга. Позитивные особенности города и села

сохраняются и развиваются в рамках интегрированной системы «город—село» и

используются в качестве необходимой предпосылки достижения 1 социально

равных условий труда и жизни городского и сельского населения на

компенсационной основе. В результате образ жизни городского и сельского

населения все в большей мере приобретает общие черты при одновременном

возрастающем разнообразии конкретных форм организации жизнедеятельности.

4. Рационализация использования трудовых ресурсов села

4.1 Совершенствование формирования трудовых ресурсов села и их структуры

Одним из важнейших элементов социально-экономического потенциала села

являются трудовые ресурсы. Степень рационального использования трудовых

ресурсов оказывает прямое и во многом определяющие влияние на все другие

стороны сельского потенциала.

Индустриализация сельскохозяйственного производства способствует в

целом сокращению потребностей села в работниках, непосредственно занятых в

сельском хозяйстве. В то же время развитие индустриализации сельского

хозяйства и агропромышленной интеграции ведет к росту потребностей села в

работниках, занятых в отраслях, обслуживающих сельское хозяйство и

осуществляющих переработку, транспортировку, хранение и реализацию

сельскохозяйственной продукции.

Дальнейшее размещение и развитие на селе агропромышленных предприятий,

организаций и объединений важно не только с точки зрения расширения

отраслевой структуры занятости сельских трудовых ресурсов, но и с точки

зрения формирования нового типа работника агропромышленного производства.

Процесс качественных изменений в структуре работников особенно заметен

в сельском хозяйстве, где постоянно растет потребность в механизаторских

кадрах, причем широкого профиля, в работниках таких новых для сельского

хозяйства профессий как слесари-ремонтники, мастера-наладчики, операторы

различных технических установок и др.

Посредством трудовой маятниковой миграции сельского населения

покрывается часть потребности городов в рабочей силе в промышленности,

строительстве, на транспорте и в связи и способствует более полному

использованию сельских трудовых ресурсов, что особенно важно в

трудонасыщенных районах. В определенной мере маятниковая миграция ведет к

повышению образовательного и культурного уровня сельского населения.

Наряду с положительными сторонами маятниковая миграция сельских

трудовых ресурсов имеет и ряд отрицательных сторон.

Во-первых, среди сельских маятниковых мигрантов преобладают лица

наиболее активного возраста (20—40 лет), а среди последних — мужчины, что

способствует омоложению контингента городских трудящихся, но соответственно

уменьшает трудовые ресурсы и ухудшает половозрастную структуру работников

села.

Во-вторых, работа в городе сопряжена у маятниковых мигрантов со

значительными затратами времени на поездки к месту работы и обратно, что с

учетом их занятости на приусадебном участке сокращает примерно в 1,5—2 раза

их свободное время, по сравнению с горожанами и отрицательно сказывается на

производительности их труда.

Учитывая эти отрицательные стороны, нельзя считать рациональными все

маятниковые трудовые перемещения сельского населения. Поэтому частично

маятниковые мигранты могут рассматриваться как резерв рабочей силы,

особенно в трудонедостаточных районах, который можно использовать в

сельской местности в случае расширения там сфер приложения труда,

значительного улучшения условий труда и его оплаты, усиления престижности

труда в сельской местности. Полное и рациональное использование имеющихся в

сельской местности резервов труда наряду с совершенствованием формирования

трудовых ресурсов в рассмотренных направлениях является одним из важных

условий интенсификации сельскохозяйственного производства и комплексного

развития социально-экономического потенциала села.

4.2 Трудоэкономия – основа решения трудоресурсных проблем сельского

хозяйства и села.

Решение широкого круга задач, стоящих перед сельским хозяйством в

области повышения производительности труда, рационального использования

трудовых ресурсов, изменения характера труда связано с усилением

трудоэкономии на базе технического прогресса.

Практическая реализация трудоэкономящих тенденций предполагает

изменение технического потенциала сельского хозяйства, как в

количественном, так и в качественном отношении. Особенно велика в этом

отношении роль внедрения отраслевых индустриальных технологий. Именно на

такой базе создаются предпосылки рационального использования

трудоресурсного потенциала, решения проблемы дефицита сельскохозяйственных

работников, сокращения численности занятых в этой отрасли и повышение

обеспеченности трудовыми ресурсами несельскохозяйственных отраслей в

сельской местности.

От реализации этих направлений в развитии научно-технического прогресса

зависит ускорение сокращения потребности сельского хозяйства в рабочей

силе, возможности и масштабы трудоэкономии.

