на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социализация подростков


высокоурбанизированных центров, каковым является Москва.

В общем, сравнивая ответы школьников Москвы и Подмосковья, выяснилось,

что школьники столицы ориентируются на высокооплачиваемый труд,

нерегламентированный рабочий день и престижную работу, школьникам же

области предпочтительнее независимость самостоятельность в осуществлении

трудовой деятельности, большее значение придают уровню оплаты труда,

гарантиям от безработицы.

Теперь интересно сопоставить эти данные с другим опросом, который выявлял

конкретные жизненные планы учащихся (сопоставляя с мнением родителей)

Жизненные планы учащихся (в собственных оценках и оценках их родителей),

%

|Контингент |Намереваются стать |

| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |

|9-е классы | | | | | | | | | | |

|подростки |- |5,5 |38,8|11,4|2,5 |4,5 |3 |0,5 |20,4 |11,9|

|родители |2,2 |5,6 |40 |8,3 |3,9 |7,8 |2,8 |0,6 |0,4 |11,8|

|10-11-е | | | | | | | | | | |

|классы | | | | | | | | | | |

|подростки |0,5 |5 |28,1|14,3|2,5 |4,4 |3,5 |1,5 |15,8 |- |

|родители |0,5 |11,8|39,6|8 |3,2 |8,6 |1,6 |1,1 |- |0,6 |

1. рабочими

2. гос. служащими

3. служащими в фирме

4. предпринимателями

5. работниками в сфере обслуживания

6. научными работниками

7. не работающими

8. военнослужащими

9. еще не решил(а) кем

10. кем-то иным

Прежде всего следует отметить: практически ни кто из респондентов не

хочет, чтобы его ребенок стал рабочим. Такую же позицию занимают и сами

подростки. Желающих скорей видеть своих детей государственными служащими, а

не служащими в какой-либо фирме, в 7 раз меньше среди родителей

девятиклассников и в 4 раза меньше среди родителей учащихся 10-11-х

классов. Довольно близки к этим позициям и жизненные планы самих

подростков. Настораживает тот факт, что около 3% родителей и подростков

предпочли бы, чтобы последние вообще не работали.

Полученные данные свидетельствуют также о том, что резко упал престиж

научной работы. На этот вид деятельности нацелено около 8% родителей и

практически вдвое меньше подростков. Такие ориентации, несомненно, не могут

сказаться негативно на престиже общего среднего образования и планах на

продолжение обучения в средней школе. Кстати, сами респонденты отмечают: их

выбор во многом связан с тем, что положение в обществе и место жизни, по их

мнению, сегодня ни как не связано с уровнем образования. Эта позиция в

опросе получила поддержку и среди родителей, и среди подростков (средний

балл по 4-балльной шкале в поддержку этой позиции колеблется в пределах

1,98 - 2,12 балла у подростков и 2,08 - 2,21 балла у их родителей).

Следует также отметить довольно высокий престиж предпринимательской

деятельности, причем в большей степени это отмечается среди подростков.

Так, если 8 - 8,3% родителей хотели бы видеть своих детей

предпринимателями, то среди подростков на такой вид деятельности нацелено

11,4% девятиклассников и 14,3% их более старших товарищей. Принимая во

внимание, что в средней школе намерены продолжать обучение около 80%

подростков, можно говорить о практическом совпадении позиций разных

возрастных когорт старшеклассников.

Часть третья.

Система образования.

Структура системы образования.

2. Кризис образования. (о последствиях закона “Об образовании” для

подростков.)

Негосударственные образовательные учреждения, их роль.

Опрос учеников о положении в школе.

5. Исследования факторов влияющих на продолжение обучения девятиклассников.

Проблемы снижения авторитета образования.

Другим основным агентом социализации подростков является школа. Роль

школы как канала социализации не сводится только к передачи знаний, умений

и навыков подросткам, она оказывает воздействие самим характером

воспитания, жизнедеятельности ребенка в школе, где он усваивает ценностные

ориентации, моральные нормы, навыки группового поведения, обеспечивающие

ему переход во взрослую жизнь. Однако чрезмерная заорганизованность,

командно-приказной стиль, регулирование всей школьной жизни сковывает

инициативу школьника, лишает его ощущения причастности к делу, усредняют

индивидуальность. Классическая система образования строится на запоминании

различных фактов, идей, концепций, в место того, чтобы развивать

способность к анализу, к критической оценке и выработке собственных

выводов. У будущих специалистов, воспитанных в назидательной

(нравоучительной) манере, такие механизмы, как принятие самостоятельных

решений, формулировка стоящих задач, а также аналитические навыки не

предусмотрены.

Сегодня система образования, обладая относительной стабильностью,

оказалась в противоречии с обществом, изменившем ориентиры своего развития.

Кризис образования, переживаемый сейчас Россией, достаточно глубок и

многолик. И почти все его характерные черты сказываются на положении

молодежи.

Смена государственнно-политического устройства и социально-экономического

строя создала принципиально новую ситуацию в сфере образования, которая не

способствует укреплению социально-правовых гарантий каждого молодого

человека в получении образования и профессии в соответствии с его

интересами и способностями.

Конституция СССР 1977 г. провозгласила осуществление всеобщего

бесплатного среднего образования молодежи через различные каналы

(одиннадцатилетка, техникум, среднее ПТУ, вечерняя школа). В Конституции РФ

1993 г. (ст. 43) сделан шаг назад, поскольку планка обязательного общего

образования понижена и гарантирована бесплатность только основного (9 лет)

образования.

Новое поколение россиян вступает в жизнь в условиях, резко отличающихся

от тех что были раньше. Страна оказалась отброшенной далеко назад не только

в сфере материального производства и уровня жизни основной части населения,

но и по состоянию системы образования.

В середине 60-х страна продвигалась ко всеобщему среднему образованию.

Официально эта цель была провозглашена в 70-е годы, и хотя полного охвата

молодежи разными видами среднего образования достичь не удалось, к середине

80-х годов в СССР реально получало его 80 - 85% молодежи.

Представление о продвижении СССР по пути к всеобщему полному среднему

образованию дает таблица.

Распределение школьников после 8(9) класса, %.

|Всего закончили 8(9) классов и устроились|1965 г.|1975 г.|1986 |

| | | |г. |

|Пошли работать |42,5 |2,3 |0,2 |

|Продолжили дневное обучение в средней |40,0 |60,9 |55,8 |

|школе | | | |

|Продолжили обучение в ПТУ и техникумах |17,5 |36,8 |44,0 |

Таким образом, Советский Союз, до перестройки не отставал от наиболее

передовых западных стран, которые постепенно приближаются к осуществлению

всеобщего 12-летнего образования. Но Россия сдает завоеванные позиции.

Согласно принятому в 1992 году Закону “Об образовании” обязательным

считается только общее основное образование, которое остается бесплатным. С

государства сняты обязательства по обеспечению даже девятилетнего

образования, которые “возложены на родителей или лиц их заменяющих”. И это

в условиях, когда значительная часть семей не имеют средств, чтобы

обеспечить полноценное питание и летний отдых детей, когда при поступлении

в школу признаются здоровыми 30% детей, а к восьмому классу их остается 6%.

До сих пор образование в России имеет государственно-общественный

характер и строится как непрерывная цепь ступеней обучения и воспитания, на

каждой из которых действуют образовательные учреждения различных типов.

Государственная система образования включает: дошкольное воспитание, общее

среднее образование; высшее образование; послевузовское образование и

совершенствование профессионального мастерства; подготовку, переподготовку

и повышение профессиональной квалификации кадров. В настоящее время в

России, параллельно государственной, создается негосударственная система

образовательных учреждений. Растущая в обществе социальная дифференциация

находит выражение во все более широком распространении гимназий, колледжей,

лицеев. Часть их принимает детей на обучение с первого класса, другая - с

пятого, большинство - после девятого. Обучение в них отчасти платное, плата

колеблется в весьма широком диапазоне. Государственные школы нового типа, а

также частные учебные заведения (их до 1%) как правило, обеспечивают более

высокий уровень подготовки, особенно по профильным дисциплинам, что

существенно повышает возможности учащихся успешно продолжить образование в

вузах и приобрести высокий профессиональный и социальный статус.