Прогрессивные формы организации труда в сельском хозяйстве, в основе

которых лежит высокий уровень механизации, специализации и разделения

труда, ориентированы на улучшение производственных показателей в

использовании техники, земли, рост производительности труда, повышение

конечных результатов производства. Формирование подрядных бригад и звеньев

должно быть основано на принципах хозяйственного расчета, стабильности

производственного коллектива, примерно равного уровня квалификации и

единства оценки труда для всех, небольших размерах коллектива,

обеспечивающих его психологическую устойчивость. Использование этих

принципов в качестве основных позволяет повысить уровень коллективной

ответственности за качество выполняемых работ, рациональность организации

труда, его конечные результаты. Одновременно возрастает удовлетворенность

трудом, которая зависит как от внешних условий труда, уровня механизации,

так и от личностных отношений, психологической совместимости в коллективе,

отсутствия конфликтных ситуаций и т. д.

В связи с сезонностью сельскохозяйственного труда, отсутствием

комплексной механизации при производстве некоторых видов продукции

привлечение работников в сельское хозяйство определенное время будет еще

существовать. Однако привлечение работников из промышленных отраслей для

участия в сельскохозяйственных работах должно носить ограниченный и

экономный характер.

Главным же условием сокращения потребности сельскохозяйственных

предприятий в сезонных работниках, так же как и в целом потребности в

трудовых ресурсах, является завершение комплексной механизации, внедрение

новых технологий производства, снижающих использование ручного труда, более

полное и рациональное использование трудовых ресурсов сельскохозяйственных

предприятий, введение льготных условий для более широкого привлечения

сельского населения на сезонные сельскохозяйственные работы.

4.3 Медико-демографические аспекты воспроизводства трудовых ресурсов.

Современный уровень здоровья городского и сельского населения

свидетельствует о том, что восполнение дефицита трудовых ресурсов в

различных отраслях народного хозяйства возможно наряду с повышением

производительности труда и за счет снижения непроизводительных потерь,

обусловленных состоянием здоровья работников. Увеличение такого резерва

особенно важно в условиях снизившегося естественного прироста населения.

Учет фактора здоровья необходим и потому, что индустриальный путь

развития в таких отраслях, как сельское хозяйство, коренным образом меняет

условия труда, характер трудовых процессов, порождает новые профессии и

комплекс факторов, влияющих на работоспособность, здоровье трудящихся,

изменяет их поведение, установку на закрепление или смену места работы.

На современном этапе здоровье рассматривается как социальный индикатор

в обосновании эффективности проводимых социально-экономических, медицинских

мероприятий.

Современный уровень здоровья городского и сельского населения

свидетельствует о том, что восполнение дефицита трудовых ресурсов в

различных отраслях народного хозяйства возможно наряду с повышением

производительности труда и за счет снижения непроизводительных потерь,

обусловленных состоянием здоровья работников. Увеличение такого резерва

особенно в условиях снизившегося естественного прироста населения. Учет

фактора здоровья необходим и потому, что индустриальный путь развития в

таких отраслях, как сельское хозяйство! коренным образом меняет условия

труда, характер трудовых процессов, порождает новые профессии и комплекс

факторов влияющих на работоспособность, здоровье трудящихся, изменяет их

поведение, установку на закрепление или смену места работы.

На современном этапе здоровье рассматривается как социальный индикатор

в обосновании эффективности проводимых социально-экономических, медицинских

мероприятий.

Снижение заболеваемости, укрепление здоровья работников, увеличение

творческого долголетия — огромный резерв увеличения трудовых ресурсов

страны, повышения производительности труда, рационального перераспределения

материальных затрат на сохранение здоровья и лечение. В профилактике

заболеваний трудящихся все большее значение приобретают социально-

оздоровительные мероприятия, направленные на улучшение условий труда, быта,

реализацию сбалансированного питания, активного отдыха, здорового образа

жизни, искоренения вредных, пагубных привычек (курение, алкоголизм),

повышение гигиенической образованности, своевременное использование всех

форм восстановительного лечения (лечебной физкультуры, физиотерапии,

трудотерапии, психотерапии.

5.Специфика и пути развития сельского жилищного хозяйства.

Одним из важнейших условий решения социально-экономических проблем села

на базе реализации его преимуществ является преобразование жилищно-

коммунального хозяйства.

Выбирая пути и формы улучшения жилищных условий сельского населения,

необходимо исходить из создания наиболее благоприятных предпосылок для

реализации функций сельской семьи, всемерно используя в этих целях

позитивные особенности сельских поселений.

(Современные функции городской я сельской семьи по своему составу

практически совпадают. Однако в сельской семье по сравнению с городской

выше удельный вес производственной функции, что связано как с ведением

личного подсобного хозяйства, так и со спецификой сельского домашнего

хозяйства. Большую роль сельская семья играет в создании необходимых

бытовых условий жизни, воспитании детей, организации досуга, поскольку

процессы обобществления этих сторон жизни на селе развиты меньше, чем в

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.