Общая неблагоприятная ситуация в школьной жизни фиксируется результатами

социологических опросов. По данным обследования учащихся от 14 до 17 лет

среди факторов, вызывающую наибольшую неудовлетворенность учащихся,

выделяются: отсутствие права выбора учебных предметов и преподавателей

(указали 49,8%), отсутствие необходимой материальной базы, современного

оборудования, работа столовой, каждый пятый указал на свою

неудовлетворенность организацией учебного процесса, качества преподавания.

Часть респондентов негативно оценивают характер отношений с преподавателями

(18%). Лишь 10,3% учащихся считают, что учатся в полную меру своих сил и

возможностей. Большинство опрошенных, указало, что свои способности в учебе

реализует не в полной мере. На вопрос “Действует ли в Вашем учебном

заведении принцип “от каждого по способностям” (по отношению к учащимся)?”

только 23% респондентов ответили утвердительно.

Незначительная часть (16,3%) отметила, что в учебном заведении

сложилась благоприятная обстановка, есть взаимопонимание и сотрудничество

учащихся и педагогов. 60% участников опроса считают, что взаимопонимания

недостаточно, обстановка напряжена, есть давление со стороны учителей и

грубость со стороны учащихся.

Интенсивное расслоение общества по уровню материального благосостояния,

ухудшение условий жизни большей части населения уже вносят свои коррективы,

а в будущем скажется еще значительнее на судьбах учащейся молодежи.

Стремление выпускников средней школы получить высшее образование снижается

с каждым годом, такие настроения проникают и в младшие классы, что

уменьшает интерес к учебе и создает негативное отношение к школе.

Сформировавшийся десятилетиями назад и пока сохраняющийся у многих

старшеклассников стереотип на продолжение учебы, а после получения полного

среднего образования - на поступление в ВУЗ, постепенно станет достоянием

меньшей части выпускников 9-х, а затем 11-х классов. Выбор жизненных

условий у подростков и молодежи проходит ряд этапов. На каждом из этапов

корректируется, а возможно полностью меняется их социальная ориентация.

Первый этап выбора, после девятого класса, подростки делают обычно под

влиянием родителей, но в месте с тем возможно влияние уже сложившейся у

подростка социальной ориентации, наличие у них известной самостоятельности

при решении вопроса о последующих формах образования либо непосредственном

трудоустройстве. Для определенной группы учащихся получение полного

среднего образования утратит смысл.

Проблему социальной ориентации и выбора дальнейшего жизненного пути

целесообразно рассматривать для подростков в возрасте 15 лет, когда они

завершают обучение в основной общеобразовательной школе (9 классов),

выясним, что же является факторами, определяющими выбор девятиклассников.

Прежде всего отметим, что у девятиклассников достаточно велика при

определении дальнейших образовательных планов роль фактора успеваемости.

Если практически все подростки, обучающиеся на “4” и “5”, намереваются

продолжить обучение в десятом классе, а среди тех, кто успевает в основном

на “4” таковых - 3/4 контингента, то среди успевающих на “3” и “4” или в

основном на “3” таковых соответственно 48,6 и 23,3%; 68,4% обучающихся в

основном на три и 31,4% вообще имеющих тройки, не склонны к дальнейшему

обучению в школе.

Столь же велика зависимость от успеваемости и удовлетворенность от

обучения в старших классах: среди троечников до 60% тех, кто полностью или

частично не удовлетворен своим выбором продолжить обучение в 10-м классе,

тогда как среди успевающих без троек, таковых практически нет. Аналогичные

закономерности отмечаются и при рассмотрении позиции родителей.

Основные факторы, повлиявшие, по самооценкам девятиклассников на их

выбор.

|Пойдет ли |Факторы |

|ученик в | |

|10-й класс | |

| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |

|Да | | | | | | | | | | |

|балл |2,38|2,77|1,88|1,64|1,76 |1,59 |2,58|1,22 |2,39 |2,04|

|ранг |4 |1 |6 |8 |7 |9 |2 |10 |3 |5 |

|Нет, не | | | | | | | | | | |

|решил | | | | | | | | | | |

|балл |1,80|2,49|1,73|1,40|1,37 |1,13 |2,17|1,33 |2,32 |2,28|

|ранг |5 |1 |6 |7 |8 |10 |4 |9 |2 |3 |

1. совет отца

2. совет матери

3. совет родственников

4. совет одноклассника

5. совет учителя

6. рекомендации кл. руководителя

7. интерес к какому-либо предмету

8. консультация по профориентации

9. собственное увлечение, хобби

10. пример или совет знакомых

Основные факторы, повлиявшие, по самооценкам учащихся 10-11 классов, на

их выбор.

|Удовлетворен|Факторы |

|ные учебой в| |

|10-м классе | |

| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |

|Доволен | | | | | | | | | | |

|балл |2,03|2,41|1,79|1,66|1,61 |1,48 |2,42|2,16 |2,45 |1,96|

|ранг |5 |3 |7 |8 |9 |10 |2 |4 |1 |6 |

|Не доволен | | | | | | | | | | |

|балл |2,58|2,74|1,89|1,79|1,63 |1,63 |1,65|1,00 |1,84 |1,95|

|ранг |2 |1 |4 |6 |8-9 |8-9 |7 |10 |5 |3 |

1. совет отца

2. совет матери

3. совет родственников

4. совет одноклассника

5. совет учителя

6. рекомендации кл. руководителя

7. интерес к какому-либо предмету

8. консультация по профориентации

9. собственное увлечение, хобби

10. пример или совет знакомых

11.

Обратившись к основным факторам, повлиявшим на выбор подростков и

удовлетворенность таким выбором (см табл.), можно констатировать достаточно

близкую структуру этих факторов у обеих групп девятиклассников, а также

родителей, в целом удовлетворенных или не удовлетворенных выбором своих

детей продолжить обучение в 10-м классе. В этих случаях ведущими факторами,

как видно в таблицах, выступали решения самих родителей, в первую очередь

матери, и интерес подростка к какой-либо учебной дисциплине или его хобби.

Иное положение в отношении удовлетворенности продолжением обучения в

школе 10 - 11-ти классников. Расхождение позиций школьников

удовлетворенных своим выбором и неудовлетворенных достаточно велико. При

этом ведущими факторами у недовольных выступают советы родителей или

примеры знакомых. У тех же, кто, в первую очередь ориентировался на

собственные увлечения и интересы, удовлетворенность наиболее высока.

Во всех случаях следует отметить малую роль влияния школы на выбор

жизненного пути (советы учителей и рекомендации классного руководителя

занимают 8 - 10 ранговые места из десяти рассматривавшихся)

Показательно, что у удовлетворенных своим выбором десятиклассников

следование рекомендациям работников консультации по профориентации занимает

четвертое ранговое место.

Надо отметить также, что советы одноклассников относительно выбора

продолжения обучения именно в школе занимают более высокое ранговое место у

тех, кто в дальнейшем начал проявлять недовольство относительно своего

выбора.

Таким образом можно сделать вывод, что большинство подростков и их

родителей (75,7 и 76,2% соответственно) нацелено на продолжение обучения в

десятом классе; родители в большей степени, чем подростки, ориентированы на

продолжение образования в иных формах (техникум, курсы, лицей и т. д.) -

22,1% против 6,8%; среди учащихся 10-11-х классов практически 4/5

подростков довольны принятым решением продолжить обучение в

общеобразовательной школе. Анализ жизненных планов подростков показал: 3%

подростков предпочли бы вообще не работать ни после 9-го класса, ни в

последующие периоды жизни; очень резко упал престиж статуса рабочего:

практически ни кто из подростков и их родителей не ориентированы на

получение рабочих профессий; упал престиж и научной работы, особенно среди

подростков: на этот вид деятельности нацелены лишь 4% подростков и 8% их

родителей; упало доверие к бюджетной сфере: на работу в коммерческие фирмы

ориентировано в 7 раз больше родителей девятиклассников и в 4 раза больше

родителей учащихся в 10-11 классах, чем на работу в государственных

учреждениях. Практически половина респондентов отмечает, что положение в

обществе и место в жизни сегодня никак не связаны с уровнем образования.

Важной частью мировосприятия школьников становится снижение авторитета

знания и науки в целом, поскольку они знают что труд “интеллигенции”

оплачивается ниже, чем труд других слоев общества. Это произошло во многом

из-за устойчивого стереотипа невостребованности знаний, низкого престижа

интеллектуального и высококвалифицированного труда в системе экономических

отношений.

Снижение спроса на интеллектуальный и высококвалифицированный труд служит

основным фактором, способствующим обесценению и разрушению мотивов

получения образования и вместе с тем все снижающегося его качества. Сегодня

Россия - пока еще одна из самых образованных стран мира, что подтверждает

данными о коэффициенте грамотности взрослого населения, долей работников,

имеющих высшее и среднее специальное образование и другими показателями

(доступность, всеобщность, бесплатность), но что будет через несколько лет,

ни кто не знает.

Немаловажную роль в снижении ценности общего среднего образования в

глазах родителей школьников и, особенно, самих подростков сыграли средства

массовой информации и, в частности, молодежная пресса.

Сказались и снижения уровня государственного финансирования системы

образования, равно как и развитие сети коммерческих и элитарных школ,

колледжей, лицеев и т. д.

Часть четвертая.

Особенности молодежной субкультуры.

Молодежная субкультура, как особая неформальная культура.

Исследования интересов подростков.

Преступность подростков.

У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма жизнедеятельности,

она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удовлетворенностью досугом

теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. Здесь надо говорить об

особой молодежной субкультуре. Субкультура - часть общей культуры, система

ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говоря о

молодежной субкультуре, надо отметить, что в ней отсутствует

избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой

конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком,

особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится

неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные

подростковые группы.

В конце 1989 года были исследованы неформальные молодежные группы,

называемые “дворовыми тусовками”. Они образованы по месту жительства: 70%

их участников составили юноши, 30% - девушки.

“Уйти в неформалы” побудили молодых людей внутреннее одиночество,

потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым,

протест против вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что “не

знал, как жить дальше”.

Наиболее распространенными способами проведения свободного времени

являются “тусовки”, посещение видеосалонов, где подростки предпочитают

смотреть фильмы ужасов, комедии и эротику.

Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер - она полна

искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как

псевдосамостоятельность, подражание отношениями взрослых с системой

господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в

приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных

стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности

вместо ее переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от

действительности, а также стремление походить на взрослых является

употребление наркотиков.

В апреле-мае 1994 года в городе Жуковском проводились исследования

школьников 9-11 классов, которые ставили своей целью выяснить чем

интересуется сегодняшняя молодежь. Результаты опроса приведены в таблице:

Интересы подростков (в самооценках и оценках их родителей),%

|Контингент |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |11 |12 |

|9-е классы | | | | | | | | | | | | |

|подростки |1,6|1,6|2,5|2,6|2,3|1,8|2,4|2,3|2,3|2,0|1,8|1,6|

| |8 |3 |8 | |6 |8 | |3 |1 |9 |7 |7 |

|родители |1,4|1,4|2,4|2,6|2,4|1,2|2,4|2,0|1,7|1,9|1,6|1,4|

| |6 |7 |3 |6 |3 |2 |2 |7 |8 |9 |9 |3 |

|10-11-е | | | | | | | | | | | | |

|классы | | | | | | | | | | | | |

|подростки |1,7|1,6|2,5|2,5|2,5|2,2|2,4|1,9|2,1|2,2|2,1|1,6|

| |7 |7 |8 |7 |4 |1 |1 |5 |5 |4 | |8 |

|родители |1,6|1,4|2,3|2,5|2,4|1,5|2,3|1,9|1,7|2,0|1,6|1,5|

| |2 |7 |2 |8 |2 |2 |2 |7 |1 |8 |7 |2 |

Политика

Социальные науки

Спорт

Мода

Культура

Проблемы секса

Природа

Техника

Бизнес

Проблемы морали

Проблемы религии

Проблемы педагогики

Из таблицы видно, что резко сменились ценностные ориентации подростков по

сравнению даже с концом восьмидесятых: сегодня ведущими интересами у

подростков стали спорт и мода. Достаточно велико число тех, кто

интересуется проблемами культуры и искусства, правда, как отмечают многие

исследователи, речь в данном случае идет ни столько об искусстве, сколько

об интересе к современной музыке, характерной для массовой культуры. В

оценках таких интересов как доминирующих близки друг другу подростки и их

родители. Высок интерес подростков к проблемам секса. Причем родители

оценивают интересы своих детей к указанной проблеме значительно ниже самих

подростков. Одновременно в качестве негативного факта следует отметить, что

упал интерес к политическим проблемам и социальным наукам, не в последнюю

очередь это связано с деятельностью средств массовой информации.

Особую тревогу вызывает втягивание в преступный мир молодежи. В 1993 г.

16,1% выявленных преступников - это несовершеннолетние. Ближайший резерв

преступного мира - часть молодежи, которая выбывает из школы.

Общее представление о криминализации молодежи младших возрастов можно

получить из таблицы:

Правонарушения и преступность среди несовершеннолетних в 1993 г. (в тыс.

чел.)

|Возраст|Имели привод в |Состоят в милиции |Совершили |

| |милицию |на учете |преступления |

|до 13 |168,6 |81,6 |— |

|лет | | | |

|14-15 |206,2 |128,1 |66,9 |

|16-17 |281,5 |166,1 |136,9 |

|ИТОГО |656,3 |375,9 |203,8 |

Из 375,9 тыс., состоящих на учете в милиции, 156,9 тыс. - это учащиеся

общеобразовательных школ, 68,2 тыс. - ПТУ, 66,1 тыс. - работающие; 78,6

тыс. не работают и не учатся.

В “группировки негативной направленности” входят уличные бандиты, вроде

“люберецкой”, “солнцевской” и т. д. По данным МВД, в России в 1993 году

было 20 тыс. подобных группировок, в них входило 58,2 тыс. человек в

возрасте до 17 лет. Примерно четверть из них (15 тыс.) составляет кагорта

пятнадцатилетних, тех, которых выставили из школ и не приняли в техникумы и

ПТУ. Эти подростки, тот непосредственный резерв и составная часть

уголовного мира.

Рост правонарушений среди школьников связан с негативным сдвигом в

нравственной ориентации. То, что ранее считалось зазорным, сегодня

расценивается как допустимое.

Считаете ли Вы возможным для своих сверстников участие в таких видах

деятельности, как рэкет, шантаж, мошенничество, воровство и т. п.?

|Ответы |Абсолютное значение |% к числу опрошенных|

| |(человек) | |

|Да, в определенных |269 |16,5 |

|обстоятельствах | | |

|Да, но в редких случаях |274 |16,8 |

|Нет, ни при каких |603 |37,0 |

|обстоятельствах | | |

|Затруднялись ответить и |483 |29,7 |

|не ответили | | |

По мере того, как увеличивается время, проводимое детьми вне семьи и

школы, возрастает удельный вес общества сверстников, которое во многих

случаях перевешивает авторитет родителей. Общество сверстников как фактор

социализации не однородно и сейчас очень изменилось: раньше это были

руководимые и направленные взрослыми детские коллективы и организации

(пионеры, комсомол), сегодня же это разнообразные неформальные сообщества,

большей частью разновозрастные и смешанные в социальном отношении.

Часть пятая.

Заключение.

Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы изменения в

обществе, которые соответственно влияют на социализацию подростков. Вообще

обществу требуются такие его члены, которые способны жить в этом обществе.

. Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической

ориентации государства, основные традиционные агенты социализации

находятся в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно

выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее

воспитательных функций. Такие же процессы происходят и в школе.

Отсутствие финансирования в школе привело к кризису в системе

образования - нехватка учителей, раздаточного материала и т. п. - все

это сказывается на уровне образования детей. Подростки, вместо контроля

со стороны родителей и школы оказываются предоставлены сами себе,

социализируются на улице в молодежных неформальных группах. Отсюда

резкий рост преступности среди подростков.

. Дети сегодня - это полноценные граждане завтра, которые должны будут,

например участвовать в выборах. Так кто же они, люди будущего?

Литература.

1. Ковалева А. И. Кризис системы образования.// Социс 3/94

2. Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы,

перспективы / М. “Наука” 1993.

3. Кравченко А. И. Введение в социологию/М. “Новая школа” 1995.

4. Проблемы социализации молодежи. Реферативный сборник/М. 1993.

5. Воронин Г. Л. Конфликты в школе.// Социс 3/94

6. Пономарчук В. А., Толстых А. В. Среднее образование: две критические

точки современной школы.// Социс 12/94

7. Дементьева Н. Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий

старшекласснников.// Социс 6/95

8. Руткевич М. Н. Социальная ориентация выпускников основных школ.// Социс

10/94

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.